Чему учит общество человека

Что такое обществознание?

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Содержание

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Источник

Человек и общество. Изучаем обществознание

Урок 9. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Конспект урока «Человек и общество. Изучаем обществознание»

Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро сказал однажды: «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря».

А действительно, согласитесь, что человек и общество постоянно взаимодействуют между собой. При этом важно понимать, что общество – это крайне сложный и многогранный механизм. Наша повседневная жизнь состоит из необходимости выбора, принятия решения. И за каждое своё решение человек несёт ответственность как перед собой, так и перед обществом в целом.

Ведь на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации мир постоянно задаёт человеку вопросы, которые и сложны, и просты одновременно: «Для чего мне нужно жить в обществе?», «Зачем создаются семьи?», «Что такое власть?», «Какую роль государство играет в моей жизни?», «Что считается преступлением?» и так далее.

Согласитесь, что на многие из них ответить однозначно очень сложно, именно поэтому нам может прийти на помощь обществознание.

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Если внимательно посмотреть на слово «обществознание», то мы с вами заметим, что оно состоит из двух частей: «общество» и «знание». То есть «обществознание» – это знание об обществе.

Ну, а если говорить более научным языком, то под термином обществознание принято понимать комплекс дисциплин, формирующих объёмную картину социального мира и закономерности существования общества в целом. Каждая из них интересна по-своему, имеет свои особенности и методы исследования, отражает свой спектр человеческой жизни, её отношение к окружающей действительности.

Что же это за дисциплины?

Прежде всего это социология – наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях, общностях и группах.

Основным понятием социологии является «социальное», то есть межчеловеческое, совместное, общее. Отсюда и логика социологического понимания сущности общества как социального продукта, как результата совместных действий. Поскольку люди взаимодействуют друг с другом, большинство этих действий можно рассматривать как социальные.
Во-вторых, политология – наука о политике, её взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, поскольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счёте изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.

В-третьих, право – система общеобязательных, формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

В-четвёртых, экономика – наука, изучающая отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Такие блага представлены в ограниченном количестве и способны удовлетворять потребности людей, поэтому они имеют цену. Законы рынка, динамика цен на товары, затраты и прибыль производителя, проблемы инфляции, безработицы, налоговая и бюджетная политика государства – это далеко не полный перечень аспектов предмета изучения экономики.

В-пятых, философия – одна из древнейших наук, особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём.

К числу самых известных философских вопросов относятся, например, вопросы: «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично – материя или сознание?», «В чём смысл жизни?», «Кто такой человек?», «Какое место занимает человек в мире?», «Как человек познаёт мир?», «Зачем человек нужен?» и многие другие.

Кстати, о философах, искавших ответы на эти вопросы, существует множество забавных историй. Один из философов, Диоген, зажёг днём фонарь и пошёл с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днём с огнём не сыщешь».

Другой древнегреческий философ Платон определил человека «как двуногое существо без перьев». Знакомый уже нам Диоген общипал петуха, и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «С плоскими и широкими ногтями».

Изучение обществознания также нельзя представить себе без изучения таких наук, как:

Культурология – наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Любой народ создаёт оригинальную культуру, отличающую его от других народов и придающую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечивается непрерывность существования народа. Учёные говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслируется в будущее».

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями всё же существует.

Педагогика – наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

Этика – философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Психология – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

История – наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений.

Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Характерной особенностью обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Это такой своеобразный конструктор, где каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объёмную картину социального мира, поскольку нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах.

Например, для объяснения экономических процессов в жизни общества и человека нельзя обойтись лишь экономическими понятиями. Необходимо также учитывать и влияние государства и политики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тесно связана с экономикой. Кроме этого, необходимо рассматривать различные социальные, психологические или исторические аспекты, которые приводят к определённой деятельности человека в данной сфере.

Конечно же, у многих из вас возникнет закономерный вопрос: и зачем мне всё это вообще нужно?

Ведь я собираюсь быть не историком, не философом или социологом, а инженером или математиком. Ну или если бы мне нужно было задавать экзамен по этому предмету, а так только время тратить.

Но разве мы изучаем обществознание, только чтобы сдать экзамен? Конечно, нет. Безусловно, экзамен очень важен – многим из вас он откроет возможности получить престижное образование, высокооплачиваемую профессию и сделать успешную карьеру. Поскольку обществознание является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ при поступлении на некоторые специальности, связанные с историей, политологией, юриспруденцией и экономикой.

Но дело не только в экзамене. Обществознание необходимо сегодня буквально всем – будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, чиновникам – оно нужно всем гражданам нашей страны независимо от их профессии.

Обществознание мы изучаем прежде всего для жизненной пользы: чтобы уметь применять знания на практике.

Чему учит общество человека. Смотреть фото Чему учит общество человека. Смотреть картинку Чему учит общество человека. Картинка про Чему учит общество человека. Фото Чему учит общество человека

Мир, в котором мы живём, развивается со стремительной скоростью. Выбрать стартовую точку для самостоятельного путешествия в нём – сложный и ответственный шаг. Надо быть готовым ко всё новым вызовам, правильно ориентироваться в море возможностей, которые предоставляет современное общество. А мы люди, и живём мы в обществе, поэтому те из нас, кто знает устройство общества и всех его сфер, выигрывает.

Поэтому мы можем говорить о том, что современному человеку не обойтись без знаний о обществе, законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии, без знания всего этого трудно выработать осознанную и ответственную жизненную позицию.

Источник

Человек и общество

Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию

Определения общества

В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле :

Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

Сферы общественной жизни

Типы обществ

ТипТрадиционноеИндустриальноеИнформационное, или постиндустриальное
Краткая характеристикаПреобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнутыБольшая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственностиВ экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий
Время и способ возникновенияПереход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э.Промышленная революция в XVII−XVIII вв.Вторая половина 20 века – научно-техническая революция
Главный фактор производстваЗемляКапиталИнформация
Главный продукт производстваЕдаПромышленные изделияУслуги
Характер трудаРучной трудМеханизация трудаАвтоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда

Природа

Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни). Признаки природы как динамической системы:

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

Основные глобальные проблемы:

Биологическое и социальное в человеке

БиологическоеСоциальное
Наличие инстинктовСпособность производить орудия труда
Биологические потребностиЧленораздельная речь
Приспособление к окружающей средеДуховные потребности, способность мыслить и творить
Возможность использовать природные предметыДеятельность как способ преобразования мира

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

Различают следующие этапы социализации:

Деятельность

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд. Характерные черты деятельности людей:

Мышление

Мышление — активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Типы мышления:

ЗнаковоеСвязано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика.
ОбразноеЗадача дается в конкретной и наглядной форме.
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций
ТеоретическоеЗадача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности.

Социальные группы

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Классификация социальных групп:

Межличностные отношения

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.

Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Варианты поведения при конфликте:

Подростковый возраст

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Наука

Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Религия

Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

Главные функции религии :

Мораль

Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

Совесть

Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

Образование

Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структура образования в РФ:

Духовная жизнь

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

Искусство

Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

К духовной сфере жизни общества относятся:

Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

Даниил Романович | Просмотров: 7.9k | Оценить:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *