Чему учит произведение пичугин мост

«Пичугин мост» — читательский дневник по рассказу Е. Пермяка

Рассказ «Пичугин мост» Евгения Андреевича Пермяка был написан в 1949 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Евгений Андреевич Пермяк

Название произведения: «Пичугин мост»

Год написания: 1949

Издательство: Малыш

Год издания: 1986

Количество страниц: 10

Главные герои и их краткая характеристика

Сема Пичугин. Добрый, тихий и молчаливый мальчик. Думает о других.

План пересказа

Краткое содержание и сюжет

По дороге в школу ребята любили поговорить о подвигах. Кто-то мечтал спасти на пожаре ребенка, кто-то поймать огромную щуку, а кто-то слетать на Луну.

Только Сема Пичугин ни о чем не говорил. Он был тихим и молчаливым. Ребята ходили в школу короткой дорогой, перепрыгивая по пути через маленькую речку Быстрянку. Но то мальчик сорвется в воду, то девочки по первому льду провалятся и намокнут, и школьное начальство стало требовать от ребят ходить дальней дорогой.

И решил Сема Пичугин мост построить — срубить старую ветлу, что росла на берегу речки. Два дня рубил мальчик старое дерево, но вот рухнуло оно с одного берега на другой.

Его так и стали называть — Пичугиным, и ходили по нему и ребята в школу, и взрослые по своим делам. А потом ветла сгнила и на ее месте новый мост кинули, из бревен. Но название сохранили.

А потом и вовсе бетонный мост поставили, с чугунными перилами. Но так и звали его по старой памяти Пичугиным.
Вот как в жизни случается.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Ребята часто мечтали о подвигах, но Сема Пичугин ни о чем не мечтал. Он просто решил сделать мост, чтобы дети не падали в речку. Сема срубил старую ветлу, обрубил ветки и приделал перила. По мосту стали ходить дети и взрослые, и назвали его Пичугиным. Когда ветла сгнила, колхоз сделал на ее месте мост из бревен. Когда прошло шоссе, сделали мост из бетона, но звали его Пичугиным.

Основная мысль

Доброе дело три века живет.

Чему учит

Рассказ учит не мечтать о подвигах, а делать их. Учит тому, что самое маленькое, но нужно для других людей дело, можно считать подвигом. Учит трудолюбию и ответственности.

Что понравилось

Мне понравился этот рассказ про скромного мальчика Сему, который сделал такое нужное дело. Никто из ребят не думал о том, чтобы сделать мост, ведь для этого нужно было поработать, все ребята предпочитали просто говорить о подвигах. А настоящий подвиг оказался не на Луне, а тут, прямо под ногами.

Вывод и мое мнение

О человеке будут судить не по его словам, а по делам и по тому, какой он след оставит в жизни. Может быть, вклад человека и небольшой, но сделан от чистого сердца и для всех людей, бескорыстно, вот его и будут всегда помнить.

Источник

Пермяк «Пичугин мост»: главные герои кто, главная мысль рассказа какая?

Главные герои рассказа «Пичугин мост» Пермяка.

Главная мысль рассказа Пермяка «Пичугин мост».

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Рассказ «Пичугин мост» так назван потому, что один мальчик решил сделать переправу через речку Быстрянку, чтобы он и другие ребята смогли ходить в школу более коротким путем. Без моста дели нередко падали в речку. Мост так и назвали фамилией мальчика.

Рассказ учит делать добрые поступки, причем не ради славы, а чтобы людям помочь, чтобы всем было проще и удобнее жить. Также рассказ учит упорству: Сема трудился два дня, пока не повалил дерево. А затем еще и перила еще приделал, чтоб уж совсем хорошо и безопасно было.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

К этим словам можно добавить упорный, трудолюбивый, инициативный, серьезный, заботливый.

Также в рассказе упоминается дедушка, что дал Семе топор и помогал перила делать. Упоминаются ребята, что мечтали прославиться. А также школьники, что неудачно переходили Быстрянку.

План рассказа смотрите здесь.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

В этом рассказе мы знакомимся со школьником Семой Пичугиным, который один сумел построит мостик через речку, повалив огромное дерево.

