Чему учит христианская культура

Чему учит христианство

Содержание статьи

Чему учит христианская культура. Смотреть фото Чему учит христианская культура. Смотреть картинку Чему учит христианская культура. Картинка про Чему учит христианская культура. Фото Чему учит христианская культура

Возникновение Христианства как мировой религии

Христианство является мировой религией, основанной на жизни и учении Иисуса Христа. Возникло оно в первом веке в Палестине, находившейся в то время под властью Римской империи. Первые христиане преследовались римскими властями и вынуждены были скрывать свою принадлежность к религии. Первым государством, которое сделало христианство официальной религией, была Великая Армения. Это произошло в 301 году.

Численность христиан во всем мире достигает около 2,3 млрд. человек. В наше время в любой стране мира найдутся приверженцы христианства. В 1054 году произошел раскол церкви на католическую и православную. В результате реформ католической церкви в XVI веке возник протестантизм. На сегодняшний день православие, католицизм и протестантизм являются самыми крупными христианскими конфессиями.

Христианство на Руси

В 988 году языческая Русь приняла христианскую веру. Принятие веры часто встречало сопротивление: люди, чтившие Сварога, Даждьбога, Перуна и других языческих богов, не хотели отказываться от своих идеалов. Обращение Руси в христианскую веру проходило медленно и затянулось на многие десятилетия.

Библия

Основной священной книгой христиан является Библия. Именно в ней люди, исповедующие христианство, находят руководство к жизни, ответы на все вопросы бытия. В ней указаны и широко известные 10 основных Божьих заповедей, которые должен стараться выполнять каждый человек.

Библия состоит из книг Ветхого завета и Нового завета, описывающих такие исторические события, как сотворение Богом Земли и человека, первое грехопадение Адама и Евы в Эдемском саду, появление людей на Земле и развитие их греховных страстей, рождение Иисуса Христа, его проповедование, распятие, воскрешение и многое другое.

Основополагающие постулаты христианского учения

Все люди – грешники, потому как Адам и Ева, нарушив заповеди Бога, выбрали для человечества путь греха. Каждый христианин должен покаяться в своих грехах, для этого и существует исповедь. Без исповеди и прощения грехов духовным отцом, человек не получает спасения от Бога. Если человек признает во Христе Спасителя, истину, тогда сможет совершиться его духовное рождение, дающее возможность приобщения человека к Богу. Главная цель любого христианина – исцеление души, а не получение блаженства и рая.

Христианская религия призывает людей быть бодрыми и стойкими в своей вере к Богу. Напрягая свои духовные и физические силы, человек должен совершать только хорошие поступки. Исполнение христианских заповедей требует от нас стойкости духа, твердости характера, бескомпромиссной борьбы с различными пороками. Самоотверженная борьба со злом, с искушениями, уготованными человеческому роду темными силами, по христианству, должна быть ежедневной и беспощадной. Молитва, пост, выполнение заповедей Божьих – вот главные средства защиты людей от Сатаны.

Наградой для истинного христианина, осознавшего свои грехи, раскаявшегося в них и избравшего праведный путь, будет вечная жизнь в Раю. Не раскаявшихся грешников и не пожелавших быть с Богом, ждут вечные мучения в Аду. Судьба каждого человека решится во время Страшного Суда, который состоится после второго пришествия Иисуса Христа на Землю.

Источник

Христианская культура

1. Хри­сти­ан­ская куль­тура

Гос­под­ство хри­сти­ан­ства в мире сопро­вож­да­лось раз­ви­тием вели­чай­шей в мире куль­туры, кото­рая спра­вед­ливо должна назы­ваться хри­сти­ан­ской куль­ту­рой, так как все это утон­че­ние внут­рен­них отно­ше­ний, при­спо­соб­ле­ние обще­ства к потреб­но­стям чело­века, раз­ви­тие прав лич­но­сти, так же как небы­ва­лое дотоле овла­де­ние силами при­роды и раз­но­сто­рон­нее укра­ше­ние жизни – все это было выра­щено вли­я­нием хри­сти­ан­ства.

2. Мате­ри­аль­ная куль­тура

Созда­ние мате­ри­аль­ной куль­туры и внеш­нее укра­ше­ние жизни, конечно, не входят в непо­сред­ствен­ные цели хри­сти­ан­ства, а высшая аске­ти­че­ская точка зрения видит даже в утон­чен­но­стях жизни про­ти­во­ре­чие со стрем­ле­нием к жизни духов­ной, состав­ля­ю­щей прямую цель хри­сти­ан­ства. Но высшая аске­ти­че­ская точка зрения, будучи сама по себе совер­шенно пра­виль­ною, не дает все­обще-обя­за­тель­ного режима. Земная фаза нашего суще­ство­ва­ния про­те­кает в усло­виях мате­ри­аль­ной при­роды, кото­рая имеет свои закон­ные тре­бо­ва­ния, не исклю­ча­е­мые зада­чами веры и спа­се­ния души. Идея Цар­ствия Божия, поскольку она раз­ви­ва­ется в земной жизни, тре­бует лишь под­чи­не­ния мате­ри­аль­ных потреб­но­стей духов­ным потреб­но­стям, тре­бует, чтобы основ­ной целью жизни было душев­ное спа­се­ние и чтобы вто­ро­сте­пен­ные цели, созда­ва­е­мые потреб­но­стями земной при­роды, не заглу­шали своими при­ман­ками того, что есть глав­ная задача.

3. Высшая утон­чен­ная обще­ствен­ность

Между тем основ­ные задачи лич­но­сти и вза­им­ные отно­ше­ния между людьми, пред­пи­сы­ва­е­мые хри­сти­ан­ством, таковы, что при соблю­де­нии их сама собою вырас­тает высшая утон­чен­ная обще­ствен­ность. Рели­гия ука­зы­вает извест­ные обя­зан­но­сти к семье, к ближ­ним, тре­бует обуз­да­ния свое­ко­ры­стия и жад­но­сти, клей­мит экс­плу­а­та­цию чело­века чело­ве­ком, пред­пи­сы­вает людям вза­им­ную помощь, с осо­бен­ным вни­ма­нием к сла­бому: все это создает обста­новку в высшей сте­пени бла­го­при­ят­ную для успеш­но­сти труда, для под­ня­тия уровня общего бла­го­со­сто­я­ния, для вос­пи­та­ния чело­века как работ­ника и устро­и­теля обще­ства. Тре­бо­ва­ние спра­вед­ли­во­сти и заботы о всех дает толчок усо­вер­шен­ство­ва­нию обще­ствен­ной орга­ни­за­ции. Поня­тие о власти как учре­жде­нии боже­ствен­ном, име­ю­щем мис­сией обслу­жи­вать общее благо, создает со сто­роны народа повы­шен­ные тре­бо­ва­ния к госу­дар­ствен­но­сти и в самих носи­те­лях власти вос­пи­ты­вает стрем­ле­ние быть соот­вет­ствен­ными постав­лен­ному для власти идеалу. Так вырас­тает обла­го­ро­жен­ная госу­дар­ствен­ность, на кото­рую Цер­ковь отбра­сы­вает свет своей рели­ги­оз­ной идеи.

4. Чело­ве­че­ское досто­ин­ство

Глав­ное воз­дей­ствие на куль­тур­ность обще­ства хри­сти­ан­ство ока­зало высо­ким поня­тием о лич­но­сти чело­века вообще. Чело­ве­че­ское досто­ин­ство вырас­тало до чрез­вы­чай­но­сти, и с этим обще­ство и госу­дар­ство должно было счи­таться. Между прочим, оди­на­ко­вое досто­ин­ство при­роды, оди­на­ко­вое во всех людях иска­ние бого­об­ще­ния при­во­дило к тому, что и в обще­ствен­ных отно­ше­ниях являлся прин­цип равен­ства. Но, с другой сто­роны, вводя в обще­ствен­ную жизнь созна­ние равен­ства всех на глав­ней­шей сто­роне жизни – рели­ги­оз­ной, хри­сти­ан­ство не было эга­ли­тар­ным, и это выте­кало из самого рели­ги­оз­ного прин­ципа. Дей­стви­тельно, хотя чело­ве­че­ское досто­ин­ство оди­на­ково, но дары лич­но­сти раз­личны, и истин­ная жизнь скла­ды­ва­ется не все­об­щей урав­ни­тель­но­стью, но все­об­щим гар­мо­ни­че­ским вза­и­мо­слу­же­нием и вза­и­мо­под­чи­не­нием. Не эга­ли­та­ризм (урав­ни­ловку) при­но­сило с собой хри­сти­ан­ство, а соли­дар­ность. Отсюда явля­ется и дис­ци­плина, не име­ю­щая ничего обид­ного, так как она во всех вза­и­мо­от­но­ше­ниях обо­юдна и, сверх того, свя­зана с внут­рен­ним стрем­ле­нием каж­дого к само­огра­ни­че­нию.

5. Лич­ность сво­бодна но без зло­упо­треб­ле­ний

Лич­ность по-хри­сти­ан­ски, без­условно, сво­бодна, но если она имеет в виду жить по-хри­сти­ан­ски, стре­миться к спа­се­нию – она должна быть про­ник­нута само­огра­ни­че­нием: жить как сво­бод­ная, но не как зло­упо­треб­ля­ю­щая сво­бо­дой. В дей­ствии под вли­я­нием поры­вов стра­сти и корыст­ного поже­ла­ния нет сво­боды: это есть погру­же­ние в раб­ство стра­сти и внеш­ней при­манки. Сво­бода, таким обра­зом, сама дает осно­ва­ние дис­ци­плины. С другой сто­роны, внеш­ний орган власти и дис­ци­плины не имеет само­до­вле­ю­щей, про­из­воль­ной силы, но пред­став­ляет слу­же­ние по боже­ствен­ной деле­га­ции. На таких осно­ва­ниях, кото­рые, под дав­ле­нием духа хри­сти­ан­ства, нала­гали свою печать на обще­ствен­ные и госу­дар­ствен­ные отно­ше­ния, стро­и­лось обще­жи­тие, где раз­ви­ва­лась лич­ность очень высо­кая, само­сто­я­тель­ная, полная внут­рен­него созна­ния прав и обя­зан­но­стей.

Это было проч­ным осно­ва­нием куль­тур­ного раз­ви­тия.

6. Нрав­ствен­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние и позна­ние

Должно при­ба­вить, что чело­век, по хри­сти­ан­скому воз­зре­нию, имеет в мире такие задачи, кото­рые его влекут к позна­нию. Не только нрав­ствен­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние, но и позна­ние имеет рели­ги­оз­ный харак­тер, ибо оно имеет отно­ше­ние к обще­нию с Боже­ством. Без Откро­ве­ния чело­век не может отыс­кать Бога, но необ­хо­ди­мость иска­ния не уни­что­жа­ется Откро­ве­нием. «Бог, – гово­рит ап. Павел, – про­из­вел людей для того, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» ( Деян. 17:27 ). Ибо «неви­ди­мое Его, вечная сила Его и Боже­ство – от созда­ния мира чрез рас­смат­ри­ва­ние тво­ре­ний видимы» ( Рим. 1:20 ). Небре­же­ние к этому рас­смат­ри­ва­нию даже состав­ляло бы вину чело­века. С другой сто­роны, при­ни­ма­ние твари за Творца есть начало рели­ги­оз­ных заблуж­де­ний. Таким обра­зом, извест­ное знание при­роды ста­но­вится необ­хо­ди­мым для того, чтобы суметь выде­лить Творца из Его тво­ре­ния, и понять боже­ствен­ность Творца из того, что не есть Он.

7. Незна­ние отвле­кает от Бога

Без сомне­ния, потреб­ность знания для веры не оди­на­кова у людей. Но вообще для чело­ве­че­ства знание необ­хо­димо. По недо­статку знания суще­ство­вало и суще­ствует мно­же­ство суе­ве­рий, кото­рые в основе своей всегда имеют ложное пред­став­ле­ние о твари и вслед­ствие этого при­ни­мают за боже­ствен­ное то, что в дей­стви­тель­но­сти есть явле­ние твар­ное. Напри­мер, в аске­ти­че­ской прак­тике языч­ни­ков многие упраж­не­ния, почи­та­е­мые за обще­ние с Богом, при­во­дят лишь к обще­нию с раз­но­род­ными силами при­роды. Таким обра­зом, незна­ние прямо спо­собно отвле­кать от Бога.

8. При­об­ре­те­ние знаний

Тут самые рели­ги­оз­ные пред­по­сылки поощ­ряют чело­века идти на при­об­ре­те­ние знания. Дей­стви­тельно, в данном, напри­мер, случае чело­век обязан раз­ли­чать гра­ницу между боже­ствен­ным и твар­ным. Есте­ство есть область необ­хо­ди­мо­сти, в ней нет сво­боды, нет ответ­ствен­но­сти, нет греха, нет и доб­ро­де­тели. Область духа, эле­мента боже­ствен­ного, напро­тив – сво­бодна; жизнь духа совер­ша­ется по про­из­во­ле­нию, вслед­ствие чего в ней есть и грех, и свя­тость, есть ответ­ствен­ность. Жизнь эта – духов­ная, рели­ги­оз­ная – совер­ша­ется лишь в обла­сти духа. Было бы духов­ной гибе­лью допу­стить, чтобы есте­ство под­чи­нило нас из-за того, что мы его примем оши­бочно за Боже­ство. Поэтому с рели­ги­оз­ной точки зрения нам важно знать законы есте­ства и сферу их дей­ствия, для того чтобы уметь раз­гра­ни­чить и в самом себе область есте­ствен­ную, сле­ду­ю­щую по зако­нам необ­хо­ди­мо­сти, и область духов­ную, и не отдать под власть есте­ства ника­кой части удела духа, не при­нять по ложным при­зна­кам обла­сти есте­ства за область духа. Только в этом случае чело­век может ясно усмот­реть свой путь к Богу.

Эти сооб­ра­же­ния, сами собою выте­ка­ю­щие из хри­сти­ан­ской веры, упол­но­мо­чи­вают чело­века на испы­та­ние при­роды во всей широте и глу­бине. То же отно­сится и к фило­со­фии как выяс­не­нию зако­нов бытия, жизни и ее част­ных явле­ний.

9. Содер­жа­ние рели­ги­оз­ного учения поощ­ряет позна­ние

Конечно, в хри­сти­ан­ском мире далеко не всегда отно­си­лись с таким ува­же­нием к сво­боде науч­ного иссле­до­ва­ния. Очень часто сами слу­жи­тели рели­гии взгля­нули бы на такую сво­боду как на ересь и поги­бель чело­века. Но одно дело – узость и неве­же­ство в пони­ма­нии духа своей веры, и другое – дей­стви­тель­ное содер­жа­ние этой веры. Чело­век, вду­мы­ва­ю­щийся в свою хри­сти­ан­скую веру и име­ю­щий стрем­ле­ние к позна­нию не мог не почув­ство­вать себя сво­бод­ным идти к знанию, что бы ни гово­рили ему неве­же­ствен­ные фана­тики псев­до­дог­мата. В хри­сти­ан­ском мире так и было. Содер­жа­ние рели­ги­оз­ного учения было слиш­ком ясно, оно упол­но­мо­чи­вало на иска­ние позна­ния и даже поощ­ряло к этому. И потому-то хри­сти­ан­ская эпоха сде­ла­лась эпохой вели­чай­шего раз­ви­тия науки во всех ее сферах, ибо немыс­лимо раз­гра­ни­чить в позна­нии что-либо недоз­во­лен­ное от доз­во­лен­ного. Если наука есть дело также Божие, то в ней доз­во­лена вся область, доступ­ная чело­ве­че­скому уму.

Это огром­ное и посто­янно рас­ту­щее позна­ние, углуб­ля­ю­ще­еся и в силы при­роды, и в чело­ве­че­скую пси­хику, и в законы обще­ствен­но­сти и исто­рии, необы­чайно рас­ши­рило наше обла­да­ние силами при­роды и уменье ими поль­зо­ваться. Вслед­ствие этого явля­лось, как неиз­беж­ное послед­ствие, при­ме­не­ние всей обла­сти познан­ного к потреб­но­стям людей. А из этого про­ис­те­кало то обсто­я­тель­ство, что, при полном памя­то­ва­нии брен­но­сти всего зем­ного и иска­нии жизни вечной, хри­сти­ане полу­чали сред­ства и в этой земной жизни устра­и­ваться по высо­кому уровню обще­ствен­но­сти и куль­тур­но­сти, со всеми их атри­бу­тами: наукой, искус­ством, тех­ни­кой, постро­е­нием обще­ствен­но­сти на соеди­не­нии сво­боды и порядка, со стрем­ле­нием к все­об­щему праву и бла­го­со­сто­я­нию и т.д.

10. Неве­ру­ю­щие пожи­нают плоды хри­сти­ан­ства

Про­тив­ники хри­сти­ан­ства любят гово­рить, что раз­лич­ные сто­роны куль­туры раз­ви­лись глав­ным обра­зом в такое время, когда руко­вод­ство обще­ствен­но­стью было захва­чено людьми, отпав­шими от хри­сти­ан­ства. Но ведь они пожи­нали то, что было засе­яно и взра­щено хри­сти­ан­ством. Хри­сти­ан­ство создало тот чело­ве­че­ский мате­риал, на свой­ствах кото­рого стало воз­можно воз­дви­же­ние этой высо­кой куль­туры.

При­ме­ча­ния:

глава «Хри­сти­ан­ская эпоха» из книги «Рели­ги­озно-Фило­соф­ские основы жизни» (стр. 245–290), Льва А. Тихо­ми­рова.

Источник

55 принципов христианской жизни

Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.

1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.

2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.

3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.

4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.

5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»

6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.

7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.

8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.

9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.

10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.

11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.

12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.

13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.

14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.

Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем

15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.

16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.

17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.

18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.

19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище

20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.

21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.

22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.

23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.

24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.

26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом. Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.

27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.

28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».

29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.

30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.

31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.

32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.

33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.

34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.

35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.

36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.

37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.

38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.

39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.

40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.

41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.

42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.

Раз и навсегда: перестаем учить других людей

43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.

44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.

45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.

47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).

48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.

49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.

Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог

50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.

51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.

Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном

52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.

53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.

Сколько раз падаем, столько раз и встаём

54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.

55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *