Чему учит повесть нос гоголь сочинение
Сочинение на тему «О чем заставляет задуматься повесть Нос»
1. Гоголь расписал фантастическую историю о том, как у одного из столичных карьеристов исчез нос. Пострадавшим оказался коллежский асессор по фамилии Ковалев. Он искал свой нос, но везде на него смотрели с недоверием либо же просто грубо отправляли восвояси. Нос же облачился в мундир и жил самостоятельной жизнью. Когда Ковалев полностью отчаялся, то нос ему принес полицейский. И нос, спустя некоторое время, вновь оказался на лице майора.
2. Человек, не умеющий выделить для себя главное, распыляется, понапрасну тратит свои силы. Если Ковалев добьется для себя высокого чина, то понятно, что он будет доволен. Он сможет еще сильнее помыкать кучерами, слугами, цирюльниками. Под его началом появится еще больше людей, которые будут у него в подчинении, в зависимости от него. Действительно ли внутри себя он испытает удовлетворение? Я думаю, что нет.
Основные ценности для человека – это дружба, любовь, искренние отношения между людьми. Важно иметь и высокий социальный статус, хорошо оплачиваемую работу, но не для того, чтобы грубо относиться к людям, пользоваться их зависимым положением.
3. Отсутствие у Ковалева носа сразу же становится непреодолимым препятствием для поддерживания связей, появления на званных ужинах, в общественных местах. В таком виде майор уже не может рассчитывать на удачную карьеру, которая для него имеет большое значение. Майор потерял нос, но он остался таким же человеком, как и был. Несмотря на это, пребывание в «приличном» обществе для него становится невозможным. Человека ценят не по внутреннему содержанию, а по внешним факторам – по занимаемой должности и наличию носа на лице.
4. Мы не всегда умеем ценить собственное благополучие. Как говорится, чтобы почувствовать радость, нужно купить козу, а затем продать ее. Так приключилось и с коллежским асессором Ковалевым.
Мне было приятно читать о том, что, получив назад нос, Ковалев изменился. Для него остались важны звания и чины, но он начал выглядеть жизнерадостным и счастливым. Ковалев стал ценить свой каждый день, радоваться тому, когда все хорошо. На мой взгляд, Гоголь хотел написать о том, что человеку нужно «купить козу», а потом «продать козу», чтобы стать по-настоящему счастливым.
Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)
Автор: Guru · 25.10.2017
Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.
История создания
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
Жанр и направление
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
Композиция повести
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
О чем?
Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.
Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».
Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.
Реальное и фантастическое
Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.
В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.
Главные герои и их характеристика
Темы повести
Проблемы
Смысл произведения
Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.
Чему учит?
В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.
Художественное своеобразие
В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.
На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.
Критика
Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.
Анализ повести Нос Гоголя 10 класс
История создания
Период создания повести «Нос» относится к 1833-1835 годам. Она написана Гоголем еще при жизни А.С. Пушкина, который высоко оценил это произведение. Пушкину оно показалось веселым и оригинальным. Пушкиным же повесть и была опубликована в журнале «Современник» в 1836 году. Годом ранее Гоголь пытался опубликовать ее в журнале «Московский наблюдатель», но редакция этого журнала сочла повесть «пошлой» и вернула рукопись автору.
Жанр и направление
Сейчас повесть может показаться нелепой, но именно этого эффекта и добивался Гоголь. Он хотел написать смешную историю, которая отражала бы комизм и нелепость множества произведений, создаваемых в модном в то время жанре фантастической романтической повести. Но этот жанр и не получил бы широкого распространения, если бы все общество не было проникнуто соответствующим интересом ко всему загадочному, мистическому и таинственному.
Композиция
О чем?
Главные герои и их характеристика
Главным героем повести является коллежский асессор Ковалев. Свой чин и ранг майора Ковалев получает во время службы на Кавказе. Гоголь заостряет на этом факте внимание, чтобы подчеркнуть, что Ковалев добивается их не совсем честным путем. В тот момент, когда он обнаруживает исчезновение носа, Ковалев проживает в Петербурге, куда он является, чтобы добиться назначения вице-губернатором, либо поступить на службу в какой-нибудь департамент. Всегда весь с головы до ног начищенный, разодетый, он любит важно расхаживать по Невскому проспекту и всем пускать пыль в глаза (не случайно сбежавший от Ковалева нос воплощается ни много ни мало в статского советника!) Время от времени он зазывает к себе на квартиру простых женщин, а жениться собирается только по расчету.
В числе других главных героев повести можно назвать цирюльника Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич – типичный пьяница, который, впрочем, работает. Это тихий, опустившийся человек, каковых тоже немало в России. Иван Яковлевич женат, и находится у жены под каблуком. По своему поведению он противоположен Ковалеву.
Нос майора Ковалева, «виновник» произошедшей кутерьмы, после того как он исчезает с лица своего хозяина и принимает человеческий облик, тоже начинает выступать в роли главного героя. Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде.
Темы повести
Основными темами повести являются понимание смысла жизни и ее ценностей такими людьми, как Ковалев, а также уже упоминавшееся распространение в обществе тяга к мистическому.
Проблемы
В числе основных проблем можно назвать карьеризм, который искажает подлинный смысл жизни для личности, процветание в обществе чинопочитания, узости ума и др.
Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом обретении носа, попал «в десятку». Он затронул многие социальные проблемы своего времени, такие как крепостничество, взяточничество и мракобесие. Большое число фрагментов повести было вымарано цензурой. Возвращены были эти фрагменты в текст уже только в изданиях советского периода.
Смысл произведения
Между тем, без этих фрагментов произведение во многом утрачивало свой смысл. Из текста были исключены такие сатирические моменты, как сцена встречи Ковалева с носом в Казанском соборе, или такие как эпизод, в котором рассказывается о сахарных головах, которые частный пристав принимает в качестве взяток. Было исключено и замечание пристава о неприличном поведении майоров, которые таскаются по неприличным местам и др.
Без всех этих деталей можно было подумать, что смысл произведения заключался не в том, чтобы показать абсурд происходящего вокруг, в повседневной жизни, а в том, чтобы показать то, что абсурд творится в голове автора, что, конечно же, не так. Впрочем, для современников Гоголя смысл произведения все равно оставался достаточно понятным. Ведь даже и сюжет на тему приключений носа был взят из ходивших в то время историй и анекдотов. Один из таких анекдотов упоминается даже в дневнике Пушкина, еще в 1815 году. А в 1833 году Пушкин в своем дневнике упоминает те же слухи о «танцующих стульях», о которых в своей повести пишет Гоголь.
Чему учит?
Чему учит произведение? Как всякое великое произведение, оно учит разному: каждый должен найти в нем что-то свое. Кого-то оно должно заставить задуматься о смысле жизни, правильным ли путем идет этот человек, другой, возможно, задумается о роли сплетен, непроверенных, недостоверных слухов в частной и общественной жизни. В любом случае, мы не ошибемся, если скажем, что это произведение учит анализировать происходящее и относиться к нему критически.
Художественное своеобразие
Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. «Нос» относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению. В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения.
2 вариант
Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».
По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.
Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.
Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа. Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.
Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.
Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека. На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа.
Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос, не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.
Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.
Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.
В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.
Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина.
Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.
Анализ произведения 3
Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».
Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.
Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.
Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.
С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Нос
Популярные сегодня темы
Произведение глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Призывает привлечь внимание к музыке как к чему-то более высокому. Прививает чувство сострадания и понимания, учит любить Родину
Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию
Что может быть красивей натюрмортов, особенно если это изображение, сорванных, весенних цветов. Но еще лучше, если они выполнены рукой выдающегося, русского художника Бруснилова, который очень любил данный вид живописи
Полное изречение Теренциана Мавра о судьбе книги имеет концовку, которую чаще всего опускают. В ней говорится о том, что дальнейший путь книги зависит от принятия читателем.
Как известно, слово – основная единица языка. Только людям свойственно общаться с помощью слов. Это уникальная возможность, позволяющая вести диалог, высказывать свою точку зрения
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
Анализ повести «Нос» (Н. В. Гоголь)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 25.02.2020
Николай Васильевич Гоголь вошел в историю русской литературы как мастер по созданию настоящих литературных шедевров из незначительных жизненных эпизодов, случайно услышанных или увиденных им. Прямым подтверждением столь необычного таланта стала повесть «Нос», которая на протяжении многих лет не перестает волновать умы читателей, вызывает массу жарких споров, наводит на глубокие размышления о смысле жизни.
История создания
Над повестью Николай Васильевич работал в 1832-1833 годах, после чего произведение было опубликовано в сборнике «Петербургские повести». В основу повести «Нос» лег популярный в то время французский анекдот, в котором говорилось о пропавшем носе. Примечательно, что Гоголь впервые использовал историю носа, что мешал жить своему хозяину, в своем неоконченном произведении «Фонарь умирал» (1832 год).
Сразу после первой редакции повести Гоголь был вынужден переписать ее из-за проблем с цензурой. Этот процесс затянулся на несколько лет, и не только из-за совершенства.
Изначально Гоголь хотел опубликовать повесть в популярном журнале «Московский наблюдатель», однако получил отказ. Произведение увидело свет лишь благодаря вмешательству А. С. Пушкина, который к тому времени открыл собственное издание. Так повесть «Нос» впервые было опубликована в 1836 году в «Современнике».
Жанр и направление
К моменту публикации Николай Васильевич Гоголь уже успел зарекомендовать себя как писатель-мистик, которому удалось удивить читателей хитросплетением народного фольклора и суеверий в своем сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». В произведениях, вошедших в «Петербургские повести», писатель мастерски смешал столь любимую им мистику с острыми социальными проблемами. В результате Гоголь стал основоположником совершенно нового для русской литературы направления – фантастического реализма.
Николай Васильевич как человек, близкий к народу, не мог равнодушно взирать не те проблемы, которые назревали и оставались неразрешенными в обществе. Во времена жизни писателя царила жесткая цензура, и он не мог открыто высказывать свои мысли. Ему пришлось очень аккуратно завуалировать их мистическими мотивами. Однако фантастическая составляющая в произведениях Гоголя лишь усиливала драматизм описываемой картины. Данный прием оказался по душе многим отечественным писателям, которые взяли его на вооружение в своих произведениях.
Композиция повести
Повесть «Нос» можно условно разделить на три классические части: экспозицию и завязку, кульминацию и развязку. Для сюжета характерна линейная последовательность, однако порой сложно объяснить логику того или иного эпизода.
В первой части автор обозначил характеристику основных персонажей, описал их быт. Отправная точка повествования состоит из трех частей: обнаружение носа, желание непременно от него избавиться, долгожданное освобождение от бремени, которое не приносит удовлетворения.
Во второй части произведения происходит знакомство читателя с майором Киселевым. Данная часть, в свою очередь, также состоит из трех блоков: обнаружение пропажи, попытка вернуть нос и его успешное возвращение.
Третья часть является завершающим и логичным аккордом всего произведения.
О чем?
Сюжет повести прост, и сводится к достаточно примитивным действиям: потере, поиску и обретению злополучного носа. Однако произведение цепляет зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.
Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич к своему ужасу обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева. Он решил, что нос оказался отрезанным о лица хозяина по его оплошности. Не на шутку испугавшись странной находке, мужчина решил как можно быстрее избавиться от нее. В растерянности он отправился к реке, чтобы вода поглотила сомнительную улику. Избавившись от носа, Иван Яковлевич с облегчением вздохнул.
Тем временем Ковалев после пробуждения почувствовал неладное. Поняв, что его нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к обер-полицмейстеру. Не застав того на месте, герой по дороге столкнулся со своим собственным носом, который вел себя удивительно нагло и высокомерно со своим хозяином.
Ковалев не намеревался оставить это дело просто так. Он попытался было опубликовать объявление о пропаже носа в газете, но везде его поднимали на смех. Впрочем, удача сопутствовал герою, и вскоре ему вернули нос, который пытался эмигрировать из России. Майор решил тут же водворить нос на место, но тот не собирался вновь прирастать к лицу Ковалева. В отчаянии майор решил, что это порча, которую на него навела противная штаб-офицерша Подточина. Он даже отважился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои претензии. Когда же герой получил недоуменный ответ от Подточиной, то понял, что ошибся в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева спустя две недели ситуация решилась сама собой, и сбежавший было нос оказался на своем законном месте.
Реальное и фантастическое
Читая повесть «Нос», читатели сразу погружаются в необычный, сказочный мир, который Гоголь очень тонко переплел с реальностью. Так, например, окружающая действительность в произведении весьма обыденна: Петербург, быт статского советника и цирюльника привычен и понятен. Для пущей убедительности писатель даже добавил точные даты происходящих событий и точные детали местности. На фоне столь правдоподобной картины Николай Васильевич неожиданно представил совершенно фантастический факт – пропажу носа у главного героя. В ходе дальнейшего повествования беглец постепенно трансформировался из ничем не примечательного носа в самостоятельную личность, однако в итоге все вернулось на круги своя. В данном случае филигранное мастерство писателя сыграло свою роль, и фантастический элемент выглядит в повести весьма органично.
Главные герои и их характеристика
Темы повести
Проблемы
Смысл произведения
Благодаря такому художественному приему как контраст парадоксов, Гоголь смог в полной мере раскрыть всю порочность петербургского общества. Пропажу носа можно считать как некую расплату за грехи майора Ковалева, однако писатель намеренно не делает на этом акцент и не утяжеляет произведение излишним морализаторством. Он также не указывает способ исцеления общества от лицемерия, а только вырисовывает основные проблемы. Гоголь прекрасно понимал, что исправить общество внедрением каких-то радикальных мер не получится, и потому делал то, что считал нужным – высвечивал пороки в свойственной ему манере. Задумка писателя удалась, и современники были глубоко поражены, узнавая в героях повести своих знакомых, родственников и даже самих себя.
Чему учит?
Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.
Художественное своеобразие
Чтобы в полной мере воплотить в жизнь свой авторский замысел, Николай Васильевич взял на вооружение богатый арсенал литературных средств. Прежде всего, речь идет о гротеске. Комическое преувеличение характерно и для социального положения Носа, и для изображения взаимоотношений людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, Иван Яковлевич с гораздо большим трепетом начинает относиться к майору после того, как обнаружил его нос. А сам Ковалев боится подойти к Носу, стесняясь своего более низкого положения.
Гоголь придает носу человеческие качества, однако это олицетворение также имеет увеличенные масштабы. Нос настолько быстро стал полностью независимой единицей, что даже намеревался скрыться от своего хозяина за границей.
И, конечно же, стоит отметить характерную для Гоголя тонкую иронию и юмор, которыми так славятся все его произведения. Благодаря им характеристика образов становится более полной, богатой, а взаимоотношения между героями – живыми, натуралистичными.
Критика
После публикации повесть «Нос» вызвала большое волнение в литературной среде. Далеко не все издания соглашались публиковать произведение, которое считали несуразным, пошлым, неинтересным и непонятным для широкой аудитории.
Известный литературный критик Николай Чернышевский воспринял повесть весьма поверхностно легко, как популярный в то время анекдот. Первым, кто разглядел глубокий философский замысел произведения, стал Александр Сергеевич Пушкин. Виссарион Белинский заявил, что читателям нужно внимательнее оглядеться по сторонам – таких людей, как майор Ковалев повсюду сотни, а то и тысячи. Сергей Бочаров отметил ценность повести, которая побуждала читателей смело взглянуть правде в глаза, принять и осознать социальные проблемы.