Чему учит притча радуга и воробей

Чему учит притча радуга и воробей

Статья опубликована в Коллективной монографии ФГБОУ ВПО МПГУ
«Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: Слово-история-искусство»
(Ярославль: Ремдер, 2013. С. 337-344.
(в монографию вошли материалы, прозвучавшие на международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово-история-искусство»)

«Без притчи века не изживёшь»
(народная мудрость)

Уважаемые коллеги! (СЛАЙД 1) Тема моего доклада «Притча как один из источников духовно-нравственного воспитания пятиклассников на уроках развития речи». Народная мудрость гласит: «Без притчи века не изживёшь». Это высказывание мне бы хотелось сделать эпиграфом к моему выступлению.

В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
(СЛАЙД 2) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Поэтому перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.
Поскольку первостепенное значение в формировании духовно-нравственных ценностей оказывают уроки литературы, предлагаю реализовывать межпредметные связи с этим предметом на уроках русского языка. Урок не только станет эффективнее, но и будет ориентирован на духовно-нравственное воспитание школьников.
Притчи являются благодатным материалом для развития речи учащихся. В нашей школе (Московская область Лотошинский район МОУ «Ушаковская СОШ») дети обучаются литературе по учебникам Веры Яновны Коровиной и Валентина Ивановича Коровина. Однако программой предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе, начиная только с 6 класса. В связи с этим считаю возможным начать знакомство с этим жанром уже в 5 классе, причем на уроках русского языка.
К тому же, в нашей школе пятиклассники обучаются русскому языку по учебникам под редакцией Н.М. Шанского. В учебнике нет специального раздела, посвященного развитию речи. Именно поэтому считаю необходимым самостоятельно разработать систему дополнительных вопросов и заданий на основе притч, направленных на совершенствований речевой деятельности обучающихся.
(СЛАЙД 3) Содержание притч, как известно, имеют нравственную мораль. Основными приёмами работы с притчами могут быть:
• внимательное прочтение притчи;
• выведение морали из притчи;
• возведение притчи к древности (т.е. показать проницательность и мудрость древних философов);
• сокращение притчи (т.е. написание сжатого изложения);
• введение притчи в высказывание;
• опровержение или аргументирование поучительной мысли притчи:
• моделирование ситуации применения притчи.
Описанные приёмы работы с притчей развивают речь школьников, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков. Кроме того данная работа готовит к написанию изложения на ГИА.

При работе над притчами важно правильно построить систему вопросов, стремиться с помощью этой системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла. Очень важно дать возможность на занятии высказаться всем, услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть приближение к интересному ответу.
Обратимся к притчам, которые можно использовать на уроках развития речи в 5 классе.
(СЛАЙД 4) Восточная притча «Всё в твоих руках». Она раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже своя судьба и положение дел во вселенной.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Эту притчу учитель может прочитать выразительно вслух, либо показать видеофильм, который находится в свободном доступе в сети Интернет.
(СЛАЙД 5) видеофильм
Используя короткий видеофильм на уроке русского языка, мы делаем урок интереснее, нагляднее, ученикам становится проще представить какую-либо ситуацию, представленную в притчи. А это очень важно, поскольку с жанром притчи они только начинают знакомиться.
(СЛАЙД 6) Предлагаю систему вопросов и заданий к притче «Всё в твоих руках»:
— Выразительное чтение притчи учителем (или просмотр видеоролика к притче)
— Выявление непонятных слов (Мастер, сомкнутые ладони, истина)
— Определение темы текста (О чём этот текст?)
— Определение идеи текста (Основная мысль притчи? Что значит выражение «Всё в твоих руках»?)
— Тип текста
— Понравилась ли вам притча?
— Устный пересказ притчи
Письменным заданием может быть написание подробного изложения с элементом сочинения «Как я понимаю притчу»?
(СЛАЙД 7) Восточная притча «Всё оставляет свой след» учит пятиклассников таким нравственным качествам, как уважение к старшим, сдержанность, стремление к доброте.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Также в сети Интернет есть короткий видеофильм к этой притче, который можно использовать на уроке русского языка при развитии речи пятиклассников.
(СЛАЙД 8) видеофильм
(СЛАЙД 9) Кроме того, к прослушанной притче предлагается система вопросов и заданий:

Выразительное чтение притчи
Выявление непонятных слов (гнев, темперамент, самообладание)
О чём эта притча?
Как вы понимаете выражение «шрам останется»?
Согласны ли вы с отцом или нет? Докажите

(СЛАЙД 11) Система вопросов и заданий:

Понравилась ли вам эта история?
Как вы поняли, о чем она?
Как бы вы поступили на месте юноши?
В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?
Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?
Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?
Какое название можно придумать к этой истории?

Письменным заданием может стать написание сжатого изложения от 3 лица с элементом сочинение, ответив на вопрос «Как я понимаю смысл притчи».
(СЛАЙД 12) Необычным на уроке русского языка может стать использование песни-притчи. Я предлагаю песню-притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.
Жил одноглазый и безухий кот,
К тому же, у него был сломан хвост
И лапа – от бедра наперекос.
Ходил, как бы подпрыгивая, кот,
И кличка у него была – Урод.
Всем детям, что играли во дворе,
Кота касаться строгий был запрет.

Бесстрашно подбежав, девчушка та
Схватила полумёртвого кота:
Он задыхался, он едва дышал,
И морду след слезы пересекал.
Она бегом несла его домой,
Ведь кот ещё, почти что, был живой,
А кот пытался в этот миг мурчать
И даже её пуговку сосать.

(СЛАЙД 13) В Интернете есть видеофильм о бездомном коте, которого все гоняли, кидали в него камнями, однако, несмотря на это, кот любил всех, особенно детей. Никто не трогал котенка, ему не хватало ласки и душевного тепла. И только когда на него набросились собаки, девочка спасла котенка, принесла его домой, и он, умирая у нее на руках, пытался мурчать, испытывая беспредельную любовь к человеку. Притча, безусловно, учит детей состраданию, милосердию и любви к животным.
(СЛАЙД 14) Система вопросов и заданий:

Аудирование и визуальное восприятие песни-притчи.
Понравилась ли вам притча-песня?
Какие чувства она у вас вызвала?
Есть ли в вашем дворе бездомные животные?
Как вы к ним относитесь?

Письменным заданием здесь может быть написание небольшого сочинения на одну из тем:
— А что бы я сделал, если бы у меня во дворе жил бездомный кот?
— Моё отношение к бездомным животным.

Нет, мои попытки изменят очень много. Для этой звезды.

(СЛАЙД 16) Данную притчу можно применять при изучении темы «Глагол» в 5 классе. Предлагаю следующую систему вопросов и заданий:

Выразительное чтение текста
Понравилась ли Вам притча?
О чём эта притча?
Почему мальчик не согласился с прохожим человеком?
Перескажите текст
Составьте план
Найдите в тексте глаголы. Обозначьте время. Определите вид и спряжение.

Подведем итог. Так что же на самом деле притча? (СЛАЙД 18)
— Притча всегда поучительна.

— Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости.

И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.

Таким образом, притчи помогают в воспитании души ребёнка, т.е. духовно-нравственном воспитании. Используя тексты притч на уроках русского языка, мы не только проводим работу по развитию речи учащихся, но и расширяем кругозор ребенка, развиваем чувства милосердия, любви, сострадания, учим прощать, уважать старших, говорить правду.
( СЛАЙД 19) Спасибо за внимание!

Источник

Притчи для начальной школы

Притчи для детей на уроках в

Чему учит притча радуга и воробей. Смотреть фото Чему учит притча радуга и воробей. Смотреть картинку Чему учит притча радуга и воробей. Картинка про Чему учит притча радуга и воробей. Фото Чему учит притча радуга и воробей

РАДУГА И ВОРОБЕЙ

Встала над полем радуга.

— Сколько мне уже можно таким невзрачным быть?

Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай! Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла.

Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть.

— А-а, это всего-навсего воробей! – разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья.

А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы! (90 слов)

Прочитай текст. Назови главного героя притчи.

Каким ты себе представляешь воробья?

Объясни значение слова «невзрачный». Подбери к нему синонимы.

Почему птицелов отпустил воробья?

Что спасло воробья?

Объясни смысл последнего предложения.

Чему учит притча? Сделай вывод о предназначении каждого живого существа на земле.

ПОСЛЕ ЗАТМЕНИЯ

Летела птица по небу, не замечая ни солнечного света, ни белоснежных облаков, ни земной красоты.

И вдруг – солнечное затмение!

Мрак объял всѐ вокруг.

Потемнев, исчезли облака.

Не стало видно ни земли, ни неба.

Испугалась птица и подумала, что ослепла.

Как же я теперь без всего этого жить буду? Как мне быть-то дальше?

А дальше – снова стало светло.

Просветлели и стали опять белоснежными облака.

И, наконец, показалась земля, которая еще никогда не казалась такой прекрасной!

Ахнула и запела от радости птица.

И, не в силах насытиться, словно впервые взирала на всю эту красоту…

…Как полезно и нам, людям, время от времени – такое затмение солнца!( 107 слов)

Что не замечала птица во время своего полета?

Какое природное явление случилось во время ее полета?

Почему птица заплакала?

Какой показалась земля птице после того, как появилось солнце?

-Как ты понимаешь выражение «не в силах насытиться»?

Почему людям тоже полезно затмение солнца?

СВЯТОЕ ОЗЕРО

Жили два брата-берега и сестра-река.

Один берег был высокий и поросший густым лесом, отчего считался богатым.

А другой, низкий и песчаный – бедный.

Попросил как-то бедный берег у богатого брата немного дров, чтобы развести костер и погреться.

Возмутился богатый берег:

— Если я каждый раз буду давать тебе даже понемногу, то так, глядишь, у самого ничего не останется. И стану я, как и ты, – бедным!

Услышало это небо, нахмурилось.

Сверкнула молния и ударила в большой дуб на высоком берегу.

Не раздумывая, река и бедный берег бросились на помощь брату.

И так старались, что она, заливая пожар водой, отдала себя до последней капли, а он, засыпая его песком, – все до последней песчинки.

Так они и погасили пожар.

Но это не принесло облегчения богатому брату.

Ведь осталась теперь перед ним лишь большая пустая низина.

И не стало у него ни сестры, ни брата…( 185 слов)

Почему берег остался совсем один?

— Прочитай окончание притчи

Дожди и трудолюбивые родники постепенно заполнили низину водой. И стала она озером, которое люди, узнав его историю, назвали «святым». А как иначе назвать плод жертвенной любви?

И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…

Ожидала, что он начнет плакать и огорчаться.

Но тот лишь вздохнул и перекрестился.

— Ты что – не понял, кто я? – удивилась болезнь.

И, хлопнув дверью, выскочила из дома.

А на смену ей – радость.

Ей даже и представляться не надо было.

Так она вся светилась.

Что ожидала болезнь от человека?

Как ты понимаешь выражение «смертельная болезнь»?

Кто пришел на смену болезни?

Чему учит эта притча?

Увидел новенький, только что изготовленный кувшин своего старого, потерявшего вид, собрата и решил:

«Никогда ничего не буду в себе носить, чтобы не стать таким же!»

И хоть позже, чем остальная посуда, бывший когда-то новым кувшин от времени тоже покрылся сетью морщин, потемнел и потерял весь свой прежний вид.

В конце концов, хозяйка, неуважительно отстраняя его от нужной миски, уронила на пол, отчего на дне у него появилась большая трещина.

И вот тут, понимая, что дни его сочтены, он вдруг остро пожелал почувствовать ту радость, которую видел у своих соседей.

Захотел тоже, как и они, послужить людям. Но… кому теперь он такой был нужен. ( 133 слова)

Почему кувшин решил ничего не носить в себе?

Интересная была у него жизнь?

Почему радовались кувшины, которые были заполнены молоком или сметаной?

Понимал ли их кувшин?

Каким он стал со временем?

Как ты понимаешь выражение « неуважительно отстраняясь от ненужной миски»?

Что пожелал почувствовать кувшин в последние моменты своей жизни?

Почему притча так называется?

Чему учит нас эта притча?

ТАЙНОЕ-ЯВНОЕ

Обворовал сосед соседа.

Набил две полные сумки кур и уток.

И пошел к себе домой.

Идет довольный, приговаривает:

— Чисто сработано – комар носа не подточит!

Услыхал это комар и возмутился:

Сел он на шею вора, да так больно укусил его, что тот выпустил из рук сумки.

От удара о землю они раскрылись, и из них выскочили перепуганные куры и утки.

