Чему учит поэма дедушка
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
04.08.2019
Некрасов Н. «Дедушка»
Главные герои поэмы «Дедушка» и их характеристика
Чему учит поэма «Дедушка»
Поэма учит справедливости, честности, добру. Учит любить свою Родину и радеть о ее счастье. Учит заботиться о простом народе. Учит ненавидеть угнетателей, воров, продажных чиновников.
Отзыв на поэму «Дедушка»
Мне очень понравилась эта замечательная поэма. В ней Некрасов вновь поднимает тему рабства и угнетения народа. Мне очень понравилась мысль писателя о том, что рабы не могут защищать страну, а значит она окажется беззащитной в случае внешней угрозы. Это очень актуальное наблюдение для настоящего времени.
Средства художественной выразительности в поэме «Дедушка»
Эпитеты: таинственный дед, древен годами, кулик вороватый, тысячелетнюю муку, улыбка святая, страшная глушь, беда роковая.
Сравнения: как серебро борода, слезы как град, как на ладони, толще купчих,.
Метафоры: радостью дышит, радостью расцветет, вырос посад.
Олицетворения: радостью дышит дом, красавица Волга.
Гипербола: конь хоть сейчас на завод, сотню пудов увезет.
Пословицы к поэме «Дедушка»
Справедливость и угнетение вместе не уживаются.
Бедность не порок, а несчастье.
Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Обиженный народ хуже ос жжет.
Где власть народа, там победа и свобода.
Чему учит поэма Некрасова «Дедушка»?
Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка» посвящено декабристам, русским дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.
Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —
Едут туда комиссары.
Глядь — уж деревня стоит.
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят.
Благодаря труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. Труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.
Дедушка дает Саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно историю и географию, науки, помогающие познать свою родину. Для характеристики образа Саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. Саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.
В строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. Дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. Труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. Декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.
Произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.
Общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» можно сделать такое.
Чему учит поэма Некрасова «Дедушка»?
Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка» посвящено декабристам, русским дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.
Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел —
Едут туда комиссары.
Глядь — уж деревня стоит.
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят.
Благодаря труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. Труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.
Дедушка дает Саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно историю и географию, науки, помогающие познать свою родину. Для характеристики образа Саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. Саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.
В строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. Дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. Труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. Декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.
Произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.
Общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» можно сделать такое.
Анализ поэмы Некрасова Дедушка 6 класс
Некрасов как автор всегда старался передать именно те чувства, которые требовали выхода, и именно те чувства, которые он испытывал при написании произведения. Часто в своих произведениях он затрагивал темы государства, несправедливости современного устройства управляющей системы, и ещё множество аспектов человеческой жизни, которые так или иначе имели место быть в то время. Одним из таких произведений задевающих тонкий общественный строй и стала замечательная поэма “Дедушка”.
В произведении повествование ведётся от лица мальчика, который вспоминает свою встречу с дедушкой, которого он никогда не видел. Родители запрещали ему спрашивать, что либо о своём деде, но тот был весьма любопытен, и так день, за днём наращивая своё любопытство, мальчик и знакомится с внезапно вернувшимся дедом. Однако его дедушка не желает распространяться насчёт того где он пропадал, и просто учит парнишку как надо правильно жить, и что самое главное – это уважать и любить свою родину.
Внимательный читатель, скорее всего, понял, что дедушка мальчика находился в тюрьме всё это время, скорее всего из-за его агитационных взглядов. Так автор показывает бессмысленность борьбы с установленным режимом. Дедушка мальчика решил начать войну с правительством в одиночку, и, конечно же, был повержен, ведь невозможно сражаться в одиночку, лишь в единстве сила, вот то, что пытался нам передать Некрасов. Если мы разрознены то мы слабы, однако если все люди объединят усилия на борьбу с установленным порядком, то они победят, пускай и не без жертв, но победят.
Однако простой и наивный ум мальчишки даже не может понять то, отчего грустит дед. Данная мысль явно прослеживается в произведении, когда дедушка разговаривает с жителями своей деревни. Он как бы жалеет о том, что вовремя не понял той истины, той простой истины о единстве, ведь теперь, когда он потерпел поражение у него больше не осталось сил на борьбу, и он просто хочет начать мирно жить, принимая и смирившись с прогнившей системой. Я считаю, что именно эти мысли пытался донести до нас Некрасов через свою поэму “Дедушка”.
Вариант 2
В поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех, кто понимал несправедливость положения крепостных. Герой поэмы старался что-то сделать для них, выступил против системы, пострадал за это, но не отказался от своих убеждений.
Начинается история с того, что ребенок видит портрет бравого генерала. Конечно, мальчику любопытно, он хотел бы, чтобы такой героический дед был рядом. Однако отец и мать отвечают взволнованно (мама даже плачет), точней говорят, что он сам всё узнает, когда вырастет. Это вызывает ещё больше любопытства Саши.
И вот новая часть начинается с большой радости — дед возвращается. Все готовятся к этому событию. Сам текст насыщен восклицательными знаками, передаётся волнение.
Вот «таинственный» дедушка приезжает. Мама сама омывает ему ноги, плачет. Он обнимает её, трогательно гладит по голове внука, который уже бредил им. Вживую дед красив и строен. Зубы все целы, несмотря на возраст. В образе деда спокойствие и достоинство, он со всем примирился, как сам говорит, то есть ни на кого не в обиде.
Конечно, Саша сдружился с дедом, они много гуляют. Русская природа здесь передается эпитетом «великая». Дед даже целует землю, плачет от умиления. Мальчик засыпает его вопросами! Здесь много диалогов, но дед обычно уходит от ответа. Он только призывает любить Родину и народ. Всё хорошо, но замечает дед, что песня пастуха горька, а скот – худой, деревеньки – бедны… Дед болтает с каждым мужиком, сочувствуя. И он верит, что скоро им станет легче. Образ деда, как пишет Некрасов, напоминает апостола – вестника новой справедливой жизни.
Дед приводит пример трудолюбия народа, как сослали горсточку русских на плохую землю. Но уже через пару лет те построили деревню, завели скот, зажили отлично. В речи героя есть некоторые гиперболы, например, что всё вокруг деревни было бело от гусей, что мужики холили своих баб, детей растили в неге.
По контрасту с чудесным краем дед обращает внимание внука на местную бедность, изученность и уныние людей несвободных. Тут он даже, пожалев пахаря, впрягается в плуг. И всё-таки дрожащим голосом дед рассказывает о своей жизни. Например, как увидел, что крестьянскую свадьбу барин расстроил, отослав в рекруты жениха. А в армии ещё страшней зверства! И страна уже доведена режимом до предела.
Но самое главное скрывают от Саши, который ещё мал. Дед его убеждает выучиться сначала. Когда Саша готов, одряхлевший дед собирается открыть свою тайну.
Читатель её уже не слышит, но она понятна: дед был в тюрьме за правду.
Николай Некрасов — Дедушка:
Краткое содержание
Мальчик Саша разглядывает портрет деда-генерала и хочет его видеть. Отец с матерью объясняют, что он «добрый и смелый», но несчастный, и сейчас далеко. Подрастет Саша – узнает всю правду. И вдруг дед приезжает в их город на Волге. Сын с почтением моет ему ноги, невестка (мать Саши) расчесывает седые кудри. Дедушка с внуком неразлучны. Старик сам пашет за плугом вместо уставшего крестьянина, радуется, что крепостным крестьянам «скоро свободу дадут», меньше будут их грабить господа и чиновники.
Оказывается, все эти годы дед был в ссылке в Забайкалье (среди декабристов и их героических жен: княгинях Волконской и Трубецкой), там, в деревне Тарбагатай, научился всякой работе. Среди ссыльных были и крестьяне. Трудолюбивый народ жил честно и сытно. Дед не держит зла на людей и судьбу за ссылку. Пока внук мал, он советует ему учиться, знать географию с историей, и жалеть бедных. Когда Саша исполняется 10 лет, дед готов рассказать обо всем, что с ним было.
Читательский дневник по «Дедушка» Некрасова
Сюжет
Саша расспрашивает, где его дед генерал с портрета, но родители что-то скрывают. Наконец, добрый дедушка приезжает к ним. Все рады. Дед любит свободу, Родину, природу, бедных крепостных крестьян. Уже известно, что скоро их освободят. Все эти годы дед был в ссылке за Байкалом (среди декабристов). В деревне Тарбагатай выучился всему: и пахать, и шить. Все, что было с ним тогда, он рассказал Саше, когда мальчику стало 10 лет. Но сначала мальчик изучил историю с географией, полюбил бедных, добро и правду.
Отзыв
Поэма о старом, мужественном и добром ссыльном дедушке. В молодости он боролся за свободу для народа, был отправлен в ссылку за участие в восстании декабристов против царя. Там он лучше узнал жизнь, многому научился у крестьян. Мальчик Саша во всем берет пример с деда.
Поэма учит стоять за правду и справедливость, иметь идеалы, защищать Родину и народ, отвечать за свои поступки, быть бесстрашным, стойким, мудрым, скромным, благодарным, любящим. Учит относиться к людям с уважением, учиться с удовольствием, искать достойное место в жизни, жить с пользой для себя и других.