Чему учит произведение человек невидимка
«Человек-невидимка» — читательский дневник по роману Г. Уэллса
Научно-фантастический роман «Человек – невидимка» Герберта Уэллса был написан и опубликован в 1897 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Уэллс Герберт
Название произведения: «Человек-невидимка»
Жанр: фантастический роман
Год написания: 1897
Издательство: Азбука
Год издания: 2020
Главные герои и их краткая характеристика
Гриффин (Невидимка) – гениальный ученый-физик, которому в ходе экспериментов удалось стать невидимым.
Доктор Кемп – университетский товарищ Гриффина, его однокурсник.
Томас Марвел – бродяга, который некоторое время был соучастником преступлений Гриффина.
Мистер и миссис Холл – владельцы трактира «Кучер и кони», в котором остановился Гриффин.
Время и место действия
Действие романа происходит в Англии в начале XX века.
Краткое содержание и сюжет
Молодой, но очень талантливый ученый-медик Гриффин изобретает механизм, способный делать невидимым любое живое существо. Из-за трудного финансового положения ему приходится проводить на себе все опыты. В результате он становится невидимым, но не может вернуть себе первоначальный вид. Так начинается новая жизнь Гриффина.
Ученый не желает делиться своим открытием с человечеством. Он чувствует свое превосходство над другими людьми, и это наполняет его бесконечной радостью. Он надежно прячем все свои записи, а после поджигает дом, в котором жил.
Впрочем, у изобретения Гриффина есть и недостатки. Так, ученый не может сделать невидимой одежду, и ему приходится передвигаться нагишом, чтобы его никто не заметил. По той же причине он старается как можно реже употреблять пищу, которая просвечивает в его теле.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Талантливый ученый совершает сенсационное открытие, научившись делать невидимой живую материю. Преисполненный злобой ко всему человечеству, он вскоре на личном примере убеждается, что грубое вмешательство в природу влечет за собой серьезные последствия.
План пересказа
1. Появление незнакомца
2. Первые впечатления мистера Тедди Хенфри
3. Тысяча и одна бутылка
4. Мистер Касс интервьюирует незнакомца
5. Кража со взломом в доме викария
6. Взбесившаяся мебель
7. Разоблачение незнакомца
8. Мимоходом
9. Мистер Томас Марвел
10. Мистер Марвел в Айпинге
11. В трактире «Кучер и кони»
12. Невидимка приходит в ярость
13. Мистер Марвел ходатайствует об отставке
14. В Порт-Стоу
15. Бегущий человек
16. В кабачке «Веселые крикетисты»
17. Гость доктора Кемпа
18. Невидимка спит
19. Некоторые основные принципы
20. В доме на Грейт-Портленд-стрит
21. На Оксфорд-стрит
22. В универсальном магазине
23. На Друри-Лейн
24. Неудавшийся план
25. Охота на Невидимку
26. Убийство Уикстида
27. В осажденном доме
28. Травля охотника
Основная мысль
Любой ученый прежде всего должен нести моральную и этическую ответственность за свои изобретения. Эти изобретения должны служить людям, приносить пользу, а не вред.
Чему учит
На примере своего героя, который прошел ужасный путь — от научной одержимости к безумию и жадности, автор предупреждает читателей об опасностях научного прогресса, если он не подчиняется правилам морали.
Отзыв и что понравилось
Автор показывает нам обратную сторону научных достижений. Блестящая научная мысль и талант человека не всегда приводят к хорошим последствиям.
Вывод и мое мнение
Порой ученые занимаются наукой не ради счастья всего человечества, а только ради денег, как было в этой повести. У Гриффина целью жизни стала жажда славы, а наука его интересовала только, как возможность ее получить.
Пословицы
Понравившиеся цитаты из текста
«Удивительно, как беспомощен человек, когда он один!»
«Запертую дверь всегда можно взломать, но раз дверь взломана, ее не сделаешь невзломанной.»
«Правда, невидимость позволяла многого достигнуть, но не позволяла мне пользоваться достигнутым.»
Герберт Уэллс «Человек-невидимка»: сверхъестественная способность требует сверхъестественной ответственности
Дебютные произведения литераторов зачастую определяют их дальнейшую карьеру и успех всего творческого «предприятия». В конце XIX века было особенно важно начать успешно, чтобы собранный капитал с продаж мог обеспечить дальнейшее творчество безмятежной жизнью и отсутствием нужды в условиях городской среды. «Человек-невидимка» для Герберта Уэллса был крайне важным произведением и являлся одним из первых в его послужном списке. Успех «Машины времени» и «Невидимки» во многом помог литератору взобраться на Олимп писателей-фантастов, чтобы, расположившись там поудобнее, начать работу над более глубокими и масштабными проектами, периодически отвлекаясь на общественно-политическую деятельность. И именно в «Человеке-невидимке» Уэллс прекрасно показывает, что может стать с творцом в отсутствии финансовой стабильности. Как отчаяние может свести с ума, обрушив все морально-этические рамки.
Содержание
История написания
В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам. Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру. Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.
Это вполне здравое правило, но в каждом правиле безусловно есть исключения. Когда книга пробирается сквозь дебри критических рецензий и вплывает на поверхность общественного внимания благодаря сопутствующим факторам. «Человек-невидимка» прошел именно такой путь. Получив весьма отрицательные отзывы как от литературных критиков, так и от представителей научного мира, роман все-таки смог завоевать сердца читателей. Необычная история невидимого человека захватила сознание обывателей, заставив критиков пересмотреть свои оценки, снизойдя до нейтральной позиции. Но наиболее убедительным фактором стала положительная оценка произведения со стороны собратьев по писательскому ремеслу.
«Поверьте, ваши вещи всегда производят на меня сильнейшее впечатление».
«Он (Уэллс) будет атаковать вас с фронта и тыла, пока вы не подчинитесь до конца его волшебным чарам».
Журнал Pearson’s Magazine стал первым изданием, в котором начали публиковаться главы «Человека-нивидимки». В сентября 1897 года благодаря положительным отзывам читателей журнала была выпущена отдельная книга, вызвавшая интерес у любителей литературы жанра фантастики.
Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.
О чем нам может рассказать Человек-невидимка
Небольшой по размеру роман Уэллса в полной мере вмещает в себя серьезные и не терпящие отвлечения на сюжетные перипетии мысли. С учетом что книга была написана накануне жесточайших потрясений в Европе, можно себе представить, насколько пророческими были слова главного персонажа произведения:
«Невидимка должен захватить какой-нибудь город, хотя бы этот ваш Бэрдок, терроризировать население и подчинить своей воле всех и каждого».
«И кто дерзнет ослушаться, будет убит, так же как и его заступники».
Всю первую половину XX века можно было наблюдать похожие картины. И если это не пророческие слова Уэллса, то, по крайней мере, отражение действительности, взгляд современника на наэлектризованную ситуацию в мире. Но если же писатель все это предчувствовал и внутренне переживал, то вызывает недоумение его книга «Россия во мгле». Уэллс был социалистом и неистовым противником разных форм террора, поэтому заставляет читателя «Человека-невидимки» перестать симпатизировать главному персонажу романа в момент явления истинных деспотичных намерений. И от этого более удивительным кажется его идея о том, что «Красный террор» большевиков может быть оправдан, ведь это лишь поползновение идейных и честных пролетарских масс, которым видимо тогда было дозволено все. Хоть Луну к Земле притяни.
Ладно, в сторону эти рассуждения, не хочется упустить важные моменты при изучении идейного ядра «Человека-невидимки». А ядро это вмещает в себя несколько важных тезисов: молодые талантливые умы должны поддерживаться более опытными коллегами, чтобы не отвадить тех от общения с внешним миром и не закопаться в своих эгоцентричных мыслях; история «Невидимки» – это история выбора, который есть всегда. Ты можешь быть гениальным ученым, открыть что-то невероятное и даже сверхъестественное, но тебе необходимо решить, для чего все это было сделано: потешить самолюбие, филантропии ради или же для достижения неких меркантильных целей.
Стрелка выбора будет метаться ввиду влияния тех или иных жизненных ситуаций, которые безусловно корректируют окончательное решение. Поэтому за сумасшествие главного персонажа (язык так и не поворачивается назвать его главным героем) ответственно все человечество в том числе, потому что тот или иной социум определяет поведение каждого своего адепта; нельзя отворачиваться от людей, иначе невольный аскетизм может принять не самую здравую форму. Но и персональную ответственность снимать нельзя. В любой момент Гриффин (называю его имя в середине статьи, пародируя почерк Уэллса) мог остановиться, не переходить черту. И даже, черт возьми, после убийств он мог остановиться, сдаться властям, понести заслуженное наказание, каким бы суровым оно ни было. Но он решил идти до конца, до своего собственного конца.
Показательный, кстати, пример, что при всей могущественности невидимого человека общество, каким бы глупым и дегенеративным оно ни преподносилось в описании автора, все равно растопчет и уничтожит того, кто на него не похож и кто объявил себя антисистемным элементом. Каким бы могущественным и неуязвимым не считал себя Гриффин, с замиранием его дыхания и остановкой сердцебиения проявилась его обыденность – тело, мертвое тело, такое же, каким оно было бы и без уникальных свойств.
Примечательным кажется отсутствие положительных героев в произведении. Главный персонаж – маньяк, убийца, спятивший научный гений. Хотя нельзя обойти вниманием, что несмотря на свою идею фикс о царстве террора, Гриффин, выйдя на тропу мести, не имел желания причинять вред кому-то кроме Кемпа. Обличитель и фактический победитель «невидимки» Кемп – появляется только в середине романа, поэтому хоть он и сыграл ключевую роль в поимке преступника, его значение во всем произведении преувеличивать не стоит. Тем более что многие промахи Кемпа, стоили весьма дорого – речь не только об убийстве мистера Уикстида, но об опасности, которой он подверг свою служанку, ставшей жертвой нападения Гриффина, а также всех остальных жителей своего селения. Желание поймать невидимого человека превалировало над составлением детального плана.
Про остальных персонажей романа и говорить нечего, пустые и прозрачные характеры. И если Гриффин был прозрачным физически, то это вряд ли можно сказать о его психотипе: яркий, мнительный и раздражительный мужчина невиданной силы, при этом еще альбинос. Жители же Айпинга, Бэрдока и других упоминавшихся населенных пунктов прозрачны ментально, личности их невидимы, незаметны, поэтому Гриффин открыто говорил о своей неприязни к этим людям, найдя ровню только в интеллектуально и культурно подкованном Кемпе. Остальные были лишь мелкими букашками на пути следования маститого исполина, преследующего собственные великие цели.
В конечном итоге подвисает вопрос – что пытался сделать Гриффин, запираясь в съемных квартирах? Избавиться-таки от невидимости и снова стать частью социума, или же повторить собственный опыт, чтобы одарить кого-то такой же физиологической особенностью. В обоих случаях главенствующее положение начинает приобретать тема одиночества. «Человек-невидимка» не только сумасшедший тиран и маньяк, он крайне одинокий и несчастный мужчина.
Влияние на культуру
Так случилось, что фильм Пола Верховена «Невидимка» я посмотрел почти на пару десятков лет раньше, чем прочитал роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка», от чего сравнивать их стало значительно проще. Во-первых, из-за большого временного интервала пресловутая фраза «книга лучше фильма» вообще никоим образом не может считаться хоть сколь бы то ни было подходящей. А во-вторых, слишком они отличны, чтобы проводить прямые параллели. Хотя ряд параллелей все-таки есть. Самой главной из них безусловно стоит считать образ гениального и сошедшего с ума ученого, пораженного не только манией величия, но и истинным помрачением ума. Трансформация сознания произошла подстать какому-то вирусу или заболеванию. Или же внутренняя предрасположенность раскрылась на столь позднем этапе формирования личности.
Результат был в равной степени одинаковым – охотник оказался в роли жертвы. Затравленный и преданный людьми, которым он полностью доверился, невидимый человек бесславно окончил свои дни. Но это далеко не единственная экранизация произведения Уэллса. Были и буквальные воспроизведения книги (картина 1933 года, режиссера Джеймса Уэйла), а также вольные интерпретации сюжета (1984 год, режиссер Александр Николаевич Захаров, в главной роли Андрей Харитонов), где Гриффин стал положительным персонажем. Но не это главное.
Образ невидимки, хоть и использовавшийся как в народных фольклорах, так и в более ранних по сравнению с творением Уэллса произведениях, наконец-то обрел небывалую популярность. А еще более пристальное внимание стало уделяться персонажам спятивших гениальных ученых, что отразилось не только на литературных произведениях, но и на кинематографе. Венцом такого образа стал персонажа Ганнибала Лектора, гениального психиатра из романов «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение» Томаса Харриса, чья экранизация Джонатаном Демме стала поистине культовой.
Об умении читать книги, рассказывать и писать о них,а также о помощи в этом «Человека-невидимки»
Э тот урок был задуман для того, чтобы научить ребят создавать собственное высказывание о литературном произведении, а также пополнить их лексикон новыми словами, обсудить особенности научно-фантастического и приключенческого жанра.
Учитель рассказывает о жанре рецензии, о подготовке к её написанию. Его слово может быть примерно таким.
Рецензия (лат. “пересмотр”) — это критический отзыв. Рецензии пишут на что-то: литературное произведение, научную работу, спектакль, кинофильм, концерт. Мы будем учиться писать рецензию на литературное произведение.
Латинское слово “рецензия” близко по смыслу русскому “отзыв”. В отзыве мы выражаем своё отношение к прочитанному, передаём свои впечатления о произведении; в рецензии мы не только описываем свои чувства, но и анализируем содержание книги, оцениваем художественное мастерство писателя. Это сложные задачи, требующие от рецензента (автора рецензии) и начитанности, и хорошего литературного вкуса, и знаний по теории литературы. Чем больше анализа в отзыве, тем ближе он к рецензии.
Работая над отзывом и рецензией, нужно определить тему, идею произведения, осветить проблемы, поставленные автором в книге, уметь сжато передать содержание всей книги или содержание отдельных её эпизодов, дать характеристику героям, показать особенности мастерства писателя, выразить своё отношение к прочитанному.
У рецензии есть своя логика построения. Предлагаемый вопросник поможет при её написании.
— Понравилась ли книга? Можно ли рекомендовать её для чтения?
— О чём эта книга? (Тема.)
— Каков сюжет произведения? В чём его своеобразие?
— В чём необычность композиции?
— Как описан герой? Какие чувства он вызывает?
— О какой проблеме говорится в книге?
— Какова главная мысль книги? (Идея произведения.)
— Когда, в какой обстановке вы её прочитали?
— Как оформлена книга?
А теперь начнём обсуждение книги Герберта Уэллса «Человек-невидимка» по этим вопросам, записывая ответы в тетрадь. (Важно подобрать для рецензии такое произведение, которое увлечёт всех. Мой выбор пал на роман Уэллса.)
— Какую рецензию будем писать (положительную или отрицательную)? Всем понравилась книга? Или кто-то остался равнодушным?
Но равнодушных нет. Книга, несомненно, увлекательна и трудно представить человека, который отложит её в сторону, прочитав первые страницы. (Здесь можно привести суждение Юрия Олеши из его книги «Прощание с жизнью»; издательское название — «Ни дня без строчки».)
— О чём эта книга, какова её тема?
О необычной судьбе талантливого учёного-физика, сумевшего сделать себя невидимым.
— В рецензии целесообразно передать сюжет произведения. Вспомним, как в захолустном Айпинге появился таинственный незнакомец.
(Следует краткий пересказ сюжета — выступление ученика.)
— Какие определения вы подобрали бы для того, чтобы охарактеризовать этот сюжет? Увлекает ли вас он вас? Чем интересен?
Подберём и запишем эпитеты к слову “сюжет”: увлекательный, острый (вызывающий острые ощущения), напряжённый, фантастичный, оригинальный, интересный.
В пёстром мире приключенческой литературы царят свои законы. Один из них — стремительно развивающееся действие, сюжет должен быть острым, чтобы держать читателя в напряжении. Уэллс писал об этой особенности научно-фантастического жанра: “Когда человек бежит от тигра, он не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой он бежит; и вряд ли у него достанет времени любоваться бархатным мхом на стволе дерева, куда он, спасаясь от преследования, погони, взбирается. Вот так же стремительно должен развиваться сюжет в приключениях”.
— Каким приёмом пользуется автор научно-фантастических и приключенческих произведений, чтобы вызвать у нас острое любопытство? Что вы можете сказать о композиции произведения?
Уэллс нарушает порядок в изложении событий, чтобы заинтересовать нас. Всё начинается с тайны, загадки. Вспомним похожие примеры: «Человек-амфибия» А.Р. Беляева, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого.
— Загадочен и мрачен уэллсовский герой. Кратко опишите его, используя назывные предложения.
Перекрещенные бинты на лице. Розовый картонный нос. Синие очки-консервы. Фетровая шляпа с широкими полями. Плащ, закутывающий героя с головы до пят. Перед нами фальшивый облик героя, маска, за которой скрывается преступник.
— Какие выразительные детали дополняют портрет героя?
Яростные жесты, стремительная походка, раздражённый голос. С помощью лаконичного (скупого, но выразительного) портрета автор рисует внешний облик героя, окружает его мрачным ореолом.
— Как можно охарактеризовать внешность невидимки?
Жуткая, фальшивая, страшная, поразительная, отвратительная, дьявольская. Портрет у Уэллса — “говорящий”, если мы заглянем в душу Гриффина, нам станет гадко и отвратительно. Описание тонких душевных движений — психологизм (ср. психея — греч. “душа”) не свойственен писателям-фантастам. Однако Уэллс не только фантаст, но и тонкий психолог. С его помощью мы начинаем понимать, почему талантливый учёный стал преступником.
(Ученик рассказывает краткую историю падения Гриффина.)
Мы понимаем: страсть к исследованиям отгородила Гриффина от людей вместо того, чтобы соединить с ними. Из живого мира он переместился в пустыню. Аппараты заменили ему людей. Постепенно он дичает от одиночества, которое становится нормой его жизни, он перестаёт испытывать обычные человеческие чувства. Человечность ему кажется слабостью.
Если вбить клин между умом и сердцем, то разум очерствеет, а сердце остынет. И недозволенное станет дозволенным.
— О чём мечтает Гриффин?
О царстве террора, о том времени, когда он будет диктатором и весь мир будет лежать у его ног.
— Можно ли одного Гриффина обвинить в его преступлениях?
Обратите внимание, в каком обществе живёт Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный поедает слабого. При первой же возможности тебя сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его никто не поддержит, а если кто и заинтересуется его исследованиями, то только в корыстных целях. Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы избавиться от страха, мечтает о временах, когда сам будет внушать ужас. Он совершает отвратительное преступление ещё до того, как кто-то успел совершить преступление против него.
Гриффин знает, что мир жесток, — и желает противопоставить ему ещё большую жестокость, он знает, что живёт среди волков, — и хочет быть самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль, трудно сохранить человеческую душу.
— Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив, если бы достиг мирового господства?
Человек только тогда счастлив по-настоящему, когда творит добро для других.
— Почему погиб человек-невидимка?
Он погиб до того, как его забили насмерть на городской окраине. Он погиб, потому что не сумел подняться до высокого служения людям. А только оно определяло — остаться ему человеком или нет.
— Жаль ли вам этого человека?
Обидно за незаурядную личность.
— Какую же проблему ставит Уэллс в своей книге? Важна ли она?
Уэллс не желает скрывать опасности, таящиеся в научно-техническом прогрессе. Наука может приносить человеку не только великие блага (электричество, радио, телевидение, лекарства от смертельных болезней), но и быть обращённой во зло людям (например, помогать создавать оружие).
Создание собственно рецензии (с опорой на записи в тетради) мы предлагаем в качестве домашнего задания. В классе можно оформить стенд, на котором вывесить ученические работы.
Несколько суждений в дополнение к уроку Е.Ю. Алексеевой.
Обучать школьников составлению личностно окрашенного высказывания о литературном произведении, вне всякого сомнения, надо — и Е.Ю. Алексеева предлагает для такой работы интересный, незаезженный материал.
Однако вряд ли стоит называть это работой над рецензией. Настоящая рецензия пишется на произведение искусства, которое ещё только входит в обиход: о нём не сложилось мнения, и весь интерес рецензии как раз и состоит в остро-субъективной оценке явления. Нам хочется видеть взгляд рецензента — этот взгляд отбирает и группирует факты, окрашивает их эмоционально. Рецензент обязан сообщить свою точку зрения на произведение, чтобы активно влиять на возникновение точки зрения в другом человеке. В работе же над книгой Уэллса, уже давно прочно и спокойно занявшей свое место в подростковом круге чтения, превалирует анализ, а оценка высказывается поскольку-постольку, робко и как бы необязательно. Вряд ли в итоге у учеников получится именно рецензия. Может быть, отказаться в данном случае от этого термина — и всё встанет на свои места?
Краткое содержание Г. Уэллс «Человек-невидимка»
Известное произведение Герберта Уэллса «Человек-невидимка» повествует об экспериментах над телом, противоборстве необычного с обыденным. Желание получить власть, погрузить городок в хаос погубило великого ученого. Ниже предоставлено краткое содержание романа «Человек-невидимка» по главам.
Основные персонажи
Научно-фантастический роман рассказывает об ученом, который изобрел прибор, делающий кого угодно невидимым. Тяжелое положение вынуждает исследователя применить его на себе. Краткое содержание романа «Человека-невидимки» поможет в короткий срок узнать всю историю и подготовиться к уроку литературы.
Очень краткий пересказ
Краткий пересказ романа «Человек-невидимка» можно уложить в несколько минут. Ученый создал аппарат, с помощью которого можно было сделать кого угодно невидимым. Он не желал раскрывать свое изобретение миру. Однако финансовое положение вынудило ученого использовать аппарат на себе. Превратившись в невидимку, он уничтожил изобретение и все записи, решив начать новую жизнь.
Необдуманные поступки героя, неприкрытая агрессия, поиски полиции рассекретили его дар невидимости. Люди поймали человека-невидимку и убили его, а мертвое тело вновь обрело форму.
Важно! Рассказ повествует о том, что любые изобретения, созданные с целью навредить другим, приведут создателя к гибели.
Краткое содержание по главам
Сжатого пересказа может быть недостаточно, поэтому рекомендуется воспользоваться кратким описанием по главам. Оно поможет выстроить логическую цепочку сюжета, проследить за действиями главного героя в хронологическом порядке.
Глава 1
В небольшом полупустом заведении объявился странный человек. Владелица приняла его радушно, хоть и была удивлена его необычной внешностью. Лицо человека скрывала шляпа, очки и шарф. Хозяйка трактира не стала приставать с расспросами, решив, что человек, возможно, изуродован, поэтому скрывает лицо.
Глава 2
Явился приглашенный часовщик, чтобы заняться ремонтом часов. Хозяйка трактира впервые столкнулась с необычной внешностью незнакомца. Перед ней появилась голова в бинтах и огромных очках. Часовщик захотел поближе познакомиться со странным человеком, желая завязать разговор. Но странный человек отказался продолжать беседу, проявив себя нелюдимым грубияном.
Человек-невидимка с забинтованным лицом
Глава 3
Привезли багаж главного героя, большую часть которого составляли бутылки. Незнакомец заполонил ими всю комнату. Пес неоднозначно отреагировал на человека. Обычно спокойная собака зарычала, а через мгновение и вовсе укусила его за руку. Мистер Холл поспешил уладить конфликт, но ученый отказался от помощи. Хозяин трактира с удивлением заметил зияющую впадину вместо руки.
Глава 4
Хозяин трактира был совсем не рад новому постояльцу. Он нуждался в деньгах, но привечать странных личностей не хотел. Жилец вел себя грубо, пропадал ночами, не появлялся в церкви. Местные стали называть его призраком за необычный образ жизни. Любопытный доктор Касс явился к необычному постояльцу и был удивлен пустотой вместо руки. В страхе доктор покинул заведение, но любопытства не утратил.
Глава 5
Вскоре случилось необычное происшествие. Из дома викария пропало все золото, однако владельцы дома не видели человека, совершившего преступление. Дверь перед ними раскрылась и заперлась, точно по волшебству. Кража со взломом взбудоражила местное население.
Глава 6
Владельцы трактира увидели незапертую дверь в комнату жильца. Как только они вошли туда, предметы стали на них нападать, будто выгоняя. Суеверная женщина посчитала, что в комнате обосновались духи. Она послала за кузнецом и доктором. Вновь появился жилец, намекнул на пьянство и скрылся в комнате.
Глава 7
Владелица трактира отказалась посещать комнату жильца и предоставлять ему пищу. Тогда незнакомец устроил скандал и потребовал еды. Женщина стояла на своем, требуя оплатить счета. В процессе скандала человек сорвал бинты, и постояльцы ужаснулись отсутствию головы. Присутствующие со страхом выбежали на улицу.
Глава 8
Мистер Джиббинс решил отдохнуть. Он задремал на небольшом холме, однако уединиться с природой и насладиться отдыхом не получилось. Мужчина забеспокоился, услышав разговор и приближающиеся шаги, ведь поблизости не было ни одной живой души.
Глава 9
Бродяга Томас, не глядя, завел беседу с незнакомым человеком. Когда он поднял голову, то никого не увидел и заподозрил у себя помешательство. Человек-невидимка заверил Томаса, что с ним все в порядке. Бродяга дал обещание хранить его тайну.
Глава 11
Было ясно: Томас пришел вместе с человеком-невидимкой. Они пробрались в комнату и увидели, как викарий и доктор копошатся в пожитках странного господина. Тогда человек-невидимка заставил их снять с себя одежду и забрал их вещи с собой.
Глава 12
Человек-невидимка дал отпор мистеру Хакстерсу, сшиб тех, кто погнался за ним, развязав шумную потасовку. Подозрения сразу пали на недавнего недобросовестного жильца, который так и не заплатил хозяйке долг за проживание.
Глава 13
Томас Марвел испугался ярости человека-невидимки и предпочел скрыться. Главный герой избил бродягу, пригрозив расправой, если тот не пожелает слушаться его. Он заявил, что не отпустит мужчину, пока требуется его помощь.
Глава 14
В Порт-Стоу Невидимка решил поправить свое бедственное финансовое положение: он попросту воровал деньги у людей. Все деньги герой приносил Марвелу. Бродяга весь день просидел в ожидании, отмахиваясь от болтливого моряка.
Глава 15
Доктор Кемп с любопытством следил из окна за странной ситуацией. Незнакомый ему Томас бежал по улице с обезумевшим от страха лицом. На самом деле бродяга убегал от человека-невидимки вместе с награбленным.
Глава 16
Томас забежал в кабак и попросил защиты у четверых мужчин. Когда ворвался человек-невидимка и набросился на бродягу, мужчины решили помочь и вновь началась драка. Марвел сбежал, а мужчина с черной бородой выстрелил в след человеку-невидимке.
Глава 17
Сюжет возвращается к доктору Кемпу. Тот заработался допоздна, а затем решил спуститься на кухню. Там он заметил пятно крови, а затем столкнулся с человеком-невидимкой. Последний узнал доктора и назвал себя. Они были оказались старыми товарищами, бывшими однокурсниками.
Глава 18
Человек-невидимка выставил друга из его спальни и лег там отдыхать. Кемп всю ночь провел за газетами, обнаружив свидетельства против старого товарища. Доктор пишет письмо в полицию и отправляется к Гриффину. В квартире стоит звон бьющейся посуды.
Ученый отговаривает от звонка в полицию
Глава 20
Главный герой рассказывает, что переехал в другую квартиру и возобновил опыты с невидимостью. Хозяин квартиры хотел выставить его на улицу, но за ночь Гриффин прошел через превращение, а утром, уже невидимый, с насмешкой следил за поисками самого себя. Чтобы замести следы, ученый поджег дом.
Глава 21
Наслаждение от невидимости сменилось беспокойством. Появилось много проблем. Его задевали люди, кареты, лошади. Приходилось ходить без одежды. Человек-невидимка замерз и подхватил простуду. Еще одной неприятностью стали собаки, которые проявляли явную агрессию по отношению к ученому.
Глава 22
Чтобы согреться, ученый проник в универсальный магазин. Там он смог найти пищу и переночевать в тепле. Однако утром продавцы стали что-то подозревать. Положение было безвыходным, и тогда Гриффин вновь сбросил одежду и вышел наружу. Несчастный вновь оказался без элементарной защиты от холода, ветра.
Глава 23
Вскоре ученый столкнулся с природными явлениями, которые раскрывали его присутствие. Расхаживая по городу, он забрел в магазин с костюмами. Там ученый выкрал одежду и немного денег.
Глава 24
Глава раскрывает характер главного персонажа. Человек-невидимка предлагает сотрудничество старому товарищу, но тот сразу отказывается. Не ожидавший отказа ученый обрушился на старого друга и предпочел покинуть дом, когда пришел представитель полиции. Гриффин объявил старого друга предателем и поспешил удалиться.
Глава 25
Доктор пересказал краткую биографию Гриффина представителю полиции. Эдай серьезно отнесся к рассказам доктора и начал полномасштабные поиски человека-невидимки. Главной задачей стало не позволить преступнику покинуть город. В противном случае поймать его не удастся.
Глава 26
Ученый попытался сбежать, но его заметил мистер Уикстид. Не желая раскрывать себя, человек-невидимка жестоко убивает наблюдателя. Впереди его ожидал решающий бой, к которому ученый решил подготовиться.
Глава 28
Ученый побежал за доктором, но последний привлек внимание людей. Рабочий, не рассчитав силы ударил лопатой преследователя. Другие мужчины бросились на помощь. Человека-невидимку забили до смерти. Его тело постепенно проявилось на асфальте, удивив окружающих.
Эпилог
Доктор Кемп проверил все старые записи погибшего однокурсника. Но ничего достойного внимания не нашел. Ученый уничтожил в пожаре все, что касалось его злосчастного изобретения.
Основная идея романа
Идея произведения Герберта Уэллса актуальна и в наше время. Любое зло оборачивается против создателя, все плохое возвращается к тому, кто его совершил.
Важно! Роман «Человек-невидимка» показывает, что использование своих способностей подразумевает растущую ответственного перед другими людьми.
Книга в кратком изложении повествует о желании обрести превосходство над людьми, которое сгубило гениального человека. Он мог бы принести человечеству пользу, но вместо этого желал насмехаться над людьми и добиться власти. Этот роман стоит читать как в рамках школьной программы, так и для собственного удовольствия.