Чему учит повесть о разорении рязани батыем
«Повесть о разорении Рязани Батыем» читательский дневник
«Повесть о разорении Рязани Батыем» читательский дневник и краткое содержание поможет подготовить анализ, дать ответы на такие вопросы: кто автор и главные герои, чему учит произведение. Информация поможет написать отзыв о произведении и подготовить план пересказа.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» читательский дневник (анализ)
Автор — предположительно Евстафий Корсунсков
Сколько страниц — 12
«Повести о разорении Рязани Батыем» главная мысль
Никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что.
Главные герои
Чему учит «Повесть о разорении Рязани Батыем»?
Произведение учит быть мужественным и смелым, учит защищать свою родину до последнего вдоха. Учит, что только сообща можно победить врага, ведь если бы русские князья объединились, они справились бы с врагом. Повесть учит тому, что забывать такие трагические события в истории нельзя, нужно учиться на собственных ошибках и не допускать их повторения.
Отзыв о «Повести о разорении Рязани Батыем»
Произведение очень печальное, ведь грустно, что столько людей погибло защищая свой грод. Но в то же время я чувствую гордость за наших воинов, которые до последнего вздоха сражались с врагом, стараясь удержать и не допустить вторжения в город. Автор показывает, что патриотизм и любовь к Родине важны для ее благосостояния.
«Повести о разорении Рязани Батыем» пословицы
«Повесть о разорении Рязани Батыем» краткое содержание для читательского дневника
Очень краткий пересказ повесть о разорении Рязани Батыем
После этого началась битва, в которой полегло почти всё рязанское войско во главе с князем. Спустя пять дней осады Рязань была взята. Город и жители подверглись жестокому уничтожению.
В это время один рязанский воевода — Евпатий Коловрат — оказался в Чернигове. Возвратившись, он увидел разорённую Рязань и с небольшой дружиной в 1700 воинов отправился по следам татар, чтобы отомстить им. В Суздальской земле он напал на войско Батыя, однако силы были не равны. Он мужественно бился, но татары его все же убили.
Согласно «Повести», монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
Завершающая часть «Повести» посвящена вокняжению на рязанском престоле Ингваря Ингваревича. Он, вернувшись с Чернигова видит разоренную Рязань, с плачем хоронит погибших защитников княжества и начинает восстановление города. В конце повести содержится похвала рязанским князьям.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»: легенда о Коловрате
Многие работы древнерусских авторов стали летописным памятниками культуры. Не исключение и Повесть о разорении Рязани Батыем, смысл которой раскрывается в образах и поступках героев.
Краткое содержание
При знакомстве с Повестью о разорении Рязани Батыем краткое содержание поможет разобраться в мотивах битвы и ее последствиях.
На заметку! В произведении одни сведения подтверждены историческими источниками. Другие принимаются историками достоверными подробностями нашествия монголо-татар 1237 года.
Кратко о разорении Рязани Батыем:
Безбожный хан Батый требует от князя Юрия Ингоревича десятую часть всех владений. На переговоры к врагу послан сын князя Федор Юрьевич. Хан обещает отступить в обмен на жен и дочерей. Он просит и жену сына князя. За отказ от поставленных условий Федора убивают.
Юрий Ингоревич собирает войска для противостояния Батыю. В сражении погибает много князей. Монголо-татарское войско окружает город. Битва длится 5 дней.
Татары захватывают город, убивают горожан.
Помощь приходит из Чернигова в виде войска во главе с Евпатием Коловратом и братом Юрия Ингварем Ингоревичем. Татары поражаются храбрости русичей. Евпатий Коловрат разрубил шурина Батыя то самого седла, но был убит татарами. Враг боялся доблестного воина даже после его гибели.
По приказу Ингваря Ингоревича все павшие князья с женами упокоены по христианским традициям. Рязань возрождается, строятся церкви.
Интересно! Жестокость, которую описывает Повесть о разорении Рязани Батыем, смысл прихода безбожных татар связывают с перемещением образа Николая Чудотворца из церкви города за два года до событий.
Смысл сюжета
Повесть о разорении Рязани Батыем пронизана образом «смертной чаши». Русские князья с семьями сполна испили свою чашу:
Каждый должен пожертвовать собой ради спасения Руси. Символ чаши появляется в речи единственного выжившего князя Ингваря Ингваревича. Его предназначение — захоронение жертв по христианским обычаям и возрождение города. Чаша смерти объединяет всех вступивших в бой. А разорение Рязани Батыем произошло из-за того, что некоторые отказались испить ее.
Повесть пронизана патриотизмом, восхвалением воинской доблести и выступает призывом защищать свою родину до последнего вздоха. Читая Повесть о разорении Рязани Батыем смысл улавливается в речах князей и их поступках. Они считают, что лучше пасть в бою, чем оказаться плененным врагом. Князья своим примером показывают бесстрашие в бою и готовность лишиться головы на родную землю. Это отражает стойкость и свободу русского народа, который бесстрашен перед любым нашествием.
В чем смысл концовки
Произведение завершается похвалой рязанским князьям. Смысл концовки Повести о разорении Рязани Батыем заключается в прославлении величия духа русских князей. Сила княжеской власти восхвалялась во многих произведениях 13 века. Эта тема очень важна для формирования национального патриотизма. Она особенно актуальна в тяжелые времена, когда обостряется опасность со стороны внешних врагов.
Древнерусская повесть рассказывает о героизме русского народа. Воины бьются до последнего, противники боятся их даже после смерти. Стойкость русичей позволяет возродиться городам и монастырям даже после их полного разорения.
Христианские тенденции в авторской концепции «Повести о разорении Рязани Батыем» 3 часть (Средние века и возрождение)
Слова писателей наполнены сокровенным смыслом, чувством, болью: «Это было за грехи наши». Это итог, к которому приводит неправедная жизнь. Однако в «Повести о разорении Рязани Батыем» автор не только использует библейский мотив наказания за грехи. Он уповает и на милосердие Божие. В связи с этим в текст повести вводятся эпизоды, указывающие на возможность исправления рязанскою землею своих грехов.
Такой взгляд на события сказывается на литературном стиле писателя, приводя к изменению и дополнению устоявшихся стилистических формул воинских повестей. (Например, вместо «текла кровь, как вода» автор пишет: «и текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших»).
Здесь мы видим как меняется отношение хана к русским воинам.
Если в самом начале «Повести» «безбожный» с неуважением и презрением относится к послам русских князей, а во второй части уже дивится силе и стойкости рязанских воинов, то в третьей сердце «нечестивого» царя дрогнуло.
Итак, автор демонстрирует, что глубоковерующий человек, готовый умереть за свою веру, за свою землю, свою родину, почитаем не только своим народом, но и представителями другой веры.
Немаловажен в «Повести» и эпизод о приезде из Чернигова в Рязань единственного оставшегося в живых рязанского князя Ингваря Ингоревича. Он несет особую идейно-концептуальную нагрузку.
Создается мужской плач, редкое даже для фольклора явление, но здесь представленное очень ярко, чем и усиливает проникновенное звучание. Князь не остается наедине со своим горем. Бог «сохраняет» в окрестных селах попов и простых людей, которые хоронят погибших, совершая необходимые обряды. Несмотря на неутешительный финал произведения, конец повести звучит не пессимистично. Бог дает надежду на восстановление города.
«Повесть» заканчивается известием о захоронении княгини и маленького князя Ивана в «едином месте» с Федором Юрьевичем. Благоверная княгиня предстает читателю мученицей, защитницей земли Русской, претерпевшей страдания за веру христианскую. Но несмотря на тяжелый грех самоубийства, княгиню хоронят с почестями рядом с теми, кто ушел из жизни не по собственной воле.
Так древнерусский книжник мастерски создает светлый образ Евпраксии, буквально в нескольких строках рассказывая о примере женской верности и преданности, супружеской любви и образце подлинного христианского брака, тем самым уравнивая её поступок с подвигом самопожертвования.
Эпизоды исторических событий, восстановленные в «Повести о разорении Рязани Батыем», вовлечены в стройную систему авторского мировосприятия, его концепции взаимодействия мира и человека, пронизанную христианским началом.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что содержание «Повести» глубоко пронизывает христианская доминанта: в освещении и трактовке событий, в композиции произведения, в характеристике героев, подборе изобразительно — выразительных средств языка и т. д.
Тем не менее в тексте мы встречаем элементы, указывающие на присутствие языческих мотивов, наличие элементов устного народного творчества. Так, например, всё произведение пронизывает мотив смертной чаши, заимствованный из фольклора; образ Евпатия Коловрата приобретает черты былинного богатыря, используется мотив мужского плача.
Однако фольклорная основа «Повести» творчески переработана её автором, выстроившим свою систему художественной выразительности, близкую к художественной структуре «Слова о полку Игореве» и подчиненную тем же задачам.
Средневековый автор сумел создать самостоятельное оригинальное произведение, связанное с книжными христианскими элементами, оставаясь при этом верным русским традициям. В произведении отчетливо прослеживается специфика в усилении христианских мотивов. Христианские тенденции заявлены в произведении достаточно прочно.
Таким образом, ключевая концепция автора в «Повести о разорении Рязани Батыем», испытывая глубокое влияние предшествующих воинских повестей («Слово о полку Игореве»), целенаправленно следует по пути христианского осмысления и создания картины мира.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Конспект «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Конспект урока литературы для 6 класса.
Тема. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
воссоздать атмосферу эпохи, в которую происходят события, описанные в «Повести о разорении Рязани Батыем»; выявить художественную идею произведения;
формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.
УМК : Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа)
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана «Повести о разорении Рязани Батыем».
— Объясните значение слов «мурза», «наполы», «пестун», «санчакбей», «сродник», «узорочье», «храбры».
Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.
— Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»?
Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о ЕвпатииКоловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIIIвека, времён нашествия Батыя.
В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.
5. Сообщение «историка» о Рязани.
Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но,как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, «и не прияша его смолняне, и иде к Рязаню». К 1096 г. в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с «рязанцами» приходилось вступать в соглашения. Князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир: так, в 1096 г. княживший в Новгороде Мстислав, сын Мономаха, «сотвори мир с рязанци». Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в. город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна. Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, — вторая половина XI в. Полностью исключается X в., — дата, не подкрепленная никакими материалами.
Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.
— Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?
— Чем славились рязанские мастера?
6. Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем».
— С чего начинается «Повесть…»? О чём свидетельствует такое начало? Докажите, что «Повесть…» могла быть включена в состав летописи.
6.2. Сообщение «литературоведа» о «Повести о разорении Рязани Батыем».
«Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I.
В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием, 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем», 3) «Родословие» «служителей» иконы.
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля.
Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти.
И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани Батыем» не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Не забыта ещё «честь и слава» рязанских князей, родственные отношения рязанских князей с черниговскими. Успенский собор только почернел от пожара, но ещё не разрушен, в Рязани ещё можно похоронить её князей. Заключительный светлый аккорд «Повести о разорении Рязани Батыем» (восстановление Рязани князем ИнгваремИнгваревичем) ещё ничем не омрачён. Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена в первой половине XIV века.
— Когда была создана «Повесть…»?
В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.
— Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.
6.4. Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами».
— Как названы князья?
Автор называет их братьями.
6.5. Сообщение «историка» о рязанских князьях.
Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.
— Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?
— Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?
6.7. Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал».
— Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?
«И некто из вельмож рязанских от зависти донёс безбожному царю Батыю, что княгиня князя Фёдора Юрьевича Рязанского из царского рода и что всех прекраснее она телом своим».
Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.
6.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Огосудари мои и братья. » до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя ИнгваряСвятославича».
— Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?
Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.
6.8.Иисследовательская работа с текстом.
— Как передана битва рязанцев с войском Батыя?
— Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения.
Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.
— Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Каково значение такого повтора?
Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.
6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.
— Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?
Герой имеет общие черты с былинными богатырями. Автор подчёркивает богатырскую силу ЕвпатияКоловрата: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» По-былинному отвечают ему рязанцы: «Веры мы христианской, храбры великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу татарскую».
Эпизод с Евпатием Коловратом сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени былине, но записан он в «Повести о разорении Рязани Батыем» в той же стилистической манере с рядом характерных и для других частей «Повети…» оборотов, выражений.
— Какое значение приобретает слово «чаша» в ответе рязанцев?
Поднесли рязанцы безбожному царю Батыю «чашу смертную», храбро сражаясь за родную землю.
— Чем заканчивается повесть?
6.11. Выразительное чтение эпизода от слов «Князь ИнгварьИнгваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».
IV. Подведение итогов урока.
— В чём состоит замысел «Повести о разорении Рязани Батыем»?
Автор «Повести…» обращается к мёртвым князьям, уже испившим общую «смертную чашу» и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою за Русскую землю, преступления усобиц.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать «Поучение. » Владимира Мономаха.
2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.
3.Прочитать статью «Для вас, любознательные!» о Мономахе.
4. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения «историка» о Владимире Мономахе, «литературоведа» о «Поучении. », «искусствоведа» об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).
Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт. – сост. Г.С.Меркин): методическое пособие /Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Тема. « Повесть о разорении Рязани Батыем ».
воссоздать атмосферу эпохи, в которую происходят события, описанные в « Повести о разорении Рязани Батыем »; выявить художественную идею произведения;
формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана « Повести о разорении Рязани Батыем ».
3. Лексическая работа.
— Объясните значение слов « мурза », « наполы », « пестун », « санчакбей », « сродник », « узорочье », « храбры ».
Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.
— Какие черты жанра исторической повести присущи « Повести о разорении Рязани Батыем »?
Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.
В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.
5. Сообщение « историка » о Рязани.
Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, «и не прияша его смолняне, и иде к Рязаню». К 1096 г. в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с «рязанцами» приходилось вступать в соглашения. Князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир: так, в 1096 г. княживший в Новгороде Мстислав, сын Мономаха, «сотвори мир с рязанци». Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в. город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна. Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, — вторая половина XI в. Полностью исключается X в., — дата, не подкрепленная никакими материалами.
Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.
— Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?
— Чем славились рязанские мастера?
6. Анализ « Повести о разорении Рязани Батыем ».
— С чего начинается « Повесть… »? О чём свидетельствует такое начало? Докажите, что « Повесть… » могла быть включена в состав летописи.
6.2. Сообщение « литературоведа » о « Повести о разорении Рязани Батыем ».
« Повесть о разорении Рязани Батыем » является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I.
В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни « служителем » этой иконы Евстафием, 2) « Повесть о разорении Рязани Батыем », 3) « Родословие » « служителей » иконы.
Из « Повести о разорении Рязани Батыем » мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля.
Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы.
« Повесть о разорении Рязани Батыем » составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти.
И вместе с тем « Повесть о разорении Рязани Батыем » не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Не забыта ещё « честь и слава » рязанских князей, родственные отношения рязанских князей с черниговскими. Успенский собор только почернел от пожара, но ещё не разрушен, в Рязани ещё можно похоронить её князей. Заключительный светлый аккорд « Повести о разорении Рязани Батыем » ( восстановление Рязани князем Ингварем Ингваревичем) ещё ничем не омрачён. Вернее всего считать, что « Повесть о разорении Рязани Батыем » составлена в первой половине XIV века.
— Когда была создана « Повесть… »?
В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.
— Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.
6.4. Выразительное чтение эпизода от слов « И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского… » до слов «… и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами ».
— Как названы князья?
Автор называет их братьями.
6.5. Сообщение « историка » о рязанских князьях.
Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в « Повести о разорении Рязани Батыем » Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.
— Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?
— Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?
6.7. Выразительное чтение эпизода от слов « Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю… » до слов «… других князей и воинов лучших поубивал ».
— Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?
« И некто из вельмож рязанских от зависти донёс безбожному царю Батыю, что княгиня князя Фёдора Юрьевича Рязанского из царского рода и что всех прекраснее она телом своим ».
Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.
6.8. Выразительное чтение эпизода от слов « О государи мои и братья. » до слов «… и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича ».
— Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?
Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.
6.8. Иисследовательская работа с текстом.
— Как передана битва рязанцев с войском Батыя?
— Из эпизода от слов « И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю… » до слов «… собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить » выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения.
Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.
— Найдите фрагменты, в которых присутствует образ « чаши смертной ». Каково значение такого повтора?
Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.
6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.
— Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?
Герой имеет общие черты с былинными богатырями. Автор подчёркивает богатырскую силу Евпатия Коловрата: « Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите? » По-былинному отвечают ему рязанцы: « Веры мы христианской, храбры великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу татарскую ».
Эпизод с Евпатием Коловратом сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени былине, но записан он в « Повести о разорении Рязани Батыем » в той же стилистической манере с рядом характерных и для других частей « Повети… » оборотов, выражений.
— Какое значение приобретает слово « чаша » в ответе рязанцев?
Поднесли рязанцы безбожному царю Батыю « чашу смертную », храбро сражаясь за родную землю.
— Чем заканчивается повесть?
6.11. Выразительное чтение эпизода от слов « Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского… » до слов « И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя ».
— В чём состоит замысел « Повести о разорении Рязани Батыем »?
Автор « Повести… » обращается к мёртвым князьям, уже испившим общую « смертную чашу » и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою за Русскую землю, преступления усобиц.
Выразительное чтение стихотворения Н.М.Языкова « Евпатий ».
‘ Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?-
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Но всё победили Батыевы рати:
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий.
‘ О витязь! я видел сей день роковой:
Багровое пламя весь град обхватило,
Как башня, спрямилось, как буря, завыло;
И крики последних молитв и проклятий
Всё пало. и небо стерпело сей ад!’
Ужасно бледнея, внимает Евпатий.
Где-где по широкой долине огонь
Сверкает во мраке ночного тумана,-
То грозная рать победителя хана
Покоится; тихи воитель и конь;
Лишь изредка, черной тревожимый грезой,
Татарин впросонках с собой говорит,
То, вздрогнув, безмолвный, поднимет свой щит,
То схватит свое боевое железо.
Вдруг. что там за топот в ночной тишине?
‘ На битву, на битву!’- взывают татары.
Откуда ж свершитель отчаянной кары?
Не всё ли погибло в крови и в огне?
Отчизна, отчизна! под латами чести
Есть сильное чувство, живое, одно.
Полмертвую руку подъемлет оно
С последним ударом решительной мести.
Не синее море кипит и шумит,
Почуя незапный набег урагана,-
Шумят и волнуются ратники хана;
Оружие блещет, труба дребезжит,
Толпы за толпами, как тучи густые,
Дружину отважных стесняют кругом;
Сто копий сражаются с русским копьем.
И пало геройство под силой Батыя.
Редеет ночного тумана покров,
Утихла долина убийства и славы.
Кто сей на долине убийства и славы
Лежит, окруженный телами врагов?
Уста уж не кличут бестрепетных братий,
Уж кровь запеклася в отверстиях лат,
А длань еще держит кровавый булат:
1. Прочитать « Поучение. » Владимира Мономаха.
2. Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.
3. Прочитать статью « Для вас, любознательные! » о Мономахе.
4. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения « историка » о Владимире Мономахе, « литературоведа » о « Поучении. », « искусствоведа » об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).