Чему учит повесть сашка

Кондратьев Вячеслав повесть «Сашка»

Читательский дневник по рассказу «Сашка» Вячеслава Кондратьева

Автор: Вячеслав Кондратьев.

Название произведения: «Сашка».

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: солдат Сашка,

Второстепенные герои: Володя, Жора, медсестра Зина, комбат, немец.

Характеристика главных героев:

Сашка — смелый и отважный боец.

Всегда готов прийти на помощь.

Характеристика второстепенных героев:

Зина — красивая медсестра.

Ветреная и несерьёзная.

Володька — умный, сообразительный парень. Лейтенант.

Жора — раненый боец. Товарищ Сашки.

Комбат — импульсивный, строгий, ненавидит врага.

Немец — обычный солдат, пленный.

Краткое содержание повести «Сашка»

Только через два месяца пребывания на передовой Сашка впервые увидел немцев.

Он снимал с убитого сапоги, чтобы отдать их ротному, и увидел немцев.

Это был небольшой отряд. Но немцы хотели хитростью взять бойцов.

Благодаря наблюдению Сашки, их хитрость не удалась.

В бою он добыл пленного и отвёл его в штаб.

Комбат чуть было не расстрелял немца, но опомнился.

Сашка обнаружил, что ранен и был отправлен в санчасть.

Зина холодно встретила Сашку, за ней ухаживал красивый лейтенант и девушка была уверена, что у них всё серьёзно.

Сашка с Володей и Жорой отправляются в госпиталь.

Им приходится просить еды у жителей.

В госпитале Володя запускает тарелкой с кашей в голову майору, но Сашка берёт вину на себя.

Он отправляется в Москву и оказывается удивлён видом мирно одетых людей.

План повести:

Основная мысль повести «Сашка»

Главная мысль повести заключается в том, что человек всегда должен оставаться собой и не терять достоинства.

Основная идея повести в том, что война накладывает отпечаток на человека и его мировоззрение.

Чему учит повесть

Повесть учит нас быть сильными, отважными и настойчивыми.

Учит нас не опускать руки в трудную минуту, а идти дальше.

Учит быть милосердными, сострадательными, верными своим товарищам и Родине.

Краткий отзыв о повести «Сашка» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что не важно в какое время мы живём.

Важно всегда оставаться человеком, при любых обстоятельствах.

Герой повести, совсем молодой солдат, многое понял и поменял свои взгляды на жизнь.

Он поступал так, как велела ему совесть.

Был честным и проявлял милосердие даже к врагу.

Это очень честное, интересное произведение, во многом автобиографическое.

Автору удалось рассказать о непростой судьбе солдата, о трудностях и испытаниях, которые ему приходится преодолевать.

Он показал, что война заставляет людей быть такими, какие они есть в действительности.

Мне очень понравился главный герой Сашка.

Это добрый и честный парень, который стал сильнее духом столкнувшись не только с неприятелем и смертью, но и с несправедливостью со стороны своих.

Я всем советую прочитать это яркое произведение, и подумать о том, как важно быть честным не только на словах, но и на деле.

Других человек может и обмануть, но самого себя никогда.

Пословицы к произведению:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Сашка хоть и впервые за два месяца, что воевал, столкнулся так близко с немцем, но страха почему-то не ощущал, а только злость и какой-то охотничий раж.

И такое везение: в первом же бою, дуриком, взял «языка».

Немец был молодой и курносый.

Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб.

Оказывается, фриц ничего важного ротному не сказал.

Словарь неизвестных слов:

Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник

Анализ произведения Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Среди творчества отечественных писателей очень много произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К этому списку принадлежит повесть В. Л. Кондратьева «Сашка». Анализ произведения поможет понять его идею, на чем построена сюжетная линия и почему автор выбрал именно эту тематику. Сегодня с рассказом дети знакомятся на уроках русской литературы в 11 классе.

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

История создания

Главной идеей написания сочинения «Сашка» стали воспоминания Вячеслава Леонидовича. Он в 21 год отправился на фронт в составе стрелковой армии. Писатель отчаянно сражался и защищал город Ржев, в результате чего получил ранение. Позже его наградили медалью «За отвагу»

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

Все воспоминания о тяжелых днях, проведенных на войне, не давали автору покоя на протяжении всей жизнь. Каждый раз, думая о тех, кто ушел и не вернулся, он тяжело вздыхал и понимал, что больше не может радоваться жизни по-настоящему. Писатель не раз признавался в том, что перечитал много книг, посвященных тому времени. Но ни одна из них не вызывала у него бурных эмоций. Кроме этого, в произведениях он не видел аргументов и описаний тех событий, которые происходили конкретно с ним.

Когда Кондратьеву исполнилось 60 лет, он решил свои воспоминания перенести на бумагу. Автору хотелось, чтобы весь мир знал, как тяжело жилось солдатам. Он долгое время пытался найти своих однополчан, которые также являлись свидетелями этих событий. После неудачных попыток отыскать друзей ему стало страшно, так как он понимал, что является единственным выжившим. Уже в 1979 году произведение вышло в свет, и было опубликовано в журнале «Дружба народов».

Раскрытие темы

Описывая все ужасы военного времени, автор мастерски раскрывает главную тему и проблематику произведения. А также в тексте прослеживается нравственная проблема выбора в тяжелых условиях. Судьба, уготовленная для главного героя, испытывает его различными способами посредством этого, отражается истинная сущность человека.

Самым захватывающим эпизодом в рассказе является, когда Сашка берет в плен немца. Во время боя у главного героя есть только чувство ненависти и желание одолеть врага. Но как только он схватил одного из них, понял, что это обычный человек. Герой не причиняет, вредя безоружному врагу и обещает, что сохранит ему жизнь. Такое проявление говорит лишь о том, что Сашка сильный человек, не потерявший человечности, несмотря на испытание, которые ему пришлось пройти. Он так и не смог выполнить приказ своего командира, который приказал расстрелять пленного.

Характеристика действующих лиц

В произведении имеются сразу несколько героев, вокруг которых развиваются все действия. Главный персонаж в тексте один — Сашка, но, кроме него, автор знакомит читателей со следующими лицами:

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

Сюжетная линия

История начинается с того, что Сашка после перестрелки заступает на свой пост. Ему еще не удавалось увидеть своего врага близко. Напарник, который сменял главного героя, был ослаблен от голода, и на него сложно было положиться. Поэтому Сашка даже во время своего отдыха приходил проверять его. Чаще всего охранник на посту засыпал или просто находился в полудреме.

После очередного обстрела герой заметил убитого немца. Он подумал, что нужно снять с него обувь и отнести ротному, которой промочил ноги в полынье. Мужчина дополз до него и стянул валенки.

Присев на сырую землю Сашка хотел закурить как, увидел немца. Следом за ним шли еще несколько солдат. Герой еле сдержался оттого, чтобы закричать. Когда они прошли мимо герой прямиком отправился к ротному и рассказал то, что видел. Командир приказал спрятаться за овраг и не высовываться оттуда.

Через время раздался голос, который предлагал сдаться мирно. Но ротный понимал, что это лишь провокация и отдал приказ о наступлении.

Слово солдата

Сашка впервые увидел немца так близко и кинулся на него. Ротный выскочил ему на помощь и помог связать врага. После этого герою было приказано отвести фрица в штаб.

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

По дороге через лес пленник уверял солдата, что он не фашист, а обычный солдат. Но Сашка его не понимал. Когда они дошли до места назначения там отсутствовал начальник. И мужчина получил приказ привести немца к комбату. После того как убили его любимую женщину он находился не в духе и немедленно отдал приказ расстрелять врага. Герой обязан ему подчиняться, но в этот момент Сашка растерялся, ведь он как мог, объяснял всю дорогу, что сохранит жизнь пленному. После этого герой объяснил начальнику, что не может нарушить своего слова и комбат, подумав, изменил свое решение и сказал, чтобы человека отвели в штаб отряда.

Опасная дорога

После он снова отправился в путь. По дороге он думал о Зине, молодой медсестре. С ней он познакомился во время бомбежки и сразу же влюбился. Когда он дошел до нужного места, девушка встретила его холодно. Во время перевязки мужчина понял, его заподозрили в том, что он сам подстрелил себе руку. От этого ему стало досадно и обидно, ведь это не так. После его отправили в палату, где он крепко заснул. После пробуждения Зина сообщила, что полюбила старшего лейтенанта и у них начались серьезные отношения.

Изнурительный голод

Спустя несколько дней Сашку и еще двоих солдат Жору и Володьку выписали. Они направились в деревушку под названием Бабино. Там они хотели взять немного еды по продаттестатам — документам, определяющим нормативы воинского пайка.

Дорога была неблизкая, обессиленные и изголодавшие солдаты еле передвигались, но мысль, что они скоро сытно поедят, давала им силы двигаться дальше.

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

Вскоре они увидели дома и очень обрадовались. Их пустили переночевать, но еды так и не дали, потому что самим есть нечего было. После ночлега им нужно было добраться до эвакогоспиталя. По дороге они заходили в каждую деревню и просили еду.

После того как парни добрались до госпиталя их осмотрели врачи. Оказалось, что у Володьки было серьезное ранение и ему нужно остаться под наблюдением врачей. Но он отказался, так как хотел побыстрее прийти в Москву и увидеть мать.

До вечера солдаты были вынуждены ждать ужина. Во время приема пищи солдаты стали жаловаться на скудную кормежку. Майор стал говорить о тяжелых временах. В то время пока он оправдывался перед ранеными и недовольными бойцами, над его головой пролетела тарелка с кашей и разбилась о стену. Оказывается, что ее кинул Сашкин друг — Володька. Сашка понял, что за такой поступок его могут отдать под трибунал и взял всю вину на себя.

На удивление это дело быстро замяли и героя выгнали из госпиталя. Он простился со своими попутчика и отправился в Москву. Добравшись до города, солдат был удивлен, здесь люди жили по-другому, казалось, что они ничего не слышали про войну. После своих долгих размышлений герой понял, что на фронте он занимался важным и полезным делом.

Автор описал в повести «свою» войну, именно так, как он ее видел. У каждого свое представление о военном времени, которое осталось в памяти навсегда.

Источник

«Сашка» Кондратьева: анализ повести. Характеристика главного героя

Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть «Сашка», анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой статье. В этой повести отсутствуют высокопарные слова, которые славили бы русского солдата и подвиги народа. Вячеслав Кондратьев не задавался целью отразить здесь доблестные победы воинов, хотя надо обязательно отметить, что автор является писателем-фронтовиком, поэтому его взгляд особенно беспристрасный, а события изложены именно так, как они происходили на самом деле. Итак, проведем анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.


Основная мысль произведения

В кратком содержании повести «Сашка» автор по главам рассказывает о военных буднях. В.Л. Кондратьев описывает события, которым сам был свидетелем, говоря о том, как, несмотря на все ужасы, люди остаются людьми. Солдаты заботятся друг о друге, и даже о врагах. В кратком пересказе произведения видно, что война стала проверкой для многих, там проявились лучшие моральные качества: человечность, нравственность и принципы. Содержание рассказа кратко раскрывает доброту и милосердие советских солдат в окружении тяжелейших условий. Военные события нанесли травму целому поколению, в подробном пересказе последней главы видна разница между обычными буднями в тылу и военной жизнью, о которой прочитали ранее. Становится понятно, за что воевали и ради чего гибли солдаты на войне.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки. Совершенно буднично он совершает свои поступки:

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

Главные герои

В центре сюжета обычный сержант Сашка. Писатель не зря дал ему такой имя — сниженно-бытовая форма позволила сделать его близким читателям. Прототипом героя стал 17-летний Александр Капустин, отважный разведчик, которого наградили медалью «За отвагу». Он атаковал пулеметный расчет противника и взял в плен немецкого ефрейтора. Через несколько месяцев солдат героически погиб в бою и его похоронили в братской могиле деревни Красный Клин.

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

В книге Кондратьева «Сашка» главный герой не только сержант. Пленный немец тоже занимает важное место в тексте. Он столкнулся с неожиданным великодушием со стороны русского и это вызвало у него смешанные чувства. Мужчина отказывается верить в то, что ему дадут «хорошую жизнь». Сашка должен расстрелять немца по приказу командира, но он не может так поступить.

Есть в повести и любовная линия. Сашка знакомится с медсестрой Зиной из санроты, которая спасает ему жизнь. Сначала он думает, что война не располагает к любовным отношениям, но чувства к ней ему сложно перебороть. Зина же предпочитает выбрать лейтенанта и отправиться с ним на танцы. Сержант отпускает ее, хотя ему было сложно это сделать.

Характеристика главных героев позволяет составить полное представление о повести. Нередко на сочинении ЕГЭ приходится вспоминать книгу Кондратьева «Сашка». «Месть и великодушие» — это направление темы, которое подходит для того, чтобы применять это произведение. Аргументы из него помогают подтвердить необходимость сохранения нравственности в экстремальных условиях.

Пленение немца

Вот оно – одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка – анализ произведения тому доказательство – смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Жанр, тема и проблематика

Произведение «Сашка» является повестью по своему жанровому направлению. В нем очень подробно рассказывается о жизни солдат и обычных людей в военное время, их быте, проблемах, поэтому повесть относится к направлению реализма в русской литературе.

Проблематика нравственного выбора в трудных условиях выносится в центр произведения. Основной персонаж проходит через множество испытаний и является показателем настоящего облика человека. Важный момент в рассказе — взятие в плен немецкого солдата. В бою единственной целью Сашки является победа в военной схватке, но немного позже на него восходит озарение — перед ним такой же человек, но преследующий идеи фашизма.

Чему учит повесть сашка. Смотреть фото Чему учит повесть сашка. Смотреть картинку Чему учит повесть сашка. Картинка про Чему учит повесть сашка. Фото Чему учит повесть сашка

Молодой сержант успешно выдерживает испытания любовью и властью. Он становится типизированным образом солдат, которые оказались на поле боя и лицезрели все ужасы войны. Основная идея повести гласит, что всегда и при любых условиях нужно сохранять человечность, не становиться противным самому себе. Вопрос «Можно ли и почему нужно оставаться нравственно живым во время ужасных военных действий», можно вынести как тему произведения.

В повести рассматриваются следующий проблемы:

Персонажи встречаются лицом к лицу с недостатком продуктов. Немного позже Сашка не решается убивать немецкого солдата, которого взял в плен, потому что считает низким поступком отнять жизнь у беззащитного. Автор подчеркивает главное: каждый герой может стать создателем своей судьбы.

Разбор и характеристика главных персонажей, сюжетной линии, а также жанра и проблематики помогает для написания сочинения с анализом произведения. Это будет полезно для учеников 11-ых классов, так как произведения Кондратьева, тема мести и великодушия довольно часто попадаются на ЕГЭ. Повесть помогает воссоздать образ солдат того времени, показать их тяжелую жизнь, заботы и переживания.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод – случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового – к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

В штабе батальона

Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

В.Л. Кондратьев. «Сашка». Пересказ с цитатами из текста.

Глава 1.

Сашка заступил в очередной ночной наряд.

Вспомнил, как днём увидел убитого немца на пригорке. А у того хорошие валенки. Не самому Сашке они были нужны, а ротному, у которого они уж очень плохие. Но что-то остановило Сашку. Решил утром доползти до немца.

Вдалеке были слышны артиллерийская канонада, пулемётные очереди, но «привык уже Сашка к этому, обтерпелся». Ещё до призыва, живя на Дальнем Востоке, он переживал с остальными, что война пройдёт мимо, «не совершить им тогда ничего героического».

За два месяца на фронте не видел Сашка вблизи живого немца, только танки.

Ночь прошла, он с напарником попеременно отдыхал в шалашике. Вдруг канонада прекратилась, и Сашка решил сходить за валенками для ротного (не у него промокли насквозь, не высушить ему их до весны). «Для себя ни за что бы не полез… Но ротного жалко.» Подполз он к немцу. Стал снимать валенки. Но тут неожиданно начался артобстрел. И вдруг он увидел немцев, которые подходили со всех сторон. «…страх, сдавивший его поначалу, как-то сошел с него». Дал он автоматную очередь и побежал к своим предупредить.

Жаль, не знал Сашка немецкого, а то бы во время небольшого отдыха он спросил у немца: «…и как у немцев с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет.» А ещё он спросил у немца: «Ты мне скажи, чего с моим напарником, что в плен к вам попал, делать будете? Шиссен, наверное? Иль пытать будете?».

И вдруг понял Сашка, какая у него сейчас власть над этим немцем: захочет- доведёт до штаба, а захочет- убьёт. «И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». И немец понимал, что его жизнь в руках Сашки. «Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.»

По дороге часто попадались убитые советские солдаты, незахороненные. Стыдно было Саше за это перед немцем, «словно сам в чем-то виноватый». Наконец, дошли до штаба. Капитан стал спрашивать, откуда пришла разведка немцев, велел показать на карте. Потом комбат ненавидяще взглянул на немца. Горе переполняло командира- недавно убило его любимую женщину- Катеньку. Он приказал всем выйти из блиндажа.

Сашке непонятно было такое поведение командира. Тогда, когда немцы поднимались из-за оврага и шли на них, он «готов был давить и уничтожать безжалостно». Но с пленным он «мог разговаривать … по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…».

Немец на допросе ничего не сказал. Тогда ротный отдал приказ Сашке: «Немца – в расход!» Сашка стоял в недоумении и сказал командиру: «Товарищ капитан… Я ж обещался ему…». «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании». Но капитан заставил выполнить приказ и велел солдату Толику проверить исполнение. Но Сашка попросил его не мешать исполнять приказ, сам убьёт немца. За это отдал Толику трофейные час. Тут Сашка увидел лейтенанта, рассказал ему всё. Попросил отменить приказ, но тот не стал.

«Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!»

Вдруг Сашка услышал чьи-то шаги: это шли комбат и Толик. Но Сашка твёрдо решил: «…не буду, не буду! Пусть сам комбат стреляет. Или своему Толику прикажет. Не буду!».

«…и смотрел на комбата уже без дерзости, но твердо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отдаваясь болью в висках.» Тут комбат отвернул глаза, стал уходить, отдав приказ отвести немца в штаб.

Глава 2.

Сашку ранило. Бойцы многие ему завидовали: отвевался, повезло, легко отделался, ведь в руку только ранило. Идя в санчасть, он по дороге услышал стон раненого в грудь солдата. Оставив его на месте, побежал в санчасть, где ему обработали рану. Затем с солдатами вернулся за раненым, довольный, что сдержал слово, данное тому, пошёл в тыл. Прошёл мимо места, где передал пленного немца начальству.

Глава 3.

Сашка и ещё двое ходячих раненых были отправлены в санчасть. Продуктов не дали, их можно было получить только в Бабине. А до него идти 20 вёрст. Но они были уверены, что по дороге их кто-то да накормит, «неужто картохи да хлеба кус не заработали они своим ратным делом». Однако прошли более полвины пути, а «интереса к ним никто не проявлял, никто не спросил ни разу: откуда, мол, идете, где ранило, большие ли бои были?». Поняли бойцы, что сотни таких проходят за день, привыкли все, «что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит». Вспомнили, как торжественно их провожали на фронт, а сейчас, когда они «кровушку» проливали за страну, «никто в ладони не хлопает, никто по этому поводу не умиляется, никто самогону на их пути не выставляет».

На ночлег их тоже никто не пускал, мол, хата полная, много уже людей (обманывали). Да и Сашке было стыдно проситься, «понимал, сколько деревенькам этим ржевским довелось…».

Один из попутчиков всё радовался любой красоте, «все у него красота: к ручью вышли — красота, на поляну какую — красота, лес вдали засинел — тоже красота!».

Наконец она женщина пустила переночевать, даже накормила немного, хотя и у самой дети полуголодные.

Дошли до Лужкова, где располагался госпиталь. Они помылись, их перевязали и отправили в Москву долечиваться.

Доехал Сашка до Москвы.

«Думал ли он, гадал там, под ржевскими теми деревнями, пред полем тем ржавым, по которому и бегал, и ползал, на котором помирал не раз, думал ли, гадал, что живым останется и что Москву видит?» Всё ему здесь казалось чудом: трамваи, люди, спешащие на работу, в руках которых не автоматы, а обычные газеты, портфели, свёртки.

«Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится — стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пестром, и кажутся они Сашке нарядными, праздничными, будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося.

И странно ему все это, и чудно — словно и войны нет никакой!»

«Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»

И шёл Сашка по Москве с высоко поднятой головой, не стесняясь своей одежды, небритого лица.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *