Чехов тоска в чем смысл
«Тоска» Чехова: когда самый близкий человек — лошадь…
А. П. Чехов обладал невероятным талантом через небольшие по объему произведения передавать множество серьезных проблем, актуальность которых не исчезает со временем. Не стал исключением и рассказ «Тоска», смысл которого в отражении трагедии жителей больших городов. Подробное знакомство с рассказом Чехова поможет дать развернутый ответ на вопрос – в чем нравственный смысл произведения и какое значение «Тоска» имеет для нашего времени.
Краткое содержание рассказа Чехова «Тоска»
Рассказ начинается с описания заснеженного города. Ключевые персонажи – извозчик Иона Потапов и его старая, изможденная лошаденка. События, описываемые Чеховым в рассказе, охватывают один вечер, но, чтобы понять, в чем смысл «Тоски», нужно более подробно остановиться на сюжете.
Интересно! Чехов несколько раз пересматривал текст «Тоски». Первый раз произведение увидело свет в 1886 году после публикации в «Летучих заметках» столичной газеты. Позже, отредактировав рассказ, Чехов включил его в сборник «Пестрые рассказы». Очередные правки текста произошли перед изданием третьего тома произведений писателя, куда вошел и рассказ «Тоска».
Будни частного извоза
У извозчика Ионы несчастье – умер сын. От навалившейся на душу тоски мужчине тяжело шевелиться, он не обращает внимание на падающий на голову снег. Чтобы на душе стало хоть немного легче, извозчику нужно поделиться с кем-то навалившейся на него бедой, рассказать о сыне – как болел, о чем говорил перед смертью, как прошли похороны, рассказать о дочери, живущей в деревне.
Но как назло клиентов совсем нет. Надвигаются сумерки. Наконец появляется первый пассажир – военный. Иона по инерции двигается с места, подгоняя лошадь. Он едет, не разбирая дороги, сталкиваясь с движущимися навстречу каретами. Наконец извозчик решается поведать о своем горе седоку, но военный не проявляет интереса.
Возле трактира к Ионе подсаживаются трое подвыпивших молодых людей. Извозчик даже не торгуется, принимая любую плату. Главное, чувствовать за спиной людей, тогда не так одиноко. Но и в этих седоках герой не находит сочувствия. На робкие попытки рассказать о своем горе он слышит лишь, что все умрут. Больше попыток поговорить с пассажирами Иона не предпринимает.
Но тоска заполняет грудь, разрывая ее от боли. Встретив дворника, Иона пытается поговорить хотя бы с ним, но тот прогоняет извозчика.
Расстроенный мужчина отправляется на постоялый двор, где ночуют такие же извозчики. Иона надеется, что с ними удастся поделиться своей бедой, но уставшие после тяжелого трудового дня работяги не в настроении беседовать и ложатся спать.
Иона, не в силах больше терпеть, идет в конюшню и изливает свою боль лошади. Животное жевало сено, молчало и слушало старика. Ионе стало намного легче.
Тоска: смысл рассказа
В рассказе Тоска смысл произведения выражен во всем – эпиграфе, названии, имени главного героя, описании города и окружающего пейзажа. С помощью этих элементов Чехов передает характер и внутреннее состояние героя.
Неслучайно автор назвал своего героя Ионой. Это древнееврейское имя, означающее «терпеливый» и принадлежащее одному из христианских пророков, наводит на мысль о христианском смирении и любви.
Этот же смысл Чехов вложил и в эпиграф, начав «Тоску» с первой строфы «Плача Иосифа и были».
Христианские мотивы отражаются и в проблематике рассказа, затрагивающей темы:
Но все эти проблемы связаны с основной темой произведения, смысл которой отражен в названии – тоска, обозначающей внутреннее томление, мучительную грусть. Тоску можно рассматривать как отдельный персонаж, который невозможно увидеть, но который ощущается в каждом слове повествования. Тоска – это внутреннее состояние героя, нуждающегося в сострадании и не находящего его в окружающих людях.
Интересно! Предполагается, что свой рассказ Чехов написал после первого посещения столицы, поразившей писателя суетой вечно спешащих людей и чувством одиночества.
Понять смысл произведения «Тоска» помогает и описание города – шумного, беспокойного, с толпами людей, равнодушных к тому, что происходит вокруг них. В этом громадном городе страдает «маленький человек», оставшийся наедине со своим горем.
В чем суть концовки
К концу рассказа Тоска смысл сюжета раскрывается окончательно. Иона находит родственную душу, согласную его выслушать. И ею оказывается не человек, а животное. Несмотря на то, что лошадь не может ответить Ионе, она внимательно слушает хозяина, на что не способна была ни одна живая душа. В этом эпизоде можно усмотреть скрытую иронию писателя – настоящим Человеком оказалось животное, а не те, кто родился в человеческой шкуре.
Однако в рассказе Тоска смысл финала заключается не только в показе высокой степени очерствения людей, но и в демонстрации безудержной тоски, от которой никто не застрахован.
Печальный финал порождает чувство вины за жестокость окружающих людей, заставляя невольно примерять ситуацию на себя. Ставя в конце рассказа многоточие, Чехов призывает читателя задуматься не только над тем, в чем смысл «Тоски», но и оглянуться вокруг – возможно кто-то в данный момент нуждается в сострадании так же, как и герой произведения.
Чехов не пытается поучать читателей напрямую, но подталкивает их к самостоятельным выводам, ведь на месте Ионы может оказаться любой человек. И чем больше людей поймет смысл рассказа Чехова «Тоска», тем меньше равнодушных будет вокруг.
Значение рассказа «Тоска» для нашего времени и его смысл
Чехов, мастер слова, писатель, который в своих небольших произведениях мог точно передать проблему. Многие из его работ актуальны и по сей день. Он исследовал жизненные явления и обнажал на бумаге причины социального неустройства. И вот с его работой под названием Тоска, мы познакомились на уроке и теперь сможем ответить на вопрос: В чем нравственный смысл рассказа Тоска и какое его значение для нашего времени?
В чем смысл рассказа Тоска Чехова?
В своей работе автор поднял тему одиночества человека в мире. В рассказе Тоска мы знакомимся с извозчиком Ионом, у которого умер от болезни сын. Не было у него достаточно денег, чтобы его вылечить, потерял ребенка и теперь ему нужна лишь человеческая поддержка. Он хочет выговориться и услышать слова сочувствия, но нет же. Всех, кого он подвозил, даже не слушали его. От этого тоска его становилась все больше, а его горе невыносимей. Не найдя поддержки у людей, он обращается к своему верному другу, к своей лошади. Он изливает ей душу. Мужчина, обливаясь слезами, выговорился и хоть кому-то смог рассказать о смерти сына, чем облегчил свою душу.
Почему автор дает своему произведению название Тоска, и как объяснить такое название рассказа? Все очень просто, достаточно понять, а что такое вообще тоска. А это бессердечие, одиночество, томление души, беспокойство, горе, скорбь, печаль. Все эти чувства и испытывал герой рассказа. Смысл же рассказа в том, что человек одинок среди людей. Казалось бы, как можно быть одиноким, когда вокруг столько народа. А нет, можно, особенно когда вокруг бездушный город с такими же бездушными жителями. Несмотря на толпы, герой духовно одинок, вот и растет в душе тоска, громадная и незнающая границ.
Изучив произведение, могу точно сказать о том, что оно актуально и сегодня. Этот рассказ важен и для нашего времени. Если посмотреть правде в глаза, то мы увидим вокруг себя таких же равнодушных людей, которым безразлична боль других и их проблемы. Чехов же и его рассказ учит нас быть отзывчивыми. Произведение учит нас быть внимательными к тем, кто нуждается в моральной поддержке, автор помогает видеть страдание человека, учит делать добро, которое обязательно вернется в нужный для нас час.
Смысл рассказа «Тоска» Чехова
Рассказ, представляющий собой небольшое литературное произведение, переносит нас в реалии жизни второй половины девятнадцатого века. Автору, благодаря описанию правдоподобных ситуаций, свойственным тому промежутку времени, а также благодаря использованию простонародного языка, удалось в полной мере отобразить атмосферу описываемых событий. Все эти нюансы, свойственные такому популярному направлению, как реализм, делают данное произведение интересным и для современного читателя.
Смысл названия книги «Тоска» Чехова
Когда мы берем в свои руки какую-либо книгу, то обращаем внимание не только на имя ее автора, но и на название. Именно оно призвано привлечь к себе наш интерес, так правильно подобранное название позволяет сразу же уловить ключевую мысль автора, которую тот пытается донести до нас.
Спектр ассоциаций и ощущений, связанных с названием рассматриваемого рассказа Чехова, вряд ли может быть вызван какими-то светлыми и радостными переживаниями. Скорее наоборот, первое, что приходит на ум, так это безудержная печаль и отчаяние, по причине навалившихся бед и несчастий.
«Тоска» — это не просто название книги, это целый образ, собранный в одном коротком и емком слове, нашедшем свое живое воплощение в конкретном литературном персонаже. Тоска для него стала не просто неким неприятным и отягощающим сердце чувством, а внутренним состоянием, лишенном малейшего понимания и сострадания со стороны равнодушного города.
Смысл произведения
Жизнь простых и мало чем примечательных людей никогда особо не волновала особ, обладавших более высоким статусом. Да и зачем им было забивать себе голову подобными мыслями, недостойными их положения. Обслуга должна знать свои обязанности, раз уж она не обладает никакими другими качествами и способностями.
Иона являлся типичным представителем именно этого, низшего класса общества, вынужденного ежедневным тяжелым трудом зарабатывать себе крохи на пропитание. Он был простым дворовым извозчиком, с очень грустной и жестокой судьбой. Мало того, что его работа была связана со сложными погодными условиями, доставляющими ему массу всяких неудобств, так еще и пассажиры, которых он подвозил, вели себя подчас крайне грубо и несдержанно.
Так было всегда, но если раньше все эти невзгоды и неприятности Иона терпеливо переносил из-за отсутствия других возможностей, то теперь он не замечал ни мороза, ни снега, ни даже грубых клиентов, совсем по другой причине. Иона лишился единственного сына, скоротечно умершего от горячки в больнице. Тоска, охватившая извозчика, заставляла его двигаться как во сне, медленно и неповоротливо.
Пассажиры, которых подбирал Иона, постоянно поторапливали его. Все они спешили по каким-то делам, будь то военный, севший в его сани, или трое подвыпивших и веселых приятелей. Каждый из них пытался по-своему растормошить извозчика, но когда тот пытался поделиться с ними своим горем, то всегда наталкивался только на холодное безразличие.
Равнодушие, с которым столкнулся Иона, давно уже стало повсеместным явлением. И этот рассказ, принадлежащий перу А. Чехова, был призван пробудить в его современниках чувство сострадания, давно уже ставшее лишним в сердцах многих людей. Эта тема остается актуальной и сейчас, ведь и в наше время можно встретить огромное количество людей, нуждающихся в элементарном внимании и ободряющем слове.
Смысл финала
Горе, связанное с потерей сына, Иона пытался многократно донести до окружающих, но его никто в итоге так и не услышал. Среди них были не только знатные господа, но и такие же трудяги, как и он сам. Но ни дворник, ни молодой извозчик, не стали даже пытаться поддержать его. Единственным другом, не отказавшим несчастному хоть в каком-то участии, оказалась его лошадь. Именно перед ней он смог излить свою боль и душу, не искавшую ничего, кроме живого общения.
Обессиленное тяжелой работой животное оказалось намного гуманнее всего остального мира, занятого решением своих проблем. Печальный финал, которым заканчивается этот грустный рассказ, призван продемонстрировать не только высокую степень тотального очерствения, но и ту безудержную тоску, которая может коснуться каждого из нас, если все мы не станем хоть немного внимательнее и добрее.
Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)
«Краткость сестра таланта» — всем известный чеховский афоризм. Антон Павлович обладал редким талантом доступно, емко и лаконично отразить глубину проблемы, вовлечь читателя в личный разговор. Рассказ «Тоска» — не исключение. Произведение не оставляет равнодушным, потому что в его будничном повествовании отражена трагедия жителей большого города и даже целой планеты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
История создания
Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».
На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.
Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.
Жанр и направление.
Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.
Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.
Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.
Смысл названия
В определении слова «тоска» лежит несколько значений. Первое – скука. Но есть и другое, более глубинное это — стеснение духа, томление души, мучительная грусть. Тоска в таком значении – то, что так терзает главного героя.
Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.
Суть: о чем рассказ?
Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.
Композиция и конфликт
К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.
Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.
В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.
Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».
Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.
Главные герои и их характеристика
Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:
Проблемы
Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:
Основная идея
Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.
Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.
Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».
Чему учит?
В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».
Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.
Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.
Художественные средства и детали
В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.
В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.
Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.
Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его атмосферу: «Куда прешь, леший», «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».
И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.
Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.
Критика
Рассказ «Тоска» был по достоинству оценен и современниками, а также впоследствии исследователями литературного наследия А. П. Чехова, и по праву считается одним из знаковых в раннем творчестве писателя. Об этом говорит тот факт, что еще при жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.
Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях (№ 167, 1886) критиком И. Н. Ладожский. Леонид Оболенский в Русском богатстве похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами. Рассказ Тоска этому идеальный пример. Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени» («Вестник Европы», № 12, 1887) включил рассказ Тоска в список лучших современных рассказов. Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.
Мнение критиков о рассказе «Тоска» выражалось чисто человеческим раскаянием, ведь юный автор нажал на больную мозоль общества:
Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова «Тоска».» (И. А. Сикорский, «Психологические основы воспитания и обучения», Киев, 1909 г.)
Даже церковные издания обратили внимание на рассказа «Тоска» и высоко оценили гуманный посыл автора:
«Над человеком стряслось горе — тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова «Тоска», где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.» («Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского», 1911 г., № 1-12)
Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:
«К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Унтер Пришибеев». В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных. Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народа, заставлял читателя задумываться над их судьбой («Тоска», «Горе», «Темнота» и др.).» (М.Семанова, вступительная статья к книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ» (Москва), серия «Школьная библиотека», 1954 г.)
Тоска — краткое содержание для читательского дневника рассказа Чехова
Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим, Антон Павлович Чехов создал необычный рассказ под названием «Тоска». Он надеялся, что люди образумятся и перестанут так ужасно относиться не только к самим себе, но и к невинным душам.
Действующим лицом в этой картине является извозчик по имени Иона. На его долю выпало страшное событие… Он потерял любимого сына… Теперь его смысл жизни резко подорвался, собственно, как и здоровье. За некоторое время главный герой постарел лет на десять. Всё из-за горя, которое съедает персонажа изнутри. На этот раз любимого человека нет рядом… Остаются лишь воспоминания да ужасно гнетущее состояние внутри себя… Ему, что самое печальное, не с кем разделить собственную тоску. Стоит герою подойти к знакомым, как они через несколько минут безучастно отворачиваются от Ионы… Он ничего не может поделать с равнодушием людей вокруг него. Оттого становится ещё более подавленным человеком.
Была надежда поделиться об произошедшей трагедии с простыми прохожими, но даже те не способны уделить внимание на несчастного человека. Те слишком закрыты в своих «панцирях», не желают принимать на себя проблемы иного человека.
Чехов остро ощущал переживания человека изнутри. Автор осознавал, что значит чувствовать себя одиноким в современном мире. Потому и воплотил такое творение в жизнь, дабы читатели, которым не безразличны ценные уроки писателей, их опыт, их нравоучения, поняли смысл произведения Антона Павловича правильно. Вокруг много равнодушных людей, но это не значит, что можно и самому становится таким!
В конечном итоге Иона находит себе пристанище у обычной лошади, которая молчит и просто слушает… Животное, вот на кого осталась последняя надежда, ибо люди имеют действительно наплевательское отношение к окружающим, да даже к близким родственникам…
Таким образом, Чехов старался навести ряд поколений на мысль, что безразличие в окружающем мире довольно плохая вещь. Оно губит душу человека, искалечивает изнутри, отталкивает других, не дает вкусить яркие чувства такие, как сострадание, любовь, отзывчивость и доброта. В подобном мире страшно жить, ибо равнодушные люди просто существуют… Им не нужны эмоции. Они, как сами считают, без этого прекрасно справляются… Вот в чём трагедия!
История создания
Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».
На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.
Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.
Жанр и направление.
Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.
Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.
Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.
Жанровое направление
«Тоска» по своему жанру является рассказом, поскольку это прозаическое произведение, короткое по своему размеру и носящее повествовательный характер. Чехов описал настоящую жизнь, максимально правдивые ситуации и эмоции, используя для этого простонародный язык.
Это обозначает, что произведение входит в рамки направления, которое называется реализм. Можно уверенно говорить, что все творения Антона Павловича относятся именно к этому стилю написания, как и проза остальных авторов конца XIX столетия.
То, что случилось с Ионой в произведении, — это довольно реальная и даже повседневная ситуация, однако это не означает, что на нее не нужно обращать внимания. В некоторых случаях в обыденных вещах и скрывается проблема, определив суть которой можно найти истинную причину ее появления.
Суть: о чем рассказ?
Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.
Описание персонажей
В рассказе описаны только два главных героя.
Их краткая характеристика выглядит следующим образом:
Композиция и конфликт
К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.
Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.
В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.
Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».
Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.
Анализ произведения
Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия. На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто. Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.
Тоска — ключевой образ рассказа, который воплотился в Ионе Потапове. Это одновременно и гложущее героя чувство, и острая проблема, над которой Чехов призывает поразмышлять широкому кругу читателей. Тоска здесь не просто отражает упадническое настроение извозчика, а демонстрирует тяжкий душевный недуг, поразивший целый город.
Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать. Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей. Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?
Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи. Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло. Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.
Главные герои и их характеристика
Краткое содержание
В заснеженный воскресный вечер извозчик Иона Потапов в привычном ожидании стоял на городской площади, стряхивая мокрый снег со спины своей дряхлой лошаденки. Мужчина отправился на заработки еще утром, но почина все еще не было.
Серые улицы полностью погрузились в вечернюю мглу, кругом зажглись фонари, и людская суматоха стала еще шумнее. Наконец, к Ионе обращается первый клиент. Военный просит подвезти его до Выборгской. Извозчика гложет невыносимая тоска, поэтому он хочет поделиться своими мыслями с человеком, севшим к нему в повозку, в надежде встретить понимание. Оказывается, Иона совсем недавно лишился сына. Парень несколько дней пролежал в больнице и скончался от горячки. Военный с полным равнодушием слушает историю несчастного отца и, доехав до нужного пункта, покидает извозчика.
Следующими, кому понадобились услуги Ионы, стали трое разгоряченных выпивкой молодых людей. Толкаясь и выкрикивая бранные слова, веселая компания требует от старика, чтобы тот заставил свою лошадь скакать быстрее. Лихие ребята отвешивают несколько подзатыльников извозчику, но тому нисколько не обидно, и он робко пытается завести разговор об умершем сыне. Как и в случае с первым седоком, никому нет дела до чужого горя.
Раздосадованный мужчина отправляется в хибару, где ночуют такие же, как и он, работяги. Один из извозчиков просыпается в тот момент, когда Иона заходит в помещение. Потапов не упускает возможности завести беседу — он начинает говорить человеку о тяжелой утрате, но тот обрывает его на полуслове. Не найдя понимая среди людей, Иона идет к своей кобыле, думая, что возле стойла к нему будут приходить мысли лишь об овсе и сене.
Сам того не замечая, он изливает лошади душу. Рассказывает ей о том, как мечтал, что его сын станет успешным кучером и проживет долгую и счастливую жизнь. Размышляет о недопустимости того, чтобы молодые уходили на тот свет раньше, чем старики.
Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:
Темы и проблематика рассказа
Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.
Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.
Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:
Проблемы
Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:
Композиция
В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.
Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.
Основная идея
Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.
Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.
Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».
Смысл
А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.
Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.
Чему учит?
В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».
Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.
Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.
Художественные средства и детали
В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.
В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.
Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.
Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его а, «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».
И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.
Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.