Чему учит предмет родной русский язык 5 класс конспект урока
План-конспект урока по теме «Наш родной русский язык» (5 класс)
МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля»
План-конспект урока по теме
учитель русского языка и литературы
-обеспечить формирование понятия о русском языке как родном языке; обеспечить формирование устойчивой мотивации к предмету.
-развивать умение формулировать определение понятий;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические умения учащихся;
-расширить представление учащихся о родном языке;
-развивать внимание, умение доказывать свою точку зрения, умение анализировать, умение работать в группе;
-воспитывать интерес и уважение учащихся к родному языку;
Тип урока: знакомство с новым учебным материалом.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.
На доске записан эпиграф: Ты велик, родной язык!
На экран выведены слова А. Яшина : «Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и присутствие. Учащиеся приветствуют учителя.
2.Мотивация и целеполагание.
Учитель обращает внимание учащихся на слова А. Яшина о родном языке и ставит вопрос: О чем данное высказывание? Согласны ли вы с высказыванием автора?
Учащиеся читают вслух, дают свои варианты ответа на вопросы.
Учитель корректирует ответы учащихся.
Учащиеся в течении нескольких минут пишут свои варианты.
Учитель. – Итак, давайте послушаем, что же у вас получилось. Как вы понимаете значение слова «родной»
Учащиеся. Зачитывают, что у них получилось.
Учитель вместе с учениками делают вывод по данному заданию.
Учитель. – Итак, ребята, о чём же пойдёт сегодня речь на уроке и каковы наши цели? (Учащиеся формулируют тему и цели урока).
Учитель ведёт беседу по вопросам. Что вы уже знаете о языке? Какой язык называют родным?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
4.Введение нового материала.
Учитель обращает детей к тексту К Ушинского, данному в учебнике. (Быстрова язык. 5 класс, стр.5, №1), предлагает прочитать текст. После прочтения учащиеся обсуждают, в каком значении употреблено слово «родной» в тексте Ушинского.
5.Первичная проверка понимания новых знаний.
Учитель делит класс на несколько групп. Каждой группе предлагается составить по одному абзацу денотатный граф к понятию «родной язык» по схеме родной язык
глагол
сущ.+прилаг.
глагол
Учащиеся работают в течение нескольких минут, затем показывают, что у них получилось. Один из учащихся записывает на доске.
Учащиеся делают вывод о том, что такое родной язык.
Учитель даёт задание группам по текстам упр.3, стр.6 учебника.
Ученики читают свои тексты, отвечют на вопросы:
С чем сравнивают писатели наш русский язык?
Найдите эти слова, запишите в тетрадь.
Согласны ли вы с автором?
Учащиеся выполняют задание, затем обсуждают свои работы.
Учитель корректирует ответы.
8. Информация о домашнем задании.
1)Найдите примеры пословиц, поговорок, загадок о языке.
2)Подготовьте небольшое сообщение о роли языка в жизни человека.
3)Напишите небольшое рассуждение на тему «Если бы мы не умели говорить»
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Учитель благодарит всех за урок. Урок окончен
Приложение 1.
1.Быстрова язык. 5 класс, М., «Русское слово» 2012 г.
Конспект урока родного русского языка в 5 классе
Урок родного русского языка в 5 классе
(конспект учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 49» г. Саратова Дакировой К.С.)
Тема: Официально-деловой стиль. Объявление
1) познакомить учащихся с официально-деловым стилем, сферой его применения, его особенностями и жанрами, с правилами составления объявлений;
2) развивать творческое мышление, языковую компетенцию, формировать навыки работы в группе;
3) воспитывать культуру речи, делового письма.
Оборудование : учебник «Русский родной язык» (под редакцией Александровой О.М, Загоровской О.В, Богданова С.В. и др), Толковый словарь русского языка Дмитриева. Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с., таблица, раздаточные карточки, ребус
Задание: перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:
А также опорные карточки с определённым содержанием:
В соответствии с постановлением,
принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.
указ, доверенность, расписка,
акт, объявление, инструкция, протокол
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг
Логичность и краткость высказывания.
Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование
— Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Правильно выполнив задание, вы сможете узнать много нужного и интересного. (Работа в группах)
— А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на доске)
Логичность и краткость высказывания.
Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление
В соответствии с постановлением,
принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.
— Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эф-фект? Какие исправления вы бы внесли?
— Итак, ребята, мы сегодня поподробнее поговорим об одном из жанров официально-делового стиля – объявлении. Очень надеюсь: все, что мы узнаем на уроке, пригодится вам в практической деятельности. Скажите, в каких ситуациях необходимо бывает дать объявление.
— Теперь поведем небольшую исследовательскую работу по анализу предложенных текстов. Читаем задание к упражнению 207, 209. Вам необходимо проанализировать содержание предложенных объявлений, решить, полная ли представленная в них информация, предложить свои дополнения к тексту, если они необходимы.
1 группа – упр 207, объявление 1,2
2 группа – упр 207, объявление 3,4
3 группа – упр 207, объявление 5,6
4 группа – упр 207, объявление 7 и упр. 209
В ходе коллективной работы приходим к выводам о том, что объявление – это официальное извещение о чем-нибудь. Оно должно быть кратким, лаконичным, содержать самую необходимую информацию, а именно ответы на вопросы: что, где, когда происходит или произошло.
Реализация индивидуального задания по словарю :
Объявление- это официальное сообщение, уведомление о чём-либо, сделанное в устной или письменной форме. Д. В. Дмитриев. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с. — (Словари Академии Российской).
— Есть несколько типов объявлений:
— Возьмите желтый конверт, прочитайте текст и определите тип объявления
Завтра, 5 марта, приглашаем всех на премьеру спектакля-комедии «Синяя варежка», которая состоится в актовом зале школы №1 в 18:00. Не упустите шанс культурно обогатиться, окунувшись в театральный мир! По вопросам приобретения билетов обращайтесь к Ивановой Вере Николаевне или по номеру 89244612379.
Только 3 марта спешите приобрести вязаные варежки отличного качества и по низкой цене студии Веры Валерьевой «Сударушка»! Широкий выбор моделей, расцветок и шерсти. Все варежки эксклюзивны! Приходите 3 марта в актовый зал школы №1 с 15:00 – 18:00. Таких варежек, как у нас, нет нигде!
Утеряна сумочка с документами 22 февраля 2016г. в районе школы №1. Нашедшего просим сообщить о находке по телефону: 89244615362
— Поработаем над созданием текста объявления – упр 208
1, 2 группа – объявление 1;
3, 4 группа – объявление 2
(Ответы учеников о результатах выполнения задания)
III. Итог.
— То, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой тема «Официально-деловой стиль”. Мы еще не раз будем обращаться к этой теме.
Вопросы для повторения:
— Назовите основную цель официально-делового стиля?
— Какова сфера применения данного стиля?
— В чём особенности официально-делового стиля?
— Какие жанры официально-делового стиля вы можете назвать?
Конспект урока по теме «Родной Русский язык» (5 класс)
Учитель: Бикметова Алсу Искандеровна
Предмет: русский язык
Название раздела: Вводный урок.
Тема урока: «Наш родной русский язык».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Цель урока: обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Целевые установки урока (задачи):
1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).
Просмотр слайдов с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна».
После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения.
Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?
Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык? Для мотивации учитель читает стихотворение
Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Н. Пикулева
П осле чего обучающиеся делают вывод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
— С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):
Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).
Утверждение Да, нет Доказательство своей точки зрения
1. Можно любить свою Отчизну, но не знать
2. Русский язык нужно знать только для того,
чтобы в глазах окружающих людей казаться
3. Язык – это жизнь народа.
4. Русский язык необыкновенно богат и
(Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 2)
Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.
Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)
5. Первичное закрепление.
Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель организует индивидуальную работу учащихся с высказываниями известных писателей о русском языке (тексты даны в приложении №3). Каждый учащийся выбирает для анализа одно из высказываний, записывает его в тетрадь, выделяет корни в словах с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Затем, опираясь на текст, учащийся самостоятельно приводит доказательства к 4-ому утверждению, отвечая на вопрос: в чём видят красоту языка писатели, с чем сравнивают они русский язык (можно выписать ключевую фразу из текста).
Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.
7. Включение в систему знаний.
Учитель использует ПК (презентует слайды с изображением села Сновицы, Благовещенской церкви).
-Итак, в основании языка лежит слово. И у каждого слова есть своя история. Давайте порассуждаем вместе над значением названия вашего села, вашей малой родины – Сновицы. Каждая группа может высказывать любые предположения о происхождении этого названия, а складывать ваши идеи мы будем в «Корзину идей» (прием технологии развития критического мышления).
(Работа учащихся в группе) Возможные идеи, которые записываются на доске:
— связь со словом «новое»;
— связь со словами «сон» и «видеть»;
— связь со словом «сын».
По окончанию работы учащиеся сопоставляют свои предположения с легендами о возникновении названия села Сновицы, которые рассказывает учитель (тексты легенд даны в приложении № 4).
После чтения истории происхождения названия села Сновицы учащиеся делают вывод: история русского языка доказывает, что каждое слово его неразрывно связано с культурой русского народа, с его бытом, жизнью, верованиями.
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).
Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.
1)Пример синквейна по теме:
-Русский язык (название-существительное)
-Богатый, выразительный (2 прилагательных)
-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)
-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)
-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)
2) Пример ТРИЗ-загадки (по признакам):
Меткий, но не стрела
Богатый, но не миллионер
Нужный, но не интернет
Могучий, но не великан.
Пример ТРИЗ-загадки (по действиям):
Учит, а не преподаватель
Обогащает, а не золото
Наполняет, а не вода
Просвещает, а не мудрец.
9. Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).
Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:
— Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;
— Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке – упр. №3 зад.3;
— Анализ информации: известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Многие другие народы называют свой язык «языком матери». Например, в английском его называют mother tongue, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском, какой – в изучаемом вами иностранном языке?
— Расскажите (или напишите) об истории происхождения слов-топонимов села Сновицы:
Марьина роща, ручей Медведка, овраг Лохань, гора Поповка, гора Глининская, гора Слёнская.
Верные и неверные утверждения (эталон)
Утверждение Да, нет Доказательство своей точки зрения
1. Можно любить свою Отчизну,
но не знать родной язык. нет Нельзя, т. к. родной язык – это язык дедов, прадедов, матери и отца. Не зная родного языка, не знаешь и своих предков.
2. Русский язык нужно знать
только для того, чтобы в
глазах окружающих людей
человеком. нет Нет, не только для этого. Знать русский язык нужно, чтобы изучать свою историю, потому что жизнь и культура народа связана с родным языком.
3. Язык – это жизнь народа. да Несомненно, ведь результаты жизни каждого поколения остаются (отражаются) в языке.
4. Русский язык необыкновенно
богат и выразителен. да 1 группа (текст К. Паустовского): «Нет ничего …в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». 2 группа (текст А. Н. Толстого): «Русский язык яркий, как стрела, певучий…, как песня над колыбелью». 3 группа (текст Н. Карамзина): «Наш язык … течет, как гордая величественная река…, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
Высказывания писателей о русском языке.
2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)
3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин)
История происхождения названия села Сновицы.
Существует несколько легенд о возникновении названия села Сновицы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока русского (родного) языка в 5 классе: «Знай и люби родной язык!»
Цель : создание условий для расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека,
— развития творческого и образного мышления,
— расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,
— обратить внимание на необходимость изучения родного языка,
— учить работать с текстом,
— развивать творческое и образное мышление,
— воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока : урок новых знаний.
Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского (родного) языка в 5 классе: «Знай и люби родной язык!»»
Тема : Знай и люби родной язык!
Цель : создание условий для расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека,
— развития творческого и образного мышления,
— расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,
— обратить внимание на необходимость изучения родного языка,
— учить работать с текстом,
— развивать творческое и образное мышление,
— воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока : урок новых знаний.
Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная.
Работа по теме урока
Меткий, но не стрела
Богатый, но не миллионер
Нужный, но не Интернет
Могучий, но не великан
Учит, а не преподаватель
Обогащает, а не золото
Наполняет, а не вода
Просвещает, а не мудрец
Конечно, это язык, наш родной язык. Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.
Послушайте одну известную легенду о языке.
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: “Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?”
. Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете
— Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?
Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык”, родной язык – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
Работа с пословицами
В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком.
Давайте вспомним известные пословицы и поговорки. Но только вам их нужно закончить.
В случае затруднения пользуйтесь словами для справок
1) Глупые слова жить мешают, а разумные во всём….
3) Будь слову своему ….
5) Словам болтуна не велика…
6) Больше дела, меньше….
Слова для справок: цена, не поймаешь, слов, помогают, держись, хозяин.
— Какую роль играет язык в нашей жизни?
— Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь? А какой не должна быть?
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов!
Игра «Передай мелок другу»
Тот, у кого в руках оказывается мелок, должен продолжить фразу
и потом передать мел любому другому человеку.
Что же значит для нас родной язык?
/учащиеся на доске записывают слова о родном языке/
Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана родного языка является насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.
История праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана неслучайно: именно в этот день в 1952 году погибли пять студентов, которые принимали участие в демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стала независимым государством Бангладеш. Прошло почти полвека, и Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила, ежегодно, начиная с 2000 года, 21 февраля будет отмечаться Международный день родного языка.
Этот день был установлен, чтобы способствовать признанию и использованию именно родного языка, особенно это касается языков национальных меньшинств. А ведь именно родной язык — основной признак нации, потому что формирует национальную особенность, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Родной язык — это одновременно и культура, и оформление мысли.
Стихи о родном языке
Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно!
Мы конечно же будем искать
В каждом слове сокровища мира,
Тайны предков повествовать
И беречь свой язык от погибели! В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследье живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветет, процветает!
Учитель: Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете
Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к своему родному языку и с интересом познавать его тайны.
А в заключение мы напишем с вами синквейн – пятистишие на тему «Язык»
1 строка- одно слово (существительное), которое обозначает предмет о котором пойдёт речь;
2 строка- два слова, (прилагательные ) раскрывающие тему, описывающие признаки и свойства выбранного в синквейне предмета;
3 строка- 3 глагола, описывающие совершаемые действия по теме предметом;
4 строка- фраза из четырёх слов или короткая фраза, выражающая личное отношение автора к предмету;
5 строка- 1 слово, которое характеризует суть предмета.