Чему учит ночевала тучка золотая приставкин
Рецензия на повесть Приставкина Ночевала тучка золотая
Начиная писать рецензию на произведение Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”, хочется написать и о самом авторе. Ведь рецензия – это не только анализ положительных и отрицательных сторон произведения, но и попытка проникнуть в саму суть, истоки и корни написанного.
В писателе сильна была ранняя, по определению Ф. М. Достоевского, первая память. Память эта – безотрадно горька, но А. Приставкин ей не изменяет, не ищет в ней утешения, не пытается темные стороны уравновесить светлыми. Сам писатель не без удивления вспоминает свое нищее детство, бродяжничество; неужели так было?
Теперь-то тайна раскрыта, теперь мы читаем у А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьменышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край – на Кавказ, где сказочно тепло и сытно.
Души в повести детские; судьбы, искореженные войной, сиротством, уголовщиной. Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием.
Никому не нужными семенами летят через войну, через разрушенные земли братья. Они умеют выйти если и не сухими из воды, то хотя бы не пойти ко дну, не пустить пузыри. Родство по крови переходит в родство душ. Одиннадцатилетние близнецы неразлучны.
Это помогало им выжить, сносить все напасти, сообща мошенничать, воровать. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы – и до того похожи: никто не отличит – Колька это или Сашка. Близнецы искусно всех морочили, и, даже когда не было необходимости, один выдавал себя за другого. Выручая друг друга, было легче уцелеть в гибельных обстоятельствах.
Их скрытность стала самой натурой. Близнецы откровенны только друг с другом. Откровенность эта в том внутреннем единении, когда один настолько дополняет второго, что они по отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.
Беда сближает тех, кто попал в нее. Когда на станции Кубань эшелон с беспризорниками встречается с глухо зарешеченным эшелоном, где изнывают взаперти черноглазые люди, Колька, не понимая, что просят воду, протягивает ладонь с ягодами терновника. На естественный порыв способен только мальчонка-беспризорник.
Станция живет своей жизнью, не желая слышать крик и плач из запертых теплушек; из репродукторов доносится
Печально завершается и эта главка, намекая на роковую неслучайность встречи двух эшелонов,
Эту связь сам писатель осознал и понял не сразу. И до сих пор мы связаны со страшными деяниями, которые привели к горю и гибели тысяч и тысяч людей.
Человек, открывший существование народов-изменников, слыл специалистом по национальному вопросу. Им был разработан план борьбы с этими народами, правда, до конца превратить теорию в практику даже ему не удалось – не удалось покарать целиком все народы за то, что и среди них попадались предатели, перебежчики. Однако теория осела в головах и в памяти людей оскорбительными кличками, “теориями” о “национальной вине”, “национальных болезнях” и так далее. Следствия ее – в событиях Степанакерта и Сумгаита, Риги и Тбилиси, в чеченской войне.
От увиденного помутился рассудок. Когда Колька везет на тележке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под вагоном, не было холодно, Колька вел воображаемый разговор с убийцей:
Колькины рассуждения настолько бесхитростны, что едва не отдают юродством. Колька, привыкший быть для Сашки руками и ногами, на извечный вопрос:
В новом своем качестве Колька странен. А как остаться не странным, пережив такое? Странность усиливается “новым Сашкой”, появляющимся взамен мертвого, которому так и предстоит вечно колесить по стране в железном собачнике. “Нового Сашку” зовут Алхузур – это чеченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей.
В придачу право жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: я и есть “Саек”. Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным Братом, называться Кузьменышем. Колька и Алхузур ведут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придерживаются взрослые.
Над ненавистью, жаждой мести возобладала братская любовь. Любовь помогла выжить прежним Кузьменышам, помогает и новым.
Анатолий Приставкин в своей книге не делает вид, будто былое поросло быльем.
Возможно, писатель снял груз, часть груза с собственной души, но читательские души не очень-то облегчил. Но настоящая литература – в последнее время мы опять-таки в том убедились – не спешит навеять “сон золотой”.
Она призывает читателей к раздумьям и душевной работе, к сомнениям в себе, вниманию к окружающим. Она служит предостережением будущему.
Проблема жестокости и милосердия в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Разделы: Литература
Тема урока: Жестокость и милосердие в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина “Ночевала тучка золотая…”. (Слайд 1. Презентация)
Актуальность темы: (Слайд 2)
Почему же я обратилась к этой теме?
Во-первых, проблема жестокости, милосердия и межнациональных отношений актуальна и сегодня.
Во-вторых, эти проблемы в повести решаются на примере детских судеб, это очень трогательно.
К тому же это произведение написано по личным впечатлениям автора.
Цели урока: (Слайд 3)
1) понять, что такое истинное милосердие,
2) рассмотреть проблему жестокости и милосердия на примере повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая…”.
1. Организационный момент.
2. Биография писателя.
Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шёл 10-й год. Отец ушёл на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулёза. Приставкин попадает в детский дом, и всё, что доставалось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю.
К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай…
3. История публикации повести.
В начале 1980-х годов Приставкин написал повесть “Ночевала тучка золотая”. Автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы: мир не достоин существования, если он убивает детей.
А. Приставкин вспоминал о своей повести: “Повесть моя долго лежала в… бельевом шкафу. Я боялся её вытаскивать. Ты поднял вопросы, которые трогать нельзя, говорили мне друзья. Так получилось, что сперва я предал “Тучку…” гласности таким образом: собрал друзей и предложил послушать две-три главы. Огорчение, кислое согласие. Потом все молча разошлись. Но в конце кто-то сказал: “Зачем ты это написал? Спрячь”. Потом стали перепечатывать, копировать. Значит, она людям нужна”.
После первого коллективного чтения повести в кругу друзей начались странные вещи: сначала к Приставкину зашел товарищ и попросил рукопись, чтобы почитать дома, другой знакомый попросил для сына, третий – для коллеги.
Ко времени публикации в журнале “Знамя” повесть прочитали как минимум 500 человек. Однажды домой к Анатолию Игнатьевичу приехал совершенно незнакомый человек из Ленинграда и сказал, что по просьбе своих товарищей должен обязательно прочесть повесть, чтобы рассказать о ней у себя дома.
Повесть напечатал в 1987 году Георгий Бакланов – писатель-фронтовик, незадолго перед тем назначенный главным редактором журнала “Знамя”.
Читатели были удивлены, взволнованы, ошеломлены…
О детских домах писали не раз и по-разному. Но так, как написал Приставкин, не писал никто. Его “детдомовские” произведения – это картины страшной, бесчеловечной действительности.
4. Анализ произведения.
Объясняя название своей новой повести, А. Приставкин говорит о таких, как и он, детдомовцах военных лет, об их незащищённой, никем не оберегаемой жизни: “Тучки мы… Влажный след… Были и нет…”. Это тема людей, выбитых из колеи жизни, оборвышей. Теперь она зазвучала ещё с большей силой. Автор не корректирует память, отбирая из былого лишь удобное, он старается точно восстановить события, не обходя тёмного, неприглядного, не украшающего ни человека, ни общество.
Чем же потрясла меня повесть? Тем, что каждая страница буквально кричит от боли: каждое предложение, каждое слово – и даже между строк боль и отчаяние… Такое нельзя придумать, но и забыть невозможно.
Анатолий Игнатьевич рассказал о том, что чувствовал сам: о войне против целого народа, увиденной глазами ребенка, не понимающего ни смысла, ни цели происходящего. Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, ее чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце и заставляющее его биться в тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные вершины?
“Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома: “Кавказ! Кавказ!””. Что это такое? Далёкий край, где огромные горы и множество фруктов, овощей и хлеба? Или опасное, страшное, пропитанное кровавой местью место? И почему же вдруг отправляют детдомовцев на этот Кавказ?
На эти вопросы нам с вами предстоит ответить, когда вы прочитаете произведение.
Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети…
В повести прослежен механизм разжигания вражды, взаимного ожесточения. Солдатам и переселенцам внушается мысль, что все чеченцы – предатели, враги, головорезы. А значит, к ним не может быть никакой жалости. Чеченцы же в свою очередь видят врагов уже во всех, даже в мирных жителях, и потому жгут дома, убивают и не щадят детей. На эту пропитанную враждой землю и привезли детдомовцев, по неумолимой логике дети должны были разделить общую участь.
Главные герои повести – 11-летние братья-близнецы, Колька и Сашка Кузьмины.
Жизнь у этих детей складывается так, что главная ценность – хлеборезка, а с ней те ничтожные, но поистине бесценные крохи хлеба, подлинная стоимость которых – жизнь. Они даже придумывают хитроумный план, как туда попасть, но в последний момент рушиться подкоп под неё, на который они потратили так много времени, и братья вынуждены согласиться ехать на Кавказ, чтобы избежать наказания.
Вот уже несколько дней братья в дороге, а Колька озадачен встречей со странным эшелоном, из которого доносились молящие голоса: “Пить! Пить!” Когда поезд тронулся все вагоны “завопили, закричали, заплакали”. Но, странное дело, оказывается, никто, кроме него, этого крика не слышал или всё-таки делал вид, что не слышал?
Но в повести никто из взрослых (кроме воспитательницы Регины Петровны) таких вопросов не задаёт. Обо всём, что происходит, предпочитают помалкивать.
5. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Сообщения учащихся о переселении кавказских народов.
Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему их везут именно на Кавказ, но ощущение тревоги сменяется радостью окончания долгого, изнурительного пути. Ни один человек не встречается им во время длительного перехода от станции к подножью гор, ни машины, ни подводы… Повсюду – следы человека, но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля, для кого посажены цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая на пути деревня?
Наконец до детей дойдет слово “чеченцы”. Мальчики впервые услышат про этих людей очень страшное: все они изменники Родины. А Колька спросит: “А пацан? Ну, который за окном? Он тоже изменник?”
Тема эта очень болезненная. Конечно, об этом прошлом не вспоминали. А Приставкин поведал нам эту правду. Он шлет свое непрощение всем, кто обрек детей на страдания и муки. Разве забудешь пронзительные сцены повести? Вот они, дети, протягивающие руки через решетки с просьбой пить… А вот дорога, выложенная могильными плитами с древнего кладбища… Кто-то позволил разрушить могилы чужих предков и породил невиданную жажду мести…
Месть темна, не знает границ, пределов и обрушивается всегда на невинных.
Трагическая картина его смерти навсегда запечатлевается в душе брата.
6. Чтение фрагмента повести “Ночевала тучка золотая”
Поражают до глубины души размышления Кольки, везущего тело брата к поезду. Не всякому взрослому могли прийти в голову такие вот мысли. А перед нами всего-навсего одиннадцатилетний мальчик.
(Фрагмент кинофильма “Ночевала тучка золотая”)
И надо бы поставить точку, но Анатолий Приставкин не может – нужен выход. Погруженный в беспамятство, Колька возвращается к жизни благодаря самоотверженной работе своего сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот – жертвы одних и тех же обстоятельств – противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным основам.
Затем они вместе уезжают. И снова напрашиваются слова Приставкина: “Мы связаны одной судьбой”.
7. Подведение итогов.
Таким образом, повесть “Ночевала тучка золотая” Приставкина – это страстный призыв к Правде, Добру, Справедливости, который должен услышать каждый.
Как трактуют понятие “милосердие” различные религии и учения?
Краткое содержание Приставкин Ночевала тучка золотая
В 1987 году вышла интересная повесть о детдомовцах «Ночевала тучка золотая», автором которой является Анатолий Приставкин.
В данном произведении идет речь о двух братьях-близнецах Кузьменышах, которые были из детского дома. Вскоре детский дом руководство решает эвакуировать на Кавказ в связи с войной, которая и становится смыслом рассказа.
Приехав, они увидели не то, что им обещали. Туда, куда они приехали, место было мрачным, все люди были замкнутыми, сидели дома. После этого они пошли к воспитательнице Регине и она им очень понравилась, после чего они к ней привязываются.
После этого они берут все на себя, начали управлять всем хозяйством. Еще приезжает Демьян без одной ноги, который обнаруживает, что их колония пуста. Братья немедленно побежали к нему.
Вскоре Сашка погибает от рук преступников, которые были в бегах от ссылки на Сибирь. Сделали они это, потому что они были злы на тех, кто нынче жил на их родной земле. Это убийство было настолько жутким, что тяжко это, даже, представить — его тело было все истерзанно и изуродовано, но что самое интересное, на нем не было ремешка, который отдала ему воспитатель.
В данном эпизоде показывается забота братьев друг о друге, в котором уже через пару часов он забрал тело брата и отвез его на станцию и отправил его к горам, ведь это была мечта Саши.
После смерти брата Саши, у Коли появляется новый брат — Мальчик из Чечни, который понимал, как трудно Коле осознать, что его брат погиб и старается отвлечь его от этой мысли.
В данном произведении, автор описывает, прежде всего, свою историю, в которой описывается то, что в их составе было людей с разными национальностями, и это все веет к золотым словам их воспитательницы, в которых звучало то, что плохого народа не бывает, а бывают всего лишь плохие люди. Вот о чем нам твердит эта ситуация.
Краткое содержание
Главы 1-6
Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в непростое военное время в детдоме лишь благодаря своему преимуществу: «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». Постоянный, изнуряющий голод зимой 44-го заставляет братьев мечтать лишь об одном – «проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем». Недолго думая, Кузьменыши принимаются рыть подкоп под хлеборезку.
В этот момент в детдоме стали усердно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже приближаются к заветной цели, но директор обнаруживает подкоп, и начинается следствие. Понимая, что рано или поздно ниточки приведут к ним и «все равно удирать придется», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.
Их сажают на поезд, который наполняют такими же оборвышами, как и они, из столичных и подмосковных детских домов и приемников. По дороге, чтобы не околеть с голода, братья промышляют мелким воровством на привокзальных рынках.
Во время одной из остановок детдомовцы объедаются неспелыми овощами с огородов, и Сашке, как и многим другим, становится очень плохо. Братьев хотят разлучить, но они даже не помышляют об этом. Колька просит вмешаться Регину Петровну – их будущую воспитательницу, и та «пообещала белой врачихе за братьями, особенно за Сашкой, следить».
Главы 7-13
На месте выясняется, что на пятьсот человек детдомовцев всего руководящего состава – «три воспитателя да директор» Петр Анисимович, бывший завхоз. Не было даже повара, но и варить особенно было нечего. Чтобы добыть себе пропитание, колонисты волокли «в станицу матрацы, подушки, остатки мебели, меняли на картошку, на прошлогоднюю кукурузу».
Проводник поезда Илья подсказывает Кузьменышам способ заработать – украсть комплект зимней одежды. Он сытно кормит братьев, наливает, «как взрослым, сивуху». Илья спаивает братьев, понимая, что «такими да с молодцами любое дельце провернуть можно».
Кузьменыши решают сбежать, разместившись в собачнике – небольшом железном ящике для перевозки собак в поезде. Но в последний момент, вспомнив о любимой воспитательнице Регине Петровне с двумя ее малолетними сыновьями, мальчики меняют свое решение.
Вернувшись в колонию, Кузьменыши узнают, что Регина Петровна устроила их на консервный завод, прибавив братьям лишний год.
Главы 14-18
Кузьменыши вместе со старшими колонистами попадают на консервный завод, где в их обязанности входит сортировка овощей и фруктов. Вечно голодные братья наедаются так, «что только из глаз да ушей не текло».
От работников завода Сашка и Колька узнают, что по приказу Сталина местных чеченцев собрали и «в Сибирский рай повезли», а жителей средней полосы России согнали на Кавказ. Оставшиеся чеченцы «в горах запрятались» и теперь «безобразят».
Главы 19-25
Во время концерта самодеятельности, на который приглашены колонисты и работники завода, совершен поджог машины и дома Ильи. Никто не сомневается, что это – дело рук проклятых чеченцев.
Кузьменыши поддаются всеобщей панике и решают бежать. Но Сашка настаивает на том, чтобы напоследок проститься с Региной Петровной, и говорит, что никуда «не поедет, пока не увидит воспитательницу».
Регина Петровна уговаривает мальчиков остаться, чтобы позже уехать всем вместе, когда она немного поправит свое здоровье. Воспитательницу с детьми отправляют в подсобное хозяйство, где она быстро идет на поправку. В качестве помощников она берет с собой Кузьменышей.
Прожив некоторое время у Регины Петровны, мальчики вместе с одноногим фронтовиком Демьяном собираются в колонию. Воспитательница переживает за безопасность братьев и просит Демьяна присмотреть за ними.
Приехав на место, Кузьменыши обнаруживают подозрительно тихий и пустой дом, в котором «не слышно было ни одного голоса». Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну,что в колонии произошло что-то ужасное. Опытный фронтовик приказывает ребятам свернуть с дороги в кукурузное поле и как можно тише уходить отсюда, но их находит вооруженный всадник.
Главы 26-32
Кольке удается скрыться от преследования, и на следующее утро он возвращается к детдому, чтобы отыскать брата. Он замечает Сашку, который, «прислонясь к забору, что-то пристально разглядывает». Подойдя ближе, Колька с ужасом замечает, что «Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора».
Достав тележку, Колька укладывает на нее труп брата и везет на станцию, ни от кого не прячась. На станции он перекладывает закоченевшее тело Сашки в собачник уходящего поезда, а сам остается.
Кольке не хочется возвращаться в разоренную колонию, но он вспоминает о Регине Петровне, которая обязательно будет их искать, и отправляется в обратный путь. В бывшей колонии мальчик ложится на пол и впадает в забытье. Его приводит в чувство чеченский мальчик в «прожженном ватнике до голых колен» по имени Алхузур. Он рассказывает Кольке о депортации чеченского народа, о разрушении их кладбищ. Вскоре Колька и сам становится свидетелем того, как красноармейцы выкладывают дорогу могильными плитами.
Донельзя истощенных мальчиков ловят и отправляют в детприемник. Они не дают себя разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.
Герои произведения
В повести присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:
Второстепенные герои в произведении также важны. Благодаря им история становится интереснее и приобретает новые краски. Другие персонажи:
В повести персонажи находились в постоянном взаимодействии. Проследить эту связь возможно после прочтения пересказа всех её глав.
Ребята навещают Регину Петровну, а затем отправляются в интернат
Прибывшие на место ребята отправились в гости к Регине Петровне — воспитательнице, с которой они познакомились в дороге и которая очень им понравилась. Затем они направились в станицу. Оказалось, что люди в ней все-таки живут, но скрытно: они не выходят на улицу, не сидят на завалинке. Не зажигают в хатах ночью огней. В интернате новость: Петр Анисимович, директор, договорился о работе на консервном заводе. Туда и записала Кузьменышей Регина Петровна, хотя посылали, вообще-то, только старших, учеников пятых-седьмых классов.
Нападение на колонию
Наутро выяснилось, что Регина Петровна вернулась. Она предложила ребятам отправиться вместе на подсобное хозяйство. Ребята занялись делом. Они ходили по очереди к родничку, гоняли на луг стадо, мололи кукурузу. Затем приехал Демьян, одноногий мужчина, и Регине Петровне удалось его упросить подбросить до колонии Кузьменышей, чтобы получить продукты. Ребята уснули на телеге. Проснувшись в сумерках, они сначала не могли понять, где они находятся. Почему-то Демьян сидел на земле, у него было бледное лицо. Заметив их, он сказал им не шуметь. Оказалось, что колония разорена. Кузьменыши прошли на ее территорию. Двор колонии был завален барахлом, выбиты окна, сорваны с петель двери. Людей нет. Тихо и страшно.
Сюжет
Близнецов Кузьменышей отправляют на Кавказ, подальше от войны, а в действительности — заселять земли, с которых выселили коренных кавказцев. Горцам они не нравятся, зато они подружились с воспитательницей Региной. Их устраивают на завод, но из-за набегов голодных близнецов на огороды и сады разгорается конфликт. Регина увозит их работать в поле. Вместе с проводником их отправили в приют за провизией, но, доехав, они с ужасом обнаружили руины от детдома. На обратном пути на них напали чеченцы. Близнецы разбежались и потеряли друг друга. Коля потерял сознание. Проснувшись наутро, он побрел в село и увидел изуродованное, распятое тело брата. Коля снял его с забора и увез на телеге в горы. Там он познакомился с чеченским мальчиком и сделал его своим близнецом вместо Сашки. Они решили больше никогда не расставаться.
Отношения с переселенцами колонистов
Очень натянутыми стали отношения с переселенцами, что отмечает Приставкин («Ночевала тучка золотая»). Краткое содержание продолжается тем, что колонисты, вечно голодные, начали красть картошку с огородов, затем колхозники поймали на бахче одного колониста. Петр Анисимов задумал провести концерт самодеятельности для колхоза. Последним номером показал фокусы Митек. Вдруг рядом зацокали копыта, послышались гортанные выкрики и ржание лошади. Затем грохнуло, и воцарилась тишина. Донесся крик с улицы: «Взорвали машину! Дом горит! Там Вера наша!»
Читайте также
Год: 1987 Жанр: повесть
Главные герои: близнецы Коля и Саша
1987 год. Анатолий Приставкин пишет повесть о детдомовцах «Ночевала тучка золотая». Суть сюжета произведения в том, что главные герои – близнецы Кузменыши отправлены из Подмосковья на Кавказ, подальше от войны, туда, где тепло и сытно. Описаны события, выпавшие на их долю. Финал трагичен – один из Кузьменышей погибает…
Главная мысль повести «Ночевала тучка золотая» в том, что Приставкин заостряет внимание читателя на умении быть терпимыми к людям других национальностей. Он подчеркивает мысль о том, что на Земле нет плохих или хороших наций. Просто есть плохие или хорошие люди.
Алхузур и Колька
Колька через несколько часов притащил тележку. Он отвез на станцию тело брата и отправил его с составам: Сашка мечтал поехать к горам. Как вы уже, вероятно, догадываетесь, приближается к финалу произведение «Ночевала тучка золотая». Краткое содержание заключительных событий следующее.
Ребят перевели из детской клиники Грозного в детприемник. Здесь держали беспризорных детей перед тем, как отправить их в разные детдома и колонии.
Этими событиями заканчивается краткое содержание. «Ночевала тучка золотая» входит сегодня в список литературы, рекомендованный школьникам России для внеклассного чтения. Тем не менее ознакомиться с повестью было бы полезно не только ребятам школьного возраста. Для широкого круга читателей предназначено произведение «Ночевала тучка золотая». Краткое содержание этой повести было описано лишь в общих чертах, и, обратившись к оригиналу, вы узнаете подробности событий.
Прибытие на Кавказские Воды
Кавказские Воды — название станции, куда они прибыли. Оно было написано на прибитой к телеграфному столбу фанерке углем. Именно на Кавказских водах продолжается действие произведения, которое создал Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая»). Краткое содержание знакомит читателя лишь в общих чертах с этим местом. Здание вокзала во время боев, проходивших здесь недавно, сгорело. За многочасовой путь, проделанный ребятами от станции до станицы, в которой находились беспризорники, ни одного подвода, ни машины, ни путника не попалось. Кругом было пусто… Дозревали поля. Кто-то вспахивал их, засевал, пропалывал. Кто же эти люди? Почему так глухо и пустынно на столь красивой земле?
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Рекомендуем также
Пожар и работа на консервном заводе
Ночью случился пожар. Регину Петровну утром увезли куда-то. А Сашка Кольке показал гильзу и множество следов конских копыт. Вера, веселая шоферица, стала возить ребят на консервный завод. Там было хорошо: трудились переселенцы, ничего не охраняли. Ребята тут же набрали яблок, слив, груш, помидоров. «Блаженную» икру дает тетя Зина (баклажанную, но название ее Сашка забыл). А однажды тетя Нина призналась, что местные жители боятся чеченцев, которых отправили в Сибирь. Возможно, некоторым из них удалось сбежать, и они запрятались в горах.