Чему учит произведение хамелеон чехова

Чему учит рассказ Хамелеон Чехова

В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством». Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания. В этом небольшом рассказе говорится о людях, которые вместо того, чтобы думать о правде, достоинстве и чести преклоняются перед деньгами и статусом. Хамелеонство – самый важный общественный порок. А. П. Чехов считает, что людям не стоит подражать «хамелеонам», которые с легкостью приспосабливаются к меняющейся обстановке.

Не нужно постоянно менять свое поведение, поскольку это может впоследствии стать причиной возникновения сложных ситуаций. Подражая «хамелеону» – люди утрачивают свою индивидуальность. Они пренебрегают собственным мнением, привыкают подчиняться другому человеку. У каждого человека должна быть собственная позиция и отказываться от нее не стоит ни в коем случае.

Граждане, которые приспосабливаются к какому – то внешнему обстоятельству, предают самих себя. Они прячутся за масками. Утрачивая нравственные ценности люди начинают деградировать. Не стоит делать то, что навязывает фальшивое общество, поскольку таким образом можно быстро превратиться в марионеток не способных совершать поступки, которые соответствуют их собственным желаниям. Пошлое и порочное общество всегда пыталось превратить человека в куклу, которая не станет отстаивать собственную свободу.

Люди должны бороться за правду, отстаивать свою жизненную позицию, не стоит смиряться с несправедливостью. А. П. Чехов написал этот рассказ для того, чтобы читатели задумались о том, что меняя личную позицию человек превращается в «хамелеона». «Хамелеонами» – можно назвать Очумелова, Елдырина и Хрюкина. Рассказ А. П. Чехова учит также тому, что невзирая на ситуацию человек должен оставаться собой. Например, у Очумелова очень переменчивый характер, он меняет свои решения в зависимости от сложившейся ситуации. Сначала этот мужчина вел себя подобно важной персоне. Узнав, что собака принадлежит генералу он занервничал и сразу вспомнил о скромности.

Влиятельным людям иногда начинает казаться, что от их решений зависит жизнь других людей. Они предпочитают говорить то, что им выгодно, поскольку дорожат своей репутацией. Их абсолютно не волнует то, насколько справедливы и разумны их поступки. Поэтому они и попадают в нелепые, смешные ситуации.

Источник

Чему учит рассказ Хамелеон Чехова

В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством». Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания. В этом небольшом рассказе говорится о людях, которые вместо того, чтобы думать о правде, достоинстве и чести преклоняются перед деньгами и статусом. Хамелеонство – самый важный общественный порок. А. П. Чехов считает, что людям не стоит подражать «хамелеонам», которые с легкостью приспосабливаются к меняющейся обстановке.

Не нужно постоянно менять свое поведение, поскольку это может впоследствии стать причиной возникновения сложных ситуаций. Подражая «хамелеону» – люди утрачивают свою индивидуальность. Они пренебрегают собственным мнением, привыкают подчиняться другому человеку. У каждого человека должна быть собственная позиция и отказываться от нее не стоит ни в коем случае.

Граждане, которые приспосабливаются к какому – то внешнему обстоятельству, предают самих себя. Они прячутся за масками. Утрачивая нравственные ценности люди начинают деградировать. Не стоит делать то, что навязывает фальшивое общество, поскольку таким образом можно быстро превратиться в марионеток не способных совершать поступки, которые соответствуют их собственным желаниям. Пошлое и порочное общество всегда пыталось превратить человека в куклу, которая не станет отстаивать собственную свободу.

Люди должны бороться за правду, отстаивать свою жизненную позицию, не стоит смиряться с несправедливостью. А. П. Чехов написал этот рассказ для того, чтобы читатели задумались о том, что меняя личную позицию человек превращается в «хамелеона». «Хамелеонами» – можно назвать Очумелова, Елдырина и Хрюкина. Рассказ А. П. Чехова учит также тому, что невзирая на ситуацию человек должен оставаться собой. Например, у Очумелова очень переменчивый характер, он меняет свои решения в зависимости от сложившейся ситуации. Сначала этот мужчина вел себя подобно важной персоне. Узнав, что собака принадлежит генералу он занервничал и сразу вспомнил о скромности.

Влиятельным людям иногда начинает казаться, что от их решений зависит жизнь других людей. Они предпочитают говорить то, что им выгодно, поскольку дорожат своей репутацией. Их абсолютно не волнует то, насколько справедливы и разумны их поступки. Поэтому они и попадают в нелепые, смешные ситуации.

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учит рассказ Хамелеон

Популярные сегодня темы

Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

Особое внимание в романе «Собачье сердце» М.А.Булгаков уделяет описанию современной московской действительности. Образ Москвы появляется перед читателем в самом начале произведения.

Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.

Каждый из нас когда-то был подростком или сейчас находится в подростковом возрасте.

Главным героем произведения оказывается безмозглый Самовар, случай которого принят за основное содержание сказки. Он находится на широком столе в одном из зданий и утверждает находящейся неподалеку столовой посуде

Источник

«Хамелеон» читательский дневник

Чему учит произведение хамелеон чехова. Смотреть фото Чему учит произведение хамелеон чехова. Смотреть картинку Чему учит произведение хамелеон чехова. Картинка про Чему учит произведение хамелеон чехова. Фото Чему учит произведение хамелеон чехова

Всего получено оценок: 1204.

Всего получено оценок: 1204.

«Хамелеон» – это юмористический рассказ о двуличном полицейском надзирателе, который, словно хамелеон, менял своё мнение в зависимости от обстоятельств.

Краткое содержание «Хамелеон» для читательского дневника

Название: Хамелеон

Число страниц: 3. Антон Чехов. «Хамелеон. Рассказы». Издательство «Лениздат». 2013 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1884 год

Чему учит произведение хамелеон чехова. Смотреть фото Чему учит произведение хамелеон чехова. Смотреть картинку Чему учит произведение хамелеон чехова. Картинка про Чему учит произведение хамелеон чехова. Фото Чему учит произведение хамелеон чехова

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в России в конце XIX века, в одном из уездных городов. В то время полицейские надзиратели не только следили за порядком в городе, но и принимали единоличные решения по мелким правонарушениям. Основное действие рассказа разворачивается на базарной площади такого небольшого города.

Главные герои

Очумелов – полицейский надзиратель, беспринципный, недалёкий, трусливый, приспособленец, который во всех вопросах ищет собственную выгоду.

Елдырин – городовой, глупый, безликий человек без собственного мнения, прислужник Очумелова.

Хрюкин – ювелир, большой любитель выпить и поскандалить, лицемерный, лживый человек.

Генерал Жигалов – внесюжетный персонаж, важное лицо в городе, внушающее всем трепет и уважение.

Прохор – повар, работающий у генерала, простой и бесхитростный человек.

Сюжет

По базарной площади прогуливался полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. За ним шагал городовой, который нёс конфискованный крыжовник. Послышался собачий визг, и Очумелов увидел, как за собакой гнался разъярённый мужик. Им оказался золотых дел мастер Хрюкин, который, поймав собаку, продемонстрировал собравшейся толпе окровавленный палец.

Тем временем Елдырин засомневался относительно принадлежности собаки генералу. Он стал рассуждать, что у Жигалова почти все собаки легавые. Очумелов тут же преобразился, заявив, что у генерала не может быть беспородных собак, а эта – явно непонятно что. Полицейский посоветовал Хрюкину добиться законной справедливости, и в этот момент из толпы раздался голос, что собака действительно генеральская. Очумелов вновь начал сомневаться в своём решении и принялся обвинять Хрюкина, а не собаку.

В это время на площади показался генеральский повар Прохор. Его спросили, есть ли у его хозяина такая собака, на что тот ответил, что господин Жигалов не держит беспородных собак. Полицейский тут же разразился тирадой о том, что бродячих псов нужно истреблять.

Между тем Прохор заметил, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Очумелов расплылся в улыбке и спросил повара, неужели к генералу пожаловал его брат. При этом он стал нахваливать ловкость собачонки, укусившей за палец Хрюкина. Повар забрал с собой собаку, а толпа принялась потешаться над Хрюкиным. Очумелов пригрозил пострадавшему, после чего продолжил свой обход площади.

Вывод и своё мнение

В центре произведения, безусловно, является поведение полицейского надзирателя Очумелова. Обладая подвижной, приспособленческой натурой, он с легкостью менял своё решение в зависимости от ситуации в более выгодную для себя сторону. В своих действиях надзиратель руководствовался не законом, но прежде всего собственными интересами, что не делает ему чести. Примечательно, что люди, собравшиеся на площади, воспринимали подобное поведение как должное, и не возмущались двуличием полицейского. Таким образом, писатель не только продемонстрировал человеческие пороки в лице главного героя, но и показал проблемы в социуме, которые остаются насущными и по сей день.

Главная мысль

В любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. Особенно это касается представителей закона, которые должны честно выполнять свои обязанности.

Авторские афоризмы

«…чтоб от твари терпеть…»

«…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…»

«…Никак беспорядок, ваше благородие. »

«…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…»

Толкование непонятных слов

Надзиратель – в Российской империи чиновник городской полиции.

Городовой – низший чин полицейской стражи городской полиции в Российской империи.

Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.

Жандарм – конный полицейский в Российской империи, имеющий особые права.

Шельма – плут, мошенник, обманщик, пройдоха, отъявленный негодяй.

Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Чехов А.П. «Хамелеон» Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А.П. «Хамелеон» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов Антон Павлович

Название: «Хамелеон»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: лицемерие людей, быстро меняющих свои взгляды и мысли в угоду другим.

Число страниц: 3

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Это рассказ с элементами иронии и даже насмешки о том, какими люди могут быть «хамелеонами», меняющими свою точку зрения, действия и слова в зависимости от обстоятельств.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился вот этот момент, когда Очумелов так явно меняет свое мнение и решение. То он сердится на собаку, велит наказать и уничтожить ее, и тут же, узнав, что она генеральская, смягчается, добреет и обвиняет Хрюкина. И так не один раз.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Решения и суд должны быть беспринципными и честными, а не зависеть от чьих-то рангов и званий.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что важно иметь свою, справедливую, точку зрения. Наше мнение, и тем более решение суда, не должно зависеть от чинов, влияния, высокого положения окружающих людей. А такое лицемерие, как у героя рассказа, всегда выглядит смешно и глупо.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравилось, как Антон Павлович Чехов так кратко и просто, на примере одного полицейского Очумелова, описал целую категорию людей, для которых очень важны звания и ранги. С одной стороны, рассказ юмористический, хочется посмеяться над такими людьми, но с другой стороны печально, что такие характеры встречаются среди представителей закона.

Новые слова и выражения:

Цыгарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Цуцык – щенок или маленький пёс (диалект).

Пословицы к произведению:

И волки сыты, и овцы целы.

Куда ветер дует, туда он и клонится.

И нашим, и вашим – куда тянут, туда и пляшем.

Источник

«Хамелеон» Чехова: анализ

Автор: Guru · Опубликовано 24.02.2017 · Обновлено 08.10.2017

Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.

О чем рассказ?

В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.

Главная идея

Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.

Средства создания комического

Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.

Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

Говорящие фамилии

Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

Как Чехов относится к своим героям?

Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *