Чему учит произведение господа головлевы

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»: анализ

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин рос в окружении помещичьих семей, наделенных пороками, ложью, что очень тяготило его. Глубокое знание этой среды в дальнейшем отразилось в творчестве Михаила Евграфовича, в том числе и в его романе «Господа Головлевы».

В книге показан процесс саморазрушения на примере дворянской фамилии, достоверно охарактеризована настоящая суть этого слоя общества. «Господа Головлевы» — произведение, где изображена летопись событий, хроника вымирания рода. Изначально писателем задумывались документальные социально-психологические очерки, которые затем были объединены в роман. В нем полностью раскрыта психология героев через их поступки, а не посредством внутренних монологов персонажей. Также показано влияние социальных причин на уровень психологического развития личности.

По своему жанру «Господа Головлевы» представляет собой роман социально-бытового жанра с подробным описанием отношений в помещичьих семьях. М. Е. Салтыков-Щедрин является писателем-реалистом, который использовал в своем творчестве приемы сатиры (гротеск, в частности), акцентируя внимание на ущербности, недостатках описываемых явлений без искажения пропорций.

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Темы и проблемы

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов.

Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:

Основные герои

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Арина Петровна в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Самый младший из сыновей, Павел:

Художественное своеобразие произведения

Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.

Может показаться, что идея произведения достаточно мрачная. У отдельных читателей и вовсе возникают вопросы, какое сообщение автор хотел донести до своей аудитории. Но в то же время смысл этой книги в чем-то иронический, потому что его персонажи совершенно не соответствуют своей оболочке. Многим кажется, что помещики — люди благородные и ведут соответствующий образ жизни. Рассказ хорошо раскрывает то, что на самом деле скрыто внутри.

Источник

«Господа Головлевы»: история публикации, анализ, значение романа

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Краткий анализ

Год написания – 1875-1880.
История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Художественное своеобразие произведения

Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

Может показаться, что идея произведения достаточно мрачная. У отдельных читателей и вовсе возникают вопросы, какое сообщение автор хотел донести до своей аудитории. Но в то же время смысл этой книги в чем-то иронический, потому что его персонажи совершенно не соответствуют своей оболочке. Многим кажется, что помещики — люди благородные и ведут соответствующий образ жизни. Рассказ хорошо раскрывает то, что на самом деле скрыто внутри.

История создания

История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.

Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.

Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Основные герои

Арина Петровна в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.

Ее муж, Владимир Михайлович- бездельник, в романе характеризуется, как «легкомысленный», «пьяненький», «сочинитель вольных стихов». Он называл жену «ведьмой», «чертом», боялся ее. Пьянство и беспутство превратили отца семейства в дряхлого старичка.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

В «Господах Головлевых» анализ следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна. Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.

Сюжетная линия, композиция

Свой отпечаток на композиции оставил тот факт, что роман был собран из самостоятельных очерков-глав, любой из которых автор заканчивает смертью какого-либо члена семейства или какой-то историей, приводящей, в конце концов, к ней. Первый очерк «Семейный суд» завершает кончина старшего из сыновей Степана, который промотал часть своего наследства и вернулся обратно. Он умирает от чахотки во флигеле, запертом матерью, причем в старом и поношенном халате отца. На семейном суде было решено, (по совету Иудушки), не посылать Степана в деревню отца, чтобы у него не было возможности потерять и это добро.

Глава «По-родственному» описывает явления, которые разыгрываются через 10 лет после отмены крепостного права. Мать переписывает на своего младшего одну из деревень (Дубровино), оставив Головлевку — самый лакомый кусочек, Порфирию. Тот прогоняет впоследствии матушку.

Очередной очерк «Семейные итоги» продолжает череду смертей в семье, где стреляется старший сын Иудушки Владимир. Делает он это от безденежья, безысходности — из-за лишения содержания по причине женитьбы против воли отца. А младший сын Петр проигрывает в карты казенные деньги. От отца он не получает никакой помощи, а потому его ссылают на каторгу, где тот и умирает. Такая черствость Порфирия вынуждает мать окончательно порвать с ним.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.

Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.

Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.

Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.

Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.

Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.

Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна↑ ДругиеАнализ произведения Дон Кихот Сервантеса →

Анализ романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

История Головлевых — художественный анализ причин распада семейных уз и вымирания семьи, захлебнувшейся в бездуховности, пустословии, праздномыслии. Этапными на этом пути являются судьбы Арины Петровны и ее сына Степана Владимировича (Степки-балбеса) Головлевых. Сложная и богатая натура первой загублена жизненным укладом, доминантой которого является традиция, утратившая живые связи с реальностью и превратившая в лицедейство даже материнские чувства. Образом жизни Степки-балбеса становится праздность и непригодность к практической деятельности.

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» лишен традиционной для русской литературы поэтизации дворянской усадьбы. Психологическое объяснение этому исследователи находят в житейских впечатлениях Салтыкова от собственной семьи, отношения с которой отличались, по воспоминаниям современников и самого писателя, зверской жестокостью и были чужды всякой родственной теплоты. Отношения в семье писателя отражены в его автобиографической книге «Пошехонская старина». В «Господах Головлевых» прототипами для персонажей произведения послужили члены семьи Салтыкова: мать Ольга Михайловна Салтыкова — Арина Петровна Головлева; брат Николай Евграфович — Степка-балбес. При создании образа Иудушки Щедрин опирался на характерные черты другого своего брата — Дмитрия Евграфовича.

Художественное открытие романа — образ Порфирия Владимировича Головлева (Иудушки) — новый психологический тип в литературе. Его характеризуют лицемерие, предательство, жестокость, сделавшие образ аккордным словом в богатейшей социальной и нравственной типологии сатирика.

Циклизация (очерков, хроник, обозрений) — принципиальный момент творческой манеры Щедрина. Ее основой является, как правило, последовательность, связанная стратегическим замыслом автора. Эту особенность следует учитывать и при жанровой характеристике «Господ Головлевых», по отношению к которым термин «роман» применяется с той оговоркой, что произведение это выросло из цикла очерков.

Другой особенностью творчества Салтыкова-Щедрина является его приверженность к сатире. Важнейший прием этого типа литературы — гротеск, имеющий в истории культуры множество разновидностей (творчество Д. Свифта, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя и др.) Творческую манеру Щедрина отличает то, что он не искажает естественных пропорций рассматриваемого явления, а обнаруживает и акцентирует его аномальные, пораженные участки и исследует перспективу их влияния на организм в целом. Творческая система Щедрина сложилась в эпоху реформ в России второй половины XIX в.

Источник

Какие уроки я получила, прочитав историю героев романа «Господа Головлёвы» (Салтыков-Щедрин М. Е.)

История семейства Головлевых, история нравственного разложения, омертвения души, которая в итоге приводит к распаду рода, поражает меня, как читателя. Этот роман, который я с упоением читала по вечерам, определенно стал одним из моих любимых произведений русской литературы. Как и в любой книге, в «Господах Головлевых» есть то, что дает пищу для размышлений – это те уроки, что преподносит автор. Мне кажется, главное, чему меня научил роман – за все в этой жизни нужно платить.

Совершая определенные поступки, делая свой выбор, человек должен принимать на себя ответственность за то, что за этим последует. Если в нашей жизни что-то не так, значит, к этому уже были предпосылки, но мы их не заметили или махнули на них рукой.

Возьмем, к примеру, Арину Петровну, некогда властную и самодостаточную помещицу, которая не привыкла никому подчиняться. Провинившегося сына она обрекает на мучительное и беспросветное существование, что и ведет к его гибели. А под конец своей жизни, находясь в Погорелке, Арину Петровну настигает та же участь – ее терзает ощущение пустоты. Как «великая» помещица пришла к такому концу? Каждое ее решение, будь то «выброс куска» или раздел имения между сыновьями, будь то решение довериться Иудушке, хотя это слово здесь не совсем подходит, непременно вело ее к падению.

Да, за все когда-нибудь приходит расплата, и история Головлевых только еще раз доказывает это. Но, если герои романа поняли это тогда, когда уже слишком поздно, то у читателя все же есть шанс усвоить этот урок, чтобы прожить жизнь достаточно мудро и не быть разочарованным в конце.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Господа Головлевы

Господа Головлевы анализ произведения

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы1. Введение. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина большое место занимает произведение «Господа Головлевы». Центральный персонаж романа, Порфирий Головлев (Иудушка) стал образцом лгуна и празднослова, высшее наслаждение которого заключается в лицемерии и бесконечном издевательстве над окружающими.

2. История создания. Замысел написать большое произведение о жизни помещиков возник у Салтыкова-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В основу романа легли отдельные рассказы о семье Головлевых, входящие в цикл «Благонамеренные речи». В течение 1875-1876 гг. одна за другой публикуются главы произведения. Окончание работы писателя относится к 1880 г.

4. Жанр. Социально-психологический роман

В третьем поколении еще заметна тяга к какой-то иной жизни. Сыновья Порфирия, сироты Любинька и Аннинька стремятся во что бы то ни стало покинуть родовое имение. Но «головлевский гной» преследует их повсюду. Главным виновником смерти молодежи оказывается Иудушка, который, как паук, накидывает на всех свои петли.

6. Проблематика. Главная проблема романа заключается в том, что все его герои обречены на страдания с рождения. Между членами одной семьи не существует любви и уважения. У Порфирия эти чувства заменяются врожденной тягой к приобретению и накоплению богатства, которая скрывается за самым гнусным лицемерием.

Арина Петровна всю жизнь положила на «округление» своего хозяйства, но в итоге оказалась ни с чем. Даже в отношениях горячо любящих друг друга Любиньки и Анниньки наступает период, когда они перестают общаться. Камнем преткновения опять-таки выступают деньги богатых поклонников. В семействе Головлевых о родственных чувствах вспоминают только при серьезной опасности и близкой смерти. Но этот проблеск человечности всегда происходит слишком поздно.

Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

7. Герои. Арина Петровна, Порфирий, Степан, Павел, Аннинька и Любинька, Петенька и Володенька.

Смерть Степана становится началом цепи бедствий, постигающих семью. Головлевы умирают один за другим. На этом фоне единственным довольным человеком остается Иудушка, который даже из смерти близких людей старается извлечь пользу. Он вполне мог спасти своих сыновей, но жадность перевесила в его душе все родственные чувства. Оставшись один, Порфирий постепенно начинает сходить с ума. Он тоже погружается в запой, но не от алкоголя, а от бесплодных фантазий.

9. Чему учит автор? Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в «прахе» и «гное» никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.

Источник

Идея и тема романа «Господа Головлевы» 13.07.2017 13.07.2017 idmini Анализ произведений

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Краткий анализ

Год написания – 1875-1880.
История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”

История создания

История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.

Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.

Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Основные герои

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.

Ее муж, Владимир Михайлович

— бездельник, в романе характеризуется, как «легкомысленный», «пьяненький», «сочинитель вольных стихов». Он называл жену «ведьмой», «чертом», боялся ее. Пьянство и беспутство превратили отца семейства в дряхлого старичка.

Старший их сын Степан

матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть фото Чему учит произведение господа головлевы. Смотреть картинку Чему учит произведение господа головлевы. Картинка про Чему учит произведение господа головлевы. Фото Чему учит произведение господа головлевы

Самый младший из сыновей, Павел

В «Господах Головлевых» анализ следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна. Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.

Темы и проблемы

Основной тематикой романа является

постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов.

Автор в своем произведении рассматривает проблемы

, приводящие к полному вырождению:

Анализ (по главам) романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

В первой главе романа «Господа Головлёвы»

описывается «семейный суд» над сыном помещицы Арины Петровны, Степаном. Он разорился и продал свой дом на торгах. Дом был куплен за материнские деньги и шел как наследство. Оказавшись в сложной ситуации, Степан вынужден вернуться в Головлево.

На «семейное заседание» приезжают и два брата Степана, Павел

и Порфирий. Дочь Арины Петровны Анна незадолго до этого умерла. Она сбежала из отчего дома и в тайне вышла замуж. Однако союз оказался не прочным. Вскоре муж бросает ее с двумя детьми и «исчезает». После смерти Анны, к великому «ужасу» Арины Петровны внучки, переезжают жить к бабушке. Алчная и бесчувственная помещица не питает к девочкам теплоты. Она считает их обузой и «лишними ртами».

На «семейном суде» Порфирий разубедил помещицу выделить брату новый «кусок» и Степан остается под «материнским присмотром» в Головлевской усадьбе.

Однако мать не жалует сына. Степан

ходит в «старых лохмотьях», питается «объедками» и «изрядно выпивает». Отношение матери «убивает» его и вскоре Степан «уходит в мир иной».

Во второй главе Салтыков-Щедрин рассказывает читателю, что Арина Петровна овдовев, разделила все свое имущество между Павлом и Порфирием. Еще какое-то она живет с Иудушкой, однако его жадность заставляет женщину переехать к Павлу.

Павел вскоре умирает от болезни. Перед смертью его навестил Порфирий, в надежде на «приумножения» собственного наследства. От этих разговоров Павлу становится очень плохо и сердце мужчины не выдерживает… Сразу после поминок, Арина Петровна забрав внучек Анну и Любашу, уезжает в Погореловку.

В третьей главе Арина Петровна после отмены крепостного вынуждена вернуть к Порфирию. Тот в свою очередь берет к себе на работу по дому Евпраксеюшку. Из полученного письма она узнает о том, что внучки стали актрисами, и имеют богатых ухажеров. Показав «весточку» Иудушке, она лишь очередной раз убеждается в его скупости и «язвенности».

становится свидетелем «родственного разговора» и насылает материнское проклятие на Порфирия.

Четвертая глава романа рассказывает смерти Арины Петровны. После кончины Порфирий раздает все материнские вещи служанкам.

Через некоторое время Иудушка отказывается от содержания сына в ссылке, и Петр умирает.

Анна приезжает к своему дяде, навещает могилу Арины Петровны. Порфирий встречает племянницу, но смотрит на нее вовсе не как «на родственницу». Он предлагает ей сожительствовать, однако женщина, отказывается.

В пятой главе идет речь о том, что еще живая Арина Петровна случайно узнает о том, что Евпраксеюшка в «положении». Однако все разговоры о предстоящих родах угнетают Иудушку.

Арина Петровна ждет появления внука и даже зовет повитуху. Но «помещица» умирает, а Порфирий боится за свое «доброе имя». После рождения малыша, мужчина дает повитухе денег и отправляет «отпрыска» в детский дом.

В шестой главе повествуется об одиночестве Иудушки. Евпраксеюшка не может ему простить, того, что он лишил ее сына. Она перестает ухаживать за Иудушкой и тот начинает «сходить с ума». Ему начинаю казаться души покойных «родственников».

Анна начинает выпивать с Иудушкой и напоминает ему, сколько «родственных душ» он загубил. Порфирий начинает задумываться о «сущности своего бытия» и находит утешения лишь в выпивке.

Через некоторое время Иудушка

умирает. Его находят недалеко от могилы матери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *