Чему учит произведение гоголя заколдованное место
Название произведения | Заколдованное место |
---|---|
Автор | Николай Васильевич Гоголь |
Жанр | Повесть |
Год написания | 1830 |
Главные герои
Сюжет произведения
Семья Фомы, рассказчика, состояла из четырёх детей, отца и матери. Отец отправился с трёхлетним братом в Крым продавать табак, дети остались с матерью и дедом Максимом. Дед держал баштан (бахчу) и брал с собой внуков, чтобы не бездельничали. Однажды вечером к деду подъехали знакомые чумаки. Старые приятели угощались дынями, курили люльки, разговорились и пустились в пляс. Дед не удержался и тоже начал выплясывать, но у грядки с огурцами ноги будто окаменели – пошевелиться не мог.
Выругался Максим, а сзади раздался чей-то хохот. Обернулся – ни чумаков, ни баштана, только поле впереди. Огляделся дед, увидел сбоку лес, вдали голубятню попа, в противоположной стороне гумно писаря. А на улице глубокая ночь, даже месяца не видно. Неподалёку виднелась могила, над которой то вспыхивала, то погасала свечка. Максим принял это знак за клад, решил было идти, а лопаты нет.
На следующий день дед взял лопату, подпоясался и оправился на заколдованное место клад копать. Чуть не заблудился, да ещё ливень хлынул – ничего и в это раз не вышло. На следующий день Максим ударил заступом по «проклятому» месту и снова очутился в поле. Решил сдвинуть заросший камень с могилы. Достал табак для люльки, как кто-то громко чихнул и забрызгал деду всё лицо. Начал копать могилу и бормотать себе под нос, а его слова, будто эхом произносил то птичий нос, то баранья голова, то медвежье рыло. Посмотрел вперёд – перед ним гора как чьё-то страшное лицо с горящими глазами. Схватил тяжёлый котёл с кладом и давай бежать.
Тем временем семья потеряла деда. Поужинав, мать пошла выливать горячие помои. Видит, на неё движется бочка – туда и выплеснула. А в дочке дед! Выругался Максим и решил котёл открыть, думал золото нашёл, а там один мусор. С тем пор огородил дед заколдованное место плетнем.
«Заколдованное место» — читательский дневник по повести Н. Гоголя
Повесть «Заколдованное место» была написана Николаем Гоголем в 1830 году, а была опубликована в 1832 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Николай Васильевич Гоголь
Название произведения: «Заколдованное место»
Жанр: Повесть
Год написания: 1830
Издательство: Просвещение
Год издания: 2004
Количество страниц: 43
Главные герои и их краткая характеристика
Максим – дед рассказчика, державший баштан, активный, веселый, любопытный старик, которому довелось на своем веку повстречаться с нечистой силой.
Рассказчик (Фома) – дьячок, который рассказал историю из своего детства.
Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.
Краткое содержание и сюжет
Услышав смех, дед оглянулся и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.
План пересказа
Основная мысль
В погоне за сокровищами, дед забыл про все дела, не побоялся встретиться лицом к лицу с нечистой силой. Но клад оказался лишь мусором. То, что ему казалось ценным, оказалось пустым.
Чему учит
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.
Вывод и мое мнение
Повесть Гоголя увлекает с первой минуты самобытным народным сюжетом, неожиданными поворотами и мистической составляющей. Главная мысль повести проста: богатство, полученное от нечистой силы, не принесет ничего хорошего.
После ознакомления с кратким пересказом «Заколдованного места» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Пословицы
Словарь незнакомых слов
Чумак — возчик
Баштан — бахча
Кавун — арбуз
Левада — огород
Хустка — платок
Кухва — бочка
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гоголь Н. «Заколдованное место» Читательский дневник, краткое содержание
Гоголь Н. «Заколдованное место» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Название: «Заколдованное место»
Жанр: Сказка
Тема произведения: жадность и стремление к богатству.
Число страниц: 14
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Сказка о том, как нечистая сила обманула деда рассказчика. Когда автор был еще мальчиком, дед Максим нашёл заколдованное место, поверил чертям, думал там клад, долго искал, копал, но нашёл только мусор.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнилось, как дед нашёл это таинственное место. Он пошёл танцевать перед чумаками, а в одном месте не мог ноги поднять, никак не получалось. Тогда он и понял, что место это нечистое и заколдованное.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Не стоит связываться с нечистой силой, нельзя им верить, а богатство лёгким не бывает.
Чему учит эта книга:
Сказка учит нас тому, что не надо гнаться за лёгким богатством любой ценой, оно достаётся только честным трудом. Учит не быть жадными до денег. А ещё учит нас быть осторожными со всем, что касается нечистой силы, ведь это не шутки.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравилась эта сказка, потому что в ней много загадочного и немного пугающего. Хорошо, что дед Максим всё понял и смог своих родных научить, что нельзя иметь общих дел с тёмными силами, они обманут, закрутят. Ведь сейчас тоже много мошенников, которые обещают, что помогут быстро стать богатым, а на самом деле забирают последнее.
Новые слова и выражения:
Обморочить – обмануть, одурачить.
Лошак – гибрид жеребца и ослицы.
Чумаковать – заниматься чумацким промыслом, ходить с обозами за рыбой и солью.
Баштан – огород, засеянный дынями или арбузами.
Пословицы к произведению:
Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Богатство не в имуществе, а в таланте.
Через золото слёзы льются.
Гоголь «Заколдованное место»: чему учит рассказ?
В рассказе Гоголя «Заколдованное место» дед рассказчика оказался на заколдованном месте, которое находилось прямо на его огороде, и переместился в лес, где увидел свечу на могилке. Дед понял, что здесь должен быть спрятан клад и решил днем выкопать его. Но сколько он потом не искал нужную могилку найти не мог. И только снова вступив на заколдованное место оказался у той же самой могилки. Он выкопал горшок, в котором предполагал найти сокровища, хотя вокруг пугала его нечистая сила. Однако, вернувшись домой, дед нашел в горшке лишь мусор и ничего более.
Этот мистический рассказ учит не верить нечистой силе, не верить чертям и прочей нечисти, потому что они только забавляются над честным человеком.
В то же время рассказ учит быть храбрым, мужественным, не отступать на полпути, уметь преодолевать препятствия и верить в свои силы.
Пусть дед ничего и не получил, но он не отступил перед нечистой силой, он сумел овладеть заветным горшком. Поэтому дед может гордится своей стойкостью и смелостью.
Данная повесть, как и многие произведения Гоголя, мистические.
Так, например, главный герой очень хотел станцевать на заколдованном месте, и был до того настырен, что разозлил черта.
А еще повесть учит все-таки идти к своей цели (да, так вот противоречиво, но видимо, нужно почувствовать грань). Так, дед Максим жаждет получить клад, не для себя, но для внучат, поэтому ему не страшен ни черт, ни проклятое место.
Сделаем описание иллюстрации художника М. Клодта к рассказу Гоголя «заколдованное место».
На картине мы видим фигуру стоящего в полный рост старого казака, который широко раскрыв глаза с ужасом и удивлением взирает на говорящий человеческим языком пень. Руки деда прижаты к бокам и хотя фигура его неподвижна, мы понимаем, что этот человек просто остолбенел от ужаса. Дед одет в светлые одежды и только сапоги и головной убор оттеняют его образ. Это единственное светлое пятно на всей картине.
Напротив деда показан оживший пень. Это огромное старое чудище, с выщербленными щепками сверху. Пень показан с огромными глазами, носом и мрачно сжатыми губами. Его вид ужасает.
Вокруг показан мрачный ночной лес и только под ногами деда мы видим злополучный горшок, в котором как позднее выяснится один мусор. Рядом валяется отброшенный заступ.
Картина эта довольно точно передает описанную писателем сцену, хотя мне хотелось бы видеть побольше ужаса и у деда, и у пня.
Гоголь в своём рассказе «Заколдованное место» рассказывает нам о жизни одного деда, который таинственным образом попал в одно «заколдованное место». Автор рассказывает нам эту историю от лица дьяка по имени Фома.
Фома погружается в воспоминания давно минувших лет, но так и не может раскрыть тайну и объяснить те странные обстоятельства, которые произошли с его родственником.
Дед, продавая дыни своим знакомым вдруг пустился в пляс и каким-то образом очутился совсем не в том месте. Место куда он вдруг попал было ему совсем незнакомо и лишь поздно ночью он очутился дома.
Дед решил несмотря на свой страх всё же разобраться что же с ним произошло. Однажды он снова очутился в том самом странном месте рядом с которым находилась могила и рядом происходили страшные вещи, то голова баранья начинала говорить, то разные животные издавали странные звуки. Всё это очень сильно напугало деда. Дед внезапно очутился во дворе своего дома в бочке. Больше он не ходил в огород в то самое таинственное место, он огородил его забором,чтоб другие тоже не оказались на его месте.
Краткое содержание для читательского дневника:
Да, конечно, вот основной план сочинения, который можно расширить на основании фактического материала. Можно взять эпиграфом:
Чичиков предпринимает деловое решение – совершить не гостевую, ознакомительною или развлекательную поездку, а поездку именно с целью получения экономической выгоды. Это единоличное предпринимательство Чичикова, потому что он принимает все
расходы и риски от поездки на себя:
II. Чичиков – предприниматель и в переносном смысле этого слова, т.е не только деятель в экономической, финансовой сфере, предприимчивый и практичный человек, но и
Так что по всем параметрам характеристика Чичикова полностью соответствует понятию «предприниматель.
Гоголь, анализ произведения заколдованное место. «Заколдованное место», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
Произведение Н. В. Гоголя «Заколдованное место» — это одна из повестей представленного цикла рассказов писателем под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». В творении переплетены два особенных мотива – это хулиганское поведение черта и принципы добычи клада. Создано произведение в начале девятнадцатого столетия, а первый раз печать поступило лишь в 1832 году. Точное время создания цикла неизвестно, так как он создавался частями.
Изначально нужно отметить главных персонажей произведения «Заколдованное место»:
» Купцы. » Дедушка. » Невестка. » Внуки.
Краткое содержание повести
Произошла представленная автором история очень давно. Еще в то время, когда писатель, а в данном случае рассказчик, был еще совсем маленьким ребенком. Гоголь рассказывает о том, что отец лирического персонажа забирает одного из своих сыновей и отправляется в Крым, чтобы торговать табаком. На хуторе, где живет семья, остаются остальные трое сыновей вместе с матерью и дедом. Они остались сторожить имущество от нежелательных гостей.
В определенный момент мимо дома проезжает телега с торговцами, которые были весьма знакомы деду. Увидевши друг друга, они принимаются обниматься и целоваться. Гости заходят в дом. Закуривают трубки и принимаются к трапезе. Все это перерастает в шумное веселье и пляски. Дед в это время также решается тряхнуть стариной и пляшет. Ни с того ни с сего с дедом начинает происходить нечто необычное…
Гоголь, «Заколдованное место». Герои и сюжет
Старый дед Фома еще тем был рассказчиком, и все к нему приставали: расскажи да расскажи. Отвязаться невозможно было от них. И вот начал он свой очередной рассказ с того, что если захочет дьявольская сила кого-нибудь обморочить, то обязательно это сделает. Когда он был еще мальчишкой лет одиннадцати, отец, прихватив с собой трехлетнего его брата, отправился в Крым торговать табаком. Жить на баштане (поле с арбузами, дынями и разными овощами) оставались дед, мать, Фома и еще его два брата. Рядом тянулась дорога, и однажды вечером мимо проходили чумаки-обозники, которые ехали в Крым за товаром — солью и рыбой. Дед узнал среди них своих старых знакомых. Гости расположились в шалаше, закурили люльки и стали угощаться дынями. А потом начали они вспоминать о былом. В конце и вовсе дело дошло до танцев.
Основное развитие событий
Дед не на шутку разошелся, и ноги его перестают слушаться. Он начинает ругаться на них, но толку нет никакого. Сзади его послышался смех. Повернувшись, он никого там не увидел. Дед начинает понимать, что он находится в каком-то непонятном месте. Перед ним раскинулось просторное и голое поле, сбоку расположился лес, возле которого имеется огромный шест.
Дед на миг подумал, что место ему знакомо и поле принадлежит писарю, а жердь – это голубятня местного священника. Автор отмечает, что небо было черным до страха, месяцы не было видно и кругом сплошная темнота.
Дед решается пойти по полю и спустя время находит тропинку. Впереди него виднеется небольшой огонек. Как оказалось – это на могилке. Огонек весьма быстро погас и появился совершенно в другом месте.
Героя сразу же переполнила радость, он подумал, что нашел клад. Единственное, о чем он жалел, так это то, что у него нет с собой лопаты. Он считал, что это не беда и решил отметить чем-нибудь место, чтобы прийти позже. Дед выбрал большую ветку и обозначил ей могилу с кладом, где виднелся огонек. Сделав такую манипуляцию, он вернулся обратно. Было уже позднее время и все дети уже давно спали.
О своей находке главный герой не рассказывал никому и на следующий день, взяв с собой заступ, он отправился на гору, где был ночью и отметил клад. Пришедши на место, он совсем не узнавал его. Голубятня стояла на месте, а вот гумна то не было. Как только повернется дед в сторону поля, голубятня пропадает.
Вернулся старик домой с пустыми руками. На следующий день дед решил вскопать грядку и случайно ударил лопатой именно в то место, где танцевал ранее. В этот момент картинка вокруг резко поменялась, и он оказался именно в том поле, где был ранее и видел огоньки. Очень сильно обрадовался дед и побежал уже к знакомой могиле. На месте могилы лежал огромный камень. Он убирает его и решает немного понюхать табачку. В этот момент слышит громкое чихание над собой, оглянувшись по сторонам, он никого не видит.
Дед начинает копать могилу и отрывает котел. Он сильно радуется своей находке и кричит: «Вот ты где!». Такие же слова за ним повторяет птица, сидевшая на ветке, а потом и баранья голова с дерева. Вдруг из леса выглянул медведь и повторил эту фразу. Не успевает старик что-либо сказать, как все окружающее за ним повторяет. Это сильно пугает деда и он убегает…
Продолжение произведения Гоголя «Заколдованное место»
Дед заставил танцевать внуков — Фому и его брата Остапа, и даже сам пустился в пляс и выписывал кренделя, но как только он дошел до гладкого места, где грядка с огурцами, ноги перестали его слушаться и встали, он не мог ими пошевелить. Тогда дед стал ругаться на нечистую, считая, что это ее проделки. А потом кто-то захихикал у него за спиной, оглянулся он назад, а сзади ни чумаков, ни поля с овощами.
О чем дальше повествует Гоголь? «Заколдованное место» краткое содержание имеет такое: стал дед приглядываться повнимательнее к местности, и узнал голубятню попа и огороженный участок земли волостного писаря. Немного сориентировавшись, он пошел к своему огороду, но увидел, что недалеко от дороги находится могилка, у которой горел огонек свечи. Дед сразу подумал, что это клад, и пожалел, что у него нет лопаты. Он заприметил это место, чтобы потом вернуться, положил ветку на могилку и отправился домой.
Концовка повести
В доме деда настоящая паника, все пытаются искать его и не понимают, куда он пропал. Они уже приступили к ужину, а старика все нет. Отведав кушанье, хозяйка отправляется во двор, чтобы вылить помои. Внезапно она видит, как ей на встречу движется какая-то бочка. Он приняла это за шутку и выливает помои прямо на нее. Как оказалось, это был их пропавший старик. Котел, который он притянул, оказалась только грязь и мусор.
С этого момента старик клянется, что больше никогда не будет верить черту, а место, которое проклято, обнес забором. С тех пор на этом месте начали расти непонятные растения, не виданые людьми доселе.
Анализ произведения
Сюжет произведения
Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.
Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.
В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический — это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.
По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.
И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.
Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.
Происки лукавого
Все домашние потеряли деда, уже сели поужинали. Мать вышла вылить помои во двор, а тут увидела, как котел по дорожке сам движется, она с перепугу выплеснула на него все горячие помои. На самом деле это дед с котлом шел, и все помои в виде ошкурков дынь и арбузов повисли у него на голове. Матери, конечно, от него досталось, но потом дед, успокоившись, сказал внукам, что скоро они в новых кафтанах ходить будут. Однако, открыв котел, он не нашел там золота.
С той поры дед учил ребят не верить черту, так как он всегда обманет, и что правды у него ни на грош нету. Теперь он всякий раз перекрещивал странные на его взгляд места. А тот заколдованный участок дед огородил и больше не возделывал его, только всякий мусор кидал туда. Потом, когда другие люди сеяли на нем арбузы и дыни, ничего путного там больше не росло. На этом рассказ Гоголя «Заколдованное место» и закончился.
В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.
Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.
На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.
Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…
Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация
Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…
И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец… черт знает, что такое!
«Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.
К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.
Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».
Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.
«Заколдованное место» уникально фольклорными особенностями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.
Дополнительные сочинения по данной теме
- «Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать. К деду на баштан Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с собой рассказчика и брата его. Мимо куреня по дороге проезжало много народу. Многие останавливались, рассказывали истории разные. Особенно любил дед, когда чумаки проезжали. Один раз остановились в курене чумаки, вечером собрались, поели дыни, решили танцевать. Пустился дед танцевать. Хорошо пляшет, а Мой любимый автор — это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то «роковое и переходное время», по его собственному выражению, когда «почти у всякого ночь и тьма вокруг». Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени четко выделяла в литературном наследии писателя его великие творения, произведения большого общественного значения. Имя Гоголя передовые люди России ставили рядом с именем великого русского критика-демократа Белинского. Так, Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» мечтал Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы «Мертвые души» Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр «Мертвых душ» История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ Каша из топора Русская народная сказка тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: — Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха. — Заходи, служивый. — А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. — Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего. — Ну, нет так нет,- солдат Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) — выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: «Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века» (1938), «Русская литература XVIII века» (1939), «Пушкин и русские романтики» (1946), «Пушкин и проблемы реалистического стиля» (1957), «Реализм Гоголя» (1959), «Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)» (1966). Материал взят на
Популярные эссе
- 8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле. Слушать так слушать!»
Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным.
Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.
По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»
Но лучше всего понять характер деда помогает описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!».
Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой.
Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев.
Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком.
В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»
Черновики повести Гоголя “Заколдованное место” не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть “Заколдованное место” вошла во вторую книгу сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что “Вечера на хуторе близ Диканьки” издал некий пасечник Рудый Панько. Повести “Вечер накануне Ивана Купала”, “Пропавшая грамота” и “Заколдованное место” рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении “небылиц”, во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.
Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о “проклятых местах” и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.
Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет “собачьими детьми”. но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.
Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает “плохое место” во время танца. Как только старик попадает на его границу “возле грядки с огурцами”. так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.
Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.
После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.
Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.
Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли “Заколдованное место”. И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.