Чему учит обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо
О фильме «Обыкновенное чудо» и самые-самые цитаты
― Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен.
― А кто у нас муж?
― Волшебник.
― Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками.
Зачесть все цитаты. (Добрый день. Я король, дорогие мои. )
Песни из фильма. (Нелепо, смешно, базрассудно, безумно, волшебно. )
В ролях: Олег Янковский (Хозяин), Ирина Купченко (Хозяйка), Евгений Леонов (Король), Евгения Симонова (Принцесса), Александр Абдулов (Медведь), Екатерина Васильева (Эмилия), Юрий Соломин (Трактирщик Эмиль), Андрей Миронов (Министр-администратор), Ервант Арзуманян (Первый министр), Всеволод Ларионов (Охотник), Нина Пушкова (Аманда), Валентина Воилкова (Оринтия), Андрей Леонов (Ученик охотника), Владимир Долинский (Палач).
Мосфильм. По заказу Гостелерадио СССР. 1978.
Обычный волшебник. 15 лет влюблен в свою жену, как мальчик, и хочет поговорить с ней о любви. Мог бы песню написать, в Атлантиду свозить, или Святой Грааль подарить.
Но он очень хороший волшебник, поэтому решил замахнуться на Вильяма Нашего Шекспира рассказать ей сказку. Потому что все любят хорошие истории.
Они даже стали спорить с ним и не слушаться (во народ, а! То яблоки тырят из сада, то папу не слушаются. А у папы, между прочим, недуг).
Тут-то и началось самое интересное. Потому что оно всегда начинается, когда что-то выходит из-под контроля. Когда Нео начинает верить, что он избранный, когда у Шурика ломается машина времени, и когда Медведь отказывается целовать принцессу.
Влюбленные будут вести как обычно, проявляя чудеса идиотизма и непонимания. Король снова докажет, что он не гений, он король, просто король. Министр-администратор занесет, откатит и распилит все, что можно. Что нельзя, тоже распилит, и даже тюремщик убежит, не дожидаясь бонуса по зарплате.
И в конце все будет очень-очень плохо, и спасти принцессу сможет только чудо. Случится ли ОНО? Каждый раз, когда смотрю, переживаю.
Зачем стоит пересмотреть фильм «Обыкновенное чудо»? Чтобы увидеть:
— Екатерину Васильеву в роли первой Кавалерственной дамы.
— мастерское обращение Министра-Администратора с королевский бюджетом.
— и насладиться лучшим в мире Королем в лице Евгения Леонова.
― О принцессе вы не подумали?
― Ничего, влюбляться полезно.
― Бедная влюбленная девушка поцелует юношу и он превратится в дикого зверя?
― Дело житейское.
― Да, но потом он убежит в лес!
― Бывает, убегают.
― Добрый день. Я король, дорогие мои.
― Должен предупредить гости мы беспокойные. Я страшный человек.
― Да?
― Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен.
― Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и все.
― Не угодно ли Вам умыться с дороги, сударыня?
― Но у нас же нет мыла!
― Я дам вам все, что потребуется. И сколько угодно горячей воды.
― Горячей воды?! Она святая!
― Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен.
― Чего зря время терять?
― В полночь. Жду.
― Вы негодяй.
― Да. А кто нынче хорош?
― Ну, как? Придете?
― И не подумаю. А еще пожалуюсь мужу, и он превратит вас в крысу.
― А кто у нас муж?
― Волшебник.
― Предупреждать надо.
― Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками.
― Приготовьте посуду, тарелки, я буду все это бить.
― Уберите хлеб из овина. Я подожгу овин.
― Принцесса! Это вы? Какое счастье! Зачем вы здесь?
― 3 дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны!
― Сейчас опять начнет казнить. Кхе-кхе. Господи, я так простужен! Нет работы вредней придворной.
― Да.
― Эй, вы там! Плаху, Палача и рюмку водки! Водку мне, остальное ему! Живо!
― Потерял сознание, остались только чувства тонкие, едва определимые. То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь.
― Как почетный Святой, почетный Великомученик, почетный Папа Римский нашего Королевства, приступаю к таинству обряда.
― Да, я взбунтовался! Я взбунтовался! И Вы вовсе не величайший из королей! А всего лишь выдающийся, да и только!
― Ой.
― Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец.
― Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны.
И ведь что интересно.
А что будет, если Медведь не поцелует Принцессу?
— А что будет, если Ева не откусит от яблока? Что-что. Будет неправильный Apple!
— А что будет, если Люк не отправится на планету Дагоба? Энакин так и останется плохишом.
— А Крошка Енот так и не подружится с тем, кто сидит в пруду.
Это будет совсем другой мир, совсем другая история. И совершенно неправильные пчелы.
Так что поцелует. Но не сразу. Потом. Во второй серии.
Чему как бы учит нас фильм «Обыкновенное чудо»
Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!
Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:
Зачесть все цитаты. (Добрый день. Я король, дорогие мои. )
Песни из фильма. (Нелепо, смешно, базрассудно, безумно, волшебно. )
Ссылки по теме
«Обыкновенное чудо» на Википедии. Есть ссылка для просмотра на канале «Мосфильма».
Фильм на сайте кинотеатр.ру. В каментах назвали бессмысленной чушью. Я негодуэ!
«Обыкновенное чудо» на сайте Рускино. Обсуждают, пишут добрые слова. Обзывают шедевром.
Присмотреть на Озоне:
— 5 DVD: Фильмы Марка Захарова. «Лабор ист ест ипсе волюмпас»!
— Audio CD. Г.Гладков. Обыкновенное чудо / 12 стульев. Отличные песни из отличных фильмов.
— Audio CD. Г.Гладков. Формула любви (+ Обыкновенное чудо и Дом, который построил Свифт).
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.
Убить дракона (Всех учили, но почему ты оказался первым учеником?)
Кин-Дза-Дза! (Дядя Вова, цапу надо крутить, цапу!)
Гараж (Не трогайте макака суматранского!)
Тот самый Мюнхгаузен (Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!)
Кавказская пленница (Простите, часовню тоже я развалил?)
А на посошок.
— Так вот вы где, Вас мне и надо. Вы съесть изволили Мою морковь!
Анализ сказки Обыкновенное чудо Шварца
Сказка эта, конечно, обладает многими признаками жанра: герои (волшебники, царские особы), приёмы (превращения, магия) … Но всё-таки это не традиционная детская сказка.
Во-первых, это пьеса. Читать такую сказку на ночь ребенку было бы очень сложно. А вот для взрослого прийти в театр на такую постановку, посмотреть прекрасный фильм, даже просто прочесть и не запутаться в героях – как раз удобно.
Во-вторых, в самом предисловии говорится, что тот же король – это домашний тиран в обычной жизни, который оправдывает своё поведение, например, наследственной болезнью сердца. В каждом герое можно узнать современный читателю типаж, но, в принципе, характеры вечны. Сам автор говорит, что сделал своих героев сказочными, чтобы проще было увидеть «чистый» характер безо всяких оправданий и психологических объяснений. И Шварц призывает воспринимать сказку просто, не ища в ней скрытых смыслов.
В центре истории – любовь, считай, запретное чувство принцессы и «оборотня», который из юноши превратится в медведя после поцелуя. Обычно поцелуй любви расколдовывает, а тут – наоборот. Такой приём использует автор для контраста с другими сказками. Его «Альтер эго» — волшебник призывает Медведя быть смелей – поцеловать принцессу, не думая о последствиях, совершать безрассудные поступки. Но молодые люди очень много думают, сомневаются и боятся.
Характер каждого героя через его речь и поступки мастерски прописан. Хозяйка рациональна, но очень добра. Именно она первая жалеет превращенного Медведя, которому так трудно быть настоящим Человеком. Волшебник смотрит на всё чуть отстраненно, как на свой «проект», даже забаву. Мил Король, унаследовавший вместе с фамильными драгоценностями и семейные недостатки, например, любовь к отравлениям.
Тест сказки наполнен парадоксальным юмором. Сказочные герои играют свои роли, а Волшебник и его жена больше смотрят со стороны зрителя и нашего современника. В сказке много философских мыслей, но основная – в похвале тем, кто решается любить, понимая, что так или иначе всему этому придет конец. И ещё, что нет логичного и спокойного мира без слова «вдруг».
Сказка заканчивается счастливо, нарушив собственные правила, заданные вначале. Правда, некоторые герои превращаются в животных и птиц, но от этого всем только лучше. После прочтения остаётся много поводов поразмыслить, ещё больше вопросов, чем в начале.
Обыкновенное чудо
Эта и ещё 2 книги
за 299 ₽
Необыкновенная книга про обыкновенное чудо
Одна из самых прекрасных сказок Шварца. Конечно, фильм Захарова прекрасен, но разве не приятно прочесть оригинал? Как всегда, фильм снят не слово в слово с книгой, поэтому у читателя всегда есть место для открытий.
Одна из самых прекрасных сказок Шварца. Конечно, фильм Захарова прекрасен, но разве не приятно прочесть оригинал? Как всегда, фильм снят не слово в слово с книгой, поэтому у читателя всегда есть место для открытий.
Это великий автор и удивительная книга. Мне бы очень хотелось, что бы она была включена в школьную программу. Многие книги учат добру, но как это сделал Евгений Шварц, не сможет никто. То о чём он пишет, сейчас, в век прагматизма и практицизма, по моему теряется, а жаль. Нам не хватает безумства страстей и поступков. Мы становимся похожими на не размоченные сухари, которых ничего не трогает.:-(
Это великий автор и удивительная книга. Мне бы очень хотелось, что бы она была включена в школьную программу. Многие книги учат добру, но как это сделал Евгений Шварц, не сможет никто. То о чём он пишет, сейчас, в век прагматизма и практицизма, по моему теряется, а жаль. Нам не хватает безумства страстей и поступков. Мы становимся похожими на не размоченные сухари, которых ничего не трогает.:-(
Мне книга очень и очень понравилась! Читается легко и просто! Прекрасная история любви и чувства, которые побеждают даже наложенное волшебство, и происходит настоящее чудо! Евгений Шварц смог точно передать все чувства и эмоции людей, он хотел показать нам, какое бывает чудо. Великая книга показывает, что только настоящая любовь может свершить ЧУДО несмотря на любые препятствия. Советовала бы прочитать эту замечательную книгу.
Чему учит обыкновенное чудо
Великий режиссер Марк Захаров считал, что Шварц спрогнозировал всё, что с нами будет. А великий режиссер Николай Акимов, поставивший в своем театре Комедии все пьесы Шварца, был уверен: у них «такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста».
«Сказка о потерянном времени», «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо». Мы произносим фразы и даже не вспоминаем, кто их автор: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!».
Происхождение его самое интеллигентно-разночинное. Родился в 1896 году в Казани. Родители — студент Казанского университета, а позже земский хирург Лев Борисович Шварц и курсистка-акушерка, дочь рязанского цирюльника Мария Фёдоровна Шелкова. Дед, Берка (Борис) Шварц, крещеный еврей из местечка Пяски Люблинской губернии, владел мебельным магазином, его жена Хая-Бейла Гершевна, вела дом. И у Шварцев, и у Шелковых было по семеро детей; все получили образование.
Мальчик постоянно писал дневники, по дням всё в них фиксируя.
«Отец — человек сильный и простой. Играл на скрипке. Пел. Рослый, стройный, красивый, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать — много талантливее, сложная и замкнутая. Боюсь, что для простого и блестящего отца моего наш дом, сложный и невеселый, был тесен и тяжел».
Мальчика растили космополитом. В позднем дневнике Шварц вспоминал, как игнорировал антисемитские высказывания.
«Так как я себя евреем не считал, то не придавал сказанному ни малейшего значения. Просто пропускал мимо ушей».
Тем не менее еврейство очевидно как важный компонент его развития. Например, в 1914 году юный Шварц подал документы, чтобы поступить в военное училище. «Вдруг выяснилось, что я, рождённый русской женщиной, по всем документам русский, в военное училище поступить могу только с Высочайшего разрешения, так как отец у меня — еврей!».
Пришлось учиться на юридическом факультете Московского университета. Осенью 1916 года он был призван рядовым, но переведен в военное училище в Москву юнкером. В начале 1918 года вступил в Кубанскую армию генерала Покровского, принимал участие в боях против большевиков, затем присоединился к Добровольческой армии и участвовал в «Ледяном походе» Корнилова на Кубань, где от контузии получил страшный тремор рук и лишился передних зубов.
«Мне не хочется рассказывать о тех годах, куда меня несло, туда я и плыл, пока несчастья не привели меня в себя».
Он повторил судьбу многих творцов того времени, которых бросало «из строя в строй». Выписавшись из госпиталя, поступил в университет в Ростове-на-Дону, начал играть в труппе «Театральная мастерская», а в 1920 году, после занятия Ростова-на-Дону большевиками, зачисляется в политотдел Кавказского фронта РККА как актер.
После демобилизации Шварц с молодой женой, актрисой Гаянэ Халайджиевой, продолжали выступать с «Театральной мастерской». В голодной советской провинции это не приносило ничего, и в 1921 году по протекции Николая Гумилёва труппа переехала в Петроград. Они везли с собой твердую валюту — бидоны с подсолнечным маслом. Гумилёв уже был расстрелян ЧК. Шварц с женой остались в Петрограде, подрабатывая чем попало.
В это время он познакомился с литературной группой «Серапионовы братья», стал писать фельетоны под псевдонимами, потом работал секретарем у Корнея Чуковского, подружился с Николаем Олейниковым, через него сблизился с ОБЭРИУтами. Перешел в издательство детской литературы «Радуга» и одновременно — в детский отдел Госиздата под руководством Маршака.
В 1924 году в альманахе «Воробей» вышло первое детское произведение Шварца — «Рассказ старой балалайки». «Балалайку» заметил Маршак и похвалил Мандельштам, и за ней последовало довольно много детских рассказов.
Несмотря на демонстративный космополитизм, существует свидетельство, что в 1928 году Шварц для официального документа назвался «иудеем», а служащий написал «индей». Стихотворение Олейникова «Генриетте Давыдовне» (1928) написано по следам этого курьеза:
Я красив, я брезглив, я нахален,
Много есть во мне разных идей.
Не имею я в мыслях подпалин,
Как имеет их этот индей!
В 1930 году он оставил первую жену и вступил в брак с Екатериной Ивановной Зильбер.
«И я чудом ушел из дому. И стал строить новый. И новее всего для меня стало счастье в любви. Я спешил домой, не веря себе. До тех дней я боялся дома, а тут стал любить его. Убегать домой, а не из дому».
Второй жене Шварц впоследствии посвятил пьесу «Обыкновенное чудо». А Гаянэ стала прообразом мачехи из «Золушки».
Еврейский бэкграунд порой прорывался открыто. В пьесе «Голый король» (1934 год) король выясняет у придворного ученого родословную Принцессы, ведущуюся «от Адама»:
Король. Какой ужас! Принцесса еврейка?
Ученый. Что вы, ваше величество!
Король. Но ведь Адам был еврей?
Ученый. Это спорный вопрос, ваше величество. У меня есть сведения, что он был караим.
Король. Ну то-то! Мне главное, чтобы принцесса была чистой крови».
(Караимов, секту, отделившуюся от иудаизма ещё в I тысячелетии, нацисты не тронули.)
Опасавшийся всего на свете Шварц отказался отречься от осужденного Николая Олейникова и помогал семье арестованного Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности он обычно отвечал: «Пишу всё, кроме доносов».
. «Тень» была запрещена сразу после премьеры.
В блокадном Ленинграде они с женой дежурили на крыше писательского дома на канале Грибоедова: «Если убьют, так уж вместе». В конце 1941 года Шварцев эвакуировали. Лимит багажа составлял 10 кг на человека. Шварц взял с собой пишущую машинку. Дневники он сжег.
В эвакуации он начал работать над «Драконом».
В 1943 году в Сталинабад эвакуировали Ленинградский театр Комедии, Шварц стал в нем завлитом, а в 1944-м вместе с театром приехал в Москву. В августе там состоялась премьера «Дракона», которого немедленно запретили, и при жизни автора он так и не был больше поставлен.
После войны он снова начал вести дневники. Из этих записей составилась «Телефонная книжка»: почти 200 портретов современников.
«Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг — исчезнут. ».
Отсылки к еврейским мотивам в дневниках Шварца со временем только усиливались, как с возрастом усиливались еврейские черты и в его внешности. А героев-евреев в «Телефонной книжке» очень много; в литературно-театральных и врачебных кругах обеих столиц они преобладали.
Илья Эренбург описал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку». Вениамин Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Леонид Пантелеев «вдруг увидел Шварца вплотную, заглянул ему поглубже в глаза и понял, что он не просто милый, обаятельный человек, не просто добрый малый, а человек огромного таланта, человек думающий и страдающий…»
Он долго и трудно шел к жанру, который дал бы ему возможность свободно говорить обо всем. Николай Чуковский писал: «Евгений Львович был писатель, очень поздно себя нашедший. Первые десять лет его жизни в литературе заполнены проблемами, попытками, мечтами, домашними стишками, редакционной работой. О том, что путь этот лежит через театр, он долго не догадывался. Он шел ощупью, искал, почти не пытаясь печататься, упорно и нервно, скрывая от всех свои поиски. У него была отличная защита своей внутренней жизни от посторонних взглядов – юмор. От всего, по-настоящему его волнующего, он всегда отшучивался. Он казался бодрым шутником, вполне довольным своей долей. А между тем у него была одна мечта – высказать себя в литературе. Ему хотелось передать людям свою радость, свою боль».
С детства он болезненно переживал трагические моменты книг и старался их пропускать, а в своих произведениях всегда давал надежду. Эмилия в «Обыкновенном чуде» восклицает: «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных!»
Но когда один за другим случилось несколько инфарктов, он не мог сопротивляться. Мрачно шутил, что подписался на 30-томное собрание сочинений Диккенса и не знает, на каком томе «это случится».
Он умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Последние его слова: «Катя, спаси меня!»
Урок литературы «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» Е.ШВАРЦА X КЛАСС
Урок литературы «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» Е.ШВАРЦА
Аннотация. В ходе углублённого анализа сказки ученики постигают дра- матическое произведение Е.Шварца и знакомятся с понятием «сказка для взрослых».
Ключевые слова: авторская сказка, фольклор, эпитет, антитеза, сравне- ние, добро и зло.
Abstract. During the in-depth analysis of the fairy tale students perceive the dramatic work of E.Schwartz and get acquainted with the concept of “a fairy tale for adults”.
Keywords: author’s fairy tale, folklore, epithet, antithesis, comparison, good and evil.
Любите друг друга, да всех нас заодно, не остывайте, не отступайте —
и вы будете так счастливы, что это просто чудо.
Сказки — это часть нашей повседневной жизни, они сопровождают нас с самого дет- ства и помогают ребёнку познать жизнь. Но не менее интересными и познавательными могут стать и сказки для взрослых, особенно сказочные пьесы. В основной школе, к сожа- лению, мало внимания уделяется драматур- гии, поэтому учащимся сложно анализиро- вать пьесы. Особого внимания на уроках вне- классного чтения в 10 классе заслуживает творчество Е.Шварца. Многие дети с удивле- нием узнают, что знакомы с произведениями драматурга ещё с раннего детства.
Несмотря на то что драматург часто ис-
пользовал готовые сказочные сюжеты, его ге- рои оригинальны и неповторимы. Погружаясь в мир сказочных пьес, по-новому узнаёшь зна- комых с детства героев. Все персонажи Швар- ца, несмотря на своё сказочное происхожде- ние, имеют реальную основу в современном ему обществе, ведь подлинный художник все- гда изображает реальность, даже в сказке. Сказки Шварца написаны для взрослых, кото- рые в глубине души не перестали быть детьми и по-прежнему верят в чудо, которое у писателя часто становится рукотворным. Аннунцианта, героиня пьесы «Тень», говорит учёному, что
«взрослые — осторожный народ. Они прекрас-
но знают, что многие сказки кончаются печаль- но». Творчество драматурга заставляет заду- маться о том, что больше всего несчастий себе приносит сам человек, поступая неправильно. Счастье нужно завоёвывать и создавать само- му — вот основная идея каждой сказочной пье- сы Шварца.
Для постижения смысла пьес-сказок важ- но предложить ученикам обратить внимание на то, что Шварц редко использует последо- вательное течение сюжета. Если в сказках сюжет построен по следующей схеме: зада- ние (цель) — исполнение — предупреждение (запрет) — нарушение — расплата — преодо- ление, то в пьесах Шварца действие начина- ется именно с предупреждения и нарушения запрета. Тем самым драматизм событий сра- зу доведён до высшей точки. Определённую сложность вызывает и прочтение пьес, уче- никам непросто работать с текстами, в кото- рых отсутствует описание и авторская оцен-
ка. Поэтому важно составить определённый алгоритм работы с пьесой:
1. Работа с афишей (в сказках Шварца, как правило, мало имён, его основные герои именуются по сфере их деятельности, многие характеры типичны).
2. Работа с эпиграфом (к сказкам драма- турга, как правило, предпослан эпиграф из эпического источника, но не всегда события развиваются в соответствии с эпиграфом).
3. Работа с прологом, в котором рассказ- чик или герой, исполняющий роль рассказ- чика, может выступить с небольшим рассуж- дением о смысле пьесы перед развитием ос- новного действия; таким образом, пролог является завязкой сказочной пьесы.
4. Подборка цитат по ходу чтения, кото- рые характеризуют героев пьесы.
5. Составление плана сказки.
6. Анализ сказки. Постижение образов героев.
Итак, путешествие в сказочный мир Е.Шварца лучше всего начать с изучения его замечательной сказки «Обыкновенное чудо», в которой автор охарактеризовал обычных людей, используя сказочные маски. Эпиграф к уроку — фраза Хозяина: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви».
Для раскрытия основной идеи пьесы ва- жен пролог, в котором выступает рассуж- дающий человек. Он рассказывает своего рода сказку о сказке: «Сказка рассказывает- ся не для того, чтобы скрыть, а для того, что- бы открыть, сказать во всю силу, во весь го- лос то, что думаешь», — это перифраз тра- диционной присказки: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Таким образом, автор подчёркивает преемствен- ность своего сказочного замысла. Герои со- временны, но истины, которые они несут, незыблемы. Пролог — своего рода предло- жение войти в сказку и не только самостоя- тельно оценить каждого персонажа, но и узнать, чем закончится история любви мед- ведя и принцессы. Далее снова перифраз фольклорного мотива: «Это ещё не сказка, сказка будет впереди». Таким образом, пе- ред нами сказка, призванная воспитанию наших чувств. В конце урока необходимо дать определение слову «чудо».
Предварительно можно предложить уче-
никам дома подобрать сказки, в которых встречаются образы героев пьесы, заполнить схему и попытаться определить основной конфликт пьесы (табл.).
Перед нами сказочная реальность, кото- рая, кажется, ничем не отличается от обыкно- венной жизни. Где же человек попадает в сказку, что стало с Лукоморьем и зелёным ду- бом в пьесе Шварца? С детства мы представ- ляем необыкновенный остров, где раскинул ветви могучий дуб, а кот рассказывает сказки всем желающим. Как правило, сказка расска- зывается от третьего лица, которое всё же ка- ким-то образом участвовало в событиях. Но иная пьеса-сказка получилась у Шварца: во- все не Лукоморье правит сказочной реаль- ностью, всем в мире заправляет загадочный волшебник, уставший искать в людях хоро- шее, потому он всячески чинит препятствия истинной любви, которая, по его мнению, обязательно должна победить, а если нет, значит, люди стали хуже, потому и недостой- ны счастья. У Шварца реальный мир соприка- сается со сказкой, ведь волшебник живёт не в сказочном тридевятом царстве, а где-то в Карпатских горах. Хотя свита короля и при- была к нему из-за тридевяти земель, всё- таки сказочное пространство отсутствует, пред нами реальные декорации. Образ рас- сказчика в фольклорных сказках обычно от- сутствует, как и оценочность событий, в отли- чие от сказок Шварца, где чётко расставлены герои, которые отлично говорят сами за себя. Но всё-таки все «современные» герои по- прежнему ищут счастья, дружбы и любви.
Первые герои, с которыми знакомятся
читатели, — это Хозяин и Хозяйка, которые являются хранителями определённых зна- ний, традиций, именно они становятся ката- лизатором действий остальных героев.
Как правило, ученики сравнивают Хозяина с волшебником Мерлином, который не только программирует судьбы своих подопечных, но и сам находится во власти рока из-за нежных чувств к жене, хотя ему известно (ведь он вол- шебник), что подопечные в будущем обяза- тельно принесут ему печаль. Характеризую- щее его высказывание: «Но просит душа чего- нибудь этакого… волшебного». Хозяин распоряжается не только своим домом, но и судьбами других людей, словно в его руках марионетки. Он не ждёт от других хорошего, но в глубине души рассчитывает на это. Хозяин верит в силу чуда и поступка, но при этом че- ловек должен обязательно принять решение, совершить поступок, только в этом случае он может раскрыться полностью. Волшебник тоже испытывает страх — он боится потерять любимую жену, которая не бессмертна, как
он: «Мне предстоит пережить тебя и затоско- вать навеки». Микроконфликт образа Хозяина проявляет себя в словах: «Иногда пошалишь, а потом всё исправишь. А иной раз щёлк — и нет пути назад!». Этот образ олицетворяет не- умолимость рока и силу провидения, которая, впрочем, часто склоняется перед силой по- ступка отважного человека.
Образ Хозяйки пришёл из бытовых ска- зок, ведь у неё нет волшебных способностей, наоборот, подчёркивается, что она обыкно- венная женщина, но у неё необыкновенный муж. Её можно назвать Хозяйкой Медной горы, неслучайно она вместе с мужем живёт где-то в Карпатских горах, которые овеяны чудесами. Хозяйка любит мужа, но боится его волшебной силы. Возможности жить обычной жизнью у Хозяйки нет, потому что необычны обстоятельства, предлагаемые за- скучавшим волшебником. Микроконфликтом становится нежелание Хозяйки видеть, что её муж волшебник: «Кто обещал исправить- ся? Кто обещал жить как все?»
Медведь — герой, который является про- изведением волшебника, семь лет назад он был зверем, а стал человеком, благодаря на- пряжённой работе. Но воля его пока не силь- на, потому что он не может стать независи- мым от Хозяина, который держит его во вла- сти заклятия. Медведь говорит, что у волшебника золотые руки («Из живого сделай ещё более живого. Вот это работа!»), то есть настоящий человек — это рукотворное соз- дание! Медведя можно сравнить с Иванушкой из сказки «Морозко» или с принцем из сказки
«Беляночка и Розочка», но принципиальная
новизна образа в том, что медведь стал че- ловеком, чтобы научиться жить, в отличие от людей, ставших животными, чтобы осознать свою неправоту. «Быть настоящим человеком очень нелегко», — говорит он о себе. Медведь много учился, путешествовал, но пока не по- любил и не поставил другого человека выше себя, он не может говорить о том, что он че- ловек. Юноша очень боится утратить свою человечность, нарушив запрет, который на- ложил на него волшебник, — поцелуй прин- цессы. Снова перевёрнутая сказка: принц разбудил спящую красавицу поцелуем, Иван- царевич превратил лягушку в царевну, — та- ким образом, герои стали собой, потому и Медведю суждено стать собой — зверем.
«Когда какая-нибудь первая попавшаяся
принцесса меня полюбит и поцелует — я ра- зом превращусь в зверя и убегу в мои родные горы». Итак, Медведь оторван от привычных условий жизни, он презирает принцесс, ко- торые, по его мнению, заносчивы и капризны, потому не способны любить по-настоящему, поэтому юноша не верит в любовь. Медведь изо всех сил хочет стать лучше: «Мне каза- лось, что человеку жить очень трудно, и я со-
«Что я делаю! Я погублю её и себя!»
Король — образ, который встречается практически во всех сказках и чаще всего на- делён отрицательными чертами. Король — обыкновенный деспот, который объясняет все свои недостатки дурной наследствен- ностью: «Я вместе с фамильными драгоцен- ностями унаследовал все подлые фамильные черты». Но самая главная черта короля — лю- бовь к дочери, она его делает лучше, ведь принцесса «совсем не похожа на королевскую дочь», потому что деспотичный монарх по- стоянно оберегал её от жестокой истины, создав иллюзию с помощью лучших людей королевства. Но всему приходит конец, имен- но в тот момент, когда Принцесса начала до- гадываться, что в жизни есть и тёмная сторо- на, король отправился в путешествие, чтобы отвлечь дочь. Но, несмотря на желание спасти Принцессу от правды, король не отправился в путешествие без палача, «доказавшего свою практичность, знание жизни, распорядитель- ность», палач стал для тирана необходимым, чтобы постоянно доказывать свою власть. Отравление инакомыслящих, интриги, под- лость, безучастность ко всему, что не касается собственных капризов и дочери, делает образ короля неприятным, но типичным. «Я потерял сознание, остались одни чувства… Тонкие… Едва определимые… То ли мне хочется музы- ки и цветов, то ли зарезать кого-нибудь. Чув- ствую, чувствую смутно-смутно — случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действи- тельности — нечем…» Сила короля была в его любви к дочери, как только Принцесса стала
несчастной, король струсил, он не смог ей помочь, ведь сам так мало любил. Король ушёл от действительности, отказался от вла- сти, ведь он не смог сделать счастливой дочь, потому и отдал государство на разграбление Министру-администратору. Микроконфликт образа: «Я не гений какой-нибудь. Просто ко- роль, каких пруд пруди».
Принцесса — настоящая героиня вол- шебной сказки, чем-то напоминает прин- цессу на горошине, которая долго жила без- мятежно, но из-за небольшого зёрнышка истины проснулась и взглянула на мир ина- че. Она единственная полностью положи- тельная героиня сказки, ведь у неё нет недо- статков, именно поэтому её полюбил такой необычный юноша, как Медведь. «Я только немного растерялась. Видите ли, меня до сих пор никто не называл просто: милая де- вушка» — эта фраза отлично характеризует Принцессу, которой так не хватало нежности и любви. Принцесса отважна в борьбе за своё счастье, она сбегает от отца и мчится за возлюбленным: «Три дня я гналась за вами… чтобы сказать, как вы мне безраз- личны». Принцесса хочет завоевать того, кого она любит. Девушка боится причинить боль Медведю: «Вы, вы, молча будете бро- дить взад-вперёд по комнатам, как по клет- ке? Никогда не поговорите со мною по-че- ловечески? А если я уж очень надоем вам своими разговорами — вы зарычите на меня, как зверь? Неужели так уныло кончатся все безумные радости и горести последних дней?» Принцесса боится потерять нежно любимого человека, который может изме- ниться из-за поцелуя, она осознаёт, что за- прет волшебника погубит их счастье. «Я его слишком люблю», потому она отказывается от Медведя и от самой себя. Принцесса со- гласна умереть от тоски, но не причинить боли любимому. Ради любви она готова на всё: «Вам всё можно. Вы хотите превратить- ся в медведя — хорошо. Пусть. Только не уходите… Пусть будет так, как ты хочешь». Принцесса тоже отказалась от себя ради другого, она любит Медведя, и её любовь охраняет его. Микроконфликт образа обна- руживается в признании Принцессы: «А я так беззащитна с этой своей волшебной по- корностью. Вы не обидите меня?»
Министр-администратор… В каждом, даже самом приличном, обществе обяза- тельно найдётся тот, кто ищет только собст- венную выгоду, и тем более в свите деспо- тичного короля. Такого героя может предо- ставить только ХХ век. Администратор — настоящий делец, который не остановится ни перед чем, лишь бы получить больше денег и укрепить свою власть. Все самые не- приятные черты присутствуют в образе ад- министратора: он жаден, бескомпромиссен,
Герой Прототип Характеристика (цитата из пьесы) Отношение к герою других персонажей Микроконфликт (цитата из пьесы) Выход из него (есть ли решение)
40 Литература в школе. 2016. № 6.
бестактен и поразительно труслив. «Кто хо- рош? Весь мир таков, что стеснятся нечего»,
«Чем больше я на них наживаюсь, тем больше ненавижу», «Я крайне подлый человек» — вот мысли, которые характеризуют этого непри- ятного человека. Администратор не верит в людей, не верит, что есть душевное благо- родство, способность к самопожертвованию:
«Все люди свиньи, только одни в этом при- знаются, а другие ломаются». Микрокон- фликт образа: «Я так нормален, что даже сам удивляюсь».
Дама Эмилия… Её образ настолько реа- лен, что может встретиться только в социаль- но-бытовых сказках. Дама — воспитательница Принцессы, она грубовата, потому что за гру- бостью скрывает своё разбитое сердце и при- родную доброту. «Мы были взяты в свиту, как женщины деликатные, чувствительные, ми- лые. Я готова страдать. Не спать ночами». Из- за этого и все беды, которые произошли с ней. Эмилии нравится страдать, она привыкла к этому. Когда-то она не смогла удержать че- ловека, которого любила: «Я стояла у окна, а юноша на чёрном коне мчался прочь от меня по горной дороге». Образ дамы наиболее бли- зок образу Принцессы, от которой умчался на коне Медведь, только Принцесса поспешила следом, чтобы понять, почему возлюбленный уехал. «Я вышла замуж за другого — и вот жива, спокойна и верно служу вашему величе- ству». Принцесса также хотела выйти замуж за другого, но не стала, ведь невыносимо жить без любви, потому она выбрала тоску по Медведю, а не иллюзию спокойной жизни. Микроконфликт образа: «Ни одной минуты за всю мою жизнь».
Трактирщик Эмиль — отнюдь не сказоч- ный герой, это обычный человек, который оказался настолько трусливым, что не стал бороться за своё счастье, прожил вдали от
любимой много лет и стал провинциальным философом. Стоя за стойкой бара с говоря- щим названием «Эмилия», он слушает исто- рии жизни разных людей, которые «зайдут отдохнуть, поговорить, посмеяться, пожа- ловаться». Но сам трактирщик не испытал и сотой доли того, на что был бы способен, если бы остался с Эмилией. Образ Эмиля предрекает судьбу, которая ожидает Мед- ведя, тоже не решившегося проверить силу чувств. Трактирщик нашёл свою миссию в служении людям: «В молодости я ненавидел людей, но это так скучно! Ведь тогда ничего не хочется делать и тебя одолевают бес- плодные, печальные мысли. И вот я стал служить людям и понемножку привязался к ним». Как и Медведь, Трактирщик стремится стать лучше, но по-прежнему не находит себя, ведь он одинок. Медведь тоже избега- ет своего счастья в страхе быть отвергнутым, стать чудовищем, если счастье вдруг придёт к нему. Смятение чувств и бегство — вот путь, по которому прошли все нерешитель- ные люди: «Нигде не найти тебе покоя», ведь мысли о любимой никуда не уйдут. Микро- конфликт образа: «И каждый раз я, как дурак, надеюсь, что каким-то чудом она вдруг вой- дёт сюда».
Охотник — обыкновенный человек из со-
циально-бытовых сказок, иногда его «при- глашают» и в другие сказки. Человек, который
«борется за свою славу. Он добыл уже пять- десят дипломов, подтверждающих, что он знаменит, и подстрелил шестьдесят хулите- лей своего таланта». «Бороться за свою сла- ву, что может быть утомительнее?» Охотник одинок и несчастен, ведь он ищет радости в личных достижениях, он не хочет ни с кем де- литься славой, а это грустно — жить эгои- стом. Присутствие Ученика не спасает Охот- ника от тоски, ведь он учит его ради очеред-
ного диплома. Ученик жаждет действия, а не борьбы за славу учителя, но не может повли- ять на упрямого гордеца. Охотник боится жить полной жизнью, боится стать слабым:
«А если, чего доброго, промахнёшься! Я, ко- торый до сих пор бил без промаха». Охотнику сложно, потому что он мечтает о чуде, но очень боится, что оно к нему придёт. Микро- конфликт образа: «Охотники — это самые достойные люди на земле!»
Король и администратор не смогли из-
мениться, потому им нет места в счастливом королевстве. Охотник полюбил свою жену и ребёнка, хотя он не перестал бороться за славу (теперь писательскую), но всё же смог найти своё счастье в любви. Герои, которые смогли рискнуть и открыть свои чувства, об- рели счастье друг в друге.
Основной конфликт пьесы выражен в признании Медведя Принцессе: «Куда вы
Герой Прототип Хар-ка (цитата из пьесы) Отношение к герою других персонажей Микроконфликт (цитата из пьесы) Выход из него (есть ли решение)
Хозяин «Иногда пошалишь, а потом всё исправишь. А иной раз щёлк — и нет пути назад!»
Хозяйка «Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?» принять таким, какой есть
Медведь «Что я делаю! Я погублю её и себя!» рискнуть
Король «Я не гений какой-нибудь.
Просто король, каких пруд пруди»
Принцесса «А я так беззащитна с этой своей волшебной покорностью.
Вы не обидите меня?» принять таким, какой есть
Министр- администратор «Я так нормален, что даже сам удивляюсь» измениться
Эмилия «Ни одной минуты за всю мою жизнь» рискнуть
Эмиль «И каждый раз я, как дурак, надеюсь, что каким-то чудом она вдруг
«Охотник» «Охотники — это самые достойные люди на земле!» измениться
пойдёте — туда и я пойду, когда вы умрёте — тогда и я умру». Именно истинная любовь, бескорыстная и способная на жертвы во имя близкого человека, — источник и радости, и горя, ведь очень сложно не сломать хрупкое счастье, став Медведем. Страх мешает
счастью, нельзя бояться любить, нужно бо- яться навредить любимому человеку — вот основная идея пьесы Шварца.
Сказка никогда не потеряет связи с реаль- ной жизнью, ведь в иносказательной форме писатель выражает не только своё отношение
к жизни, но и характеры реальных людей. Са- мое сложное — понять другого человека, оце- нить его верно. Такая возможность представ- ляется лишь тогда, когда приходит любовь. Только полюбив, можно понять человека, в этом Шварц и видел «обыкновенное чудо».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.