Вся деревня тут же узнала о случившемся.

И все так хвалили комара, что он возгордился.

И совершенно напрасно. Ведь все равно тайное когда-нибудь становится явным!

-Как можно назвать соседа, который взял чужих кур и уток?

Почему он шел довольный домой?

Как ты понимаешь выражение «комар носа не подточит»?

Почему рассердился комар?

Почему напрасно хвалили комара?

В какой строке заключена главная мысль притчи?

ДВЕ ДОРОГИ

Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

— Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись.

— Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

А на развилке той человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!( 186 слов)

Что в конце хорошей дороги было?

Какая дорога была счастливее? Почему?

Чего боялась хорошая дорога?

А о чем мечтала плохая дорога?

По какой дороге лучше всего идти по жизни?

Какую дорогу выбрал бы ты?

РЫЖИЙ ЗАЯЦ

Увидела его издалека лиса и обрадовалась. Подумала, что это знакомая кумушка из другого леса пожаловала. Вот будет у кого последние заграничные новости узнать, да своими поделиться! А как поняла, что это заяц, то еще больше обрадовалась, потому что с утра еще не обедала.

Только самому зайцу стало тогда не до радости. Насилу лапы унес. Ведь жить всегда больше, чем есть, хочется!

Лисе только облизнуться и осталось. А заяц с тех пор и думать не смел поменять что-нибудь из того, что даровал ему Сам

Зачем заяц решил пошить себе рыжую шубку?

Почему заяц не обрадовался встрече с лисой?

ПРОСТАЯ ИСТИНА

Завидовала-завидовала поганка, что ее в отличие от благородных грибов, в лучшем случае, словно не замечают, и вот что придумала:

«Это всѐ потому, что я маленькая и невзрачная! Вот вырасту большой и красивой – всем отомщу!»

И принялась она пить дождевую воду. Пила-пила…

Захлебывалась уже. Но своего добилась: стала выше самого большого белого гриба. Потом намазала ржавчиной от консервной банки шляпку, сделав ее красней, чем у самого красного подосиновика. Да еще и белыми пятнышками для пущей красоты разукрасила!

Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…( 138 слов)

Почему поганка решила стать другим грибом?

Кому она хотела отомстить?

Как поганка добилась своей цели?

-В какой гриб превратилась поганка?

Как поступили грибники, увидев поганку в новом обличии?

Почему они так поступили?

В каком предложении заключена главная мысль притчи?

ШИЛО В МЕШКЕ

Сделал человек зло.

Тайком сделал, ночью, так, что никто из людей не видел.

Одна только мудрость случайно заметила.

— А зачем говорить? – удивилась мудрость. – Все равно шила в мешке не утаить!

Но ответа не последовало.

Мудрость благоразумно села на корабль и уплыла в дальние страны.

А злое дело, сотворенное человеком, все равно вскоре стало заметно всем.

Как ты понимаешь выражение «Шила в мешке не утаишь»?

Почему мудрость не дала ответа на вопрос?

Когда понял человек, что правду всегда все узнают?

Чему учит эта притча?

УГОЛОК МИЛОСЕРДИЯ

Надело милосердие лохмотья, взяло дырявую суму со старым посохом и отправилось узнать – есть ли еще для него место в мире. Увидело оно огромный дом, и даже не дом, а целый дворец и обрадовалось:

— Хорошо стали жить люди, богато. Тут много места, наверняка найдется и для меня уголок!

В этот дворец его и на порог не пустили:

— Много вас тут шляется всяких! Ступай прочь, пока собак на тебя не спустили. Самим места мало!

Подошло милосердие ко дворцу поменьше, то есть, дому побольше. Там ему подали корку хлеба. Правда, так, что лучше бы не подавали. И тоже не пустили даже переночевать.

Третьим был совсем маленький дом, и даже не дом, а жалкая хижина.

— Ну, тут мне вообще нечего делать! – хотело обойти его стороной милосердие. Но хозяева сами вышли к нему, пригласили в гости, накормили, напоили. И стало оно там жить.

Не бедно и не богато. Но все, кто там гостил, говорили, что лучшего места на земле они еще не встречали!( 135 слов)

С какой елью отправилось милосердие по свету?

-Что ты можешь сказать о жильцах дворца?

-Как ты понимаешь предложение «Правда, так, что лучше бы не подавали»?

Почему милосердие хотело обойти третий дом?

Почему милосердие поселилось в этом доме?

ПРЕМУДРОСТЬ Шел дождь над морем.

«И зачем я иду здесь? – недоумевая, роптал он. – Тут и без меня вон сколько воды! Неужели Бог не понимает, что намного полезнее было бы направить меня в пустыню или туда, где горят леса?»

Так думал свысока дождь.

А далеко внизу, посреди бескрайнего моря, на чудом уцелевшем после кораблекрушения плоту лежали люди.

Они ловили пересохшими губами живительные капли дождя, собирали как бесценное сокровище пресную воду, чтобы ее хватило до спасительного берега. И без устали благодарили Бога за то, что он послал им этот дождь, который не даст им теперь умереть от жажды…( 94 слова)

О чем подумал дождь, когда шел над морем?

Зря ли шел дождь над морем? Кому он помог?

О чем ты задумался, читая эту притчу?

УТЕШЕНИЕ

Встретились былинка и пылинка.

Услыхал он этот разговор и сказал:

— У Бога даже лист случайно не падает с дерева. Все в Его воле и нет ничего в этом мире забытого и тем более лишнего.

Ахнула от неожиданности пылинка.

Просияла от радости былинка.

Посмотрели они с уважением на человека. И радостные разошлись по своим делам!( 63 слова)

О чем жалели пылинка и былинка?

-Найди предложение, в котором выражена главная мысль притчи.

Почему они радостные разошлись по домам?

Жила-была большая гранитная скала.

Казалось, никто и ничто не может сокрушить ее: ни ураганный ветер, ни жгучий мороз, ни палящий зной…

Она очень гордилась своей силой, говоря, что несмотря ни на что, как была, так и останется могучей скалой.

И все насмехалась над лежащим под ней песком.

И произошло то, что и должно было произойти.

Льющаяся сверху тонкой струйкой вода подточила скалу, ветер, мороз и зной доделали дело. И превратилась скала в горку гранитных камней.

Почему возгордилась скала?

Почему скала насмехалась над песком?

Что случилось со скалой через большой промежуток времени?

Почему так произошло?

-А что со временем произошло с песком? Как он относился к трудностям?

Какая главная мысль притчи?

ВАЖНЫЙ УРОК

Подал человек нищему денежку.

Да еще и ласковым словом приветил.

— Конечно, получает! – даже удивился такому простому вопросу внук.

— А ты подумай! – посоветовала бабушка.

Внук наморщил лобик, посопел, но ничего другого так и не придумал.

И тогда бабушка сказала:

На эту денежку нищий купит хлеба и молочка – все, что нужно для утоления голода, то есть, для тела. А тот, кто ее подал, сделал очень полезное дело для своей души, которая гораздо важнее тела. Так кто же, выходит, получает большую пользу от милостыни?

— Конечно, подающий! – даже удивился такому простому ответу внук.

Взял у бабушки денежку и тоже подал ее нищему!( 120 слов)

Какой поступок совершил человек? Как ты понимаешь выражение «ласковым словом приветил»?

Кто получил больше пользы от милости- дающий или просящий?

Как об этом рассказала бабушка своему внуку? Прочитай.

Простой ли вопрос задала бабушка внуку?

Какой важный урок усвоил внук?

ДВА СОВЕТА

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

— Зачем? – не понял еж.

— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!( 95 слов)

Почему лиса посоветовала ежу сбрить колючки?

Что можно сказать о еже, который послушал лису?

В каком предложении заключена главная мысль притчи?

ЛИСА И ОБЛАКО

Плыло над землей облако, похожее на зайца.

Увидала его лиса, подпрыгнула, не достала и побежала вдогонку.

Но тут облако вдруг стало похоже на волка.

И побежала лиса теперь от него прочь.

А облако уже на медведя похоже.

Еще быстрее помчалась лиса.

Бежала, бежала… И тут пошел сильный дождь.

Вымокла лиса до шерстинки.

Посмотрела на небо: а там ни медведя, ни волка, ни зайца… Только тут поняла она, как обманулась, и теперь не верит ничему призрачному, как бы оно ни было похожим на настоящее!

-Почему лиса побежала за облаком?

А почему стала убегать, когда облако стало похоже на волка и медведя?

Что ты можешь сказать о лисе?

Как дождь вразумил лису?

ТРУДНАЯ РАБОТА

Легла лень на завалинку.

А вставать неохота!

Смотрит – мимо работа идет.

— Дай-ка я ее к себе заманю, чтобы обо мне одной плохо не говорили! – подумала лень и крикнула:

Подсела она к лени и стала ее утешать, воды принесла, одеялком укрыла.

Долго рядом сидела: час… другой…

— Вот видишь, – упрекнула ее, наконец, лень. – Теперь и ты тоже ленивой стала! Вот уже сколько сидишь вместо того, чтобы работать!

— А я что делаю? – удивилась работа. – Разве то, что я за тобой, больной, ухаживаю, – не труд? Причем, поверь мне, не самый легкий!

И ушла с завалинки в дом, чтобы ее никто не видел. Даже про то, что вставать было лень, – позабыла!(123 слова)

Кто главные герои притчи?

Чем они отличаются друг от друга?

Как к ее просьбе отнеслась работа?

-Как работа заботилась о лени?

ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ

— Странно… Вы, правда, больны или нет?

Прочитай диалог между ложью и врачом. Какой вид речи преобладает в притче?

Какой диагноз поставил врач? Почему?

Прочитайте диалог по ролям. Сколько чтецов надо выбрать?

Чему учит эта притча?

Какой вы себе представляете ложь?

Попробуй пересказать притчу. Какой вид речи для этого ты используешь?

ПОЛЕЗНОЕ УПРЯМСТВО

Шли в дальний край два человека.

Один то и дело оборачивался и говорил:

— Смотри, сколько уже прошли!

А второй упрямо возражал:

— Не та дорога, что позади, а та, что впереди! И только дойдя до цели, наконец, согласился!

Между кем идет диалог в тексте?

-Прочитайте слова первого человека, затем слова второго.

С какой интонацией следует читать слова первого героя? А второго?

Подумайте, какими качествами обладали герои притчи.

Подумай, почему притча так названа.

ЗАВИСТЬ

Пришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить. Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает… Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

Какой вид речевой деятельности использовал автор в притче?

Почему зависть не смогла купить хлеб в магазине?

Что помешало ей напиться из колодца?

Прочитай последнее предложение. Объясни его смысл.

Попробуй кратко пересказать притчу.

Заслонила туча солнце.

Потемнело всѐ вокруг. Мрачно стало. Птицы петь перестали.

— Всѐ! Теперь мое время настало, моя власть – навечно! Но подул ветер. Прогнал тучу. Сразу посветлело. И снова запели птицы. Еще громче, чем прежде: радуясь солнцу и тому, что время тучи никогда не наступит навечно!

Прочитай внимательно текст притчи. Назови признаки, по которым ты определил, что это текст.

Из скольких частей состоит текст?

Рассмотри иллюстрацию. Найди предложение из текста к иллюстрации.

Найди ту часть текста, в которой говорится о том, что стало после того, как прогнали тучу.

Попробуй пересказать текст притчи.

Чему учит нас притча?

Захотел человек гору с пути убрать.

Всю жизнь положил на это. Но срыл-таки гору. Одно ровное место осталось.

Прошел он без помех через гору, оглянулся и подумал:

Не проще ли было просто взять да обойти ее.

Прочитайте внимательно притчу.

Какой вид речевой деятельности использует автор в притче?

Назови признаки текста.

Найди предложение, которое раскрывает смысл заголовка.

На что потратил свою жизнь человек? Прочитай.

Полезное ли занятие он нашел в жизни? Объясни.

Какой вопрос задал себе человек?

БЛЕДНАЯ ЗАВИСТЬ

Смотрела луна на солнце и никак не могла понять: «И почему его люди больше меня любят? Такое же круглое,

И не дождалась ответа.

Солнцу просто некогда было отвечать ей. Ведь ему нужно было за день успеть обогреть землю, дать свет людям, деревьям и вообще проследить, чтобы на земле везде продолжалась жизнь!

Найди признаки текста в притче.

-Раздели текст на части.

Найди и прочитай диалог и монолог.

Почему солнце ничего не ответило луне?

В каком предложении заключена главная мысль притчи?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *