Чему учит характер ивана царевича

Методический анализ сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

Чему учит характер ивана царевича. Смотреть фото Чему учит характер ивана царевича. Смотреть картинку Чему учит характер ивана царевича. Картинка про Чему учит характер ивана царевича. Фото Чему учит характер ивана царевича Кристина Дроздова
Методический анализ сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

Методика работы с художественным произведением

Иван – царевич и Серый Волк

1)Беседа (актуализация знаний)

Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

— Как вы их понимаете?

2) Рассказ учителя

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

3) Использование произведений малых жанров

Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке,если справитесь с загадкой:

» В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Догадайтесь, кто она? » (Сказка)

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»

«У кого ты не спроси (Волк)

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…» (Иван)

Как эти отгадки могут быть связаны на нашем уроке?

(Мы будем читать о них сказку.)

— Посмотрите на иллюстрацию на экране. (Показать репродукцию картины » Иван царевич на сером волке«).

4) Работа со словарем

— Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

НАУТЁК – очень быстро, бегом.

ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

6) Прогнозирование содержания по иллюстрации

Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке»

Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

-Кто изображён на картине?

— Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

— Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

7) Прогнозирование содержания по названию

Прочитайте название сказки. Кто её автор? («Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.)

Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку.

— Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

1 часть. Зачин. (читает учитель).

— Как звали отца братьев?

— Что необычного росло в саду царя Берендея?

— Что стало происходить с яблоней?

— Как решили помочь сыновья отцу?

— Кому удалось выявить похитника?

— Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

— О чём пригорюнился отец-батюшка?

2 часть. Основная. (читают дети по смысловым частям)

— Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

— Почему Серый волк стал помогать главному герою?

— что необычного было в Сером волке?

3 часть. Концовка. (дети читают самостоятельно)

— Что вы можете сказать о поступке братьев?

— Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

— Какими словами заканчивается сказка?

— Как называется этот приём в сказке?

Чтение сказки. Работа в группе.

— Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям в команде. Распределите роли. (Иван-царевич, Серый Волк, автор, цари) Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».

Проверка первичного синтеза

Понравилось ли произведение?

Что особенно понравилось?

Когда было страшно?

Когда героя было жалко?

Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?

Как вез Волк Ивана-царевича?

Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?

Анализ:

— Мы определили, что сказкасостоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

— Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

— На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

2. Испытания Ивана- Царевича.

2) Восстанови события

— События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

— Вспомните правила работы в парах.

3) Постановка вопросов

— Какие отношения были между Иваном- царевичем и Серым волком? Почему?

— Как вы думаете, почему в этой сказке волк добрый и становится верным другом Ивану?

— Что необычного в изображении Серого волка?

1)Работа с пословицами:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

— Подходят ли эти пословицы к нашей сказке? Докажите.

— Ребята, давайте попробуем составить синквейн к слову волк.

(1. Тема или предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных)

Наш урок подходит к концу.Говорят : «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

— Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т. д.)

-Понравилась ли вам сказка? Почему?

— Назовите признаки этой волшебной сказки?

— А какая особенность этой сказки? (Троекратные повторы)

— Ребята, а чему учит эта сказка?

4)Перечитывание (подготовка к пересказу, чтению по ролям, выразительному чтению, отбор материала для характеристики героя)

Анализ главного героя

Иван-царевич — младший и послушный сын царя. В образе Ивана- царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, решителен, деятелен, добр и честен, смел, силён, храбр, наблюдателен.

Слово царя-батюшки для Ивана-царевича — закон. В сказке Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину.

В трудную минуту Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. Иван-царевич проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья.

В сказке «Иван царевич и серый волк» Иван-царевичосуществил следующие действия и поступки: добросовестно стерёг отцовский сад, выловил Жар-птицу, но не удержал, потому остался с её пером, поехал её искать, нашёл Жар-птицу с помощником серым волком, но забыв про волчьи наказы, тронул золотую клетку, нашёл златогривого коня с помощником волком, но забыв про волчьи наказы, тронул уздечку, нашёл Елену Прекрасную с помощником серым волком, но будучи не допущенным волком к её похищению, отправился один пешим обратно, а затем на настигнувшем его сером волке с Еленой Прекрасной, спрятав Елену Прекрасную, отдал царю Кусману обернувшегося в Елену Прекрасную серого волка, забрав коня златогривого, спрятав коня златогривого с Еленой Прекрасной, отдал царю Афрону превратившегося в коня златогривого серого волка, забрав Жар-птицу, поблагодарив серого волка, поехал на златогривом коне с Еленой Прекрасной и Жар-птицей домой, погнался на сером волке за убившими его братьями, настигнув их, простился с серым волком, поблагодарив его, вернувшись к отцу с Жар-птицей, поведал ему о своих похождениях, вскоре женившись на Елене Прекрасной.

«Сказ о том, как Иван-царевич с бедой справился» В некотором царстве, В книжном государстве Жили сказок там герои И не знали они горя. Царь Горох страной там правил, И народ его прославил.

Чему учит характер ивана царевича. Смотреть фото Чему учит характер ивана царевича. Смотреть картинку Чему учит характер ивана царевича. Картинка про Чему учит характер ивана царевича. Фото Чему учит характер ивана царевичаДетский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: засушенные листочки разных пород деревьев, ножницы, клеевой карандаш. Обычно мы в нашей.

Чему учит характер ивана царевича. Смотреть фото Чему учит характер ивана царевича. Смотреть картинку Чему учит характер ивана царевича. Картинка про Чему учит характер ивана царевича. Фото Чему учит характер ивана царевичаФотоотчёт спортивно-музыкального развлечения, посвящённое Дню знаний «Как Иван-Царевич в школу пошёл» Фотоотчёт спортивно-музыкального развлечения, посвящённое Дню знаний «Как Иван-Царевич в школу пошёл» Ведущий: Дорогие дети! Сегодня удивительный.

Конспект ОД «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» в средней группе Приобщение к словесному творчеству Тема: «Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» (рассказывание) Образовательные.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Иван-царевич и Серый Волк» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Продолжать.

Чему учит характер ивана царевича. Смотреть фото Чему учит характер ивана царевича. Смотреть картинку Чему учит характер ивана царевича. Картинка про Чему учит характер ивана царевича. Фото Чему учит характер ивана царевичаКонспект занятия по речевому развитию. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующим рисованием Цель: • Уточнить с детьми значение слова «сказка». • Учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев. • Передавать.

Источник

Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк»

Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк»

Название произведения: «Иван Царевич и Серый Волк»

Главные герои: Иван, Серый Волк, Берендей.

Второстепенные герои: братья, Елена, Афрон, Кусман.

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — смелый, но глупый.

Не выполнял до конца наставления Волка.

Был слишком самоуверен и самостоятелен.

Серый Волк — добрый и находчивый.

Помог царевичу раздобыть все богатства.

Верный и преданный.

Берендей — царь, отец братьев. Добрый, но рачительный.

Тоскует, если что-то теряет.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья — хитрые и ловкие.

Убили родного брата и все награды забрали себе.

Елена — красавица. Молчаливая.

Афрон и Кусман — цари. Жадные. Думали о личной выгоде.

Краткое содержание сказки «Иван царевич и Серый Волк»

Некто повадился воровать яблоки в саду царя Берендея.

Старшие братья не нашли вора, а младший успел поймать перо Жар-птицы.

Берендей отправил сыновей за птицей.

Коня царевича съел Серый Волк.

Волк решил отплатить Ивану добром и рассказал, как добыть жар-птицу.

Но Иван не послушал совета и его поймал царь Афрон.

Он отправил Ивана за конём.

Волк снова сказал, как поймать коня, но Иван опять не послушался.

Его поймал царь Кусман и отправил за Еленой.

Тут уж Иван послушал Волка и украл Елену.

Волк превращался в девушку и коня, чтобы обмануть царей.

Иван получил всё и поехал домой. Но старшие братья убили младшего и забрали добычу.

С помощью ворона Волк оживил царевича и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и женился на Елене.

План сказки:

Детский рисунок-иллюстрация

Чему учит характер ивана царевича. Смотреть фото Чему учит характер ивана царевича. Смотреть картинку Чему учит характер ивана царевича. Картинка про Чему учит характер ивана царевича. Фото Чему учит характер ивана царевича

Основная мысль сказки «Иван царевич и Серый Волк»

Главная мысль сказки в том, что если есть друг, трудности решаются намного легче.

Основная идея сказки в том, что помогая другим, мы вправе рассчитывать на ответную благодарность.

Чему учит произведение:

Сказка учит отвечать добром на добро.

Учит верности и преданности.

Учит слушать умных советов.

Учит не быть жадными и корыстными.

Краткий отзыв по произведению «Иван царевич и Серый Волк» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что иметь такого хорошего и надёжного друга, каким оказался Волк, ни отказался бы никто.

Именно благодаря Волку царевич сумел не только найти всё желаемое, но и сохранить жизнь.

И я поражалась долготерпению Волка, который раз за разом вытаскивал царевича из неприятных ситуаций.

Это очень интересная, увлекательная и волшебная сказка.

В ней говорится не только о борьбе героя со злом, но и верной дружбе, о предательстве и возмездии.

Мне очень нравится Волк, главный герой этой сказки.

Он заслужил почёт и уважение, был умным, находчивым и опытным.

Если бы Иван его сразу послушался, он не пережил бы и половины опасностей, но и не получил бы в жены прекрасную Елену.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, что к умным советам всегда следует прислушиваться.

Но поступать всё-таки нужно по-своему.

Иногда это приводит к беде, но чаще в неожиданным и приятным результатам.

Пословицы к сказке:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья.

Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками.

Наехали и видят — у Ивана-царевича всё добыто.

Вот они и сговорились:

— Давай убьём брата, добыча вся будет наша.

Решились и убили Ивана-царевича.

Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили её:

— Дома не сказывай ничего!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Сказка «Иван-царевич». Главные герои, описание, краткое содержание

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич – воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного огненного Змея или бессмертного Кощея. И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Первое испытание

Не успели браться насладиться новоиспеченной семейной жизнью, как отец придумывает новое задание. Он решает проверить, на что способны царские невестки. Первое, что интересует царя-батюшку, — как жены сыновей умеют печь хлеб. Этот продукт на Руси считался самым главным на столе, и каждая девушка должна была с детства знать, как это делается. Старшие сыновья с почестью поклонились и пошли сообщать женушкам об испытании отца. Характеристика Ивана Царевича из сказки «Царевна Лягушка» должна быть дополнена тем фактом, что он себе места не находил от печали. Знал младший сын, что вновь опозорится перед братьями.

Мог ли он ожидать, что супруга успокоит его и уложит спать, а сама начнет чудеса творить! Обернулась она прекрасной девушкой, Василисой Премудрой. Принялась печь каравай, да такой, что представить трудно. Тесто белое, мягкое, а сам он украшен лебедями.

Наутро проснулся наш Иванушка и поверить не мог, что его лягушка такой чудесный хлеб испекла. Обрадовался он, взял блюдо и понес отцу. Стал царь принимать работу невесток. У старшего подгорел каравай, его государь приказал только в большой голод есть. У среднего косой да кривой вышел. Такой хлеб отец только собакам бы отдал. А как увидел он каравай Ивана, сказал, что его только на стол праздничный подавать.

Характеристика Ивана Царевича меняется: он теперь не грустит, а чувствует себя победителем перед братьями.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, П. П. Ершов удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший – умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление – такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки – славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»

«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»

«Это неправильно! Понаедут, натопчут — не протолкнуться будет!»

«Иван: — Ты зачем притворяешься? Змей Горыныч: — Чего это я притворяюсь? Иван: — Ты притворяешься злым, а ты добрый. Змей Горыныч: — Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Герой сказок Иван-царевич – добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру – символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт — не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация – схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

Третье испытание

После проверки навыков невесток государь придумывает последнее испытание. Он зовет всех своих сыновей с женами на пир, посмотреть, как они себя умеют вести. Теперь Иван понимает — позора не избежать. Придется везти с собой вместо прекрасной девушки лягушку. Братья точно поднимут его на смех. Опечалился он больше, чем раньше. Но чудесная лягушка и тут укладывает мужа спать, успокоив.

На следующий день, прибыв на пир, гости шокированы. Вместо того, чтобы смеяться над младшим братом, они и слова вымолвить не в состоянии. Перед ними является сама Царевна — Лягушка!

Характеристика Ивана Царевича будет включать в себя тот факт, что он оказывается нетерпеливым человеком. Пока его супруга пляшет перед царем-батюшкой, он находит ее лягушачью кожу и сжигает. Теперь он уверен: с ним рядом будет красавица-жена, наконец, он заживет, как все нормальные люди, а братья перестанут подшучивать над ним.

Как же он ошибался! Оказывается, не все так просто: девушку заколдовал Кощей, превратив в лягушку. Еще бы три дня ему подождать, и роковое проклятье бы закончилось. Но, не спросив ни слова у Василисы Премудрой, он торопится и совершает ошибку. Царевна превратилась в лебедя и улетела, сказав о том, чтобы он искал ее.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк – один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично «зоологической» Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь – всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

История создания

Произведение заимствовано у восточных славян. По своему жанру оно относится к волшебным сказкам. Сюжет о том, как три брата-царевича едут за жар-птицей, но только Иван смог привести ее, считается очень распространенным. На сегодняшний день известно множество вариантов сказки:

Чему учит характер ивана царевича. Смотреть фото Чему учит характер ивана царевича. Смотреть картинку Чему учит характер ивана царевича. Картинка про Чему учит характер ивана царевича. Фото Чему учит характер ивана царевича

Произведение было зафиксировано впервые в латинском сборнике монаха Иоганна Габиуса, изданном в 1480 году. В народном варианте русской сказки действует царь, а в литературных сочинениях он обычно уже упоминается с именем. На сегодняшний день самыми распространёнными вариантами являются народные сказки в обработке Алексея Толстого (1940) и Василия Жуковского (1945).

«Царевна-лягушка»

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло – в виде Кощея или другой нечисти – будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

Характеристика героя

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились молодильные яблоки и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» – предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

Краткий сюжет

В одном из царств жил царь Демьян, у которого были сыновья. Клим, Пётр и Иван по характеру оказались совершенно разные. В саду у царя росли яблони с золотыми плодами. Однажды отец недосчитался всех плодов. Тогда позвал он сыновей, желая, чтобы они вора поймали, а тот, кто выполнит этот указ, получит в награду полцарства при жизни и всё, когда царь умрёт.

Первым пошел сторожить сад старший сын Клим, только он уснул. То же произошло на следующую ночь и с Петром. На третью ночь сторожить яблони отправился Иван. Он не стал спать и увидел, как прилетела чудесная Жар-птица, которая и стала рвать яблоки. Попытался главный герой её схватить, но она вырвалась и улетела, оставив лишь в руке своё прекрасное перо. Рассказал младший сын отцу об этой чудесной встрече.

Захотел царь, чтобы у него была такая удивительная птица. Послал он сначала старших сыновей, чтобы они привезли ему её, пообещав своё царство в награду. Собрался в дорогу и младший сын, но не хотел царь его отпускать. С трудом удалось герою его уговорить. И вот отправились братья в путь.

Доехали они до развилки, где нужно было выбор сделать: прямо поехать — голодным остаться, налево — коня сохранить, но самому погибнуть, направо — коня потерять, а самому спастись. Решил Иван поехать направо, но вскоре выскочил Волк и съел коня. Но Серый сам стал служить Царевичу и даже помог добраться к волшебной птице.

Встреча с Жар-птицей

Волк отвёз нового друга к ограде из камня, за которой и находилась клетка с чудесной птицей. Серый сразу же предупредил царевича, что трогать руками клетку нельзя. Но юноша забыл о наставлениях друга и взял клетку в руки. Тут же начался звон и грохот. Охрана схватила Ивана и привела к царю Далмату, который возмутился, что Царевич действовал, словно он вор.

Но всё-таки Далмат согласился отдать чудесную птицу, если Иван приведёт ему коня Золотогрива, который служил царю Афрону. Отправился Царевич вместе с Волком к другому царю. Серый сразу предупредил, что нужно выводить коня из стойки так, чтобы уздечку не трогать. Но опять Царевич забыл о наказе друга. Схватила его охрана и привела к царю Афрону, который потребовал у Ивана, чтобы он привёз Елену Прекрасную.

Решил теперь действовать сам Волк. Отправились они вместе к царю Косыму, а когда Елена осталась одна, он её выкрал. Но по дороге Иван и Елена влюбились друг в друга. Тогда волк превратился в Елену, которую и поменяли на коня. Затем он догнал Царевича и Елену. Но и в царстве Далмата они решили не отдавать коня Золотогрива. Волк превратился в коня, которого обменяли на Жар-птицу. Доехав до распутья, пришлось Серому расстаться с Иваном. Но он успел его предупредить, чтобы тот братьям не доверял.

Дорога домой

Серый рассказал герою, что братья его домой не доехали, а повстречались с Кощеем, который всё у них забрал. Как справиться со злым волшебником, знает Баба-яга. Отправились они в дремучий лес, где нашли хорошего коня. Верный друг отвёз Царевича к Бабе Яге. По дороге Иван обманул леших, забрав у них волшебные предметы:

Добрался Царевич до Окиана и увидел невод со щукой, которую он освободил. А дальше всё было, как и рассказывала Баба-яга. Когда Иван подстрелил утку, яйцо упало в море, но его тут же принесла щука, которой он помог.

Конец сказки

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж – за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет – злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание – залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности – именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

С чего все начиналось

Традиционно для русского фольклора сказка начинается с присказки «В некотором царстве…».

Читатель сразу окунается с головой в жизнь могущественного государя. У правителя имеются три взрослых сына. Он уже довольно стар и дает им задание найти себе жен. Да не просто найти, а пустить для этого стрелы и испытать судьбу. Где стрела найдет суженую, на той и необходимо жениться. Характеристика Ивана Царевича из сказки «Царевна Лягушка» будет включать в себя момент, когда его будущей женой оказывается… лягушка. Несомненно, он опешил и не знал, как ему поступить. Ведь другим братьям достались достойные девушки! Молодой человек оказывается в сложной ситуации.

Отношение к родителям

Характеристика Ивана Царевича включает в себя типичные для того времени черты. Он послушен, не противоречит отцу. После того, как батюшка настаивает на его женитьбе с лягушкой, он соглашается. Несмотря на всю абсурдность его положения, он не посмел пойти наперекор мнению родителя.

Старшие браться смеются над Иваном, потешаются, что тому придется взять в жены такую необычную жену. Несомненно, он стыдится своего положения, поскольку у него довольно высокий статус — сын самого государя. Вынужденный жениться на лягушке, «повесил голову» наш Иван Царевич. Характеристика героя в целом положительная, он оказался силен духом.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания – помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история – уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, – любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Второе испытание

Но на этом не успокаивается царь-отец. Просит он показать, как его невестки ковры ткут. И снова младший сын в печали. Характеристика Ивана Царевича дополнится новым фактом: он недоверчив к своей жене, которая уже однажды выручила его. И снова лягушка успокаивает мужа, укладывает его спать и ткет чудесный ковер. Старшие же невестки позвали на помощь прислуг, потому как понимали, что сами с этой задачей справиться не в силах. И снова отец принимает работу. У старшего такой ковер, что для лошадей лишь сгодится. У среднего сойдет только перед воротами стелить. И снова отличился Иван: его жена сделала лучшую работу. Царь доволен и приказывает этот ковер стелить по праздникам.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.
Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *