Чему учит миф яблоки гесперид
Краткое содержание мифа «Яблоки Гесперид»
Миф «Яблоки Гесперид» повествует об одном из последних из подвигов Геракла, который стал серьезным испытанием для могучего героя. Для лучшей подготовки к уроку в 6 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Яблоки Гесперид» на нашем сайте.
Сын Зевса не осрамился и в этот раз, проявив свою легендарную силу, ловкость и смекалку. Краткий пересказ «Яблок Гесперид» будет особенно полезен при подготовке к уроку литературы.
Основные персонажи повести
Главный герой:
Другие персонажи:
Миф «Яблоки Гесперид» очень кратко
Краткое содержание «Яблоки Гесперид» для читательского дневника:
По приказу царя Эврисфея Геракл, легендарный герой Греции, должен был проникнуть в хорошо охраняемый сад лучезарных нимф Гесперид и принести оттуда золотые яблоки, дарующие вечную молодость.
Геракл сразу же отправился в далекий путь, поскольку сады Гесперид располагались на краю света, около линии горизонта.
Там он встретился с Атлантом – титаном, который держал на своих плечах небесный свод. Они разговорились, и Атлант вызвался помочь Гераклу. Он сказал, что может с легкостью проникнуть в заветный сад и сорвать там с дерева три яблочка. Но в этот момент Геракл должен выполнить работу титана и держать на своих плечах небо.
Геракл согласился, и Атлант отправился в путь. Он довольно скоро вернулся, но не захотел меняться с Гераклом местами, а сказал, что сам может пойти к царю и отнести плоды молодости.
Тогда Геракл попросил его подержать немного небо, чтобы он подстелили себе на плечи львиную шкуру. Простодушный титан согласился, а Геракл, переложив эту тяжкую ношу на плечи Атланта, быстро схватил яблоки и ушел.
Вывод
Могучих силачей обычно изображают немного глуповатыми, но Атлант в этом мифе действительно выглядит глупым, и Геракл сумел его с легкостью обмануть и выполнить приказ царя.
Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Яблоки Гесперид»
Подвиги Геракла Яблоки Гесперид краткое содержание:
Эврисфей поручил Гераклу сорвать и принести ему золотые яблоки из сада Гесперид. Геракл отправился в путь. По пути он встретил Нерея, и тот в обмен за свободу показал по какой дороге идти.
Дальше на своём пути он встретил Атланта, который держал небеса. Геракл попросил показать ему, где находится сад Гесперид, на что Атлант ему ответил: «Ты подержи небеса, а я схожу за яблоками и принесу тебе». Геракл так и сделал.
Геракл встал под небесный свод, и его руки еле-еле удерживали его. Когда Атлант вернулся, он не захотел держать небеса и решил заставить Геракла навсегда остаться держать небо. Но Геракл оказался хитрее. Он заманил Атланта обратно и пошёл с яблоками к Эврисфею.
Содержание «Яблоки Гесперид» с цитатами
Царь Эврисфей дал легендарному герою Греции, Гераклу, крайне сложное поручение – отправиться в сад лучезарных нимф Гесперид, и принести оттуда волшебные яблоки. Эти яблоки, дарующие вечную молодость, росли «на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом».
Однако отыскать загадочный сад было совсем непросто – никто не знал его точного местонахождения, но было известно, что он находится во владениях великого титана Атласа и охраняется огнедышащим драконом.
Долго блуждал Геракл в поисках Атласа, но все его старания были напрасны. Случайно от нимф он узнал, что помочь ему сможет только морской вещий старец Нерей – единственное существо, знающее путь к Атласу.
При встрече с силачом Нерею пришлось «открыть Гераклу тайну пути в сады Гесперид», и герой тут отправился в дорогу, поскольку чудесные сады находились на краю света.
Гераклу пришлось преодолеть немало испытаний, прежде чем он добрался до Атласа, который держал «своих широких плечах весь небесный свод». Герой честно рассказал титану о своем задании, и тот согласился принести ему три заветных яблока, если Геракл подержит вместо него небесный свод.
Геракл согласился, и тут же «невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса». Атлас вскоре вернулся с обещанными яблоками, и предложил их лично отнести царю Эврисфею. Однако Геракл сразу распознал хитрость титана, который хотел «совсем освободиться от своего тяжелого труда».
В ответ он также применил хитрость, предложив Атласу смастерить для него мягкую подушку, чтобы небесный свод не так сильно давил на плечи. Титан принял на себя всю тяжесть неба, а Геракл, прихватив золотые яблоки, отправился к царю Эврисфею.
Царь был поражен тем, что Гераклу удалось выполнить столь сложное задание. Он отдал все яблоки герою, а тот «подарил яблоки своей покровительнице, великой дочери Зевса Афине-Палладе». Богиня, в свою очередь, вернула их в волшебный сад Гесперид.
Заключение
Древнегреческий миф полон самых удивительных существ, как добрых, так и самых коварных и пугающих. Рассказ о подвиге Геракла учит быть смелыми, целеустремленными, и никогда не опускать руки в сложных ситуациях.
Сюжет мифа «Яблоки Гесперид» за 3 минуты
Краткое содержание «Золотые Яблоки Гесперид» из подвигов Геракла:
Новое задание придумал хитрый Эврисфей, пытаясь извести Геракла. Этот подвиг заключался в том, что герою нужно было найти и принести три золотых яблока из сада гесперид. Герой знал только то, что сад с легендарными деревьями, на которых и росли яблоки, был на самом краю земли. А вот на каком, известно не было.
Знал он ещё так же, что сад принадлежит Атланту — могучему титану, который в наказание за участие на стороне противника в войне титанов и богов, был вынужден вечность держать на своих плечах небесный свод. За деревом ухаживали нимфы геспериды — дочери титана, а охранял его Ладон — ужасающий дракон о ста головах, к тому же, видящий даже во сне.
Нелегко пришлось в своих поисках сыну громовержца. Бывал он в Европе и Азии. В пути Гераклу, чтобы найти верную дорогу пришлось сразиться с великаном Гермером, после с сыном Ареса Кикном, а в довершении и с самим Аресом, бой с которым прекратила молния Зевса.
Но не бесконечны были поиски Геракла. В своих странствиях герой пришёл на север, просить совета у нереид — нимф моря. Те посоветовали Гераклу подкрасться к Нерею — богу моря, схватить его и не отпускать, пока тот не расскажет о пути, ведущем в сад гесперид.
Геракл, так и поступив, выведал у старца путь к заветной цели и отправился за яблоками. По дороге Геракл столкнулся с Прометеем, прикованным к скалам за непослушание богам, и освободил его из оков.
И, наконец, после долгого путешествия, наш герой приходит к саду гесперид. Титан сам предлагает Гераклу принести яблоки из своего сада, но взамен просит героя подержать небо вместо него. Возвращаясь из сада вместе с яблоками, Атлант не хочет снова брать на себя груз небосвода и предлагает Гераклу и дальше держать небо, пока титан сам относит яблоки Эврисфею.
Геракл же понимая, что Атлант хочет его обмануть и оставить навечно держать небосвод, просит того придержать небо, пока Геракл подложит себе подушку под плечи. И пока Атлант придерживает небосвод, Геракл ускользает с желанными яблоками.
Этот подвиг Геракла напоминает нам об известной русской пословице «не рой яму другому — сам в неё попадёшь», Атлант, поддавшийся искушению, хочет перекинуть свою ношу на Геракла. И, пойдя на хитрость, Титан не успевает даже понять, как он опять вынужден держать небо до скончания времён.
Видео краткое содержание Яблоки Гесперид
Величайший герой Древней Греции Геракл на протяжении многих лет приковывал к себе внимание не только отважными подвигами, но и немыслимыми страданиями, выпавшими на его долю. Его отвага, выносливость и сила духа неизменно вызывали уважение и восхищение.
Краткое содержание мифа «Яблоки Гесперид» для читательского дневника поведает об одном из подвигов могучего Геракла, в котором ему нужно проявить и силу, и ловкость, и смекалку.
Миф «Яблоки Гесперид» как кратко пересказать своими словами? Чему учит?
Миф «Яблоки Гесперид» мифология Древней Греции.
Миф «Яблоки Гесперид» мифология Древней Греции как кратко изложить содержание своими словами, 5-6 предложений.
Миф «Яблоки Гесперид» мифология Древней Греции, как вы понимаете смысл произведения?
Миф «Яблоки Гесперид» мифология Древней Греции, как кратко передать смысл произведения?
Древнегреческий миф про Яблоки Гесперид, это про испытания Геракла, в котором, этому полубогу предназначено добыть волшебные яблоки.
Главным персонажам этого мифа конечно же является Геракл, который, достигнув края Земли, поделился с Атлантом, державшим на своих плечах весь небесный свод, о возникшей проблеме.
Геракл и Атлант поменялись местами и последний действительно сорвал и принес необходимые яблоки, но…
Иными словами он изначально пошел на обман.
Геракл, не так был глуп и решил на обман ответить тем-же. Геракл обманул Атланта, сказав, что готов и далее держать небосклон, но ему нужно покрыть плечи.
Атлант, думая, что все уже решено, вновь взвалил на себя всю тяжесть небосклона, а Геракл, забрав яблоки из сада Гесперид, отправился восвояси и по сути выполнил, поставленную перед ним, задачу (задание).
Матерью древнегреческого бога Ареса (или Марса, в древнеримской мифологии), была Гера, жена верховного олимпийского бога-Зевса. Арес, бог войны, если так можно выразиться, был самым нелюбимым сыном у Зевса. Впрочем, возможно, и не из-за своей свирепости. В некоторых источниках говорится, что Гера родила Ареса без помощи супруга. Согласно греческой мифологии, Арес был женат на самой красивой богине Олимпа-Афродите (или Венере, у римлян).
По древнегреческой мифологии, воцарению на горе Олимп бога-громовержца Зевса и его рождению, предшествовала целая череда интересных и в тоже время весьма кровавых событий.
И тогда Гея уговорила своего очередного ребенка, Крона (Кроноса) оскопить Урана, что тот и сделал острым серпом. Несмотря на то, что Уран остался жив, он утратил право быть верховным богом и им стал Крон.
А когда Зевс вырос, он победил своего отца и освободил проглоченных братьев и сестер.
В древнегреческом мифе «Олимп» говорится о небожителях, богах Древней Греции, которые оказываются властными и над природой и над людьми. Греки верили, что вся их жизнь, их судьбы зависят исключительно от воли богов. Вот какие явления и связи показаны в этом мифе:
Ещё в античные времена утвердился канонический список наук и искусств, покровителем которых был олимпийский бог Аполлон. Этого бога окружали прекрасные создания – музы, каждая из которых олицетворяла один из видов науки или искусства из данного списка. Всего муз, как всем известно, 9.
Естественно, что с тех очень далёких от нас времён появились и другие виды наук и прежде всего искусств, поэтому возникло и желание «подправить» античную мифологию, ввести понятие «десятая муза».
Хотя ради справедливости замечу, что о десятой музе стали говорить очень давно, в те же античные времена. Десятой музой тогда же называли и Кулину, помощницу Эскулапа, прославившегося своим искусством врачевания (её называли музой кулинарии, гастрономии), и Каиссу (муза шахмат), и Глиптию (муза живописи, зодчества и искусства ювелирного).
Мечта о десятой музе нашла отражение в Сонете 38 Шекспира:
Десятой музой в разные времена называли музу критики (XVIII век), музу театра-варьете (Германия, XIX век).
Но в большей степени желание утвердить десятую музу проявлялось в веке ХХ, видимо, потому, что именно этот век стал веком особенно бурного развития НТП, в связи с которым появилось такое искусство, как кино. Конечно, кинематограф появился ещё в конце века XIX, но именно в начале ХХ века многие уже не представляли себе жизни без сентиментальных немых фильмов, а лидер мирового пролетариата В. И. Ленин с полным знанием дела заявил:
Вот и стали говорить о десятой музе – музе кино, кинематографии. Назвали даже точную дату её рождения – 28 декабря 1895 года. Добавлю также, что в этом значении фразеологизм ДЕСЯТАЯ МУЗА фиксируется современными словарями.
Во второй воловине прошлого века предприняли попытку заявить о музе высокой моды.
Что же касается Платона, назвавшего в своём панегирике десятой музой Сапфо (Сафо) – поэтессу, служительницу музы Эрато, то, думаю, значение слова «муза» в его стихах надо понимать иначе: источник вдохновения в образе женщины, а не божество, покровительствующее какому-то виду искусства или какой-то науке.
Яблоки Гесперид
В статье предлагается анализ одного из подвигов Геракла (похищения золотых яблок из сада Гесперид) с позиций психоаналитической и идеологической методологий. В конце статьи результаты двух подходов сравниваются.
Сначала вкратце о самом мифе.
Похищение золотых яблок из сада Гесперид считается (если соглашаться с последовательностью подвигов, данной Аполлодором) одиннадцатым по счету подвигом Геракла.
Эврисфей тогда приказал Гераклу похитить золотые яблоки у Гесперид, «дочерей заката». Девушки (нимфы) жили за горизонтом, «за заходящим солнцем» (Гесиод называл их «дочерями ночи»).
Источники противоречат друг другу в том, что касается точных координат места происшествия. Аполлодор указывает на Гиперборею, страну гигантов на неопределенном, но далеком севере («выше Бореи», некоторые наши энтузиасты видят в этом определении прото-Российские территории); Аполлоний помещает сады Гесперид, наоборот, на юге, в Ливии.
Так или иначе, именно в землях «за горизонтом» титан Атлас держал на своих плечах небесный свод (так Зевс наказал Атласа за участие в восстании титанов против Олимпийских богов).
Тут надо упомянуть, что благодарный Прометей (еще бы, он до Геракла был прикован к скале 30,000 лет и все это время терпел визиты орла), узнав куда и зачем направляется Геракл, посоветовал ему ни в коем случае не красть яблоки самому, но попросить это сделать за него Атласа.
Геракл так и поступил. Он попросил Атласа добыть ему яблоки, а сам предложил пока подержать за него небесный свод. Многоходовки, как представляется, не были сильной стороной Атласа. Атлас даже, кажется, не очень понял, о чем и зачем его просят – но уж очень ему надоело держать свод, и под любым предлогом перекур ему был нужен.
Надо, вообще, сказать, что небесный свод был, по мнению древних греков, весьма тяжелой штукой. Когда Геракл положил его себе на плечи, он тут же понял, что, возможно, «много на себя взял». Если бы не Афина, хорошо к нему расположенная, следившая внимательно за его похождениями, и тут же помогшая ему держать свод, неизвестно, чем, вообще, дело бы закончилось (на древнем барельефе на фотографии к этой статье изображено, как Афина помогает Гераклу держать свод).
Атлас же, тем временем, как было договорено, пошел и стянул в саду Гесперид три яблока. Потом он направился отдавать их Гераклу, но по пути его вдруг поразила глубокая и сложная мысль: «А, может, ну его, снова класть себе на плечи этот свод?»
В качестве послесловия упомянем, что царь Эврисфей, получив золотые яблоки и брезгливо осмотрев их, отдал их обратно Гераклу, а тот передал яблоки Афине. Та вернула их в сад Гесперид, поскольку золотые яблоки не могли находиться во владении смертных.
А) Что символизируют собой золотые яблоки (вообще, очень распространенный в мифологии и сказках образ)?
Эрик Ксапо в «Теориях мифологии» пишет, что устойчивое выражение «трудиться, как Геракл» означало у древних греков «трудиться впустую». Это тоже сигнализирует весьма интересную перекличку с пустыми трудами Эго по восстановлению единства с бытием.
В этой связи интересно то, что Геспериды одновременно и защищают яблоки от расхищения, и сами воруют их. Женщина определяет мужчину в зеркальном отражении (причем успешное отражение от женщины мужчины вовсе не гарантировано, может случиться «кража себя»), и наоборот.
Е) Факт того, что Геракл не может похитить яблоки сам. По совету Прометея Геракл просит Атласа похитить для него яблоки, обещая, тем временем, подержать за него небесный свод. Закон должен быть изменен, чтобы человек смог вернуться в примордиальную фазу «воображения». Без основательного изменения Закона (в том числе, социального порядка) люди продолжат обманывать друг друга знаками.
Прежде, чем мы посмотрим, как те же самые структурные блоки мифа можно интерпретировать с точки зрения идеологического анализа, уделим внимание возможным его уровням.
Эрик Ксапо в «Теориях мифологии» дает подробнейший идеологический анализ мифа о Геракле (всего мифа).
К началу эллинистической эпохи городские купцы, ремесленники и земледельцы уже достаточно развились как самостоятельные классы, чтобы обзавестись собственной идеологией, в которой законное место получал праведный труд и наслаждение его плодами. Аристократы, со своей свободой, занимавшиеся утончением чувств, странным трудом без смысла (спортом) и бесполезной философией были в их глазах паразиты.
(В скобках заметим, как в этимологии слова «либерал» причудливо совмещаются понятия «праздность», «философия», «искусство», «паразит», «самосовершенствование», «спорт», «блажь», «утонченность вкуса», «извращение», «презрение к плебсу»).
Развивая такой вид анализа, можно найти много указаний на принадлежность Геракла в тех или иных эпизодах мифа к тому или иному классу. Например, тот факт, что он использует (эксплуатирует) Атласа, можно интерпретировать его принадлежностью к аристократии (не хочет сам пачкаться), Геракл вместо этого взваливает на себя «философский груз Неба». Также и обман Гераклом Атласа можно представить чуть ли не как обман правящим классом рабочих, и увидеть в трех золотых яблоках ренту, похищенную капиталистом у пролетариата.
Подобные упражнения могут быть весьма интересны, находки и ассоциации ловки, но, в общем и целом, на мой взгляд, метод этот представляет собой конспирологическое лего, в сборке которого искомый смысл следует форме, данной априори в инструкции к сборки.
Другое дело если дать разным отдельным идеологиям некую общую методологическую оболочку, подойти к тексту с точки зрения не идеологии, а учения об идеологии.
Посмотрим, как те блоки мифа, которые мы анализировали по методу психоанализа, могут быть интерпретированы с точки зрения учения об идеологии Луи Альтюссера.
Альтюссер писал, что люди постоянно практикуют ритуалы «идеологического узнавания», с тем чтобы идентифицировать себя – обозначить себя как индивидуальных, незаменимых, оригинальных и ценных субъектов во Вселенной. Идеология всегда оформляет некую власть, некое влияние. Любой человек стремится получить власть и влияние.
Таким образом, имеем в идеологической интерпретации:
А) Золотые яблоки как материальные продукты труда, блага и привилегии, которые люди ищут для усиления своей власти и влияния
Б) Геспериды – те удовольствия, которые ассоциируются у людей с властью и материальными благами
Ж) Обман Атласа. Как только старая идеология оказывается повержена, появляется риск анархии (Атлас больше не хочет держать небо). Сладкоречивый и лицемерный нарратив о добре и гуманизме, якобы возможном в обществе, позволяет восстановить правление (новой) идеологии. Геракл успешно доставляет яблоки власти новой правящей элите/укрепляет прежнюю правящую элиту.
При сравнении двух подходов, бросается в глаза то, насколько один является продолжением другого. Альтюссер показывает то, как люди «обознаются», принимая идеологические программные пункты за себя самих, считая идеологию, в которую верят, «естественным порядком вещей», «здравым смыслом», «самими собой». Лакан тоже говорит о ложной самоидентификации.
Со своей стороны, добавлю, что, на мой взгляд, страх и инстинкт самосохранения являются также мощным драйвером поисков самоидентификации в человеке (они в большой степени составляют фундамент человеческой тяги к искусству, в том числе к мифотворчеству – они же база аристотелевского концепта «имитации» и «узнавания»).
Увы, дело выглядит так, что страх как движитель самоидентификации направляет человеческие поиски в ложном направлении, к созданию в обществах идеологий и идентификации человеком с этими идеологиями. Удовлетворение от ощущения «целостного» («вот он я!») извлекается человеком в большой степени от родственного с чувством социальной идентичности ощущения безопасности. Но чувство это очень нестабильно, изменчиво и требует постоянной напряженной и утомительной работы по поддержанию душевного равновесия (Атлас, удерживающий на плечах небесный свод).
Интересно вспомнить, что в другом мифе Атлас был навечно превращен в мертвую гору, ибо не проявил должного гостеприимства, и Персей вынул из мешка голову Горгоны и показал ее Атласу. Этот событие может быть интерпретировано так, что Атлас увидел нечто в последней степени страшное, то есть испытал последней степени страх – идеология, рожденная страхом, навеки превратилась в мертвый «концепт».
В заключении вспомним то, о чем сказали в начале: древние источники дают противоречивые данные о местоположении земли Гесперид – от далекого севера до далекого юга. Так же далеки перспективы освобождения человеческого сознания от страха и идеологий.
Kershaw, S. P., A Brief Guide to the Greek Myths. London: Robinson, 2007, ISBN 978-1-84529-512-7 (published in the USA by Carol & Graf, ISBN-13: 978-0-78672-069-9).
March, J., Cassell’s Dictionary of Classical Mythology. London: Cassell, 2001, (paperback edition), ISBN: 0-304-35788-X.
Theories of Mythology Name of Author: Eric Csapo Name of Publisher: Blackwell
Яблоко раздора:
Краткое содержание
Древняя Греция, свадьба Пелея и морской богини Фетиды. Боги – гости свадьбы. Забыли позвать только Эриду, богиню раздора и ссор. А она пришла без приглашения. И подбросила гостям золотое яблоко из сада Гесперид с надписью «Прекраснейшей». Три богини: Гера (жена Зевса), Афина (богиня мудрости и войны) и Афродита (богиня любви) хотели взять его себе. Каждая считала себя прекрасней всех. Все боялись гнева богинь, никто не мог выбрать лучшую. Даже сам Зевс.
Наконец, красавец Парис, сын троянского царя Приама, стал судьей в этом споре. Гера и Афина пытались подкупить его властью и славой, а Афродита предложила ему в жены красивейшую из женщин. Парис присудил яблоко ей. При помощи Афродиты он завоевал сердце прекрасной Елены, жены царя Менелая. И увез ее в Трою. Так яблоко стало причиной начала десятилетней войны между греками и троянцами. Боги тоже сражались на ней на стороне своих любимцев.
Читательский дневник по мифу «Яблоко раздора»
Сюжет
Богиню раздора Эриду не позвали на свадьбу Пелея и богини Фетиды. Она подкинула гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини Гера, Афина и Афродита перессорились из-за него. Гера и Афина обещали судье Парису, сыну царя Трои, власть над народами и славу воина. Но он присудил яблоко Афродите, за любовь самой красивой из женщин. Ею была Елена, жена царя Спарты. Парис тайком увез ее. Из-за этого началась Троянская война длиной в 10 лет.
Отзыв
От этого древнегреческого мифа пошло выражение «Яблоко раздора». Сегодня оно означает причину споров, ссор, соперничества, бедствий из-за какой-нибудь мелочи. Так две армии проливают кровь за неприметный городок, или актеры враждуют из-за главной роли. Богини обидчивы, злопамятны (как Эрида) тщеславны, завистливы и обманом хотят получить звание (Гера, Афина, Афродита) Прекрасной. Суд Париса – нечестный. И награда беззаконная: любовь замужней Елены. В итоге греки и троянцы 10 лет враждуют и гибнут под стенами Трои. Миф учит нести ответственность за свои поступки, просчитывать последствия, думать, а потом уже делать. Учит быть справедливым, неподкупным, честным, не желать чужого, прощать обиды.