Чему учит произведение о белгородском киселе
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
05.09.2019
«Сказание о белгородском киселе»
Жанр: древнерусская повесть
Главные герои рассказа «Сказание о белгородском киселе» и их характеристика
Чему учит рассказ «Сказание о белгородском киселе»
Повесть учит военной сметке, хитрости, смекалке, находчивости. Учит тому, что из любой ситуации можно найти выход. Учит никогда не сдаваться.
Отзыв на рассказ «Сказание о белгородском киселе»
Мне очень понравилась эта повесть о хитром и умном старике, который своей находчивостью спас целый город. Старец показал, что не всегда все решает грубая сила, иногда надо и головой думать.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сказание о белгородском киселе»
В год 997 осадили город Белгород печенеги. Осада затянулась и в городе начался сильный город.
Собрался народ на вече и стали решать, что делать дальше. Люди боялись умереть от голода и решили сдаться печенегам, надеясь, что так хоть кто-нибудь выживет.
Один старец, который не ходил на вече, узнав о принятом там решении, обратился к городским старшинам с просьбой не сдаваться еще три дня. Он обещал найти выход.
Старейшины с радостью согласились, а старец попросил всех собрать хоть по горсти овса, отрубей или пшеницы.
Люди собрали сколько смогли. А старец велел сделать болтушку, как для киселя, вырыть яму и опустить в нее кадку с болтушкой. Потом точно также повелел вырыть вторую яму и найти немного меда. Люди нашли немного меда, а старец велел его разбавить и влить во вторую кадушку, которую поместили во вторую яму.
После этого старец велел позвать печенегов. Горожане пригласили нескольких печенегов, чтобы те посмотрели, что творится в городе. Печенеги обрадовались, думая что жители собираются сдаться, отобрали нескольких знатных мужей, и послали их в город.
А там люди сказали печенегам, что те напрасно себя губят. что они могут стоять под стенами хоть десять лет. Ведь жителей Белгорода кормит сама земля. Люди отвели печенегов к колодцам. Набрали болтушки и сварили киселя, набрали меда и стали пить его.
Удивились печенеги, сказали, что не поверят им князья, если сами не увидят. А жители налили им корчагу болтушки и меда, и дали с собой. Сварили печенеги в лагере кисель, ели и удивлялись.
А потом сняли осаду и ушли.
«Сказание о белгородском киселе» — читательский дневник по древнерусской повести
«Сказание о белгородском киселе» — отрывок из древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестора Летописца, где сочетаются исторические события и вымысел, где автор прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Нестор Летописец
Название произведения: «Сказание о белгородском киселе»
Жанр: древнерусская повесть
Год написания: XII век
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2017
Главные герои и их краткая характеристика
Старец – мудрый старик, который нашел решение, как спасти жителей родного города от верной смерти.
Жители Белгорода – несчастные жертвы осады печенегов, которые послушались старца и спаслись от гибели.
Печенеги – воинствующие кочевники, которые своими набегами разоряли русскую землю.
Время и место действия
Краткое содержание и сюжет
Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.
На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Осадили печенеги город и наступил голод. На вече решили жители сдаться, но старец уговорил их обождать. Он сказал собрать овса и меда, и вырыть два колодца. В одном развели болтушку для киселя, в другом мед. Печенегов пригласили в город, чтобы те убедились, что жителей кормит земля. Печенеги поели киселя, удивились, и сняли осаду.
План пересказа
Основная мысль
Если силы не хватает, хитрость и смекалка помогут.
Чему учит
Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравилась эта повесть о хитром и умном старике, который своей находчивостью спас целый город. Старец показал, что не всегда все решает грубая сила, иногда надо и головой думать.
Вывод и мое мнение
«Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читал это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали сомнению. Это напоминает отношение к мифам. В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.
Пословицы
Словарь новых и незнакомых слов
Печенеги – объединение тюркских и других племен в VIII–IX веках в заволжских степях. Печенеги – кочевники-скотоводы, очень часто нападавшие на русские земли. Лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось с ними справиться.
Предание – в народно-поэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях; возникает из рассказов очевидцев, но при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации.
Осада– окружение войсками укрепленного места с целью его захвата.
Вече – собрание горожан для решения важнейших вопросов.
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)
Во время тяжелой беспробудной войны 997 года князь Владимир был против печенегов. Печенегов было большинство, они окружили город, тем самым избавили людей от возможности доставлять туда продукты. Голод в городе царил невероятный, еще бы немного и он бы начал граничить с жизнью. Князь на помощь не шел, потому что не хватало воинов в его армии. На народном вече было принято решение сдаваться печенегам, так как все равно все умрут от голода, а так хоть у кого-то будет возможность остаться в живых.
Один мудрый старец, который узнал о вече немного позже, предложил свое решение проблемы. Он попросил принести немного крупы и подготовить все что нужно, чтобы сварить кисель в колодце. Такое действие нужно было сделать с тремя колодцами. Потом нужно было пойти к врагам, предложить им взять нескольких человек в плен и зайти посмотреть, как обстоят дела в городе. На радости, что скоро печенеги захватят город, раз предлагают пленных, они согласились.
Когда избранные печенеги отправились в разведку, им рассказали, что могут они стоять в осаде десятилетиями, потому что горожан сама земля кормит. Конечно же, нужно проверить эту информацию лично, потому что новые сведения должны быть донесены до военачальника. И повели «гостей» к колодцам угощать всеми дарами. Печенеги были вынуждены отступить перед горожанами. Так мудрость одного горожанина спасла от падения целый Белгород.
В «Сказании о белгородском киселе» воспеваются мудрость и находчивость старца, как символа русского человека. А также акцентируется внимание на том, что из любой, даже самой сложной, ситуации всегда есть выход, в этом поможет нестандартное мышление, изобретательность и нежелание покоряться чужой воле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».
Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади, и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам – помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.
Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня, и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.
На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались – они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.
Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».
Пересказ «Сказания о белгородском киселе»
Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»:
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение.
Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода».
Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли».
Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Заключение:
Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.
В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Действующие лица
Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:
Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.
Степные народы
Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.
Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.
Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.
Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.
Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Примечания
«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.
К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.
Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.
Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.
Православный портал
Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».
Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.
Неожиданное предложение старца
Один из старцев, отсутствовавший на вече, узнал, в чем дело, и попросил позвать к нему старейшин. Когда те пришли, старец предложил потерпеть еще три дня и сделать за это время то, что он повелит. А повелел он сначала собрать женщинам хотя бы по горсточке овса, пшеницы или отрубей, затем приготовить из них болтушку, из которой варят кисель, и вылить ее в кадку. После этого выкопать колодец и поставить на дно его кадку с болтушкой. Когда все было сделано, то же самое проделали с медом – лукошко его нашли в кладовой князя – налили мед в кадку, а кадку опустили во второй вырытый колодец.
К утру в городе были готовы два колодца с опущенными в них кадками: в одной находилась болтушка для варева, в другой – немного меду. Так необычно развивается сюжет в «Сказании о белгородском киселе». Краткое содержание поможет узнать, что было дальше и удалось ли старцу спасти город.
Удивленные печенеги
Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.
Развязка действия
Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.
Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».
Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.
Действующие лица
Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:
Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.
Краткое содержание
Сказание начинается с описания того, что шла война между печенегами и русским народом. Князь Владимир был вынужден отправиться в Новгород. Там он хотел попросить помощи у северных братьев. Но печенеги быстро узнали, что город остался без защиты, поэтому они устроили осаду. Их было много, поэтому все подходы к Белгороду были перекрыты.
В городе начался сильный голод. Когда все запасы почти закончились местные жители вышли на площадь и начали совещаться. На народном вече было предложено сдаться печенегами. Сражаться с ними бессмысленно, так как их больше и они лучше вооружены. Князь не возвращается, поэтому помощи от него ждать нечего. Остаться в городе равносильно медленной смерти от голода.
Только один старик попросил старейшин не торопиться. Он предложил подождать 3 дня, а за это время собрать овес, пшеницу и отруби. Достаточно взять по горсти и приготовить из собранного болтушку. Ее поставили на дне колодца. Рядом вырыли еще колодец и на его дно установили кадь с медом.
После этих приготовлений белгородцы предложили печенегам взять несколько людей в заложники и зайти в город. Печенеги обрадовались и решили принять приглашение. Горожане показали, что их кормит мать-земля и поэтому голод им не страшен. Они начали поднимать ведра из колодцев с киселем и медом.
Печенеги были так удивлены увиденным, что сразу ушли. Они поняли: победить город им не удастся. Потом печенеги сняли осаду и ушли. Так белгородцы спасли свои жизни.
Анализ произведения
Сказание повествует, что не всегда к победе приводит грубая сила. Иногда лучше положиться на смекалку и находчивость. Только хитрость старика позволила спасти жителей Белгорода. В эпизоде восхваляется мудрость и терпеливость. Если бы люди пошли в открытый бой с печенегами, их ждало неминуемое поражение.
Сказание содержит немало наставлений — нельзя торопиться, победу можно одержать только совместными усилиями, смекалка может спасти в сложной ситуации. Работа прославляет находчивость и острый ум старца.
Тема сказания — народная победа. Только объединившись и собрав все самое ценное (из-за голода в городе почти не осталось еды), люди смогли обхитрить злых печенегов. Несмотря на то что ориентировочная дата написания «Повести временных лет» 1110—1118 годы, ее тексты не потеряли актуальности. Они учат вечным ценностям, поэтому их полезно читать детям.
Краткое содержание можно использовать для заполнения читательского дневника. В него также можно внести информацию о героях сказания и сформулировать личные впечатления от прочитанного. Это поможет сохранить информацию об эпизоде.
Урок литературы на тему «Сказание о белгородском киселе»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx
Тема урока: «Сказание о белгородском киселе»: отражение народных идеалов. (Слайд 1)
Цель: развитие понятий «летопись», «народные идеалы».
1.Закрепить в сознании школьников понятие «летопись», познакомить с одним из летописных жанров – сказанием; учить художественному пересказу.
2.Развивать умение оценивать ответы товарищей, формулировать ответ, опираясь на лексику сказания.
3.Воспитывать интерес к историческому прошлому нашей Родины; воспитывать общенациональные базовые ценности: ценность патриотизма (любовь к России, готовность служить ей, смелость, отвага), ценность гражданственности (чувство ответственности на настоящее и прошлое своей страны).
2.Проверка домашнего задания. Пересказ учебной статьи «Древнерусская литература» с опорой на вопросы учителя.
-С чем связан расцвет летописания на Руси? (Предполагаемые ответы детей: «С интересом к родной истории».)
-Как читали книги люди Древней Руси? (Предполагаемые ответы детей: «Читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, искали в нём наставления, советы или изображение значительных событий из истории своей страны или других стран».)
— В статье учебника есть интересный пример, о том, что образы рождались сами собой: «Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI—XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветет»». О какой особенности произведений древнерусской литературы говорит такое сравнение? ( Предполагаемые ответы детей: « В статье учебника говорится о поэтичности литературы этого периода, о том, как церковнославянский язык обогатил русский язык».)
-С чем связана поэтичность древнерусской литературы? ( Предполагаемые ответы детей: «С её близостью к устному народному творчеству».)
-Когда на Русь были привезены книги? (Предполагаемые ответы детей: «С принятием христианства, в 988 году».)
-В чём проявлялся истинный патриотизм древнерусских авторов? (Предполагаемые ответы детей: «В том, что они смело писали о недостатках и преступлениях князей».)
-Что в древнерусской литературе созвучно нашему времени? (Предполагаемые ответы детей: «Она призывает к хорошему, возвышенному, в ней мы находим благородные идеалы».)
-Назовите характерные свойства древнерусской литературы, отличающие её от литературы Нового времени? (Предполагаемые ответы детей: «В литературе Нового времени мы имеем дело с произведениями отдельных авторов, а древнерусская литература – это коллективное творчество», «В литературе Нового времени произведения печатались в том виде, в каком их написал автор, а произведения древнерусской литературы изменялись разными переписчиками», «Древнерусская литература не знала вымышленных героев или сюжетов, в отличие от новой литературы».)
3.Актуализация имеющихся знаний.
-Итак, на прошлом уроке вы узнали, что в древнерусской литературе летописание занимает центральное место.
-Вспомните, что такое летопись.
-Как называется первая летопись Древней Руси? Кто её автор? (Слайд 2)
— В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. «Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких рукописных сборниках, самый ранний из них — Лаврентьевская летопись (1377 год).
-Когда возникло русское летописание? (Предполагаемые ответы детей: «В первой половине XI века.) (Слайд 3)
-Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. (Слайд 4) Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Учёные называют 1073 год. (Слайд 5)
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», если помните, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение — плод творчества нескольких поколений летописцев.
-Давайте ещё раз обратим наше внимание на репродукцию картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец». (Слайд 6) Итак, считается, что именно он составил первую на Руси летопись. Он трудился в своей келье — днём при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. (Слайд 7) На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.
-Опишите внешний вид старца. (Слайд 8) (Предполагаемые ответы детей: «У В.М. Васнецова Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода».)
-Чем он занят? (Слайд 9) (Предполагаемые ответы детей: «Нестор аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги».)
-Что изображено внизу? Как это помогает понять замысел картины? (Слайд 10) (Предполагаемые ответы детей: «На низенькой скамеечке лежат толстые большие книги, застёгнутые на замок. Видимо, это труды или самого Нестора, или его предшественников. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме».) (Слайд 11)
-Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно. Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? (Предполагаемые ответы детей: «Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества».)
-Давайте вспомним, как выглядела первая страница «Повести временных лет»? (Рассматривание детьми первой страницы.) Что вы можете о ней сказать? (Слайд 12) (Предполагаемые ответы детей: «Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки».) (Слайд 13)
-Обратите внимание: буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.
4.Знакомство со «Сказанием о белгородском киселе». (Слайд 14)
-Прежде всего, определите жанр этого произведения? Откуда мы узнаём о нём? (Предполагаемые ответы детей: «Это сказание, а узнаём мы об этом из названия произведения».)
-А теперь вслушайтесь, вдумайтесь в текст «Сказания о белгородском киселе». (Дети могут по желанию следить по тексту. Это только усилит эффект запоминания сюжета.) (Слайд 16)
Беседа по содержанию услышанного (прочитанного). (Слайд 17)
— Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании?
-Как мы узнаём о том, что это фрагмент летописи? (Предполагаемые ответы детей: «По первой фразе текста».)
-Когда происходит действие? (Предполагаемые ответы детей: «Действие происходит в 997 году».)
-Описанное событие происходило почти за 100 лет до того события, как Нестор написал свою летопись. Значит, можно сделать вывод, что автор записывал то, что хранила народная память. «Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читали это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали их сомнению.
-Где происходит действие? (Предполагаемые ответы детей: «В Белгороде».)
Под стенами Белгорода не раз происходили бои, которые решали судьбу Киевского государства. Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отражён в легенде о «белгородском киселе», записанной в летописи под 997 годом.
-Кто такие печенеги? Какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли? (Слайд 19) (Предполагаемые ответы детей: «Печенеги — объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VIII—IX веках. Кочевники-скотоводы совершали частые набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым», «О том, что это враги Русской земли, говорит фраза «И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный»». ) Давайте посмотрим о печенегах небольшой сюжет. (Слайд 20)
-Что такое «осада»? Почему в тексте говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный »? (Предполагаемые ответы детей: «Осада- окружение войсками укреплённого места с целью захвата».)
-Прочитайте в сноске, что такое вече? (Ответы детей: «Собрание горожан для решения общественных дел, важных вопросов».)
-Почему же горожане хотели сначала сдаться печенегам? (Предполагаемые ответы детей: «Они понимали, что нужно сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода. Но сдаться врагу – унизительно, поэтому они рады любой возможности, чтобы сохранить честь города, свою честь».)
-В чём заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца? (Предполагаемые ответы детей: «Военная хитрость: показать, что осаждённый город не гибнет от голода».)
-Вспомните, каким героям мифов удавалось победить врагов с помощью ума, хитрости? Это, конечно же, Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем Никто. Он же, Одиссей, посоветовал ахейцам сделать Троянского коня, с помощью которого была завоёвана Троя.
-Какой смысл заложен во фразе горожан «Мы имеем пищу от земли»? (Предполагаемые ответы детей: «Кроме прямого смысла, хитрости, которая дала возможность обмануть печенегов, эта фраза несёт более глубокий смысл: «Это наша земля, она нас кормит, она же нас защищает».)
-Такой народ непобедим. Что же прославляет летописец? (Предполагаемые ответы детей: «В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа».)
-Обратим внимание, что герои этого сказания не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.
-Замените слово восвояси современной лексемой. (Предполагаемые ответы детей: «Обратно; туда, откуда пришли».)
-Изменяется ли интонация при чтении начала и конца сказания? (Предполагаемые ответы детей: «Да, изменяется. Начало мы читаем с трагической интонацией, а концовку – с жизнеутверждающей».)
-Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»? (Предполагаемые ответы детей: «Сказание о белгородском киселе» — отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Со временем оно стало похоже на легенду, и уже никто не может сказать, где в нём правда, а где вымысел. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, пусть и в несколько приукрашенном виде»; «Город выстоял благодаря совету старца. Неслучайно старость и мудрость объединены в одном человеке. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Вот и здесь, в «Сказании о белгородском киселе», честь спасти целый город выпала почтенному старцу»; «Есть поэзия, но образность другая. Пример: «И ушли восвояси»- значит, что ушли подальше»; «В этом произведении не задерживается внимание на описании жестокостей, не лелеется мечта о возмездии врагам. Наоборот, призыв к возвышенному, хорошему – как с помощью простой хитрости избавиться от врагов и избежать кровопролития и гибели народа».)
5.Подведение итогов урока.
-Мы с вами завершили изучение раздела «Древнерусская литература». Зачем мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что древнерусская литература даёт нам, современным читателям? (Предполагаемые ответы детей: «Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ».)
-Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека», по выражению Александра Сергеевича Пушкина, осознаём себя звеном в цепи поколений. Но с историей вы ведь знакомитесь не только на уроках литературы. А что даёт чтение летописи? (Предполагаемые ответы детей: «Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами».)
-Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва, большого знатока древнерусской литературы. Благодаря ему, мы можем знакомиться с древнейшими произведениями Руси. Его переводы с древнерусского языка на современный точны, научны и понятны. (Слайд 22) «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе и заботе о благе Родины».
Контроль темы (Слайд 23) (тест по разделу «Древнерусская литература») (см. Приложение № 1). (Слайды 24-32)
6.Домашнее задание. (Слайд 33)
Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
При составлении конспекта урока использованы следующие ресурсы:
2. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/[В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.:Просвещение, 2012. – С.18-25.