Чему учит пьеса гоголя ревизор
“Ревизор” главная мысль комедии и основная идея
«Ревизор» – комедия, которая является актуальной и по сей день. Взяточничество и пренебрежение обязанностям, глупость и халатность в сегодняшнем мире имеют место быть и процветают. Именно поэтому в произведении «Ревизор» главная мысль, которая выражена еще во времена написания произведения, актуальна и сегодня.
О чем произведение
В комедии «Ревзор» подчеркиваются основные пороки российского общества, в частности чиновничества и людей, которые несут ответственность за существование самого государства, ведь из каждого маленького уездного города и складывается большая страна. Столичные ревизоры обязаны проверять порядок в таких городах. Но человеческая глупость и нечестность доводят ситуацию до абсурда. В итоге читатель понимает, насколько важно быть честным по отношению к себе и своим обязанностям.
Основная мысль произведения
Автор пытается донести до читателя важную мысль о том, что за свои действия (или бездействие) необходимо нести ответственность. Даже если в какой-то момент тебе удается «выкрутиться», все равно справедливость восторжествует. Тот самый настоящий ревизор все равно приедет. Нужно быть честным и выполнять свои обязанности как нужно. Тогда не страшны будут никакие проверки, ведь честь и правильное отношение к делу всегда выше, чем глупость, халатность и пренебрежение к своей работе. В этом и заключается основная мысль «Ревизора».
Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Главная мысль комедии «Ревизор».
Вопросы и ответы по комедии «Ревизор» : что высмеивает Гоголь и почему чиновники боятся ревизора?
Ниже представлены популярные вопросы и ответы по комедии «Ревизор» Гоголя.
Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»
1. Что высмеивает Гоголь в пьесе «Ревизор»?
В пьесе «Ревизор» Гоголь высмеивает самые разные пороки людей: жадность, эгоизм, лживость, лицемерие, глупость, безответственность и т.д.
«. городничий Он чувствует, что грешен, он ходит в церковь, думает даже, что в вере тверд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. «
«. Судья — человек меньше грешный во взятках. Он даже не охотник творить неправду, но страсть ко псовой охоте. Что ж делать, у всякого человека есть какая-нибудь страсть, из-за нее он наделает множество разных неправд, не подозревая сам того. «
Комедия «Ревизор» помогает зрителям и читателям посмотреть на себя со стороны. Пьеса «Ревизор» учит доброте, честности и ответственности. Пьеса учит тому, чтобы люди соблюдали законы и уважали свои обязанности на службе. Пьеса помогает читателям и зрителям разглядеть свои собственные недостатки через образы героев комедии.
3. Чем заканчивается комедия «Ревизор» Гоголя?
Пьеса «Ревизор» Гоголя заканчивается тем, что господин Хлестаков уезжает из города. Вскоре после отъезда Хлестакова чиновники выясняют, что Хлестаков их обманул. Тут же в город приезжает настоящий ревизор, что приводит чиновников в ужас. На этом заканчивается комедия.
4. Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
Чиновники принимают Хлестакова за ревизора, потому что по стечению обстоятельств в уездный город должен приехать ревизор и при этом он должен это сделать тайно.
Во-вторых, Хлестаков внешне выглядит как столичный ревизор. На нем дорогая одежда, поэтому внешне его можно принять за важную персону из Петербурга.
В-третьих, чиновники так взволнованы приездом ревизора, что из-за страха их рассудок затмевается. Напуганные, они не способны трезво и логично мыслить, поэтому и принимают ветреного мальчишку Хлестакова за ревизора.
5. Почему чиновники боятся приезда ревизора в комедии «Ревизор»?
Чиновники боятся ревизора, потому что они плохо выполняют свои обязанности. В город во всех учреждениях творится беззаконие и бардак. Ревизорская проверка может обнаружить эти проблемы, в результате чего чиновники потеряют свои места.
Это были популярные вопросы и ответы по комедии «Ревизор» Гоголя.
Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)
Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.
История создания
О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:
Направление, жанр
«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.
Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.
Смысл названия и финала
Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.
Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.
Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.
Композиция и конфликт
В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.
Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:
Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.
Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.
На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.
Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.
Главные герои и их характеристика
Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.
Таблица чиновников в «Ревизоре»:
Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.
Проблемы
Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:
Основная идея
Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.
Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.
Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.
Чему учит?
Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.
Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.
Критика
Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:
«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)
Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:
«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)
«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)
«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)
Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:
Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»
Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:
«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)
Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:
А. Л. Слонимский писал:
«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»
В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».
Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.
Главная мысль и смысл комедии Гоголя «Ревизор»
Гоголь в своих произведениях поднимает темы, которые остаются актуальными и по сей день. Так, главная мысль комедии «Ревизор» находит непосредственное отображение в современном обществе. Автор, раскрывая великие пороки отдельных персонажей, как бы переносит их на всё государство в целом.
Основные темы произведения
При детальном рассмотрении вопроса, какова тема комедии «Ревизор», становится понятно, что в произведении их несколько:
Раскрытие этих тем носит сатирическое изображение жизни дворянского сословия в условиях провинции. Город представлен как невзрачное захолустье, в котором проживают лишь невежественные и глупые люди. Всё население живёт в ненависти к управляющей верхушке, но при этом не предпринимает никаких действий, чтобы хоть немного изменить свою жизнь к лучшему. Вместо этого, люди тешат себя мечтами о лучшей жизни в столице.
Проблема пороков
Основная идея комедии заключается в том, что за свои действия необходимо нести должную ответственность. И даже если до этого у чиновника получалось при помощи лести, взяток и обмана уйти от неё, то справедливость всё равно восторжествует. В конце концов, приедет настоящий неподкупный проверяющий в самый неожиданный момент.
Нравственные и социальные пороки прослеживаются на протяжении всей комедии. Автор хотел показать, что пороки не дают великой стране развиваться и превращают богатый и свободный народ в нищих рабов.
В комедии наиболее выражены следующие пороки:
Казалось бы, чтобы не испытывать бесконечного страха и унижения, достаточно всего лишь жить честной жизнью и добросовестно исполнять свои обязанности. Ведь честность и ответственный подход всегда ценится выше, нежели пренебрежение, подхалимство и халатность. Однако, персонажи всё равно продолжат и дальше такую жизнь.
Пренебрежение чиновников службой
Все блюстители власти в произведении используют своё положение, только чтобы грабить население и казну. Они не исполняют свои прямые обязанности — работу на улучшение жизни общества. Автор позволяет проследить, к чему приводит такая служба.
При известии о приезде проверяющего городничий, который в курсе всех нарушений в городе, начинает раздавать советы своим «коллегам», как пережить эту ревизию:
Сам же городничий переживает, как бы ни получил донесение ревизор о его постоянных изнурительных поборах населения и купцов. Он сформулировал такое мнение, что каждый у власти должен взять что-то, только в меру, «по чину».
Семейные отношения
То, как человек ведёт себя в обществе, зависит зачастую от семьи и искомых в ней ценностях. Так, для полного понимания характеров персонажей необходимо проследить, как в комедии «Ревизор» раскрывается семейная тема на примере близких городничего. Семья служащего состоит из трёх человек: непосредственно сам Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, его супруга Анна Андреевна и единственная дочь Марья Антоновна.
Гоголь неспроста дал этому герою такую фамилию. Антон Антонович славится тем, что перед начальством используется подкуп и лесть, в то же время к подчинённым применяет издевательства и угрозы. Такую особенность поведения можно назвать «сквозным» мошенничеством.
Анна Андреевна представляет собой провинциальную кокетку, выросшую исключительно на любовных романах. Отличается любопытством и чрезмерным высокомерием. Перед приездом гостя перебирает долгое время свои наряды, затем развлекает светскими разговорами Хлестакова, пытаясь очаровать его. Общение с супругом и дочерью в основном выражается в высказывании мелких выговоров и насмешек.
Марья Антоновна в точности похожа на свою мать, также инфантильна и невежественна. Единственная мечта — светская жизнь в столице. Ради такой возможности она готова сразу принять неприличные ухаживания Хлестакова.
Вся семья находится в состоянии бескрайнего счастья, после того как такой значительный гость делает предложение руки и сердца. В этом случае не имеют значения чувства или внешность главного героя, всех интересует только возможность устроить свою богатую жизнь в столице.
Живя в таких условиях, Марья Антоновна однозначно вырастет такой же, как мать и отец. В итоге она будет провинциальной кокеткой, жаждущей богатства и красивой жизни.
Взаимоотношения служащих
Эта тема также прекрасно прослеживается по всему произведению и отражает смысл комедии «Ревизор». Сюда можно отнести корыстную взаимовыручку, чинопочитание и лицемерие. Для местных чиновников совершенно нормально получать взятки, и они открыто об этом говорят, при этом сами несут ревизору деньги и даже радуются, если получилось побольше дать.
Кроме того, всех персонажей можно назвать двуличными. Над просителями они издеваются, облагают поборами и угрожают, с начальством же используют только лесть и подобострастие. Общаясь в самых вежливых тонах с Хлестаковым, с обычным народом они не стесняются грубить и открыто презирать.
Лесть и лицемерие наблюдается и при общении между собой чиновников. При встрече все стараются показать, насколько уважают друг друга и готовы к сотрудничеству, в то время как наедине с ревизором делают доносы на своего же «товарища».
Смысл финала и названия комедии
Название произведения показывает единственный источник страха служащих — ревизия, по результатам которой может измениться полностью богатая и лёгкая жизнь. Только этот страх оказался способен заставить персонажей принять какие-то действия, которые должны были соблюдаться всегда для улучшения жизни подчинённых и населения.
Основная мысль «Ревизора» — за любые действия и проступки должна нестись ответственность. И в финале автор показывает, как чиновники понимают, что их реальное разоблачение настало с приездом настоящего проверяющего.
В произведении все действия и диалоги выражены в сатире и отображают в той или иной степени события и нравы того времени. Однако в современном обществе наблюдаются все те же проблемы и порой настолько же сатиричные действия реальных чиновников.
«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. Анализ “Ревизора” предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.
История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.
Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.
Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).
Тематика произведения
Стоит уделить внимание темам, которые осветил Гоголь в своей комедии. Тематика разнообразна и является актуальной по сей день.
В произведении раскрываются такие темы, как:
История создания
В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.
В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.
“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Проблемы
Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.
Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.
Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.
Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.
Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.
Суть комедии
Сначала следует разобрать то, какова тема и каков сюжет комедии «Ревизор». Градоначальник Антон Антонович Сквозник-Дмухановский случайно узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Тогда он решает собрать всех людей, ответственных за местное управление, и начать подготовку к проверке. Однако два местных помещика — Добчинский и Бобчинский сообщают Антону Антоновичу об одном молодом человеке, который приехал из Петербурга и уже давно обитает в городе. Градоначальника это сильно напугало, и он решил, что именно этот гость из столицы является проверяющим.
Оказалось, что этим молодым человеком был обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, который из-за своей глупости потратил все деньги и не мог оплатить проживание в местном трактире. Именно из-за этого он старался максимально оттянуть свой отъезд. Однако градоначальник и местные чиновники приняли его за проверяющего и окружили его почётом и вниманием. Когда Хлестаков получает большое количество взяток и подарков, то решает сразу же покинуть город. Однако до отъезда он пообещал жениться на дочери городничего.
В то время, пока вовсю идёт подготовка к свадьбе, городничий получает письмо от Хлестакова к другу, в котором и раскрывается весь самообман градоначальства. В то же время градоначальника вызывает к себе настоящий ревизор, который только что закончил проверку города.
Композиция
Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.
Смысл названия и финала
Само название «Ревизор» является олицетворением страхов чиновников. Из-за взяточничества и махинаций, которые проворачивали эти люди, они до жути боялись проверки, осуществляющей контроль управления местной власти. Именно страх задаёт весь сюжет комедии и движет действиями героев.
Название произведения подчёркивает тот человеческий порок, который не любил сам Гоголь — боязнь ответственности за свои поступки и наказания.
Пока герои суетятся и крутятся вокруг того человека, которого они изначально приняли за проверяющего, то в город приезжает настоящий ревизор. Тогда чиновникам никак нельзя было избежать настоящего наказания. Именно такой справедливости и желал автор.
Очень часто в произведениях Николая Васильевича можно было встретить библейские мотивы. Разоблачение героев ревизором является отсылкой на судный день.
Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.
Основная идея
Своим произведением Гоголь хотел высмеять все те человеческие пороки, которые мешают развитию Российской империи. Автор пытался показать, что именно они делают жизнь людей рабской и нищей. Главная мысль комедии заключается в том, что всегда нужно уметь отвечать за свои поступки, не соглашаться на компромисс с совестью.
Финальная немая сцена является полным раскрытием идеи автора. Этой сценой писатель пытался показать, что чиновники за своё воровство и обман рано или поздно всё равно будут наказаны.
Настоящий ревизор является олицетворением высшего небесного суда, который не собирается жалеть грешников.
Речь Хлестакова
Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет «дураком» и «скотиной», а хозяину трактира кричит «подлецы!», «канальи!», «бездельники!». Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.
Злоупотребления чиновников
О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.
Типичные для николаевской России жизненные явления
Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.