Чему учить детей в современной школе
Чему учить современных детей?
Марина Кононова, директор частной школы «Московский лицей «Ступени»:
«У нас так интересно в школе, есть поле для гольфа, кони, учителя». Услышав эту фразу от ученика одной из частных школ ближнего Подмосковья (именно в такой последовательности: сначала кони, потом учителя), я впервые порадовалась тому, что у нас в лицее нет ни гольфа, ни лошадей, а то главное, чем мы гордимся, — это наши ученики и учителя.
Лицей «Ступени» основан в 1990 году, он был одним из первых частных учебных заведений в Москве. А началось все еще в середине 1980-х с детской студии «Колобок», где работали инициативные и творческие педагоги, которые посредством музыки, живописи, математических игр, театра старались раскрыть заложенные в детях склонности и таланты. К учителям стали присоединяться инициативные родители, и я в том числе. Мы организовали семейно-педагогическую ассоциацию «ЛАД», создали при ней школу, написали альтернативную образовательную программу.
Разница между сегодняшним учеником и учеником 20-летней давности колоссальная. Это не плохо и не хорошо, такова данность. Современные дети очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Чаще всего ребенок банкира уже знает, что пойдет на экономическую специальность, ребенок владельца компании — на менеджмент. «Зачем мне история искусств, если я хочу быть финансистом?» Это говорят не только дети, но и их родители.
Такая прагматичность создает педагогам основные сложности. Мы делаем упор на развитие мышления, общее развитие и развитие творческих способностей. Недостаточно просто что-то знать, важнее уметь пользоваться этими знаниями.
К сожалению, сегодняшняя оценка знаний выпускников по системе ЕГЭ порой вынуждает учителей тратить основную часть времени именно на натаскивание, как бы грустно подобный термин ни звучал в применении к образованию наших детей. Нынешние стандарты образования ставят слишком утилитарные задачи перед учеником.
Частая жалоба от родителей: ребенок проводит все время в виртуальном пространстве. Да, современные дети мало рассуждают, часто косноязычны, у них небольшой опыт написания длинных сочинений и публичных выступлений. Но не следует ребенку запрещать пользоваться компьютером и интернетом. Научите его использовать компьютер как инструмент для работы, а не только как средство развлечения.
Для меня как для директора лицея очень важно не опуститься до уровня тех самых лошадок и гольфа, не опускать планку качества обучения в угоду околообразовательной инфраструктуре. Да, у нас учатся дети из обеспеченных семей, привыкшие к определенному уровню жизни. Как соединить материальность и духовность? Именно здесь учитель может сыграть ключевую роль. Во многих школах пальма первенства сейчас отдается методике обучения, а не личности учителя.
Заинтересованность ребенка — это ключевой момент в обучении. И здесь во многом именно от личности учителя зависит, будет ли ребенку интересно заниматься конкретным предметом. У нас в лицее каждый урок — совместный поиск решения задач и ответов на вопросы, основанный на творческом союзе ученика и учителя.
В современных школах, особенно частных, учителю сложно заставить ребенка регулярно учиться. Наш метод решения проблемы — индивидуальный подход. По мере необходимости мы составляем индивидуальные планы занятий, предлагаем широкий выбор факультативных курсов, по индивидуальным программам готовим учеников к сдаче ЕГЭ.
Очень важно, чтобы взгляды на образование у школы и родителей были схожими. Родитель должен разделять наше убеждение в том, что его сын или дочь имеют право на выбор жизненного пути. Мне проще отказаться от ученика, если наше видение методов образования не совпадает с мнением его родителя. Хотя это сложно с материальной точки зрения (стоимость одного года обучения в лицее «Ступени» составляет около 600 000 рублей. — Forbes Woman).
Тамара Эйдельман, преподаватель истории гимназии №1567, Москва:
Первое, что я услышала от старших товарищей, когда пришла работать в школу в 1981 году: раньше дети были лучше. Так что так говорили всегда. И проблема соблюдения грани между дружескими отношениями и дисциплиной тоже всегда была актуальна: и тогда, и сейчас дети, с которыми ты ставишь спектакли и ходишь в походы, почему-то очень удивляются, когда получают двойку за невыученный урок или списывание.
Всех учителей беспокоит, что дети не умеют говорить. Так было и 20 лет назад. Недавно в Facebook гуляла на эту тему шутка: устный экзамен — это когда ты пересказываешь лектору его лекцию в переводе Гоблина. Работаю над этим. Я никогда не вызываю к доске, все с места высказываются. У нас одинарные парты, можно как мозаику составлять: работа в группах — сдвинулись, контрольная — расселись по одному.
Больше всего движения бывает, когда заканчиваем какую-то тему или историческую фигуру и устраиваем обсуждение. Дома прошу подготовить доводы о положительных качествах Петра I как правителя, например, и о его минусах — полезно знать, что могут быть разные точки зрения. На уроке ребята обсуждают свои доводы в группах, выдвигают по три плюса и минуса от каждой. А потом от 1 до 10 оценивают исторического персонажа и рассаживаются в зависимости от своей оценки. Каждый должен высказаться, почему столько поставил. Особый восторг вызывает, когда кто-то, послушав доводы, меняет свое мнение и пересаживается. Я всегда отмечаю, что сегодня выиграли вот эти, потому что лучше аргументировали свою оценку, к ним больше народа присоединилось в ходе дискуссии.
Учить детей думать можно на любом предмете. У нас же в преподавании многое построено на зубрежке, особенно если учитель попадется традиционный. Знать много хорошо, приятно и нужно. Но этого недостаточно. Я пытаюсь найти золотую середину между традиционным способом преподавания, нацеленным на приобретение знаний, — выслушать, прочитать, выучить, запомнить — и стремлением научить детей самостоятельно работать с информацией. Это непросто в нашей программе, наплевать на которую я тоже не могу. Но я всеми силами стараюсь, чтобы заучивание фактов не было самоцелью.
Много лет назад, поняв, как мало мои ученики знают о политических событиях в мире, я придумала для десятиклассников игру с элементами рулетки. В конце недели каждый сдавал мне листочек с тремя событиями российской жизни и тремя — мировой, которые он на этой неделе посчитал самыми важными. Розыгрыш происходил в воскресенье, когда начиналась программа «Итоги»: события, с которых начинал Евгений Киселев, считались выигравшими. Когда программу закрыли, игра упростилась. Я сама вывешиваю список событий, которые считаю существенными, и в день розыгрыша дети вытягивают бумажки и пишут подробнее о том, что им досталось, вместе потом обсуждаем. Первое время несут такую бредятину! Но постепенно втягиваются и начинают следить за событиями, обмениваться мнениями во «ВКонтакте». Это тоже навык работы с информацией.
Много книг задаю читать — художественных, но по истории. Даю по ним задания как на знание текста, так и на аналитику — например, какие факты из учебника в книге отражены, какие нет. И что мне нравится — в ЕГЭ сейчас есть подобные задания: надо извлечь из источника информацию, высказать свое отношение к ней. Это и учителей будет подталкивать к тому, чтобы развивать мыслительные навыки. Вообще ЕГЭ, я считаю, шаг вперед по сравнению с устными экзаменами, когда даже хороший ученик может впасть в ступор под суровым взглядом экзаменаторов. Лазейки для того, чтобы натянуть кому-то оценки, есть, но завалить ученика невозможно.
И к предметам по выбору я тоже отношусь положительно. Дети жутко перегружены, мы не в эпоху Возрождения живем. В Англии тоже сначала все предметы обязательны, а потом дети выбирают, куда они идут дальше, и глубоко грызут уже те предметы, которые им нужны в вузах. Да, этот выбор может быть неправильным. Моя собственная дочь училась в гуманитарном классе, а потом вдруг решила, что хочет поступать в медицинский. Год с репетиторами занималась химией и физикой, но в итоге недобрала балл и поступила в ИСАА. Ничего страшного в том, чтобы дать детям право на ошибку, нет. Мы даем им мало возможностей для выбора. А это сильно связано с чувством ответственности, которого детям сейчас так не хватает. По-разному можно смотреть на наше образование.
Однажды мы с коллегой-румыном ездили по гранту по швейцарским школам. Пришли в одну из школ, учитель спрашивает: «Бухарест — столица чего?» Две девочки на первой парте, глядя влюбленными глазами на красавца-румына, хором: «Монголии!» И школы в рабочих пригородах Лондона, уверяю вас, не блестящие. А мои приятели, живущие в Нью-Джерси, жаловались, что математику хотят учить только русские, китайцы и индийцы. Когда мама пыталась требовать увеличить количество часов, все американские родители на собрании зашикали: когда же наши дети будут играть в бейсбол? В результате они переехали в Нью-Йорк, где нашли школу с сильной математикой. Так что наше образование вполне конкурентоспособно. И не только в раскрученных школах. Если, конечно, ребенок учится.