Главным героем этого рассказа является конечно Сема Пичугин, который доказал другим детям что лучше не мечтать о несбывшемся, а делать то, что нужно себе и другим.

Основным персонажем рассказа можно назвать и дедушку, который поверил внуку и помог ему исполнить его мечту.

Главной мыслью этого рассказа можно назвать то, что нужно делать добро для других, добро бескорыстное, и люди будут это помнить долгие годы.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Главная мысль рассказа: не нужно много мечтать и размышлять о подвигах, нужно просто делать добрые дела, которые бы принесли пользу людям.

Рассказ учит быть трудолюбивыми и ответственными людьми.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

В рассказе Е.Пермяка «Пичугин мост» не так много действующих лиц, главным героем этого рассказа является Сема Пичугин, который построил мост, есть дедушка, который помог мальчика, также в рассказе присутствовали школьники, которые мечтали о великом.

Главной мыслю этого рассказа является то, что не надо мечтать о великих делах, нужно просто брать и делать полезные дела. Вроде бы построить мост через речку не такое уж великое дело, но при этом скольким людям облегчил жизнь этот мост.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Рассказ «Пичугин мост» написал Евгений Пермяк.

В этом интересном рассказе только один главный герой, мальчик по имени Сёма Пичугин. Сёма школьник, который, как и другие дети вынужден ходить из школы дальней дорогой, так как напрямик через реку пройти нельзя, нет моста. Сёма серьёзный мальчик, не любящий болтать попусту. Поэтому в отличие от других детей, он не мечтает о героическом поступке. Он делает мост для всех, чтобы другим было удобно.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Главная мысль рассказа: о человеке можно судить по его делам и поступкам. Не стоит говорить много, лучше слова подкреплять делом, а не мечтать попусту. Не стоит мечтать о героических поступках, достаточно начать с малого, позаботиться о других, сделать что-то хорошее и полезное, чтобы другим было хорошо.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Мальчик Сема Пичугин не был склонен к пустословью, как его товарищи, а любил воплощать в жизнь задуманное.

Вот он решил сделать мост через реку.

Взял самостоятельно и потрудившись топором пару дней смог повалить большое дерево.

Далее Сема сделал к мосту перила и люди стали его использовать, назвав мост в честь мальчика.

Отсюда и название рассказа.

Рассказ помогает нам понять, что пустые слова дела не сделают. Дела делаются трудом.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Евгений Пермяк «Пичугин мост».

Год написания рассказа 1949.

В этом рассказе можно выделить только одного героя, школьника Сёму Пичугина.

Главная мысль рассказа.

Главная мысль заключается в том, что человек славится не делами, а своими поступками. Если Вы сделали какое-либо хорошее дело, то его будут помнить очень долго. А если это ещё и сделано без корыстных целей, то цена этого дела велика. Это показано на примере Сёмы, который сделал мост через реку, тем самым, он помог людям.

Поучительный рассказ о настоящем подвиге.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Главный герой, несомненно, Сема Пичугин. Говоря языком автора, ему свойственны такие черты характера, как «тихий», «молчаливый» мальчик, который ведет себя скромно, не предлагает грандиозных планов, кого бы спасти, а действует, строя мост. Еще мальчик целеустремленный, решительный, он добился своего, мост построил, который его именем назвали.

Главная мысль в том, что лучше, чем рассуждать, что бы сделать на благо людям, взять и сделать благой поступок, совершить доброе и нужное намерение, как поступает Сема. Этот рассказ учит приносить пользу другим людям, думать о других, не ждать помощи, а самому помогать, в этом смысл произведения.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

В рассказе «Пичугин мост» эпитеты (прилагательные, что подчеркивают выразительность, дают определение слову, обращают внимание на что-либо важное, особенное) следующие:

Там, где речь о мечтах мальчиков: самую большую щуку.

О главном герое Семе Пичугине: тихий и молчаливый.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

В описании речки Бытрянки: маленькая речка, крутые бережки, первый лед (когда дети провалились, переходя через реку).

Описание топора: топор хороший, точеный.

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть фото Чему учит произведение пичугин мост. Смотреть картинку Чему учит произведение пичугин мост. Картинка про Чему учит произведение пичугин мост. Фото Чему учит произведение пичугин мост

Отчасти и само слово Пичугин можно считать эпитетом к слову мост. Это сначала «Пичугин» было фамилией, а позже стало названием моста.

Краткое содержание рассказа «Пичугин мост» для читательского дневника читайте здесь.

Источник

О рассказе Евгения Пермяка Пичугин мост

Рассказы и сказки Евгения Пермяка, предназначенные для детей младшего школьного возраста, как правило, невелики по объёму, но очень ценны и значимы в нравственном отношении. Автор учит ребят быть трудолюбивыми, не бояться никакой работы, всё делать основательно и на совесть, создавать полезные вещи своими руками. А ещё – помогать товарищам, быть хорошим другом, не обижать тех, кто слабее. Именно эти вечные истины ребята должны усвоить с ранних лет, чтобы вырасти хорошими, работящими людьми.
Рассказ «Пичугин мост» как раз и прославляет бескорыстный труд на благо других людей. Сейчас это назвали бы волонтёрством, но раньше такого понятия у нас не было, зато ребята, готовые идти на добрые и полезные дела всегда находились (вспомните, например, тимуровцев).

Ребята-приятели главного героя рассказа Сёмы Пичугина по дороге в школу часто разговаривали о подвигах. Каждому хотелось стать героем и прославиться, да так, чтобы ими долго восхищались окружающие и говорили о них с уважением. Например, кто-то желал бы из огня ребёнка спасти или даже на луну полететь. Но ведь домА, к счастью, каждый день не горят, а полёты в космос – это почти из области фантастики.

Сёма ни о чём таком вслух не говорил, но оказывается, был готов послужить людям реальным делом, а не словами, не жалея при этом ни своего времени, ни сил.
Чтобы дойти до школы близкой дорогой, ребятам нужно было перепрыгивать через бурную речку, не упав туда и не промочив ног. Ведь моста через реку не было, а большой крюк делать никому не хотелось. Вот и падали иной раз школьники в воду, попадали в больницу. И тогда задумал Сёма Пичугин своими руками сделать мостик! Не ради славы, не ради выгоды, а просто так, чтобы людям стало легче и удобнее переправляться на другой берег.
А был Сёма хоть и невелик, но парень не промах: не боялся трудной работы.
Что придумал мальчишка, как он трудился, не покладая рук, получилось ли у него что-нибудь в результате – юные читатели узнают из текста рассказа. И, разумеется, поймут, почему появился в округе мост под названием Пичугин. И каждому станет ясно, что никакая призрачная слава, никакие заоблачные мечты и прожекты не заменят реального, полезного дела, сделанного бескорыстно. И люди всегда будут благодарны тому, кто сумел сделать их жизнь чуточку лучше. Они не забудут имени этого человека, сколько бы лет ни прошло…

Источник

Конспект урока литературного чтения Е.Пермяк «Пичугин мост»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: Е. Пермяк «Пичугин мост»

Составитель: Дадонова Е.П.

Цель : ознакомление учащихся с произведением Е. Пермяка «Пичугин мост», формирование читательской грамотности через использование приёмов критического мышления и АМО.

умение определять тему и идею произведения;

умение давать анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

понимание того, что очень важно уметь нести ответственность за свои поступки,

умение сопоставлять факты между прочитанным и реальной жизнью.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.

Ресурсы: тексты произведения, источники дополнительной информации (толковый словарь), раздаточный дидактический материал, оценочные листы.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, критерии оценивания, плакаты на доску.

Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем здороваться пальчиками.
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (вся ладонь)

А как мы сегодня будем работать на уроке, вы скажите сами, расшифровав слово урок. (прикрепить плакат на доске)

Р – рассуждать, рассказывать

К – комментировать, красиво читать

Учиться интересно тогда,

Когда виден результат труда!

Группа будет оцениваться «Цветной дорожкой» (цвета светофора)

А на индивидуальном Листе успеха вы будете ставить баллы.

II . Мотивационный этап

— Можете ли вы предсказать, о чём и ком мы будем говорить на уроке? (не знаем автора и название произведения)

— Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание. Какие получились слова? (Пичугин мост, Евгений Пермяк)

— Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке?

III . Знакомство с автором (тексты о писателе на партах, читают в парах)

Что вы узнали о писателе? (вопросы на лепестках ромашки)

«РОМАШКА»: (по группам)

1. Где и когда родился Е. Пермяк?

2. Какую роль сыграл город, где родился писатель в его творческой биографии?

3. Кто воспитывал писателя в детстве ? Где учился писатель?

4.Думал ли Е. Пермяк, что станет писателем?

(проверка по вопросам учителя)

— У вас на партах листочки, на которых написаны разные черты характера. Выберите и подчеркните те черты, каким вы представляете себе этого человека.

Добрый Умный Трудолюбивый

Мудрый Фантазёр Шутливый

IV . Первичное восприятие текста. Приём «Чтение с остановками».

1 часть рассказа «Пичугин мост»

— О чем любили разговаривать мальчики по пути в школу? Какой из перечисленных поступков был для вас «подвигом»? А вы знаете, что такое подвиг?

— Какой дорогой они ходили в школу?

— Почему эта дорога считалась опасной?

— Что задумал Сема Пичугин?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе дальше?

— О ком заботился Сема Пичугин, когда рубил старую иву? Кто ему помог?

— Что из этого получилось?

— Как его поступок оценили взрослые? Что было дальше?

Ваша задача: самостоятельно дочитать рассказ до конца, придумать вопросы и задать классу.

— Какие вопросы придумали по содержанию этой части?

— Почему новый мост все люди называли по-старому и не думали ему менять название?

— Поделитесь своими впечатлениями от рассказа?

Когда вы слушали рассказ, были ли слова, непонятные вам?

— Я нашла толкование этих слов в словаре, где ещё можно найти значение непонятных слов? (в учебнике)

Ветла – дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в серёжки.

За семь вёрст киселя хлебать – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.

Колхоз – сельскохозяйственная организация, населенный пункт.

Подвиг – героический поступок, совершённый в трудных условиях.

(обсуждение новых слов и сочетаний)

Три мальчика были родными братьями.

Первый мальчик мечтал о полёте на Луну.

Речка называлась Быстрянка.

Перильца для мостика делали вместе с ребятами.

Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Повторное чтение рассказа.

Задания от 6 шляп (работа в группах)

(Класс разбит на шесть групп. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.)

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Пермяка?

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчиков? Дайте им совет.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

Выступление группы, выводы по тексту.

1гр. «Собери пословицы»

Выберите ту, которая раскрывает основную мысль или идею рассказа .

Доброе дело на добрые дела.

Всякий человек в деле познается.

Жизнь дана само себя хвалит.

2гр. группа. Сделать обложку книги.

— Возьмите лист бумаги и положите перед собой вертикально.

Кто написал этот интересный рассказ?

Евгений Пермяк – это автор

— Что мы читаем? (Рассказ, сказку, повесть, стихотворение, басню?)

«Главная мысль». Это наши пословицы. Выберите ту, которая выражает главную мысль рассказа.

« Жизнь дана на добрые дела».

3 группа: «Портрет Сёмы»

Каким вы увидели Сёму в начале рассказа?

Почему Сёма стал строить мост?

Как проявил себя в этой работе?

(подчеркните нужные слова:

Тихий, мечтатели, любящие поговорить, грубые,

заботливый, невнимательный, чуткий, думал о людях, фантазёры, обманщики, трудолюбивый, настойчивый, хитрый, молчаливый)

4группа: «Восстановите модель рассказа» (на листе)

-Ребята, как вы думаете, в каких случаях человек становится известным? ( Когда человек совершает добрые поступки не для себя, я для других)

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь, если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое «Дерево добра». Посмотрим, какой цвет преобладает.

А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.

Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь.

Рассказ о писателе

Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями. Долгое время Женя жил у бабушки в городе Воткинск. Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Евгений Андреевич Пермяк писал повести, рассказы и сказки. У него вышло 30 книг. Лучше всего у Евгения Пермяка получалось писать для детей. Первая книга «Кем быть?» вышла в 1946 году. Это сборник рассказов, объединённых одной целью – познакомить детей с огромным миром профессий.

Источник

Урок литературного чтения по теме «Е.Пермяк «Пичугин мост»». 2-й класс

Класс: 2

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Яркая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку, но не пропала..

А превратилась в волшебное сердечко наших желаний на уроке (слайд 1).

Какие желания вам бы хотелось выполнить на уроке чтения? (слайд 2-3).

Это наши желания. А можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

(не знаем тему урока).

3. Актуализация знаний.

Для того, чтобы исполнить наши желания, мы выполним несколько заданий. У вас на партах лежат конверты в виде сердечка. Конверт на парте один. Что это означает? (верно, мы работаем в паре, советуемся друг с другом, помогаем друг другу в работе).

Посмотрите внимательно на ваши конверты. Как выдумаете, что на них написано? (наш маршрут).

Что написано на первом сердечке? (“играю и догадываюсь”).

Достаньте из конверта задание под №1. Как называется первое задание? (“Шифровальщик”). (слайд 4)

Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание. Какие получились слова? (слайд 5). На доске: (Пичугин мост) Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже. Достаньте из конверта карточку под №2. Как называется следующее задание? (“Будь внимателен”). Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Прочитав только русские буквы, получим предложения. (слайд 6). Проверим, что у вас получилось.

ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ. (слайд 7)

ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ. (слайд 8)

ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ. (слайд 9).

Что это за предложения? (это пословицы). (слайд 10).

О чём они?(о добрых делах). (слайд 11).

На доске: (Добрые дела)

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №3.

Как называется следующее задание? (“Расставь по местам”). Что нужно сделать? (слайд 12).

Буквы рассыпались. Составьте слово. Что получилось? (слайд 13).

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №4. Как называется задание? (“Отгадай”). Что нужно сделать?

Отгадав ребус, вы получите ещё слово. (слайд 14). Что получилось? (слайд 15)

На доске: (Мальчик). Почему эти слова появились на сегодняшнем уроке чтения? (слайд 16). Что они обозначают?

4. Первичное восприятие.

Открывайте текст. Какую важную информацию о произведении мы не назвали? (имя автора) (слайд 17)

На доске: (Евгений Пермяк)

К какому сердечку переходим? (“Слушаю, думаю и проверяю”). Сейчас вы послушаете текст, а кто будет особенно внимательным, тот сможет успешно выполнить следующее задание. Слова, которые вам не совсем понятны, запомните. (Читаю).

Какие ваши впечатления? Понравилось ли вам произведение?

Вернёмся к карточкам на доске. Оправдались ли ваши предположения?

Достаньте карточку под №5. (слайд 18)

Тем, кто внимательно слушал рассказ, тому будет легко справиться со следующим заданием. Я читаю вам фразы, а вы ставите “+” или “-”.

— Три мальчика были родными братьями( –)

— Первый мальчик мечтал о полёте на Луну( –)

— Речка называлась Быстрянка (+)

— Сёма Пичугин тоже думал о подвигах( –)

— Перильца для мостика делали вместе с ребятами (–)

— Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу (+)

Наш умный компьютер тоже выполнял работу вместе с нами. Давайте сравним результаты. (слайд 19)

Поднимите руку, кто справился без ошибок. Молодцы!

Физминутка.

Ребята, какое доброе дело совершил Сёма? (построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мост.

5. Анализ произведения.

Как называется следующее сердечко на конверте? (“Расширяем кругозор”).

Когда вы слушали рассказ, какие слова вы подчеркнули?

Достаньте карточку под №6.

А вот те слова, значение которых мне бы хотелось пояснить (на доске). Информацию о слове я нашла в толковом словаре. (слайд 20, 21, 22)

Где ещё можно найти информацию? Ребята, к какому сердечку мы с вами переходим? (“Читаю и рассуждаю”). Дети, а кто бы хотел начать читать рассказ?

Евгений Пермяк
Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

А Сёма Пичугин ни о чём таком и не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым. Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он им рубить ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост!

Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем. или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.

6. Рефлексия.

Какой символ проходил через весь урок? (слайд 24). Как вы думаете, почему сердце?( Добрые дела совершают люди от доброго сердца).

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. На доске у нас ещё одно сердце.

У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.

А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.

Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Н.Михайличенко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *