какие личностные качества воспитывает физическая культура
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.
К личностным качествам также относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склонность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывчатость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменения его структуры. В ситуации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.
177 Теория и методика физической культуры
Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они безусловно в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культуры так или иначе осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности.
Как социальное явление физическая культура отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе, знание человеком своих физических возможностей, наличие идеалов физического совершенства способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее стороной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, материальные средства физической культуры, использование природных факторов, режим нагрузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека.
Что же касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо человека, как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эстетических чувств.
Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты.
Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.
Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.
Понятно, что эти уровни, относящиеся к физической культуре личности, могут быть не в чистом виде, а в разных сложных сочетаниях составляющих их компонентов. Все они в различной степени взаимосвязаны с мировоззрением того или иного человека и могут изменяться в положительной или негативной динамике, в зависимости от успешности различных сторон воспитания, в том числе физического.
Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических
179 Теория и методика физической культуры
чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
Как отмечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирования ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосредованно на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортивным обществом, при требованиях дисциплины и организованности. Физическая культура обеспечивает развитие природных, биологически обусловленных, предпосылок в духе высоких социальных потребностей. Однако, исходя из принципа воспитывающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с учебными задачами и при достижении специфических целей физического воспитания, спортивной подготовки и физической рекреации.
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 4583 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.
К личностным качествам также относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склонность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывчатость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменения его структуры. В ситуации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.
177 Теория и методика физической культуры
Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они безусловно в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культуры так или иначе осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности.
Как социальное явление физическая культура отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе, знание человеком своих физических возможностей, наличие идеалов физического совершенства способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее стороной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, материальные средства физической культуры, использование природных факторов, режим нагрузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека.
Что же касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо человека, как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эстетических чувств.
Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты.
Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.
Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.
Понятно, что эти уровни, относящиеся к физической культуре личности, могут быть не в чистом виде, а в разных сложных сочетаниях составляющих их компонентов. Все они в различной степени взаимосвязаны с мировоззрением того или иного человека и могут изменяться в положительной или негативной динамике, в зависимости от успешности различных сторон воспитания, в том числе физического.
Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических
179 Теория и методика физической культуры
чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
Как отмечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирования ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосредованно на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортивным обществом, при требованиях дисциплины и организованности. Физическая культура обеспечивает развитие природных, биологически обусловленных, предпосылок в духе высоких социальных потребностей. Однако, исходя из принципа воспитывающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с учебными задачами и при достижении специфических целей физического воспитания, спортивной подготовки и физической рекреации.
Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 1389 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Влияние занятий физической культурой на формирование личности
Медицинские науки
Похожие материалы
Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности — нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность и терпимость и т. п. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры [1].
Между работой центральной нервной системой (ЦНС) и работой опорно — двигательного аппарата человека существует тесная связь, поэтому физическая активность имеет значение для нормального течения психических процессов. Функции ЦНС зависит от активности мышц. Импульсы проприорецепторов сигнализирует мозгу о совершаемых движений и нервные клетки повышают тонус коры головного мозга из-за чего возрастает функциональная способность.
Занимаясь физической культурой человек учится регулировать зрительные, осязательные, мышечно-двигательных действий и вестибулярные ощущения, и восприятие, еще развивается мышление, память, воля.
От занятий спортом человек испытывает удовлетворения, чувство радости. А также появляется агрессивность, жестокость и гордость, еще расслабление.
Г.Е. Ступина провела исследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидности зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышении уровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физических упражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации и ригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармонично развитой личности [2].
Мы провели исследование в школе №8 Елабужского района Р.Т. (6-9 класс), что бы выяснить помогает ли физическая культура, развитию и формированию личности.
Для изучения мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла (16-ти факторный). Условно разделили испытуемых на две группы, те кто усердно занимается спортом, и те кто предпочитает не ходить на урок физической культуры. Результаты особо не отличались учащихся, но результаты по фактору B 2 группа в основном ( 72%) имели высокий интеллект, а первая группа (63%).
Также по фактору С вторая группа имела высокую процентную соотношение (65%), чем первая группа (56%).По фактору G, различих особо нет ( 1 группа- 67%, 2 группа- 65% имеют супер- эго).По фактору N, в 1 группе преобладает дипломатичность 65%, а во второй группе 63% прямолинейность.
Дети занимающие спортом, в основном имеют цель в жизни, стараются достичь хороших результатов. Особенность физической культуры — формирование нравственной, морально-этнической качества личности.
В самосознание личности объектом является сам человек, занимающийся физической культурой. Он должен быть самоуверенным, прислушиваться к самому себе.
Также люди, занимающие физической культурой, формируется волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность.
Спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности [3].
Благодаря физической культурой у людей появляется смелость, быстрота, умение не сдаваться и сила.
Таким образом, можно сказать, что физическая культура влияет на формирование личности человека. Физическая культура развивает и формирует самоуверенность, целеустремленность, силу, смелость, упорство, настойчивость и другие.
Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. Всесторонне развитая личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Именно поэтому физическая культура и спорт выступают важнейшим условием разностороннего развития личности [4].
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 12.01.2017 2017-01-12
Статья просмотрена: 2219 раз
Библиографическое описание:
Русакова, Н. Г. Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности / Н. Г. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38019/ (дата обращения: 12.11.2021).
В статье говорится о физической культуре, которая даёт определенное представление о чертах личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с другой это результаты этой деятельности.
Ключевые слова: отношение к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни, фактор происхождения физических упражнений, сила становления, физиологическая культура
В наше время в условиях преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности граждан, которая необходима для успешной трудовой деятельности. Вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни занимают важное место в нашем обществе. Сфера физической культуры выполняет множество функций в обществе, охватывая при этом все возрастные группы. Она удовлетворяет такие социальные потребности, как потребность в общении, игре и развлечении.
На имеющихся сведениях ученые-эксперты постановили, что физическая культура появилась около 42 тысяч лет до нашей эры. Уже сам прецедент возникновения и следующего становления ее частей в жизни первобытных людей задолго до выхода в свет муниципальных форм физиологического обучения, говорит о насущной необходимости, беспристрастной надобности физиологической культуры в жизни первобытного общества. Огромный смысл она имеет в жизни современных людей. В данный момент тяжело представить цивилизованное общество, в котором не придается огромный смысл физиологическому обучению растущих поколений, никак не культивируются различные виды спорта, не проводятся спортивные состязания, глобальные физкультурно-спортивные мероприятия и т. п. [1, с. 100]
Для осмысливания роли и смысла физиологической культуры нужно рассмотреть вопрос о факторах ее возникновения в недрах первобытного общества. Они тесно соединены с неувязками воспитания, которые заключаются в последующем. Одним из основных критериев удачного становления общества, на любом из шагов его существования, является процесс передачи скопленного опыта от поколения к поколению. Если данного процесса не станет, то новые поколения будут вынуждены заново и заново создавать лук и стрелы. Однако таковой опыт никак не передается по наследству биологическим путем. Поэтому населению земли пригодились сознательно другие надбиологические машины общественного наследования. Таковым приспособлением стало воспитание.
На самых исходных стадиях существования людей возникают средства, методы и приемы, при поддержке которых эксперимент прошлых поколений, например по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, повиновению их воле человека и т. п., передавался растущим поколениям. Данные средства, методы и формы и лежат в базе происхождения организованных форм изучения и обучения.
На ранних шагах становления человечного сообщества подобное воспитание было в большей степени физическим, а основным его средством стало физическое упражнение. Происхождение и внедрение физических упражнений Происхождение содействовало увеличению отдачи трудовой и военной деятельности и, потому, явилось основной причиной выживания и становления первобытного человека. Поэтому вопрос о происхождении физических упражнений считается важным в осмысливании ее роли и значения в жизни всякого человека в отдельности и всего общества в целом.
Неслучайно он постоянно занимал интерес большинства экспертов: преподавателей, социологов, политических деятелей и др., получая суровый философский смысл. При этом почти все эксперты-философы и создатели интернациональных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, будто неувязка возникновения телесных процедур может быть осмотрена, исходя из 3-х гипотез: из теории игры, из теории лишней энергии и из теории магии. [2, с. 19]
Одни считают, будто основной фактор происхождения физических упражнений и движущей силой становления физиологической культуры является инстинкт упражняемости, который дается человеку природой, либо рвение к игровой деятельности в ребяческом возрасте. В их представлении физическое воспитание является чисто биологическим явлением, никак не вытекающим из потребностей людей. Другие основной предпосылкой происхождения упражнений считают свойственное человеческой природе рвение к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают возникновение физических упражнений с религией, с традициями исполнения различных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обычаев и т. п.
Физическая культура имеет четыре основные формы:
– Физическая подготовка и физическое воспитание
– Реабилитация и восстановление здоровья;
– Рекреация (занятия физическими упражнениями в целях отдыха);
– Достижения в области спорта.
Сегодня, слово культура означает определенные черты личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с другой это результаты этой деятельности. Основой такого процесса, конечно же, является развитие физических и интеллектуальных способностей индивида. Физическая культура это особая и самостоятельная область культуры. Она возникала и развивалась вместе с общечеловеческой культурой человека и поэтому и является ее неотъемлемой частью.
Уровень культуры каждого человека проявляется в его умении распределять и рационально использовать свое свободно время. Важно очень правильно распределять свое время, ведь от этого зависит не только успех в делах, но и само здоровье человека.
В процессе собственного видового становления человек во многом стал тем, кем он является благодаря тому, что не пошел, как остальные животные, по пути лишь пассивной адаптации к условиям существования. На данном шаге собственного становления человек стал сначала деятельно отгораживать себя от воздействия находящейся вокруг среды, а потом и подгонять ее к собственным нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Но в наше время скопление всех имеющихся данных, свидетельствует о губительности такового метода привыкания.
Все дело в том, что, создавая за счет собственного разума лучшую среду собственного существования посредством усовершенствования удобства, лечебных средств, домашней химии и т. п., человек равномерно скапливает в собственном генофонде потенциал вырождения. Есть сведения о том, что из всех мутаций, какими в настоящее время сопровождается эволюционное формирование человека как био. вида, лишь 13 % идут со символом плюс, а другие 87 % — со символом минус. [3, с. 97]
К тому ведь очень сильное разрушающее действие на организм человека дает внезапное уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и иными следствиями научно-тех. революции. Все дело в том, что организм человека запрограммирован природой на долговременную и активную двигательную энергичность. Поэтому на протяжении нескольких 1000-летий человек был обязан собирать все собственные силы для выживания и для того, чтоб снабдить себя наиболее необходимым. Еще в прошедшем веке 95 % только валового продукта, производимого населением земли, добывалось за счет мускульной энергии и лишь 5 % — за счет механизации и автоматизации трудовых действий. В настоящее время данные числа уже поменялись на прямо противоположные.
В результате естественная надобность в движении совершенно никак не довольствуется. А это в свою очередь приводит к дефектам его многофункциональных систем, прежде всего сердечнососудистой, и выходу в свет и распространению безызвестных раньше болезней.
Человек совершенствует комфортность своего существования, и, следовательно, роет себе глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества. Но также положение еще более осложняется тем, что возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены.
И тут бессильны все научно-технические достижения человека. Скорее они даже могут усугубить это положение. Жизнь показала, что даже самые знаменитые достижения нашей современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его. На этом достаточно сумрачном фоне имеется только одно обнадеживающее событие, способное предупредить катастрофу. Наверное, целенаправленное и напряженное внедрение средств физической культуры для удовлетворения естественной необходимости человеческого организма в подвижной деятельности.
Место и роль физической культуры напрямую связано с понятиями: общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественное взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство, так как эти понятия формируют социокультурные факторы. В свою очередь, эти факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность и наполняют духовностью. Только взгляд на физическую культуру с позиции духовности, рассмотрения физического как личностного может способствовать реальному приобщению человека к её освоению. Ведь физическая культура — эта та же общая культура с наличием в ней духовной стороны, но реализуемой специфическим образом через сознательную двигательную деятельность человека, с учётом морфофункциональных и психологических особенностей его развития.
Физическую культуру необходимо рассматривать как социокультурное пространство, в котором через систему телесно ориентированных практик становится возможных понять будущее человека, разобраться в том, куда он движется в своем развитии и что для него является высшим идеалом или конечной точкой совершенствования. С этих позиций физическая культура предстает перед нами не как простая система движений, используемых в процессе специально организованной деятельности, а как система практик тела, что значительно шире, так как затрагивает телесный и духовный мир индивида. Система движений в основном предполагает развитие и совершенствование умений и навыков, формируя тем самым физический образ индивида (данный от природы), а телесные практики обеспечивают не только репрезентацию «внешнего тела», но и утверждают социальные формы тела, а также личности и субъективности, внутреннюю и внешнюю трансформацию индивида.
За последние годы место физической культуры в системе ценностей человека очень возросло, потому что спорт стал для человека механизмом оздоровления, способом самовыражения и средством борьбы с асоциальными явлениями. Также в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. В ХХ в. Во многих странах произошла модернизация и строительство современных спортивных вооружений. Начали создаваться модели спортивного движения, внедряться поведенческие программы, которые направлены на формирование моральной ответственности каждого человека за свое здоровье и образ жизни. [4, с. 229]
Человек в сфере физической культуры должен рассматриваться в его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимании его как целостности (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), интегральной индивидуальности.
Физическая культура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Раньше физическими упражнениями занимались только энтузиасты и спортсмены, зато теперь физические упражнения стали необходимой составляющей здорового образа жизни и образования каждого человека.
Здоровое общество это не только хорошее состояние экономики и дружественное к человеку законодательство, но и высокий уровень развития культуры. Ведь именно от культурного развития зависит каким будет будущее страны и общества. Культура включает в себя только высокий уровень образования, экономики, социальной сферы, но и конечно же высокую физическую подготовку человека. В процессе физической деятельности воспитываются многие моральные качества, такие как: мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Хотя недостаточно просто делать выводы или рассуждать, надо уметь реализовывать их в жизни, достигать поставленных целей, преодолевая всевозможные препятствия, встречающиеся на пути. А это в свою очередь достигается лишь при правильном физическом образовании.
Таким образом, в мире наблюдается тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая в свою очередь проявляется:
– В поддержке развития физической культуры государством;
– В использовании физических упражнений для укрепления здоровья населения и профилактики;
– В организации досуга;
– В объеме спортивного телерадиовещания и самого телевидения в роли физической культуры в формировании здорового образа жизни.