Чехи и поляки в чем разница
Чем чехи от словаков отличаются и почему это разные народы
Начну, пожалуй, с шутки. На чешском пивном фестивале российский журналист беседовал с разными подвыпившими чехами об их национальном напитке — пиве. И вот один из респондентов неожиданно спросил корреспондента:
Но это всё шутки. А теперь серьёзно. Чем же всё-таки отличаются чехи от словаков? Ведь все мы хорошо знаем, что когда-то они жили в одном государстве. И языки у них вроде как похожи. И живут рядом очень долго.
Придётся копнуть историю.
Славяне пришли на территорию современных государств Чехия и Словакия примерно в 5-6 веках нашей эры. Разводили скот, корчевали леса, занимались земледелием (выращивали разные злаковые растения и овощи).
А где-то в начале 6 века в Паннонию припёрся кочевой народ — авары. Паннония — это сегодняшняя Венгрия, немного Австрия и чуток Словакия. Эти авары начали брать дань со славян и попутно использовать их для набегов на Византию и франкское государство. Славянам это не шибко понравилось, и они устроили восстание: авары были разбиты, а славяне создали небольшое крепкое государство — Само.
Очень скоро славянское государство поссорилось с соседним франками и. разбило их. Вместе с из союзничками алеманнами и лангобардами. И так до 9 века славяне расширяли и расширяли свои владения, пока не создали крупное государство Великую Моравию (в честь речки Моравы названо).
Это государство занимало территории нынешних стран — Чехии, Словакии, Венгрии, частично Польши, немножко Украины и совсем чуток Германии. Между прочим, в Великой Моравии писали на кириллице!
Но в конце 9 века начался постепенный упадок Великой Моравии из-за нашествия венгров. Напомню, что венгры в тех местах — этнос пришлый. Этот кочевой народ пришёл с Урала, а ближайшие их родственники по языку — российские малые народы ханты и манси.
Венгры довольно жёстко взялись за дело: ассимилировали местных славян, валахов и аваров, постепенно создав свою государственность.
И вот именно в этот момент, считают историки, произошло разделение местных славян на чехов и словаков. Часть славянских земель, попавшая под власть Венгрии, стала словацкой. А та, которая не попала, стал чешской.
Так получилось, что судьба (или венгры?) разъединила этих славян. И практически до 19 века межу ними не было особо тесных контактов. Чехи жили в своём государстве, а словаки — в венгерском. За это время они окончательно стали разными народами со своей культурой.
Причём, если на словаков сильно повлияли венгры и восточные славяне, то на чехов — немцы (не отсюда ли любовь к пиву?).
Однако в 19 веке Чехия, Словакия и Венгрия вошли в состав новой империи — Австро-Венгрии. В которой проживало большое количество народу: не только австрийцы, чехи, словаки, венгры, но также сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы, румыны, поляки, итальянцы, западные украинцы.
Проживание в одной империи немного сблизило чехов и словаков, ведь они хорошо помнили, что являются близкими родственниками. Поэтому когда империя распалась, в 1918 году было основано их общее государство — Чехословакия. Это было 28 октября, и чехи до сих пор отмечают этот праздник как государственный. А вот словаки — нет. Для словаков государственный праздник — 1 января, именно в этот день в 1993 году Словакия стала независимой.
Таким образом, Чехословакия просуществовала всего 75 лет. Чуть больше Советского Союза.
Причём, расстались чехи со словаками полюбовно, это даже называют «бархатным разводом».
По поводу языка. В советское время наши соотечественники часто бывали в Чехословакии. И они отмечали, что чехи и словаки прекрасно понимают друга друга. Многие из них говорили, что эти два языка даже больше похожи, чем русский и украинский.
Сегодня некоторые иностранные фильмы в Чехии и Словакии крутятся в переводе то на чешском, то на словацком. Проблем вроде бы ни у кого нет с пониманием.
С другой стороны, в последние 15 лет наметилась нехорошая тенденция: чешская и словацкая молодёжь почему-то плохо понимает друг друга. Они предпочитают общаться между собой на. английском.
В любом случае, чехи и словаки — это отличный пример добрососедских отношений между двумя славянскими народами. Без крупных взаимных упрёков и скандалов. Чего не скажешь, например, о сербах с хорватами, или о русских с украинцами.
Польша VS Чехия
Польша и Чехия похожи друг на друга, однако есть небольшие различия. Поляки более гостеприимны и добродушны. В то же время, Чехия — более богатая и ухоженная страна.
Сегодня я бы хотел поговорить о Польше и сравнить ее с Чехией. Это будет очень субъективный обзор. Я расскажу свои впечатления о Польше, что мне в ней нравится, а что — нет.
В Польше я был много раз. Как уже неоднократно говорил, мне нравится польская кухня, нравится местное население. Вот небольшая площадь, которых в Праге просто море. Сейчас в Чехии не любят польские продукты. Здесь была статья, что польские продукты — это зло и т. п. В основном они говорилось о молочных продуктах, потому что Польша много их производит. Чешские производители тоже выпускают много молочных продуктов и, видимо, не очень хотят, чтобы польские товары попадали на местный прилавок и конкурировали с местными. Когда я бываю в Польше, покупаю польскую молочку, мне она очень нравится. Поэтому могу сказать, что это полный бред. Говорят, что польские продукты, мол, некачественные. Я считаю, что все это надумано в политических или экономических целях. Кстати, в этом магазине Tesco есть отдел с украинскими товарами; я, кажется, покупал здесь сухарики. А люди в Польше мне, пожалуй, нравятся больше, чем в Чехии, потому что поляки поживее, что ли. Чехи, на мой взгляд, больше стараются быть похожими на немцев. Поляки в этом отношении мне кажутся проще, они ближе, может быть, к прибалтам. Если это не так, поправьте меня в комментариях.
Цены в Польше и Чехии примерно одинаковые, но польское обслуживание мне нравится больше. В польских кафе и ресторанах более открытое и дружелюбное обслуживание, здесь больше, чем в Чехии, заинтересованы в клиентах.
В Польше мне нравятся большие города. Как-то всё вокруг проще, люди проще. Помню, как у меня заболела жена, и я с утра побежал в аптеку. Остановил бабульку и на чешском языке спросил, где здесь аптека. Она мне ответила на польском, причем очень радушно, и предложила показать, «чтоб вы не запутались». Мне очень это понравилось. Бабулька оказалось приветливой. Я дошел до этой аптеки, но она была закрыта. Бабулька помахала мне руками: «Идите сюда, я вам покажу другую». Потом подключилась вторая бабулька, которая слышала это всё с перекрестка. Она сказала, что, если здесь не получится, то есть еще третья аптека. Вот так в Польше мне помогали люди. Поэтому у меня только положительные впечатления. В польских отелях никогда не возникало предвзятого отношения. Недавно женщина в отеле спросила, откуда мы. Мы ответили, что живем в Чехии, но сами из Питера. Так она давай рассказывать, что там жила, как ей всё нравится. Действительно видно, что человек заинтересован. Утром она нам сделала вкусный завтрак с блинами — стол просто ломился. Я был приятно удивлен польским гостеприимством; и такое наблюдается повсеместно.
Вот такое короткое сравнение Польши и Чехии. Я, наверное, больше рассказал о Польше и немного привел в пример Чехию. В Польше мне очень нравится отдыхать, но не сказал бы, что очень хотел бы там жить, потому что в Чехии (может быть, из-за того, что выделяется больше средств) больше порядка и там просто красивее. Польша, как ни крути, скорее, ассоциируется со странами Прибалтики, которые мне тоже по душе.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу. Интересно послушать ваши мысли. Подписывайтесь, ставьте лайки. Всем пока!
Чехи и поляки в чем разница
СЛАВЯНЕ запись закреплена
ЧЕМ ПОЛЯКИ ОТ ЧЕХОВ ОТЛИЧАЮТСЯ?
Наблюдения украинского русского о славянах и их соседях
Самое очевидное отличие – это отношение к религии. Несмотря на то, что каждый из этих народов придерживается католичества, чехи с подозрением относятся к верующим людям независимо от их конфессии, а атеизм или агностицизм в Чехии является нормой. Тут даже гордятся, что являются атеистической нацией и считают это признаком своего рационализма.
И напротив, подавляющая часть поляков очень религиозны, у них священники часто посещают людей дома и благословляют общественные инициативы, религию преподают в школах, католическое радио очень популярно, а в супермаркетах можно купить религиозные принадлежности.
Польша до сих пор является социально консервативной страной. И католическая церковь тут всегда была крайне влиятельна в прошлом и в настоящем. Если вы цените традиции и сильные христианские ценности, вы будете чувствовать себя в Польше, как дома.
Второе, о чем бы хотелось сказать – это размеры. Польша в четыре раза больше Чехии и по населению, и по территории. Это в определенной степени влияет на менталитет. Чехи считают себя небольшим народом и просто хотят, чтобы их страна была мирной и процветающей. Они не склонны поучать соседей и не считают себя умнее других. Поляки полагают, что они большая европейская нация и хотят играть важную роль во внешней политике. Соответственно, они куда более амбициозны.
Кроме того, мне кажется, что поляки более недоверчивы. Идея о том, что все хотят меня ограбить, посмеяться или обмануть каким-то образом, очень распространена в Польше. В Чехии все обстоит несколько иначе, тут все спокойны и ничего себе не выдумывают.
Поляки кажутся более смелыми, более активными и более жёсткими. У них есть развитая субкультура футбольного хулиганства, случаются дрaки в барах, а массовые протесты и демонстрации (в которых участвуют сотни тысяч людей) происходят один или два раза в год, и иногда заканчиваются беспорядками.
В Чехии каждая демонстрация в тысячу и более человек становится новостью на несколько дней. Так происходит не потому, что люди тут всегда довольны своим правительством. Просто у них в день митинга всегда находятся дела поважнее.
Что касается проявления aгрeccии, то чехи просто не считают нужным ввязываться в дрaкy, тогда как поляки более склонны отстаивать свою точку зрения любой ценой, прибегая в случае необходимости физическим аргументам. Они, скорее всего, будут стоять на своем.
Поляки, по-видимому, меньше доверяют властям и не так уж сильно уважают законы. Самым лучшим примером тут являются автомобилисты. В Польше многие водители используют мобильное приложение для оповещения о полицейских патрулях и видеокамерах. Они часто оборудуют свои автомобили радиоприемниками, чтобы общаться с другими водителями и предупреждать друг друга. Превышение скорости широко распространено, и все помогают всем избегать ответственности.
Хоть каждый из этих народов является славянским, культура пития у них кардинально отличается. Сходите в любой польский супермаркет. Вы обязательно найдете отдел, полный крепкого aлкoгoля. По большей части, он будет местный и высокого качества. Все поляки знают, какие закуски должны сопровождать тот или иной напиток, какого размера должен быть сосуд для его употребления, насколько охлажденной должна быть подана бутылка.
Теперь отправляйтесь в любой супермаркет в Чехии. Крепкого aлкoгoля там не будет совсем или его будет очень мало. Вместо этого найдется много стеллажей с местным пивом, а иногда вином из южных регионов страны. В Польше есть только один виноградник, который производит хорошее вино (о котором я знаю), и парень, управляющий этим бизнесом, – американец из Калифорнии.
Новое в блогах
Чехи это не поляки. Они гораздо умнее.
Чехи поляков неплохо знают
Польша хочет войны с Россией по историческим причинам. Оккупация части Украины и возрождение Великой Польши — это лишь заученный сценарий возможной мотивации. На самом деле речь о другом стремлении: Варшава прилагает титанические усилия, чтобы занять позицию лидера среди славянских и вообще посткоммунистических стран в Европе. Поляки стремятся захватить эту славянскую ведущую позицию уже давно — еще со Средневековья, и с переменным успехом у них это получалось, пусть и на короткое время. Конечная цель — уничтожение Москвы как центра власти в Восточной Европе и перенесение его в Варшаву.
И явно чехи умней, потому как сразу начинают думать о последствиях польских демаршей:
Отступающие польские войска переместятся на юг — как раз на территорию Чехии. Создание оккупационной территории в ЧР против воли чешского правительства для НАТО будет необходимо, т.к. перегруппировка сухопутных войск НАТО в условиях пересеченной чешской местности была бы безопасной с точки зрения позиции, как и во времена Второй мировой, когда как раз на чешской территории немецким частям удавалось держаться дольше всего — до самого конца войны (за исключением Дюнкерка во Франции). Однако Россия этот отступающий маневр распознает и постарается предотвратить его, открыв Второй военный фронт через Словакию и Чехию, стремясь атаковать Польшу с юга. Разбор потенциального российского вторжения в Европу в войне с НАТО был прокомментирован в документальном цикле «Фронт» на государственном российском телевидении.
и вообще-мы мирные люди, но чехи чего-то опасаются;)))
Европа думает, что сможет победить Россию в войне, политики в Брюсселе обезумели
Статья написана по материалам чешского сайта
«Пепики» и прочие братья. С кем дружат и кого любят поляки
В начале января польский Центр изучения общественного мнения проводил очередное исследование: респондентов просили назвать самые важные политические события ушедшего года.
На первом месте вполне предсказуемо оказалось празднование 100-летия независимости Польши. Юбилей был внутренним делом Речи Посполитой, а что на международной арене? И вот здесь результат может показаться удивительным, поскольку лидером стал инцидент в Керченском проливе.
Казалось бы: ну какое полякам дело до Азовского моря и трёх несчастных катерков, задержанных российскими пограничниками. Но нет. Объяснение тут простое: пропагандистская машина Речи Посполитой уделяла очень много внимания происходившему в проливе между Чёрным и Азовским морями. Поэтому обыватель и обратил внимание на инцидент. В целом и польские СМИ, и власти страны, и оппозиция очень сосредоточены на российской тематике. Причём взгляд этот, как правило, негативный.
В 2018-м всё тот же Центр общественного мнения выяснял отношение поляков к другим народам. О своей нелюбви к русским заявили 49 % респондентов. И на других соседей в Польше смотрят без особой теплоты. Так, к украинцам плохо относятся 40 %, а к белорусам — 32 %. Кроме того, заметна антипатия к немцам (36 %) и литовцам (25 %).
Возникает вопрос: есть ли вообще соседи, к которым поляки испытывают симпатию? Да — чехи и словаки. О своём позитивном отношении к ним сообщили 44 % и 42 % респондентов соответственно. Правда, любовь эта довольно-таки своеобразная.
Для чехов у поляков имеется прозвище — «пепики». Кто первым произнёс это слово и зачем он это сделал, остаётся загадкой. Этимология клички также не поддаётся изучению. Наиболее распространены два толкования. Первое: у чехов популярно имя Йозеф, и «пепик» — его видоизменённая уменьшительно-ласкательная форма. Второе объяснение сводится к тому, что «пепик» — перекрученное до неузнаваемости слово «пражанин».
Большинство поляков взирает на чехов добродушно, но с оттенком высокомерия, граничащего порой с презрением. Представление жителей Речи Посполитой о самих себе можно свести к нескольким постулатам: мы храбры, готовы биться насмерть, несколько раз спасали Европу от варварского нашествия и если б не коварные соседи (под ними подразумеваются русские с немцами), то быть бы Польше великой державой.
Пускай современный поляк мало чем похож на рыцарей прошлого, защищающих цивилизованный мир, данный стереотип довольно устойчив. А вот «пепики»… «Пепики» обожают пиво и кнедлики, не умеют воевать, очень прагматичны и в отличие от своих северных соседей не имеют склонности к романтическим порывам.
Поэтому от польских туристов в Праге нередко можно услышать рассуждения, что город, мол, такой красивый, поскольку чехи во Вторую мировую не воевали и просто сдались немцам. Когда снимался фильм о пражском восстании 1945-го, то в Польше шутили: в массовке статистов задействовано больше, чем было самих повстанцев.
Откуда взялось это высокомерие, непонятно. Исторически подобное отношение никак не обусловлено. В прошлом Польши и Чехии нет таких конфликтов, раны от которых не заживают десятилетиями, а то и столетиями. Более того, случалось и так, что корону двух стран носил один и тот же человек. Вацлав II из династии Пржемысловичей с 1283-го по 1305-й занимал чешский трон. Последние пять лет своей жизни он был и польским королём. Как и сын его — Вацлав III, правивший, впрочем, очень недолго.
Можно вспомнить и национального героя Чехии Яна Жижку. В 1410 г. он принял участие в Грюнвальдской битве на стороне польского короля Владислава II Ягелло. Позднее Жижке нашлось место на эпическом полотне Яна Матейко, и чешский воин является одним из центральных персонажей картины.
XX в. стал временем возрождения независимых Польши и Чехии (точнее Чехословакии), чьи земли ранее находились под властью других государств. Едва обе страны вынырнули из небытия, как между ними началась конфронтация из-за спорной Тешинской Силезии. Дело дошло до вооружённых столкновений, хотя и без особого кровопролития.
В 1920 г. Прага сумела повернуть ситуацию в свою пользу, и в Варшаве затаили злобу на соседей. Спустя восемнадцать лет поляки аннексировали Тешинскую Силезию. При этом в межвоенный период пропаганда Речи Посполитой изображала чехов «народом подлецов».
Имелся ещё один аспект — «подлецы» жили сытнее и богаче. Чехословакия 20–30-х гг. прошлого века была государством с достаточно мощной экономикой, что обеспечивало населению немалое благосостояние. Польша от Чехословакии заметно отставала, и многих раздражали довольные жизнью «пепики», отдыхавшие на курортах Балтийского побережья.
Представление о том, что соседи с юга катаются, словно сыр в масле, и заливаются пивом, было живо в Речи Посполитой и в 70-е, когда оба государства состояли в Организации Варшавского договора.
Справедливости ради надо сказать, что в Польше всегда находились люди, здраво смотревшие на чехов. Один из них — Владислав Сикорский, опальный политик времён Пилсудского и глава эмигрантского правительства в годы Второй мировой. Пока у него на родине проклинали Чехословакию, Сикорский предлагал унять страсти и создать оборонительный союз для защиты от Германии.
Позднее, уже находясь в Лондоне, этот человек строил планы образования польско-чехословацкой конфедерации. Проект не воплотился в жизнь, в том числе и потому, что США, Великобритания и СССР ни о каких конфедерациях в центре Европы слышать не желали.
Сейчас между Варшавой и Прагой ровные и спокойные отношения. Историю о том, как поляки вместе с Гитлером делили Чехословакию, в современной Речи Посполитой вспоминают неохотно. Соседи также не педалируют данную тему, так что «войн памяти» (таких, например, как с Украиной) между Польшей и Чехией нет.
Стоит отметить, что среди поляков есть пылкие защитники «пепиков». В Праге живет Мариуш Сурож — публицист, историк и по совместительству экскурсовод (из его интервью и были почерпнуты сведения о шуточках польских туристов в Чехии).
Родился он в Свиноуйсьце, учился в Кракове, а осел в соседней стране. За доброе имя «пепиков» Сурож бьется подобно льву. В частности, он написал книгу «Ах, эти чешки», но главный его труд — «Пепики. Драматичное столетие чехов». Это объёмное, почти 400-страничное исследование, которое выдержало два издания.
Своим соотечественникам Сурож пытается объяснить всю нелепость их представлений о «пепиках», рассказывая о чехах, сражавшихся на стороне Антигитлеровской коалиции в Северной Африке и Западной Европе. Миссия Мариуша не выглядит лёгкой: в беседе с корреспондентом Newsweek Polska Сурож рассказывал, что по статистике поляк читает полкниги в год, а чех — семнадцать. В общем, достучаться до своей аудитории автору «Пепиков» не так уж просто.
Четыре астронавта и собака
А как чехи смотрят на поляков? Когда на политической карте мира появились независимые Польша и Чехословакия, то президент последней — Томаш Масарик — высказался о соседях скептически: «Восстановление исторической Польши означает возвращение всех ошибок старой Польши и несёт в себе зерно её распада». Как в воду глядел Масарик!
Если обратить внимание на деятелей культуры, то вспоминается Ярослав Гашек (к слову, его Швейк был очень популярен в Польше). В 1921-м писатель сочинил фиктивный дневник маршала Пилсудского, отправившегося с визитом во Францию. Приведу небольшой фрагмент произведения:
«Вторая страница дневника
Сегодня я отбыл из Варшавы после торжественного богослужения, которое совершал сам архиепископ. Отведал тела святой девы. По этому случаю состоялся прощальный банкет с членами правительства. Председатель совета министров взял у меня в долг тысячу польских злотых. Прежде чем я на поезде пересёк границу Польши, на последней пограничной станции отслужили полевую обедню, и кое-кто из присутствовавших мне отдал на память свои сабли. Таких сабель, вручённых мне на память, у меня уже около шестисот. (…)
Третья страница дневника
Залита красным вином и текст прочитать невозможно. Сохранилась лишь одна надпись: Париж, Мулен-Руж. (…)
Пятая страница дневника
Я побывал в трёх костёлах и на шести банкетах. Завтра возвращаюсь в Варшаву. Французы чрезвычайно интеллигентная нация, и даже трёхлетние дети в Париже превосходно говорят по-французски.
Последние страницы дневника (с 6-й по 20-ю) были украдены у переводчика из пальто в одной кофейне».
Саркастичный взгляд на поляков вполне актуален и в наши дни. Осенью 2016-го Чешское телевидение демонстрировало комедийный сериал «Космо». Сюжет фильма заключался в том, что Прага задумала и воплотила в жизнь собственную космическую программу. Бороздя просторы Вселенной, чешский корабль, похожий на старый трамвай времён ЧССР, вступил в контакт с поляками. Их аппарат носил название «Пан Володыевский», а на эмблеме миссии красовался римский папа Иоанн Павел II, скачущий верхом на тигре.
Кроме того, четверо астронавтов Речи Посполитой были похожи на персонажей романов Сенкевича, к тому же в экипаже состояла овчарка (отсыл к известному фильму «Четыре танкиста и собака»). Присутствие пса поразило чешского астронавта до глубины души, а на его вопрос последовал категорический ответ: «Мы, поляки, по-другому не путешествуем».
Описанный эпизод не занял в «Космо» много экранного времени, но в нём, как в капле воды, отразился ироничный взгляд чехов на другой славянский народ. Позднее в разговорах с прессой Томаш Балдынски, режиссёр сериала, признавался, что в его стране поляков не очень-то и любят. Кстати, командир «Пана Володыевского» с трудом поверил в способность «пепиков» покорить космос.
В Польше чешский сериал приняли спокойно, а кто-то от души смеялся над четырьмя астронавтами и собакой. Это немного удивительно. За пару лет до выхода «Космо» компания мобильной связи из Чешской республики заказала рекламный ролик, где главный герой, бегавший на лыжах, встретил в лесу польского торговца, одетого в костюм дерева. Поскольку спортсмен находился за границей, он решил не тратиться на роуминг и поменял свой телефон на предложенный поляком. Новый гаджет моментально треснул в руках чеха, продавец-дерево испарился.
Соседи очень обиделись на эту рекламу, и посольство в Праге заявило официальный протест, посчитав, что имело место оскорбление поляков. Диппредставительство потребовало убрать ролик с ТВ и из соцсетей. Оператор мобильной связи несколько дней отмалчивался, а потом скандальную рекламу с эфира снял.
Их любят, но плохо знают
Теперь поговорим о том, что поляки думают о других соседях — словаках. Словечка вроде «пепики» для них не придумали, но это, конечно, не значит, что отношение к словакам избавлено от стереотипов. «У них скучная кухня!» — думают многие в Речи Посполитой. Имеется в виду, что, по мнению поляков, их соседи не умеют готовить какие-то изысканные блюда, предпочитая простую и однообразную еду.
Гастрономические пристрастия — критерий довольно-таки специфический и сильно попахивающий вкусовщиной. Другой стереотип: поляки считают словаков такими занудами, что те даже ездят со скоростью не выше 50 км/ч. Данное утверждение достаточно близко к истине. Словацкие журналисты, общаясь с польскими коллегами, не раз признавали: в их стране носиться по дорогам не любят. Сами словаки полагают, что поляки — хитрые торгаши, которые подобно китайцам производят некачественные товары.
Несмотря на то что независимое государство со столицей в Братиславе существует 26 лет, немалое число польских обывателей путает словаков с чехами, а также считает, что языки двух народов ничем не отличаются. Столь же туманны и представления о географии Словакии: многие удивляются, когда выясняется, что Татры расположены не в Чехии.
В чём-то этих людей понять можно. Большую часть XX века чехи и словаки жили в одном государстве, и соседи настолько привыкли к подобному положению дел, что не видят различий между этими народами. Однако есть вещи и более поразительные — в Польше бытует представление о Словакии как о Верхней Венгрии, а это уже пережитки дремучего Средневековья.
Под властью Венгрии словаки жили целую тысячу лет. Цифра колоссальная, но, что бы ни происходило за десять веков, мадьяры оставались хозяевами и правителями Словакии. И её саму в те далёкие времена именовали Верхней Венгрией. Сегодня этот топоним не найти на карте, но, как видим, средневековое название существует до сих пор.
Продолжая тему исторической памяти, нужно отметить, что между поляками и словаками нет серьёзных противоречий и нельзя сказать, что прошлое разделяет их. То есть картина почти такая же, как с чехами, и, видимо, этим объясняется симпатия поляков к своим южным соседям. Другое дело русские или немцы — к ним у Речи Посполитой длинный список всевозможных претензий.
Было бы неправильно думать, что сосуществование Польши и Словакии было абсолютно безоблачным. Вспомним хотя бы 1938 г., когда Речь Посполитая, захватив Тешинскую Силезию, затем аннексировала часть словацких земель — Ораву и Спиш. В сентябре 1939-го Братислава отомстила Варшаве, приняв участие в гитлеровском нападении на Польшу. Впрочем, в активных боевых действиях словацкие войска участия не принимали, и их вклад в разгром Речи Посполитой был скорее символическим, чем реальным.
Ещё больше соседей разъединяет личность Йозефа Курася, носившего кличку Огонь. Курась командовал одним из отрядов польской Армии Крайовой. Сначала он партизанил против немцев, после победы Огонь стал воевать с органами госбезопасности коммунистической Польши. Территорией, на которой действовал Курась, было польско-словацкое пограничье. На родине из Огня давно лепят национального героя, для соседей же он палач, прославившийся зверствами над мирным населением.
Отряд Курася ликвидировали зимой 1947-го, а сам Огонь умер в больнице от ран. С той поры много воды утекло, но ненависть к этому персонажу велика. В Закопане (от него до словацкой границы несколько десятков километров) Йозефу Курасю установлен памятник. Периодически он подвергается осквернению. Последний по времени акт вандализма был совершён в конце сентября 2018-го. Виновных не нашли.
Несмотря на эти чёрные страницы истории, отношения между народами остаются вполне приятельскими. Это подтверждают не только соцопросы, но и то, что в Речи Посполитой иногда говорят «Поляк и словак — два брата», хотя чаще такими словами описывают близость с другим народом — венграми.
Содружество сабли и бутылки
Между двумя государствами нет общей границы, что совершенно не является помехой дружбе Польши и Венгрии. Несколько лет назад тогдашний президент Речи Посполитой Бронислав Коморовский сказал, что отношения двух стран — удивительный образец длительного и бесконфликтного сосуществования. Социология сообщает примерно то же: опрос Центра изучения общественного мнения, упомянутого в начале статьи, показал, что венгров любят 42 % участников исследования.
Симпатия между народами нашла своё отражение и в пословицах. Одна из них гласит: «Поляк и венгр — два хороших друга». Так говорят мадьяры. А вот вариант Речи Посполитой: «Поляк и венгр — два брата: и по сабле, и по пьянке». Эта фраза является ходовым заголовком для СМИ обеих стран, причём подходит он к любой тематике — от встречи на высшем уровне до концерта венгерского оркестра в Варшаве.
История отношений двух «братьев» далеко не всегда была мирной. В Средневековье поляки с венграми не раз воевали друг с другом, а в 1376 г. в Кракове произошёл мадьярский погром. Но в числе наиболее выдающихся правителей Речи Посполитой находится Стефан Баторий, памятники которому стоят по всей Польше. Для венгров же он Иштван Батори, трансильванский князь, занимавший в 1575–1586 гг. престол в Кракове.
Следующий век только укрепил содружество. В 1848 г. по всей Европе бушевали революции. Венгрия не осталась в стороне, в событиях того времени живейшее участие приняли поляки. Один из них — генерал Юзеф Бем — командовал революционными войсками. Благодарная Венгрия хранит память о нём. Бему установлен памятник в Будапеште, а улицы и площади, носящие имя генерала, имеются почти в каждом городе.
В XX веке традиции тоже не были нарушены. После Первой мировой Венгрия оказалась в стане проигравших и соседи, в первую очередь Чехословакия с Румынией, немало поживились за её счёт. Допустим, Закарпатье, которое венгры считали своей исконной землёй, досталось чехам.
В Будапеште утрата территорий воспринималась как трагедия и порождала жажду реванша. Варшава эти настроения горячо поддерживала, тем более что у двух стран имелся общий противник — Чехословакия. Когда дело дошло до её раздела, Польша последовательно поддерживала Венгрию в дипломатических баталиях и оказывала помощь, забрасывая своих диверсантов в Закарпатье. Итогом этих усилий стало появление польско-венгерской границы, просуществовавшей, правда, всего полгода.
Во время Второй мировой Польшу оккупировала нацистская Германия, а Венгрия состояла в союзе с Третьим рейхом. Данный факт никак не омрачил «братские» отношения.
В 2007 г. Национальное собрание Венгрии голосовало за учреждение Дня дружбы с Польшей. Ни один из депутатов не было против, никто из них не воздержался. Через четыре дня вопрос рассматривался в Сейме, где решение приняли путём аккламации: польские парламентарии столь бурно выражали своё одобрение, что голосования не понадобилось.
Сегодня Варшава и Будапешт поддерживают друг друга в ссорах с Брюсселем. В 2017-м ЕС начал против Польши санкционную процедуру, а летом следующего года взялся за Венгрию. Обеим странам вменяют попрание ценностей Евросоюза.
В частности, польские власти посягнули на независимость судебной системы. Против их друзей из Будапешта выдвинуто много обвинений, среди которых и такое: венгерское законодательство по-прежнему рассматривает брак исключительно как союз между мужчиной и женщиной.
Отступники уже заклеймены в Европарламенте, но, чтобы наложить на них санкции и временно лишить права голоса, нужно решение Совета ЕС, которое должно быть принято единогласно. Это почти невозможно — Польша не будет голосовать против Венгрии, а Венгрия против Польши.
Трогательному единению Варшавы и Будапешта не мешает даже то, что они по-разному смотрят на отношения с Москвой. Венгрия предпочитает прагматизм, экономическую выгоду и сотрудничество. Польша выстраивает иную политику и стремится быть авангардом всех антироссийских начинаний, особенно если их авторами являются американцы.
Принцип «двух братьев» работает не только на государственном, но и на бытовом уровне. Выше было сказано о поселившемся в Праге Мариуше Суроже. В Будапеште живёт блогер Павел Михалак. Беседуя с журналистами из Речи Посполитой, он поведал: «Когда венгр случайно узнаёт, что я поляк, он спрашивает, понимаю ли я его язык, и приглашает выпить пива».
Обоюдная симпатия поляков и венгров носит устойчивый характер. Год из года соцопросы показывают почти идентичные результаты. Столь же постоянным остаётся отношение к южным соседям Речи Посполитой — словакам и чехам. Почти не меняется и восприятие немцев, а уж русских и подавно. Степень негатива может колебаться в зависимости от политической ситуации, однако антироссийский тренд присутствует постоянно.
Следует учесть и то, что русских от белорусов поляки отличают ещё хуже, чем словаков от чехов. И мы можем до хрипоты спорить о битве под Оршей или других разделяющих нас вещах, но даже очень недружественно настроенные соседи видят в белорусах и русских один народ.