Что больше республика или область
Разница между республикой и областью
Административное деление Российской Федерации нельзя назвать простым. Среди территориальных единиц, наряду с прочими, встречаются республики и области, правовой статус которых во многом схож. Понимание разницы между ними – ключ к тонкому осознанию национальных процессов, которые в настоящий момент происходят в нашей стране.
Определение
Республика – это административно-национальная единица, тип субъекта Российской Федерации, обладающий широким спектром прав, в том числе – наличие собственной конституции, своего языка, а также местных законов. В то же время, такие образования не обладают суверенитетом и не могут выйти из состава Федерации.
Область – административная единица, образованная по территориальному принципу. Данный субъект Российской Федерации может включать в себя автономные округа, а по своему статусу аналогичен краю. Область не может входить в состав другого субъекта РФ, однако они могут объединиться путём слияния.
Сравнение
Таким образом, указанные административные образования являются субъектами Российской Федерации и исторически сформировались на определённой территории. Однако республики образуются по национальному признаку: (Адыгея, Карелия, Чечня, Мордовия). В них доминирует один этнос, который имеет право на самоопределение: собственную конституцию, язык, культуру и традиции.
Области более универсальны и формируются по территориальному принципу. В них нет одной ярко выраженной национальности, поэтому отсутствует необходимость в принятии местной конституции. При этом областей явно больше: в настоящий момент их 46, в то время как республик – всего 21. По своему статусу они практически идентичны, однако исторически больше внимания уделяется республикам как провокаторам центростремительных тенденций.
В чем разница между краем, республикой, автономной областью и автономным округом? Разница лишь в названиях?
Какая удача, вопрос по теме диплома подъехал)
Ответ будет дан очень обобщенный и краткий, пытливым умам традиционно советую разобраться самим. В помощь пригодятся ряд законодательных актов конституционного значения (Конституция РФ (ст. 5, глава 3), Федеративный договор 1992 года, ряд ФКЗ, связанный с изменением территории, статуса и названия субъектов федерации), а также учебники по конституционному праву и федерализму (например, Авакьян, Эбзеев, Юсубов, Макарцев).
В Российской Федерации существует 3 вида и 6 типов субъектов:
1) национально-государственные образования (республики, коих 22);
2) национально-территориальные (4 автономных округа и 1 автономная область);
3) административно-территориальные (9 краев, 46 областей и 3 города федерального значения (ГФЗ)).
Такое разделение пошло со времен заключения Федеративного договора от 31 марта 1992 года, когда федеральный центр заключил 3 договора с каждым субъектом федерации, выделив их в такие виды.
Республика как субъект Российской Федерации является предметом довольно бурных дискуссий, даже исходя из Конституции РФ (КРФ). В частности, в ч. 2 ст. 5 КРФ содержится такая формулировка: «Республика (государство). «, что подчеркивает особый государственно-правовой статус данного типа. Наличие собственной конституции, права на установление государственного языка в пределах собственной территории и национальный принцип формирования выделяют республики над остальными субъектами.
Автономная область существует лишь одна, Еврейская (куда без них!), и с ее формально-правовым статусом ничего нельзя сделать: в 1 главе КРФ перечислена автономная область в числе субъектов РФ, эту главу нельзя пересмотреть в обычном порядке, посему Еврейская автономная область свое особое название не утратит в обозримом будущем, а в остальном по полномочиям не отличается от автономных округов.
Наконец, края, области и ГФЗ. Между ними тремя в юридическом смысле различий нет, а между краями и областями и фактически нет разницы, просто дань традиции. Это стандартные единицы федеративного государства, как земли в Германии или штаты в США.
Почему одни регионы России – республики, а другие – области почти без полномочий? И как это отражается на экономике?
Федеративное устройство России за последние пару десятилетий перешло от модели с самостоятельными субъектами к более централизованному управлению. Но все равно в составе РФ есть республики, имеющие более широкие полномочия, и есть области, края и АО – с меньшим объемом прав. Мы разобрались, почему так вышло и как объем полномочий у конкретного региона влияет на состояние его экономики.
Какие регионы есть в России
Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.
Итак, в составе России есть:
Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.
Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.
Как регионы отличаются полномочиями?
Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.
Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.
Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.
Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).
Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).
Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.
Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.
Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.
Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.
Как статус региона влияет на его экономику
Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.
Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:
То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.
Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:
Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.
Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.
А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:
Место | Безработица | Неофициальная занятость | ||
---|---|---|---|---|
Регион | Значение, % | Регион | Значение, % | |
1 | Москва | 2,0 | Москва | 4,0 |
2 | ЯНАО | 2,4 | Чукотский АО | 5,5 |
3 | Санкт-Петербург | 2,7 | ЯНАО | 6,5 |
4 | ХМАО-Югра | 2,8 | Мурманская область | 6,9 |
5 | Московская область | 3,8 | ХМАО-Югра | 8,3 |
6 | Республика Татарстан | 3,9 | Ненецкий АО | 8,6 |
… | … | … | … | … |
80 | Чеченская Республика | 16,0 | Республика Крым | 41,1 |
81 | Карачаево-Черкесская Республика | 16,2 | Республика Алтай | 41,3 |
82 | Республика Дагестан | 17,4 | Республика Дагестан | 47,0 |
83 | Республика Северная Осетия – Алания | 17,7 | Республика Ингушетия | 49,1 |
84 | Республика Тыва | 19,4 | Кабардино-Балкарская Республика | 49,8 |
85 | Республика Ингушетия | 30,1 | Чеченская Республика | 62,1 |
Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.
История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.
При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.
Как регионы получили свой статус
Как известно, Россия имела федеративное устройство еще в советские времена (будучи РСФСР – в отличие от остальных ССР). За счет федеративного статуса в РСФСР образовывались автономные национально-государственные образования – АССР, причем буквально сразу после революции. Более того, некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР – например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.
Всего было образовано 25 АССР, некоторые из них впоследствии были расформированы, например:
Окончательно состав РСФСР был утвержден в 1936 году с принятием конституции, но и дальше иногда происходили некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, в других союзных республиках тоже существовали АССР – несмотря на отсутствие у них федеративного статуса. Впоследствии почти со всеми из них были связаны территориальные конфликты, часто – вооруженные (пример – Абхазская АССР).
Большинство АССР создавались по национальному признаку – а существующие республики во многом произошли от советских АССР. Российские автономные республики объявляли о своем суверенитете параллельно с «парадом суверенитетов» союзных республик. А некоторые автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Хакасская) получили статусы республик.
Кроме республик, в составе РСФСР было несколько автономных округов (до 1977 года они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными субъектами. Округов было достаточно много – но впоследствии многие из них присоединили к другим субъектам. В 1992 году из Магаданской области вывели Чукотский АО – на тот момент автономных округов оставалось 10. До настоящего момента их сохранилось только 4.
В 1930-1944 годы в РСФСР в рамках политики «разукрупнения» регионов появилось несколько новых субъектов – например, из Средне-Волжского края выделили Оренбургскую область, а из Восточно-Сибирского – Красноярский край. Но после распада СССР политика изменилась на противоположную.
С 1961 года РСФСР состояла примерно из тех же субъектов, что и современная Россия – только с большим числом автономных областей. После «парада суверенитетов» большинство национально-государственных образований объявили о своей самостоятельности, и только в 1992-м был подписан Федеративный договор о разделении полномочий (который подписали все субъекты, кроме Чечни и Татарстана).
Тогда политику федерального центра очень метко выразил президент Борис Ельцин:
«Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»
Это была попытка объединить в составе РФ 16 автономных образований, которые грозили покинуть федерацию. Как теперь становится понятно, региональная политика 90-х оказалась достаточно успешной – в составе РФ сохранились все национальные образования.
В 90-е для развития регионов, казалось, были все условия – федеральный центр был готов прислушиваться к мнению властей субъектов, некоторые регионы получали серьезные инвестиции за счет умения губернаторов «договариваться». Иными были и отношения в бюджетной сфере – регионам оставалось больше налогов (по мнению некоторых губернаторов, они делились с РФ в соотношении 50:50). Правда, все возможности перечеркивали объективные факторы – денег не было в масштабах всей страны, поэтому «делить» между собой было, по сути, нечего.
С деньгами стало получше с начала 2000-х, но тогда произошло ожидаемое – федеральный центр начал ужесточать свое влияние. Жертвой «укрупнения» регионов пали несколько субъектов:
Укрупнение регионов привело к некоторым проблемам в социальной сфере, за что такую политику иногда критикуют. Возможно, отсутствие положительных результатов стало причиной неудачи с дальнейшими проектами по укрупнению регионов – например, недавней истории с Ненецким АО и Архангельской областью.
Может ли измениться статус у региона
Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.
С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.
Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.
И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.
Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.
Чем республика отличается от области
В последние годы все чаще возникают дискуссии, в которых употребляются термины «республика» и «область». Порой неправильное их толкование и понимание способно ввести человека в заблуждение, привести к ошибочным выводам при оценке различных политических и социальных процессов. Эта статья призвана в сжатой форме раскрыть эти понятия и разграничить их.
Зачем нужна республика
В средние века развитие государств потребовало совершенствования механизма управления ними. Передовые мыслители того времени старались использовать опыт древних греков и римлян по созданию демократического устройства государства. Это означало, что его руководители занимали свои посты по воле народа, в отличие от божественного права или наследования престола. В этом и состоит основное содержание понятия республики.
Сегодня в подавляющем большинстве государств мира действует республиканская форма управления. Все высшие органы государств на определенный период избираются гражданами соответствующей страны, которые в полной мере имеют личные и политические права и свободы. Распространена также практика избрания органов государственной власти парламентами суверенных государств. Способ передачи власти по наследству либо другим не выборным образом – исключается.
Современные республики в отличие от древнеримских в своих главных законах-конституциях устанавливают четкие правила взаимоотношений общества и государства. В них подчеркивается представительский характер власти, которую избирает народ.
В этих документах декларируется принадлежность власти народу и отсутствие привилегированных групп и классов. Однако практика показывает, что те группы людей, которые сосредоточивают власть и материальные блага, нередко для достижения своих целей манипулируют людьми. Для получения нужного результата используются социально-политические технологии, огромные финансовые ресурсы.
22 республики России
Республики отличаются по распределению полномочий между ее высшими органами. Так, в парламентской республике власть преимущественно принадлежит парламенту, формирующему исполнительный орган и назначающему его руководителя. В президентской отношения между высшими органами власти регулирует президент страны, который:
В смешанных республиках обычно сильна власть президента и широкие полномочия у правительства. В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом и президентом. В некоторых странах с государственной религией создаются теократические республики, в которых парламент и президент подотчетны религиозному лидеру.
Что такое область
В России областью именуется крупная административно-территориальная единица, создаваемая для удобства управления территориями и решения других социально-экономических задач. Такая практика имеет место и в некоторых других странах. Область не обладает политической самостоятельностью. В своей совокупности области выступают функциональным элементом системы управления территориями.
Они должны обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей, обеспечивать выполнение не своей территории прочих функций государства. Помимо РФ области существуют в Армении, Беларуси, Казахстане. Киргизстане, в Таджикистане, Узбекистане, Украине, а также в Бангладеш и Болгарии.
Образование областей в Российской империи началось в XVIII веке. Со временем многие из них преобразовывались в другие территориально-административные единицы или включались в их состав.
В 30-е годы прошлого века шел процесс создания больших областей. Они сначала включали в себя ликвидируемые губернии. Затем эти области делились на более мелкие. При этом некоторые из них упразднялись. Когда закончилась Великая Отечественная война, и некоторые народы были депортированы из родных мест, статус республик, где они жили до депортации, снизился.
В Крымскую область была преобразована Крымская АССР, в Грозненскую область- Чечено-Ингушская АССР. Отдельные области получали новые названия. Другие упразднялись, а спустя некоторое время восстанавливались.
Сегодня в России из 85 субъектов федерации 46 имеют статус областей. В стране в 2000-е годы проходил процесс преобразования областей в края, укрупнения областей.
В чем отличия
Республики и области отличаются по ряду принципиальных признаков: