Чему учит произведение кавказский пленник толстого
Сочинение Чему учит рассказ Кавказский пленник Толстого
В середине девятнадцатого столетия русский писатель Лев Николаевич Толстой открыл народную школу для крестьянских детей и опубликовал несколько учебников. В один из таких сборников и вошла повесть «Кавказский пленник».
Произведение написано очень простым и доступным для подрастающего поколения языком, при этом оно несет большую смысловую нагрузку. В нем освещены как исторические факты о самой затяжной и кровопролитной войне Российской империи на Кавказе, так и общечеловеческие ценности. Вопросы нравственности, поднятые в повести, актуальны и в современном мире, в этом и заключается ее образовательная значимость.
Жилин и Костылин, оказавшись в плену, проявляют свои качества по-разному. Первый не соглашается с ролью жертвы, за внешним спокойствием и покладистостью, он прячет непримиримый нрав. Проявляет железную волю и стойкость, всеми силами стремится к свободе.
Побег – единственная мысль, которая придает жизненной энергии Жилину, помогает ему выстоять в суровых условиях. Он не просто мечтает о спасении, он активно разрабатывает план побега. Для этого, как человек деятельный и мастеровитый, он входит в доверие к горцам. Местные жители начинают ему доверять, восхищаются его умением, проникаются к нему уважением.
Его товарищ Костылин морально сломлен неудачей, неволя превращает его в плаксивого, безвольного труса. Именно из-за него побег заканчивается неудачей. Он не может и не хочет бороться, покорно ждет смерти, потеряв надежду на спасение.
Дочь хозяина, маленькая девочка, как светлый ангел, оказывает поддержку пленным. Ребенок свободен от предрассудков и непримиримости взрослых, для нее Жилин не враг, а добрый человек, который нуждается в помощи.
Полувековая вражда между противоборствующими сторонами, приводящая к уничтожению целых народов, разумному, мыслящему человеку представляется противоестественной. Толстой провел около трех лет на Кавказе по приглашению своего старшего брата, офицера действующей армии. Писатель был покорен первобытной красотой природы, свободолюбивым нравом горцев, их патриархальным жизненным укладом. Время проведенное в этом волшебном уголке, оставило в его душе неизгладимые впечатления. В повести писатель выступает с осуждением кровопролития, длящегося многие десятилетия, когда люди убивают друг друга лишь потому, что являются представителями разных наций.
Также читают:
Картинка к сочинению Чему учит рассказ Кавказский пленник
Популярные сегодня темы
Говоря о жанровой композиции данного замечательного произведения, хочется отметить то, что литературоведы все время уделяли особое внимание данному вопросу. Они отметили, что данная история с точки зрения
В те давние времена великодушие было самым главным поступком, этому подражали, про это пели песни, сочиняли стихи. И это было вполне допустимо. А в нашем современном обществе великодушие считается какой-то слабостью или дуростью.
Гимн вызывает чувство гордости за Родину. Когда разносятся эти слова, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым, и разлетается во все стороны прекрасная музыка, созданная Александром Васильевичем Александровым
Пьеса «Горе от ума» А.С.Грибоедова, была написана в 1824 году. Произведение было написано в комедийно-развлекательном жанре.
Народные сказания удивительным образом забавляют, развлекают, чему-то обучают. Но, и в то же время, идет постоянная борьба среди злых и добрых сил. Постараемся рассказать это на основе одноименной, довольно известной сказки «Морозко».
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)
В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
История создания
В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.
Жанр, направление
«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.
Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.
Суть: о чем?
В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.
Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.
Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.
Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.
Главные герои и их характеристика
При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:
герои рассказа «кавказский пленник» | характеристика |
иван жилин | русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар. |
костылин | состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз. |
Темы и проблемы
Главная мысль
Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.
Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.
Чему учит?
Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.
Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.
Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План
История создания
Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, общественный деятель и педагог. В 1859 году Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, а также помог организовать 20 школ в окрестностях.
В 1871 году Лев Николаевич начинает составление «Азбуки» — школьного пособия, предназначенного для обучения детей чтению, письму и арифметике. В свою «Азбуку» наряду с методическими пособиями и рекомендациями для учителей, писатель помещает поучительные былины, басни, короткие истории и рассказы.
Рассказ «Кавказский пленник» был написан для «Азбуки», первое издание которой состоялось в 1872 году. В основу сюжета произведения легли «Воспоминания кавказского офицера», автором которых был Ф.Ф.Торнау, полковник кирасирского полка. Офицер сообщает о том, как попал в плен к горцам, о своей неудачной попытке побега, о местной девушке Аслан Коз, полюбившая полковника. Девушка помогла офицеру освободиться из плена. Лев Николаевич, воспользовавшись воспоминаниями Торнау, написал рассказ «Кавказский пленник».
Суть рассказа
Небогатый офицер Жилин служит на Кавказе. Получив письмо от матери, Жилин решает съездить в отпуск домой. Но по дороге его и сослуживца Костылина горцы берут в плен.
Характеристика главных героев
Жилин – небогатый дворянин, офицер, несущий службу на Кавказе. Попав плен, Жилин не теряет надежду на спасение. Его отличает твердость характера и уверенность в собственных силах. Для спасения из плена офицер прилагает усилия: старается найти способ сбежать от горцев, роет подкоп, не оставляет своего товарища в плену. Все это характеризует Жилина как мужественного, смелого, решительного человека. Оказавшись в плену, офицер не пал духом, смог вернуться к своей армии.
Костылин – офицер, сослуживец Жилина. Вместе с главным героем Костылин находится в плену у горцев. Это тучный неповоротливый человек, смирившийся со своей участью. Костылин слаб духом, он не предпринимает никаких действий для своего спасения.
Главная мысль
Главная идея рассказа «Кавказский пленник» — никогда не сдаваться, как бы не было трудно и тяжело. Герой рассказа полагается лишь на собственные силы, он не ждет спасения или выкупа. Жилин сам спасает себя из плена. Этот сильный духом человек не сдался, он приложил все усилия, чтобы вернуть себе свободу.
Тематика
— Тема дружбы, товарищества. Жилин готов защищать Костылина, он верный искренний товарищ и друг. Главный герой не отставляет Костылина в плену. Со стороны же Костылина проявляется лишь «дружба по обстоятельствам», герой способен на подлость и предательство.
— Тема подвига в рассказе заключается в образе главного героя. Жилин в любой ситуации готов защищать своего товарища, он не посылает письмо старушке-матери, потому что не хочет тревожить ее, Героизм, подвиг, который совершает главный герой, защищая ближнего, оберегая родных, служа отечеству, естественное состояние Жилина, герой тк живет.
— Тема сострадания и милосердия раскрывается в образе Дины. Девочка пожалела пленного офицера, проникшись к нему дружеской симпатией и уважением. Дина помогла спастись умному и доброму человеку.
Проблематика
— Бессмысленность и жестокость войны. Кому нужна война? Власти, высшим кругам, которые остаются в стороне от ее последствий. Простым людям война чужда и не нужна. Попав в плен к горцам, Жилин находит таких же людей, страдающих от войны, как и его соотечественники.
— Проблема предательства отражается в поступке Костылина, который оставляет товарища в беде. Из-за Костылина офицеры попадают в плен, из-за него же терпит не удачу первая попытка бегства от горцев. Костылин, человек слабый духом, лишенный смелости и отваги.
Чему учит рассказ?
Рассказ «Кавказский пленник» учит никогда не сдаваться, верить в свои силы. В ситуации Жилина, казалось, надежды на спасение нет: родные не смогли бы заплатить за главного героя выкуп. Но мужественный и сильный офицер не терял веры в лучшее, он решился на побег, хотя знал, что если враги вновь поймают его, то убью. У Жилина можно научиться смелости и стойкости перед лицом опасности.
Еще одна важная вещь, которой учит произведение – война бессмысленна и жестока. Люди должны стараться не допускать войны, губящей судьбы людей, отбирающей жизни. Каждый из нас, несмотря на различие национальностей, религий, бытовых и культурных ценностей стремится к одному – счастью, спокойствию, мирной жизни. Как говорит пословица: «лучше худой мир, чем война».
Другие сочинения: ← Герои произведения Детство↑ Толстой Л. Н.Анализ эпизода Именины Наташи Ростовой в романе Война и мир →
Сюжет
Погожим весенним днем, когда всем было очень весело и радостно, грустили две сестренки. В глазах Вали виднелись слезинки, а Катя стояла рядом, надувшись. Девочки только что прочли рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», и это произведение очень взволновало их.
Девочки были одни дома, и не у кого было спросить, на самом ли деле произошло все то, что описано в книжке. Наконец, Кате надоело дуться, и она сказала, что Жилин, наверное, обязательно вернулся и проучил татар, которые его мучили. Вале понравилась эта идея, и он добавила, что офицер, должно быть, хорошенько высек их крапивой. Девочки принялись мечтать – они хотели, чтобы благородный Жилин в итоге отпустил татар, дал Дине медаль за отвагу, а после бы женился на ней.
Девочки отправились в сад, где заметили яму с прошлогодними листьями. Они решили сыграть в «Кавказского пленника», но только на свой лад. Жилиным стал их товарищ Мишка, а Костылиным – уличный пес Тузик. Сестры поначалу были татарами, а после перевоплотились в Дину и ее подружку.
Дети очень весело провели время, играя в пленных офицеров и жестоких татар. Под конец девочки присоединились к Мишке и Тузику, которые сидели «в плену» в яме, и стали любоваться небом.
Когда вернулась мама, она долго не могла найти сестер, и принялась их громко звать. К ее удивлению, она обнаружила девочек в яме. Валя и Катя радостно прижались к маме, и уже не понимали, отчего им было так грустно – ведь «Кавказский пленник» оказался на редкость забавной книгой.
ИСТОРИЯ РАССКАЗА (рассказ)(идея )
☆
более месяца назад
Образ лирического героя
Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.
В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.
Тема, сюжет, композиция
Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.
Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.
В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной…». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её…» Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.
Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».
Суть: о чем?
В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.
Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.
Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.
Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.
Жанр, направление
«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.
Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.
Темы и проблемы
Литературное направление и жанр
Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.
Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника
. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».
Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.
Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.
Главная мысль
Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.
Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.
Смысл финала «Кавказский пленник»
Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.
Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.
Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.