Чехов крыжовник чем понравилось
Отзыв о книге, «Крыжовник».
Обсуждение вопроса:
Чехов создавал рассказы, которые по внешней видимости казались юмористическими миниатюрами, но по внутреннему содержанию они отличаются художественной глубиной и силой.
В рассказе звучит призыв против спокойствия наглых и сытых.
Мне очень понравился этот рассказ, так как в нем высмеивается гнусное собственническое «счастье», построенное на несчастьях большинства людей.
Во всех этих трёх произведения поднимаются темы ограниченного существования человека, который каким бы то ни было способом сам себя запирает в футляр своих действий и живёт неправильно, в угоду лишь себе, превращая и свою жизнь, и жизнь близких ему людей и простого окружения в невыносимую пытку.
Эти три рассказа, входящие в маленькую трилогию объединяют ещё и три героя, которые по очереди выступают в этих произведениях то слушателями, то рассказчиками и от их имени и ведутся рассказы об ограниченных людях, которым свойственна футлярность.
В общем, рассказ получился очень достойным и поучительным. Прочитать его рекомендую всем, особенно тем, мимо кого он прошёл в школе. Проанализировав это произведение каждый думающий человек придёт к выводу, ради чего стоит жить. Исполнить свою давнюю мечту всегда похвально, только оправдывает ли цель средства, с помощью которых это будет происходить? Нельзя быть настолько алчным, самолюбивым и равнодушным к другим людям.
Сюжетная линия рассказа «Крыжовник» незамысловата и проста. Иван Иваныч и Буркин заходят в гости к бедному помещику Алёхину, проживающему в деревне Софьино. За чашкой чая с вареньем Иван Иваныч о своём младшем брате Николае, который всю жизнь мечтал обзавестись маленькой усадьбой с кустами крыжовника. В конце концов, ему это удаётся, но читатель понимает, какой высокой ценой.
Своим приятелям Иван Иваныч высказывает мысль, что человеческое счастье заключается не в материальном достатке, а в добрых и искренних поступках. Налицо факт того, что два родных брата, дети одних родителей, могут разительно отличаться во взглядах на жизнь и главные жизненные ценности.
В рассказе «Крыжовник» Чехов ставит проблему смысла жизни. Казалось бы, это — вечный вопрос, и уже не один писатель поднимал его в своих произведениях. Зачем же Чехову повторяться? А он все делает несколько иначе, чем остальные. Чехов не ищет обобщений, он на конкретной судьбе человека показывает, как крыжовник и усадьба могут стать смыслом человеческой жизни, сделать его счастливым. Только вот, что это теперь за человек?
Кроме того, автор ставит в рассказе проблему счастья. А есть ли оно вообще как таковое? Или, если человек духовно богат, то он просто обречен на страдания? Мне кажется, наиболее близкие автору взгляды высказывает Иван Иваныч. «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… А между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие…» — Чехов не понимает и не принимает приспособляемости к такой жизни.
«Крыжовник» читательский дневник
Всего получено оценок: 823.
Всего получено оценок: 823.
«Крыжовник» – поучительный рассказ, в котором автор поднял вопросы поиски смысла жизни и истинного счастья, обнажив конфликт между духовными ценностями и материальными благами.
Краткое содержание «Крыжовник» для читательского дневника
Название: Крыжовник
Число страниц: 12. Чехов Антон Павлович. «Крыжовник». Издательство «Рипол-Классик». 2012 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1898 год
Время и место
События происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино, принадлежавшем помещику Алёхину. Своим названием рассказ обязан навязчивой мечте Николая Иваныча, ради достижения которой он пожертвовал очень многим.
Главные герои
Иван Иваныч Чимша-Гималайский – ветеринарный врач, дворянин, добрый, милосердный человек.
Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Ивана Иваныча, чиновник, впоследствии помещик, целеустремлённый, но мелочный, скаредный до фанатизма.
Буркин – учитель гимназии, приятель Ивана Иваныча, приземлённый человек.
Павел Алёхин – помещик, сорокалетний мужчина, неопрятный, неряшливый, думающий лишь о своём хозяйстве.
Сюжет
Приятели Иван Иваныч и Буркин, попав под дождь, решили его переждать у их старого знакомого Павла Алёхина, чья усадьба располагалась неподалёку. Хозяин выглядел весьма неряшливо: лицо в пыли, грязная одежда, нестриженные волосы, грузная полнота. Однако он радушно встретил гостей, предложив им помыться, переодеться и выпить чая. Во время чаепития товарищи разговорились, и Иван Иваныч поведал им историю своего брата, Николая Иваныча Чимша-Гималайского.
После смерти отца братьям пришлось проститься с родовым имением, которое отобрали у них из-за долгов. Николай с девятнадцати лет был вынужден работать в казённой палате, и он страстно мечтал о собственной усадебке, где непременно должен был расти крыжовник. Ради достижения своей цели Николай откладывал деньги, урезая себя во всём и даже вступил в брак по расчёту. Однако и в семейной жизни он принялся экономить на всём, даже на еде. Жена, не выдержав подобного существования, вскоре скончалась. Это событие нисколько не расстроило Николая, который вскоре приобрёл имение. Он первым делом высадил кусты крыжовника и зажил помещиком.
Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону: постарел, обрюзг, опустился, завёл привычку выражаться красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Впрочем, Николай Иваныч, который угощал брата крыжовником, был весьма счастлив и доволен своей жизнью.
После визита к брату Иван Иваныч задумался о смысле жизни. Он удивлялся, как можно чувствовать себя счастливым, удовлетворённым, когда в мире так много страдающих людей. Иван Иваныч искренне не понимал, как можно оставаться слепым и глухим к тем, кто остро нуждается в помощи ближнего. Свой рассказ он завершил, сказав, что смысл жизни видит не в личном счастье, а в добре, которое должен творить каждый человек.
Ни Буркину, ни Алёхину не понравился рассказ Ивана Иваныча о каком-то чиновнике, который любил крыжовник. С гораздо большим удовольствием они бы обсудили женщин, крупу, сено – словом, всё то, что имело прямое отношение к реальной жизни. Однако время было уже позднее, и все трое отправились спать.
Вывод и своё мнение
Очень часто в погоне за призрачной мечтой человек не замечает того, что может сделать его по-настоящему счастливым: общение с близкими людьми, любовь, забота, милосердие. Зациклившись на достижении материальных благ, можно упустить самое ценное, что дарует человеку жизнь. На примере Николая Иваныча видно, что выбранный им жизненный путь отразился на нём далеко не самым лучшим образом.
Главная мысль
Человеческая жизнь только тогда полноценна и значима, когда в ней есть место добрым поступкам и искренней заботе о ближних.
Авторские афоризмы
«…Деньги, как водка, делают человека чудаком…»
«…Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое…»
«…Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку…»
«…счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно…»
«…Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь…»
Толкование непонятных слов
Усадьба – жилой дом с хозяйственными сооружениями и участком земли.
Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки.
Мельница – здание с приспособлениями для размола зерна.
Приказчик – помощник хозяина, управляющего.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Аршин – старорусская единица измерения длины, равная 0,7112 м.
Новые слова
Плёс – участок русла реки между двумя смежными перекатами.
Кальсоны – мужское нательное бельё, представляющее собой длинные исподние штаны.
Канцелярия – общее название государственных учреждений.
Рецензии на книгу Крыжовник
«Этот куст зовут крыжовник,
Он колючий как чиновник.
Плод пузат и важен с виду,
Куст не даст плоды в обиду!»
Как всегда, у Чехова короткий рассказ, а думать и прочувствовать его будешь не один день. Тем более, что если обычно я согласна с идеями Антона Павловича, то этот рассказ оказался очень неоднозначным. Такая простая и понятная мечта – иметь свою землю, дом и даже эти кусты крыжовника, казалось бы, что может быть безобиднее? Но всегда дьявол кроется в средствах к достижению цели. Приличный и тихий с виду человек становится одержимым и уже готов идти по головам ради этих кустов и дома, а потом и готов на все ради сохранения достигнутого с таким трудом статуса. Казалось бы, в чем тут может быть несогласие? Разве не видели мы все примеры такого перерождения? Но я не согласна, что подобное перерождение (и даже скорее вырождение) есть некий закон, верный как минимум для русского человека. Водка, с которой сравнивает влияние денег и имущества на человека Чехов, тоже выявляет в человеке лишь то, что в нем изначально заложено. И также не очень мне понравился призыв к постоянной борьбе, на мой взгляд, требовать такого от всякого обывателя просто неразумно. Я всемерно восхищаюсь людьми, которые посвящают всю жизнь добрым делам или борьбе за свободу и права человека или животных, но это путь далеко не для каждого. Брать ношу себе не по силам бесцельно, только надорвешься и толку людям от этого не будет. Я оставляю за человеком стремление к простым радостям, и сама, что греха таить, всю жизнь мечтаю о домике и саде, и я отказываюсь чувствовать себя виноватой в том, что мир катится в пропасть и вокруг толпы обездоленных и несчастных. Делать столько сколько можешь для других, не замыкаться совсем в самодовольстве и праздности, найти некую золотую середину – вот, на мой взгляд, решение, если каждый будет социально ответственным в первую очередь перед самим собой, не делать зла самому, не идти по головам, думать не только о себе и своих хотелках. В общем, не можешь быть бульдозером, чтобы засыпать вечный ров, бери хотя бы детскую лопаточку и бросай, когда можешь, по горсточке земли. Да, нам всем действительно нужно, чтобы периодически кто-то стучал в нашу дверь и напоминал, что есть вокруг горе и нужда, и для этого Чехов подходит как нельзя лучше. Читать и перечитывать.
А разве не имеет человек права на счастье? На своё собственное, пусть мелкое и мещанское, но всё-таки счастье? На тихие вечера в собственной усадьбе с кустами крыжовника в саду?
Иван Иванович рассказывает своим приятелям историю про своего брата Николая. Тот всю жизнь мечтал поселиться в деревне, купить дом и обязательно, чтобы в саду возле того дома рос крыжовник. Долгие годы он копил деньги, отказывая себе во всём, женился по расчёту да и жену свою изводил скупостью. Наконец, его мечта осуществилась. Он счастлив. С удовольствием поедает крыжовник, кажущийся его брату слишком кислым.
И вот тут-то Иван Ивановичу приходят в голову возвышенные, и на первый взгляд очень правильные мысли, с которыми мне очень трудно согласиться. Он считает, что счастья нет, что не может один человек быть счастливым, когда другие страдают. Да разве возможно счастье для всех? Значит, всем страдать? Это как раз более реально.
Эх, Иван Иванович, хорошие слова да только прыгнули один раз в 1917 году и сколько людей потеряли. И сегодня в некоторых странах прыгают наивные романтики с верой во всё хорошее и разбиваются, а по их головам проходят циники. Оглянёшься и ничего почти не поменялось, а многих уже не вернуть. Всё-таки я за постепенность, чтобы всем обществом, лопатой за лопатой засыпать ров, или по брёвнышку приколачивать. Так, глядишь, и переберёмся на другой, лучший берег. А Иван Иванович поговорил, утомил слушателей да спать лёг. Стар он для борьбы. Это пусть молодые борются. Смешной он человек. Ловко самоустранился.
А быть может, всё не так. И не счастлив вовсе Николай Иванович, и не мил ему кислый крыжовник. И усадьба не такая, какой виделась в мечтах. Замкнулся он в ней от бед других людей, а только мнит себя благодетелем, упивается мнимым дворянством.
Наверняка, найдётся тот, кто скажет, что ничего я не поняла, что автор имел в виду другое. Рассказ на самом деле гениальный, над ним можно долго думать, много спорить. А патетических речей я не люблю, не применимы они в реальной жизни.
Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»
Автор: Guru · 24.02.2018
Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.
История создания
Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.
Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.
Жанр и направление
Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.
Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».
О чем?
Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.
Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.
Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.
Композиция
Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.
Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.
Главные герои и их характеристика
В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.
Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.
И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.
Проблемы
Смысл
Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.
Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.
Критика
Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:
Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…
Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:
Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…
Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:
С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.
Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:
Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.
Анализ рассказа «Крыжовник» (А.П. Чехов)
Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.
История создания
«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».
Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.
Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.
Направление и жанр
Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.
Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.
Композиция
Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.
Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».
Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.
Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.
Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.
Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.
Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)
Главные герои и их характеристика
Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:
имя героя | характеристика |
иван иваныч чимша-гималайский | пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай. |
николай иваныч чимша-гималайский | чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия. |
буркин | бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча. |
павел константинович алёхин | небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может. |
Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:
Проблемы
Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.
Основная идея
Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.
Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:
Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
Чему учит?
Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».
Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».
Критика
Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.
Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.
Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.
В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:
XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)
«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.)
Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:
В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.
В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.
В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.