Чему учит читателя классическая литература бунин

17.3. Каковы нравственные уроки рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»? (ЕГЭ по литературе)

И. А. Бунин написал множество произведений как прозаических, так и лирических. Его рассказы, пусть и небольшого размера, являют собой ценный опыт прожитых лет. Автор стремятся передать читателю то, что он считал истиной человеческой жизни. Так, с помощью рассказа «Господин из Сан-Франциско» писатель преподаёт некоторые нравственные уроки.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» главный герой — очень обеспеченный человек, накопивший денег даже не своими руками, а с помощью «китайцев». Но его богатство не может принести ему счастье: он потратил практически всю свою жизнь на работу и не научился просто отдыхать. Именно поэтому путешествие на корабле «Атлантида» принесло ему лишь разочарование.

Во-вторых, рассказ И. А. Бунина учит уроку жизни: она поистине мимолётна, нельзя прожигать её за тем, что не пригодится тебе на самом деле. «Господин» стремился накопить побольше денег и потом на них отправиться отдыхать со всей семьёй. Однако, удовлетвориться путешествием у него не получается: он умирает очень внезапно как для себя, так и для окружающих.

Сцена его смерти не выглядит спокойной: герой дёргается, содрогается и мучается. «Господин», не знающий, что жизнь может резко оборваться, всё своё время потратил на накопление материального, откладывая духовное и связанное с ним счастье на потом.

В-третьих, в рассказе очень ярко показано двойственное отношение людей, подобных «господину». Противопоставляется их обращение к живому и способному располагать деньгами герою и к нему же мёртвому. Так, в начале прозаического произведения видно, что люди стремятся оказывать «господину» все услуги, заработать его благосклонность: он ест самую лучшую еду, пьёт очень дорогие напитки. Однако, в противовес этому эпизоду, приводится другой, в конце рассказа: вследствие внезапной смерти персонажа, его кладут в ящик из-под газировки вместо гроба.

Этот пример показывает, что отношение людей к «господину» поменялось с точностью на противоположное: ему перестают оказывать хоть какое-нибудь уважение из-за того, что он не может больше пользоваться деньгами, а кроме материального богатства у него ничего не было.

Таким образом, прозаическое произведение Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» можно назвать поучающим. Оно преподаёт разные нравственные уроки, объясняя их на примере главного героя.

Источник

Доклад «Роль рассказов Ивана Бунина на формирование мировоззрения старшеклассников»

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

«1917 2017: уроки столетия»

Секция «Православие в культуре и образовании»

Дятлова Ольга Станиславовна, учитель

русского языка и литературы МКОУ

Новоярковской СОШ Барабинского

района Новосибирской области

Роль рассказов Ивана Бунина в формировании мировоззрения старшеклассников

В школьной программе большую часть литературных произведений занимают произведения классической литературы XVIII – XX веков. В свою очередь, классическая литература своими корнями глубоко уходит в традиции древнерусской литературы, главной чертой которой было назначение чтения: не развлечение, а поучение, наставление на путь истинный. Главный герой всегда являл собой образец нравственной красоты и чистоты: святой старец или монах, князь или богатырь-защитник, но всех их объединяли вера, глубокая любовь к родине, заботы о защите и процветании отечества, бескорыстное служение на благо людей и родной земли. Это «знамя» высокой духовности было позже подхвачено российскими литераторами последующих эпох. А.С.Пушкин отмечал, что писатель должен «глаголом жечь сердца людей». А Евгений Евтушенко позже констатировал: «Поэт в России – больше, чем поэт».

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе. Официальная формулировка решения о награждении Бунина Нобелевской премией звучит так: «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции классической русской литературы».

Старшеклассники изучают несколько произведений Ивана Бунина, каждый из которых оставляет глубокий след, заставляет думать и размышлять.

А героиня рассказа «Чистый понедельник» просто изумляет ребят своим выбором. Являясь истинной дочерью своего времени, любя красивую одежду, изящные вещи, посещая увеселительные мероприятия, имея далеко идущие вперёд отношения с молодым человеком, девушка замечает в себе поначалу необъяснимую тягу к посещениям монастырей и храмов. Находясь на самом пике своей молодости и любви, героиня неожиданно твёрдо решает оставить возлюбленного, уйти в монастырь и посвятить себя служению Богу. Пытаясь понять мотивы, подвигнувшие её на этот шаг, ученики отмечают некую пустоту, которую чувствовала девушка от праздности повседневной красивой жизни. Заполнить эту пустоту смогла только Вера.

Оленька Мещерская – центральный персонаж другого произведения Бунина – «Лёгкое дыхание». Несовершеннолетняя девочка вступает в неосторожную связь с очень взрослым мужчиной, другом своего отца, не по любви, а по глупости. Разбираясь в жизненной истории Ольги, понимаем, что виной всему стало преступное равнодушие родителей к внутреннему миру своей дочери, к тому, что взрослых заботило только материальное благосостояние своего ребёнка. Этот духовный разрыв «отцов и детей» послужил отправной точкой для совершения трагического финала жизни героини.

В.Г. Белинский призывал задуматься: «Нам, русским, нечего сомневаться в нашем историческом и государственном значении. Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру своё слово, свою мысль».

Источник

Каково значение книг в жизни человека? (по И.А. Бунину) (ЕГЭ по русскому)

Каково значение книг в жизни человека? Именно над этим вопросом рассуждает И. А. Бунин в предложенном для анализа тексте.

Раскрывая суть поставленной проблемы, автор рассказывает о дне из жизни героя, когда он не пошел на охоту. Мужчина принялся читать «дедовские книги в толстых кожаных переплетах». Однако он не просто перечитывает старые страницы, а искренне наслаждается этим времяпровождением, даже не замечая прошедшего времени.

Этот пример показывает, что чтение книг помогает человеку отдохнуть от своих проблем, переживаний.

Продолжая свое повествование, Бунин обращает внимание на то, что книги позволяют людям окунуться в прошлое, ощутить связь с ним. Так, герой рассказа, когда начинает читать, вспоминает «бабушку, ее полонезы на клавикордах» Эта иллюстрация дает понять, что книги очень важны для человека, его восприятия прошлого и настоящего.

Позиция автора заключается в том, что книги играют одну из важнейших ролей в жизни человека. Они помогаю отвлечься от рутины, полностью погружая читателя в свой мир.

Так, в произведении Джека Лондона «Мартин Иден» именно чтение помогло главному герою превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА И.А.БУНИНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ

ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА И.А.БУНИНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ

Abstract. The article is devoted to great Russian writer I.A.Bunin who feels very modern to current reader and helps them to comprehend reality and search for the life meaning, which he found in love and creativity which are capable of an overcoming death.

Keywords: knowledge, comprehension, human face, memory, love, death, axiology, spiritual world.

Разговор об Иване Бунине, о восприятии его творчества всегда наводит на серьёзные размышления о смысле бытия. Эпоха Бунина

— это время крупных перемен, разлом и пе- релом сознания, совершаемый на рубеже веков. Очень точно и ёмко обрисовал ситуа-

цию, в которой пришлось жить и творить Бу- нину, Л.Долгополов: «В одних случаях осо- знание своей полной причастности к исто-

*Поташные заводы производили поташ (углекислый калий), который применялся для изготовления красок, мыла, сукна, ценных сортов стекла, отбеливания тканей, выделки кож и т. д.). Чтобы получить поташ, выщелачивали древесную или травяную золу.

10 Литература в школе. 2016. № 3.

рическим и социальным изменениям давало возможность личности (будь то писатель или его герой) активно включиться в про- цесс пересоздания действительности и ре- альных человеческих отношений. В других, напротив, порождало мысль о фатальной подверженности человеческой судьбы вне её лежащим воздействиям, что, в свою оче- редь, приводило к концепции безысходно- сти и обречённости. В третьих случаях воз- вышало личность до осознания трагическо- го величия своей судьбы, когда понимание полной причастности к происходящему в “большом” мире порождало мысль о не- обратимости и единстве исторического про- цесса и, следовательно, о неизбежности грядущих сдвигов и потрясений. В четвёр- тых — ставило писателя во враждебную по отношению к происходящему во внешнем мире позицию, поскольку на первый план выдвигалось стремление сохранить свою индивидуальность, не дать ей раствориться в том бурном потоке превращений, столк- новений крайних позиций и точек зрения, которым оказалась захвачена жизнь России в начале века» [2, с. 23—24].

Характерно, что Ивана Бунина трудно вписать в ту или иную систему литературных

координат. Кто он? Реалист или натуралист? А может быть, неореалист или символист? Какой метод был более продуктивен для творчества Бунина? Наверно, правильно было бы назвать писателя частью природы и человека, в которых совместились все пути познания и узнавания. Это ему принадлежат слова:

Я человек: как Бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён.

Это он в конце жизни воскликнет: «Я всё физически чувствую… Я всегда мир воспри- нимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду — и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно» [1, с. 5].

Но эта острота и боль рождались в твор- честве Бунина, потому что его духовный ка- мертон был настроен на многозвучие Все- ленной. Издетства Иван Алексеевич ощущал себя, говоря словами Е.Эткинда, «одиноким человеком, стоящим перед лицом Вечно- сти» [4, 87].

Уже в зрелые годы Бунин писал: «Я рос одиноко. Всякий к юности к чему-нибудь гото- вится и в известный срок вступает в ту или иную житейскую деятельность, в соучастии с

общей людской деятельностью. А к чему гото- вился я и во что вступал? Я рос без сверстни- ков, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал» [1, с. 5].

Писатель в какой-то степени лукавил. Он прошёл мимо системы образования, ко- торую Василий Розанов называл сумерками просвещения, но прекрасно знал жизнь ис- конной Руси, жизнь природную и народную. Он чутко улавливал дух русской природы, и этот дух тесно переплетался в дворянской усадьбе и крестьянском дворе, где у него были настоящие друзья. «Надо было жить в деревне круглый год, близко общаться с на- родом, — справедливо писала В.Н.Муром- цева-Бунина, — чтобы всё воспринять, как воспринял он своим редким талантом… У него с самого раннего детства… были друзья, сначала среди ребятишек, а потом из деревенской молодёжи, с которыми он коротал много времени, бывая запросто в их избах, знал до тонкости крестьянский язык. Оскудение помогло ему глубоко вник- нуть в натуру русского мужика» [1, с. 5]. Среди усадебной России, в полуразрушен- ных замках уходящего мира, Бунин пытался понять русского человека, его психологию, его философию бытия.

Одиночество объективно рождает жела- ние высвободить поэтический голос. Причём этот голос не фальшивит. Бунинские строки пронизаны предметностью природы, он царствует в русском вечере, передавая нам, читателям, его удивительный аромат. Юный, шестнадцатилетний Иван Алексеевич пишет в своём дневнике: «Вечер. На дворе, не смол- кая, бушует страшная вьюга. Только сейчас выходил на крыльцо. Холодный резкий ветер бьёт в лицо снегом. В непроглядной крутя- щейся мгле не видно даже строений. Едва- едва, как в тумане, заметен занесённый сад. Холод нестерпимый.

Лампа горит на столе слабым тихим све- том. Ледяные белые узоры на окнах отливают разноцветными блестящими огоньками. Тихо. Только завывает метель да мурлычет какую-то песенку Маша (младшая сестра. — С.З.). Прислушиваешься к этим напевам и отдаёшься во власть долгого зимнего вечера. Лень шевельнуться, лень мыслить.

А на дворе всё так же бушует метель. Тихо и однообразно протекает время. По- прежнему лампа горит слабым светом. Если в комнате свершено стихает, слышно, как сипит керосин. Долог зимний вечер. Скучно. Всю ночь будет бушевать метель и к рассвету нанесёт высокий снежный сугроб» [1, с. 4]. Сопричастность поэта и природы удивитель- на! Он часть её, а она часть его. «Для меня природа так же важна, как и человек, — пи- сал Иван Алексеевич Бунин много позднее.

— Если не важнее. И всегда так было. Вот я недавно перечитывал свои юношеские за- писки. Ведь я писал их только для себя. Мне

и в голову не приходило их показать кому- нибудь, даже брату Юлию. А сколько в них описаний ветра, облаков, травы, леса, сколько в них встреч с природой! Я писал о природе гораздо больше, чем о людях, с ко- торыми сталкивался. Я любил, я просто был влюблён в природу. Мне хотелось слиться с ней, стать небом, скалой, морем, ветром. Я мучился, не умея это выразить словами. Я выходил утром страстно взволнованный и шёл в лес, как идут на любовное свидание. Как остро я любил жизнь и всё живое, до страсти. Пастернак назвал свой сборник стихов “Сестра моя — жизнь”. Но для меня жизнь была не только сестра, а сестра, и мать, и жена — вечная женственность» [1, с. 4]. В этом ценность бунинского мироощу- щения. Совершенно очевидно, что его ощу- щение невероятно созвучно эпохе, в кото- рую творил великий мастер.

Вечная женственность заставляет вспом- нить творчество Владимира Соловьёва, ко- торый на этой сущности выстроил целую фи- лософскую систему, мировоззренческий комплекс отношений, русское интеллекту- альное жизнестроительство, мифотворче- ство и миротворчество. И как не вспомнить замечательные творения Александра Блока, этого верного рыцаря, воспевавшего Пре- красную Даму.

Это ощущение мира писатель сумел уди- вительным образом передать в своих про- заических произведениях. Кто не помнит уди- вительный запах антоновских яблок?! В этих запахах русский мир с его бесконечной тос- кой и безудержной любовью, которой силён помещичий охотничий дух.

Охотник в какой-то степени странник и бродяга, затерявшийся среди снежных полей и лесов. Искатель неведомого жемчуга. Бу- нин вышел из этой среды мелкопоместных искателей, жаждущих неведомого романти- ческого вдохновения, средь белого снега, заметавшего путь-дорогу.

Рассказ «Антоновские яблоки» был на- писан в 1900 году. Один век уходил, другой не наступил. Но Бунин, с его удивительной чувствительностью, предвидит, что ждёт Русь в страшном ХХ веке. Его крестьянские лики «Деревни» и «Суходола» проходят пе- ред современниками, ужасая и потрясая их. Но в этих ликах Бунин показывает страшную правду русской жизни. «Есть два типа в на- роде, — замечал Бунин. — В одном пре- обладает Русь, в другом есть страшная пе- ременчивость настроений, обликов, “шат- кость”, как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: “Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от об- стоятельств, от того, кто это дерево обра- батывает…”» [1, с. 7].

Эта правда явит себя в годы русской ре- волюции, которые для Бунина станут окаян- ными днями в русской истории, когда в чело- веке «проснулась обезьяна». Бунин не примет разрушительной стихии русской революции, потому что в ней увидит, прочувствует уни- чтожение человека. Это чувство выльется в дневниковые записи, названные писателем

12 Литература в школе. 2016. № 3.

«Окаянные дни». Несмотря на жёсткое отно- шение к русской действительности, Бунин возносит трагическую хвалу Сущему, как пи- сал его друг и философ Фёдор Степун.

Писатель покинет Россию, чтобы вер- нуться обратно возрождённым русским сло- вом, выявляя уникальную самобытность сти- ля. В Европе не угаснет талант Ивана Алек- сеевича, потому что истинный талант не зависит от общественных ситуаций. «Вот го- ворят, — писал Бунин, — что в эмиграции слишком тяжело живётся для того, чтобы тут можно было хорошо писать. Но… ведь ми- ровая литература, если вчитаться в историю её, есть продукт страдания, неудовлетво- рённого стремления к идеалу. А где же их больше, этих страданий, этих неудовлётво- ренных стремлений, как не в нашем эмиг- рантском быту. » [1, с. 12].

Находясь вдалеке от России, Бунин всё более и более углубляется в собственное творчество. «Умерли люди, написавшие кни- ги о своём земном существовании, но что мне до того? Во все времена и века, с дет- ства до могилы томит каждого из нас не- отступное желание говорить о себе — вот бы в слове и хотя бы в малой доле запечат- леть свою жизнь — и вот первое, что должен я засвидетельствовать о своей жизни: это нерасторжимо связанную с ней и полную глубокого значения потребность выразить и продлить себя на земле… Печаль про- странства, времени, формы преследуют меня всю жизнь. И всю жизнь сознательно и бессознательно то и дело я преодолеваю их. Но на радость ли? И да — и нет. Я жажду жить и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современным мне и прошлым, всей историей всего человечества со всеми стра- нами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе. Но зачем? Затем ли, чтобы на этом пути губить себя, своё я, своё время, своё пространство, — или затем, чтобы, напротив, утвердить себя, обогатившись и усилившись чужим. » [1, с. 11—12].

