Чему учит повесть гоголя
Основная главная мысль произведения Ночь перед Рождеством Гоголя
Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой. Знакомясь с ними, читатель может поближе узнать традиции и обычаи того времени. Например, из «Ночи перед Рождеством» читатель узнает, что в этот момент года черт мог последний раз сделать какую-то гадкую и неприятную вещь. В повести так и происходит. Дьявол ворует месяц. Это служит причиной возникновения различных историй.
Сюжет базируется на одной линии. Кузнец Вакула — настоящий крестьянин. Он сильный, ловкий, умный. Он влюбился в Оксану — самую красивую девушку деревни. Ей льстило внимание каждого мужчины, поэтому она часто капризничала и просила у своих воздыхателей подарки. Она пообещала Вакуле, что выйдет за него замуж, если он принесет ей башмаки, которые носила сама императрица. Это, бесспорно, идея невозможная.
Уже можно сказать, что данная повесть имеет много сказочных черт. Во-первых, это наличие сверхъестественных существ. Во-вторых, это волшебные ситуации. К другим второстепенным сказочным элементам можно отнести гиперболизацию. В этом и состоит особенность «Ночи перед Рождеством». В произведении связываются нереальные и реальные события, причем очень органично, натурально.
Темные силы помогли Вакуле добраться в Петербург к императрице. Он преподнес Оксане обувку, поэтому она согласилась стать его женой.
Главную мысль произведения можно выразить таким образом. Так как произведение имеет элементы сказки, то важно, чтобы зло было побеждено добром. Здесь так и происходит: добро побеждает зло, черт наказан. Это один из пунктов. Во-вторых, Николай Гоголь пытается донести до читателя, что каждый когда-то нуждается в волшебстве, в сказке, в магии. Рождество — прекрасное время для того, чтобы совершить чудо и поверить в него. В-третьих, писатель приходит к выводу, что если любовь настоящая, то можно выполнить любое желание, любой каприз любимого человека. Влюбленный не знает невозможного, у него нет границ. Вакула очень любил Оксану. Она пошутила, а он принял ее слова серьезно и стал бороться за девушку и ее счастье. И вместе с этим, Вакула получил то, чего хотел — Оксана полюбила его и вышла за него замуж. Произведение имеет хорошую концовку.
Таким образом, главную мысль повести «Ночь перед Рождеством» можно выразить в трех плоскостях.
Главная мысль
данной выдающейся повести Николая Гоголя лежит история, которая была много раз экранизирована и осталась в умах читателей, как запоминающаяся и интересная. Имея фантастическую завязку в сюжете, и крайне интересный и уникальный язык повествования, она является выдающейся в том плане, что сравнить ее с каким-то другим произведением крайне трудно, так как она содержит множество элементов с других жанров. Ее можно отнести не только к литературному творчеству, но также и к фольклорному, так как основа сюжета данной повести содержит в себе массу народной атрибутики, которая относится к легендам и повествованиям.
Для того, чтобы более глубоко разобраться в причинах написания автором произведения именно такого вида, следует отметить, что на тот момент времени, им овладевали достаточно прогрессивные взгляды. Писатель был убежден в том, что большинство людей, которые привыкли жить однотипно и неинтересно, имеют застоявшиеся взгляды, которые мешают достигать научного и творческого прогресса. Гоголю это очень не нравилось, и поэтому он хотел показать этих людей немного жалкими и неинтересными. Автор стремился к тому, чтобы люди поняли, что свобода слов и мыслей является неотъемлемой атрибутикой современной жизни для человека, ведь ничего важней этих вещей не, по его мнению, не может быть представлено. Гоголь оставляет довольно добрый посыл, ведь все темные и злые силы в произведении будут побеждены добром. Он отображает Вакулу очень отважным и смелым человеком, который не сдается перед лицом трудностей, и решает все, даже самые сложные проблемы, стоящие на его пути.
Стоит сказать, что автор слегка идеализировал образ положительных героев. Он сделал их слегка былинными, так как считал, что и в его современниках сидит дух героизма и приключений. Однако, он также понимал, что на самом деле все обстоит немного иначе, ведь из-за застоявшихся взглядов и убеждений людей того времени, они не могли мыслить широко и свободно. С точки зрения жанрового исполнения, стоит сказать, что данная поэма больше представлена в сказочной форме. Произведение получилось очень интересным, ярким, и богатым на неожиданные сюжетные повороты и события.
Чему учит повесть Гоголя — Ночь перед Рождеством
Великий Гоголь опубликовал свою повесть «Ночь перед Рождеством» в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», хотя описываемые в повести события происходили в более раннюю эпоху.
Гоголь с большой любовью относился к культуре своей малой родины. И хотя жанр произведения определен автором как повесть, но всё-таки оно больше напоминает сказку.
Напоминает прежде всего тем, что многие персонажи повести взяты им именно из фольклора, а происходят с этими персонажами поистине волшебные, сказочные приключения. Какие колоритные, фантастические персонажи принимают участие в развитии событий! Это и Ведьма Солоха, и некто Пацюк, который «сродни чёрту», да и сам хвостатый и рогатый представитель сил зла.
Вся эта нечистая сила в канун великого христианского праздника пытается противостоять добру и справедливости. Силу света, добра и любви олицетворяет простой парень – кузнец Вакула, владеющий, кроме своего ремесла ещё и искусством художника. Ведь это именно он нарисовал на стене Церкви сюжет о том, как православные гонят чёрта.
По народным поверьям именно в ночь перед Рождеством нечистая сила может сотворить свою самую последнюю пакость. Это самое и совершает Чёрт, украв с небосклона луну и навредив этим всем христианам.
А между тем Вакула влюблён в девушку Оксану, которая не проявляет к нему взаимности. Парень всем хорош. Он проворен, талантлив, честен, он готов жениться, но капризы невесты мешают исполнению его желания.
Таким образом, в повести-сказке прослеживаются две сюжетные линии:
Зазнайство и гордыня Оксаны мешают влюблённым соединить свои сердца. Ведь она задала Вакуле неразрешимую задачу – раздобыть ей такие черевички, какие носит сама Великая Государыня. В отчаянии кузнец готов уже свести счёты с жизнью, да тут вмешивается нечистая сила, которую наш герой ловко подчиняет себе. Только после долгого отсутствия жениха, Оксана понимает, что не может жить без этого доброго и честного парня.
А ведь исполнить желание невесты помогает кузнецу выполнить не кто-нибудь, а именно Чёрт. Выходит, что только подчинив себе нечистую силу, представитель сил добра добывает своё счастье.
Так мудро автор переплетает в произведении обе сюжетные линии.
Преодолевая все преграды, юноша исполняет желание своей возлюбленной. Зло наказано. Добро побеждает. Влюблённые сердца воссоединяются. В мир приходит Рождество, а одновременно с рассветом рассеивается тьма.
Классика остаётся современной в любые времена и эпохи Читатель может сделать главные выводы для себя о том, чему учит это нестареющее произведение:
Смотрите также:
Краткое содержание
Существует народное поверье, что в ночь перед Рождеством черт совершает последнюю пакость в году. Это и делает бес из повести: крадет луну. Что, в свою очередь, запускает череду забавных событий.
Вакула представил черта как настоящего демона, из-за чего разозлил вора. Черт пообещал отомстить Вакуле. По хитрому сплетению обстоятельств мама кузнеца (Солоха) была ведьмой и подругой беса.
Параллельно рассказывается история жизни Солохи. Она запуталась в своих поклонниках, ей даже приходится прятать их в мешки из-под угля. Вакула вытаскивает эти мешки на улицу, а себе оставляет только один. Потом выясняется, что в мешке сидит черт.
Черт выпрыгивает из мешка и забирается верхом на Вакулу. Но тот ловко изворачивается, хватает беса за хвост и сам седлает его. Как же Вакуле удалось усмирить черта и достать черевички:
Героиня была рада, что Вакула оказался жив. В этот момент она поняла, что любит его, а никакие подарки ей не нужны.
Главные герои
Главные герои тесно связаны между собой.
В повести используются традиционные для украинского вертепа персонажи:
Также писатель вводит сказочных героев — черта и ведьму. Они имеют человеческий облик и живут среди людей.
Так, черт предстает в облике сельского головы, а ведьма способна становиться обыкновенной женщиной, которая не причиняет вреда главным героям, но оказывает влияние на текущие события.
В украинском фольклоре представители нечистой силы имеют иное название. Их не называют по именам, чтобы не навлечь беду.
Традициям соответствует и тот факт, что ведьма Солоха приходится матерью кузнецу. Благодаря волшебному происхождению Вакула может совершать сверхъестественные действия. В кузнице он работает вовсе не случайно. Герой должен пройти очищение огнем, чтобы жить обычной жизнью.
На фоне ярких картин деревенского быта выступают главные персонажи:
В сказке имеется большое количество разговорных фрагментов, поэтому Гоголь ввел образ рассказчика. Им является пасечник Рудый Панько.
Пересказ произведения
События берут начало в предпраздничную ночь. Молодежь готовится к колядкам, а бесовщина взобралась на небо (ведьма и черт). Они решили украсть луну, чтобы из-за темноты Чуб и кум не смогли дойти до Дьяка, а Вакула не смог добраться до Оксаны. Кузнец занимался росписью утвари, изображал лики святых, а вот беса всегда рисовал в неприглядном виде. Чем и рассердил нечисть.
Однако Чуб смог прийти в гости, а кузнец пришел к Оксане. Вакула признается девушке в любви, а та с надменным выражением лица отвергает молодого человека. Но в шутку и ради издевки говорит, что выйдет за него замуж, если тот добудет черевички Екатерины Великой и принесет их.
В дом возвращается Чуб (страшная метель сбила с дороги), но голос кузнеца пугает его. Герой решает, что ошибся домом. Чуб меняет голос, а Вакула выгоняет его. Тогда гость отправляется к матери кузнеца (Солохе). Женщина пользовалась спросом среди мужчин.
Позже в доме Солохи произошла настоящая путаница. В дом пришел Голова и Дьяк, а до этого в помещении находился еще и черт, а также Чуб, который передумал идти в гости. В итоге бес, Чуб и Голова были вынуждены спрятаться в мешки из-под угля. Потом домой пришел Вакула, и Дьяк тоже спрятался в мешок.
«Убить пересмешника» краткое содержание романа Ли – читать пересказ онлайн
Кузнец принимает мешки за мусор и выносит на улицу. Там он встречается возлюбленную, которая напоминает про уговор. И без того задумчивый Вакула сердится еще больше, выкидывает все мешки, кроме одного, и убегает куда глаза глядят. Окружающие подумали, что кузнец сошел с ума.
В том мешке, что остался на плечах Вакулы, сидел черт. Но кузнец этого не знал, он направился к Пацюку, чтобы спросить дорогу к черту. Пацюк — родня беса. Вакула решил, что только нечисть поможет ему. Пацюк намекнул, что черт находится ближе, чем думает кузнец. Бес же жаждал мести и решил воспользоваться моментом. Но не тут-то было, кузнец оказался проворнее. Черт хотел оседлать Вакулу, но в итоге сам оказался в подчинении.
После возвращения в деревню Вакула отоспался, а потом нарядился и пошел к Чубу. При встрече протянул ему плеть, предложил три раза ударить себя. Затем Вакула протянул дары и попросил у Чуба руки его дочери.
Он согласился. Оксана в это время уже сама бежала с распростертыми объятиями к кузнецу. В конце произведения описывается семейная жизнь и дом молодоженов.
Чему нас учит Гоголь?
Ко дню памяти Николая Васильевича Гоголя (+ 21 февраля (6 марта) 1852) мы переиздаем одну из статей выдающегося русского православного мыслителя, литературного, театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1850-1896).
Теперь вследствие продолжительного и большею частию безсмысленного упоминания о «пошлости» и о «невидимых слезах» эти выражения обратились в ходячую фразу, которую употребляют люди, решительно ничего не имеющие сказать о Гоголе; и вот со времен Белинского мы только и пришли к тому, что отделываемся от Гоголя ходячими фразами.
Очень понятно, что на такой почве могут возникать и высказываться очевидно нелепые мнения. Так, в прошлом году один либеральный критик провозгласил, что г. Гл. Успенский выше Гоголя[ii]. Помнится, в либеральной журналистике нашей это мнение не нашло отпора: о нем просто промолчали. Это молчание решительно можно принять за знак согласия. Да и отчего нет? В подкладке мнения столь усердного к современности критика лежала та мысль, что Гоголь устарел, что мировоззрение г. Успенского уже «современнее» мировоззрения Гоголя. А ведь эту мерку «современности» наши либеральные писатели и прикидывают ко всем явлениям жизни и литературы. Критик же, о котором речь, просто оказался смелее своих собратий, а потому не стеснился приложить эту мерку и к Гоголю. И ничего. «Он ничего, и они ничего», как сказано у Гоголя о Ноздреве и его приятелях. Он ничего, и читатели ничего: собираются ставить Гоголю памятник и праздновать пятидесятилетие со дня его смерти.
Признавая, что в этом заключается сущность его таланта, Гоголь говорит, что этот талант остался бы бесплодным, «если бы с ним не соединилось мое душевное обстоятельство и моя собственная душевная история».
Раскрывая это «душевное обстоятельство», Гоголь пишет следующие многознаменательные слова:
Никто из читателей моих не знал, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной.
Так писал я. Теперь лее прибавлю, что если бы не это «душевное обстоятельство» Гоголя, если бы не постоянное христианское настроение его души, то его способность ярко выставить пошлость жизни создала бы лишь болезненное настроение духа, отразилась бы злорадным и бесцельным зубоскальством, каким отразилась, например, у Салтыкова. Только благодаря покаянному настроению своей души Гоголь как художник «не радуется неправде, но сорадуется истине».
Повторяю: наше высокомерие мешает нам правильно понять Гоголя. Мы придаем мало значения главному: душе человеческой, своей душе, зато придаем много значения второстепенному, тому, что само собою «приложится». И Гоголь учил нас этому главному: он призывал нас к покаянию, к углублению в свою душу.
И когда будет понят Гоголь, когда будет понят весь смысл его подвига, он встанет над землею Русскою уже не зловещим привидением, уже не демоном смеха, а во всей неслыханной красоте своего трагического страдания, как укор настоящему, как прообраз будущей, кающейся и возрождающейся России.
Уже теперь подымаются голоса, спрашивающие: что же должно написать на готовящемся памятнике Гоголю?
«Великому художнику-христианину». Вот что должно быть там написано.
[i]Сочинения Н. В. Гоголя: Доп. том ко всем предшествовавшим изд. соч. Гоголя / Извлечено из рукописей акад. Н. С. Тихонравовым. М., 1892. Вып. I-II.
[iii] Письмо В. Белинского от 15 июля 1847 г.
[iv]Николаев Ю. «Поэт пошлости»: По поводу посмертной статьи А. Градовского о Гоголе. «Вестник Европы», январь //Московские Ведомости. 1890. 27янв. №27. С. 3.
Сочинение на тему: Чему учит повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”
Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” – невероятно доброе и поучительное произведение, наполненное чувством справедливости, искренней любви и веры в человека. Писатель любил использовать элементы мистики и волшебства, а также он умело сочетал смешное и страшное. Жизнь своих героев он изображал в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой и хитростью.
Для того чтобы понять, чему учит повесть “Ночь перед Рождеством”, нужно для начала выделить основные положительные качества главных
Он также учит нас доброму отношению к ближнему и вечной борьбе со злом.
Главные качества Оксаны избалованность, гордость, красота, самолюбие и способность осознавать свои ошибки. Именно это последнее качество помогло ей обрести и не потерять надежного спутника жизни. Несмотря на то, что в начале повести она ведет себя как капризный и избалованный ребенок, позавидовавший черевичкам подруги, в конце произведения Оксана
Качества, которых точно нужно избегать – это зависть, хитрость, глупость и мстительности. Ими автор наделил черта, которого смог обуздать только благочестивый Вакула. Помимо всего вышесказанного, повесть “Ночь перед Рождеством” учит духовному возрождению. Этот путь мы наблюдали в изменении характера Оксаны.
Со временем она стала понимать, что самое главное в человеке не внешняя красота, а доброе сердце. Как говорят в народе: “Добра на худо не меняют”.
На мой взгляд, Гоголь написал эту историю именно про Рождественскую ночь, потому что в это время на всей земле происходят чудеса. Так и в его произведении люди преображаются, зло отступает. Почти каждое произведение этого писателя сопровождается мыслью о победе высоких нравственных качеств и благородных стремлений.
Related posts:
Чему учит повесть Гоголя — Тарас Бульба
Повесть «Тарас Бульба» — одно из центральных произведений в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Она содержит в себе обширный спектр тематик, а потому можно вынести не один важный жизненный урок.
Если брать в обширном плане, то повесть «Тарас Бульба» — это олицетворение, собирательный образ украинского народа, находящегося в состоянии обороны и отстаивания своих территорий и своей независимости.
Отсюда плавно вытекает тема патриотизма и любви к Родине. Красной нитью на протяжении всего произведения автор показывает нам, что нужно ценить, любить и оберегать свою Отчизну; нужно до конца бороться за ее честь, не поддаваясь на провокацию других чувств. На примере Андрия Гоголь показывает, как страшна может быть кара за предательство Родины. Пример же Остапа демонстрирует читателю, что за свою Отчизну не боязно и умереть, став при этом настоящим героем.
То есть первый урок, которому нас учит «Тарас Бульба» — это быть преданным своей Родине при любой ситуации.
С темы Отечества перейдем к семейной проблематике, потому как в данном произведении они тесно взаимосвязаны. Семью Тараса Бульбы можно сопоставить с Родиной. По большому счету они становятся практически тождественными понятиями. Потому как, например, Андрий, предавая Родину, предает и свою семью, за что его и настигает кара. В частности он предал и своего отца, и этот грех не менее тяжкий, чем предыдущий. Андрий отрекся от заветов отца и родного семейства, посчитав личные интересы превыше. Он умирает от руки своего же отца, потому как те связи, которые были между ними раньше, порваны, причем самим Андрием.
Отсюда второй урок повести «Тарас Бульба» — нужно ценить и уважать свою семью, прислушиваться к советам тех, кто старше и априори мудрее; нужно почитать институт семьи, порою пренебрегать своими личными чувственными интересами во благо своего семейства.
Теперь перейдем как раз-таки к чувствам. Извечный вопрос, стоящий перед людьми, и перед поэтами и писателями в частности: что же важнее, что должно преобладать в человеке — разум или его чувства? Исходя из повести «Тарас Бульба», мы понимаем, что Николай Васильевич Гоголь делает выбор в пользу первого — разума. Опять же на примере Андрия, по большому счету его пылкая любовь к девушке и стала причиной его погибели. Как пишет сам автор, с самой юности Андрий был пылким и чувственным и рано начал думать о девушках. Он не смог укротить в себе эти позывы чувств, он отдавался во власть эмоций, позволяя им управлять его поступками. Любовь к женщине в нем победила любовь к Родине, хотя вторая вполне очевидно имеет более рациональную природу. Она более осознана, а значит больше склоняется в сторону разума.
Значит третий урок повести «Тарас Бульба» можно сформулировать так: нужно уметь укрощать свои чувства, нельзя жить сиюминутно и только своими эмоциями; разум должен хотя бы немного довлеть над эмотивной стороной человеческой личности.
Это далеко не все мудрости, которые можно вынести из данной повести. И наверняка после прочтения у каждого человека появятся свои мысли и свои собственные выводы.
Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь)
Автор: Guru · 06.11.2017
Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.
История создания
Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».
Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.
Смысл названия
Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.
Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.
Жанр и направление
Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.
Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.
Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.
Композиция
Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:
Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.
О чем?
Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.
Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.
Главные герои и их характеристика
Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.
Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.
Проблематика
Смысл повести
Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.
Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».
Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.
Чему учит?
Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.
В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.
Критика
Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.
Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.