Чему учит произведение обломов
«Обломов»: почему вам стоит перечитать этот роман, даже если лень это делать
Приблизительное время чтения: 10 мин.
В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит перечитать.
Книгу рекомендует заместитель декана философского факультета МГУ имени Ломоносова, кандидат философских наук Алексей Козырев
Автор
Иван Александрович Гончаров (1812–1891) — писатель и литературный критик.
Время написания и история создания
В 1849 году в журнале «Современник» был напечатан большой фрагмент под названием «Сон Обломова», который Гончаров считал «увертюрой всего романа». Полный текст произведения был опубликован через десять лет, в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Критик Николай Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859) писал, что в романе Гончаров показал «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».
Содержание
Сюжетную основу романа составляет история драматической судьбы Ильи Ильича Обломова — дворянина и помещика — и его любви к Ольге Ильинской, девушке «цельного и одухотворенного характера». Их отношениям посвящены центральные вторая и третья романные части из четырех.
О чем роман?
Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»
Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь. Все это мертвецы, спящие люди…»
Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.
А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.
Интересные факты
Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.
С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».
«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.
«Ни на ком здесь нет свежего, здорового лица. »
Отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»
Илья Ильич Обломов рассказывает своему другу Андрею Штольцу о том, каким ему представляется современное общество.
— … Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?
— Что-нибудь да должно же занимать свет и общество, — сказал Штольц, — у всякого свои интересы. На то жизнь.
— Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?
— Это все старое, об этом тысячу раз говорили, — заметил Штольц. — Нет ли чего поновее?
— А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают». А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрослых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: «Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон» — настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: «вот уйди только за дверь, и тебе то же будет». Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. «У меня был такой-то, а я был у такого-то», — хвастают потом. Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку. Ты посмотри: ни на ком здесь нет свежего, здорового лица.
— Климат такой, — перебил Штольц. — Вон и у тебя лицо измято, а ты и не бегаешь, все лежишь.
— Ни у кого ясного, покойного взгляда, — продолжал Обломов, — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища. У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния. Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати.
— Ты философ, Илья! — сказал Штольц. — Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!
— …Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься? Сегодня Мехмет-Али послал корабль в Константинополь, и он ломает себе голову: зачем? Завтра не удалось Дону Карлосу — и он в ужасной тревоге. Там роют канал, тут отряд войска послали на Восток; батюшки, загорелось! лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет. Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно — не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят.
Дела-то своего нет, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А избрать скромную, трудовую тропинку и идти по ней, прорывать глубокую колею — это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пустить некому.
— Ну, мы с тобой не разбросались, Илья. Где же наша скромная, трудовая тропинка? — спросил Штольц.
Обломов вдруг смолк.
— Да вот я кончу только. план. — сказал он. — Да бог с ними! — с досадой прибавил потом. — Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку.
— Какой же это идеал, норма жизни?
Обломов не отвечал.
— Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц.
— Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?
— Как? — сказал Обломов, перевертываясь на спину и глядя в потолок. — Да как! Уехал бы в деревню.
Анализ романа «Обломов» (И.А. Гончаров)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.06.2019 · Обновлено 23.03.2020
Иван Гончаров не стал легендарной фигурой в русской литературе, как Толстой, Тургенев или Гоголь. Его произведения ничуть не менее значимы, чем творения самых великих писателей. Так, роман «Обломов» отобразил важный общественный процесс, который стал нормой ко второй половине девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.
История создания
«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:
Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».
Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.
Направление и жанр
Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.
Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.
Композиция и конфликт
Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность:
В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.
Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.
Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.
Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.
Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.
Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.
Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:
имя | характеристика |
илья ильич обломов | помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя. |
андрей иванович штольц | антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым. |
ольга сергеевна ильинская | молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны. |
агафья | антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему. |
захар | крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину. |
Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:
Проблемы
Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:
Основная идея
Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:
Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.
Чему учит?
Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».
Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.
Художественные особенности и детали
Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.
Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.
Критика
Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.
Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.
Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.
Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:
Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)
Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:
Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись… (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)
Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой:
«Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. (Л.Н. Толстой)
Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.
Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров)
Автор: Guru · Опубликовано 26.09.2017 · Обновлено 08.10.2017
Часто упоминаемый, как писатель-загадка, Иван Александрович Гончаров, экстравагантный и недосягаемый для многих современников, шёл к своему зениту в течение почти что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила к созданию романа ответственно и щепетильно. Роман был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских.
История создания
История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.
Композиция
Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.
Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.
Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.
О чём роман?
Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?
Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».
Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности, о которой Обломов думу думал да и махнул рукой в итоге, ссылаясь на Hypertrophia cordis cum dilatatione ejus ventriculi sinistri. Так о чем же повествует «Обломов»? Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.
Главные герои и их характеристика
Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.
Как говорит Дмитрий Быков:
Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань
Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.
Проблемы
Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.
Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.
Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.
Чем закончился роман?
Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.
Чему учит?
Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.
Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.
Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.
Критика
Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.
Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.
Он пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».
Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.
Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.
Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.
Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.