Исраф в исламе что это
Исраф в еде (расточительство)
В исламе нет места расточительству по отношению к еде
Еда − это божий дар, и расточительство по отношению к еде является признаком неблагодарности за этот дар от Всевышнего. Горько осознавать, что ежегодно в мире в мусорные баки выкидывается 2,2 млрд тонн еды, и эта цифра растет из года в год, в то время как в разных уголках Земли миллионы людей страдают и умирают от голода. В исламе поощряется умеренность в еде, а исраф (расточительство) крайне порицается, о чем свидетельствует аят Священного Корана: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Преграды», аят 31).
Нет места расточительству в священном месяце Рамадан
Вот и наступил долгожданный священный месяц Рамадан, в течение которого сотни миллионов мусульман готовят самые свежие и вкусные блюда к ифтару (разговение), чтобы порадовать своих домочадцев, соседей и гостей. Однако именно в эти священные дни в мусульманских странах увеличивается объем пищевых отходов, так как наши братья и сестры по вере в эти дни больше, чем в обычные, уделяют внимание еде. Помимо плюсов для здоровья, пост учит мусульман испытывать и понимать голод и боль нуждающихся. В этот священный месяц необходимо прилагать все усилия, чтобы заработать благословление Творца путем совершения благого и воздержания от греха, в том числе и исрафа. Поэтому верующие братья и сестры должны изо всех сил стараться отдавать остатки пищи нуждающимся людям, вместо того чтобы проявлять излишество в еде и бездумно выбрасывать продукты.
Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить
Ислам придает огромное значение гостеприимству, так как гость является проводником в райские сады. В хадисах неоднократно говорится о значимости принятия гостей в своем доме. Но вместе с этим гостеприимство не должно идти рука об руку с расточительством. Ведь в такие торжественные дни столы ломятся от разного рода угощений, одно блюдо сменяет другое, гости часто не могут осилить такое количество еды, после чего огромное количество оставшейся пищи отправляют в мусорные баки. Не стоит забывать, что наша религия не приемлет расточительства и небережливости по отношению к еде, призывая к простому и скромному гостеприимству. Самым идеальным вариантом с точки зрения ислама является то, что хозяину дома не следует скрывать от гостя блага, которыми наделил его Всевышний, а гостю не нужно ожидать сверх того угощения и отношения, что было даровано ему.
Одни голодают, другие выбрасывают продукты тоннами
Часто на мусорных баках лежат еще не раскрытые упаковки разных продуктов питания. Если одни бросают их из-за того, что купили лишнее, и продукты испортились, то другие просто потому, что они не понравились. Чтобы не было расточительства, остатки еды следует отдать нуждающимся людям, если нет нуждающихся, то можно накормить голодных животных. Ведь многие супермаркеты выбрасывают продукты в основном, когда приближается или уже истек срок их хранения. Было бы хорошо, чтобы благотворительные организации работали вместе с крупными продуктовыми центрами, для того чтобы собирать продукты питания, которые не были распроданы или у которых совсем скоро истечет срок употребления.
Мир против пищевых отходов
Расточительство по отношению к еде дошло до того, что некоторые государства на высшем уровне разрабатывают специальные программы по предотвращению увеличения количества пищевых отходов. К примеру, в Турции власти предложили сократить потребление белого хлеба, так как ежедневно граждане этой страны выбрасывают примерно 6 млн буханок хлеба (около 1500 тонн). А в Германии и Великобритании разработаны специальные государственные программы учета таких потерь, как пищевые отходы, и созданы системы их возможного сокращения. Британцы в течение последних пяти лет проводят общественную компанию «Люблю еду, ненавижу отходы»: 53 крупнейшие розничные сети обязались снизить количество выбрасываемых продуктов при приготовлении пищи. В Евросоюзе были проведены исследования, направленные на решение этой проблемы. В январе 2012 года Европарламент принял резолюцию: к 2020 году количество выброшенной еды должно сократиться на 50 %, а 2014 год был объявлен «Европейским годом против пищевых отходов». В Америке от 27 до 50 % вполне пригодные в пищу продукты питания не доходят до потребителя и попадают на помойку. Например, если в большой партии помидоров, поступивших в контейнере, несколько плодов оказывается испорченными, то на помойку отправляется вся партия. Выкинуть контейнер для компании дешевле, чем нанять человека, который будет сортировать овощи.
Золотые правила
Эти пять советов подскажут вам, как правильно распоряжаться едой и не расточительствовать.
1. Следуйте принципу: покупать меньше, но чаще. Заранее планируйте свое меню, составляйте список продуктов, совершайте осознанные и нужные покупки. Если за один день вы съедаете одну булку хлеба, то нет необходимости покупать сразу три или четыре буханки. В противном случае недоеденный хлеб зачерствеет, и вы будете вынуждены выкинуть его. В итоге, выбросив часть пищи, вы просто выбрасываете деньги на ветер.
2. Если у продуктов питания вышел срок годности, не спешите их выкидывать. Используйте пищевые отходы для получения компоста и удобрения почвы. Отдайте на корм животным, например, семена отлично подойдут птицам. Вместо того чтобы выкидывать продукты, следует раздать их бедным и нуждающимся или положить еду на видное место в надежде, что ее съедят голодные животные и птицы.
3. В кафе и ресторанах часто случается так, что на тарелке оказывается слишком много еды, которую вы не можете осилить в раз. Поэтому старайтесь заказывать столько еды, сколько вы можете съесть, иначе оставшаяся еда отправится на мусорную свалку.
4. Размещайте продукты на полках и в шкафах таким образом, чтобы в первых рядах стояла скоропортящаяся еда и давно купленные товары. Составляйте меню, ориентируясь на них.
5. Каждый раз, когда выбрасываете еду, помните, что в мире огромное количество маленьких детей, целые народы голодают, и такое небрежное отношение к еде является проявлением неблагодарности к Всевышнему. Ведь Творец Всемогущий запретил людям чрезмерную трату и расходование того, что он им посылает. Это вредно как для самого человека, так и для всего человечества. А если все-таки не получилось соблюдать умеренность, будьте щедрыми. Возьмите на работу приготовленные накануне вечером беляши и угостите коллег, отнесите соседке, пригласите друзей на ужин. Самое главное − не дайте им пропасть.
Мусорная инициатива
Каждый день по всему миру несколько миллионов человек недоедают или ложатся спать без ужина. Каждый по мере своей возможности должен стараться бережно относиться к продуктам питания, убеждать своих братьев и сестер по вере не выбрасывать лишнюю еду, а отдавать ее нуждающимся. Предприниматель и эколог Роб Гринфилд провел тур по Америке с целью показать миру, сколько хорошей еды, которую можно было бы отдать нуждающимся, оказывается в мусорных контейнерах. За время тура Роб и его друзья собрали неиспорченную еду на сумму около 10 000 долларов и раздали ее 500 жителям разных городов США. Участники «мусорной инициативы» находили в контейнерах целые ящики неиспорченных фруктов, хлеб в упаковках, нераскрытые пачки хлопьев для завтрака, всевозможные сладости и другие продукты питания.
С раннего детства учим бережно относиться к еде
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания необходимо с раннего детства. Надо учить ребенка съедать всю пищу, которую ему дали, или не брать больше, чем он может съесть. Для маленького чада выбросить маленький кусочек хлеба, пусть даже зачерствевший, должно считаться большим прегрешением. Чтобы не было исрафа, ребенок должен учиться поднимать маленькие кусочки хлеба. Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «В каждом деле шайтан находится рядом с вами, даже когда вы едите. Если кто-то из вас уронит кусок еды на пол, то пусть поднимет его и, стряхнув пыль, съест, не оставляя этого куска шайтану. Так как неизвестно, в каком куске пищи находится баракят».
Для хорошего повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде
Дорогие читатели, если относиться к еде бережно и не выбрасывать остатки, можно существенно сэкономить. Несколько советов, как вернуть продуктам свежий вид и вкус:
Если вам попался слишком твердый сыр, заверните его на ночь во влажное полотенце, натертое солью. Старый, твердый сыр снова станет мягким и нежным, если его несколько часов подержать в молоке. Можно пропустить сыр через мясорубку или натереть на мелкой терке, затем добавить сливочное масло (можно маргарин) и хорошо вымешать. Эту массу использовать для бутербродов. А если положить ее в холодильник, она застынет, и ее можно нарезать ломтиками. Такой сыр хорошо добавить и к отварным макаронам.
Не беда, если вы забыли накрыть ваши пироги и они стали черствыми. Поместите выпечку в пластиковую или металлическую посуду, а сверху положите один или несколько кружочков яблока. Таким образом зачерствевший пирог получит влагу.
Если у вас скисли сливки, не спешите их выбрасывать, они обогатят вкус соусов, супов и салатных маринадов. Прокисшее молоко и кефир можно использовать как основу для приготовления оладий: из муки, молока с добавлением яйца, сахара, соли и щепотки питьевой соды замесите негустое тесто (оно должно быть однородным) и пожарьте оладьи. А на прокисшей сметане приготовьте блинчики. Сметану предварительно взбейте, добавьте воду, соль, сахар и яйцо, всыпьте просеянную пшеничную муку. Сделайте тесто − и можно жарить блинчики. А начинку приготовьте из оставшегося на костях мяса (из супа). Мясо срежьте, пропустите через мясорубку, обжарьте с измельченным репчатым луком, посолите по вкусу. Этот фарш годится и для запеканки.
Слегка увядшую петрушку подержите полчаса в слегка теплой воде, зелень посвежеет. Чтобы вялый редис снова стал хрустящим, его вместе с ботвой (но без хвостика) нужно положить в холодную воду.
Умеренность и сдержанность – главные качества верующего, которые должны проявляться в каждом аспекте его жизни, включая употребление и расходование пищи. Люди с каждым годом все больше и больше покупают, но параллельно с этим отказываются брать на себя ответственность перед Всевышним. День за днем на фоне нищеты и голода в некоторых странах растет роскошь, излишество и расточительство в еде. Дорогие братья и сестры, не забывайте слова посланника Аллаха (мир ему!): «Тот, кто засыпает сытым, когда голодает сосед, не из нас».
Исраф
Исраф (араб. إسراف) — проявление чрезмерности и незнание меры при пользовании материальными благами, дарованными Всевышним, а также трата их впустую.
Понятие «исраф» может быть применимо к таким важнейшим благам, как время, здоровье и жизнь. Поэтому необходимо проявлять особую бережливость в отношении них, ведь они — ценнейший капитал и богатство каждого человека.
Согласно мнению большинства ученых-богословов, совершать исраф запрещено (харам), на что указывают некоторые аяты Священного Корана, а также изречения пророка Мухаммада.
В некоторых случаях проявление чрезмерности все же допускается. К ним ученые-богословы относят расходование материальных средств на благотворительность и социально важные цели. Однако все же и в этом случае предписано соблюдать определенную меру — не допускается жертвовать всем своим имуществом, оставляя себя и свою семью в нищете.
Кстати, трату даже небольшого количества материальных благ на греховные и неподобающие верующему человеку деяния ученые-богословы также отнесли к понятию «исраф».
Проявление исрафа не допускается в том числе и в делах, связанных с поклонением Всевышнему. Поэтому, например, совершая малое (вуду’) или полное (гусль) омовение, необходимо соблюдать меру в использовании воды, стараясь не расходовать ее в большом количестве.
Также необходимо соблюдать определенную меру в выполнении молитвы (намаза) и при соблюдении поста, не впадая в крайности. Не допускается, например, все ночи проводить, занимаясь совершением [дополнительных] молитв-намазов, или каждый день соблюдать [дополнительный] пост[1].
Дополнительно на тему расточительства советуем почитать статью «Расточительство в Исламе».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Исраф // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 176–194.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Расточительство (исраф) – 1
Расточительство, исраф, чрезмерность — это безрассудная трата того, что можно направить на благие дела. Когда говорят об исрафе, прежде всего приходит на ум расточительство материальное. Это понятие связано с деньгами и имуществом, но не ограничено только ими. Существуют расточительство духовное: переходить границы, установленные Всевышним, не прислушиваться к словам пророков, совершать скверные деяния, тратить жизнь впустую.
Давайте попытаемся разобраться и почитаем Коран. Во многих аятах употребляются слова исраф и мусриф — транжиры. Духовное расточительство намного страшнее материального, поскольку его последствия не ограничены только земным существованием, а распространяются на будущую жизнь.
Поэтому Всевышний Аллах в Коране особо отметил эти грехи. Человек пришёл на землю для того, чтобы совершать деяния, которые зачтутся в будущей жизни. Но из всего земного он сможет взять с собой в могилу только несколько метров ткани. Мирское существование со всеми его возможностями дано Всевышним как некий капитал. Мы используем это богатство, можем совершать поступки ради будущей жизни и таким образом обрести вечное блаженство. В суре «Тауба» говорится как раз об этом: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него [, данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надёжнее в Своём обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех» (Сура «ат-Тауба», 9 / 111).
Эти испытания готовят препятствия на жизненном пути человека. Земное бытие не похоже на течение полноводной и спокойной реки. Поэтому мы и пробуем на вкус все события, радостные и горькие, узнаём, какого цвета наши часы и минуты. Иногда человек ошибается, используя сокровища своей жизни: неправильно себя ведёт, преступает установленные границы. Это несоответствие люди и называют грехом. Тогда душа чернеет, сердце мутнеет, и человек перестаёт различать доброе и злое.
Есть большие грехи и малые, но известно одно: любой проступок всё равно разрушает духовную жизнь, а мусульманин испытывает огромный убыток на пути в будущую жизнь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил это в хадисе: «Когда человек совершает один грех, то на его сердце появляется чёрное пятно. Когда он раскаивается в содеянном, делает тауба, то эта точка стирается. Если грехов много, то и нравственной черноты становится больше. Затем наступит момент, когда человек не сможет очиститься, и сердце полностью покроется пятнами». О таких людях говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца» (Сура «Мутафиффин», 83 / 14; Ибн Маджа, «Зухд», 29). Поэтому Всевышний Аллах повелевает грешникам обратиться к Нему и очиститься.
Расточительство в вере
Это не означает, что человек во что-то сильно верит и тем самым расходует иман. Наоборот, данную Всевышним потребность и способность он расходует на ширк (упорство в неверии). Мусриф замкнут на своих заблуждениях и глух ко всем советам и предостережениям пророков. В суре «Та Ха» говорится: «Так Мы расплачиваемся с теми, кто излишествовал и не уверовал в знамения Господа своего. А наказание в будущей жизни, конечно, более суровое и долговечное» (Сура «Та Ха», 20 / 127). Чтобы узнать, о ком здесь идёт речь, достаточно посмотреть на содержание двух предыдущих аятов. В них говорится о наказании людям, которые не воспринимали наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня»» (Сура «Та Ха», 20 / 125—126). Понятие исраф в этом контексте подразумевает игнорирование посланий Всевышнего.
О мусрифах — расточительствующих сказано в суре «Анбия»: «Потом Мы сдержали данное им обещание, спасли [от бедствий] их и тех, кого захотели, а преступающих [пределы дозволенного] погубили» (Сура «аль-Анбия», 21 / 9). Это люди, которые не следовали за пророками и называли их лжецами. Также в суре «Ясин» упомянуты те, кто не прислушался к посланникам, направляющим на истинный путь: «Они сказали: «Дурное предзнаменование — в вас самих. Неужели, если вас увещевают, [вы будете считать это дурным предзнаменованием]? Тогда вы — люди, преступившие пределы [дозволенного]!»» (Сура «Ясин», 36 / 19). Про них так и говорится: «вы — мусрифы», те, кто тратит впустую возможность обрести истинную веру.
В суре «аз-Зухруф» говорится о Коране как об Откровении Всевышнего и Великой Книге. Эти строки обращены к мушрикам: «Он находится у Нас в «Матери Писания», он — Возвышенный, Мудрый. Неужели Мы станем лишать вас наставлений [Корана] из-за того, что вы — люди, нарушающие дозволенное?» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 4—5). Здесь мусрифы — племена, которые не вняли предостережениям Всевышнего и придают Ему сотоварищей.
Расточительство в богослужении
Это не означает, что человек усердствует в поклонениях. Расточительство и богослужении — выполнение предписаний Всевышнего с недостатками или нежеланием. В суре «Ан`ам» говорится: «Он — Тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих»(Сура «Ан`Ам», 6 / 141). Коран предупреждает: не оставляйте себя в затруднительном положении, когда даёте милостыню бедным. Хотя можно понять эти строки иначе: не расточительствуйте возможностью совершать добро, помогайте нуждающимся. Саид бин Мусейф и Мухаммад бин Кааб растолковывали этот аят следующим образом: не препятствуйте садака, не бунтуйте против Всевышнего (Ибн Кясир, «Тафсир», 2 / 182).
Расточительство (исраф) – 2
Расточительство в нравственности
Поведение людей является отражением их нравственности. Поэтому так важна роль религии, которая воспитывает духовность человека. Но если человек не воспринимает постулаты веры, то совершённые проступки и моральные недостатки считаются исрафом. Другими словами, расточительство нравственности — это нечестивое поведение. Ислам придаёт огромное значение благочестию, что отражено во многих аятах Корана. Одно из выражений нравственного расточительства — это неблагодарность.
В суре «Юнус» такой раб Всевышнего назван мусрифом: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лёжа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя. Вот как нечестивцы обольщаются тем, что они вершат» (Сура «Юнус», 10 / 12).
Проявление исрафа — в трудные моменты обращаться к Творцу, просить Его милости, а когда препятствия и сложности останутся позади, забывать о благодарности и расслабляться, как будто не было никаких молитв. Это поведение не одобряется Всевышним, поэтому в Коране часто повторяется предостережение мусрифам: «Когда волна, словно тень, накрывает неверных, они взывают к Аллаху, искренне веруя в Него. Но когда Он спасает их [и выводит] на сушу, то некоторые из них становятся умеренно верующими, [а некоторые не становятся]. Но лишь изменники и неблагодарные отвергают Наши знамения» (Сура «Лукман», 31 / 32);
«Беспокойным, когда его постигнет беда» (Сура «Меаридж», 70 / 20);
«Слышал ли ты [, Мухаммад,] рассказ о Мусе? Вот его Господь воззвал к нему в священной долине Тува [и велел]» (Сура «Фаджр», 79 / 15—16). О таких людях как раз и говорится, что они впали во грех расточительства, выказав неуважение ко Всевышнему.
Разврат — ещё одно проявление расточительства нравственности. В суре «Шуара» слово исраф использовано именно в этом значении: «И не подчиняйтесь велению нечестивцев» (Сура «аш-Шуара», 26 / 151).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал самудян: «Не следуйте за теми, кто расточительствует». О том, кто такие мусрифы, сказано в следующие аяте: «Которые творят беззаконие на земле и не творят добра» (Сура «аш-Шуара», 26 / 152).
Третье выражение нравственной испорченности и расточительства — половые извращения. Аят повествует о племени, к которому был направлен Лут (алейхиссалям): «Воистину, в страсти вы используете мужчин вместо женщин. Ведь вы перешли всякие границы» (Cура «А`раф», 7 / 81).
Они тоже названы мусрифами. В суре «Зарият» рассказывается о визите небесных посланников к пророку Ибрахиму: «которые предназначены нечестивцам твоим Господом» (Сура «аз-Зарият», 51 / 34).
Этих ангелов Всевышний направил к обществу мусрифов, чтобы строго наказать. Здесь говорится не о материальном исрафе, а именно о расточительстве возможности жить благочестиво: о совершении действий, которые с точки зрения Ислама являются запрещёнными и неблаговидными.
Расточительство в праве
Всевышний придаёт очень важное значение правам людей, поэтому в Коране несправедливые взаимоотношения в обществе расцениваются как расточительство. Один из видов подобного расточительства — давление имеющих власть, притеснение слабых. В суре «Юнус» рассказывается о том, каким был фараон мусрифов: «За Мусой из страха перед Фир’ауном и его вельможами последовало лишь немного людей из народа Фир’ауна, опасаясь его преследований, ибо Фир’аун правил на земле самовластно. Воистину, он преступил всякую меру» (Сура «Юнус», 10 / 83).
Здесь рассказывается, как повелитель несправедливо относился к людям, обладая властью, использовал её не по назначению, притесняя и оскорбляя подданных. Об этом говорится и в другом аяте: «Несомненно, Мы избавили сынов Исраила от унизительного наказания Фир’ауном, ибо он был спесив и необуздан» (Сура «ад-Духан», 44 / 30—31).
Ещё один нюанс проявления исрафа права — когда мусульманин даёт ответ на несправедливое отношение к себе. Об этом рассказывается в аяте: «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом]» (Сура «аль-Исра», 17 / 33).
Не отдавать сиротам их имущество — это тоже расточительство прав. В суре «ан-Ниса» содержится важное наставление: «Подвергайте испытанию сирот, [находящихся на вашем Попечении], пока они не достигнут брачного возраста. И тогда, если обнаружите, что они достигли зрелости разума, то вручайте им их имущество, а не расходуйте понапрасну, в спешке, [опасаясь], что они, достигнув совершеннолетия [, лишат их опекунских прав]. Кто из [опекунов] богат, пусть воздержится [от использования имущества сирот]; кто беден, пусть кормится из него согласно обычному праву. Когда вы вручаете им их имущество, то пусть присутствуют свидетели с их стороны. И только Аллаху ведом истинный счёт» (Сура «ан-Ниса», 4 / 6).
Здесь нужно верно понимать значение слов мусриф и исраф. Если нет необходимости, граничащей со смертельной опасностью, например, голодной смерти, то человек не имеет права воспользоваться собственностью сироты.
Расточительство имущества
Коран разрешает людям кушать и пить, но предостерегает от исрафа: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (Сура «А`раф», 7 / 31).
В аяте говорится о том, что плоды и зёрна даёт Всевышний, но в трудные дни нужно делиться имуществом с нуждающимся. Это позволит избежать расточительства: «Он — тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 141).
В Коране даны примеры того, как не следует поступать, и сказано о внимательном отношении к самому себе, о необходимости давать отчёт. И что же делать верующему, когда он чувствует, что жизнь его тратится впустую? Нет сомнения в том, что у каждого из нас есть грехи. Это заложено в природе человека. Если бы Всевышний захотел, то сотворил бы Своего раба не совершающим проступки. Но так проявляется испытание человека на земле: мы созданы со склонностью к греху и с волей его преодолеть. Коран призывает изучить пути, как избавиться от последствий ошибок. Для этого важнее всего в состоянии адаба просить Всевышнего о прощении: «Или они станут утверждать: «Он измыслил Коран». Отвечай: «Сочините-ка десять измышленных сур, подобных Корану, и призовите [на помощь] кого сумеете, помимо Аллаха, если вы и вправду [так считаете]»» (Сура «Худ», 11 / 3).
И самое главное — верующий должен знать, что Всевышний способен прощать. Поэтому не стоит впадать в отчаяние и терять надежду на Творца. Совершение греха так или иначе задевает совесть человека: он впадает в безнадёжность и всё больше отдаляется от Всевышнего. Создатель предупреждает: «Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — прощающий, милосердный»» (Сура «аз-Зумар», 39 / 53).
Несмотря на то, что эти люди и совершали исраф, и проявляли неуважение, Всевышний не гневается. Поэтому мусульманин должен понимать, какими могут быть последствия его поведения и как избавиться от результатов неправильных решений, недобрых мыслей и плохих намерений. Их можно стереть искренним раскаянием и просьбой о прощении.
Всевышний и учит тому, как обращаться к Нему. Он наставляет тех, кто следует за Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), вместе с ним борется за веру. В Коране сказано: «И они [при испытаниях] только восклицали: «Господи наш! Прости нам грехи наши и несдержанность в поступках, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных»» (Сура «Али Имран», 3 / 147).
Это означат, что Аллах в каждом аяте обращается к мусульманам, к умме Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И вы поступайте таким же образом». Поэтому если вы совершили грехи, очищайтесь раскаянием. Но лучше заранее знать, как можно лишиться милости Всевышнего, и ни в чём не расточительствовать.