Чему человек должен научиться обществознание 5 класс
План конспект урока «Загадка человека» (5 класс)
Тема: « Загадка человека».
Цели : дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее. Объяснить почему человек биосоциальное существо.
предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД : формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Тема нашего урока: «Загадка человека».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
2. Зачем человек рождается.
3. Что такое наследственность.
5. Можно ли влиять на наследственность.
Проблемные вопросы . Кто такой человек? Какой он и в чём его предназначение?
Работа со схемой стр 10.
2.Зачем человек рождается
Философов да просто людей во все времена мучил всегда один вопрос «Зачем человек рождается?»
Подведение итога дискуссии:
1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
2) Человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
3. Что такое наследственность.
Какие инстинкты передались нам по наследству?
Основные инстинкты человека: самосохранения, пищевой, познавательный, размножения, родительский, стадный, социальный
Человек существо биосоциальное. Часть человек наследует биологическое (эмоции, способности и тд), а часть формируется в обществе (социуме)
5.Можно ли влиять на наследственность.
Работа с текстом учебника стр 13. Обсуждение прочитанного.
— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
• «Человек это звучит гордо»;
• «Человек — венец природы».
§ 1 ответить на вопросы 1-4,страница 14.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект и презентация к уроку по обществознанию. 5 класс. «Что такое наследственность».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания I категории МБОУ «СОШ №10» г. Нижняя Салда, Свердловской области 2015 Загадка человека. Наследственность.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках. Для учителя
Согласны ли вы с утверждением? «Человек рождается как «чистый лист», на который потом записывается информация». Мотивация к изучению
План урока: Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность. Можно ли влиять на наследственность
Наследственность Наследственность — свойство живых и растительных организмов передавать потомству некоторые свои свойства и качества.
Наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, называется генетикой Интерес к вопросам наследственности возник в глубокой древности, однако как наука генетика зародилась, когда в 1865 году чешский естествоиспытатель Георг Мендель раскрыл основные закономерности наследования генетических признаков Георг Мендель
Что человек наследует от родителей? /биологические качества/ Человек – существо биологическое, а значит, часть природы
Наследственность – биологическая сущность человека От своих предков и родственников человек наследует определённые биологические признаки (свойства). Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определённых действиях, поведении. Обучаться инстинктам не надо, т.к. они существуют с рождения. А есть ли у человека инстинкты?
Инстинкты человека Используя текст учебника с. 12. назвать приведенные авторами человеческие инстинкты РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
Факторы, влияющие на наследственность Многое зависит от условий жизни человека. Очень много зависит от воспитания человека. На человека, его характер и поведение влияют: Образование Культура Нравственные ценности Значит, человек – существо не только биологическое, но и социальное, т.е. общественное.
Человек существо – биосоциальное Вывод
Объясните высказывание «. Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»
Заполните таблицу, используя набор слов: 1. Способность защищаться 2. Способность относиться к другим, как к себе 3. Способность делать запасы впрок 4. Способность отличать хорошее от дурного 5. Способность строить жильё 6. Определённый овал лица 7. Способность передвигаться 8. Способность мыслить 9. Способность утолять голод Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей 1, 3, 5, 7, 8, 9 6 2, 4
Закрепление знаний Чтобы стать человеком ребенку необходимо Воспитываться среди людей, чтобы… Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься необходимой деятельностью чтобы…
Домашнее задание § 1 – до конца (с. 11-14). Составить небольшой рассказ о происхождении человека, его развитии, особенностях внешнего вида, трудовой деятельности, быта и культуры людей разных исторических времен. Творческое задание:
Источники изображений Слайд 1., 10 http://image.slidesharecdn.com/5ob-140226054334-phpapp01/95/5-o-b-1-638.jpg?cb=1393393614 Слайд 2. http://www.volonter-nn.ru/_data/containers/00000610/pic-754.jpg Слайд 3. http://1.bp.blogspot.com/—zyP4yZkcXM/Ubw05OvRVVI/AAAAAAAABdM/TT0GekvQC2Q/s640/wallpaper-hacking-technology.jpg Слайд 6. http://direct-press.ru/images/stories/2015/Health/01-2015/04/nhung-thuc-pham-chua-dha-giup-con-thong-minh349ef0.jpg Слайд 7. http://3.bp.blogspot.com/-UjnbI4O38io/UjkDl5x00rI/AAAAAAAAJJc/a9RnwWKULkM/s640/Friar+Gregor+Mendel.jpg Слайд 8. http://www.well-live-essence.de/wp-content/uploads/2011/07/Rechtzeitig-eine-Pflegezusatzversicherung-abschliessen.jpg Слайд 12. http://06.img.avito.st/640×480/1691830406.jpg Слайд 13. http://cs628817.vk.me/v628817688/4f9/wPI686pNwxs.jpg
Используемые источники Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс: программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Волгоград: Учитель, 2015. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. Презентация http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/10/18/chelovek-rodilsya
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.
Автор: Семкова Н.В. – учитель истории и обществознания
I категории МБОУ»СОШ №10»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.
Образовательные ресурсы : Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
Презентация «Что такое наследственность»
Что такое наследственность.
Наследственность – биологическая сущность.
Можно ли влиять на наследственность
Методы и формы обучения:
Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают : гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).
Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность
II. Актуализация знаний
Работа со слайдами презентации.
Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды . Слайд 5.
Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.
Записывают новое понятие в свои словари
III. Изучение нового материала
Работа со слайдами презентации.
Работа с учебником. С.11-13
Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.
Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.
Формулирует задание « Что человек наследует от родителей? Слайд 8.
Показывает слайд 9, комментирует новую информацию
Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебным пособием, поясняет задания, организует выборочный контроль.
Показывает слайд 12 с выводом
Организует дискуссионную беседу над высказыванием «. Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком» слайд 13
Извлекают необходимую информацию
Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы
Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос
Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в учебнике.
Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос
Делают вывод, что человек – существо не только биологическое, но и социальное , т.е. общественное.
Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
IV .. Первичное осмысление и закрепление изученного
Работа с презентацией.
Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Слайд – 14.
Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
V. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений
Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…
Воспитываться среди людей, чтобы…
Заниматься необходимой деятельностью, чтобы…
Отвечают на вопросы. Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы.
§ 1; задания рубрики «В классе и дома», с. 11–14.
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-001697
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обществознание 5 класс Уроки 3, 4. Загадка человека
Уроки 3, 4. Загадка человека
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
— Как вы поняли смысл этой легенды?
— Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
— Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
1. Чем человек отличается от животных.
2. Зачем человек рождается.
3. Что такое наследственность.
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей.
5. Можно ли влиять на наследственность.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?
III. Работа по теме уроков
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А. Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.
1. Чем человек отличается от животных
— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.
Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.
Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.
— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.
По-моему, человека можно сравнить с. потому что.
— Объясните свой выбор.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
3) способность строить жилище;
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?
— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.
В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.
В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.
В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.
В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.
— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.
— Допустили ли вы ошибки?
— Чем вы можете их объяснить?
2. Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
— Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру «Кубик Блума».
(На гранях кубика написано начало вопросов.
Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.
В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
— Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.
(Проверка выполнения задания.)
Итак, давайте подведем итоги.
1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
2) человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
3. Что такое наследственность
В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например, англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.
— Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.
(Ученики записывают термин в словарь.)
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.
(Проверка выполнения задания.)
— Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите
предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.
(Проверка выполнения задания.)
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей
— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.
(Проверка выполнения задания проводится в форме игры «Да — нет».
Два варианта проведения игры:
1) Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет» (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).
2) Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает «да» или «нет» (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)
1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)
2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)
3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)
4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)
5. Является ли человек биологическим существом? Да.)
6. Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)
7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)
8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)
9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.)
10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)
5. Можно ли влиять на наследственность
В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что «преступные типы» можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.
Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.
— Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.
— Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?
(Работа в группах, проверка выполнения задания.)
— Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О. И. Скороходовой «Думают иные».
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю.
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу.
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?
— Какие качества помогли ей проявить свои способности?
— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.
IV. Закрепление изученного материала
— Укажите верное определение.
1) Поведение человека определено только биологическими факторами.
2) Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
3) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.
4) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
(Проверка выполнения задания.)
— Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь поработаем с рубрикой «В классе и дома».
(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)
— Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте синквейн по теме урока.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
• «Бесцельно прожитая жизнь»;
• «Человек — творец своего счастья»;
• «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».
1. Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.
2. Задание на выбор.
• С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?
• Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.