Чему учит повесть детство темы
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гарин-Михайловский «Детство Темы» Читательский дневник, краткое содержание
Гарин-Михайловский «Детство Темы» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Название: «Детство Тёмы»
Жанр: Повесть
Тема произведения: Детство
Число страниц: 192
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
В повести рассказывается о детстве Тёмы: его проблемах, мыслях, рассуждениях, эмоциях.
Сюжет — краткое содержание:
Тёма случайно ломает папин любимый цветок. Когда родители уезжают в город, мальчик проказничает и балуется. За это отец порет его и наказывает, а мать защищает и проводит беседу. Внезапно ребенок узнаёт, что его собаку бросили в колодец, и он, рискуя жизнью, её спасает. После этого мальчик заболевает и проводит много времени в постели. После выздоровления у мальчика много привилегий от родителей, и он ими пользуется. Тёма поступает в гимназию и находит новых друзей. Лучшего друга исключают из заведения. Тёма начинает дружить с Даниловым и Касицким. Вместе у них много планов на жизнь. Тёма определяется с профессией и советуется с родителями. Герой успешно пересдаёт проваленные экзамены. Отец умирает, и детство заканчивается.
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, где Тёма спас Жучку, свою собаку. Он был невероятно смел и находчив, готов пожертвовать жизнью ради друга. Я очень волновалась, что Артемий сам упадёт в колодец. Хорошо, что этого не случилось.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Детство – самая лучшая и интересная пора в жизни человека.
Чему учит эта повесть:
Повесть учит слушаться старших, сначала думать, а затем делать, быть честным, справедливым, старательным человеком.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Автор очень точно передал эмоции и переживания ребёнка. Тёма учился на своих ошибках и рос, наслаждаясь своим прекрасным детством.
Новые слова и выражения:
Мошка – мелкое двукрылое насекомое
Вожжи – ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи Государь – правитель
Пословицы к произведению:
У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Детство — время золотое.
Родительское слово мимо не молвится.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.04.2020
Гарин-Михайловский Н. «Детство Темы»
Главные герои повести «Детство Темы» и их характеристика
Краткое содержание повести «Детство Темы»для читательского дневника в 6 предложений
Чему учит повесть «Детство Темы»
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.
Отзыв на повесть «Детство Темы»
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.
Пословицы к повести «Детство Темы»
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.
Читать краткое содержание повести «Детство Темы» по главам:
Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.
Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.
Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.
Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.
В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.
Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.
Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.
Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.
Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.
Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.
Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Тёмы»
Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского
Автор: Николай Гарин-Михайловский.
Название произведения: «Детство Тёмы».
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: Тёма.
Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.
Характеристика главных героев:
Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.
На протяжении повести взрослеет и меняется.
Характеристика второстепенных героев:
Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.
Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.
Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.
Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.
Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.
Краткое содержание повести «Детство Тёмы»
В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.
Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.
Поэтому отец высек сына и строго наказал.
Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.
Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.
После этого Тёма долго болел.
Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.
Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.
Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.
В гимназии у него сразу всё не сложилось.
Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.
Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.
Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.
Он сдружился с Косицким и Даниловым.
Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.
Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.
Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.
Он успешно сдал экзамены.
Вскоре отец мальчика заболел и умер.
План повести:
Основная мысль произведения «Детство Тёмы»
Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.
Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.
Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.
Чему учит повесть
Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.
Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.
Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.
Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.
Герой повести часто оказывался в сложном положении.
То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.
Но он рос и менялся и его характер.
В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.
Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.
Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.
Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.
Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.
Мне нравится главный герой повести.
Это открытый, романтичный, честный мальчик.
У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.
Он учится на ошибках, и это замечательно.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.
А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Ну, хорошо! будем играться в индейцев! – говорит Тёма.
– Нет, в индейцев опасно без мамы, ты разойдёшься.
– А я хочу в индейцев! – настаивает Тёма, и в его голосе слышится капризное раздражение.
– Ну, хорошо! – спроси у фрейлейн, ведь ты обещал, как папу и маму любишь, слушаться фрейлейн?
Зина становится так, чтобы только фрейлейн видела её лицо, а Тёма – нет.
– Фрейлейн, правда в индейцев играть не надо?
Тёма всё же таки видит, как Зина делает невозможные гримасы фрейлейн; он смеётся и кричит:
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Гарина-Михайловского:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Детство Тёмы» читательский дневник
Всего получено оценок: 338.
Всего получено оценок: 338.
«Детство Тёмы» – автобиографическая повесть Н. Г. Гарина-Михайловского, в которой автор увлекательно описывает свои мечты, все радости и печали, пережитые им в детстве.
Краткое содержание «Детство Тёмы» для читательского дневника
Название: Детство Тёмы
Число страниц: 192. Николай Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Издательство «Махаон». 2014 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1892 год
Главные герои
Тёма – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.
Николай Семёнович Карташёв – отец Тёмы, генерал в отставке, строгий, жёсткий человек.
Аглаида Васильевна Карташёва – мать Тёмы, добрая, мягкая, мудрая женщина.
Иванов – лучший друг Тёмы, умный, начитанный мальчик.
Вахнов – главный задира в классе Тёмы.
Данилов и Касицкий – друзья Тёмы, с которыми он собирался уехать в Америку.
Сюжет
Отец Тёмы в прошлом был военным и воспитывал Тёму так, как когда-то воспитывали его самого: строго и жёстко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным и часто спорила по этому поводу с мужем.
Однажды Тёма случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тёма запомнил эту порку на всю жизнь.
Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тёма, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.
Важным событием в жизни Тёмы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тёма старался во всём подражать приятелю, в котором видел идеал.
Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе по очереди Иванова, Тёму и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тёма назвал имя виновного, в то время как Иванов молчал до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тёма потерял своего друга.
Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.
Тёма стал так плохо учиться, что завалил переводные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».
План пересказа
Главная мысль
Все события в детстве: и хорошие, и плохие – формируют личность человека.
Чему учит
Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.
Отзыв
Детство – счастливая пора в жизни каждого человека, даже если случаются какие-то неприятные события. Это время, когда маленький человек впервые сталкивается с дружбой и преданностью, с предательством и несправедливостью.
Рисунок-иллюстрация к повести Детство Темы.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как Тёма отважно спасал своего верного друга – собачку Жучку. Он не побоялся залезть в глубокий колодец и спасти своего любимца от верной смерти.
Краткое содержание Гарин-Михайловский «Детство Темы»
Год: 1891 Жанр: повесть
Главные герои: мальчик Тёма, лучший друг Иванов, приятели Касицкий и Данилов, одноклассник Вахнов
Главный герой повести Тема подружится с одноклассником Ивановым, который станет для него эталоном во всем. Иванов и Тема станут друзьями «не разлей вода». Но этой дружбе не суждено было продолжаться. После одного случая в классе, Иванова исключат со школы. Тема найдет себе новых приятелей, с которыми будет мечтать о путешествии в Америку. Но эта мечта так и не осуществится.
Повесть учит своего читателя, что следует признавать свои ошибки, раскаиваться в совершенном и контролировать свои эмоции. Во всех своих неудачах не следует винить окружающих, а сначала следует разобраться в себе.
Кратко о персонажах
В кратком содержании крылатого рассказа «Детство Темы» представлено несколько действующих лиц:
Очень краткий пересказ повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»
Главный герой повести – мальчик Тема, старший сын отставного генерала. Тема воспитывается в условиях строгости и физического наказания за любой проступок. Мать – образованная личность, не приемлет воспитательных мер отца, и всячески заступается за сына.
Повесть начинается с истории о любимом цветке главы семейства. Мальчик, случайно сломав растение, не может признаться в содеянном поступке, боясь очередного наказания. Спустя много лет, уже взрослый мужчина, вспоминает о боли и ненависти к отцу.
Пересказ тезисно
Тема рос в семье отставного генерала Николая Карташева и матери Аглаиды Карташевой. Отец воспитывал сына в строгости, а мать, наоборот, считала, что с ребенком всегда нужно идти на контакт. Однажды мальчик испортил цветок, который выращивал отец, и побоялся рассказать об этом Николаю Семеновичу. В этот день генерал выпорол сына.
Как-то раз мальчик полез в колодец ради спасения собаки. От пережитого страха состояние Темы ухудшилось. Чтобы ребенок быстрей поправился, Карташевы пустили его играть с детьми из наемного двора.
Осенью мальчика устроили в гимназию, из которой его затем чуть не выгнали. Как-то раз его одноклассник Махнов воткнул иголку в учительский стул и поведал о затее Теме и Иванову. Главный герой не сдержался под директорским напором и выдал своего одноклассника. После чего вместе с задирой из учебного заведения исключили и Иванова, потому что тот молчал.
Позже главный герой завел дружбу с 2-мя одноклассниками. Из-за проблем с экзаменами мальчик почти вылетел из гимназии, но позже сдал все на «отлично».
Здоровье Николая Семеновича совсем ухудшилось. В последний день жизни отец благословил детей, а утром уснул вечным сном.
Главные и второстепенные герои
Главный персонаж повести — мальчик Тёма (Артемий) Карташев. Это любознательный ребёнок с открытым сердцем. Другие персонажи:
Кроме Зины и Тёмы, в семье Карташевых было ещё несколько детей, помладше.
Краткое содержание по главам
Глава 1. Неудачный день День для Темы начался самым обычным образом. Как всегда, он умылся и побежал играть. На террасе стоял распустившийся цветок, который долго и упорно выращивал отец мальчика. Тема случайно задел цветок, поломав его, и убежал. В этот момент он отдал бы все, лишь бы остановить время и вернуть все назад. Интуитивно он понимал, что Николай Семенович его сильно накажет.
С утра родители собирались отъехать, и ребенок понимал, что его наказание будет немного отсрочено. Мальчик снова принялся проказничать: сначала он оседлал коня и упал с него, а затем рассорился со своей сестрой.
Глава 2. Наказание По возвращении Николай Семенович обнаружил оборванный цветок. В гневе он хорошенько выпорол сына. Слезы лились из глаз мальчика, а мать, наблюдая за происходящим, хотела остановить отца. Она была против насилия в семье, считая, что с детьми нужно находить понимание.
Глава 3. Прощение Мальчик долгое время держал обиду на отца и даже не прикасался к еде. Мать приготовила ему ванну и положила в комнату кусок хлеба, чтобы сын хоть немного поел. Позже она объяснила мальчику, что за свои поступки нужно отвечать, и, если бы он признался отцу в своем проступке, никакой порки бы не произошло.
Глава 4. Старый колодезь От горничной мальчик услышал, что кто-то бросил его собаку в колодец. Несмотря на страх, он бросился на выручку. Тема полез за Жучкой и спас ее, но из-за перенесенного стресса у мальчика началась сильная горячка. Несколько недель болезнь не отпускала его, и близкие думали, что он находится на волоске от смерти.
Тема и Жучка сидят возле старого колодца, из которого мальчик вызволил свою собаку
Глава 5. Наемный двор Чтобы сын смог скорее поправиться, Карташевы отпустили его поиграть с ребятами из наемного двора. Этот двор генерал сдавал еврею. Тема часто проводил время с соседскими мальчишками и за год сильно окреп физически и духом. Однажды Тема забрел в чужой двор и чуть не попал под копыта свирепого быка. Подоспевший вовремя мясник спас его, напоследок надрав мальчику уши. Главный герой затаил большую обиду на мясника и вскоре отомстил: он бросил камень в обидчика и разбил ему лицо. Мать сильно расстроилась и была зла на сына, отец же, напротив, принял сторону мальчика.
Глава 6. Поступление в гимназию Год пронесся незаметно, и теперь Теме пора было поступать в гимназию. Родители купили ему красивый костюм, но форму украли, когда Тема вместе с соседскими мальчишками плавал в море. Поэтому для него шили новую одежду.
Дела у Темы с одноклассниками сразу не задались. Его стал задирать Махнов – верзила 14-ти лет.
Глава 7. Будни Сестра Темы поступила в ту же школу, что и брат, поэтому ребята вдвоем посещали уроки. Тема продолжал получать плохие отметки за поведение, но выдавать Махнова он не хотел. Кроме того, одноклассник постоянно задевал неизлечимо больного учителя немецкого.
Тема и Зина вместе выполняли домашние задания. Только мальчик учился с неохотой, тогда как Зина, напротив, была способной и прилежной ученицей.
Глава 8. Иванов Когда преподаватель немецкого скончался, в качестве замены ему прислали нового учителя. Неожиданно для себя Тема сблизился с одноклассником Ивановым, который был хорошо воспитанным и умным мальчиком. Тема идеализировал своего нового приятеля, стараясь подражать ему. Иванов даже позвал Тему в деревню на каникулы.
Глава 9. Ябеда Чтобы поквитаться с учителем, Махнов подложил ему в стул иголку. Он поделился этим с Темой и Ивановым, но ребята его осудили.
Когда детей вызвали к директору, Тема, не выдержав напора, выдал нарушителя. После этого Махнова, а вместе с ним и Иванова, пришлось выгнать из учебного заведения. Второго отчислили только за то, что он скрыл правду.
Глава 10. В Америку Неожиданно для себя Тема начал дружить с Касицким и Даниловым. Эти ребята не отвернулись от него после отчисления одноклассников. Все трое грезили о покорении Америки и даже начали собирать средства на поездку. Однако уехать они не могли, потому что впереди их ждали сложные экзамены.
Глава 11. Экзамены Тема соврал родителям, сказав, что с экзаменами у него проблем нет. Правдой же было то, что мальчик завалил сразу три предмета, и родителям пришлось ехать в гимназию и договариваться о пересдаче.
Тема даже пытался покончить с собой, наглотавшись таблеток, но ничего опасного не произошло. Целую неделю он готовился к пересдаче и сдал экзамены на «отлично».
Глава 12. Отец Здоровье старшего Карташева ухудшалось. Видимо, чувствуя скорый конец, он стал более мягким к родным и старался проводить с ними больше времени. Он даже поддержал идею Темы поступать на флот и рассказал мальчику о своей службе.
Краткое описание книги заканчивается тем, как Николай Карташев, окончательно утратив здоровье, слег в постель. Перед смертью он благословил своих детей, а на утро скончался. Так подошло к концу и детство мальчика.
Неудачный день
С утра восьмилетний Тёма умылся, помолился, выпил чай, поел и пошёл гулять. День обещал быть прекрасным. В саду расцвёл редкий цветок, за которым тщательно ухаживал Николай Семёнович. Тёма замечтался, начал представлять себе, как они с папой пойдут в Ботанический сад к геру Готлибу и папа расскажет о таком чуде. Он залюбовался растением и захотел поцеловать лепестки, но потерял равновесие и упал. С ужасом он увидел, что цветок сломан. В этот момент мальчик понял, что стряслась большая беда. Он уже видел, как отец снимает ремень и начинает его сечь.
В надежде всё исправить Тёма вставил стебель в землю. Потом он пошёл на кухню. Нянька прокричала Иеремею, чтобы он закладывал дрожки, а потом сказала Тёме, что мать с отцом едут в город. Мальчик почувствовал облегчение: наказание откладывалось на неопределённое время.
Прежде чем родители уехали, герой подошёл к ним и поцеловал мать. Он был необычайно ласков, и Аглаида Васильевна заподозрила неладное. Она догадалась, что сын напроказничал. Отец сердился: такое воспитание, по его мнению, могло превратить ребёнка в «противную слюнявку».
Когда родители уехали, мальчик расшалился. От радости ему хотелось сделать что-то такое, чтобы все ахнули. Вот лишь немногое из того, что он натворил:
До приезда родителей мальчик успел сделать много такого, за что, по мнению сестры, должен был просить прощения. Однако он не осознавал, в чём его вина. Самому Тёме казалось, что в играх, которыми он забавлял себя, нет ничего дурного, однако фрейлейн и Зина так не считали. Когда он пытался украсть сахар, это увидела бонна. Теперь наказания точно нельзя было избежать.
Через некоторое время началась гроза. Мальчик позвал любимую собаку — Жучку, но она не появлялась.
Тогда Тёма решил поискать животное. Он спросил у Акима, не видел ли тот собаку. Человек ответил отрицательно, и тогда мальчик побежал во двор, где и столкнулся с отцом.
Основная идея рассказа
В произведении автор учит тому, что все события из детства, и положительные, и неудачные, создают человеческую личность. Поэтому нужно учиться бороться с жизненными трудностями и отвечать за совершенные поступки, ведь, если бы мальчик вовремя сознался отцу, что испортил цветок, его бы не стали так сильно наказывать.
В кратком пересказе книги «Детство Темы» Гарина-Михайловского были освещены только основные события. Поэтому рекомендуется прочесть произведение целиком, чтобы лучше понять идею автора и насладиться произведением.
Отзывы читателей
Достаточно спокойное произведение, чем-то напоминает «Детство» Льва Толстого. В произведении показана жизнь обычного мальчика, который сталкивается со сложным выбором. Постепенно ему удается исправить свои поступки. Он даже благополучно сдает экзамены в гимназии.
Хорошая книга «Детство Темы». Она знакомит с жизнью обычной семьи, и среднестатистического мальчика. Он ошибается, поступает неправильно, но делает соответствующие выводы. Это добрая повесть, которая учит самому важному. Обязательно прочитаю ее своим детям.
Повесть «Детство Темы» показалась мне совершенно скучной. Обычный, избалованный мальчик, который ничем не примечателен. Если составить характеристику героев, можно заметить, что в них нет ничего особенного. Может быть для школьного возраста книга подходит, но для взрослых нет.
Инна
Главная мысль
В детстве человек особенно уязвим и зависим от обстоятельств и окружения. Однако он должен сам осознавать свои недостатки и пытаться их преодолевать.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.
Наказание, прощение и болезнь
Пока Тёма готовился к наказанию, он придумал, как разжалобить отца. Мальчик предложил отрубить ему руки, которые только и норовят, что делать всякие шалости. Но заготовленные слова прозвучали неубедительно.
Отец решил, будто система, по которому супруга воспитывает сына, несостоятельна, и выпорол ребёнка так, что тот под конец захрипел. Мать в это время сидела в другой комнате и корила себя за то, что позволила так обращаться с ребёнком. Наконец она не выдержала и забежала в кабинет, требуя прекратить издевательство.
После наказания Тёма долго лежал, уткнувшись лицом в диван. Весь день он отказывался от еды. Женщина решила, что не стоит его беспокоить, и ушла к себе в комнату. Она опять долго корила себя и думала о том, что Тёме надо бы переменить бельё. Вечером все дети принимали ванну. После водных процедур впереди шла старшая сестра, а за ней младшие дети:
Крошечная Аня, увидев процессию, приподнялась в своей кроватке. Потом отправился мыться Тёма. Мать заранее приказала оставить на видном месте кусок хлеба, но не отрезать, а отломить, чтобы выглядело так, будто ломоть забыли, а не положили специально.
Помимо этого, она попросила оставить приглушённый свет: мальчик обмочился во время порки, и нужно было, чтобы этого никто не увидел.
Тёма вымылся, съел ломоть хлеба, а потом добрая Таня, которую он очень любил, посоветовала отправиться к родителям и пожелать им спокойной ночи. Придя к матери, мальчик расплакался, и после этого ему стало легче. Аглаида Васильевна сказала, что Артемию стоило признаться в содеянном сразу. Тогда отец не стал бы его наказывать. Быть трусливым — нехорошо.
Ночью Тёма спал очень плохо. Он то забывался в кошмарном сне, то просыпался и садился на кровати. В полутьме ребёнок увидел няню и спросил о Жучке. Женщина сказала, что её кто-то бросил в колодец. Незаметно для себя мальчик задремал и ясно увидел, как спасает собаку. Как только забрезжил рассвет, Тёма стал быстро одеваться.
Тихо пройдя через весь дом, мальчик вышел в сад. Нельзя было медлить, ведь Жучка сидела в колодце. Мальчик взял вожжи и фонарь и отправился к стене кладбища, где находился колодец. Тёме казалось, что за ним наблюдают мертвецы. Было очень страшно, да к тому же всё тело одолела слабость: мальчик уже был болен, но ещё не замечал этого.
Собрав все силы, он спустился в «старый колодезь» и достал собаку, а потом потерял сознание. Спас Тёму Еремей, который в это время косил сено поблизости.
Наёмный двор и поступление в гимназию
Артемий проболел всё лето, а когда выздоровел, родители разрешили ему ходить на «наёмный двор», где играли другие ребятишки. Место, которое так называли, примыкало к дому Карташевых. Его арендовал у отца Тёмы еврей, который сдавал территорию по частям. Во дворе помещались квартирки, трактир и лавка. Дети «городской голытьбы» увлечённо играли с мусором, который лежал повсюду, образуя кучи.
Вскоре Тёма поступил в гимназию. Занятия ещё не начались, а ему уже хотелось покрасоваться в форме. Дело кончилось тем, что он пошёл купаться, и его одежду украли. Пока шили новую форму, мальчик сидел дома.
На занятия он опоздал, поэтому сел на единственное свободное место. Там сидел верзила, который стал обижать мальчика.
Тёма не наябедничал, и виноватым посчитали его. Отец с матерью попросили не исключать сына, но в качестве наказания Артемия каждый день оставляли на час после занятий.