Как и чему учить детей 21 века?
Как и чему учить детей 21 века?
Шепелева Ольга Геннадиевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 1 им.А.А.Иноземцева»
Есть дети — как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь. М. Цветаева [1]
На современном этапе развития общества, школа как отражение социума стала не похожа на «нашу» школу, школу их родителей, их учителей. Изменились и дети, у них появились новые потребности, появились другие ценности и поэтому нам, взрослым, надо научиться понимать сегодняшних детей, детей 21 века.
У сегодняшних детей другой объем знаний — в чем-то больше, в чем-то, наоборот, меньше, у них другие возможности: они ездят на отдых за границу, пользуются интернетом. Но все это внешняя оболочка, а если ее снять, дети все равно остаются детьми, абсолютно такими же, как и 20- 30 лет назад. Конечно, и жизнь раньше была другая. Люди были закрепощенные, зажатые, закабаленные.Сейчас куда более свободные или, можно сказать иначе, более развязные, бесцеремонные, вызывающие, без комплексов.
Но наступил 21 век. Не пора ли что-то менять в образовании? Для чего детям сегодня образование? Среди всех людей, живущих на земле, каждый седьмой ребенок левша. С каждым годом их становиться больше. Правшей и левшей надо учить по- разному, так как они по-разному воспринимают информацию. Учитывают ли эти особенности учителя школ, гимназий, лицеев, да в конце концов воспитатели в детских садах? До 90-х годов левшей упорно переучивали в правшей. Зачем? Вопрос левшей очень глобальный и рассмотреть его хочется в другой статье. Наравне с левшами также можно рассмотреть и детей с повышенным уровнем интеллекта. С каждым годом дети умнеют. На сегодня точно ясно, что учить всех детей одинаково не получится и всех уложить в одинаковые форматы обучения.
Наше отечественное образование всегда было ориентировано на глубокие, крепкие, фундаментальные знания. В последние десятилетия стали популярны новые подходы, ориентированные не на знания, а на умения, на компетенции. Как найти правильный баланс между одним и другим?
В связи с данной проблемой перед школьным образованием встал вопрос: как и чему учить современных детей?
На этот вопрос отвечают образовательные стандарты второго поколения. В документе «О приоритетных направлениях образования в Российской Федерации» отмечено, что «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН) по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат.
Мы попадаем в ловушку, когда произносим, казалось бы, общеизвестные слова «навыки» и «знания», так как эти слова можно наполнить разным смыслом. Что-либо запомнить — это еще не знания, потому что необходимо понять, что мы узнали, как это связано с теми знаниями, которые уже получили, на каком уровне эти знания. Знания надо не столько запомнить, сколько освоить и присвоить, т. е. понять их значение, понять их место в системе знаний, сделать их частью своего интеллектуального и культурного багажа.
Существует такая поговорка: «Не в коня корм» — вроде бы и съел что-то, а насыщения нет, и сил не прибавилось. К сожалению, в школе есть такое слово «прошли», а школьники или родители добавляют «прошли мимо»: учителю надо выдать программу, у него нет времени стоять на месте и «латать дыры» у отстающих учеников, поэтому все силы он бросает на то, чтобы заставить ученика выучить материал наизусть, и за это ставит положительную отметку. Начав так делать, уже нельзя остановиться, потому что запоминание без понимания накапливается, и потом уже понять что-либо невозможно, можно только продолжать заучивать. А это означает, что ученик не приобрел ни знаний, ни умений, он научился только их имитировать (понял-применил, выучил-забыл).
В этом кроется разгадка ошибочного мнения, что дети в школе сильно перегружены объемами информации, которую они не в состоянии запомнить. А причина перегрузки именно в заучивании без понимания, поскольку память ребенка — это не жесткий диск, на который можно записать что угодно, ребенок хорошо усваивает только то, что имеет для него смысл, то, что связано с его опытом, то, что имеет эмоциональную окраску. А когда он что-то понял, вот тогда можно запоминать, тогда материал будет легче извлечь из памяти, поскольку он обрастет ассоциативными связями. Дети, которые учатся осознанно и постоянно задают вопросы, могут и хотят запоминать в разы больше информации, чем требует школьная программа, и им это в радость.[3]
Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать. Устройства, которые, как говорят, чуть ли не миром уже управляют, действуют со скоростями, в которых люди не живут — это наноскорости. Сейчас роль образования чрезвычайна. Но при этом его нужно изменять. Возможно, надо детей научить учиться, держать внимание, держать память, справляться с информационными потоками, и не тронуться умом от всего этого.
Мир меняется. А мы? Чем ответит образование? Каким будет образование? Оно несомненно должно меняться. Нет идеи которая может заменить классно-урочную систему, но она появится, когда в обществе перестанут этого бояться. Сегодня этому сопротивляются все: педагоги, родители, чиновники.
Образованный человек был востребован всегда и везде. И каким будет образование, что его ждет в будущем…? Пока под огромным вопросом.
В конце своей статьи хочется привести слова митрополита Антония Сурожского «Пока ты не святой, будь образованным»
Чему учит современная школа.
Чему учит современная школа
Каждый взрослый хоть раз в жизни задавал себе вопросы:
«Чему же все-таки меня научили в школе?
САМОЕ ГЛАВНОЕ: школа должна быть родным домом для ученика, чтобы ему было приятно в ней находиться и не хотелось уходить.
В школе, помимо основных уроков, проводятся много дополнительных кружков и секций, чтобы дети могли себя занять во внеурочное время.
Вот уже третье десятилетие Россия пребывает в глубочайшем кризисе. Не только экономическом, но и духовном. Высокий уровень преступности, распространение алкоголизма и наркомании, разрушение семей. Социальная пассивность населения, низкая продолжительность жизни… Духовный кризис коснулся и подрастающего поколения. Среди детей широко распространяются сексуальная и поведенческая распущенность. Наркомания, пивной алкоголизм, нравственная деградация, подростковая преступность и самоубийства. Вполне естественными в таких условиях являются попытки противостоять этим негативным явлениям путём возрождения в обществе традиционных духовно- нравственных ценностей. Одной из этих попыток и было введение в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше» Дети на уроках высказывают свою точку зрения, выступают с докладами,читают свои стихи.
А как же досуг? Перегружать детей учебными занятиями нельзя. Есть нормативы, например в младших классах на обучение отводится 20 часов в неделю и 1- 1,5 в день на приготовление домашних заданий. В свободное время – кружки по интересам, спортивные секции.
В летнее время (июнь)школьный лагерь.
В школе должно быть организованно 3-х разовое питание (провести анкетирование среди родителей)
Есть дети, которые участвуют в районных, городских, всероссийских конференциях, олимпиадах, конкурсах.
– Современная школа – это очень динамично развивающийся организм. За последние годы серьезно изменились функции школы: сейчас она чаще всего решает те задачи, которые должны решать родители. Но нам, педагогам, необходимо принять это как есть и сделать все, что от нас требуется сегодня, а значит, в какой-то мере взять на себя роль воспитателей, не только давать детям знания, но и заниматься их социализацией.
– Сегодня образовательный процесс очень тесно связан с воспитательным. И любой работник образования должен помнить о том, что воспитание ребенка, воспитание гражданина, который достоин, жить в современном обществе, можно и нужно осуществлять через образовательный процесс, а также через всякую деятельность, которая организована в школе. Сегодня школа стоит на пороге больших перемен.
Хочется иметь хорошие учебники. Мы сталкиваемся с тем, что в процессе самостоятельного развития нашего государства, на протяжении многих лет они перерабатываются, переделываются, но с каждым годом качество учебников становится лучше. Другая проблема – финансирование системы образования. Хочется иметь больше средств. Особенно это касается молодых педагогов. Хочется верить, что если эта проблема будет решаться, то и педагоги будут оставаться в школах.
– Сейчас очень важно учитывать интенсивность информатизации общества. В связи с этим необходимо создавать и разрабатывать новые формы обучения, базирующиеся на новейших информационных и электронных технологиях. В первую очередь это касается совершенствования форм дистанционного обучения, заочной и индивидуальных форм. Дети по-разному развиваются и обучаются, у каждого свой тип мышления и психологические особенности. И это важно учесть для того, чтобы к каждому найти свой подход. Кто-то схватывает материал быстрее, кому-то нужно помочь.
Наши ученики постоянно принимают участие во всевозможных олимпиадах, конференциях. Каждый ребенок участвует в каких-то мероприятиях, а это значит, что каждого ребенка нужно было заинтересовать, к чему-то привлечь.
И, конечно же, дети должны с младших классов уметь говорить. Не просто произносить, а уметь объяснить, отстоять, обосновать, аргументировать.
Слово – великий инструмент, который позволяет решить многие проблемы между людьми. Так давайте научимся обращаться с ним правильно, грамотно. Мы – люди, мы – разумные и должны общаться.
А взрослые должны понимать, что своим личным примером мы заменяем 90 процентов от процесса воспитания.
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Больше не носитель знаний: чего хотят от школы современные дети и родители
Современное школьное образование вызывает много вопросов у общества. И не только из-за ЕГЭ и прочих образовательных реформ. Сегодня школа не всегда может дать ученику знания и навыки, необходимые ему в современном мире. В FM-Продакшн прошел «круглый стол», посвященный проблемам современного образования. Нашими гостями стали эксперты в области как традиционного образования, так и альтернативного, школьники и родители, дети которых в школу не ходят.
Учат не только в школе
У многодетной мамы Елены Степановой дети в школу не ходят. Для их обучения Елена выбрала систему Хоумскулер (семейную форму образования). По ее мнению, в традиционной школе убивают инициативу и желание идти вперед, требуя от ребенка «быть как все»: «Когда мы жили еще в Москве, попали в лучшую школу нашего района – русско-испанскую. Ребенок принес домой тетради и за неделю заполнил их все, потому что ему было интересно и не трудно. Ему сказали, что так делать не надо. Он сходил в музей и предложил сделать проект про Куликовскую битву, ему сказали — нет, ты еще не готов, сначала ты должен выучить, что такое рабочая гипотеза. Потом ему сказали, что он не должен решать задачи повышенной сложности, потому что их никто не решает, — рассказала Елена, — И мы ушли из школы. Сейчас получается, что у меня один ребенок ходил в школу, а второй в школе не учился. И я вижу последствия. После ухода из школы мы с сыном «расшколивались» целый год: он плакал из-за каждой ошибки, нуждался в одобрении. Дочери сейчас 8 лет. Она пишет сценарии, она многое умеет, всем интересуется. Она не боится отстаивать свою точку зрения. И еще один момент — время. Дети занимаются танцами, рисованием, судомодельным конструированием, борьбой. И если бы мы ходили в школу, то ничего бы этого не успевали.»
Учитель больше не является носителем знаний, соглашается учитель истории и обществознания лицея №121, педагог центра «Грани» Елена Никитенко: Есть интернет, из которого можно почерпнуть всю информацию. А потому у учителя иная роль: «У меня есть ученик, который лучше меня знает историю. Но учитель все-таки важен: только он может показать, что предмет интересен. И это должен быть именно учитель: не эффективный менеджер, в кого мы сейчас превращаемся, а эффективный мотиватор, который должен увлечь ребят. К сожалению, часто школа предлагает только формализм, скучные бумажки. Потому и родителям и ученикам хочется чего-то другого, более интересного, найти альтернативные формы образования и разыскать учителей, которые, пусть за дополнительные деньги, но будут по-настоящему учить детей.»
Ученики 10А класса МБОУ «Лицей №121» Ксения Горулева и Илья Воронов из тех детей, которые добывают научные знания за пределами школы. Ксения серьезно изучает психологию и занимается рисованием, а Илья самостоятельно начал изучать английский язык (в школе учил немецкий) Нужные знания находят на видеокурсах в интернете. Ребята говорят, что у них много друзей, которые также предпочитают обучаться отвлеченно от школы.
«Современное образование направлено на однозадачность, то есть предполагается, что человек будет нацелен только на одну специальность. На самом деле необходимо дать больший простор и больше возможности для сочетания различных сфер, так как сейчас на рынке профессий актуальны смежные области: например биология и математика, нейропсихология и другие знания», — говорит Ксения.
Илья уверен, что школа должна научить учеников спрашивать, спорить и аргументировать: «Современные дети быстрее находят информацию. А потому такая система уроков, как лекция, а потом вопросы, уже не работает. Я считаю, что школа должна учить детей спрашивать и думать. Нужно ввести культуру споров. Сейчас люди не умеют вести спор с достоинством, а сразу переходят на личности и оскорбления. Но только через диалог мы можем высказывать наши аргументы, смотреть, как они действуют на нашего собеседника, можем приходить к новым идеям и находить общее решение».
Не знать, а понимать
Директор 42-й гимназии Генриетта Татарникова не согласна с обвинениями в адрес школы. Альтернативные формы образования доступны каждому, в том числе и в школе, считает Генриетта Викторовна. Причем, учителя идут навстречу ребятам, выбравшим для себя такую форму: «Дети в 42-ой гимназии имеют возможность заниматься по индивидуальным образовательным программам, они могут посещать уроки тех преподавателей, которые они выбрали, и в то же время получать знания помимо школы — это очно-заочная форма образования. Есть семейная форма обучения детей до 9 класса, или самообразование в 10-м и 11-м классах. У нас двое ребятишек закончили 10-11-й классы за год. Педагоги давали консультации, потом приняли зачет», — рассказала Татарникова.
По ее словам, метапредметность, которой так славится европейское образование, в наших школах тоже набирает обороты. Это подразумевают и ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты).
И все же главное, по мнению директора школы, не знание предметов, а их понимание. Именно поэтому традиционное образование выигрывает перед альтернативными формами: «Иметь глубокие знания необходимо, чтобы анализировать и получать конкретные знания в той или иной области. Стать «шапкосшибателем» и забивать учителя фактами, которых начитался в интернете, очень легко. А вот анализировать понимать эти факты, знать, где их использовать, это то, чему мы учим в школе. Этому чаще всего сегодня учат учителя старшего поколения, которые много в свое время читали, думали над тем, что они прочитали, соединяли и анализировали эти факты. Это старое поколение и наиболее ценное.»
Такой же точки зрения придерживается и победитель конкурса «Учитель года Алтая-2018», преподаватель информатики барнаульской гимназии № 74 Иван Гребенкин: «Кроме предметных результатов, мы,учителя, формируем личностные результаты, пытаемся готовить людей, которые думают, решают. И мы также должны готовить их к тому, что придется постоянно переучиваться. Например, когда я вышел из института, все, что я учил, безнадежно устарело. Мы должны научить детей учиться и подстраивать свой опыт под современные реалии. И для этого есть много инструментов. Но в этом случае все решают кадры. Самое главное — это отношение учителя к тому, что он делает. Учитель должен быть крутым образовательным технологом, который смог бы мотивировать детей учиться.»
Кирпич разбивается на пазлы
Директор по развитию языкового центра «Тринити» Ольга Згордан считает, что современное школьное образование устарело: «Сегодня традиционное школьное образование можно сравнить с кирпичами, которые ты под себя никак переложить не можешь. А современному обществу нужны пазлы, которые подходят именно тебе. Я иногда сталкиваюсь с детьми, которые в школе на уроке информатике пишут алгоритмы и ждут, что в 9-ом классе их наконец впустят в компьютерный класс. Но сегодня уже все дети имеют гаджеты. И существует нативное обучение через гаджеты, есть адаптивное обучение, нелинейное, когда ты сам составляешь себе программу. Я понимаю, что школа сегодня может только подвести к этому. К сожалению, не все учителя сегодня могут за собой вести. Современные потребности дальнейшей профессиональной деятельности и то, что предлагает школа — это огромный разрыв. Даже лексика, которая сегодня преподносится детям в учебниках иностранного языка,- а я знаю все эти учебники — устарела. И чтобы чего-то добиться, надо учить намного дальше.»
В качестве альтернативного примера глубокого образования Згордан приводит «Университет 20.35», который умеет создавать «цифрового двойника» обучающегося: «Система полностью учитывает, что ты изучил, что ты прошел, чтобы не было такой поверхностной темы. Тебе подсказывает, что ты должен изучить еще по этой теме и почему. В школах пока мы этого сделать не можем».
Руководитель рекрутингового агентства «DELO» Наталья Соколова подтверждает, что сегодня рынок труда выдвигает иные требования к специалистам, чем 10 лет назад. В первую очередь они должны быть «подкованы» в разных отраслях: «Рынок труда сегодня — это рынок талантов. И Ксения права, говоря о необходимости получить знания в разных отраслях. Сегодня надо сочетать в себе большое количество разных знаний, которые, казалось бы, не связаны между собой. Школа не много этому учит. И если раньше опасались людей, которые успели поработать в разных сферах, то сегодня они приветствуются. Раньше со страхом относились к людям, которые начинали свое дело, сейчас работодатель говорит «дайте мне человека с опытом предпринимательства, неважно какой у него был результат — но он будет понимать, чего от него хотят». Бизнесу сегодня выгодно оптимизировать все возможные ресурсы. Чтобы в человеке сложилось много всего: менеджер, маркетолог, тут же пиарщик, хороший коммуникатор и так далее. И проявлять себя надо как можно раньше.»
Спор про ФГОС
С тем, что подход к образованию меняется, не спорит и начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Дроздова: «Да, раньше все воспринималось так: выучился, пришел работать, и по этой специальности работаешь всю жизнь. Сегодня человек должен быть готов к тому, что он несколько раз поменяет работу. И все же школа ориентирована на среднестатистического ученика. Введение ФГОС и альтернативных форм образования дают возможность развиваться каждому ребенку. Каждый ребенок талантлив, если только появится педагог, который увидит этого ребенка и раскроет его талант.
У нас в Родинском районе есть небольшое село, там всего 60 человек. Но в селе есть талантливейший педагог-музыкант, он не сотрудник этой школы, но у него все дети из этой школы играют на каких-то инструментах. Они то в Германию, то в Австрию, то еще куда-то выезжают с концертами. Одни дети выпускаются, а он других берет — и они такие же талантливые!
Вот на это сегодня нацелены ФГОС, которые предусматривают занятия с детьми в рамках внеурочной деятельности. Да, он это предполагает, но пока нет тех, кто бы в школе смог организовать такие занятия. Педагоги к этому не готовы. Но с другой стороны педагоги и не могут быть семи пядей во лбу. Все же это должна быть работа в совокупности, с подключением других институтов — спорта, культуры. ФГОС предполагают и нелинейное расписание. Но сегодня мало это ввести, это надо готовить.»
Разговор сводится к индивидуализации обучения, считает Иван Гребенкин. Однако, насколько это необходимо средней образовательной школе — это, по его мнению, еще вопрос: «Когда я учился, было то же самое. Я в школе хотел программировать, но учитель не мог мне этого дать. И я сам это изучал, ну и что? Школа позволила мне сформировать мировоззрение. Не все дети понимают, что они хотят. Не все высокомотивированные, чтобы изучать то, что хотят. И если мы этих детей ничему учить не будет, то что получится тогда? С другой стороны есть дети, в которых учителя видят какие-то задатки, мы можем их сориентировать. Именно это позволяет ФГОС, который вводит системно-деятельный подход и нативное обучение».
По словам Елены Никитенко, тот самый «системно-деятельный подход к обучению», который сейчас пропагандируют ФГОС, талантливые педагоги осуществляли и раньше. А вот сейчас далеко не все учителя понимают, что прячется за этим выражением: «ФГОСы хороши для тех, кто хорошо понимает их структуру, кто уже подготовлен. Я была на открытом уроке по ФГОСам, его вела учитель, которая мне очень нравится и, на мой взгляд, очень умная. Но. как такового, урока я не увидела. Детей посадили по группам и сказали: «А сейчас каждая группа должна выбрать лидеров. Лидер — это тот, человек, который сейчас подойдет ко мне и получит инструкцию». «Лидеры» подошли, инструкцию получили и стали писать по ним весь урок. Потом их попросили заполнить розовые и голубые бумажки. А после этого им сказали: » На этих маленьких бумажках еще нарисуйте смайл». По итогам урока учитель сказала «Я выполнила урок по ФГОСам, которые требуют деятельного подхода». Я хочу сказать, что когда есть правила и регламенты, прописанные сверху, и которые не идут от моей души и сердца, то происходит формализм.»
Почему дети стали меньше знать
Ирина Дроздова просит не забывать, что помимо детей, которые постигают науки самостоятельно, в школе есть и другие дети — с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), либо не успевающие. «В прошлом году у нас в крае экзамен по математике в 9-ом классе с первого раза не сдали более шести тысяч человек! Хотя, кажется, все элементарно, но дети это решить не могут. Поэтому школа направлена на среднестатистического ученика. Все желающие имеют право выбрать альтернативные формы: очно-заочные, семейное образование, самообразование, частные школы.»
Родители против
Любопытно, что, в свою очередь, родители задаются вопросом, почему школа культивирует несамостоятельность в детях, в результате чего они не могут справиться с заданиями.