Чему учит произведение крестьянские дети

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

Вопросы тяжелой жизни простого народа часто поднимались в произведениях русских писателей и поэтов. Одно из них — поэма Некрасова «Крестьянские дети». Анализ стихотворения школьники проводят в 5 классе, знакомясь с содержанием и используемыми средствами выразительности. Николай Алексеевич с любовью описывает национальный быт и с состраданием относится к крепостным, что вызывает отклик в душе юных читателей.

История написания

Стихотворение тесно связано с биографией поэта, детство которого прошло в ярославском имении Грешнево недалеко от Волги. При усадьбе был сад, обнесенный высоким забором. Проделав в нем лазейку, будущий поэт зазывал к себе крестьянских детей и играл с ними в часы, когда отца не было дома. Часто через этот лаз он убегал в поле, где вместе с друзьями бегал по лесу и купался в реке. Счастливое детство оказало большое влияние на дальнейшее творчество Николая Алексеевича.

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

Стихотворение «Крестьянские дети» было написано Некрасовым за 2 недели в первой половине июля 1861 г. В это время сорокалетний поэт находился в селе, где прошло его детство. Многие описанные в произведении моменты носили автобиографический характер. Впервые стих был опубликован в журнале «Время» (выпуск № 10 за 1861 год) с посвящением к О. С. Чернышевской. В последующих изданиях автор убрал посвящение в связи с арестом Н. М. Чернышевского.

Описание сюжета

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

Автор писал, что в определенных ситуациях он по-хорошему завидовал босоногим крестьянским детям. Им доставалось мало материнской ласки, никто не учил их наукам. Ребята рано взрослели, но жили весело и дружно, в каждом деле находили удовольствие. Сходив в лес за грибами, они нашли и принесли домой ежика. Угостив его молоком, занялись каждый своим делом. Кто-то нянчил сестру, а кто-то понес отцу в поле квас.

Постепенно в повседневных хлопотах пролетело лето. Отошла грибная пора, и ребятишки поспешили собрать чернику, малину, орехи в ближайшем лесу. Одновременно они наблюдали за изменениями в природе. Когда юные крестьяне подрастут, будут помогать родителям обрабатывать землю, сеять, собирать урожай. Работая наравне с родителями, они почувствуют свою силу и сноровку.

Однако судьба ребят незавидна. В отличие от барских детей, они не могли рассчитывать на качественное лечение, из-за чего многие умирали в раннем детстве. У простых крестьян не было средств, чтобы учить ребятишек, да и необходимость тяжело работать с малых лет — это не благо.

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

Особенно ярко описан эпизод встречи автора и мальчика Власа зимой. Несмотря на суровые морозы, шестилетний ребенок вынужден возить дрова. Ведь в их семье «всего два мужика» — он и его отец, который рубил деревья в лесу. После общения с мальчиком поэт пребывал в смешанных чувствах. С одной стороны, он ощущал боль и собственное бессилие, с другой — щемящую нежность к труженику.

Автор искренне желал юным крестьянам как можно дольше оставаться беззаботными. Он познакомил ребят со своим псом Фингалом, который выполнял удивительные трюки. Однако приближалась гроза, и детям пришлось разбежаться по домам.

Жанр и основная идея

Произведение относится к жанру поэма. Это подтверждают лирические отступления, которые использует автор. В композиции выделяют следующие основные части:

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

Основная идея произведения заключена в демонстрации тяжести жизни простых людей. Автор привлекает внимание к их бесправному положению, учит ценить труд народа. У детей есть только несколько лет счастливой жизни, прежде чем повзрослеть и столкнуться с голодом, тяжелым трудом, безысходностью.

Некрасов с любовью относится к ребятишкам и понимает, что самостоятельно он не сможет изменить ситуацию. Но рассказать о ней всему миру он может.

Анализ стихотворения

Герои произведения даже в сложных условиях существования и необходимости работать с малых лет находят в себе силы на игры, поддерживают друг друга. Они уверены, что в силах справиться с любыми проблемами. Глядя на них, автор испытывает радостные эмоции, но тут же задумывается о будущем ребят.

Без учебы и достойных условий существования жизнь будет наполнена мыслями о выживании. Для посещения школы ребятишкам нужны учебники, ручки, одежда. Расходы на них непосильны для простых людей, которые с утра до вечера трудятся на земле. Вопрос, смогут ли они что-то изменить в своей судьбе, остается без ответа. Однако ясно, что позитивное отношение к жизни поможет легче переживать невзгоды. Кратко анализ стихотворения «Крестьянские дети» следует провести в читательском дневнике по следующему плану:

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

Пример сочинения по произведению

Несмотря на тяжесть затрагиваемой темы, поэма Некрасова полна оптимизма и веры в лучшее. По итогам ее изучения школьники пишут сочинение о жизни крестьянских детей. План для написания работы:

Недавно я познакомилась с произведением Некрасова «Крестьянские дети», сочинение по которому хочу посвятить вопросам жизни простых ребятишек из народа. В поэме описан мир, наполненный светом и добром, которое излучают маленькие крестьяне. Автор знаком с их непростой жизнью, поэтому ему удается точно передать яркие моменты беззаботного детства.

Тяжелая жизнь простого народа — актуальная проблема во все времена. Не обошел ее стороной и Николай Алексеевич, хорошо знакомый с особенностями крестьянского быта и нравами. В детстве поэт часто проводит время с крестьянскими девочками и мальчиками, бегал с ними к речке, играл в прятки в лесу. Осознавая сложное положение в своих семьях, детвора не только радостно играла, но и много помогала родителям.

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

То было хорошего в жизни таких ребят? Только детство, а впереди — безысходность. У родителей не было средств, чтобы выучить и вылечить их, дать достойное приданое, вывести в люди. Об этом и задумывается автор поэмы. В строках, наполненных нежностью и любовью, не чувствуется обреченности. Однако они побуждают задуматься о том, что без образования человек не сможет достичь многого. Только учеба смогла бы изменить жизнь героев поэмы и открыть новые перспективы.

Стихотворение Некрасова побуждает задуматься о том, что где-то есть другая жизнь со своими трудностями и невзгодами. Несмотря на это, люди не унывают и продолжают заниматься тем, к чему приучены. Не имея возможностей изменить что-либо, они радуются каждой минуте и находят счастье в мелочах.

Отзывы читателей

Знакомое с детства стихотворение Некрасова. Несмотря на оптимистичную подачу информации, всегда жалела ребятишек, о которых пишет автор. Ничего хорошего в их судьбе не будет только из-за происхождения. Теперь думаю — а что впереди у сегодняшнего поколения? Похоже, такое же бесправие. Только нет талантливых поэтов, чтобы описать современную ситуацию.

Это стихотворение — одно из моих любимых в творчестве Некрасова. С удовольствием учила отрывок, в котором описан эпизод встречи автора и малыша Власа в мороз. Еще приравняла эту ситуацию к себе. Нас у мамы четверо. С 12 лет мы со старшей сестрой работаем расклейщиками объявлений и помогаем ей воспитывать братьев. Стараемся учиться, но знаем, что хорошее образование платное. Так что у нас в семье дела такие же, как и у ребятишек в поэме. Только на современный лад.

Некрасов поднимал вопросы жизни простого народа, как и многие другие писатели и художники. Только судьба крестьян во все времена была незавидна. Земля — кормилица, и человек труда должен быть в почете. На деле — тяжелая каждодневная работа и необходимость терпеть невзгоды. Хорошо, что сейчас земледельцам помогают механизмы, облегчают их нелегкий труд. Ну а их дети повторяют судьбу родителей. Редко кто выбивается и достигает каких-то значимых высот.

Источник

Стихотворение и анализ «Крестьянские дети»

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко,

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи,

Летит и другая какая-то птица —

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье…

У бар бороды не бывает — усы.

А ноги-то длинные, словно как жерди.

А вона на шапке, гляди-тко — часы!

А вона собака — большая, большая!

Вода с языка-то бежит.

Ружье! погляди-тко: стволина двойная,

Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Испугались шпионы мои

И кинулись прочь: человека заслыша,

Так стаей с мякины летят воробьи.

Затих я, прищурился — снова явились,

Глазенки мелькают в щели.

Что было со мною — всему подивились

И мой приговор изрекли:

«Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И, видно, не барин: как ехал с болота,

ак рядом с Гаврилой…» — Услышит, молчи! —

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого рода людей», —

Я всё-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «Попался спроста!»

Зато мы потом их губили довольно

И клали рядком на перилы моста.

Должно быть, за подвиги славы мы ждали,

У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

Копатель канав — вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин

Под праздник молиться катит.

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турку, про чудных зверей.

Иной подгуляет, так только держися —

Начнет с Волочка, до Казани дойдет!

Чухну передразнит, мордву, черемиса,

И сказкой потешит, и притчу ввернет:

«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче

На господа бога во всем потрафлять.

У нас был Вавило, жил всех побогаче,

Да вздумал однажды на бога роптать, —

С тех пор захудал, разорился Вавило,

Нет меду со пчел, урожаю с земли,

И только в одном ему счастие было,

Что волосы из носу шибко росли…»

Рабочий расставит, разложит снаряды —

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята!» А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.

Прохожий заснет под свои прибаутки,

Ребята за дело — пилить и строгать!

Иступят пилу — не наточишь и в сутки!

Сломают бурав — и с испугу бежать.

Случалось, тут целые дни пролетали —

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка — не драка, игра — не игра…

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, ребятишки! обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка… у, страшный какой!

Ежу предлагают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал свое —

Не пьет! отступились…

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок, —

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку:

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей.

Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Испугана пеньем, ауканьем, смехом,

Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,

Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!

Вот старый глухарь с облинялым крылом

В кусту завозился… ну, бедному плохо!

Живого в деревню тащат с торжеством…

«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

Пора за работу, родной!»

Но даже и труд обернется сначала

К Ванюше нарядной своей стороной:

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?»

— Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я… —

«Так вон оно что! А как звать тебя?»

«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной.

Теперь нам пора возвратиться к началу.

Заметив, что стали ребята смелей,

«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу. —

Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»

Фингалушка скорчил серьезную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал дичину,

У ног моих лег — и сердито рычал.

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Командуют сами! «Фингалка, умри!» —

«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»

«Смотри — умирает — смотри!»

Я сам наслаждался, валяясь на сене,

Их шумным весельем. Вдруг стало темно

В сарае: так быстро темнеет на сцене,

Когда разразиться грозе суждено.

В сарай полилась дождевая река,

Актер залился оглушительным лаем,

А зрители дали стречка!

Широкая дверь отперлась, заскрипела,

Ударилась в стену, опять заперлась.

Я выглянул: темная туча висела

Над нашим театром как раз.

Под крупным дождем ребятишки бежали

Босые к деревне своей…

Мы с верным Фингалом грозу переждали

И вышли искать дупелей.

Краткое содержание

Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть фото Чему учит произведение крестьянские дети. Смотреть картинку Чему учит произведение крестьянские дети. Картинка про Чему учит произведение крестьянские дети. Фото Чему учит произведение крестьянские дети

В. Маковский. Игра в бабки. 1870

Поэма начинается с повествования об истории, случившейся с лирическим героем. Он отправился поохотиться, утомился бродить по лесам и болотам, в результате чего забрёл в сарайчик и забылся крепким сном.

Проснувшись поутру, лирический герой стал внимательно прислушиваться к звукам окружающей природы и заметил, что его внимательно разглядывает местная крестьянская детвора. Разновозрастные ребятишки пристально смотрели на героя сквозь щели сарая.

Герой не стал пугать мальчишек, а решил прислушаться к их диалогу: крестьянские дети активно обсуждали его внешность и решали: перед ними находится барин или простолюдин? Затем, мальчишки, внезапно чего-то испугавшись, бросились врассыпную, а наш герой предался приятным воспоминаниям о годах своего детства.

Мы узнаём: в младенчестве он любил играть с крестьянскими детьми. Они вместе много проказничали, беззаботно проводя время. Одновременно с приятными мыслями о детских забавах с крестьянской ребятнёй, герой задумывается и об обратной стороне медали – он рассуждает о том, что эти дети с самого рождения обречены на нищую, беспросветную жизнь, адский труд и зависимое положение.

В памяти лирического героя всплывает случай из детских лет. Он, будучи ещё ребёнком, видел, как маленький крестьянский мальчишка, вместе со своим отцом, пилили дрова. Малыш был вынужден заниматься таким тяжёлым физическим трудом, так как в семье не было иных помощников мужского пола.

В результате раздумий и воспоминаний, герой приходит к однозначному выводу о том, что никто не имеет права омрачать крестьянским детям их детство. Он подзывает к себе свою охотничью собаку и крестьянских мальчишек, желая их развеселить, продемонстрировав, какие команды умеет исполнять его четвероногий друг. Это представление вызывает у ребят массу восторженных эмоций.

История создания

История написания поэмы непосредственно связана с детскими годами автора. Некрасов имел несчастье родиться и вырасти в семье отца – помещика, отличающегося крайней жестокостью и бессердечием не только к крестьянам, но и к членам собственной семьи – жене и многочисленным детям.

Будучи ещё ребёнком, Некрасов видел издевательства отца над крепостными крестьянами и жалел их. Юный Коля часто играл с крестьянской детворой: ему нравилось их весёлое общество. Именно поэтому, Николай Алексеевич смог так живописно и ярко описать в поэме забавы крестьянских ребят.

Повзрослев, Некрасов любил совершать загородные поездки на природу с целью охоты или рыбалки. Автор написал это произведение в 1861 г., находясь в фамильном имении в деревне Грешнёво. Над поэмой поэт работал на протяжении двух недель. Первые читатели смогли познакомиться с произведением в год его написания. Примечательно следующее: лирический герой поэмы полностью автобиографический. Известно, что сам Некрасов, как и его лирический герой, носил бороду.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру поэмы, так как в нём имеются такие жанровые маркеры, как сюжет и лирические отступы. Поэтический размер – амфибрахий четырёхстопный. Рифмовка использована перекрёстная, при этом некоторые строки вообще не рифмуются. Рифма женская/мужская.

Композиция

Композиционное «здание» поэмы отличается оригинальностью. Композиция является кольцевой: автор, начав повествование со сцены охоты, вновь отсылает читателей к охоте, но уже в конце произведения.

Поэма построена в формате монолога – рассуждения романтического героя о незавидной судьбе крестьянской детворы. В начале произведения Некрасов представляет вниманию читателей вступительный эпизод, объясняющий, что именно подтолкнуло романтического героя к подобным размышлениям.

Вступительная часть написана автором в форме разговора нескольких участников – полилога. Произведение, с семантической точки зрения, делится на несколько частей:

Образы и символы

С целью донесения до читателей основной мысли поэмы, Некрасов создал следующую палитру ярких образов:

Темы и настроение

Основная тема произведения – жизнь крестьянских детей и их родителей. Данная тема имела широкую популярность в литературе конца 19 века, когда жил и творил Некрасов.

После прочтения поэма оставляет настроение светлой грусти. Автор ощущает свою личную вину перед бесправными крестьянскими детьми за то, что, когда они вырастут, он уже не будет так беззаботно резвиться с ними, а будет ими управлять, решая их судьбу. Такое чудовищное право автору даёт его социальное происхождение. Поэт желает многое изменить, но не способен сделать этого в силу множества объективных причин.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: детские годы крестьянских детей наполнены беззаботностью и весельем, множеством ярких впечатлений от общения с первозданной природой, но без обучения грамотности и наукам в будущем их ожидают невесёлая участь и трагическая судьба.

Средства выразительности

С целью реализации идеи произведения и полноценного раскрытия темы, Некрасов использует следующие выразительные средства:

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Крестья́нин (мужик, землепашец, селянин) – сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур.

Крепостное право – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.

Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Просторечия – слова массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка.

Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией.

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.

Мякина – остатки колосьев.

Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту.

Вестимо – конечно, разумеется.

Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров.

Рига – большой сарай для сушки снопов хлеба.

Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным

Дополнительная литература:
1. Жданов В. В. Н. А. Некрасов. Расцвет реализма: История русской литературы. – Л.: АН СССР, 1982. – 381 с.
2. Зонтиков Н. А. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории. – Кострома: ДиАр, 2008. – 384 с.

5. Интернет-библиотека URL http://www.xliby.ru (Дата обращения 02.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Некрасов родился в семье помещика, но все детство провел с крестьянскими детьми. Общался он с ними на равных, ходил вместе на речку, в лес за грибами и ягодами, поэтому с ранних лет не понаслышке знал о жизни деревенских ребят. Повзрослев, поэт часто ездил на охоту и рыбалку в места детства – окрестности села Грешнево в Ярославской области. Охота была его излюбленным увлечением. Вероятно, такой интерес он перенял у отца – заядлого охотника. На охоте Некрасов также знакомился с крестьянами, расспрашивал их о быте и трудностях. А после использовал эти рассказы в своих произведениях. Так, после одной из таких поездок на охоту и родилось стихотворение «Крестьянские дети». О детях, выросших на воле, на природе, со своими радостями и трудностями. Оно вышло в свет в 1861 году, в год отмены крепостного права. В то время это была самая злободневная тема, и она, конечно, мощно звучала в стихах Некрасова.

По жанру «Крестьянские дети» – небольшая поэма, отражающая чувства автора и его личное отношение к героям. Сюжет привлекает своей простотой и яркостью красок. В первых строках Некрасов-охотник радуется возвращению в родные края. Местные ребята с удивлением разглядывают незнакомого барина. Он предаётся воспоминаниям о своём детстве, об играх с крестьянской ребятнёй, рассуждает о нелёгком детском труде. Приводит в пример встречу с 6-летним «мужичком» Власом: мальчик гордится, что ему поручили такую важную работу – отвозить дрова. В финале стихотворения автор с юмором вспоминает о спектакле его пса Фингала для деревенских детишек.

Главная идея произведения – несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, без должного обучения их ждет тяжёлая жизнь. А это крестьянское счастье, даже когда труд в радость, – всего лишь иллюзия свободы.

С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост – мелкие сухие ветки для розжига печи, мастерить игрушки из подручных материалов, плести разные короба и лапти. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам.

Однако девочек также сызмальства приучали к работе по хозяйству. В 8 лет девочка уже умела доить корову, шить, ткать на прялке, готовить несложную еду, помогать матери в уходе за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной. В 10 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». Плату часто брали натуральными продуктами – картошкой, тыквой, зерном.

В работе на огороде обычно участовала вся семья, урожай часто поручали собирать и подросткам.

Автор противопоставляет крестьянским ребятишкам избалованных негой городских детей, у которых нет этой связи с природой, «поэзии детства».

Стихотворение «Крестьянские дети» богато сочным, ярким языком, наполнено диалектными выражениями и устаревшими словами из народного обихода: «вирши» – стихи, «вереница» – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим; «кинулись прочь» – убежали; «мякина» – остатки колосьев, «не засти» – не заслоняй, «разом» – одновременно, «оскома» – ощущение вязкости и кислоты во рту, «вестимо» – конечно, разумеется; «чухонцы» – сани без кузова для перевозки дров, «потрафлять» – угождать, «ступай» – иди, «рига» – большой сарай для сушки снопов хлеба, «сноп» – связанный пучок колосьев какого-нибудь злака.

После отмены крепостного права крестьяне получили личную свободу и землю, но на условиях выкупных платежей, которые были непосильны для большинства крестьянских семей. Только тяжёлый труд помогал деревенским жителям спастись от нужды, большая ответственность за выживание семьи легла и на детей. «Крестьянские дети» по праву считаются отражением эпохи крепостничества.

Кроме приобщения к труду, детям прививались и моральные принципы – учили почитать старших, уважать чужой труд, быть гостеприимными и любить родной край.

Раздумья о судьбе крестьянских детей навевают автору мысли о судьбе всей России и всего русского народа.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Крестьянские дети» – поэма, отражающая целую эпоху крепостничества. Она также подчеркивает близость Некрасова с крестьянами. В своих стихах поэт решительно отрекался от своего статуса помещика, он осуждал прошлое дворянского рода. В конце жизни Некрасов писал: «Судьбе угодно было, что я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли…». Рабский труд крестьян претил поэту. Умиляясь деревенскими детьми, Некрасов остаётся верен принципу правдивого изображения народной жизни.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите верный ответ из варинтов. Вопрос «Какое событие произошло в стране в год написания поэмы?» Варианты: открытие первого университета; смена императора; отмена крепостного права; победа над шведами.

Обучающийся должен проанализировать пройденный материал, вспомнить год написания поэмы «Крестьянские дети» и сопоставить этот факт со своими имеющимися знаниями по литературе и истории. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что первый университет открылся еще до рождения Некрасова. А вот отмена крепостного права отразилась на творчестве многих писателей, в том числе Некрасова и его знаменитых писателей-современников. Учитывая тематику стихотворения «Крестьянские дети» ученик останавливается на этом варианте.

Правильный ответ: отмена крепостного права.

Восстановление последовательности элементов

Восстановите последовательность действий в поэме «Крестьянские дети»: встреча с 6-летним «мужичком»; местные ребята удивляются незнакомцу; автор предаётся воспоминаниям о своём детстве; автор-охотник радуется возвращению в родные края.

Обучающийся должен вспомнить последовательность действий в поэме «Крестьянские дети». Сопоставляя факты, обсуждаемые на уроке, он выстраивает фразы-«элементы» в правильную цепочку.

Правильный ответ: автор-охотник радуется возвращению в родные края; местные ребята удивляются незнакомцу; автор предаётся воспоминаниям о своём детстве; встреча с 6-летним «мужичком».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *