Чехов утверждал что знаки препинания служат нотами при чтении
ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 13
ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 13
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Задание 2
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
всегда (1)
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, звонкий, твёрдый
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
заморозки (2)
за- — приставка
-мороз- — корень
-к- суффикс
-и — окончание
(3) Морфологический разбор
(крестьяне) собирали (3)
1) (крестьяне) собирали — глагол существительное, обозначает действие предмета; крестьяне (что делали?) собирали;
2) начальная форма — собирать; несовершенный вид, I спряжение; во множественном числе, в прошедшем времени;
3) в предложении является сказуемым.
(4) Синтаксический разбор
Хозяйки варили из рябины горьковатое варенье. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: хозяйки (подлежащее), варили (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (варили) из рябины — дополнение; (варили) варенье — дополнение; (варенье) горьковатое — определение.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Задание 4
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ответ
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Ответ
Давайте, ребята, внимательно прочитаем задачу.
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Ответ
Прошло жаркое лето, и наступила осень.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) У Кати было два зелёных карандаша. (2) А у Лены ни одного. (3) Вот и просит Лена Катю:
— (4) Дай мне зелёный карандаш.
(5) А Катя и говорит:
(7) Встречаются обе девочки на другой день. (8) Спрашивает Лена:
(10) А Катя вздохнула и говорит:
— (11) Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— (12) Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13) Приходит Катя на другой день.
— (14) Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— (15) Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— (16) Я осторожненько, — говорит Лена.
— (17) Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.
— (18) Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.
— (19) Это много, — говорит Катя.
(20) Стоит она и брови хмурит. (21) И лицо у неё недовольное. (22) Даже немного обиженное. (23) Посмотрела на неё Лена и отошла. (24) Не взяла карандаш. (25) Удивилась Катя, побежала за ней:
— (26) Ну, что ж ты? (27) Бери!
— (28) Не надо, — отвечает Лена.
(29) На уроке учитель спрашивает:
— (30) Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— (31) Карандаша зелёного нет.
— (32) А почему же ты у своей подружки не взяла?
(33) Молчит Лена. (34) А Катя покраснела как рак и говорит:
— (35) Я ей давала, а она не берёт.
(36) Посмотрел учитель на обеих:
— (37) Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать — и себе, и другим вредить.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Жадничать не хорошо.
Задание 9
Для чего Лене нужен был зелёный карандаш?
Ответ
Лена хотела нарисовать зелёным карандашом листочки на деревьях.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 20-22 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
Ответ
Задание 12
В предложениях 33-37 найдите антоним к слову «помогать» и выпишите его.
ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 13
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
всегда (1)
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, звонкий, твёрдый
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
заморозки (2)
за- — приставка
-мороз- — корень
-к- суффикс
-и — окончание
(3) Морфологический разбор
(крестьяне) собирали (3)
1) (крестьяне) собирали — глагол существительное, обозначает действие предмета; крестьяне (что делали?) собирали;
2) начальная форма — собирать; несовершенный вид, I спряжение; во множественном числе, в прошедшем времени;
3) в предложении является сказуемым.
(4) Синтаксический разбор
Хозяйки варили из рябины горьковатое варенье. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: хозяйки (подлежащее), варили (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (варили) из рябины — дополнение; (варили) варенье — дополнение; (варенье) горьковатое — определение.
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Давайте, ребята, внимательно прочитаем задачу.
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Прошло жаркое лето, и наступила осень.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) У Кати было два зелёных карандаша. (2) А у Лены ни одного. (3) Вот и просит Лена Катю:
— (4) Дай мне зелёный карандаш.
(5) А Катя и говорит:
(7) Встречаются обе девочки на другой день. (8) Спрашивает Лена:
(10) А Катя вздохнула и говорит:
— (11) Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— (12) Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13) Приходит Катя на другой день.
— (14) Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— (15) Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— (16) Я осторожненько, — говорит Лена.
— (17) Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.
— (18) Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.
— (19) Это много, — говорит Катя.
(20) Стоит она и брови хмурит. (21) И лицо у неё недовольное. (22) Даже немного обиженное. (23) Посмотрела на неё Лена и отошла. (24) Не взяла карандаш. (25) Удивилась Катя, побежала за ней:
— (26) Ну, что ж ты? (27) Бери!
— (28) Не надо, — отвечает Лена.
(29) На уроке учитель спрашивает:
— (30) Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— (31) Карандаша зелёного нет.
— (32) А почему же ты у своей подружки не взяла?
(33) Молчит Лена. (34) А Катя покраснела как рак и говорит:
— (35) Я ей давала, а она не берёт.
(36) Посмотрел учитель на обеих:
— (37) Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать — и себе, и другим вредить.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Жадничать не хорошо.
Задание 9
Для чего Лене нужен был зелёный карандаш?
Ответ
Лена хотела нарисовать зелёным карандашом листочки на деревьях.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 20-22 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
Ответ
Задание 12
В предложениях 33-37 найдите антоним к слову «помогать» и выпишите его.
Чехов утверждал что знаки препинания служат нотами при чтении
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Купи молоко и свежий хлеб в магазине.
2) Саша любит читать книжки про море.
3) Из окна домика были видны лес и поле.
4) Приходите соседи к нам на новоселье.
Расставим знаки препинания:
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы поймали много рыбы и всю отдали бабушке.
2) Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.
3) Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
4) Пришёл Миша домой и начал собирать робота.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Стало сильнее пригревать солнышко, и расцвели одуванчики.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Чехов утверждал что знаки препинания служат нотами при чтении
2) Кто хочет чаю спросила Ксения
3) Откуда ты знаешь так много сказок бабушка
4) По словам фотографа снимки получились прекрасные
1) Расставим знаки препинания:
«Кто хочет чаю?» — спросила Ксения.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
2) К вечеру погода заметно улучшилась.
3) Вокруг дома росли высокие сосны и лиственницы.
4) Дети аккуратно раскладывают на столе ложки и вилки.
Расставим знаки препинания:
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы разожгли костёр и высушили промокшие ботинки.
2) В сизом воздухе стояли облака и отражали свет заходящего солнца.
3) Загремел сердито гром и замер где-то вдали.
4) Прошло жаркое лето и наступила осень.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Прошло жаркое лето, и наступила осень.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Егор что ты собираешься делать сегодня
2) В магазин я схожу вечером сказала сестра
3) Лена сообщила что спектакль ей не понравился
4) По словам тренера Артём может стать профессиональным спортсменом
Расставим знаки препинания:
«В магазин я схожу вечером», — сказала сестра.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В буфете стояли красивые чашки и блюдца.
2) Стволы сосенок обросли серебристым мхом.
3) Помнишь Мария этот старый дом?
4) Таня любит читать стихи и рассказы.
Расставим знаки препинания.
3) Помнишь, Мария, этот старый дом?- С двух сторон выделяется обращение «Мария».
Ответ: 3) Помнишь, Мария, этот старый дом?- С двух сторон выделяется обращение «Мария».
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи.
2) Неподвижно стояли камыши и как будто дремали.
3) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
4) Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
Расставим знаки препинания.
1) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи. — Однородные подлежащие связаны одиночным союзом И.
3) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. — Однородные сказуемые связаны одиночным союзом И.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам сотрудников Алла свою работу всегда выполняла хорошо
2) Подари мне эту куклу попросила Маша
3) Библиотекарь стала выяснять какую книгу мне хотелось бы почитать
4) Нина ты умеешь кататься на коньках
Расставим знаки препинания:
«Подари мне эту куклу», — попросила Маша.
(ИЛИ: «Подари мне эту куклу!» — попросила Маша).
2) составление схемы предложения:
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Поздно вечером вернулся Вася домой и сразу же лёг спать.
3) Тропинка обогнула овраг и вывела нас на широкий луг.
4) Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Игорь толкнул калитку, и друзья вошли в пустой палисадник.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По утверждению постового посторонние не могли проникнуть на территорию автобазы незаметно
2) Саша попросил нас чтобы мы подождали его у школы
3) А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
4) Почему ты так всё путано объясняешь Саша
1) Расставим знаки препинания:
«А сейчас выступает Александра Истомина!» — объявил ведущий. (ИЛИ: «А сейчас выступает Александра Истомина», — объявил ведущий).
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Папа приехал из леса с большой корзиной грибов.
2) А нужно ли друзья нам пилить эту берёзу?
3) Ваня вернулся на участок и привёз тележку на четырёх колёсах.
4) Сегодня Оленька будет готовить нам обед и ужин.
Расставим знаки препинания:
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Друзья собирались в поход и составляли маршрут своего путешествия.
2) Ребята прятались за выступом стены и боялись пошевелиться.
3) С парохода было видно два поля и деревеньку на холме.
4) Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
Расставим знаки препинания.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Как сказал нам водитель автобуса дорогу через плотину перекрыли из-за ремонта
2) Маленькая Анютка заявила что гулять пойдёт только с бабушкой
3) Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
4) Захар расскажи-ка свою историю ещё раз
1) Расставим знаки препинания:
Учительница спросила: «Ваня сегодня в школе был?»
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Надо закладывать в печь газеты и тонкие лучины.
2) Неужели ты хочешь накормить тремя картошинами двух голодных пацанов?
3) Чай завариваем с брусникой и варенье в него кладём.
4) Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
Расставим знаки препинания:
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Рабочие перетаскивают с баржи брёвна и укладывают их на берегу.
2) Целый месяц мы шагали по горным тропам и карабкались по скалам.
3) Андрей остался в Крыму и собирался приехать не раньше сентября.
4) Подул северный ветер и за ночь на снегу образовался слой наста.
Расставим знаки препинания.
1) Рабочие перетаскивают с баржи брёвна и укладывают их на берегу. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Целый месяц мы шагал и по горным тропам и карабкались по скалам. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Андрей остался в Крыму и собирался приехать не раньше сентября. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Сочинение на тему «Знаки препинания служат нотами при чтении»
Последнее время в школах стали заставлять учеников рассуждать. Самый просто способ это сделать – задать сочинение-размышление, но для того, чтобы о чем-то размышлять, необходимо иметь какие-нибудь исходные данные. Давайте порассуждаем о пунктуации, зачем нужны знаки препинания и их роль в нашей жизни.
Как известно, русский язык не только один из самых сложных, но также и один из самых богатых. Но, если язык – это инструмент, то нужен и хороший мастер – человек, который будет правильно владеть языком.
Знаки препинания позволяют более точно выражать свои мысли, добавляют эмоциональный окрас предложениям. В современном компьютеризированном мире, к сожалению, выражают эмоции очень часто смайлами – пиктограммами, изображающими эмоции. Кстати, смайлики в своём большинстве состаят из знаков препинания. Но есть тексты, где использование смайликов не приветствуется. Именно в таких материалах и приходят на помощь знаки препинания.
Некоторые могут сказать, зачем нужны знаки препинания, если многие из них не используются. Да, многие не используются, но знать как интерпретировать тот или иной знак препинания необходимо. Прочитайте, хотя бы повесть «Мертвые души» и вы не только узнаете зачем Чичиков покупал мертвые души, но также увидите огромный спектр эмоций выраженный только благодаря правильной пунктуации.
Вообще, прародительницей знаков препинания считается точка. Она была найдена в памятниках древнерусской письменности. Потом появились и запятая, и точка с запятой, и все остальные знаки. И все же, зачем нужны знаки препинания, если раньше без них спокойно обходились?
Вот зачем нужны нам знаки препинания – чтобы лучше понимать друг друга, чтобы осознавать не только суть написанной фразы, но и ощущать передаваемые автором эмоции, заключенные в предложении.
2) Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте сх
1) Чехов утверждал что знаки препинания служат нотами при чтении
2) Кто хочет чаю спросила Ксения
3) Откуда ты знаешь так много сказок бабушка
4) По словам фотографа снимки получил
Нам кажется, что страсти, бушующие в жизни молодых людей, отодвигают от них героическую историю Великой отечественной войны. Это не так. Вглядитесь в лица юношей и девушек на возложении венков, митингах, встречах с ветеранами войны. У них блестят слезы и дрожат губы, и голос прерывается, когда они говорят слова благодарности старшему поколению. И герои современной истории также погибают в бою за свою Родину. Можно привести множество примеров из чеченской, афганской, а сейчас сирийской войны.
Готовность к подвигу. Откуда она появляется? Многих героев мы знаем, но есть имена, которые нам предстоит открыть для себя и своих потомков. Молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, пионеры – герои, Дмиьтрий Овчаренко… Невозможно перечислить всех героев. Их подвиги нам надо знать и не позволить предать забвению.
Каждая битва Великой Отечественной войны доказывает стойкость и мужество советских людей. Сталинград, Ленинград, Ржевское сражение, Курская дуга. Свидетели этих сражений вспоминают ад, где нужно было выжить, чтобы победить. Миллионы людей погибли, чтобы завоевать нам счастливое будущее.
Человек может сделать очень много. Мальчишкам, которые пошли на фронт, иногда хватало одного сражения, одного часа, чтобы стать историей. Они погибали, но на один час победа становилась ближе. Сколько бы ни прошло лет после окончания Великой Отечественной войны, мы будем помнить имена наших героев.