Чему учит летопись древней руси
Тайны мира и человека
Чему учат русские летописи?
Что такое летопись? К какой науке можно отнести эти памятники древнерусской культуры? Считать ли их фактами литературной жизни страны или явлением исторической письменности, палеографическими свидетельствами?
Сколь бы серьезно и ответственно мы ни подходили к этому вопросу — однозначный ответ дать на него практически невозможно. Летописцы были одновременно учеными и писателями, публицистами, историками и политиками, соединяя на одном листе пергамента лаконичные погодные записи, сведения о воинских походах и браках князей, сообщения о солнечных и лунных затмениях и сюжетные повествования, тексты грамот и договоров, переложения устных исторических преданий и жития святых.
«Рукой летописца, — писал академик А.А. Шахматов, — управлял в большинстве случаев не высокий идеал далекого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника… рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы».
Тяготение к историческому факту, к реально происходившим событиям (или в крайнем случае к вымыслу, замаскированному хронологическими и географическими указаниями) накладывало на древнерусскую литературу печать особой значительности. Опора на исторический факт во многом объяснялась задачами государственного и национального строительства. Выдвигая на первый план те или иные первостепенные задачи, продиктованные современностью, летописец искал подтверждения и аргументации своим положениям у авторитетов прошлого и аналоги современных ему событий — в прошедшей истории Русской земли.
«ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ
ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШУЮ СУДЬБУ…»
Появление первых летописей или, точнее, первых исторических сочинений, заложивших основы летописания на Руси, относится ко времени правления Ярослава Мудрого (978-1054). Именно тогда при дворе митрополита был создан «Древнейший Киевский свод». Его особенность состояла в отсутствии хронологического расположения материала. В 1036 г. в Новгороде создается так называемая Новгородская летопись. Именно в это время — в середине XI столетия — формируются основные принципы летописного повествования, главным из которых считается погодный принцип изложения — с указанием числа и месяца, иногда даже дня недели.
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон на основе «Древнейшего Киевского свода» составляет «Первый Киево-Печерский (Начальный) свод», ставший основой для «Повести временных лет» (ПВЛ) — древнейшего реально дошедшего до нас летописного памятника, который затем включали в свой состав почти все летописные своды XIV-XV вв.
В начале XII столетия на Руси возникают и широко распространяются разные формы летописного повествования: монастырские и княжеские, личные, родовые и городские летописи.
Древнейшими из летописных сводов, сохранившихся до нашего времени, являются Новгородская I (30-е годы XV в.), Лаврентьевская летопись (ЛЛ, 1377), Ипатьевская летопись (ИД 1425) и Галицко-Волынская (ГВЛ), состоящая из Галицкой летописи (события 1205-1264 гг.) и Волынской (события 1264-1292 гг.).
В XIII столетии, с нашествием монголо-татарских войск хана Батыя, русское летописание претерпевает значительные трудности, но не прекращается. Затихая в завоеванных и полоненных городах, оно продолжается в Ростове, Твери и Москве.
Первый общерусский свод, подчеркивающий единство Руси, был составлен в 1408 г. в Москве (так называемая Троицкая летопись (ТЛ), сгоревшая во время пожара 1812 г. и реконструированная российскими исследователями лишь в XX столетии). В центре внимания летописцев — Москва и московский великий князь. История прежде самостоятельных Русских земель рассматривается как преамбула к созданию централизованного Русского Государства. Патриаршая, или Никоновская летопись, излагающая события до 1558 г., стала основой самого грандиозного в истории древнерусской культуры летописного предприятия. Этот свод полностью не сохранился, но и в дошедших до нашего времени фрагментах — около 10 тыс. листов и 16 тыс. иллюстраций. Повествование в этом своде начинается с сотворения мира и заканчивается 60-ми годами XVI в. Таким образом, вся предшествующая история человечества видится как подготовительный этап возникновения и укрепления Московского царства.
В Смутное время традиционное летописание практически прекращается; на смену ему приходят хронографы, степенные книга и исторические повести, т.е. произведения совсем иного жанра и назначения.
«НЕДАРОМ МНОГИХ ЛЕТ СВИДЕТЕЛЕМ
ГОСПОДЬ МЕНЯ ПОСТАВИЛ…»
Летопись — явление не только культурное, это исторический и юридический документ. И с этой точки зрения образ летописца как автора (пускай это определение и будет некоторым допущением) представляется одной из самых интересных и наименее изученных проблем отечественной филологии.
Образ летописца неотделим от особенностей этики в Древней Руси и от узкоспециальной проблемы литературного этикета. Мораль летописца совсем не абстрактна — это не мораль монаха-отшельника, для которого добро и зло суть традиционные категории, лишенные конкретного наполнения. Это мораль человека, непосредственно заинтересованного в судьбе своей земли, озабоченного современным положением в стране и ее будущим. Мораль летописца конкретна: добро для него — то, что может принести благо Родине, зло — все то, что может чем-то угрожать ей.
«Мораль летописца — оборотная сторона его политической программы, его политического «исповедания веры», — подчеркивал И.П. Еремин (Еремин И. Литература Древней Руси. Л., 1966. С. 54). Особенно явно это положение проявилось в XIII-XIV столетиях, когда усилилось политическое влияние Московского княжества. Поскольку главной задачей Москвы стала политика объединения русских областей в единое целое, это требовало строгого идеологического обоснования.
Составителем первого в истории Руси общерусского летописного свода стал митрополит Киприан, незаурядный писатель и общественный деятель. Собрав воедино Новгородскую, Рязанскую, Тверскую, Суздальскую и другие летописи, Киприан намеренно сохранил обвинительный характер некоторых их фрагментов (обвинения новгородцев против тверичей, москвичей — против суздальцев), чтобы на фоне областных интересов наиболее выгодно оттенить и подчеркнуть объединительную политику московских князей — современников летописца.
В понимании летописца нет и не может быть прощения лишь одному — предательству, переходу на сторону врага: «Да луче есть на своей земли костью лечи, нежели на чюжей славну быти», — такие слова вкладывает летописец в уста князя Даниила Галицкого. Монголо-татарские завоеватели отождествляются с апокалиптическими племенами, о нашествии которых пророчествовал еще несколько столетий назад византиец Мефодий Патарский.
«Древнерусскую литературу, — писал Д.С. Лихачев, — можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история и эта тема — смысл человеческой жизни». А смыслом жизни для русского человека, для человека, осознающего себя русским, всегда было благо своей земли и защита ее интересов.
«ЧУЖБИНЫ ПРАХ С ПРЕЗРЕНЬЕМ ОТРЯХАЮ…»
«Русы мужественны и храбры… Ростом они высоки, красивы собою, и смелы в нападениях…» (Ибн-Руста, VI в.); «Народ этот могущественный, и телосложение у них крупное, мужество большое» (Ибн-Мискавейх, нач. VII в.); «Это обширная страна: ее жители обладают дурным характером — непокорны, держатся вызывающе, любят спорить, воинственны. Они воюют со всеми неверными, которые живут вокруг их страны, и одерживают победы» (персидский Аноним со ссылками на географов Ал Балхи и Ал Хорезми, Х в.).
Такой предстает Русская земля и населяющие ее народы в текстах восточных авторов VI- Х вв. Насколько объективно подобное описание?
«Русская земля — понятие политическое, если под ним подразумевается Русское государство; этническое, если под ним подразумевается русский народ; географическое, если под ним подразумевается определенная территория» (Насонов А. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951. С. 195).
Для летописца почти не существовало дифференциации этих трех понятий — под «Русской землей» понималась территория, населенная определенными народностями, исповедующими (в подавляющем большинстве своем) одну религию. Нелишним будет вспомнить, что в период монголо-татарского нашествия именно эти факторы явились важнейшими стимулами для осознания необходимости объединения прежде раздробленных на мелкие владения княжеств: единый язык, единая религия, единая история и сознание этнического родства.
Еще в IX в. понятие «Русская земля» использовалось как обозначение территории, занимаемой племенем полян, наиболее сильным из славянских племен, проживающих в Приднепровье уже в III-IV вв. нашей эры. Далее, по мере расширения Киевского княжества. Русской землей стали называть территорию трех княжеств: Киевского, Черниговского и Переяславского. Вследствие перемещения идеологического и культурного центра на северо-восток эта номинация перешла к Владимиро-Суздальскому, а затем и к Московскому княжеству (особенно в Х1П-XIV вв.). В начале XVI столетия, когда процесс централизации Русского государства подошел к концу, термин «Русская земля» прочно закрепляется за Московской Русью.
Контексты, в которых употребляется сочетание «Русская земля», показывают, что оно оказывается тождественным по смыслу слову «отьчина», т.е. «отчизна». Характерно, что чаще всего такое употребление встречается в составе прямой речи, во фрагментах, где поднимается тема защиты родины. Например: «Молимся, княже, тобе и братома твоима. Не мозете погубити русьскыя земли» (ЛЛ). В значении «территория, находящаяся в чьем-либо владении» чаще употребляется слово «страна»: «И иже преступить се от страны нашел князь ли ин кто ли… да не имуть помощи от Бога» (ЛЛ).
Существительное «власть» встречается в тех текстах, где надо было обозначить территорию более ограниченную, чем «земля» и «страна», — то есть вотчину, удел: «Пойми брата своего Василка к coбe и буде вам едина власть Перемышль» (ЛЛ). Впрочем, подобная дифференциация значений не была постоянной: можно говорить лишь о доминирующих словоупотреблениях. Так, слово «земля» использовалось и в значении «войско» (Ф.П. Сорокалетов), и в значении «народ» (И.И. Срезневский).
Но не только географическими и этнографическими реалиями ограничивается описание Отечества у древнерусских авторов.
Истинной поэзией без ложной патетики и гиперболизации веет от таких слов: «О светло светлая и украсно украшеная земля Русьская. И многими красотами удивлена ecu: озеры многими удивлена ecu, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми… зверьми различными, птицами бещислеными… князьми грозными, бояры честьными, вельможами многами…» (Слово о погибели Русской земли, XIII в.)
«Русьская земля велика, ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли» (Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати, XI в.).
Немало исследователей говорят о «агиографической ретуши» древнерусских летописей, об «антиреалистическом понимании» времени и пространства. Возможно, с точки зрения строгого литературоведения это так… Но многим и многим писателям XX столетия стоило бы поучиться у летописцев и древнерусских авторов любви к родной земле и умению найти нужные слова для выражения этой любви.
«И РУСЬ ПРИ НЕМ ВО СЛАВЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ УТЕШИЛАСЬ…»
Помимо исторических событий, очевидцем которых являлся летописец, помимо бытовых зарисовок, житий, преданий и этико-философских отступлений летопись дает нам представление о реальных людях, вершивших судьбы своей земли. Образы князей и других видных деятелей раннего средневековья (впоследствии нередко канонизированных) являются непременным слагаемым летописного повествования.
Практически вся история древнерусского государства, начиная со времен полулегендарного Кия, обласканного византийским императором Юстинианом (именно он благословил постройку крепости Киевец), была непрерывной чередой войн, междоусобиц и завоеваний. Естественно, что уже в древнейший период русской литературы складывается традиционное отношение к политическому правителю: нравственным критерием его личности становится поведение перед военной опасностью. При этом рукой летописца ведет вполне реальная оценка исторических сил: князь рассматривается не только как политический деятель, но и как воин — наиболее заметный из тысяч, но все-таки просто воин.
Составитель Лаврентьевской летописи приводит слова князя Святослава Игоревича, сказанные им перед сражением с греками в 971 г.: «Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле русьския, но ляжем костьми ту, мертвые бо срама не имам, аще ли погибнем, срам имам… аз же перед вами пойду; аще моя голова погибнеть, то помыслите собою». «Нам дай Бог за хре-стьян и за Русьскую землю головы сложити».
В различных летописях, в разнообразных их списках и многих сборниках эта мысль проходит красной нитью, подчиняя себе все описания, в которых «бещисленыя рати, и великыя труды, и частыя воины, и многия крамолы, и частыя востания, и многия мятежи».
Но не только на поле брани мог проявиться патриотизм человека. Галицко-Волынская летопись рассказывает о «хождении» в Орду князя Даниила Галицкого, которому Батый предложил особую честь: «чюм» (ковш вина). Боль и обида звучит в словах летописца: «О злее зла честь татарская!» — но нет в этих славах осуждения действий князя, готового ради облегчения политической напряженности на личное унижение.
Многие исследователи древнерусской литературы (Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков и др.) отмечали абстрагирование описываемых в летописях событий. Объяснением этого может быть только одно — попытка во «временном», «тленном» увидеть вечное. И тот факт, что в устное народное творчество (прежде всего былины) вошел как главный герой «храбрый на ратех» воин, только подтверждает эту мысль. Ибо что может быть более вечным, более незыблемым, чем любовь к своей стране и радение о ее благополучии. Cейчас, на рубеже тысячелетий, мы можем смотреть на древнерусские летописи как на исторический, лингвистический или палеографический памятник. Но мы должны, мы обязаны не забывать, что начальный период нашей литературы дал непревзойденные образцы следования самой высокой общечеловеческой морали. История страны, народа, нации могут меняться — настоящая мораль неизменна и независима от формы правления и даты «от рождества Христова».
К сожалению, сейчас мы все чаще забываем об этом. Почему? Лучше всего на этот вопрос ответил Н.А. Львов, известный поэт, прозаик и собиратель народных песен (XVIII в.):
«Знать, низка для вас богатырска речь,
И невместно вам слово Русское?
На хореях вы подмостилися,
Без екзаметра, как босой ногой,
Вам своей стопой больно выступить.
Нет, приятели! в языке нашем
Много нужных слов поместить нельзя
В иноземные рамки тесные…»
Слово «патриотизм» этимологически восходит к греческому («иноземному». ) patria — «родина». Почему же мы — потомки тех, для кого это слово было законом жизни и критерием смерти, — не всегда умеем помнить об этом?
М. Леонтьева
Летопись Нестора Повесть временных лет: краткое содержание
Самым ранним памятником русской летописи является произведение «Повесть временных лет». Оно описывает исторические события, которые происходили в период до 1117 года. Вместе с тем, многие специалисты сомневаются в подлинности документа, приводя различные доводы.
Но Повесть… несомненно является знаковым явлением как в русской литературе, так и в истории государства, позволяя проследить путь Киевской Руси с начала ее становления….
История создания произведения
Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков. Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.
При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.
Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.
В настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.
Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.
Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи. Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников.
Основное содержание
Эта летопись является крупным произведением, в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых славян и до периода, когда создавалось само произведение. Ниже рассмотрим подробно, о чем рассказывает эта летопись.
Это не цельное произведение, его структура состоит из таких элементов:
Внимание! Структура летописи усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные вставки. Они разрывают логику общего повествования.
В целом во всем произведении используется два типа повествования: это собственно летописи и погодовые записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, в погодовых записях он сообщает о том, или ином событии. Затем автор на основе подовых записок пишет летопись, наполняя ее красками и деталями.
Условно вся летопись делится на три крупных блока:
Краткое содержание по главам
Произведение достаточно неоднородно по структуре и стилю изложения, но в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения глав, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание произведения по главам.
С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев. Тогда народ называли себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив. После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом.
Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи. Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной. Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве, послали к ней сватов.
Сначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав огромное войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за своего мужа.
Будучи очень умной и хитрой женщиной, она не только смогла избежать нежеланного замужества, но и смогла полностью обезопасить себя от мести древлян.
Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь. К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал активно проповедовать христианство на Руси, уничтожая языческих идолов и подвергая гонениям не принявших новую веру.
О крещении Руси рассказано очень подробно.Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов.
В качестве примера можно привести такие отрывки из произведения:
Это интересно! Какое значение имела в истории битва на реке Калка: кратко о событии
О крещении Руси
Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.
Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.
Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.
В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.
Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.
Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.
Чему учит Повесть временных лет
«Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это уникальный исторический памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.
Основной темой летописи является описание истории возникновения и развития Руси. Ее автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период. Какое бы событие не описывалось монахом, он каждое рассматривал с точки зрения интересов всего государства, и так же оценивал поступки персонажей.
Летопись в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей того времени. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети в основном проходили, читая летописи.
Также важна роль этого произведения и для историков. Есть определенная критика правильности изложения и оценки некоторых исторических событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был очень пристрастен. Но все эти оценки делаются с точки зрения современного человека, который также может быть пристрастным в оценке работы летописца.
Но вместе с тем автор достаточно подробно описывает те или иные события, приводя имена, названия городов и иных местностей, называя определенные даты.
Внимание! Такое изложение позволило сделать произведение источником для создания многих более поздних летописей, в частности, летописей городов.
Повесть временных лет. Князь Олег. Нестор летописец
Повесть временных лет — Игорь Данилевский
Заключение
«Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, в целом, понятно.
Это интересно! Это интересно! Ледовое побоище Александра Невского: битва на Чудском озере – схема, значение
История создания повести временных лет кратко
История создания Повести временных лет — кратко
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год.
Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году.
Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях.
После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Содержание Повести временных лет
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
Описание крещения Руси;
Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Повесть временных лет – анализ произведения
Древнерусская литература складывается после принятия христианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиозной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная летопись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произведений русской литературы.
Оно создано в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры летописцем Нестором. В названии летописи Нестор сформулировал свою задачу: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Оригинал «Повести…» до нас не дошел. В настоящее время имеется несколько копий.
Из них самые известные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года — хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV века — хранится в библиотеке Академии наук РФ (Ипатьевская летопись).
Лаврентьевская летопись названа по имени её писца — монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году и поставил в конце свое имя. Лаврентьевская летопись — это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама «Повесть временных лет» и «Суздальская летопись», доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения — Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей и в том числе «Повесть временных лет». В данном документе повествование доводится до 1202 года.
Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110 г., а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.
Летопись — это один из жанров средневековой литературы. В Западной Европе он назывался «хроники». Обычно это описание легендарных и реальных событий, мифологических представлений. Академик Д.С. Лихачев по этому поводу говорил, что у древнерусской литературы был один сюжет — «мировая история» и одна тема — «смысл человеческой жизни».
Летописцы не заносили в свои записи события частного характера, не интересовались жизнью простых людей. Как отмечал Д.С. Лихачев, «попасть в летописные записи — само по себе событие значительное».
Русские летописцы не только записывали события в хронологической последовательности, но и создавали свод письменных источников и устных преданий, а затем на основе собранного материала делали свои обобщения. Итогом работы становилось некое поучение.
Летописный свод включает в себя как краткие погодные записи (то есть записи о событиях, происшедших в определенный год), так и другие тексты различных жанров (повести, поучения, притчи, предания, легенды, библейские сказания, договоры). Основным в летописи становится рассказ о каком-либо событии, имеющий законченный сюжет.
Прослеживается тесная связь с устным народным творчеством. «Повесть временных лет» содержит изложение древнейшей истории славян, а затем и Руси от первых киевских князей и до начала XII в. «Повесть временных лет» не только историческая хроника, но одновременно и выдающийся памятник литературы.
Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет», по словам Д.С. Лихачева, явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».
Тематика «Повесть временных лет» — первый общерусский летописный свод. В ней собраны исторические сведения о жизни Древней Руси, записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь.
Предания, записанные в «Повести временных лет», представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.
Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, вещего Олега не встречаются в других источниках того времени, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями. Роль первых русских князей (Олега, Игоря, Святослава, Владимира) в борьбе с врагами, становление Киевского княжества — основополагающая тема «Повести временных лет». Среди летописных текстов: рассказ о мести Ольги древлянам (945-946 гг.); рассказ о юноше и печенеге (992 г.); осада печенегами Белгорода (997 г.) — рассказ о смерти Олега от коня (912 г.) занимает особое место.
Идея анализируемого произвдения
Основной идеей «Повести…» является осуждение автором распрей между князьями, призыв к объединению. Русский народ представлен летописцем как равный среди других христианских народов.
Интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, чтобы «поучить» князей — современников политической государственной мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками.
Таким образом, древнерусская литература выполняла задачу по нравственному воспитанию общества, формированию национального самосознания, выступала носителем гражданских идеалов. Основные герои Повести временных лет Героями летописей являлись в первую очередь князья.
В «Повести временных лет» рассказывается о князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.
Например, в центре внимания одной из редакций повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи. И это не случайно. Как известно, Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг.
Он был известен народу как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал «Поучение детям». Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег. Князь Олег (? — 912) — первый киевский князь из рода Рюриковичей.
Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание. По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 г.
(год смерти Рюрика) по 912-й. Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е.
волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть… и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах. Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.
Сюжет, композиция Повести временных лет
Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».
«Повесть временных лет», рассказывая о месте русского народа среди других народов мира, об истории его становления, вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. В «Повести временных лет» наличествует как эпическое изображение, так и поэтическое отношение к родной истории. Вот почему «Повесть временных лет» — это не только произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве. Перед нами литературное произведение, созданное на основе устных рассказов. Именно устным источникам «Повесть временных лет» обязана и своим великолепным, сжатым и выразительным языком. Историзм, лежащий в основе древнерусской литературы, предполагал некую идеализацию изображаемого. Отсюда художественное обобщение, отсутствие изображения внутренней психологии героя, его характера. Вместе с тем в летописи явно прослеживается авторская оценка. Особенностью «Повести временных лет» является необычайно для того времени поэтический слог. Стиль летописи лаконичен. О6разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к пословицам и поговоркам. В основном летопись содержит церковнославянскую лексику, которая тесно переплетается с разговорным русским языком. Отражая действительность, летопись отражает и язык этой действительности, передает речи, которые были на самом деле произнесены. В первую очередь это влияние устного языка сказывается в прямой речи летописей, но и речь косвенная, повествование, ведущееся от лица самого летописца, в немалой степени зависит от живого устного языка своего времени — прежде всего в терминологии: военной, охотничьей, феодальной, юридической и т.д. Таковы были те устные основы, на которых зиждилось своеобразие «Повести временных лет» как памятника русской исторической мысли, русской литературы и русского языка. Значение произведения «Повесть временных лет» Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточноевропейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь со всемирной историей. «Повесть временных лет» — это не только образец древнерусской литературы, но и памятник культурной жизни народа. Сюжеты летописи широко использовали в своем творчестве многие поэты. Особое место принадлежит знаменитой «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Поэт рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворении звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, судьба настигает князя. Он трогает череп коня: «Из мертвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала».
Рассказанная А.С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.
Повесть временных лет по главам – краткое описание: кто написал, год написания и чему учит произведение
Самым ранним памятником русской летописи является произведение «Повесть временных лет». Оно описывает исторические события, которые происходили в период до 1117 года. Вместе с тем, многие специалисты сомневаются в подлинности документа, приводя различные доводы.
Но Повесть… несомненно является знаковым явлением как в русской литературе, так и в истории государства, позволяя проследить путь Киевской Руси с начала ее становления.
История создания произведения
Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков. Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.
При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.
Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.
В настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.
Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.
Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи. Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников.
Основное содержание
Эта летопись является крупным произведением, в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых славян и до периода, когда создавалось само произведение. Ниже рассмотрим подробно, о чем рассказывает эта летопись.
Это не цельное произведение, его структура состоит из таких элементов:
Внимание! Структура летописи усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные вставки. Они разрывают логику общего повествования.
В целом во всем произведении используется два типа повествования: это собственно летописи и погодовые записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, в погодовых записях он сообщает о том, или ином событии. Затем автор на основе подовых записок пишет летопись, наполняя ее красками и деталями.
Условно вся летопись делится на три крупных блока:
Краткое содержание по главам
Произведение достаточно неоднородно по структуре и стилю изложения, но в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения глав, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание произведения по главам.
С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев. Тогда народ называли себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив. После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом.
Это и случилось впоследствии.
Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи.
Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной.
Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве, послали к ней сватов.
Сначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав огромное войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за своего мужа.
Будучи очень умной и хитрой женщиной, она не только смогла избежать нежеланного замужества, но и смогла полностью обезопасить себя от мести древлян.
Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь. К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал активно проповедовать христианство на Руси, уничтожая языческих идолов и подвергая гонениям не принявших новую веру.
О крещении руси рассказано очень подробно.Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов.
В качестве примера можно привести такие отрывки из произведения:
О крещении руси
Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.
Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.
Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.
В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.
Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.
Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.
Чему учит Повесть временных лет
«Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это уникальный исторический памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.
Основной темой летописи является описание истории возникновения и развития Руси. Ее автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период. Какое бы событие не описывалось монахом, он каждое рассматривал с точки зрения интересов всего государства, и так же оценивал поступки персонажей.
Летопись в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей того времени. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети в основном проходили, читая летописи.
Также важна роль этого произведения и для историков. Есть определенная критика правильности изложения и оценки некоторых исторических событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был очень пристрастен. Но все эти оценки делаются с точки зрения современного человека, который также может быть пристрастным в оценке работы летописца.
Но вместе с тем автор достаточно подробно описывает те или иные события, приводя имена, названия городов и иных местностей, называя определенные даты.
Внимание! Такое изложение позволило сделать произведение источником для создания многих более поздних летописей, в частности, летописей городов.
Повесть временных лет. Князь Олег. Нестор — летописец
Повесть временных лет — Игорь Данилевский
Заключение
«Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, в целом, понятно.
Повесть временных лет краткое содержание и правда о летописи
Повесть временных лет была создана в 12-м веке и представляет собой наиболее известную древнерусскую летопись. Сейчас она входит в школьную программу – вот почему читать или слушать это произведение приходится каждому ученику, желающему не осрамиться на уроках.
Что такое «Повесть временных лет» (ПВЛ)
Эта древняя летопись представляет собой свод текстов-статей, рассказывающий о событиях в Киеве, со времен описанных в Библии, вплоть до 1137 года. При этом сама датировка начинается в произведении 852 годом.
Повесть временных лет: характеристика летописи
Особенности произведения таковы:
Все это выделило Повесть временных лет из числа прочих древнерусских произведений. Жанр нельзя назвать ни историческим, ни литературным, летопись лишь рассказывает о произошедших событиях, не пытаясь сделать их оценку. Позиция авторов проста – на все воля Божья.
История создания
В науке монах Нестор признается основным автором летописи, хотя было доказано, что произведение имеет нескольких авторов. Однако именно Нестора нарекли первым на Руси летописцем.
Есть несколько теорий, объясняющих, когда написали летопись:
До наших дней дошел один из вариантов произведения, Лаврентьевская летопись – копия Повести временных лет, исполненная монахом Лаврентием. Изначальная редакция, к сожалению, утрачена.
Повесть временных лет: краткое содержание
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием летописи по главам.
Начало летописи. О славянах. Первые князья
Когда закончился Всемирный потоп, умер создатель ковчега Ной. Его сыновьям выпала честь разделить землю между собой по жребию. Север и запад достался Иафету, Хаму – юг, Симу – восток.
Разгневанный Бог разрушил величественную Вавилонскую башню и в наказание возгордившимся людям делит их на народности и наделяет разными языками. Так и образовался славянский народ – Русичи, которые расселились по берегам Днепра.
Постепенно и русичи разделились:
Путешествие Андрея
Далее в тексте можно прочитать о странствиях апостола Андрея в Крыму и по Днепру, везде он проповедовал христианство.
Здесь же рассказывается о создании Киева, великого города с благочестивыми жителями и обилием церквей. Об этом апостол говорит своим ученикам.
Потом Андрей возвращается в Рим и рассказывает о словенах, которые строят деревянные дома и принимают странные водные процедуры, называемые омовением.
Правили полянами три брата. По имени старшего, Кия, и был наречен великий город Киев. Два других брата – Щек и Хорив. В Царьграде Кию была оказана великая честь здешним царем. Далее путь Кия лежал в город Киевец, привлекший его внимание, но местные жители не дали ему здесь осесть. Вернувшись в Киев, Кий и его братья продолжают здесь жить до смерти.
Хазары
Братьев не стало, и Киев атаковали воинственные хазары, заставив мирных добродушных полян платить им дань. Посовещавшись, жители Киева решают дать дань острыми мечами. Старейшины хазар видят в этом дурной знак – племя не всегда будет покорно. Грядут времена, когда сами хазары будут платить дань этому странному племени. В дальнейшем это пророчество сбудется.
Название Русской земли
В византийской летописи есть информация о походе на Царьград некой «руси», страдающей от междоусобиц: на севере русские земли платят дань варягам, на юге – хазарам.
Избавившись от гнета, северные народы начинают страдать от постоянных конфликтов внутри племени и отсутствия единой власти. Чтобы решить проблему, они обращаются к бывшим своим поработителям – варягам, с просьбой дать им князя.
Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор, но когда младшие братья умерли, Рюрик стал единственным русским князем. А новое государство получило название Русская земля.
Дир и Аскольд
С разрешения князя Рюрика, два его боярина, Дир и Аскольд, предприняли военный поход в Царьград, по пути встретив полян, платящих дань хазарам. Бояре решают обосноваться тут и править Киевом. Их поход на Царьград оказался полностью провальным, когда все 200 кораблей варягов были уничтожены, многие воины утонули в водной пучине, мало кто вернулся домой.
После смерти князя Рюрика престол должен был перейти его малолетнему сыну Игорю, но покуда князь еще младенец, править стал наместник, Олег. Именно он узнал о том, что Дир и Аскольд незаконно присвоили себе княжеский титул и правят в Киеве. Хитростью выманив самозванцев, Олег устроил над ними суд и бояре были убиты, поскольку не будучи княжеского рода, взошли на престол.
Когда правили знаменитые князья – Вещий Олег, князь Игорь и Ольга, Святослав
Олег
В 882-912 гг. наместником киевского престола был Олег, он строил города, покорял враждебные племена, так, именно ему удалось завоевать древлян.
С огромным войском Олег приходит к воротам Царьграда и хитростью пугает греков, которые соглашаются платить Руси огромную дань, и вешает свой щит на ворота покоренного города.
За необычайную прозорливость (князь понял, что преподнесенные ему яства отравлены) Олега нарекают Вещим.
Чтобы пророчество не сбылось, Олег велит кормить любимца, но больше к нему не подходит. Спустя несколько лет конь умер и князь, придя проститься с ним, изумляется ошибке пророчества.
Но увы, предсказатель был прав – из черепа животного выползла ядовитая змея и укусила Олега, он в муках умер.
Гибель князя Игоря
События в главе происходят в 913-945 годах. Вещий Олег умер и княжение перешло Игорю, который уже достаточно повзрослел. Древляне отказываются платить дань новому князю, но Игорь, как и Олег ранее, сумел их покорить и обложил еще большей данью.
Потом молодой князь собирает большое войско и идет походом на Царьград, но терпит сокрушительное поражение: греки используют огонь против кораблей Игоря и уничтожают почти всю армию. Но молодому князю удается собрать новое большое войско, и царь Византии, решив избежать кровопролития, предлагает Игорь богатую дань взамен на мир.
Князь совещается с дружинниками, которые предлагают принять дань и не вступать в бой.
Но жадным дружинникам этого оказалось мало, спустя некоторое время они буквально вынуждают Игоря вновь идти к древлянам за данью. Жадность погубила молодого князя – не желая платить больше, древляне убивают Игоря и хоронят неподалеку от Искоростеня.
Ольга и ее месть
Убив князя Игоря, древляне решают выдать его вдову замуж за своего князя Мала. Но княгиня хитростью сумела уничтожить всю знать непокорного племени, закопав их живьем. Потом умная княгиня вызывает сватов – знатных древлян и сжигает их живьем в бане. А потом ей удается сжечь Искоростень, привязав горящий трут к лапкам голубей. Княгиня устанавливает древлянским землям огромную дань.
Ольга и крещение
Княгиня показывает свою мудрость и в другой главе Повести временных лет: желая избежать брака с царем Византии, она принимает крещение, становясь его духовной дочерью. Пораженный хитростью женщины, царь отпускает ее с миром.
Святослав
Следующая глава описывает события 964-972 годов и войны князя Святослава. Он стал править после смерти матери, княгини Ольги. Это был мужественный воин, который сумел победить болгар, спасти Киев от атаки печенегов и сделать столицей Переяславец.
Погиб отважный князь от руки князя-печенега Кури, напавшего на ослабленное голодом войско Святослава, идущего в Русь на поиски новой дружины. Из его черепа делают чашу, из которой коварные печенеги пьют вино.
Русь после крещения
Крещение Руси
В этой главе летописи рассказывается о том, что Владимир, сын Святослава и ключницы, стал князем и выбрал единого бога. Идолы были низвергнуты, а Русь приняла христианство. Сначала Владимир жил во грехе, у него было несколько жен и наложниц, а его люди приносили жертвы богам-идолам. Но приняв веру в единого бога, князь становится благочестивым.
О борьбе с печенегами
В главе рассказывается о нескольких событиях:
Расправа с волхвами
В Киев приходят волхвы, начинают обвинять знатных женщин в том, что они утаивают пищу, вызывая голод. Хитрецы убивают множество женщин, забирая их имущество себе. Разоблачить волхвов удается лишь Яну Вышатичу, киевскому воеводе.
Он приказал горожанам выдать ему обманщиков, пригрозив, что в противном случае, будет жить у них еще год. Беседуя с волхвами, Ян узнает, что поклоняются они антихристу.
Ослепление
Эта глава описывает события 1097 года, когда произошло следующее:
Победа над половцами
Последняя глава Повести временных лет рассказывает о победе над половцами князей Владимира Мономаха и Святополка Изяславича. Половецкие войска были повержены, а князь Белдюзя казнен, русичи вернулись домой с богатой добычей: скотом, рабами и имуществом.
На этом событии завершается повествование первой русской летописи.
Повесть временных лет, история создания летописи
Оригинальное название | Повѣсть временныхъ лѣтъ |
Альтернативные названия | По́весть временны́х лет, ПВЛ |
Доверенность | среднее |
Подпись к изображению | 14-й лист Радзивилловской летописи(список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград). |
Автор | Нестор, другие не известны |
Дата | ок. 1110—1118 |
Язык | древнерусский |
Период | с библейских времён до 1117 года |
Рукописи | сохранившиеся списки: |
Хранение | Публичная библиотека |
Оригинал | утрачен |
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повесть времянных лет…»
История создания летописи
Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии.
При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.
Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова.
Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи.
Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других списках. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.
По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.
Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др.
Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии.
Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.