какие красители используют для эпоксидной смолы
Всё о красителях для эпоксидной смолы
Эпоксидная смола при застывании становится прозрачным бесцветным материалом и приобретает твердость пластика. Она отлично подходит для создания оригинальных, удивительно красивых украшений и аксессуаров. Вполне естественно, что в большинстве случаев творческий замысел требует окрашивания смолы в различные цвета. Благодаря особым техникам можно сделать интересные цветовые переходы и переливы, создать имитацию какой-либо текстуры (дерева, ткани, камня и т. д.), придать изделию загадочное сияние или роскошный блеск.
Содержание
Виды красителей для эпоксидной смолы и их особенности
Для окрашивания следует использовать специальные пигменты для эпоксидной смолы – колеры, с помощью которых можно добиться различных художественных эффектов. Они полностью совместимы со смолой, отлично с ней смешиваются и не изменяют ее свойств. Красители выпускаются в виде пигментной пасты и порошка, легкого и тонкого, как пудра.
Одноцветные пигментные пасты
Благодаря высокой концентрации пигмента, паста отлично перекрывает другие цвета и экономно расходуется. Ее используют для того, чтобы окрасить изделие в глубокий ровный цвет. Чем больше вы добавите пасты в смолу, тем насыщеннее и темнее получится оттенок. Максимальное количество пасты – не более 10-15% от общего объема смолы. Краситель быстро и легко размешивается, имеет однородную консистенцию без комочков. При желании вы можете соединить несколько цветов, чтобы получить новый оттенок.
Прозрачные тонеры
Прозрачные цветные красители дают разные по насыщенности оттенки и в то же время сохраняют смолу полностью прозрачной. Чем больше капель тонера вы добавите в смолу, тем выше его концентрация и насыщеннее оттенок.
Всплывающие пигменты
Всплывающие пигменты создают эффект жидкого, подвижного цвета на поверхности прозрачной или окрашенной смолы. Особенно красивы пигменты металлик – серебро, золото, бронза, медь. Цвет выглядит живым, сияющим, на поверхности появляются мерцающие разводы и переливы.
Флуоресцентные (неоновые) красители
Как правило, эти красители отличаются яркими кислотными оттенками. По сравнению с остальными пигментами, самые яркие и насыщенные. Они создают эффектные контрасты и придают изделию оригинальность. Флуоресцентные красители имеют свойство светиться под воздействием ультрафиолета.
Составы с люминофором (Glow in the dark)
Люминофор имеет способность накапливать любое освещение, благодаря чему в темноте начинает излучать мягкое свечение. В зависимости от состава краситель может давать цветное неоновое мерцание или слегка зеленоватое. В отличие от фосфора, который воспроизводит похожий эффект, люминофор – абсолютно безопасное нетоксичное вещество органического происхождения. Пигмент с люминофором способен превратить даже не очень удачное изделие в нечто потрясающее.
Матирующие красители
Эти красители содержат специальные вещества, которые убирают глянцевый блеск. Цвет не теряет своей насыщенности и глубины и в то же время выглядит слегка приглушенным.
С эффектом металлика
Краситель представляет собой тончайшую пудру. При добавлении в смолу придает изделию мягкий металлический блеск меди, золота или серебра. Обычно тонет в смоле, но поскольку виден через ее толстый слой, то цвет приобретает глубину, начинает переливаться, играть в лучах света. Если к металлику добавить перламутр, то получится дымчатый эффект.
Пигмент с эффектом перламутра
Данный пигмент придает изделию нежность и некую загадочность. Он равномерно распределяется в эпоксидной смоле и при освещении создает тонкие переливы. При высокой концентрации пигмента можно получить перламутровые разводы, как на внутренней стороне морской раковины. С помощью перламутрового пигмента можно также создавать трехмерные изображения и многослойные рисунки в толще смолы.
Пигменты-хамелеоны
Благодаря этим красителям первоначальный цвет изменяется в зависимости от того, под каким углом посмотреть на изделие или с какой стороны на него падают лучи света. Только представьте себе, как впечатляюще будут выглядеть с ними украшения, панно и другие изделия. При смешивании хамелеонов с другими красителями можно добиться необычных оттенков, которые нельзя получить другими способами. Лучше всего пигменты-хамелеоны использовать на темных изделиях: так наиболее выражен эффект.
Глиттеры
Красители-глиттеры придают изделию бриллиантовый блеск. Обычно их добавляют в уже смешанную с отвердителем смолу и как бы утапливают в ней. С их помощью обычно выкладывают орнамент или другой рисунок. Крупные частицы отражают лучи света и производят яркий блеск. Если взять мелкие частицы глиттера, то можно создать эффект искр.
Пигмент голографик
Краситель создает объемный глубокий цвет, который переливается всеми оттенками, как волшебная радуга. Чем меньше частицы, тем более плавным и богатым получается переход между оттенками.
Диффузант ДФ-151
Данную добавку используют, если нужно придать изделию полупрозрачный молочный цвет, чтобы оно походило на лунный камень или опал. Диффузант добавляют в готовую смесь, не более 5% от общего объема.
Художественные краски
Они совместимы с эпоксидной смолой. Акриловые краски необходимы для создания мягких пастельных оттенков. Масляные краски дают непрозрачный насыщенный цвет, их можно использовать для создания цветовых переходов. Рекомендуемое количество – 10% от общего объем смолы.
Практически все красители совместимы друг с другом, поэтому не бойтесь экспериментировать и смешивать их. Можно получить очень интересные и даже в чем-то неповторимые фактуры. Например, с помощью всплывающего пигмента создается эффект поверхностных трещин с металлическим блеском. А при помощи утопленного глиттера получается искрящийся блеск, который будет мерцать в этих трещинках.
Окрашивание подручными средствами
Кроме специальных красителей, существует немало способов окрасить эпоксидную смолу подручными средствами. Например,
При всей своей доступности эти красители не обладают такой же высокой надежностью, какая есть у специальных пигментов для эпоксидной смолы, и дают непредсказуемый результат. К примеру, синие чернила при взаимодействии с отвердителем приобретают грязно-розовый оттенок. Поэтому если вы хотите получить действительно красивую вещь, лучше выбрать пигментную пасту или пудру той же марки, что и смола.
Если же вы решили взять подручные средства для окрашивания, лучше сначала протестировать их на небольшом количестве смолы, соблюдая все пропорции.
Правильная техника окрашивания смолы
Главное правило: строго соблюдайте технику безопасности! Работайте в защитной одежде, очках, маске и перчатках. Помещение должно хорошо проветриваться.
Для окрашивания потребуется следующее:
Пигментные краски и порошки добавляют в смолу в первую очередь, тщательно перемешивают и только потом вводят отвердитель. Масляные и акриловые краски смешивают со смолой уже после отвердителя. Каждый оттенок смешивайте в отдельной емкости! Она должна быть прозрачной и бесцветной, чтобы вы могли контролировать процесс.
Внимание! Любые красители, особенно пасты, являются пластификаторами, поэтому их доля в изделии не должна превышать 5-10% от общего объема. Допустимая часть порошкообразных пигментов – не более 5%. Если краситель набрать в шприц и добавлять по капле, вы точно не ошибетесь с его количеством.
Техника безопасности
Полезные советы
Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.
Необычные пигменты для эпоксидной смолы
Содержание
В продаже встречается эпоксидная смола самых разных оттенков: желтоватая, коричневатая, зеленоватая. Она выглядит весьма неплохо. Но у такой смолы есть один существенный недостаток – она совершенно не подходит для творчества и используется в технических целях.
Полимер, из которого можно получить отличные изделия, всегда будет идеально прозрачный. Только из смолы без примесей отливаются великолепные украшения, сувениры, элементы декора и картины. Однако бесцветный материал ограничивает простор для творчества. Поэтому производители предлагают нам широкий ассортимент самых разнообразных пигментов для колеровки эпоксидной смолы.
Использование пигментов позволяет создать как монохромный цвет, так и получить различные декоративные эффекты: свечение, мерцание, переливы, различные узоры. О красителях для эпоксидной смолы мы уже писали здесь. Сегодня поговорим о добавках, которые придадут настоящий «вау-эффект» изделиям из эпоксидки.
Люминофоры и флуоресцентные пигменты
Люминофор – это самосветящийся пигмент в виде порошка, способный поглощать и накапливать ультрафиолетовые лучи. В темноте он медленно отдает накопленную энергию, создавая свечение. Яркость свечения зависит от концентрации люминофора в смоле.
Пигмент полностью безопасен для здоровья человека, не является токсичным или тем более радиоактивным. Последнее свойство присутствует у фосфора, поэтому от его использования практически отказались. Иногда еще фосфор используют для создания уличных вывесок, но и там уже стараются обходиться без него.
Порошок должен накапливать свет не менее 8-10 часов, тогда он сможет радовать сиянием от 5 до 12 часов. Наиболее яркий свет изделие будет излучать в первые полтора часа. Не забывайте об этом свойстве пигмента при выборе конкретной области его применения.
Изначально цветовая гамма люминофоров была представлена небольшим количеством оттенков: зеленым, желто-зеленым и голубым. И этот выбор производителей оправдан: они дают наиболее мощное свечение. Самый насыщенный свет излучают белые люминофоры. Однако растет популярность люминофоров с добавлением красящих пигментов и можно приобрести варианты оранжевого, фиолетового, розового и других цветов. Отметим, что светящийся порошок можно использовать совместно с блестками (глиттером), тогда эффект получится еще более интересным.
Для получения яркого насыщенного свечения расход составляет 1:4, то есть на 1 часть люминофора берется 4 части эпоксидной смолы. Если нужно мягкое рассеянное свечение, то пропорция уже составляет 1:8 (на 1 часть люминофора берется 8 частей эпоксидной смолы). На яркость также влияет и размер фракции частиц люминофора. Для эпоксидной смолы рекомендуется брать порошок с размером фракции в 30 микрон. Он пористый, хорошо перемешивается со смолой и практически не выпадает в осадок.
Смешивается пигмент со смолой достаточно просто. В готовую эпоксидную смолу добавляется порошок люминофора и перемешивается деревянной или пластиковой палочкой. Для больших объемов допускается использование строительного миксера на малых оборотах.
Добавление люминофора не влияет на свойства эпоксидной смолы, поэтому его можно использовать абсолютно для любых изделий. Интересно смотрятся предметы интерьера, бижутерия, циферблаты часов, пуговицы. Если заливать такой смесью столешницу, где заранее выжгли узор, то в углублениях свечение будет максимально ярким, придавая ей особую привлекательность.
Люминофоры не стоит путать с флуоресцентными пигментами для эпоксидной смолы. Они не накапливают световую энергию и самостоятельно излучать сияние не способны. Однако флуоресцентные пигменты дают мощный свет при попадании на них ультрафиолетовых лучей. Чаще всего они имеют яркие кислотные оттенки, придавая изделию оригинальный внешний вид.
Перламутровые пигменты
Перламутр – это натуральное вещество, покрывающее внутренний слой некоторых раковин. Обладает жемчужным блеском с радужным оттенком. Перламутровый эффект чаще всего достигается присутствием в составе натуральной слюды.
При выборе пигмента необходимо обращать внимание на размер фракции. Слишком большие частицы перламутра не смогут обеспечить ожидаемый декоративный эффект, так как они просто осядут в процессе застывания смолы. Аналогично будут вести себя и мелкие частицы, если смола будет застывать очень долго.
Рекомендуется выбирать пигмент с размером фракции не превышающим 60 микрон. Стоит помнить, что при диаметре частиц от 2 до 5 микрон создается эффект жемчуга на светлом фоне и серебра на темном фоне. Чем больше размер перламутровых частиц, тем сильнее проявляется эффект глянца. Наиболее востребованным является размер фракции от 10 до 60 микрон.
Приготовить смолу с эффектом перламутра очень просто: порошок вносится в готовый состав и перемешивается пластиковой или деревянной палочкой.
Из эпоксидной смолы с добавлением перламутрового пигмента делают бижутерию, подсвечники, заколки, гребни, брелоки, предметы интерьера. Популярностью пользуются столешницы, на которых при помощи перламутрового пигмента создают эффект полноводной реки.
Металлические пигменты
Такие пигменты при добавлении в смолу дают эффект жидкого металла, обеспечивают красивое преломление. Чаще всего металлические пигменты используют не для полной заливки изделия, а для создания неповторимого узора.
Пигмент представляет собой мелкодисперсную пудру, без каких-либо посторонних добавок. Шикарно выглядит золотой пигмент, цвет которого можно усилить, если использовать обычную газовую горелку. Для этого поднесите горелку на расстоянии 15-20 сантиметров под пигментом, и он начнет всплывать. Далее зубочисткой можно сделать красивые мерцающие узоры на поверхности изделия.
Состав с добавлением серебряных частиц дает аналогичный эффект. Пудра с бронзовым отливом позволяет получить смолу с равномерным окрашиванием, напоминающим медь. При добавлении к металлическому пигменту перламутра получается эффект дымки.
Главное помнить, что максимально допустимая концентрация любого пигмента не должна превышать 5%. Такой объем позволяет сделать эпоксидную смолу совершенно непрозрачной.
Мастерицы используют металлические пигменты для создания украшений, предметов декора, картин в технике Resin Art.
Минеральные пигменты
Интересная разновидность пигментов для эпоксидных смол, представляют собой тонкотертый состав с добавлением натуральных минеральных компонентов. Предназначены для создания монохромного цвета, который получается насыщенным и благородным. Мелкая фракция способствует отличному смешиванию с эпоксидной смолой. Также минеральные пигменты долго сохраняют первоначальный цвет и не выгорают на солнце.
Также, как и другие порошкообразные пигменты, они просто добавляются в готовую смесь и перемешиваются до однородного состояния.
Пигменты-хамелеоны
Эти пигменты больше всего подходят любителям смелых дизайнерских решений. Хамелеоны представляют собой мелкий порошок, имеющий сложный химический состав. В готовом изделии он меняет цвет в зависимости от того, под каким углом его рассматривать. Шикарно смотрится на округлых или выпуклых частях, создавая в них эффект смены цвета.
Несмотря на то, что состав полностью синтетический, этот пигмент абсолютно безопасен для здоровья человека. Обладает прекрасными потребительскими свойствами: долговечен, не выцветает под воздействием ультрафиолетовых лучей, не боится перепадов температур.
Способ применения предельно прост. Порошок перемешивается с готовым составом деревянной или пластиковой палочкой до образования однородной массы.
Заключение
Производители предлагают множество интересных решений для колерования эпоксидной смолы. Главное помните, что не стоит превышать концентрацию порошкообразного пигмента выше 5%, а для сохранения прозрачности смолы достаточно добавить всего 0,01-0,05% пигмента к общему объему смеси.
Помните, что большинство пигментов отлично между собой сочетаются. Используя свою фантазию, можно получить уникальную дизайнерскую вещь. Однако, мы все же рекомендуем проводить эксперименты сначала на небольших образцах, чтобы получить именно ожидаемый эффект. Творите и у вас обязательно все получится!
Самые популярные красители для эпоксидной смолы. Выбираем между порошком, пастой и чернилами
Из эпоксидной смолы создают множество вещей: от оригинальных украшений до предметов мебели. Реализовать творческий замысел в полном объеме помогут красители для эпоксидной смолы. С их помощью можно создать необычный цветовой переход или оригинальный оттенок, а используя специальные техники воссоздать имитацию любой структуры, будь то текстиль, дерево или камень.
Особенности и разновидности красителей
Для колеровки эпоксидной смолы нельзя использовать красители на водной основе и автомобильные краски. Первые не смешаются со смолой из-за разной плотности веществ. Вторые (автокраски) имеют в своем составе растворитель, в результате чего происходит усадка и конечный результат будет отличаться от ожидаемого. К тому же изделие станет более хрупким, так как растворитель пластифицирует смолу, из-за чего она теряет свою прочность.
Наилучший эффект демонстрируют пигментные пасты, порошки слюды и спиртовые чернила. Прежде чем понять, какой краситель стоит использовать при работе с полимерной смолой, необходимо разобраться в их классификации.
Пигментные пасты
Пастообразное вещество насыщенного цвета пользуется популярностью и у профессионалов, и у новичков. Регулировать оттенок можно количеством добавленной в смолу пасты. Чем ее больше, тем темнее и ярче получается цвет.
Преимущества подобного красителя очевидны:
Как и с обычными красками, пигментные пасты можно комбинировать, создавая новые необычные оттенки.
Прозрачные и полупрозрачные тонеры
В отличие от цветных паст тонеры придают эпоксидной смоле лишь оттенок, при этом оставляя изделие полупрозрачным. Насыщенность оттенка зависит от количества тонера, добавленного в эпоксидку.
Сухие пигменты
Пигмент представляет собой сухой порошок тонкого помола, который быстро растворяется и создает ровный насыщенный цвет.
Существует множество видов пигментов, способных окрасить полимер и придать изделию самый необычный вид:
Матирующие красители
В отличие от привычных красителей, матирующие тонеры содержат вещества, нейтрализующие глянцевый блеск. При этом цвет остается таким же насыщенным, хоть и немного «приглушенным».
Спиртовые чернила
Спиртовые или алкогольные чернила представляют собой смесь спиртовых растворителей и высококонцентрированных красителей со специальными добавками. Их используют для создания абстрактных картин и создания необычных предметов декора. Для работы со спиртовыми чернилами не нужно иметь навыки профессионального художника. Создать необычную картину своими руками может даже новичок.
Красящие концентраты
Этот вид красителя для полимеров отличается высокой степенью насыщенности. Достаточно всего несколько капель, чтобы получить глубокий чистый цвет. Основная трудность – создание оттенков, так как работа с концентратами требует соблюдения точной дозировки.
Краски для Петри
Отдельный вид алкогольных чернил используется для техники Petri Art. Благодаря этому способу окрашивания можно создавать необычные узоры, увековечивая «взрыв цвета». Автором техники является талантливая художница Джози Льюис.
На первом этапе цветные чернила добавляют в смолу, когда она начинает слегка загустевать, благодаря чему создаются необыкновенные разводя. После введения цветного колера поверх него наносят несколько капель белого. Белый краситель – самый тяжелый. Он опускает цвета на дно и создает разводы, внешне напоминающие щупальца.
Глиттеры
Глиттеры – красители, наделяющие любое изделие насыщенным бриллиантовым блеском. Они схожи с пигментами типа «металлик», но отличаются более крупными частицами. С помощью глиттеров можно сделать эффектную окантовку изделия, выложить орнамент или узор. Красители этого вида придают предметам декора и украшениям роскошный блеск и создают «эффект искр».
Диффузант
Добавку «ДФ 151» применяют для придания эпоксидной смоле молочного оттенка с перламутровыми переливами. Внешне изделия, окрашенные диффузантом, напоминают известный лунный камень. Добавку вводят в уже готовую смесь. Чтобы получить «эффект лунного камня» количество диффузанта не должно превышать 5% от общего объема полимера.
Подручные средства
У начинающих художников нередко возникает вопрос, какие красители можно применять в качестве аналогов более дорогим вариантам. На начальном этапе можно воспользоваться подручными средствами, которые найдутся почти в каждом доме.
К ним относятся:
Однако необходимо понимать, что качество цвета будет заметно проигрывать профессиональным красителям. Более того, «домашние варианты» отличаются меньшей надежностью, а значит, результат будет более непредсказуем.
Каждый мастер сам определяет для себя подходящий тип красителя. При этом важно не только удобство его использования, но и вид изделия, которое требует окрашивания.