В монологе с самим собой и своими вос- поминаниями будет рождаться один из самых проникновенных циклов рассказов «Тёмные аллеи». «Герой наедине с собой размышляет, вспоминает, анализирует ситуацию. Подоб- ный приём использования внутреннего мо-

нолога и внутренней речи, вообще, имеет особое значение. Внутренний монолог — важнейший приём психологизма, заключаю- щийся в “прямом, полном и глубоком вос- произведении мыслей” персонажей. Он строится на том, что душевные “движения”, переживания героя, находящиеся в реальной жизни внутри, в литературном произведении выводятся наружу. Автор как бы подслуши- вает их, делает достоянием для наблюдателя (читателя). Как правило, в подобной ситуации отсутствуют свидетели, собеседники, и герой получает возможность быть максимально правдивым, абсолютно искренним. Именно в подобных обстоятельствах “открывается ду- ховный, моральный, идейный облик героя в истинном виде”, как отмечает В.А.Кухаренко. У И.А.Бунина в “Тёмных аллеях” подобный монолог нередко имеет характер исповеди. Поводом к цепи размышлений героя всегда служит событие внешней жизни, отталкива- ясь от которого, герой по ассоциации обра- щается к какому-то моменту в прошлом. Так, герой “Руси” вспоминает о своих отношениях с молодой художницей, увидев в окно поезда знакомую станцию, а герою “Позднего часа” подобным поводом служит приезд в город, в котором он не был очень давно» [3, с. 247].

Передавая свой внутренний монолог, Бу- нин тем не менее приглашает читателей к диалогу. Он прекрасно понимает, что цен- ность литературного процесса заключена в общении, и это общение способно пронизы- вать время и пространство, связывая словом одно поколение людей с другим, отсюда глу- бокое и проникновенное отношение к писа- тельским дневникам, которые для Бунина представляли даже большую ценность, чем произведения того или иного писателя.

Ценность творчества Бунина — в способ- ности понимать и помнить. Умение совер- шить нравственный выбор отличает героев писателя, даже если сами персонажи нахо- дятся на распутье. Бунин подводит нас к главной мысли своего творчества, которая может стать смыслом жизни для каждого: сможем ли мы сказать, подобно моряку Бер- нару из одноимённого рассказа: «Думаю, что я был хороший моряк» [1, с. 546].

Обращение внутрь себя во все времена было основной философской и филологиче- ской ценностью. Великий русский писатель и совершал это обращение, приглашая чита- телей в круг своего времени и пространства, где рождался особый психологический тип, способный разрубить гордиев узел буднич- ного существования.

Поэтому, когда мы обращаемся к твор- честву Бунина, то, безусловно, должны вы- явить основные аксиологические моменты его духовного мира. Они помогут взглянуть на русского писателя рубежа веков как на че- ловека, искренне беседующего о смысле бы- тия с нынешним поколением. Разве не за- ставляет нас рассказ «Господин из Сан- Франциско», пока ещё изучаемый в современной школе, задуматься над нашим отношением к жизни, к сути происходящего вокруг, когда теряется человеческое лицо,

когда герой даже не удостаивается личины, имени, превращаясь в «пустующую глубину», по выражению Максимилиана Волошина, со- временника И.А.Бунина. Писатель тщательно и выверено изображает вещи, роскошную обстановку, в которой обитают люди, не имеющие лица, но обладающие неплохим финансовым состоянием. У тех, кто не обла- дает лицом, нет никакой радости бытия, они не способны любить, но могут только играть в любовь; они не способны не только жить, но даже готовиться к жизни, потому что утеряли драгоценную связь с Сущим, отдав душу дья- волу, стерегущему плывущую «Атлантиду» и

«следившему со скал Гибралтара, с камени- стых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблём» [1, с. 298].

Задача сегодняшней словесности, как и вчера, — выявлять фундаментальные ценности бытия. И именно И.А.Бунин, его бессмертное словесное творчество заставляет нас искать истоки своего пути и своей жизни, помогают определиться с ценностями нашего бытия.

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

1. БУНИН И.А. Повести и рассказы / Сост., предисл. и комм. А.Сааканц. — М.: Правда, 1982. — С. 576.

2. ДОЛГОПОЛОВ Л. На рубеже веков.

О русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века. — Л.: Сов. писатель, 1985. — С. 352.

3. ЩЕРБИЦКАЯ И.А. Особенности моно- логов и диалогов в цикле И.А.Бунина «Тём- ные аллеи». Проблемы диалогизма словес- ного искусства: Сборник материалов / Отв. ред. И.Е.Карпухин // Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. 18—20 октяб- ря 2007 г. — Стерлитамак, 2007. — С. 302.

4. ЭТКИНД Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии XX века. — СПб.: Максима, 1997. — С. 568.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Основные темы и особенности творчества бунина. Идейно-художественное своеобразие прозы И

Иван Алексеевич Бунин — личность весьма неординарная и во многом перевернувшая ход развития всего литературного мира. Конечно, многие критики с свойственным им скептицизмом относятся к достижениям великого автора, однако отрицать его значимость во всей российской литературе просто невозможно. Как и у любого поэта или писателя, секреты создания великих и запоминающихся произведений вплотную связаны с биографией самого Ивана Алексеевича, а его насыщенная и многогранная жизнь во многом повлияла и на его бессмертные строки, и на всю русскую литературу в целом.

Художественное своеобразие рассказов Бунина (прозы, произведений, поэзии, лирики)

Иван Алексеевич Бунин взошел на олимп русской классической литературы, как талантливый прозаик, и не менее талантливый поэт. Его творчество выделялось среди творчества современников, благодаря неповторимому стилю, уникальной манере письма, а также особенным темам, затрагиваемым автором.
Отдельное внимание стоит уделить именно поэзии Ивана Алексеевича. Невероятное чувство языка и умелое владение словом – то, чем единогласно восхищались литературные критики, коллеги Бунина и простые любители поэзии. И, до сих пор, его стихи пользуются популярностью у людей всех возрастов.

Центральной темой поэзии И. Бунина, которая шла с ним рука об руку на протяжении всего творческого пути, является тема природы. Словно искусный художник, поэт мастерски описывал вдохновляющие его пейзажи. В каждом его слове прослеживается всепоглощающая любовь к природе. Пейзажная лирика Бунина словно говорит читателю: «Посмотри, как прекрасен мир вокруг, наслаждайся мгновением».

Золотым украшением серии пейзажной лирики поэта является образ осени. Самым ярким примером является стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году. Череда красочных сравнений, эпитетов, олицетворений и других литературных тропов, превращает обычный осенний в лес в настоящий пестрый терем, а Осень становится его полноправной хозяйкой.

Помимо темы природы, Иван Алексеевич затрагивал и другие вопросы в своем творчестве. Тема человека и его внутреннего мира, а также поиск смысла человеческого существования, отражается в философской поэзии Бунина. В ней он пытался исследовать проблемы добра и зла, вопросы жизни и смерти, рассуждал на тему бытия человека.

Необыкновенное художественное своеобразие поэтических произведений Бунина заключается в мастерском использовании литературных тропов и различных художественных приемов, которые он с хирургической точностью вписывал в общую канву стихотворений. Особое внимание Бунин уделял эпитетам, через которые в точности передавал читателю цвета, настроения, погодные явления, даже запахи и вкусы. Росчерком пера, поэт создавал незабываемые образы и природы, и человека.

Таким образом, Иван Алексеевич Бунин, за долгую творческую жизнь сумел выработать свой легкоузнаваемый бунинский стиль. А также, не без помощи великолепного владения словом, он виртуозно создал отдельную литературную вселенную со своей особенной эстетикой.

Своеобразие и особенности для 11 класса

Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин

Самое раннее детство

Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин

10 октября (по ст. стилю) 1870 года в городе Воронеже родился маленький мальчик Иван Бунин, биография и творчество которого в будущем оставят яркий след в русской и мировой литературе.

Несмотря на то что Иван Бунин происходил из древнего дворянского рода, его детство проходило вовсе не в большом городе, а в одном из родовых поместий (это был небольшой хутор). Родители могли себе позволить нанять домашнего учителя. О том времени, когда Бунин рос и учился дома, писатель в течение жизни вспоминал не раз. Об этом «золотом» периоде своей жизни он отзывался только позитивно. С благодарностью и уважением вспоминал этого студента Московского университета, который, по мнению писателя, и пробудил в нем страсть к литературе, ведь, несмотря на столь юный возраст, первыми книгами, которые читал маленький Иван, были «Одиссея» и «Английские поэты». Даже сам Бунин позднее говорил, что это был тот самый первый толчок к стихотворству и вообще писательской деятельности. Достаточно рано проявил артистизм Иван Бунин. Творчество поэта находило самовыражение в его таланте чтеца. Он превосходно читал собственные произведения и заинтересовывал самых унылых слушателей.


Популярные сегодня темы

Сова летит мимо дома старика, который сидит чай с молоком попивает. Решила сова поздороваться, да старик ей отвечает: какой я тебе друг? Ты от всех прячешься да только ночью выходишь. Обиделась сова на деда

Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

Каждый ребенок имеет свои увлечения. Но не у всех моих одноклассников и друзей они одинаковые. Я очень люблю вышивать бисером и шить новую одежду куклам. Мама считает, что из меня растет стилист

В нашем доме много ваз и часто бывают живые цветы, но мама больше других любит одну. Это высокая ваза из тонкого стекла. Большинство стеклянных ваз, которые мне довелось видеть, прозрачные

Можно сказать, что эта тема считалась основной у многих писателей русской литературы. И.А. Бунин, был не исключением, а также посвятил много своих произведений теме любви.

Учеба в гимназии

Когда Ване исполнилось десять лет, родители решили, что он достиг того возраста, когда уже можно отдавать его в гимназию. Так Иван начал учиться в Елецкой гимназии. В этот период он жил вдали от родителей, у своих родственников в Ельце. Поступление в гимназию и сама учеба стали для него неким переломным моментом, ведь мальчику, который всю свою жизнь до этого жил с родителями и практически не имел каких-то ограничений, было действительно сложно привыкнуть к новой городской жизни. Новые правила, строгости и запреты вошли в его жизнь. Позднее он жил на съемных квартирах, но тоже не чувствовал себя уютно в этих домах. Учеба в гимназии продлилась относительно недолго, потому что уже через 4 года его исключили. Причиной была неуплата за обучение и неявка с каникул.

Тематика и идейно-художественное своеобразие творчества И. А. Бунина.

Тематика и идейно-художественное своеобразие творчества И. А. Бунина.

1. Слово о творчестве писателя.

2. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина:

а) тема уходящего патриархального прошлого («Антоновские яблоки»);

б) критика буржуазной действительности («Господин из Сан-Франциско»);

в) система символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;

г) тема любви и смерти («Господин из Сан-Франциско», «Преображение», «Митина любовь», «Темные аллеи»).

3. И. А. Бунин — лауреат Нобелевской премии.

1. Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют «последним классиком». Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в совершенную художественную форму, где своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли.

2. В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь. Проследим, как менялась тематика и проблематика рассказов Бунина на протяжении его жизни.

а) Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. Он надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

О чем писал Бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколько этапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода его жизни:

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное время автора волновали различные проблемы:

Странствования писателя

Иван Бунин всю жизнь был в душе творческой личностью. Наверное, это и стало причиной того, что надолго он нигде не задерживался, любил путешествовать по разным городам, где часто черпал идеи для своих произведений.

Начиная с октября 1900 года он путешествовал с Куровским по странам Европы. Посетил Германию, Швейцарию, Францию. Буквально через 3 года уже с другим своим другом — драматургом Найденовым — он был снова во Франции, посетил Италию. В 1904 году, заинтересовавшись природой Кавказа, он решает туда съездить. Путешествие не оказалось напрасным. Эта поездка через много лет вдохновила Бунина на целый цикл рассказов «Тень птицы», которые связаны с Кавказом. Эти рассказы мир увидел в 1907-1911 гг., и уже намного позже появился рассказ 1925 года «Воды многие», также навеянный дивной природой этого края.

В это время ярче всего отражается природа в творчестве Бунина. Это была ещё одна грань таланта писателя – путевые очерки.

Плодотворная работа

Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин

В это время жизнь и творчество Бунина уже не столь похожи. Писатель решает поступиться личным счастьем, весь отдается работе. В этот период все ярче проступает трагическая любовь в творчестве Бунина.

Практически в то же время, спасаясь от одиночества, он перебирается к своему брату Юлию в Полтаву. На литературном поприще происходит подъем. Его рассказы печатают в ведущих журналах, в писательской деятельности он приобретает популярность. Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и самоотверженной любви.

После того как в 1895 году Бунин побывал в Петербурге и в Москве, он постепенно начал входить в большую литературную среду, в которою он очень органично вписался. Здесь он познакомился с Брюсовым, Сологубом, Куприным, Чеховым, Бальмонтом, Григоровичем.

Позже Иван начинает вести переписку с Чеховым. Именно Антон Павлович предсказывал Бунину, что из него выйдет «большой писатель». Позже, увлекшись нравственными проповедями Толстого, Иван делает из него своего кумира и даже определенное время пытается жить по его советам. Бунин просил у Толстого аудиенции и удостоился того, чтобы встретиться с великим писателем лично.

Новая ступень на творческом пути

Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин

В 1896 году Бунин пробует себя в роли переводчика художественных произведений. В том же году выходит его перевод произведения Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В этом переводе творчество Бунина все увидели с другой стороны. Его современники признали по достоинству его талант, высоко оценили труд писателя. Иван Бунин получил за этот перевод Пушкинскую премию первой степени, которая дала повод писателю, а теперь ещё и переводчику, гордиться ещё больше своими достижениями. Для получения столь высокой похвалы Бунин провел буквально титаническую работу. Ведь сам перевод подобных произведений требует усидчивости и таланта, а писателю для этого пришлось ещё и выучить самостоятельно английский язык. Как показал результат перевода, ему это удалось.

«Нашедший свою любовь, храни ее…»

Жизнь сводила Ивана Бунина со многими людьми. Некоторые проходили и уходили из жизни, другие оставались надолго. Примером тому была Вера Николаевна Муромцева. Бунин познакомился с ней в ноябре 1906 года, в доме товарища. Умная и образованная во многих отраслях, женщина действительно была его лучшим другом, и даже после смерти писателя готовила к изданию его рукописи. Написала книгу «Жизнь Бунина», в которую поместила самые важные и интересные факты из жизни писателя. Он не раз говорил ей: «Без тебя я ничего не написал бы. Пропал бы!»

Здесь любовь и творчество в жизни Бунина снова находят друг друга. Наверное, именно в тот момент к Бунину пришло осознание того, что он нашел ту, которую искал долгие годы. Он нашел в этой женщине свою любимую, человека, который всегда его поддержит в трудную минуту, товарища, который не предаст. С тех пор как его спутницей жизни стала Муромцева, писателю с новой силой захотелось творить и сочинять что-то новое, интересное, безумное, это давало ему жизненные силы. Именно в тот момент в нем снова просыпается путешественник, и с 1907 года Бунин объездил половину Азии и Африки.

В самом начале профессионального творчества

Впервые выступил в печати Иван Бунин тоже в достаточно юном возрасте, а именно в 16 лет. Жизнь и творчество Бунина вообще всегда тесно переплетались между собой. Ну а начиналось все, конечно, с малого, когда были опубликованы два его стихотворения: «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий». В течение года были напечатаны десять лучших его стихотворений и первые рассказы «Два странника» и «Нефедка». Эти события и стали началом литературной и писательской деятельности великого поэта и прозаика. Впервые обозначилась главная тема его сочинений — человек. В творчестве Бунина тема психологии, загадок души останется ключевой до последней строчки.

В 1889 году молодой Бунин, под влиянием революционно-демократического движения интеллигенции — народников, переезжает к своему брату в Харьков. Но в скором времени он разочаровывается в этом движении и достаточно быстро отходит от него. Вместо сотрудничества с народниками он уезжает в город Орел и там начинает свою работу в «Орловском вестнике». В 1891 году издается первый сборник его стихотворений.

Первые строки

По словам самого писателя, его будущий талант сформировался под влиянием рассказов родных и знакомых, которые он слышал в том месте, где прошло его детство. Именно там он и познавал первые тонкости и особенности родного языка, заслушивался рассказами и песнями, которые в будущем помогли писателю находить неповторимые сравнения в своих произведениях. Всё это наилучшим образом повлияло на талант Бунина.

Стихи он начал писать в очень раннем возрасте. Творчество Бунина родилось, можно сказать, когда будущему писателю исполнилось всего семь лет. Когда все остальные дети только учились грамоте, маленький Иван уже начал писать стихи. Он очень хотел достичь успеха, мысленно сравнивал себя с Пушкиным, Лермонтовым. С увлечением читал произведения Майкова, Толстого, Фета.

Путь экстерна

Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть фото Чему учит читателя классическая литература бунин. Смотреть картинку Чему учит читателя классическая литература бунин. Картинка про Чему учит читателя классическая литература бунин. Фото Чему учит читателя классическая литература бунин

После всего пережитого Иван Бунин поселяется в имении своей умершей бабушки в Озерках. Руководствуясь указаниями старшего брата Юлия, он достаточно быстро проходит курс гимназии. Некоторые предметы он учил более усердно. И по ним прошел даже курс университета. Юлий, старший брат Ивана Бунина, всегда отличался образованностью. Поэтому именно он и помогал младшему брату в учебе. У Юлия с Иваном были достаточно доверительные отношения. По этой причине именно он и становился первым читателем, а также критиком самого раннего творчества Ивана Бунина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *