Истихада это что в исламе
Хайд. Нифас. Истихада.
В шарите есть некоторые нормы, которые касаются исключительно женщин. К таким нормам относятся вопросы менструального цикла (хайд), послеродовой период (нифас) «очищения» и кровяные выделения из полового органа женщины при болезни. Дабы просветить мусульманок, многие из которых, к сожалению, не знакомы с положениями шариата, связанными с этими нормами, мы решили предоставить вашему вниманию небольшой материал. Надеемся, что он станет полезным для вас по воле Аллаха.
Хайд или, иными словами, менструальные выделения — это кровянистые выделения из полового органа женщины, появление которых начинается с совершеннолетием. Примерный минимальный возраст, когда у женщины может начаться хайд — девять лет. Это минимальный общераспространенный возраст. Любые выделения, которые появятся до этого возраста не будут считаться менструацией.
Вопросы хайда затронуты в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал, упоминая хайд (смысл): «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Сура «Корова», аят 222). Также в одном из хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Это то, что предписано Аллахом дочерям Адама». В другой версии хадиса: «…дочерям Хавы».
Цвет
Отличить хайд можно по нескольким цветам. В основном он имеет четыре цвета:
1. Темный (близкий к черному). Передается от Фатимы бинт Аби Хубейш, да будет доволен ею Аллах, что во время её менструального цикла посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Если это кровянистые выделения хайда, то они известного темного (черного) цвета» (Хадис передали Ад-Дарукутни, Абу Дауд, Ан-Насаи и др.)
2. Красный цвет. Это основной цвет крови.
4. Мутный цвет. Цвет напоминает мутную воду.
Период хайда
Период менструального цикла разнится в зависимости от женщин. Минимальный срок кровянистых выделений (хайд) — один день и одна ночь, то есть одни сутки. А в среднем они продолжаются около шести-семи дней. Что касается максимального периода хайда, то он достигает пятнадцати дней.
«Чистота»
Минимальный период «чистоты» между двумя менструальными циклами хайда составляет пятнадцать дней. Так как, если максимальный период менструального цикла достигает пятнадцати дней, то и минимальный период «чистоты» должен составлять пятнадцать дней, потому что обычно в одном месяце бывает и менструальный цикл и цикл «чистоты».
Нифас
Послеродовые выделения на арабском языке называются нифас. Это кровь и жидкость, которые выделяются у женщин после рождения ребенка. Ни до рождения, ни во время рождения, а именно после рождения.
Минимальный период выделений нифас — мгновение. То есть, кровь и послеродовые выделения выходят сразу, одним разом, и прекращаются. Иногда у роженицы могут вообще не наблюдаться послеродовые выделения. А максимальный период выделений нифас — шестьдесят дней. В среднем эта цифра составляет сорок дней.
Особенности хайда и нифаса
Во время менструального цикла и цикла послеродовых выделений женщине запрещены некоторые вещи.
3. Таваф (обход вокруг Каабы).
5. Прикосновение к Корану и его ношение с собой.
6. Пребывание в мечети.
8. Получение наслаждений от того места, что между пупком и коленями.
Также к особенностям хайда и нифаса относится то, что после их завершения женщина должна совершить обязательное купание (гусль).
У женщин могут наблюдаться также другие кровяные выделения помимо хайда и нифаса. Такие выделения называются на арабском языке истихада. В основном они бывают связаны с болезнью женщины. Но общее правило гласит, что кровяные выделения, которые женщина наблюдает после максимального периода хайда или нифаса будут считаться истихадой. То есть кровь, которая выделяется после пятнадцати дней хайда или шестидесяти дней нифаса будет считаться истихадой.
Особенности хайда и нифаса не распространяются на истихаду, поэтому женщина во время истихады обязана совершать намаз, соблюдать посты и все остальные обязательные действия. Ей необходимо будет смывать нечистоту, прикладывать к половому органу материю, тампон или прокладку для сдерживания крови, и совершать намаз, делая омовение после наступления времени молитвы. Не смотря на отличие между хайдом и истихадой, выделения истихады будут также считаться наджасой (нечистотой). В этом их особенности схожи.
Конечно, очень сложно разобрать все вопросы, связанные с хайдом, нифасом и истихадой в одной маленькой статье. Поэтому мы по мере возможностей иншааЛЛах ответим на ваши вопросы, если вы оставите их под статьей.
[Статья написана на основе шафиитского мазхаба и некоторые нормы могут отличаться от мнений других мазхабов и ученых].
Умар Бутаев [ islamcivil.ru ]
Появились вопросы?
Важно для женщин: хайд, нифас и истихада
Месячные определяются как кровь, выходящая из матки [1] неболеющей [2] и небеременной женщины после возраста половозрелости [3]. Их минимальная длительность – три дня (72 полных часа), максимальная – десять дней (240 полных часов) [4]; средняя – между ними, то есть пять дней.
Если кровотечение длится менее трех дней или более десяти дней, то (излишек) считается не месячными [5], а дисфункциональным маточным кровотечением (истихадой) [6].
Во время месячных [8] не дозволено следующее:
2) таваф (обход вокруг Каабы) [9] ;
3) вход в мечеть (даже если только чтобы пройти сквозь нее);
4) получение прикосновений от пупка (ниже него) до колена (включительно) [10] ;
5) чтение Кyр`ана [11] ;
Половой акт после месячных
Если период ее кровотечения завершился в течение десяти дней (но по окончании ее обычной нормы), ей нельзя вступать в половой акт, не исполнив одно из следующих действий:
2) таяммум (при наличии оправдания), а с ним и молитву, пусть даже и добровольную;
3) пропуск обязательной молитвы, если период кровотечения завершился так, что было достаточно времени, как минимум, на купание и произнесение тахримы до истечения времени для молитвы. Если такое происходит, то с женщиной далее можно вступать в половые сношения (даже если она не искупалась). Если же времени между завершением периода ее кровотечения и окончанием времени молитвы было столь мало, что у нее не было достаточно времени на купание (и тахриму), то она не считается упустившей обязательную молитву (и половой акт с ней по-прежнему не дозволен).
Если период ее кровотечения выходит за рамки десяти дней, то разрешается [13] вступать с ней в половой акт сразу по завершении десятого дня (240 полных часов) из-за уверенности (об окончании месячных и) о том, что дополнительное кровотечение является истихадой.
Минимум и максимум тухра
Следующие случаи считаются истихадой:
1) любое кровотечение беременной женщины, даже во время родов до выхода большей части ребенка;
2) кровотечение (после родов) более сорока дней (то есть излишек считается истихадой);
3) кровотечение сверх обычной нормы месячных или послеродового кровотечения при условии, что оно превысит максимальный срок (для месячных или послеродового кровотечения; в этом случае кровотечение за пределами ее нормы считается истихадой);
4) любое кровотечение девочки, не достигшей половозрелости.
Истихада подобна непрерывному носовому кровотечению (касательно правила в отношении нее) [19] ; она не является препятствием для (дозволенности) поста, молитвы, полового акта и тавафа.
Если такое кровотечение будет длиться в течение всего времени для молитвы, женщина тогда должна будет совершить омовение в начале каждого времени для молитвы так же, как это делают те, у кого имеется хроническое недержание мочи, постоянная диарея, постоянное газовыделение или постоянное кровотечение (из любой части тела) [20].
Условия хронических оправданий
Есть три условия для людей с хроническими оправданиями: условие установления оправдания, условие его продолжительности и условие его окончания.
2) Условием продолжительности оправдания служит его появление в каждом времени молитвы после этого, пусть даже и один раз (во время каждого времени молитвы).
3) Условие окончания оправдания (когда человек более не считается оправданным) состоит в том, чтобы время молитвы прошло без единого появления проблемы (оправдания).
[1] И фактически выходящая из влагалища. (Биргиви. Зухр мутааххилин, 67)
[2] Имеется в виду отсутствие болезни, вызывающей выход крови. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:200)
[3] С правовой точки зрения, минимальный возраст половозрелости для девушек составляет 9 лунных лет (около 8 лет и 9 месяцев по солнечному календарю). (Абидин. Хадия, 43; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:200; Касани. Бадаи санаи, 1:157)
Кроме того, месячные обычно не появляются после менопаузы, которая, с правовой точки зрения, наступает в 55 лунных лет. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:200) Впрочем, у некоторых женщин она наступает позже или, наоборот, раньше.
[4] При этом непрерывность десятидневного кровотечения не является условием: любое прерывание в рамках возможных для месячных дней ретроспективно считается месячными. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:201)
[5] По ханафитскому мазхабу, важно, чтобы женщина записывала свою норму менструации и норму послеродового кровотечения, а также любую иную кровь, которую она наблюдает. Это делается, чтобы правильно применить соответствующие правовые нормы.
[6] Еще один связанный с этим сценарий возникает, если кровотечение превышает обычную для женщины норму месячных и продолжается более десяти полных дней (240 часов). В этом случае кровотечение, которое явилось по истечении ее нормы, ретроспективно считается истихадой.
Если же длительность кровотечения не превышает десяти полных дней, то все оно считается месячными, и вся его продолжительность считается ее новой нормой месячных. (Абидин. Хадия, 43; Касани. Бадаи санаи, 1:158)
[7] Но при этом каждый раз, когда кровь полностью останавливается во время этих десяти дней (то есть когда никакого цвета нет), ей следует продолжить ее обязательные молитвы и – если идет рамазан – дни поста.
[8] А также послеродового кровотечения. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:204–205)
[9] Сам по себе таваф будет действительным, но совершение его будет грехом, поскольку исполнение его в таком состоянии является совершенно неугодным (макрух-тахриман). Соответственно, за такой поступок нужно будет совершить искупление (см. раздел о хадже, стр. 169). (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:207; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:194)
[10] То есть непосредственных прикосновений без барьера в виде одежды и т. п. даже при отсутствии удовольствия. Если ее муж коснется этого участка через барьер, вреда не будет, даже если оба испытают при этом удовольствие. Они могут также целоваться, вместе лежать. Им не следует специально из-за этого спать в отдельных кроватях, поскольку это стало бы уподоблением иудеям. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:208; Абидин. Хадия, 44; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:194)
[11] То есть даже части аята, если намерением является чтение Кyр`ана. Однако можно читать аяты восхваления, мольбы и защиты (например, суру «Фатиха» и последние три суры) с намерением восхваления, мольбы или защиты, но без намерения чтения Кyр`ана. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:204–205; Абидин. Хадия, 44; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:195)
Кроме того, в данном запрете под «чтением» подразумевается произнесение аятов Кyр`ана посредством движения губ и произнесения слов. Чтение же его в уме дозволено и во время месячных.
[12] Запрет относится к любому написанию целого аята Кyр`ана – будь то в книге, монете или др. Без омовения нельзя прикасаться ни к какой части экземпляра Кyр`ана, включая его страницы, края, обложку и т. д. В отношении других религиозных книг – например, по исламскому праву или хадисам – запрет касается лишь прикосновения непосредственно к аяту Кyр`ана. Запрет относится также и к переводу (и транслитерации) Кyр`ана на иные языки. Запрет на прикосновение распространяется и на иные ниспосланные книги: Евангелие, Тору, Псалтырь, несмотря на то, что они были искажены людьми и потому отменены. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:205–206; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:118–119, 195) Считается совершенно неугодным (макрух-тахриман) прикасаться к книге, которой нельзя касаться без омовения, через собственный рукав (или иную любую иную часть надетой одежды) или через некоторый «барьер», прикрепленный к книге. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:206) Но если барьер (кусок ткани или др.) не прикреплен к книге, то прикосновение посредством него дозволено.
В состоянии большой нечистоты запрещено следующее:
б) произнесение аята Кyр`ана;
в) прикосновение к аяту Кyр`ана (см. выше), кроме как через неприкрепленный барьер;
г) вхождение в мечеть;
д) обход вокруг Каабы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:211)
[13] При этом все равно, во избежание различия во мнениях теологов, рекомендуется (мустахаб) не вступать с ней в половой акт до того, как она искупается. То же правило применяется по отношению к женщине, завершившей сорок дней послеродового кровотечения. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:209)
[14] Тухр – интервал чистоты между двумя менструальными циклами или между циклом послеродового кровотечения и менструальным циклом.
[15] То есть единственный случай, когда имеется максимальная длительность тухра, – это ситуация, когда необходимо установить стандартную норму месячных. Такая ситуация возникает, если девушка начинает свою половозрелость с беспрерывного кровотечения. В этом случае срок месячных устанавливается в десять дней, а длительностью тухра будет остаток лунного месяца, то есть 19 или 20 дней в зависимости от месяца. (Абидин. Хадия, 44)
[16] То есть как только бо́льшая часть ребенка вышла (под «большей частью» подразумевается выход груди ребенка, если сначала выходит голова, или выход пупка, если сначала выходят ноги), последующая кровь считается послеродовым кровотечением, вместе с которым женщина освобождается от молитвы и поста: они становятся для нее запретными. Любая кровь, которую видят до этого момента, считается истихадой, то есть от обязанности молитвы она еще не освобождается. Она должна совершить омовение, если может; если же не может, то можно исполнить таяммум. Если она не может исполнять поясной и земной поклоны, можно молиться движениями головы. Несмотря на роды, она не должна настолько задерживать молитву, что истечет время ее исполнения. Если она настолько задержит молитву, она тем самым ослушается своего Господа. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:199; Абидин. Хадия, 45)
Ибн Абидин цитировал следующие слова автора книги «Муньят мусолли»: «Задумайтесь над этой ситуацией! Разве может быть в этом случае оправдание у здорового и способного, чтобы не совершать молитву в положенное время?! Сколь мучительное наказание ждет того, кто откажется от молитвы!» (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:199)
[17] Такое, как рука, стопа, палец, ноготь или даже волосы. Если никакого физического развития у плода нет, его не считают ребенком. В таком случае последующее кровотечение считают:
а) месячными, если кровотечение длится три полных дня (72 часа), и ему при этом предшествовал полноценный тухр (то есть тухр в течение, как минимум, пятнадцати дней) с момента последних месячных;
б) истихадой в ином случае. (Абидин. Хадия, 45; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:201)
[18] То есть, если женщина рождает близнецов, кровь, выходящая после первого ребенка, считается послеродовым кровотечением, препятствующим ее молитве и посту. С правовой точки зрения, близнецы – это два ребенка из одной и той же утробы, которых разделяет менее полугода (шести лунных месяцев). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:200)
[19] Но истихада не обязана быть непрерывной; зачастую она носит прерывистый характер.
[20] То есть к ней применяется правило человека, имеющего хроническую проблему и освобожденного от обязательности омовения после каждого появления такой проблемы на основании критерия, о котором будет рассказано далее.
[21] Оно также становится недействительным от любой иной причины аннулирования омовения, для которой человек не оправдан. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:213)
Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Восхождения к блаженству», стр. 51-56
88, Хайд или истихада
Урок № 88 | Курс: «Мишкат аль-Масабих», глава «Хайд»
Например, у женщины месячные постоянно были пять дней и в одно время месячные продлились дольше, например восемь дней. Что ей делать?
1. Мнение ученых ханафитского мазхаба.
Если обычная продолжительность месячных была десять дней, то все, что больше этого является истихадой. Так как, по мнению ученых мазхаба максимальный срок месячных десять дней.
Если обычно её месячные длились менее десяти дней и продлились дольше, и завершились через десять дней или раньше. Сказал ибн Хумам:
По мнению Абу Юсуфа и Мухаммада все это считается хайдом. А по мнению Абу Ханифы ничто не считается хайдом.
3. Мнение ученых ханафитского мазхаба.
В ханафитском мазхабе имеется пять мнений в этом вопросе. Это пять мнений Абу Ханифы переданные пятью разными учениками.
Автор «Хидая» сказал, что это мнение самое простое.
Имеется две версии со слов Мухаммада.
— Если выделение крови прекращается в дни месячных или в течении 10 дней, то все дни считаются менструацией.
— Если кровь прерывается не более трех дней, то это не считается завершением месячных.
Если выделение крови было три дня и больше в течении десяти дней, то все дни считаются хайдом.
Например,выделение крови были два дня, затем прервались на семь дней и затем выделение крови было один день. То все 10 дней считаются месячными.
Или один день в начале, один в середине и один в конце, то все 10 дней считаются хайдом.
Имеется две версии со слов Мухаммада.
Если кровь прерывается не более трех дней, то это не считается завершением месячных. Если же выделение крови прекратилось на трое суток, то в этом случае месячные прекращаются и не важно были ли выделения крови дольше этого перерыва, или равными ему или меньше его.
Например, выделение крови длилось три дня, затем три дня не было, а затем вновь появилось, то первые 3 дня месячные, а последующие истихада.
Ученые ханафитского мазхаба считают мнение переданное Абу Юсуфом сильнее остальных мнений.Сказал ибн Нуджейм: «Проще взять мнение Абу Юсуфа и многие ученые выносят фетву согласно этому мнению. Так как оно проще и для муфтия и для спрашивающего. Так как в версиях Мухаммада и остальных учеников приводятся мелкие подробности, которые простые люди не поймут. И подтверждено, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при выборе между двумя вещами выбирал более легкое». Зайлаги и Айни сказали подобные слова.
4. Мнение ученых шафиитского мазхаба.
Если у женщины день есть выделения, а затем целый день нет выделений.
В шафиитском мазхабе делят между понятием фатра (промежуток времени) и нака (чистота). Фатра, это когда выделения крови почти прекращаются, но если ввести в половой орган вату, то будут следы какого-либо цвета.
Это в дни месячных считается месячными.
А нака (чистота) это полное очищение, так что вата остается чистой, без следов выделений.
Если у женщины день были выделения, а затем день выделений не было, то есть два варианта.
Если выделение крови прекратиться и не превысит 15 дней.
В этом случае есть два мнения:
По мнению Навави это мнение более сильное. Сказал Мардави, что Шафии приводи именно это мнение.
И независимо от того какое мнение мы выберем, если у неё полностью прекратились выделения на второй день, то она совершает действия женщин чистых от хайда. И это согласно единогласному мнению. Потому что, мы не знаем, появится у неё кровь или нет. И так пока это не повторится три месяца подряд.
Если выделения крови длились день, затем прервались на день и это длится более 15 дней.
То в этом случае это истихада и у неё хайд перемешался с истихадой.
Сказал Навави: это правильное мнение на которое указал Шафии в книге хайда и это мнение его последователей.
Хайд, нифас, истихада
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Каждая женщина с наступлением совершеннолетия сталкивается с определёнными вопросами, ответы на которые она обязана знать, дабы полноценно и правильно выполнять свои обязательства перед Господом. К ним относятся вопросы, связанные с менструацией, послеродовыми очищениями и болезненными кровотечениями. По воле Всевышнего Аллаха разберём основные положения относительно этих вопросов по шафиитскому мазхабу.
Хайд – менструация или регулы
Хайд – это естественные выделения женщины половозрелого возраста из матки, не связанные с заболеванием или послеродовым периодом и происходящие в определённые промежутки времени. О начале хайда можно узнать, введя кусочек ваты во влагалище – если на ватке останется след крови, то считается, что хайд начался. В этот период на женщину возлагаются определённые требования, которые мы назовём далее.
Возраст, при котором у женщины возможен хайд
Минимальный возраст, при котором у женщины может начаться хайд – девять полноценных лет по лунному календарю. Если выделения начнутся за 16 дней или менее до достижения девятилетнего возраста, то они также считаются хайдом. Выделения, произошедшие до этого возраста, считаются выделениями по причине болезни (дамун фасад). Возраст, при котором у женщины всё ещё может быть хайд, неограничен.
Длительность одного цикла хайда
Минимальная продолжительность одного цикла хайда – сутки (24 часа) непрерывных выделений, либо прерывистые выделения, продолжительность которых суммарно достигает 24 часов.
Максимальная продолжительность одного цикла хайда – 15 суток. Чаще всего хайд длится 6-7 суток.
Если у женщины начались выделения, но протекают с периодами, когда выделения прекращаются, то для того, чтобы они считались хайдом, суммарно все периоды, когда имелись выделения на протяжении 15 суток с начала выделений, должны составить минимум 24 часа, в противном случае их не относят к хайду.
Если у женщины завершился хайд и после этого прошло 15 суток без выделений, то с этого момента наступает период, когда у неё может начаться новый цикл хайда. Если по истечении этого периода начались новые выделения, то женщине необходимо запомнить время их начала и отследить общую продолжительность времени, в течение которого продолжаются выделения. Может случиться так, что выделения с момента начала будут непрерывны в течение суток, а может случиться так, что выделения протекают с перерывами в течение 15 суток или менее и общая их продолжительность составляет 24 часа – в обоих случаях выделения считаются хайдом. Если общая продолжительность выделений с момента их начала и по окончании 15 суток не составила 24 часа, то они не считаются хайдом. Если у женщины начались выделения, и она прекратила совершение намаза, полагая, что это хайд, а впоследствии выяснилось, что это был не хайд (к примеру, общая продолжительность выделений в течение 15 суток с момента начала составила менее 24 часов), то ей необходимо возместить пропущенные намазы.
Минимальный промежуток времени между двумя хайдами – 15 суток, максимальный промежуток не ограничен. Минимального промежутка между хайдом и послеродовыми выделениями (нифас) нет, и может случиться так, что одно перетечёт в другое без периода чистоты.
Желтоватые или мутные выделения также считаются хайдом.
Нифас – послеродовые выделения
Нифас – это кровь, выходящая из матки женщины после освобождения её от плода, будь то полноценный ребёнок или зародыш при выкидыше или аборте. В эти периоды на женщину также возлагаются определённые требования, которые мы назовём ниже.
Продолжительность нифаса
Минимальной продолжительности у нифаса нет, может случиться так, что после родов вся кровь, что должна выйти, выйдет разом, и больше выделений не будет.
Максимальная продолжительность нифаса – 60 суток. Чаще всего нифас длится 40 суток. Если после родов выделения прекращались, а затем возобновлялись через некоторое время, то весь этот срок (но не более 60 суток) считается нифасом, если период, когда выделений не было, не составил 15 суток. В противном случае (если период чистоты составил 15 суток) выделения после возобновления считаются хайдом.
Шариатские постановления, связанные с хайдом и нифасом
Женщинам в период хайда и нифаса запрещены следующие действия:
После очищения от хайда и нифаса женщина обязана совершить полное омовение, а также возместить пропущенные посты, в отличие от намазов, возмещение которых ей запрещено. Если хайд или нифас начались после наступления времени намаза, и после этого прошло время, достаточное для совершения омовения и намаза, но он ею не был совершён, то после очищения этот намаз необходимо возместить. Если хайд или нифас прекратились после наступления времени намаза и до его окончания осталось время, достаточное для совершения очищения и намаза, то она обязана совершить этот намаз, а также возместить предыдущий, если он относится к намазам, которые дозволено переносить в пути. Пример: период очищения наступил во время послеобеденного или ночного намаза, значит женщина помимо этих намазов обязана также возместить обеденный и послеобеденный, соответственно.
Истихада – метроррагия
Истихада – это болезненное маточное кровотечение вне периодов хайда и нифаса. Шариатские постановления, связанные с истихадой, отличаются от постановлений относительно хайда и нифаса.
Шариатские постановления, связанные с истихадой
Женщина, у которой началась истихада, перед каждым намазом обязана выполнять следующие действия:
Всё вышеперечисленное необходимо совершать снова и снова перед каждым обязательным намазом.
Запреты, связанные с хайдом и нифасом – запрет на чтение Корана, пребывание в мечети и др. – не распространяются на женщину, страдающую болезненными кровотечениями (истихада).
Примечание: это минимум знаний, необходимых каждой женщине, так как от её знаний и соответствующих действий зависит правильное совершение поклонения. Если женщина будет халатно относиться к этим вопросам, то может случиться так, что она неправильно определит начало и конец хайда или нифаса и пропустит намазы и посты в те промежутки времени, когда она была обязана их совершать. Впоследствии она не возместит ни намазы, ни посты, ошибочно полагая, что пропустила их по уважительной причине, и в Судный день вся ноша невыполненных повелений Господа свалится на её плечи, так как она пропустила их по своей халатности – халатности в получении минимальных знаний.
Дай Аллах нам всем понимания важности знаний и сил соблюдать Его предписания в полноценном виде!