Чехов тоска о чем произведение

«Тоска»: читать краткое содержание. Кратчайшее содержание рассказа Чехова «Тоска»: читается за 1 минуту.

Чехов тоска о чем произведение. Смотреть фото Чехов тоска о чем произведение. Смотреть картинку Чехов тоска о чем произведение. Картинка про Чехов тоска о чем произведение. Фото Чехов тоска о чем произведение

«Тоска» — это рассказ А. П. Чехова об извозчике, недавно потерявшем сына. Его одолела тоска и грусть, но ему не с кем ею поделиться: люди его не слушают и не обращают внимание.

«Тоска» – краткое содержание рассказа А. П. Чехова‎ ‎

Извозчик Иона Потапов стоит на площади. Он выехал со двора еще с утра, но не получил ни копейки. С приближением сумерек в городе началась суматоха, зажглись огни и появился уличный шум.

Но Иона просто стоял неподвижно, как и его лошадь. Он был придавлен тоской, ведь буквально на днях скончался его сын. Его грусть была настолько сильной, что он не в силах был пошевелиться.

От тоски Иону отвлек военный, который искал извозчика и громко кричал. Иона дернул вожжи, с него и лошади тут же посыпался снег. Извозчик взял пассажира и они тронулись. Иона вдруг захотел поделиться своим горем и рассказал военному о своей трагедии. Но военный рассказ извозчика дослушивать не стал, а вместо этого поторопил его.

Иона высадил военного и вместе с лошадью стал ждать новых пассажиров. Около двух часов они снова стояли неподвижно, застыв на месте.

И тут появились трое молодых мужчин. За двугривенный им нужно было добраться до Полицейского моста. Иона понимал, что цена слишком уж мала, но ему было не до денег. Молодые люди шумели, кричали и ругались, смеялись над шапкой извозчика, но тот не обижался на них. Наоборот, он на минутку почувствовал себя не одиноким. И тогда Иона сказал троим о смерти своего сына. Но пассажиров совершенно это не интересовало. «Все помрем», — сказали они. ‎

Извозчик высадил мужчин и снова остался один на один со своей тоской. На улице давно стемнело, и Иона решил ехать ко двору. Дома он смотрел на спящих вокруг людей и жалел, что вернулся.

Но в одном из углов проснулся молодой извозчик и потянулся к ведру с водой. Иона попытался заговорить с ним и рассказал свою печальную новость. Но собеседник ничего не ответил ему, укрылся с головой и крепко заснул.

Тоска окончательно поглотила Иону. Он уже почти неделю ни с кем не говорил, и ему ужасно хотелось поделиться своим горем хоть с кем-то, но никто не слушал старика.

Извозчик решил пойти в конюшню и проверить лошадь. Увидев свою кобылу, Иона начал разговор с ней. Он сказал о том, что не заработал денег на овес, поэтому лошади придется есть сено. Потом он пожалел, что сын его умер раньше, чем сам Иона, ведь ему еще ездить и ездить… А потом не заметил, как рассказал лошади все. А кобыла жевала и внимательно слушала рассказ извозчика.

Источник

Кратко «Тоска» А. П. Чехов

В рассказе “Тоска” А. П. Чехов изображает образ “маленького человека”. Таким персонажем выступает главный герой – извозчик Иона.

По сюжету произведения у Ионы умирает сын, и старику хочется поделиться с кем-нибудь своим несчастьем, но людей вокруг это не интересует. В итоге извозчику приходится делиться горем со своей рабочей лошадкой – она единственное существо, способное выслушать героя.

Очень краткий пересказ рассказа «Тоска».

Извозчик Иона и его лошаденка стоят под снегом в ожидании клиентов. Они вышли на работу уже довольно давно, но никому услуги извозчика не понадобились. К повозке подходит военный и просит довезти его до Выборгской. Старик-извозчик охотно соглашается и они начинают свой путь.

Недавно Иона потерял единственного сына, он одинок и ему совсем не с кем поделиться своим горем. Иона пытается заговорить с пассажиром об этом, тот слушает и задает вопрос о том, как же умер сын, исключительно ради приличия. Извозчик понимает это и решает больше не надоедать военному. Доставив того до нужного места, кучер снова остается один, в томительном ожидании очередного клиента.

Следующими его пассажирами становятся молодые люди, они платят мало, но это лучше, чем ничего. Извозчик начинает очередную поездку – пассажиры громко ругаются и ведут себя неспокойно. Бранят Иону, что он тихо едет. Извозчик предпринимает еще одну попытку поделиться своим горем, но молодые люди быстро теряют к старику интерес, когда понимают, что добрались. Заплатив двугривенный оставляют Иону в одиночестве.

Извозчик видит дворника и, подъехав к нему, начинает беседу, но мужчине не до разговоров – он прогоняет Иону, даже не пытаясь выслушать.

Кучеру ничего не остается, как отправиться на постоялый двор. Там, греясь у печи, он снова пытается завести разговор с соседом по ночлегу, но тому нет дела, как и всем, кто сегодня встретился Ионе.

В глубочайшем отчаянии герой идет в конюшню, посмотреть, все ли в порядке у лошади. Уже неделя прошла со смерти сына, а кучер так никому и не смог высказаться. Забывшись, Иона начинает рассказывать о своем горе лошади и изливает ей всю душу.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание рассказа «Тоска» подробно.

Извозчик Иона и его лошадь томятся, ожидая пассажиров. Падают крупные хлопья мокрого снега, работать они начали еще до полудня, но пока безуспешно. Наконец, им попадается военный. Мужчина садится в сани, и они начинают свой путь до Выборгской. Прохожие то и дело бранятся, когда повозка приближается к ним, боясь оказаться под лошадью. Пассажир-военный тоже делает ему замечание, указывая на то, что стоит держаться правее, чтобы никого не задеть. Иона молча, соглашается и продолжает путь.

Старик в отчаянии – недавно у него скончался сын, и ему хочется поделиться с кем-то своим несчастьем. Поэтому Иона обращается к пассажиру, но замечает, что “барину” совсем не интересно. Тогда опечаленный старик замолкает и, доехав до места назначения, снова погружается в гнетущее ожидание.

Через несколько часов у повозки появляется компания молодых людей. Они предлагают старику-извозчику совсем небольшую сумму, но тому ничего не остается, как согласиться довезти и их. Пассажиры ведут себя шумно, бранят Иону и его лошадку, но старик пытается игнорировать их, монотонно выполняя свою работу.

Чехов тоска о чем произведение. Смотреть фото Чехов тоска о чем произведение. Смотреть картинку Чехов тоска о чем произведение. Картинка про Чехов тоска о чем произведение. Фото Чехов тоска о чем произведение

Молодые люди интересуются семейным положением извозчика, на что тот признается, что после смерти сына, его жена – это могила. В душе старика появляется надежда на то, что кто-то разделит с ним его горе. С готовностью рассказать, как же он потерял сына, Иона оборачивается, но пассажиры замечают, что приехали и стремительно покидают повозку. Им становится не до беседы с извозчиком. Иона снова остается один на один со своими тяжелыми мыслями и чувствами.

Заметив дворника, герой обращается к нему и делает очередную попытку завести разговор, но мужчина, даже не вникает в то, что говорит ему извозчик и грубо указывает на то, что Иона встал в неположенном месте и ему лучше отъехать.

Еще более опечаленный, старик отправляется на постоялый двор, где обычно ночует. Вокруг огромной печи спят люди, Иона идет к ним, присаживается и пытается согреться у огня.

Один из постояльцев неожиданно просыпается от жажды. Иона предлагает ему питье, и тот, напившись, снова ложится. Старик совершает очередную попытку заговорить с новым знакомым, но замечает, что тот уже провалился в сон, натянув одеяло на голову.

С момента смерти сына прошло уже больше недели, а Иона никак не найдет человека, способного искренне ему посочувствовать. Иона хочет поведать собеседнику каждую деталь, как следует излить душу. Ему хотелось бы, чтобы собеседником оказалась женщина, она смогла бы проникнуться его бедой по-настоящему.

Иона отправляется в конюшню, проверить лошадь. Он пытается думать обо всем, кроме сына – сейчас герою особенно невыносимо. Извозчик вслух размышляет о том, что стал слишком стар для своей работы, а вот сын совсем молодой – ему бы “работать и работать, жить бы, а он взял и умер”. Увлекшись, герой выкладывает все, что его тревожит, лошади. Оказалось, что только она способна выслушать его.

История создания произведения.

Рассказ “Тоска” появился на свет в 1886 году и впервые напечатан в “Петербургской” газете, в разделе “летучие заметки”.

Когда Антон Павлович Чехов написал этот рассказ, ему было всего 26 лет и он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.

Автор не упоминал, как ему пришла на ум идея создания “Тоски”, но критики и литературоведы полагают, что Чехов вдохновился тоской и одиночеством, которые ему навеяли Петербургские вечера, во время его первого визита в столицу.

Источник

«Тоска» А.П. Чехова: краткое содержание рассказа. О чем писать в сочинении

Рассказ Чехова «Тоска». Содержание и кратчайший пересказ. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. О чем писать в сочинении? Анализ: тема и главный герой, одиночество, боль и тоска в изображении Чехова, смысл произведения. Русская литература, 9 класс.

Чехов тоска о чем произведение. Смотреть фото Чехов тоска о чем произведение. Смотреть картинку Чехов тоска о чем произведение. Картинка про Чехов тоска о чем произведение. Фото Чехов тоска о чем произведение

«Тоска» — рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1886 году. Главный герой — петербургский извозчик Иона Потапов, который пытается рассказать разным людям о недавней смерти сына, но никто его не слушает. В итоге он изливает душу собственной лошади.

Содержание

Читать полный текст и слушать аудиокнигу

Полный текст рассказа А.П. Чехова «Тоска» доступен в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

Краткое содержание

На петербургской улице под снегом сидит в санях извозчик Иона Потапов, грустный, как и его хилая лошаденка. Клиентов нет с самого утра.

К извозчику садится офицер. В дороге извозчик пытается рассказать седоку, что на той неделе у него от болезни умер сын. Но военный не хочет слушать подробности и закрывает глаза.

Затем Иона берет трех молодых седоков: они громко ругаются, обсуждают выпивку, требуют везти быстрее. Потапов натужно смеется вместе с «веселыми господами», а потом снова пытается поделиться своим горем: сын помер. «Все помрём… Ну, погоняй, погоняй!» — отвечают ему.

Чехов тоска о чем произведение. Смотреть фото Чехов тоска о чем произведение. Смотреть картинку Чехов тоска о чем произведение. Картинка про Чехов тоска о чем произведение. Фото Чехов тоска о чем произведениеИллюстрация Александра Кузьмина

Иона опять остается один, тоска распирает ему грудь. Он ищет в толпе хоть одного человека, которому можно было бы излить душу, но никто не замечает ни извозчика, ни его горя. Потапов пытается заговорить с каким-то дворником, но тот его прогоняет.

Чехов тоска о чем произведение. Смотреть фото Чехов тоска о чем произведение. Смотреть картинку Чехов тоска о чем произведение. Картинка про Чехов тоска о чем произведение. Фото Чехов тоска о чем произведениеИллюстрация Аркадия Пластова

Не заработав даже на овес лошади, Иона возвращается на извозчичий двор. Там он пытается заговорить с молодым извозчиком, но тот засыпает, укрывшись с головой.

Потапов думает о том, что уже неделя прошла со смерти сына, а он толком ни с кем об этом и не поговорил. Ему страшно хочется выговориться: рассказать во всех подробностях про болезнь, про последние слова сына, про оставшуюся в деревне дочку… Хочется, чтобы слушатель вздыхал и причитал, а то и плакал.

Иона идет в конюшню и там вдруг начинает говорить с лошадью: вот представь, если бы околел твой жеребеночек? Увлекшись, извозчик рассказывает ей все, чего не смог поведать людям.

Анализ рассказа. Боль и тоска в изображении Чехова

Антона Павловича Чехова обычно воспринимают как мастера юмористического рассказа. Однако «Тоска» — один из примеров того, с какой глубиной этот «веселый писатель» умел говорить о жизненных трагедиях и мучительных чувствах.

Главный герой рассказа, Иона Потапов, пережил худшее, что может случиться с человеком, — потерял родного сына. Но еще хуже ему оттого, что не с кем поделиться своим горем.

Тема чеховского рассказа — одиночество. Извозчик Иона понимает, что умершего сына не вернешь, и ему нужна самая малость — возможность кому-то рассказать о пережитом. Но никто не готов дать ему даже эту малость: седоки, дворник, молодой извозчик — все отворачиваются, не хотят слушать о чужом горе.

А горе это огромно. Чехов с пугающим психологизмом показывает, что даже самый простой человек способен мучительно страдать: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, её не видно».

Эпиграф к рассказу — цитата из духовного стиха, полностью строфа звучит так:

Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.

Верующий обретает покой в молитве, обратившись к Богу, подсказывает этот эпиграф. Но чеховский извозчик Иона находит успокоение, начав говорить вовсе не с Господом, а с собственной лошадью. И читателю не хочется смеяться над ним. После всего описанного становится понятно, почему Иона обращается к животному, а не к людям.

Финал рассказа нельзя однозначно назвать ни мрачным, ни оптимистичным. Печально понимать, что человек по природе своей одинок, никто по-настоящему не разделит с ним боль и тоску. Но иногда нам кажется, что кто-то готов выслушать — пусть даже бессловесная лошадь, — и жить становится немного легче.

Источник

Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)

«Краткость сестра таланта» — всем известный чеховский афоризм. Антон Павлович обладал редким талантом доступно, емко и лаконично отразить глубину проблемы, вовлечь читателя в личный разговор. Рассказ «Тоска» — не исключение. Произведение не оставляет равнодушным, потому что в его будничном повествовании отражена трагедия жителей большого города и даже целой планеты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».

На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.

Жанр и направление.

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.

Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Смысл названия

В определении слова «тоска» лежит несколько значений. Первое – скука. Но есть и другое, более глубинное это — стеснение духа, томление души, мучительная грусть. Тоска в таком значении – то, что так терзает главного героя.

Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.

Суть: о чем рассказ?

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Композиция и конфликт

К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.

Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Главные герои и их характеристика

Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

Основная идея

Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.

Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».

Чему учит?

В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.

Художественные средства и детали

В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.

Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его атмосферу: «Куда прешь, леший», «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».

И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Критика

Рассказ «Тоска» был по достоинству оценен и современниками, а также впоследствии исследователями литературного наследия А. П. Чехова, и по праву считается одним из знаковых в раннем творчестве писателя. Об этом говорит тот факт, что еще при жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.

Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях (№ 167, 1886) критиком И. Н. Ладожский. Леонид Оболенский в Русском богатстве похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами. Рассказ Тоска этому идеальный пример. Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени» («Вестник Европы», № 12, 1887) включил рассказ Тоска в список лучших современных рассказов. Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.

Мнение критиков о рассказе «Тоска» выражалось чисто человеческим раскаянием, ведь юный автор нажал на больную мозоль общества:

Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова «Тоска».» (И. А. Сикорский, «Психологические основы воспитания и обучения», Киев, 1909 г.)

Даже церковные издания обратили внимание на рассказа «Тоска» и высоко оценили гуманный посыл автора:

«Над человеком стряслось горе — тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова «Тоска», где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.» («Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского», 1911 г., № 1-12)

Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:

«К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Унтер Пришибеев». В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных. Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народа, заставлял читателя задумываться над их судьбой («Тоска», «Горе», «Темнота» и др.).» (М.Семанова, вступительная статья к книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ» (Москва), серия «Школьная библиотека», 1954 г.)

Источник

Тоска — краткое содержание для читательского дневника рассказа Чехова

Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим, Антон Павлович Чехов создал необычный рассказ под названием «Тоска». Он надеялся, что люди образумятся и перестанут так ужасно относиться не только к самим себе, но и к невинным душам.

Действующим лицом в этой картине является извозчик по имени Иона. На его долю выпало страшное событие… Он потерял любимого сына… Теперь его смысл жизни резко подорвался, собственно, как и здоровье. За некоторое время главный герой постарел лет на десять. Всё из-за горя, которое съедает персонажа изнутри. На этот раз любимого человека нет рядом… Остаются лишь воспоминания да ужасно гнетущее состояние внутри себя… Ему, что самое печальное, не с кем разделить собственную тоску. Стоит герою подойти к знакомым, как они через несколько минут безучастно отворачиваются от Ионы… Он ничего не может поделать с равнодушием людей вокруг него. Оттого становится ещё более подавленным человеком.

Была надежда поделиться об произошедшей трагедии с простыми прохожими, но даже те не способны уделить внимание на несчастного человека. Те слишком закрыты в своих «панцирях», не желают принимать на себя проблемы иного человека.

Чехов остро ощущал переживания человека изнутри. Автор осознавал, что значит чувствовать себя одиноким в современном мире. Потому и воплотил такое творение в жизнь, дабы читатели, которым не безразличны ценные уроки писателей, их опыт, их нравоучения, поняли смысл произведения Антона Павловича правильно. Вокруг много равнодушных людей, но это не значит, что можно и самому становится таким!

В конечном итоге Иона находит себе пристанище у обычной лошади, которая молчит и просто слушает… Животное, вот на кого осталась последняя надежда, ибо люди имеют действительно наплевательское отношение к окружающим, да даже к близким родственникам…

Таким образом, Чехов старался навести ряд поколений на мысль, что безразличие в окружающем мире довольно плохая вещь. Оно губит душу человека, искалечивает изнутри, отталкивает других, не дает вкусить яркие чувства такие, как сострадание, любовь, отзывчивость и доброта. В подобном мире страшно жить, ибо равнодушные люди просто существуют… Им не нужны эмоции. Они, как сами считают, без этого прекрасно справляются… Вот в чём трагедия!

История создания

Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».

На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.

Жанр и направление.

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.

Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Жанровое направление

«Тоска» по своему жанру является рассказом, поскольку это прозаическое произведение, короткое по своему размеру и носящее повествовательный характер. Чехов описал настоящую жизнь, максимально правдивые ситуации и эмоции, используя для этого простонародный язык.

Чехов тоска о чем произведение. Смотреть фото Чехов тоска о чем произведение. Смотреть картинку Чехов тоска о чем произведение. Картинка про Чехов тоска о чем произведение. Фото Чехов тоска о чем произведение

Это обозначает, что произведение входит в рамки направления, которое называется реализм. Можно уверенно говорить, что все творения Антона Павловича относятся именно к этому стилю написания, как и проза остальных авторов конца XIX столетия.

То, что случилось с Ионой в произведении, — это довольно реальная и даже повседневная ситуация, однако это не означает, что на нее не нужно обращать внимания. В некоторых случаях в обыденных вещах и скрывается проблема, определив суть которой можно найти истинную причину ее появления.

Суть: о чем рассказ?

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Описание персонажей

В рассказе описаны только два главных героя.

Их краткая характеристика выглядит следующим образом:

Композиция и конфликт

К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.

Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Анализ произведения

Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия. На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто. Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.

Тоска — ключевой образ рассказа, который воплотился в Ионе Потапове. Это одновременно и гложущее героя чувство, и острая проблема, над которой Чехов призывает поразмышлять широкому кругу читателей. Тоска здесь не просто отражает упадническое настроение извозчика, а демонстрирует тяжкий душевный недуг, поразивший целый город.

Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать. Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей. Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?

Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи. Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло. Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.

Главные герои и их характеристика

Краткое содержание

В заснеженный воскресный вечер извозчик Иона Потапов в привычном ожидании стоял на городской площади, стряхивая мокрый снег со спины своей дряхлой лошаденки. Мужчина отправился на заработки еще утром, но почина все еще не было.

Серые улицы полностью погрузились в вечернюю мглу, кругом зажглись фонари, и людская суматоха стала еще шумнее. Наконец, к Ионе обращается первый клиент. Военный просит подвезти его до Выборгской. Извозчика гложет невыносимая тоска, поэтому он хочет поделиться своими мыслями с человеком, севшим к нему в повозку, в надежде встретить понимание. Оказывается, Иона совсем недавно лишился сына. Парень несколько дней пролежал в больнице и скончался от горячки. Военный с полным равнодушием слушает историю несчастного отца и, доехав до нужного пункта, покидает извозчика.

Следующими, кому понадобились услуги Ионы, стали трое разгоряченных выпивкой молодых людей. Толкаясь и выкрикивая бранные слова, веселая компания требует от старика, чтобы тот заставил свою лошадь скакать быстрее. Лихие ребята отвешивают несколько подзатыльников извозчику, но тому нисколько не обидно, и он робко пытается завести разговор об умершем сыне. Как и в случае с первым седоком, никому нет дела до чужого горя.

Раздосадованный мужчина отправляется в хибару, где ночуют такие же, как и он, работяги. Один из извозчиков просыпается в тот момент, когда Иона заходит в помещение. Потапов не упускает возможности завести беседу — он начинает говорить человеку о тяжелой утрате, но тот обрывает его на полуслове. Не найдя понимая среди людей, Иона идет к своей кобыле, думая, что возле стойла к нему будут приходить мысли лишь об овсе и сене.

Сам того не замечая, он изливает лошади душу. Рассказывает ей о том, как мечтал, что его сын станет успешным кучером и проживет долгую и счастливую жизнь. Размышляет о недопустимости того, чтобы молодые уходили на тот свет раньше, чем старики.

Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:

Темы и проблематика рассказа

Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.

Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.

Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Основная идея

Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.

Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Чему учит?

В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.

Художественные средства и детали

В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.

Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его а, «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».

И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *