Чему учит миф кипарис
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Кипарисы, как духи печали
Кипарисы, как духи печали
«Тебя, чистый, юный, летящий вверх кипарис, тотчас узнаю я, всестатная красота!»
Гёте
6 фактов о благородном кипарисе
http://www.kabanik.ru/page/6-cases-of-noble-fir
Это красивое стройное дерево почитается в сакральных традициях Евразии, считается священным в Индии. В Китае его называют “деревом вечности”. Для китайцев внешняя строгость и красота кипариса свидетельствуют о его высокой духовности. Мусульмане считают кипарис образцом нравственности.
1.Высота этого дерева со смолистой хвоёй, с кроной столпообразной формы достигает 50 метров, живёт кипарис от 2000 до 5000 лет. Кипарис растёт в Южной Европе, в Северной Америке, на берегах Чёрного моря, на Кавказе и в Крыму. Название расшифровывается как “кипрский”. Родиной кипариса является Сирия, Южная Турция, Ливан и Кипр.
2.В древности Кипр был покрыт непроходимыми лесами и самым распространённым среди местных деревьев был кипарис. Эллины считали кипарисовые храмовые рощи с целебным воздухом земным образом рая. Древесина кипариса богата смолой и имеет чудесный запах. Она прочна и не гниёт. В древности её считали бесценной, достойной богов и царей. В кипарисовых ларцах и сундуках римляне хранили наиболее ценные свитки, которые “в кипарисе храниться достойны”. Древесина кипариса выделяет фитонциды, убивающие моль. Столетия хранятся двери и другие предметы, сделанные из кипариса, и выглядят они как новые.
3.В русском народе к древесине кипариса тоже сложилось особое отношение. Её применяли для изготовления предметов церковного обихода. Кипарис считался символом святости, так как кипарисовая древесина имела ароматный и свежий запах и была “нетленна”. Цвет золотистой охры, который имеет древесина кипариса, очень красив. 4.Кипарис считался идеальным материалом для написания икон, так как он не усыхал и не терял своих свойств с течением времени. Самые чтимые иконы делали на досках из кипариса. И верующие в своём сознании отождествляли его аромат с ароматом икон. Изготавливали из древесины кипариса чётки, образки, кресты и распятия. Древесина кипариса не имеет слоёв, она режется и вдоль и поперёк. Это позволяет мастеру вырезать мелкие детали и выразить пластику задуманного.
5.В старейшем монастыре Кипра хранится кипарисовый крест с частицей Истинного Креста Господня, который был установлен в 327 году святой императрицей Еленой. На Руси кипарис называли купарис, карко-лист, кипарист. Есть даже русский народный заговор от недуга с упоминанием кипариса. До 15 века на Руси не представляли, как выглядит это дерево. И только на флорентийском соборе в 1439 году представитель делегации русской Православной церкви впервые увидел и описал это дерево.
С кипарисом связано несколько разных легенд, в которых наши предки объясняли появление этого прекрасного дерева. Крымская легенда рассказывает о том, что в него превратилась девушка, отчаявшаяся дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания. Каждый день она стояла на скале, часами смотрела в морскую даль, а потом проросла в землю корнями, да так и осталась на утёсе красивым неизвестным ранее деревом, которое и послужило родоначальником таврических кипарисов.
А вот вторая, не менее красивая и поучительная легенда:
Тяжело было родителям слышать упреки детей своих. Но что поделаешь? Любовь родительская слепа и беспомощна. Старики молча сносили проделки дочерей, терпели от них насмешки. И, чтобы избежать неприятностей, часто уходили в горы. Там они жили по нескольку дней.
Однажды, когда они были дома, в хижину ворвались все три дочери. Разозлённые каким-то уличным происшествием, они набросились на отца и мать и начали их избивать.
Не успели они произнести эти слова, как раздался голос:
— Тополина! Ты клянешь своих родителей за то, что карлица. Так стань же высочайшим деревом, которое всегда будет без цветов и плодов. Ни одна птица, кроме ворона, не будет вить на тебе гнезда.
— Граната! Твое желание тоже сбудется. Ты станешь деревом с розовыми цветами, и все будут останавливаться и восхищаться ими. Но никто не наклонится, чтобы понюхать эти красивые цветы, потому что они не будут иметь запаха. Плоды твои, ярко-красные в середине, не насытят никого и не утолят ничьей жажды, потому что они не будут созревать.
С древних времен человек полюбил это дерево. Уже в третьем-втором веках до нашей эры римляне высаживали кипарисы в своих садах. Древнегреческий писатель Лукиан, описывая храм Афродиты на острове Родос, упоминал, что наряду с плодовыми деревьями его окружали «те, которые плодов не приносят, но которым красота заменяет плод: кипарисы и платаны до неба высотою. «
— Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!
С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.
Даже где кипарис был очень широко распространён, к нему относились с огромным почтением, вот например отрывок из древнеримского мифа:
Вот уже кровь у него от безмерного плача иссякла,
Начали члены его становиться зелёными; вскоре
И волосы, что вокруг белоснежного лба ниспадали,
начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звёздное небо смотреть возносящейся стройно вершиной.
Кипарис крупноплодный (Cupressus macrocarpa)
Кипарис был настолько наделен магическими свойствами, что его древесина считалась вечной. Именно на кораблях сделанных из кипариса, Александр Македонский одерживал свои знаменитые победы. При закладке Софийского собора между камнями фундамента заложены золотые княжеские печати, а так же золотые, серебряные и кипарисовые кресты. Кипарис был также редкой породой дерева, потому что его молодые побеги тоже использовали для пропитки пергаментов и бальзамирования мумий.
Ценность кипарисовой древесины так велика, что в древности цари и полководцы, одержав победу в завоевательных походах, разрушали дворцы и дома вельмож, чтобы извлечь её из построек и вывезти на родину. О кипарисах мы можем прочесть в сочинениях китайского философа Конфуция. Упоминается это дерево и в Библии.
В море белые рвутся чадры,
Плещет море в серебряном сне,
И рождаются в сердце напевы.
Кипарисы по склону горы
Поднялись к истомленной луне, —
В черных саванах мертвые девы.
Ждет фелюга, подняв паруса,
Словно птица с застывшим крылом.
Там взбегают и падают шумы,
Здесь, вонзив острия в небеса,
Кипарисы молчат о былом,
Кипарисы, — надгробные думы.
Еле видный, звездится маяк,
Непрестанно мигающий глаз,
Устремленный в туманные дали.
Кипарисы, таящие мрак,
Углубили полуночный час,
Кипарисы, как духи печали.
Тёмный строгий силуэт кипариса служит украшением Южного берега Крыма. В Крым кипарис был завезен ещё в античные времена греками. Они украшали этим деревом города, храмы, пещеры. Второй раз кипарис появился в конце XVIII века в Никитском ботаническом саду, откуда распространился по всему южному побережью, благодаря заботам князя Григория Потёмкина Таврического.
К сожалению, в 50-х годах XX века было уничтожено 75 тысяч взрослых деревьев, потому что распространилось ложное мнение, что кипарисы способствуют развитию туберкулёзной палочки. На самом деле приятный запах кипарисовой хвои и древесины губительно действует на многие болезнетворные микроорганизмы. Ещё в древности смолами кипариса лечили язвы и раны, а лёгочных больных отправляли на остров Крит, славящийся своими кипарисовыми рощами. В СССР такие больные лечились в Крыму в особых диспансерах. Древние считали, что ванны из отвара свежих шишек способствуют втягиванию внутрь выпавшей матки у женщин. Так же существует множество различных способов использования эфирного масла кипариса в сочетании с другими.
Как будто черные монахи,
вокруг сияющей святыни,
в смятенье вещем, в смутном страхе,
поют молитвы по-латыни.
22 марта 1919
Чему учит миф кипарис
Берников Артем
Балашова Ксения
Краткое содержание мифа
Кипарис (либо Сильван) в греческой мифологии прекрасный юноша, любимец Аполлона. По одной из легенд Боги по просьбе Кипариса превратили его в дерево печали, чтобы он мог вечно тосковать по своему случайно убитому другу-оленю. По другой версии Кипарис стал деревом, стремясь избежать преследований со стороны Аполлона.
На острове Кеос в Карфейской долине жил олень, посвященный нимфам. Прекрасен был этот олень. Ветвистые его рога были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения. Олень совсем не испытывал страха перед людьми. Он заходил в дома поселян, охотно позволял им гладить себя. Все жители любили этого оленя, но больше всех любил его юный сын царя Кеоса, Кипарис, любимый друг стреловержца Аполлона. Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям; он украшал могучие рога его венками из душистых цветов; часто, играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал на нём по цветущей Карфейской долине.
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис» Александр Иванов, 1831-34 гг. Москва, Третьяковская галерея
— Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!
С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.
Образы и символы мифа
Олень — символическое животное культур древнего мира. Из-за своих ветвистых, древоподобных, обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорождённость и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца.
Вечнозелёный Кипарис считается символом вечной любви.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Древнеримский поэт Овидий в своём произведении «Метаморфозы» передал легенду о Кипарисе.
По легенде кипарис считался деревом траура и был посвящён богу подземного царства Аиду. В античные времена древние греки обсаживали кипарисами храмы и дворцы. У дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил. А самых знатных граждан хоронили в кипарисовых гробах, что показывало очень высокий статус человека.
С приходом христианства символика кипариса поменялась, из символа смерти он стал символом вечной жизни. В Библии кипарис называется среди деревьев, растущих в райском саду.
Восхищались кипарисом не только древние. О нём писал Пушкин. Впервые легенда о кипарисе была рассказана в «Крымских письмах» Евгенией Тур (1854 год) и повторена Бартеневым в статье «Пушкин в южной России» (1866 год).
«Тебя, чистый, юный, летящий вверх кипарис, тотчас узнаю я, всестатная красота!» Гёте
«Кипарисовая древесина стойка и сохранна.
И, кажется, самому времени неподвластна.
Кто Духом Божьим к смерти подготовлен,
Тот к вечной жизни мудро устремлен»
Хохберг, 1675.
В искусстве известна картина Александра Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-34 гг.), которая находится в Третьяковской галерее в Москве.
Социальное значение мифа
Миф о Кипарисе – один из известных мифов о превращении людей в растения. С кипарисом связано несколько разных легенд, с помощью которых раньше объясняли появление этого прекрасного дерева.
И по сей день бессмертный кипарис отражает скорбь и хранит память о юноше, пожелавшем вечно скорбеть о своём горе.
Дерево было настолько наделено магическими свойствами, что его древесина считалась вечной. И сейчас мы связываем вечнозелёный Кипарис с символом вечной любви.
Чему учит миф кипарис
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Кипарис, прекрасный юноша, убивший своего оленя и превращенный Аполлоном в дерево скорби
Кипарис, греч. — прекрасный юноша с острова Кеос, сын Телефа, друг Аполлона.
Любимцем Кипариса был огромный олень, посвященный нимфам, которого Кипарис водил на молодые луга и к прозрачным источникам Карфейской долины. Однажды во время охоты Кипарис спутал его с диким оленем и нанес ему смертельную рану копьем прямо в сердце.
Кипарис попросил Аполлона выполнить единственную его просьбу: дать возможность вечно грустить о своем любимце олене. Тогда Аполлон превратил его в стройное дерево, которое с тех пор растет в местах скорби.
Этот миф, изложенный, в частности, в «Метаморфозах» Овидия, очевидно, является попыткой объяснить, почему в Греции и в Средиземноморье кипарисы сажали (и сажают до сих пор) преимущественно на кладбищах, а ветви используют в похоронных обрядах.
Самое известное античное изображение Кипариса — на фреске в доме Веттиев в Помпеях (ок. 65 н. э.).
На первой иллюстрации: картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», Иванов А.А., 1831–1834, Государственная Третьяковская галерея в Москве. На второй иллюстрации: картина «Аполлон и Кипарис», Клод-Мари Дюбуфе, 1821, Лувр.
На фото: Кипарис на скале Калифорния (фотообои).
Миф о Кипарисе. ХХХ
На одном из островов Эгейского моря жил чудесный олень. Его рога отливали золотом, а шею украшало ожерелье из драгоценных камней. Олень никого не боялся и ни от кого не прятался. Он сам приходил к жилищам людей и подставлял шею, чтобы его гладили. Никто не обижал чудо оленя, так как все жители острова знали, что это чудо животное посвящено нимфам.
Но больше всех любил златорогого оленя юноша по имени Кипарис. Он водил его на луга, где росла свежая молодая трава, к источникам с чистой прохладной водой, украшал рога гирляндами цветов. В благодарность за это, олень охотно подставлял Кипарису спину и скакал с молодым наездником по лесам и рощам, а вечером отвозил его домой.
Увидел Аполлон эту удивительную дружбу человека и оленя, и захотелось ему, хоть на время, забыть свое божественное предназначение, чтобы также беззаботно, весело наслаждаться жизнью. Спустился он с Олимпа на цветущую поляну, где отдыхал после стремительной скачки чудесный олень и его юный друг Кипарис. «Многое видел я и на земле и на небе, — сказал Аполлон двум неразлучным друзьям, — но такой чистой и нежной дружбы между человеком и зверем мне видеть не доводилось. Примите меня в свою компанию, втроем нам будет веселее». И с этого дня стали Аполлон, Кипарис и олень неразлучны.
Однажды установилась над островом жаркая погода, и всё живое в полуденный зной спряталось от жгучих солнечных лучей в густой тени деревьев. На мягкой траве под огромным старым дубом Аполлон и Кипарис задремали, а олень бродил неподалёку в лесной чаще. Вдруг Кипарис проснулся от хруста сухих веток за ближними кустами, и подумал, что это подкрадывается дикий кабан. Схватил юноша копье, чтобы защитить своих друзей, и, что есть силы, швырнул его на звук хрустящего валежника.
Слабый, но полный мучительной боли стон услышал Кипарис. Обрадовался он, что не промахнулся, и бросился за неожиданной добычей. Видно злая судьба направляла юношу, — в кустах лежал не свирепый кабан, а его умирающий златорогий олень. Омыв слезами страшную рану своего друга, Кипарис взмолился к проснувшемуся Аполлону: «О, великий, всемогущий бог, сохрани жизнь этому чудесному животному! Не дай ему умереть, ведь тогда и я умру от горя!» С радостью выполнил бы Аполлон страстную просьбу Кипариса, да было уже поздно, — перестало биться сердце оленя.
Долго плакал Кипарис, стоя на коленях у мертвого оленя, а когда у него кончились слёзы, стал он плакать кровью, и плакал до тех пор, пока не выплакал и всю свою кровь.
Так потерял Аполлон ещё одного своего любимца. Чтобы память о Кипарисе пережила века, солнечный бог прикрыл лицо свое ладонями и произнёс: «О, Кипарис, ты навсегда останешься напоминанием о моей скорби». В тот же миг бледное тело несчастного юноши исчезло, а на том месте, где оно лежало выросло стройное дерево темно-зеленой колючей листвой. С тех пор живёт на земле кипарис — дерево печали.
наш современник, зарифмовав эту печальную, полную драматизма историю:
В лучах вечернего пурпурного заката
С небес сошёл прекрасный Аполлон,
Сверкая солнцем в золотистых латах…
О, как он был божественно сложён.
Среди ракит и в водоёмах чистых,
Нереид песнями он был заворожён!
Вдруг Аполлон увидел Кипариса,
И красотою юноши он был сражён!
Пленённый стройным станом, гладкой кожей,
Его лицом и золотом волос,
Он, вдруг, представил с ним себя на ложе,
Что сам украсит лепестками роз!
И Бог открылся юноше в ночной прохладе:
«Позволь ласкать прекрасные черты!
Ты за свою невинность обретёшь награду,
Любовью бога насладишься ты. »
Надменный юноша, окинув его взглядом,
Лишь засмеялся на признание в ответ:
Не слишком велика твоя награда!
И дерзко выкрикнул он Аполлону: «НЕТ!»
И тихо губы Аполлона прошептали:
«Надменный отрок, сам себя сгубил!
Теперь ты будешь деревом печали,
Напоминая всем, как я тебя любил!»
Греческий миф о Кипарисе(любимце Аполлона) в искусстве
Не узнал Кипарис свое любимца и бросил в того копьё, нанеся смертельную рану. И понял, что случилось. И охватило Кипариса горе. И захотел он умереть вслед за оленем.
Увещевал его Аполлон, но в конце концов превратил юношу в дерево, в стройный кипарис.
И после этого греки стали хвою кипариса связывать с подземным миром умерших, садить кипарисы у могил и использовать их при погребении. Так мифом обосновывалось ритуальное использование дерева кипарис.
Раз, притомившись, лег на лужайку со свежей травою
Чудный олень и в древесной тени наслаждался прохладой.
Неосторожно в тот миг Кипарис проколол его острым
Дротом; и видя, что тот умирает от раны жестокой,
Сам умереть порешил. О, каких приводить утешений
Феб не старался! Чтоб он не слишком скорбел об утрате,
Увещевал, — Кипарис все стонет! И в дар он последний
Молит у Вышних — чтоб мог проплакать он целую вечность.
Вот уже кровь у него от безмерного плача иссякла,
Начали члены его становиться зелеными; вскоре
Волосы, вкруг белоснежного лба ниспадавшие прежде,
Начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звездное небо смотреть своею вершиною тонкой.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., «Художественная литература», 1977.
Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского. Книга X, Стихи 123-140
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» кисти российского художника первой половины XIX века Иванова А.А. так и не была им закончена, хотя и оставалась при нём всю жизнь. Объяснял это автор тем, что «утратил веселое расположение духа». Советский искусствовед Алпатов М.В. отметил интерпретацию мифа художником:
Три фигуры в его картине — это как бы три ступени восхождения человека к совершенству. Маленький Гиацинт старательно, как урок, исполняет мелодию на свирели, все тельце его напряжено, ноги согнуты под грузом туловища. Кипарис также участвует в творчестве, исполняя песнь. Но в отличие от Гиацинта ему доступны и более высокие сферы искусства. Недаром он скромно потупил очи и, как в полусне, прислонился, к Аполлону; все тело его выражает, что музыка переполняет его до предела. Наконец Аполлон означает высшую ступень: он сам не поет и не играет, он даже не отсчитывает меры рукой. Он всего лишь ласково прижимает к себе Кипариса. И в одном этом жесте выражено их дружеское согласие как основа художественной гармонии.
Алпатов Михаил Владимирович, «АПОЛЛОН, КИПАРИС И ГИАЦИНТ» Иванова А.А.
Считается, что общий эскиз фрески «Трансформация Кипариса» составил Доминикино, но возможно не сам нарисовал фреску.
А у Нонна Панополитанского в «Деяниях Диониса» вместо Апполона выступает Зефир:
Любвеобильный ветер тот же час влюбился в Кипариса.
Также есть мнение, что миф о Кипарисе являлся свое родом социальным заказом педерастии в Древней Греции и являлся инициацией во взрослую жизнь, а олень выступает как обычай подарка добычи старшего младшему возлюбленному.
Такое видение сюжета мы видим на рисунке Джулио Романо «Аполлон и Кипарис» в национальном музее в Стокгольме. При желании вы легко найдёте его, я не стал приводить его в статье.