Чехов о любви чему учит произведение
«О любви» читательский дневник
Всего получено оценок: 1437.
Всего получено оценок: 1437.
«О любви» – трогательный и немного грустный рассказ о так и не состоявшейся взаимной любви двух тонких, интеллигентных натур, боявшихся сделать шаг навстречу своему счастью.
Краткое содержание «О любви» для читательского дневника
Название: О любви
Число страниц: 7. Чехов А. П. «О любви». Издательство «ЭКСМО». 2010 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1898 год
Главные герои
Алёхин Павел Константинович – образованный, умный мужчина, прекрасный рассказчик.
Анна Алексеевна – образованная, интеллигентная, красивая девушка.
Луганович – супруг Анны Алексеевны, доверчивый и добродушный мужчина.
Сюжет
Однажды после завтрака Алёхин принялся рассуждать о любви. Затем он поведал историю из собственной жизни.
Получив в наследство имение, Алёхин, будучи человеком весьма деятельным, занялся своим хозяйством. Вскоре его выбрали мировым судьёй, и он стал часто бывать в городе, где познакомился с Лугановичем и был приглашён к нему на обед. У Лугановича Алёхин познакомился с его супругой Анной Алексеевной – женщиной молодой, привлекательной и интеллигентной. Они сразу почувствовали друг в друге родственные души.
Следующая встреча произошла осенью на благотворительном балу. Анна Алексеевна призналась Алёхину, что всё лето вспоминала о нём. С тех пор Пётр Константинович стал часто бывать в доме Лугановичей и вскоре стал своим человеком. Он часто беседовал с Анной на разные темы, слушал её игру на рояле, помогал делать покупки. Лугановичи считали, что Алёхин, будучи человеком образованным и свободным, страдает в глухой деревне. И он действительно страдал, но по иной причине: Алёхин был безнадёжно влюблён в Анну Алексеевну.
Оставаясь с Анной наедине, Пётр Константинович видел, что и она неравнодушна к нему. Однако оба молчали: Алёхин – из-за того, что не мог ничего предложить своей возлюбленной, а Анна считала, что её любовь не принесёт счастья Алёхину. Шли годы, Анна Алексеевна родила двоих детей, которые любили Алёхина, словно родного. Влюблённые продолжали молча страдать.
Кульминацией этой истории стало известие о назначении Лугановича председателем суда в одну из западных губерний. Глава семьи занялся подготовкой к переезду, а супругу отправил в Крым на лечение.
Уже на вокзале, забыв передать коробку, Алёхин забежал в купе к Анне Алексеевне и, не выдержав, признался ей в любви. Они заплакали и, поцеловавшись, простились навсегда. Только в этот миг Алёхин понял, что в любви не нужно рассуждать, гадая о возможных последствиях, а нужно просто любить всем сердцем.
План пересказа
Главная мысль
Любовь требует действий, а не рассуждений.
Чему учит
Рассказ учит быть более настойчивым, особенно тогда, когда ситуация требует решительных действий. Учит не упускать свой шанс и не создавать самостоятельно преграды на пути к счастью.
Отзыв
Излишний самоанализ, сомнения и размышления могут погубить то счастье, которое приготовила судьба. Именно в такой ситуации оказался Алёхин, живший будущим, но не настоящим.
Рисунок-иллюстрация к рассказу О любви.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что Алёхин всё-таки признался в своей любви Анне, и им стало хоть немного, но легче при прощании. Жаль, что он не сделал это раньше: возможно, влюблённым удалось бы создать счастливую семью.
Чему учит рассказ А. П. Чехова «о любви»
Рассказ Чехова «О любви» учит нас верить в то, что любовь не имеет границ. Такое чувство не терпит обид. Ведь если прочитать рассказ, то можно заметить, что рассказчик не просто так приезжал к Лугановичам-он делал это чисто для одной цели, чтобы посмотреть в глаза той девушке, в которую он был влюблен, но из-за того что у нее была полноценная семья и дети, то он не претендовал на место в сердце этой барышни. Как правило, каждый рассказ учит нас тому, что в итоге побеждает любовь и добро, но в этом случае-исключение, но кто знает может это ещё не конец.
Герои Чехова часто вызывают у читателей двоякое чувство: негодования и жалости. В этом раскрывается умение писателя изображать человека во всех его проявлениях. Алехина и Анну Алексеевну нельзя однозначно определить как положительных или отрицательных героев. Сложность характеров свойственна почти всем чеховским персонажам.
Смысл рассказа «О любви» в том, что герои скрылись, убили свои настоящие чувства. Скрытность каждого погубила их и их жизни. Они сами поставили любовь ниже потребностей, навсегда оставив себя несчастными. Рассказ «О любви» Чехова актуален и по сей день. В общественной жизни ничего не поменялось. Чудо любви – чудо, которое не все люди умеют увидеть и жить счастливо.
Оставив Анну в поезде, Алехин возвращается к себе в деревню, чтобы никогда больше не увидеть ее. Это его выбор, выбор в пользу того образа жизни, который он привык вести и которым не готов был пожертвовать даже ради единственного в жизни сильного чувства.
Анализ рассказа «О любви» (А.П. Чехов)
Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.
История создания
«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.
В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.
Жанр и направление
Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.
Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.
Композиция
Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.
Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.
Смысл
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.
А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Символы и художественные детали
В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.
Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.
Чему учит?
Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.
Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.
Анализ рассказа Чехова «О любви»
Автор: Guru · 26.02.2018
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
История создания
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.
Жанр и направление
Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
Главные герои и их характеристика
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.
Смысл
Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.
Вывод
О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.
С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.
Критика
Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.
А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.
А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.
А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».
Чему учит произведение Чехова «о любви»?
1835, 30 ноября – родился Марк Твен в деревне Флорида, штат Миссури в семье судьи
1839 – семейство переезжает в город Ганнибал
1847 – умер отец Твена
1848 – Сэмюэл стал учеником наборщика в местной газете «Миссури курьер»
1850 – Орион Клеменс, его старший брат, издает собственную газету под названием «Вестерн Юнион». В ней публикуются первые литературные произведения Твена
1852, май – писатель публикуется в журнале «Карпет-бэг» с очерком «Франт пугает скваттера»
1853 – путешествует по стране. Посетил Сент-Луис, Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфию, Айову, Огайо
1859 – получает лоцманское свидетельство и начинает сотрудничать с такими газетами как «Тру-Дельта» и «Полумесяц»
1861 – Сэмюэл закончил свою морскую карьеру, о которой мечтал в связи с Гражданской войной. Он вынужден был переехать в Калифорнию. Его старший брат получил должность помощника губернатора Территории Невада и Сэмюэл едет с братом в качестве личного секретаря
1862 – будущий писатель задумал путешествие в Палестину. В это же время он вступил в масонское общество под названием «Полярная Звезда»
1863 – впервые используется псевдоним Марк Твен
1864 – возвращается в Америку, поселяется в Сан-Франциско. Начинает писать для крупных газет и журналов города
1865 – в свет вышел его сатирический очерк «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», который принес ему популярность. Становится старателем и ищет золото в Калифорнии
1867 – Марк Твен осуществляет путешествие по Греции, Франции, Турции, Крыму и Одессе
1869 — он выдает сборник очерков под названием «Простаки заграницей». Эта книга стала бестселлером. Марк Твен начинает читать свои знаменитые лекции. Слава о нем разнеслась по всей Америке
1870 – Марк Твен уже известен как преуспевающий писатель и востребованный журналист. В это году он женится на Оливии Лэнгдон, дочери богатого торговца углем. Молодая семья совершает переезд в Буффало, пригород Нью-Йорка. В ноябре рождается сын Ленгдон
1871 – вышел сборник «Закаленные»
1872 – рождается дочь Сюзи. Умирает сын Ленгдон
1873 – вышел сборник «Позолоченный век»
1874 – рождается дочь Клара
1876 – вышел роман «Приключение Тома Сойера»
1879 – знакомство с Тургеневым и Дарвином во время путешествия по Европе
1880 – рождение дочери Джин
1883 – издан сборник «Жизнь на Миссисипи»
1884 – издан роман «Приключения Гекльберри Финна». Основывает издательство «Чарльз Уэбстер и компания»
1886 – увлекся политикой. Выступил в клубе «В понедельник вечером» с программной речью «Рыцари труда – новая династия». Выпускает роман в стиле гротеск под названием «Янки при дворе короля Артура»
1888 – получил степень магистра искусств Йельского университета
1896 – умирает дочь Сюзи от менингита
1901 – получил степень доктора изящной словестности от Йельского университета
1902 – получил степень доктора права университета штата Миссури
1904 – написал произведение «Сделка с Сатаной». Умирает жена
1905 — написал произведение «Дневник Евы»
1910, 21 апреля – от приступа стенокардии скончался Марк Твен