Золотая баба алтынай что тереть
Легендарная «Золотая баба»: миф или реальность
Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Существует ли мифические сокровища или все это вымысел? Попробуем разобраться.
Первые упоминания
Самое первое упоминание содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Там говорится, что около 1023 года норвежские викинги совершили поход в Биармию. На реке им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён — Йомали — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Один из викингов отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.
На Руси впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская первая летопись (датированная 1398 годом), в связи с сообщением о смерти просветителя Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Что удивительно, после этого о «Золотой бабе» не было больше никаких упоминаний из русских источников на протяжении целых трехсот лет.
А иностранцы, наоборот, все чаще рассказывали о знаменитом идоле, когда упоминали Русское государство. Так, около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь упоминает «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», жители которого «поклоняются Золотой старой бабе».
А более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В этих описаниях говорится:
Стоит отметить, что проезжавший в 1675 году через Сибирские земли русский дипломат Николай Спафарий писал: «А около Березова есть капища идолские остяцкие, и про тех пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»
Ермак и Золотая баба
Не обошлось и без знаменитого покорителя Сибири. Как говорят легенды, перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд, чтобы найти путь к Оби. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».
Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли — язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.
Легенды народов
Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местный шаман попытался задержать ее. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Шман же упала навзничь и обратилась в камень. Эта легенда связана с одним из чудес России — столбами выветривания Маньпупунер.
Автор фотографии: Юрий Ильенко
Якуты рассказывают про медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы издает звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучает в небо голубое сияние.
А у ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.
Эти рассказы напоминают легенды русского Севера о малом народе — чуди, который может проживать в уральских горах и пещерах.
Что говорят исследователи?
В работах русских учёных XVIII века, в частности И.И. Лепехина, появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как «изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях», которой остяки приносили жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».
Разумеется, что загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и серьезными предположениями, с годами накопилось немало откровенных вымыслов. Многие из которых до сих пор пугают туристов во время их путешествий.
Однако, большинство исследователей все-таки утверждает, что идолы северных народов не были золотыми. Но почему тогда «баба золотая»?
Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы. Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.
Видимо именно так и родилась та самая легенда о «Золотой бабе».
Золотая баба в литературе
Известный уральский писатель С.Н. Плеханов опубликовал в 1985 году историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола. В 1986 году на Свердловской киностудии по этой книге был поставлен одноименный фильм. Интересно, что некоторые сцены фильма снимались на территории Тобольска, в частности в Тобольском Кремле.
Вокруг мифа о Золотой бабе также крутится значительная часть повествования романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.
А все-таки, где ее искать?
Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».
В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.
Где сегодня найти легендарную Золотую бабу — неизвестно. А если правдивы истории о сокрытии ее хранителями, то возможно это никогда и не произойдет.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
У алтайского шамана. Часть 2.
Шаман Артем Игнатенко привел нас к самой в ажной достопримечательности комплекса – Золотой бабе.
По преданию, она мать всего живого, покровительница новорожденных, богиня плодородия, богатства и судьбы. Считается, что именно она – старейшая женщина племени кумандинцев Алтынай. Когда-то она помогла спастись от всемирного потопа своему племени, а сейчас помогает многим семьям обрести счастье.
Ей поклоняются молодожены, влюбленные, которые хотят сохранить свои отношения, жить в любви и гармонии друг с другом. Здесь говорят, если прикоснуться к ней, то мужчинам она подарит мужество и силу, а женщинам красоту и плодовитость. Супругам она дарит семейное счастье, здоровых и умных детей.
Проводя параллели между язычеством и православием, Артем ассоциирует Золотую бабу с Богородицей. Он говорит, что День матери нужно праздновать не в конце ноября, как в современной России, а 21 сентября. Именно в этот день православные христиане праздную день рождения Богородицы.
Славяне этот день называли День Лады и Лели – День матери и дочери. Это настоящий день матери, день семьи, потому что в семье тогда хорошо, когда есть равновесие, мир и согласие.
Поклоняться, по мнению шамана Артёма, надо родникам. А еще звезде Богородицы. Тысячи лет славяне шли к родникам.
Родник потому и называется родник, что каждый род за ним ухаживал. Но родник ещё называют ключом, потому что он – ключ к нашему здоровью, успеху, счастью, благополучию.
Убитые родники – это позор нашей нации. На Руси в день весеннего равноденствия – 21 марта – девки и молодые бабы шли чистить родники и считали, что сами при этом очищаются.
Есть в России великий символ земли русской. Это – Алатырь, око рода славянского (созвучно со словом «алтарь»). У славян камень Алатырь является основой мира.
Схематически камень Алатырь изображают в виде восьмиконечной звезды. У христиан это – звезда Богородицы.
Шаман предлагает изобразить звезду Богородицы на гербе России: «Если звезда Богородицы по-христиански будет стоять между голов нашего орла, вот тогда наша страна увидит свой путь. Мы Богородицу поднимем на должный уровень, потому что она защищает Россию покровами своими. Но она не может защищать, если вы ее не почитаете…»
Поднимаемся от Золотой бабы наверх по деревянной лестнице.
«У Золотой бабы было два сына – один тюрк, другой славянин», – общение с гостями Артем начинает с весьма необычной интерпретации легенды о Всемирном потопе.
. Давным-давно это было – давнее давнего. Позади прошлого, когда древний народ Динов жил в другой стране. Жили они счастливо, на благодатной земле.
Но прогневались Боги на людей и послали на землю воду, и упало небо нескончаемым дождем.
И стала вода забирать земли Динов. Собрались тогда они на большой совет, чтобы решить, как им жить дальше.
Долго не могли Дины прийти к единому решению. Тогда мудрейшая женщина народа Динов встала и сказала: «Хватит споров! Разбирайте дома и делайте из них плоты! Пока вода не забрала все наши земли, наших детей и наш скот!»
Все люди народа Динов обрезали свои длинные волосы и сплели из них веревки, но и их не хватило, чтобы доделать плоты.
Тогда старейшая женщина сняла с себя все золотые украшения, бросила их со словами: «Делайте гвозди!». Со всего золота народа наделали кузнецы гвоздей… и тогда доделали Дины свои плоты.
И только забрались они на них, как забрала вода их землю, и остались они одни в бушующем море.
Сорок дней и сорок ночей плыли они среди волн. Тогда слабые отчаялись и стали роптать, ругать старейшую: «Зачем ты нас сподвигла на такое? Лучше бы мы утонули в своей счастливой стране и не знали этих страшных мучений».
Но молча гребла старейшая, пока однажды на горизонте они не увидели землю. А пристав к той земле, они увидели, что почва плодородная, зверя в лесу много, а рыбы столько, что можно перейти ручей по спинам хариусов и даже ноги не намочить.
И тогда разобрали они свои плоты, и собрали они свои дома, а золотые гвозди повытаскивали из досок и не стали делить между собой.
А в знак благодарности мудрейшей женщине со всего золота народа Динов отлили статую по образу и подобию ее. Звали ту женщину Алтын-Ай-Золотая Луна. И в скором времени всю землю вокруг этой статуи стали называть от имени ее коротко и емко – «Алтай».
И что сгинула она где-то в запасниках Кремля. Артем Игнатенко считает, что в XV веке Золотую бабу спрятали казаки Ермака. С тех пор никто ее не видел.
Другой сын, тюрк, звал свою мать Умай. Тюрки считают ее прародительницей своего рода. Умай ассоциируется не с женщиной, как у славян, а с лебедью, которая плавала по Всемирному океану. Однажды она нырнула глубоко-глубоко и достала землю. На этой земле выросли леса, образовались горы, реки, поселились люди.
Продолжение следует.
Все фотографии собственные.
Золотая Баба — Загадки Древнего Идола из России 💥
Золотая Баба. Легенды о сказочных богатствах Севера стали проникать на Русь еще в XI столетии Побывавшие в Югре, «за Камнем» — за Уральским хребтом — рассказывали про обилие в тамошних краях серебра и пушнины, о том, что там даже «тучи разряжаются не дождем или снегом, а веверицами (белками) и оленцами» И еще рассказывали о том, что в приуральских лесах люди поклоняются «Золотой бабе» — статуе Великой богини Севера, отлитой из чистого золота
Золотая Баба
Слухи об этом «великом кумире» проникли на Русь еще в конце XIV века В 1398 году русский летописец, сообщая о кончине Стефана Пермского, писал, что святитель жил среди язычников, молящихся «идолам, огню и воде, камню и «Золотой бабе» В послании митрополита Симона пермякам в 1510 году также упоминалось о поклонении местных племен «Золотой бабе»
В конце XV века сведения о «Золотой бабе» достигли Западной Европы Польский путешественник Матвей Меховскии в 1517 году сообщал «За землею, называемою Вяткою, при проникновении в Скифию находится большой идол Ziota baba, что в переводе означает золотая женщина, или старуха Окрестные народы чтут ее и поклоняются ей Никто, проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует ее с пустыми руками и без приношении.
Даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстинку и, благоговейно склонившись, проходит мимо»
Карта Австрийского посла С Герберштейна
Австрийский посол С Герберштейн, посетивший Московию в 1520-х годах, записал, что за Уралом стоит идол «Золотая баба» в виде старухи, которая «держит в утробе сына и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ее внук».
Сам Герберштейн «Золотую бабу» не видел и видеть не мог — ее вообще вряд ли видел кто-либо из европейцев — но подробно записал рассказ о ней.
В частности, он упомянул о таинственных трубах, окружающих изваяние «Золотой бабы» в ее святилище «Будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб»
Знаменитого сибирского идола пытались разыскать еще новгородцы, которые во время своих походов на Югру охотно грабили языческие святилища Интересовались «Золотой бабой» и казаки Ермака.
Они впервые узнали о «Золотом идоле» от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде одного из татарских городищ Чуваш, попавший в Сибирь как татарский пленник, немного говорил по-русски, и с его слов Ермак узнал о том, что в осажденном им урочище остяки молятся идолу — «богу золотому литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».
Однако казаки, взяв приступом городок, не смогли найти драгоценного идола
Вторично казаки услышали о «Золотой бабе», когда попали в Бело-горье на Оби, где располагалось самое почитаемое остяками капище и где регулярно совершалось «жрение» и был «съезд великий»
Здесь же находилась тогда главная святыня сибирских народов — «паче всех настоящий кумир зде бо», однако ермаковцам не довелось его увидеть — при их приближении жители спрятали «болвана», как и всю прочую сокровищницу — «многое собрание кумирное».
Казаки расспрашивали остяков о «Золотой бабе» и выяснили, что здесь, на Белогорье, «у них молбище болшее богине древней — нага с сыном на стуле селящая» Сюда, в Бело-горское святилище, принесли и положили к ногам «Золотой бабы» снятый с погибшего Ермака панцирь — подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели.
Золотая Баба на Европейских картах
Все исследователи загадки «Золотой бабы» неизменно обращают внимание на перемещения ее святилища северные народы опасались, что идол попадет в руки христиан, и маршрут «Золотой бабы» полностью совпадает с направлениями распространения русской колонизации.
Первоначально, во времена Стефана Пермского (конец XIV века) «Золотая баба» находилась в святилищах к западу от Урала После похода русских войск в Пермь Великую в 1472 году, когда пермские земли официально были присоединены к Москве, лесные волхвы вынуждены были прятать кумира то в пещере на реке Сосьве, то в дремучем лесу на берегах Ковды Затем она очутилась уже за Каменным поясом, в обском лукоморье.
После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской губе, а оттуда — на горное плато Путорана на Таймыре.
Кого из языческих богов олицетворяла «Золотая баба»? По одной из версий, речь идет об уфо-финской богине Юмала. Английский историк Д. Бэддли отождествлял «Золотую бабу» с китайской богиней Гуаньинь.
А в начале XX века Н. С. Трубецкой отождествил «Золотую бабу» с обско-угорской богиней Калтащ (Калтащ-анки у хантов, Калтащ-эква у манси) — «божественной женщиной», «божественной матерью», богиней, дающей человеку душу, покровительницей жизни, деторождения, продолжения рода. В руках Калтащ продолжительность жизни и предназначение человека, она покровительствует женщинам во время беременности и при родах. «В небе главные — Калтащ-анки и Мир-ванты-ху», — считали ханты и манси.
Таинственная «Золотая баба» до сих пор составляет одну из загадок истории. Рассказывают, что она надежно спрятана в подземной сокровищнице и секрет ее местонахождения передается из поколения в поколение хантскими шаманами вместе с древними тайными знаниями их народа.
А вместе с идолом хранится и стальная, окованная золоченой медью кольчуга покорителя Сибири…