Чему учит произведение гроза островского

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

06.08.2019

Островский А. «Гроза»

Главные герои рассказа «Гроза» и их характеристика

Чему учит рассказ «Гроза»
Пьеса учит свободолюбию, благочестию, ответственности перед теми, кто тебя любит. Учит терпеливо принимать все, что уготовано судьбой. Учит бороться за свое счастье. Учит тому, что любовь нельзя ограничить какими-то рамками.

Отзыв на рассказ «Гроза»
Это очень тяжелая пьеса, главная героиня которой, Катерина, оказалась во враждебном ей мире, мире подавления воли человека. Катерина была воспитана в любви и уважении, понимала значение слова свобода, и потому восстала против ее ограничения. Но внутренний конфликт между желанием обрести счастье, и богобоязненностью привели к трагическому финалу.

Пословицы к рассказу «Гроза»
Любовь не пожар, а загорится не потушишь.
Любовь и малое принимает за великое.
Жизнь без любви, что год без любви.
Судьба злодейка, а жизнь копейка.
От своей судьбы не уйдешь.

Читать краткое описание пересказ рассказа «Гроза»

Борис рассказывает, как попал в кабалу к Дикому, потому что не может добиться от него своей доли наследства.
Катерина жалуется Варваре, что живет в неволе, что хотела бы уметь летать. Варвара успокаивает Катерину и обещает что-нибудь придумать, когда Тихон уедет. Начинается гроза и девушки бегут в дом.

В доме Варвара говорит Катерине, что та не любит Тихона, и Катерина пугается этих слов. Проказливая Варвара предлагает спать в беседке.
Тихон собирается в Москву, получает напутствия матери, и прощается с Катериной. Катерина слезно умоляет его не уезжать, говоря, что предчувствует беду, но Тихон отмахивается.
Катерина погружается в тяжелые думы.

Кабаниха и Дикой обсуждают свои дела, осуждают поведение молодых людей.
Варвара гуляет с любовником, и походя приглашает Бориса на свидание к Катерине.
Борис является на свидание и объясняется в любви Катерине. Катерина объясняется в любви к Борису, а Варвара отправляет их гулять.

Варвара сообщает Борису о нежданном возвращении Тихона и о переживаниях Катерины.
Катерина говорит Варваре, что во всем признается мужу, а та ее отговаривает.
В расстроенных чувствах и мрачных предчувствиях Катерина признается в измене.

Источник

О чем заставляет задуматься пьеса Островского «Гроза»

Александр Островский в равной степени известен в России и за рубежом. Его произведения изучаются миллионами. Однако чему учит, например, «Гроза»? Что полезного здесь можно найти и какова смысловая нагрузка?

Перед небольшим рассуждением необходимо кратко передать сюжет. Так, Катерина выходит замуж и переезжает в дом супруга Тихона, где всем заправляет его мать — Кабаниха:

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Девушка хочет чувствовать себя любимой, но ее муж не способен на нежность или проявление каких-то теплых эмоций. В итоге, главная героиня изменяет Тихону с Борисом, который после огласки случившегося сбегает подобно крысе с корабля. Девушка не смогла справиться с жизненными тяготами и в итоге совершила самоубийство.

Итак, резюмируя поведение каждого персонажа, можно сделать вывод: драма учит читателя настойчивости. Больше нет тех беззаботных времен, когда жители одного города могли доверять друг другу:

«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».

Например, Борис оказывается лжецом: ему не нужна Катерина и ее сердце, он лишь не против таким образом скрасить недолгую борьбу за наследство дядюшки. Тихон даже в важный момент не способен поддержать жену. Где же родители самой девушки? Неужели их любовь, о которой вспоминает Катерина, закончилась именно в тот момент, когда она вышла замуж?

Произведение, на мой взгляд, рекомендует читателю обращать внимание собственное сердце и душу. Если происходит противостояние, то важно сделать выбор в пользу более нравственного, а не в угоду эгоизма. Герои подмечают, что не следует и все близко к сердцу принимать:

«Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь».

Естественно, что главная мысль заключается в противостоянии поколений, что особенно обостряется при осознании эпохи, в которой произошла первая публикация произведения. Однако при более глубоком изучении работы можно заметить, что вопрос между строк вовсе не о любви и неверности («Нельзя, матушка, без греха: в миру живем») или противостоянии, а о том, можем ли доверять людям? А близким? Семье?

Источник

«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

А.Островский пьеса «Гроза»: YouТube / Советские фильмы / Кино СССР

Девятнадцатый век — золотое столетие в литературе, которая создала неповторимые типы и характеры. «Луч света в темном царстве» — так отозвался известный критик Николай Добролюбов о Катерине — главной героине пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание этой реалистической истории поможет в анализе проблематики и системы образов произведения.

«Гроза»: краткое содержание

Краткое содержание Островский «Гроза» — основа читательского дневника тех, кто изучает русскую классику. Что нужно занести в него:

Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.

Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин:

Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории.

Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где:

Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.

Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге.

От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу.

Трагически пьесу завершает Островский. «Гроза» краткое содержание знакомит в общих чертах с мещанским ограниченным миром патриархальной России, из которого автор не видит выхода, поэтому обрекает главную героиню на трагический финал.

В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. «Гроза» Островского раскрывает актуальную и сегодня проблему беззащитности женщин и насилия в семье.

«Гроза»: анализ произведения

Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:

Почему пьеса Островского называется «Гроза»?

Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.

Конфликт

В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. «Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.

Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.

Проблематика

Произведение «Гроза» полипроблемное:

Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.

Образная система пьесы

Остановимся на главных персонажах:

Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. ».

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

Катерина — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Девушка искренна в своих чувствах: она влюбляется в Бориса — племянника Дикого, но и в этих отношениях не обретает счастья. Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви.

Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу.

Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера.

Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут. ». Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения.

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

Он много читает, готов делать жизнь города лучше, однако среди калиновцев не находит поддержки. Герой — носитель новых взглядов и новых идей, ему внутренне близок поступок Катерины, преступившей границы плоти ради свободы духа. Об этом он с мрачным торжеством объявляет калиновским обывателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь пepeд судией, который милосерднее вас!»

Эпохальный моральный и нравственный перелом отобразил Александр Островский в пьесе «Гроза». Краткое содержание поможет вам раскрыть глубокие социальные и моральные проблемы произведения классика.

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Гроза Островский А.Н. — читательский дневник

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

Драма А.Н. Островского «Гроза» привлекает внимание к вопросам истинной и ложной нравственности, вызывая сочувственное отношение к героине, которая совершает аморальный поступок.

Читательский дневник показывает, какие нравственные акценты делает драматург в пьесе.

Время создания пьесы — 1859 год.
Время в книге — 1850-е годы, но есть трактовка, что время в городке остановилось.
Место действия — Калинов, вымышленный город на берегу реки Волги.

Катерина – сильная личность, потому что не желает подстраиваться под правила, которые ограничивают ее свободолюбивую натуру. Жизнь в неволе для нее нестерпима, она стирает ее личность, делает похожей на тех, кого она не уважает. Для Катерины смириться – значит потерять себя, отказаться от своей любви. Поэтому она выбирает свободу, пусть и ценой смерти.

В пьесе прослеживается конфликт между поколениями: старшие – это власть, младшие выражают протест и пытаются бороться.

Также важно противопоставление «темного царства» и света.

✓Власть имущие, или «хозяева жизни» – Дикой, Кабанова.
✓Представители «темного царства», поддерживающие существующий порядок – горожане, богомолка Феклуша, сумасшедшая старуха.
✓ Смирившиеся герои – Борис и Тихон Кабанов.
✓Протестующие герои – Кулигин, Катерина Варвара, Кудряш.

Катерине удалось сделать свой протест заметным, остальные бунтуют молча.

Жалованье — регулярная денежная выплата за работу.
Перпетуум мобиле — устройство, которое может работать вечно, «вечный двигатель».
Денно и нощно — целыми днями и ночами
Кибитка — небольшой закрытый экипаж.
Заглазное дело — что-то, происходящее «за глазами», без присмотра и контроля.
Рацея — долгое наставление, поучение.

* Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

* Жестокие нравы в нашем городе! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

Источник

Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»

Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского Чему учит произведение гроза островского. Смотреть фото Чему учит произведение гроза островского. Смотреть картинку Чему учит произведение гроза островского. Картинка про Чему учит произведение гроза островского. Фото Чему учит произведение гроза островского

История создания

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

История написания пьесы

Идея написать «Грозу», Островскому пришла после поездки по Волге, где он увидел жизнь в провинциальных городах. Он записывал все, что ему казалось интересным. Он был свидетелем разговоров и ситуаций, происходивших с горожанами. Все это легло в основу пьесы.
Замечание 1

Начата пьеса была летом 1859 года, а закончил Островский ее осенью. В этом же году она была поставлена в театрах, а вначале 1860 выпущена в печать.

До начала XX века считалось, что автор в основу сюжета положил реальный жизненный случай. В городе Кострома, молодая девушка, жившая в похожей атмосфере гнета, как и героиня пьесы, бросилась в Волгу. Она так же, как и Катерина, жила со свекровью и мужем, неспособным ее защитить от нападок соей матери. И у нее были чувства к другому мужчине, как у Катерины к Борису. Но потом выяснилось, что пьеса была поставлена в октябре 1859 года, а реальный случай произошел в ноябре этого же года.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.

Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»

Многие читают литературные произведения, и вот я решил написать сочинение на тему этого замечательного произведения. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это самое лучшее произведение писателя. В своем произведение автор изображает «темное царство».

Среди героев драмы, безусловно главное место занимает героиня Катерина. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающих ее среды. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабалова. Она живет со своим мужем в доме свекрови, которая управляет всеми ее жителям, а к Катерине относится как к вещи.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Катерина — честная, правдивая, искренняя женщина, привыкшая к воле, чтоб ею никто не управлял, не приказывал. Она была очень небожна. В детстве, по утрам она молилась богу, носила воду из ключа. В этой драме Катерина против устоев крепостничества. Она – луч в «тёмном царстве». Она не выносит не забываемые правила Кабанихи, которая в пьесе самодур, деспот, ни с кем не считается, не идет на уступки, всех загнала в доме.

Тихон – муж Катерины. Он во всем повинуется воли своей матери: «Я, кажется, мальчишка, из вашей воли ни на шаг». Он не может что-то сделать против Кабанихи, он не борется с жителями «темного царства». Главное правило Варвары: «делай, что хочешь, только бы все шито крыто было». Хоть она и любит Катерину, уважает ее, она тоже ничего не может сделать. Она тайно встречается с Кадряшом, который уже может постоять за себя. Его боится Дикой. Они всегда спорят. А Дикой – настоящий самодур. Его жена бегает по утрам, чтоб ему никто не перечил, не спорил, а то настроение испортят, весь день будет злой. Он очень жадный человек, как и все помещики. Он никогда не отдаст денег Борису, которому завещала их бабушка.

Борис любит Катерину, а она его нет. Но он никогда не пойдет против воли своего дядюшки Дикого. Он старается ему во всем угодить, лишь бы Дикой дал денег. Он настоящий трус. Когда Бориса Дикой постлал в Сибирь, он не захотел взять с собой Катерину. Он боялся. Катерина не видела ни в ком поддержки. Она не знала, кому можно довериться, кто мог бы ей помощь. И поэтому она решается уйти из этой жизни. Она решается продолжать жить в обществе, в которое она попала. В ее смерти виноват ее муж Тихон.

Пьеса «Гроза» учит нас о том, что нужно бороться против несправедливости. И чем терпеть унижения лучше победить и умереть.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание здесь). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

Тихон и Борис – сравнительная характеристика

Два мужских образа возникают перед нами в пьесе Островского «Гроза»: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.

Этих героев объединяет подневольность, оба они зависи­мы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить.

Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.

Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может за­щитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.

Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а ме­стные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства — это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.

За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.

Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса.

Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочув­ствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.

Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

Анализ пьесы «Гроза» Островского

Вариант 1

История создания:

Сама история начала написания пьесы, Гроза началась в 1859 году, в июле. Ее написание продолжалось всего лишь несколько месяцев, по истечении которых она была отправлена в Санкт-Петербург, именно для того чтобы ее оценили литературные критики.

Автор получил прилив вдохновения во время этнографической экспедиции по Волге. Ее главной целью было получить определенные знания о том, как на самом деле проживают и проживали коренные населения России.

В основу олицетворения людей было вложено, то какими он увидел людей на самом деле. Главный город в пьесе Калинов, который является вымышленным, послужил средством описания самобытности приволжских городов. Их жизнь, а также самобытность являлись еще одним воодушевлением для Островского.

Также существует вторая теория о том, что являлось вдохновением для написания пьесы. В основу этой теории вкладывается тот самый жизненный момент, который произошел с одной девушкой по имени Александра Клыкова, которая не выдержала угнетающего чувства в доме мужа и утопилась в Волге.

Ведь на тот самый момент, к девушке постоянно придиралась свекровь, а муж, который был постоянно возле «маминой юбки», просто-напросто не смог ее защитить от нападок свекрови. Но не только все усугубляло, свою роль также сыграл тот самый факт, что у Александры появился роман с почтальоном.

Смысл названия:

Слово гроза, отображало не только погодное явление, оно также выражало явление, которое яростно бушует в «темном царстве». А в центре самой пьесы как раз находились представители «темного царства», которые так и пытались расправиться со своими жертвами.

Жанр и направление:

Основным жанром данного произведения является – драма.

Направлением служит – реализм. Ведь нет на свете ничего реальнее, чем описанное из первых уст автора котором попытался передать всю самобытность того времени и места в котором он некогда оказался.

Композиция:

Вся суть композиции заключается именно в том контрасте, в котором написана данная пьеса и она состоит из 5 действий.

В самом начале, в экспозиции, автор начинает описывать вымышленный город и те персонажей, также описывает ту обстановку в которой происходят все действия.

Дальше происходи завязка. Это тот самый момент, когда в пьесе начинает зарождаться конфликт, связанный с Катериной. Ведь именно у нее начинают появляться первые конфликты с семей.

Развитие основных действий, начинается с того как Катерина полностью отдалась другому, хоть она и понимала что поступает неверно, все же она не могла поступить иначе.

Развязка, Тихон и Варвара все-таки нашли в себе силы и восстали против Кабанихи за право быть свободными.

Конфликт:

Главным конфликтом является противостояние старого и новых миров.

Идея:

Заключается в том, что в старом городе Калинино, живет одна замужняя девушка по имени Катерина, живет она под тиранией своей свекрови кабанихи и с Борисом, племянником который мечтает вернуть свое наследство.

Когда муж этой девушки Тихон покажет дом, она отдается своему возлюбленному. Спустя некоторое время она публично в этом признается, но, не выдержав позора, она бросается в Волгу. В конце Тихон и Варвара вступают на путь против жесткой Кабанихи.

Темы:

Смысл:

Главным смыслом всей пьесы является самодурство, при помощи такого названия пьесы, автор сам выводит пьесу на новый уровень, он показывает в ней силу божьей кары на те деяния, которые они совершили.

Вариант 2

Пьеса-драма Николая Островского «Гроза» повествует о сложной, трудной, бытовой реальности того времени.

Действие разворачивается в провинции – городе Калинове. Композиция произведения состоит из нескольких конфликтов, которые делают структуру пьесы более сложной. Главный диссонанс заключен в противоборстве двух взглядов на мир: старого и нового.

Старое мировоззрение представлено провинциальными сумасбродами Диким и Кабанихой. На стороне нового мировоззрения находятся Катерина, Борис и Тихон, ставшие жертвами первых двух персонажей. Акцент в пьесе сделан на главную героиню Екатерину, ее внутренние переживания. Они созвучны с конфликтом, возникшим между двумя сторонами. На примере этого конфликта автор хотел показать существующие настроения общества того времени.

Писатель выстроил особенную систему персонажей, что стало особенностью произведения и отличает его от подобных. Персонажи разделены на две группы: «угнетатели» и «приспособившиеся».

Екатерина стоит особняков среди остальных. Ей присущи такие черты как честность, интеллигентность, свобода мысли. Это выделяет ее среди всех героев пьесы. Стоит также отметить образ персонажа Кулигина. Через него показывается позиция самого автора отношении потребности развития прогресса в области науки и техники.

В основном тематика произведения делает акцент на подробном описании быта, нравов провинциального захолустья. Показывается его скучность, невежество, косность, скудость в плане материальных и творческих ресурсов, застой. Это скорее напоминает «болото», в котором погрязли жители Калинова. Им нравится это, о чем явно свидетельствует позиция местных самодуров. Сам автор говорит об этом с нотками сожаления и грусти.

Не обошла стороной пьеса и тему противостояния поколений. Поднимаются проблемы в воспитании, показывается прямое влияние семейного уклада на формирование личности. Здесь автор приводит два противоположных примера: Екатерину и Тихона. Героиня росла в культурной семье, получила образование, Тихон же постоянно находился под материнским диктатом и вырос человеком, не имеющим ни принципов, ни характера.

Чтобы наиболее ярко показать читателю характер Катерины, автор вводит в произведение философскую христианскую тематику грехопадения и раскаяния за грехи. Посредством образа главной героини он в полной мере изобразил высокую нравственность, оправдание, справедливость.

Драматическая судьба Екатерины служит способом для автора показать нравственную проблему всего человечества. Ее суть: в конфликте любви, верности, преданности со свободой русских характеров, а также – невозможности преодоления самодурства, ханжества общества того времени.

Через пьесу «Гроза» автор открывает нам свою идею о способности русского народа побороть «тьму невежества» старой жизни, способности увидеть светлый лучик будущего.

Вариант 3

В центре событий произведения Екатерина Кабанова, Добролюбов присваивает ей звание «луча света в темном царстве». Девушка разительно отличается от остальных персонажей произведения.

Она не желает подчинять окружающих своей воле и мимолетным желаниям, и не желает устраивать свои порядки. Ее мечта жить тихо и спокойно, не нарушая свободы окружающих людей.

Поэтому она попадает в настоящий замкнутый круг, муж обманывает окружающих и старается всем польстить, а желание свободы Екатерины приводит к настоящей катастрофе, из которой она не может выбраться собственными силами.

В город попадает Борис, который является племянником Дикого. Его мировоззрение полностью совпадает с отношением Кати к окружающему миру. Поэтому молодые люди быстро влюбляются друг в друга, Екатерина намерена разорвать отношения с мужем и уехать вместе с Борисом.

Но вот Борис оказывается совершенно другим человеком, он обманывает девушку, пользуется ее чувствами. Он использует ее, чтобы заявить о собственной части на наследство. А о своих намерениях заявляет прямо в разговоре с Кулигиным.

Главный конфликт развивается благодаря Екатерине и ее отношению к окружающему миру. Она попадает в совершенно безвыходное положение, а автор противопоставляет ее другим героям, которые имеют право выбирать, кем быть и как жить дальше.

Так, например, Варвара в тихую, меняет замки на калитке, чтобы встретиться с возлюбленным, а Тихон, несмотря на то, что жалуется на постоянные указания матери, все равно подчиняется им.

Вторая часть конфликта развивается на уровне идеологии. Катерина относится к новому поколению, которое намерено жить честно, но при этом свободно. Остальные же привыкли лгать и осуждать окружающих людей, они сами живут в постоянном осуждении и противоречии, они не готовы бороться за собственную свободу и любовь.

Постоянное противостояние нового и старого, противостояние времен и поколений. Даже между Борисом и Катей возникает разница, Борис воспитан в новой идеологии, а Екатерина в условиях домостроя, поэтому ее так легко обмануть, ее реальность ограничивается пределами дома, она редко покидает границы, поэтому борется за свободу в пределах установленных рамок.

Вариант 4

Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.

При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное.

Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому.

И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.

Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги.

Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.

Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта.

Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины.

Ее трагедия заключается в том, что она с такими высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом.

Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия. Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.

Идея пьесы

Островский в своей пьесе хотел показать читателю, что стремление человека к свободе естественно и непреодолимо и обязательно возьмет верх над всеми никому не нужными устоями, а самодурство и нежелание признавать новое обречены на крах.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *