Чему учит произведение три товарища ремарк
Мнение «Три товарища» Эрих Мария Ремарк
«А удержать ничего нельзя» (с).
Тихая печаль, грусть, чувство обреченности, неизбежности, тленности… Как бездарно я трачу свою жизнь, как не умею я ей наслаждаться, почему я не живу?
Мне было откровенно завидно умению главных героев наслаждаться моментом. Вот они взяли просто выехали за город, ужинали в свое удовольствие, выходили на улицу, ощущали, кажется, каждой клеткой своего тела закат, природу вокруг, чувствовали все в целом и в какой-то момент казалось растворялись в этом великолепии. Потом без печали и сожаления также возвращались в настоящее. Еще немного выпивали. Садились в автомобиль, катались по ночным улицам, растворялись в блаженстве ночи, скорости, дороги… Это моменты понимания себя как частички вселенной, такая гармония, такая сильная и полная жизнь по венам.
Если вы спросите меня: помню ли я хоть один закат так, как они помнят чуть ли не каждый вечер, ночь, утро? Поверьте, мне очень хочется, но нет… (((
Даже, когда они напивались, это было великолепно: «нежный блеск первого хмеля», «плескалась какая-то музыка, и бытие наше было светлым и сильным», «Какая все-таки удивительная штука выпивка! Пока пьешь, у тебя накапливаются разные мысли, ты сосредотачиваешься.. А пройдет ночь, и возникают какие-то провалы и думается – да ведь с тех пор прошла целая вечность!» (с) )))
Мне кажется это большая редкость суметь прожить в одну жизнь и настоящую дружбу, и настоящую любовь. Главному герою очень повезло в этом отношении.
Долго думала над тем, что могло присвоить дружбе и любви статус НАСТОЯЩЕЙ. Они умели тонко чувствовать друг друга. Да, именно. Только тонко чувствуя другого человека ты можешь вытянуть его из пограничного состояния, ты можешь улучшить моменты его счастья, ты можешь сполна испить, разделить чашу как радости так и горя, не задавая вопросов правильно это или нет, а уж тем более выгодно это или нет.
Если вы вдруг подумали, что эта книга о какой-то идеальной жизни – нет, господа и дамы, события происходят в достаточно тяжелые времена. Ремарк хорошо подает послевоенное время и людей Германии, где-то 30-ых годов XX века. «Ушло в прошлое время великих человеческих и даже чисто мужских мечтаний. Торжествовали дельцы, продажность, нищета» (с).
Понравились чисто мужские моменты. Например, чтоб влиться в общество таксистов, Робби сначала отправил в нокаут Густава, затем выпили, признали право и силу друг друга, признали некоторые недочеты и в итоге стали хорошими приятелями.
Сложно высказаться про любовь ибо просто надо читать и чувствовать вместе с героями тот тонкий мир. Грустно лишь от того, что мы так не умеем. Нам надо сожрать любовь, едва вкусив. Нам надо, прикрываясь великим чувством, пользовать до полного истощения друг друга. Ну, к слову, Ремарк приводит пример и таких чувств.
Не получилось читать книгу быстро, надо было смаковать моменты и проживать их вместе с главными героями.
«А удержать ничего нельзя» (с).
Тема дружбы и любви в романах “Три товарища”, “Триумфальная арка”.
«Три товарища», художественный анализ романа Ремарка
К работе над романом «Три товарища» Ремарк приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет в датском издательстве Gyldendal. Книга о дружбе трёх фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году. В настоящее время роман «Три товарища» считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.
Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» — молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трёх товарищей» — конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.
Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» (голодное и безработное) время ещё больше сплотило трёх друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днём и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть своё прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.
Повествование в «Трёх товарищах» ведётся от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. С ним же связана любовная линия романа. Со своей возлюбленной – девушкой из высшего общества, смертельно больной туберкулёзом Патрицией Хольман – Роберт знакомится в День своего Рождения, на дороге. Время и место встречи героев – глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени (Роберт и Пат знакомятся до того, как перед автомастерской расцветает старая слива, то есть, где-то в конце зимы – начале весны, проводят вместе год и вынужденно расстаются со смертью Патриции следующей весной) и пространстве (дорога в «Трёх товарищах» — это не только символический образ жизни, на которой возможно всё (новые встречи и знакомства, попытки утвердить своё превосходство, естественные трудности и препятствия, аварии и драки), но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несётся гоночный автомобиль Кестера – «Карл»).
История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман начинается так же, как у всех послевоенных пар – с телефонных звонков и нескольких свиданий, развивается – в рамках уличных прогулок и автомобильных поездок, посещений кафе, театров и автогонок, совместных ночей, проведённых в пансионной комнате Роберта, и резко меняется с первого совместного отпуска героев, во время которого у Патриции открывается лёгочное кровотечение.
Первая половина романа для Локампа проходит под знаком лёгкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюблённости; вторая – становится настоящим откровением: герой понимает, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь. Если раньше ему всё было безразлично и он жил по принципу «живи, пока жив», то сейчас Роберт хочет жить ради любимой – не ввязываться в драки, чтобы сохранить здоровье, и много работать, чтобы было, чем оплатить санаторное лечение Пат.
Боевые товарищи Роберта не бросают его в трудную минуту. Они готовы помочь ему всем, что у них есть: компанией, чтобы прогнать от влюблённых грустные мысли о смерти; временем — например, по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки; деньгами – Кестер продаёт своего «Карла» для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе.
Патриция Хольман в «Трёх товарищах» становится равноправным другом Локампа, Кестера и Ленца. Роберт не случайно называет девушку «дружище», как только понимает, что любит её: дружба для героя – гораздо более привычная и стабильная субстанция, нежели любовь. Чувственная страсть делает Роберта счастливым, товарищеские узы – наполняют его жизнь смыслом.
Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать ещё одной темой «Трёх товарищей», если бы бытовые трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы (отсутствие работы, продажа Кестером автомастерской и т.п.), ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к лёгкой, обеспеченной жизни (новая жена булочника), быстро забывающих умерших (клиенты Фердинанда Грау), продающих своё тело ради грошового заработка (проститутки из «Интернационаля»), не выглядит чем-то ужасным. Всё это существует и будет существовать ещё очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего – ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.
Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, — это болезнь всего общества, медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.
Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Всё остальное девушка считает удавшимся: она понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь. Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.
По произведению: «Три товарища»
По писателю: Ремарк Эрих Мария
История написания
Изучение произведения «Три товарища» и анализ стоит начинать с истории его создания. Литературное творение стало третьей по счету книгой Ремарка, замыкающей трилогию о потерянном поколении. Глубоко вчитываясь в строки, можно увидеть незримую отсылку к более ранним авторским работам — «На западном фронте без перемен», «Возвращение».
Чтобы написать известнейший роман из нынешней школьной программы, у мастера слова ушло почти 4 года. На момент создания Эрих Мария Ремарк находился в изгнании. Он обосновался в Швейцарии, так как боялся за собственную жизнь. Работы автора сжигались на площадях городов Германии. Все произведения именовались проявлением предательства, вражеских происков. Наверное, поэтому книга наполнена скорбью и отчаянием писателя, отождествляющего себя с Ленцем (одним из трех товарищей), которого убивали на митингах нацисты.
Несмотря на предложение вернуться на родину, Ремарк отказался, догадываясь о тайных помыслах полиции. Опубликовав книжку на немецком языке, писатель лишился гражданства.
Рецензии на книгу Три товарища
Анализ романа Ремарка Три товарища
Роман по праву занял свое достойное место в литературе, а его афоризмы из текста по сей день являются очень актуальными для многих людей.
История создания
Эту книгу Ремарк писал долгих 4 года, и она является продолжением двух его предыдущих романов «На западном фронте без перемен» и «Возвращение», замыкая трилогию, посвященную потерянному поколению.
То, что происходило в Германии в начале тридцатых годов 20-го столетия, очень ранило душевно писателя, он не мог смириться с действующим положением, переживал за будущее поколение и за свою страну. Ремарк пишет книгу «Пат», что является началом романа. Книга выходит в свет в 1933 году. На то время писатель уже был в опале, его книги сжигались публично на площадях городов и он вынужден был с женой бежать из страны.
Спустя некоторое время правительство Германии предлагает писателю вернуться в страну, но он не соглашается. Роман увидел свет в Дании в 1936 году на датском языке и возымел большой успех. В 1938 году его публикуют в США на английском, а в 1938 году в Амстердаме роман публикуется на немецком. Книга была принята на ура во многих странах мира, а в родной стране его и жену лишают германского гражданства, а их родственники попадают в опалу.
Сюжет
В книге изображена Германия после первой мировой войны и жизнь людей тех времен. Им тяжело было выживать: царили нищета, голод, разруха. Но самое страшное – моральная катастрофа. Многие не справлялись со своими эмоциями, пережив войну и лишения, они страдали, часто пили, чтобы забыться.
На фоне всего этого постает дружба трех товарищей Роберта Локампа, Готфрида Ленца и Отто Кестера, которые вместе прошли через войну, лишились многого, но только не дружбы. Именно дружба помогает им выжить в маленьком городке послевоенного периода. Они работают в автомастерской, часто вспоминают о войне, но стараются поддержать и помочь друг другу, находя в жизни радости. И когда один из друзей Роберт встречает девушку Пат, все вместе считают и ее своим другом, а когда та тяжело заболевает, до последней минуты ее жизни помогают ей и Роберту. Пат умирает, погибает один из друзей, и жизнь становится безрадостной на фоне кризиса страны. Неизвестно, что будет с ними дальше, ведь грядет большая война.
Главные герои
Роберт Локамп – человек очень чувствительный и ранимый. В 30 лет он одинок и несчастен, тяжело переживает прошедшую войну. Много времени проводит за выпивкой и уже не надеется на лучшее будущее. Но тут он встречается с девушкой Пат, которая многое изменила в нем. Роберт впускает ее в свою жизнь и меняется в личностном плане к лучшему. Но счастье его длилось недолго, все изменилось после смерти Пат.
Один из друзей – Готтфрид Ленц. Человек он задорный, веселый, любит много болтать, является заводилой в любой компании, всегда готов прийти на помощь. Он также прошел всю войну, но не потерял чувства юмора. На митинге фашистов он погибает по случайному недоразумению.
В отличие от Готфрида Отто Кестер имеет серьезный, волевой характер. Войну он прошел летчиком, а после нее увлекся автогонками. Имея свою автомастерскую, он забрал работать туда своих друзей. Отто очень переживает за болезнь Пат, даже продает свой гоночный автомобиль, чтобы поддержать ее.
Смысл произведения
Автор показывает в произведении сущность войны и ее последствия влияния на судьбы поколения, которое прошло через нее. Именно война порождает потерянное поколение и калечит души людей, доводя до разочарования.
Проблематика
В романе затронуты проблемы любви и дружбы, проблемы войны и ее последствий, общества послевоенной поры. Война несет разрушения и лишения, а также кризис как экономический, так и социальный, утрачиваются все нравственные устои общества. Безысходность, потеря близкого человека, утрата веры в Бога. В конце произведения явно просматривается проблема зарождения фашизма.
Вывод
Всем своим произведением Ремарк пытается донести до читателя, что у войны страшное лицо.
2 вариант
Произведение под названием «Три товарища» поднимает очень тяжелые темы и проблемы. Главные герои работы – люди, живущие в Германии после первой мировой войны. Эта кровопролитная война прошлась по спинам огромного количества людей и никого не пощадила. Страна находилась в ужасном состоянии. Из-за людей с амбициями и желанием господствовать пострадали ни в чём неповинные граждане. Их жизни были разбиты вдребезги.
Эрих Мария работал над романом четыре года. Книга вызывала отрицательную реакцию со стороны правительства. Писатель уехал в Швейцарию, понимая, что на родине его ждут серьёзные неприятности. Его идеи считали антиправительственными, неоднократно пытались заманить Ремарка в Германию. Он был умнее и понимал, что скрывается за приглашением властей. После издания книги на немецком писатель лишается гражданства.
Автор без страха поднимал все злободневные и жестокие темы двадцатого века. После войны люди оказались в ужасном положении. Они потеряли близких людей на полях сражения, многие умирали от болезней на глазах. Каждый переживал свою трагедию. Народ был измучен. Простым гражданам война не была нужна. Однако, за чужие амбиции пришлось расплачиваться сполна.
Главные герои произведения – три друга, прошедшие войну. Роберт, Отто и Ленц. У всех тяжелая судьба, но ребята не сдаются. Работают в мастерской, геройски преодолевая трудности. У друзей была хорошая знакомая – Пат, милая и весёлая девушка. Она смогла вернуть к жизни и зажечь искру в сердце Роберта. К сожалению, их счастье прожило недолго. Вскоре девушка умирает от туберкулеза. Роберт полностью опустошен и лишён смысла жизни. Ленца убивают на площади. Теперь осталось только два товарища, которые вынуждены жить дальше в этом ужасном и жестоком мире.
Автор поднимает тему ужасов войны. Знакомит читателя с истинной безысходностью, от которой невозможно скрыться. Люди живут в ужасной реальности, от которой можно забыться только в состоянии опьянения. Будущего нет, жизнь стала абсолютно бессмысленной. Героям только и остаётся ждать своей кончины.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Ремарка Три товарища
Популярные сегодня темы
События пьесы разворачиваются в дворянском имении с огромным вишневым садом, в котором выросло не одно поколение этой семьи. Трудное финансовое положение ставит хозяйку поместья Раневскую Любовь Андреевну перед сложным выбором
Булгаков в своем замечательном произведении раскрыл образы второстепенных персонажей, который получились очень яркими, интересными и запоминающимися.
В восемнадцатом веке мы можем встретить множество выдающихся авторов, чьи произведения читают и учат наизусть. Один из них – Гавриил Романович Державин – поэт эпохи Просвещения, а также выдающийся государственный деятель
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.
Поначалу Маша Троекурова вызвала у меня смешанные чувства – мне казалось, что она такая же, как и все представители «высшего общества»: заносчивая, высокомерная, алчная
Тема товарищества в романе Э. М. Ремарка «Три товарища»
История создания
«Три товарища» — третья по счету книга Ремарка, замыкающая трилогию о потерянном поколении («На западном фронте без перемен» и «Возвращение»). Ее автор писал почти 4 года, известно, что сначала он выпустил небольшой роман «Пат», а потом переделал его в полномасштабную картину нравов послевоенной Германии. Сам писатель в это время уже жил в изгнании, в нейтральной Швейцарии, опасаясь за свою жизнь. Его творения сжигали на немецких площадях, именуя предательскими и вражескими происками. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца.
Как раз перед изданием романа ему предложили вернуться в Германию, но он, зная порядки тайной полиции, отказался. После публикации на немецком языке (изначально он напечатал книгу в Дании) его официально лишили гражданства.
О чем роман?
Анализ романа «Три товарища» Ремарка уходит своими корнями глубоко в историю. Германия только что оправилась от крови и разрушения Первой Мировой войны. Но, помимо разрушенных зданий и погибших людей, она оставила множество живых, чьи судьбы были изодраны в клочья застигшим их кризисом. Страдающие от безработицы, нищеты, отсутствия должного социального обеспечения – эти люди находили утешение в барах и увеселительных заведениях. Там, где можно было забыть и забыться одновременно, где даже самая остро болевшая душа под действием спиртного на мгновение успокаивалась, а боль временно стихала.
И в этой мрачной картине из криков, послевоенных политических всплесков, призраков прошлого и кошмарных пробуждений в холодном поту Э. Ремарк показывает нам трёх друзей, военных товарищей, которые уже теперь в мирное время вместе продолжали свой путь (это Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер). Вот, про что написана книга «Три товарища». Они работают в автомобильной мастерской, которой владеет Кестер, благодаря чему и держатся на плаву. Живут, по сути своей, воспоминаниями, так как никакого светлого будущего сквозь мглу разрушения и смерти не видно. Главный герой часто вспоминает, как вместе они воевали, как складывалась жизнь после войны. И, несмотря на гнёт воспоминаний, друзья не потеряли своё чувство юмора и старались не слишком часто поднимать запутанные и тёмные задворки своих судеб, чтобы не сойти с ума. Ведь, если слишком много думать о плохом и не уметь шутить, то наверняка можно лишиться рассудка.
Второстепенные герои
Альфонс — хозяин бара, товарищ Ленца. Любитель распускать кулаки, также обожает хоровые песни.
Жаффе — врач, который занимается лечением Пат
Матильда Штосе — уборщица автомастерской, увлекается выпивкой.
Роза — путана, имеет дочь. Она отдала свою дочку в приют, но продолжала навещать ее, приносить одежду, которую сама же и вяжет.
Супруги Хассе — семья, которая ссорится из-за отсутствия денег, нервной обстановки вокруг.
Фердинанд Грау — художник-философ. Основой его заработка является рисование портретов умерших с фотографий.
Фрау Залевски — хозяйка пансиона, в котором жил Роберт Локамп.
История рассказывает о борьбе простых людей за возвращение к жизни, затронутой войной и безусловной любовью.
Главные герои
«Три товарища», художественный анализ романа Ремарка
К работе над романом «Три товарища» Ремарк приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет в датском издательстве Gyldendal. Книга о дружбе трёх фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году. В настоящее время роман «Три товарища» считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.
Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» — молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трёх товарищей» — конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.
Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» (голодное и безработное) время ещё больше сплотило трёх друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днём и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть своё прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.
Повествование в «Трёх товарищах» ведётся от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. С ним же связана любовная линия романа. Со своей возлюбленной – девушкой из высшего общества, смертельно больной туберкулёзом Патрицией Хольман – Роберт знакомится в День своего Рождения, на дороге. Время и место встречи героев – глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени (Роберт и Пат знакомятся до того, как перед автомастерской расцветает старая слива, то есть, где-то в конце зимы – начале весны, проводят вместе год и вынужденно расстаются со смертью Патриции следующей весной) и пространстве (дорога в «Трёх товарищах» — это не только символический образ жизни, на которой возможно всё (новые встречи и знакомства, попытки утвердить своё превосходство, естественные трудности и препятствия, аварии и драки), но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несётся гоночный автомобиль Кестера – «Карл»).
История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман начинается так же, как у всех послевоенных пар – с телефонных звонков и нескольких свиданий, развивается – в рамках уличных прогулок и автомобильных поездок, посещений кафе, театров и автогонок, совместных ночей, проведённых в пансионной комнате Роберта, и резко меняется с первого совместного отпуска героев, во время которого у Патриции открывается лёгочное кровотечение.
Первая половина романа для Локампа проходит под знаком лёгкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюблённости; вторая – становится настоящим откровением: герой понимает, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь. Если раньше ему всё было безразлично и он жил по принципу «живи, пока жив», то сейчас Роберт хочет жить ради любимой – не ввязываться в драки, чтобы сохранить здоровье, и много работать, чтобы было, чем оплатить санаторное лечение Пат.
Боевые товарищи Роберта не бросают его в трудную минуту. Они готовы помочь ему всем, что у них есть: компанией, чтобы прогнать от влюблённых грустные мысли о смерти; временем — например, по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки; деньгами – Кестер продаёт своего «Карла» для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе.
Патриция Хольман в «Трёх товарищах» становится равноправным другом Локампа, Кестера и Ленца. Роберт не случайно называет девушку «дружище», как только понимает, что любит её: дружба для героя – гораздо более привычная и стабильная субстанция, нежели любовь. Чувственная страсть делает Роберта счастливым, товарищеские узы – наполняют его жизнь смыслом.
Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать ещё одной темой «Трёх товарищей», если бы бытовые трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы (отсутствие работы, продажа Кестером автомастерской и т.п.), ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к лёгкой, обеспеченной жизни (новая жена булочника), быстро забывающих умерших (клиенты Фердинанда Грау), продающих своё тело ради грошового заработка (проститутки из «Интернационаля»), не выглядит чем-то ужасным. Всё это существует и будет существовать ещё очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего – ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.
Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, — это болезнь всего общества, медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.
Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Всё остальное девушка считает удавшимся: она понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь. Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.
По произведению: «Три товарища»
По писателю: Ремарк Эрих Мария
Смысл произведения
Ремарк хотел показать, как война порождает потерянное поколение, как калечит жизни ни в чем не повинных людей по обеим сторонам баррикад. Молодые люди хоть и воевали на стороне агрессора, сами не хотели мирового господства, но сполна познали расплату за амбиции своего государства. Упадок во всех сферах деятельности общества, изображенный в романе, — результат поражения Германии в Первой мировой. Отсюда и все беды трех товарищей: полнейшая неустроенность, внутренние кризисы, бедность, отсутствие перспектив, проблемы с алкоголем и разочарованность. Жертвой социального катаклизма (зарождающегося фашизма) стал Ленц, от недоедания в связи с дифицитом военного положения смертельно заболела Пат. На судьбе героев писатель изобразил черную метку войны, поэтому главной идеей романа «Три товарища» можно считать антимилитаристский, гуманистический посыл в вечность, предостережение потомкам о том, как уродлива и ужасна кровавая бойня на самом деле. Когда зрелищные баталии проходят, остаются перемолотые в жерновах истории люди.
Проблематика
Краткое содержание произведения
Глава 1
Утром в автомастерской главный герой, Роберт Локамп, встречает подвыпившую уборщицу Матильду Штосс — она, не зная меры в алкоголе, выпила бутылку коньяка, оставленную в кабинете без присмотра. Но вместо того, чтобы вынести ей выговор, Роберт делает женщине предложение выпить еще по поводу своего юбилея. Локампу исполнилось тридцать.
Выпив с начальником, женщина удаляется и Робби остается наедине с воспоминаниями. Перед глазами проносится юность и молодость: 1916 — совершеннолетие, Первая Мировая в самом разгаре, он призван на фронт, ужасная гибель товарищей от газа, пущенного по окопам, грязь, голод и вечный страх смерти. 1919 — путч. Взяты под арест друзья Роберта — Ленц и Кестер. Кризис и нищета.
Возвратившись с войны Кестер недолго работал военным пилотом, а потом профессионально занялся автогонками и на закате карьеры приобрел мастерскую по ремонту автомобилей. Сначала к Кестеру присоединился Ленц – последний романтик (он сам о себе так говорил), до работы в мастерской он много путешествовал. Позже к ним примкнул и Локамп. Прибыль с автосервиса была небольшая, но на жизнь хватает. Все было бы отлично, если бы не «нежданно возникающее прошлое, которое таращит мертвые глаза». Забыться помогает алкоголь.
От раздумий Роберта отвлекают внезапно появившиеся друзья. Ленц командует «встать», товарищи произносят поздравления и вручают подарок — шесть бутылок отличного выдержанного рома. Вечером молодых людей ждет торжество. Ну а пока нужно поработать. Целый день они провозились с ремонтом старого кадиллака, ожидая получить по итогу существенное вознаграждение за ремонт.
Как только на город опускаются сумерки, товарищи оставляют работу и едут в пригород праздновать юбилей. Троица выезжает на «Карле», старой и нелепой колымаге, оснащенной мотором настоящей гоночной машины. Друзья развлекаются тем, что соревнуются с роскошными автомобилями на дороге: сначала пропуская вперед, а затем неожиданно обгоняя и наблюдая за смешной реакцией удивленных соперников.
В этот вечер молодым людям удалось подшутить над водителем бьюика, он долгое время не сдавался: то периодически отставая, то догоняя “Карла”. Но приехав в ресторан, они пересекаются с ним и его спутницей — очаровательной Патрицией Хольман. Компания предлагает новым знакомым присоединиться, и все вместе празднуют юбилей Роберта. Девушка очень понравилась компании, Ленц пытается выяснить кем приходится Роберту – водитель бьюка, Патриция Хольман. В этот время Роберт внимательно следит за ней, она ему кажется прекрасной. Перед тем как проститься, он решается попросить у неё номер телефона, мотивирую, что будет переживать как она доедете, ведь Роберт довольно пьян.
Главы 2-4
По прошествии праздника Роб добирается домой – в меблированные комнаты пансиона фрау Залевски. Здесь нашли пристанище люди с различными судьбами. Супружеская пара Хассе, бесконечно ругающаяся по поводу финансов, юный студент-второкурсник Георг Блок, тщетно пытающийся накопить на обучение в университете и обедневший граф Орлов — бежавший из России в разгар революции, которого неумолимо преследует прошлое. Однажды Роберту довелось увидеть, что тот побледнел, услышав рев заводящегося мотора — под этот звук на родине убили его отца. Каждый житель этого места помогает другому как может: дружеским одобрением, эмоциональной или финансовой поддержкой… Напротив дома – кладбище, а неподалёку кафе «Интернациональ», где Робби работал тапером.
Проснувшись, Роберт находится записку с номером телефона. Но не решается позвонить, находя для себя различные причины.
Он целый день бродит по городу, вечером зашел в автосервис проведать товарищей. Вернувшись домой он решается позвонить и пригласить Пат, как ее прозвали друзья, на свидание.
Девушка желает встретиться в кондитерской, но пару смущает шумная толпа гостей, и через полчаса они уже сидят в баре. Главный герой предпринимает отчаянные попытки расположить спутницу к себе, но разговор не клеится и мужчина чувствует, что у них
«не может быть никаких точек соприкосновения». Чтобы раскрепостить себя, он выпивает несколько рюмок. Ром “развязал” язык, и Робби уже не испытывал сложности в общении, рассказывая придуманные истории Патриции. Локамп провожает подругу и на обратном пути осознает, что слишком пьян и старается вспомнить, что мог наговорить новой знакомой, поэтому расстроенный и раздосадованный возвращается в кабак и заказывает у Фреда, хозяина, новую порцию выпивки. И напивается — теперь по-настоящему, от обиды на самого себя. На следующее утро Робби завтракает в «Интернационале» и, как бы не старался, все не может привести мысли в порядок. Он встревожен тем, что произвел на Патрицию неприятное впечатление. Затем, добравшись до мастерской, обсуждает вчерашнее свидание с Ленцем, экспертом в любовных вопросах. Тот предлагает отправить женщина цветы и товарищ так и поступает — посылает букет роз в качестве извинения, без лишних оправданий.
Главы 5-9
Друзья чинят кадиллак и пытаются найти покупателя, который возьмёт машину подороже. Роберт и Отто посещают вечер у общего друга. Готтфрида, общаются с разными людьми, среди них Тео Браумюллер — заядлый автогонщик и Фердинанд Грау — знаток философии и портретист, создающий картины с фото усопших.
Хотя у Роберта появилось множество дел, из головы никак не выходит Пат. Да он и не против. Мужчина все больше думает о бытии, о прошлом, мысленно переносясь в те годы, когда он только вернулся с войны: молодой и самоотверженный, не верящий никому и ничему, кроме самого себя. Сейчас все по-другому, прошло время мечтаний и грёз.
Сегодня предстоит еще один долгожданный вечер с Патрицией. Роберт забирает из мастерской кадиллак и зовет красавицу поужинать в одном из самых шикарных ресторанов, в котором ему только доводилось бывать. Но как бы не оказалось странным, к его удивлению, спутница отказывается — ей неинтересно проводить вечер в «идеальном светском обществе». Тогда пара решает заглянуть в пивной бар, Локамп подмечает непринуждённую манеру поведения подруги. В баре они встречаются с Ленцом, тот чуть сдерживал себя чтобы не отпустить пару колких фраз.
Немного посидеть, они уходят из бара. Пара катается по окрестностям и на безлюдной улочке Роберт предлагает девушке сесть на водительское сидение и учит трогаться с места, разворачиваться, тормозить. Между молодыми людьми возникает такая близость, «словно каждый поведал историю своей судьбы».
Нежданно пара пересекается с Ленцем и тот ведёт их луна-парк. Компания играют в игру, суть которой заключается в том, чтобы закидывать колечки на крючки. Для друзей это проще простого – в свободное время на службе они часто занимались тем, что, набрасывали вот так шляпы. Им удается заполучить все призы на двух аттракционах. Наигравшись, они раздают весь выигрыш болельщикам, оставив себе бутылку вина и сковороду в мастерскую.
Спустя два дня товарищам удается продать автомобиль, над которым они так долго трудились, за отличную сумму. Это была сделка, которую провернул Робберт. Он очень долго общался с владельцем трикотажной фабрики, чтобы продать это автомобиль. Тот был очень хваткий в вопросах касаемых денег и требовал большой скидки.
Патриция заболевает, и они с Робертом не видятся целую неделю. Робби с нетерпением ждёт выздоровления подруги и приглашает к себе, как только та начинает поправляться.
Роберт готовиться к встрече с долгожданной гостьей — наводя порядок в квартире и желая произвести хорошее впечатление. Но в последний момент оказывается, что девушка вынуждена отправиться на деловую встречу. В утешение Пат предлагает Роберту прогуляться. Роберт раздосадован и всем видом показывает это Патриции, но ей не передается угрюмый настрой – девушка весь вечер смеётся и целует Робби на прощание. Домой Локамп приходит в совершенно ином расположении духа.
Главы 10-14
Кестер участвует в гонках на «Карле», присвоив его к классу спорткаров. Противники смеются над машиной и Ленц находится на взводе — ещё немного и он точно набросится на кого-нибудь, чтобы подраться, но Локамп вовремя останавливает товарища. Авто несутся по шоссе, обгоняя друг друга. Кестер очень долго готовился к этой гонке, отрабатывая повороты, он учился проходить их на высокой скорости, не сбавляя темп. В итоге, «Карл», ушедший со старта последним, на удивление всем, лидирует. Компания намерена отпраздновать это событие и бармен Альфонс зовет всех на угощение, предлагая бесплатную выпивку — друзья принимают это за большую честь.
Робби знакомит Пат с друзьями, и та чувствует себя очень уверенно и производит отличное впечатление на всех в компании. Под конец застолья Роберт предлагает девушке незаметно исчезнуть и отправиться к нему в гости. В эту ночь Патриция засыпает у мужчины на руках и тот ощущает, что его любовь к Пат взаимна, не верится, что такая женщина может его любить. Ему страшно спугнуть свои еще недостаточно окрепшие чувства.
Наступило затишье, заказов на ремонт автомобилей почти не было. Тогда друзья принимают решение, приобрести на распродаже машину, с целью её отремонтировать и продать или использовать по своим нуждам. Друзья отправляются на аукцион, где продают имущество за долги. Там они встречают угрюмого мужчину, который ходил вокруг своей машины он купил её новой, но теперь не мог рассчитаться и у него его забрали. Им не позволяет совесть предложить за эту машину слишком мало, хотя один из участников подбивал их на это. Оплатив, они забирают автомобиль и решают использовать его как такси. Жребий выпадает Робби и тот первым принимается за работу. Но среди таксистов тоже была конкуренция, Робби даже приходится драться, чтобы его приняли в это общество. После, угощая коллег — конкурентов водкой, он быстро располагает их к себе и даже обзаводится новым другом — Густавом.
Желание «узнать о Пат больше, увидеть, как ей живётся» приводит Роберта к ней в гости. Видя дорого и изысканно обставленную квартиру, Локамп с неприязнью и горечью понимает, что они находятся на разных социальных уровнях.
Патриция делится историей о смерти матери, которая оставила в ее сердце глубочайший отпечаток и на год приковала к кровати. Однако, эта боль научила девушку ценить даже самые незначительные моменты и радоваться новому дню, каким бы неудачным он сначала не казался.
Случайно Робби знакомит свою избранницу с хозяйкой квартиры, которую он снимает. Фрау Залевски понравилась девушка, но она заявляет, что такой даме нужен состоятельный и остепенившийся мужчина, а гуляка Локамп ей совсем не пара. Роберт задумывается над этими словами — вдруг все действительно так?
Когда смеркается пара выдвигается в театр — на этой вылазке настояла Пат. Роберту тяжеловато адаптироваться: постановки, картинные галереи и представления уже совсем не для него, он утратил рвение к «этим обычаям буржуазии». Неожиданно влюбленные встречают старых знакомых Патриции — обеспеченных людей с утонченным вкусом. Роберту становится еще менее комфортно и он, ничего не объяснив Пат, сбегает и всю ночь проводит в кабаках. Утром, немного протрезвевший, он встречает девушку на лестнице. Пара мирится и условливается проводить больше времени друг с другом, без посторонних. Пат рассказывает ему, что ранее квартира в которой она живет, вся принадлежала ей, но она не умеет работать и распоряжаться деньгами, поэтому она была вынуждена квартиру продать, а себе оставить несколько комнат и снимать их.
Она не хочет думать о том, что будет завтра хочет наслаждаться жизнью сейчас.
Главы 15-18
Роберту удается совершить еще одну выгодную сделку и на вырученные деньги он увозит Пат к морю на две недели. По пути они останавливаются в лесу, чтобы немного отдохнуть от дороги. Пат слышит, как кукует кукушка и начинает считать ее вскрики. Получается сто — столько лет девушка ей хотелось бы жить.
Отдыхая, Робби наблюдает за подругой и впервые обращает внимание на то, как «бесконечная страсть к жизни мгновенно переменяется тяжелой усталостью». Неожиданно, девушка ощущает недомогание и просит Робби отвезти ее в номер.
С утра у Пат начинается кровотечение, и Роберт срочно спешит найти для нее медицинскую помощь. По близости есть врач, но он рекомендует вызвать врача, у которого наблюдается Пат. Роберт пытается дозвониться в клинику, но не застает на месте доктора. Тогда он обращается к Кестеру, чтобы тот нашел доктора и рассказал ему о случившемся. Кестер привозит доктора за 2 часа, хотя никто не верит, что это возможно. Доктору Жаффе удается быстро спасти ее, остановив кровь. Две недели девушке необходимо, чтобы поправиться и пара сможет ехать обратно в город.
Жаффе вынужден поведать Роберту о недуге Пат — у нее большие проблемы с легкими- туберкулёз, и говорит, что ей скоро нужно будет уехать отсюда в санаторий, т. к. климат здесь очень суровый в это время года. Он проводит Робби некое подобие ознакомительной экскурсии, проводя по зданию и рассказывая о процессе лечения, знакомя с некоторыми больными — многим удается поправиться. Он начинает задуматься почему так, вот есть жизнь и нет. Есть те, кто не ценит жизнь, и она им дана, а вот Пат она хочет жить долго, но у неё нет возможности.
За Робертом остается только не показывать девушке свое беспокойство, убедив ее, что все в порядке. Побеседовав с новым другом и коллегой таксистом Густавом о том, чем можно занять женщину, чтобы ей не было одиноко, он решает подарить Пат породистого щенка.
Главы 19-23
В процессе новой подготовки «Карла» к автогонкам на глазах товарищей происходит ужасное столкновение двух автомобилей. Друзья везут пострадавшего водителя в госпиталь и получают заказ на ремонт пострадавшего авто. Пришлось приложить огромные усилия, чтобы заказ не достался их конкурентам — братьям Фогт.
Второй месяц осени в самом разгаре — доктор Жаффе просит Локампа встретиться с ним и сообщает о том, что Патрицию прямо сейчас необходима госпитализация. Потому что в промозглую погоду девушка подвержена большей опасности. Врач объясняет, что горный климат поможет ей пережить зиму легче, а весной у нее получится вернуться к привычной жизни в городе. Тем же вечером, поужинав на прощание с друзьями, пара уезжает.
По возвращении домой Роберта ждет новость о том, что недавний ремонт автомобиля не принес абсолютно никакой прибыли, поскольку его владелец давно обанкротился и ему совсем нечем расплатиться. Дела идут все хуже и хуже. Чтобы хватало денег хотя бы на минимальные нужды, Робби снова вынужден пойти работать в «Интернациональ». Главный праздник зимы он празднует именно там, в окружении близких друзей и знакомых.
Главы 24-28
По городу проносятся волнения. За окнами бесконечные демонстрации и мятежи. На один из подобных митингов отправляется Ленц отправился на митинг. Узнав, что столкновения полиции и протестующих закончились кровопролитием, обеспокоенные Роберт и Отто мчатся искать друга. Товарищи отыскивают его в кабаке и чудом спасают от разгорающейся драки. Направляясь к машине, они натыкаются на группку парней, которые в упор стреляют в Ленца, убивая на месте. Кестер пытается гнаться за ними, но его попытки тщетны.
Больше нет Ленца, «прошедшего войну и всегда умевшего так звонко смеяться» …Отто Кестер обещает себе и друзьям отомстить за лучшего друга. Альфонс тоже подключается к поискам и именно ему удается найти врага и поступить с ним по чести. Они с Робертом спешат к Кестеру и сообщают ему, что справедливость восторжествовала. Все трое едут на квартиру к Робби, где обнаруживают письмо от Пат: она просит Локампа срочно к ней приехать.
Доктор пытается утешить Робби историями о выздоровлении даже самых безнадежно больных, но тот все прекрасно знает. Знает и Патриция. Она грезит только о том, чтобы провести счастливо последние дни, отведенные судьбой. Тем же вечером Пат в первый раз за долгое время покидает санаторий и ужинает в горной деревне с друзьями и возлюбленным. Все вместе любуются закатом: Патриция чувствует, что ей осталось немного, но молчит, не желая никого расстраивать. Мужчины тоже предпочитают скрыть эту информацию от нее.
Перед расставанием девушка передает привет Ленцу — у Отто и Роберта не хватило сил рассказать ей горькую правду.
Перед расставание Роберт, рассказал Ленцу, что хочет остаться, но у него нет денег. Кестер пообещал, что по приезду найдет ему деньги и отправит ближайшей телеграммой.
Отто Кестер продает “Карла”, чтобы отправить деньги другу.
Когда Роберт получает деньги, у него опускаются руки: Ленц погиб, «Карла» продали, а что же с Пат?
А Пат отказывается слушать врачей и умоляет Робби дать ей возможность делать то, что ей захочется. Ей обидно, что они не успели завести ребенка — девушке очень хотелось бы, чтобы что-то после нее осталось. Она говорит с Робертом по душам и открывается, что была с ним счастлива, но, к сожалению, ужасно недолго.
Весна вступает в свои права, в горах сходят лавины. Больные не спят ночи напролет, прослушиваясь к каждому шороху, доносящемуся со стороны гор. Пат хуже и хуже с каждым днем, ей уже трудно вставать с кровати. Она умерла в последний ночной час, еще до рассвета. Она мучилась, сжимая его руку, но уже не узнавая.
Наступил новый день, а ее больше нет…
Концовка
Книга, безусловно, трагическая, наполненная глубинным смыслом, прежде всего, о том возвышенном чувстве, которое всегда волновало всё человечество и не теряло актуальности. Этим чувством была роковая любовь Роберта к Патриции. Вместе с ней в нем умирает жизнь. Женщина в романе символизирует надежду: после ее гибели стране суждено вновь погрузиться во мрак бесплодных амбиций государственных деятелей, а ее народу в лице Роберта выпадет на долю безысходная тоска по мирному небу. Пат и была этим оазисом посреди хаоса. Глядя на нее, даже друзья Роберта почувствовали обновление и радость, однако им нет места в мире, где вновь назревает война: мы видим митинги фашистов, которые вскоре перерастут в самое кровавое событие 20 века. Так изящно, через любовную историю, Эрих Мария Ремарк, являющийся очевидцем и участником событий, выражает мрачное предсказание своей стране. Теперь мы знаем, что оно сбылось, и Роберту, и Отто не удалось выстроить новую жизнь. Конец книги «Три товарища» так и остался открытым финалом, где трагедия лишь ощущается, а не передается буквально.
Пересказ сюжета «Трех товарищей» в сокращении
Краткое содержание Три товарища Ремарк:
Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живём в эпоху отчаяния».
Затем 1919 г. Путч. Арестованы Кестер и Ленц. Голод. Инфляция. После войны Кестер некоторое время был студентом, потом лётчиком, гонщиком и, наконец, купил авторемонтную мастерскую. Ленц и Локамп стали его партнёрами. Заработки небольшие, но жить можно, если бы «внезапно не возникло прошлое и не таращило мёртвые глаза». Для забвения существует водка.
Кестер и Ленц торжественно приветствуют Роберта. Ленц даёт команду «встать» и выкладывает подарки — где-то чудом добытые шесть бутылок старого рома. Но праздник — позже, сейчас — работа.
Друзья купили на аукционе старую колымагу, с виду весьма потешную, оснастили её мощнейшим мотором гоночной машины, назвали её «Карлом» — призраком шоссе. Они работают до сумерек и, выкатив отремонтированный кадиллак, решают на «Карле» отправиться в пригород, чтобы отметить день рождения. Их развлечением становится дурачение владельцев дорогих и роскошных машин, которых они пропускают вперёд, а потом шутя обгоняют. Остановившись в пути, друзья собираются заказать ужин, и тут подкатывает бьюик, который они обогнали. В нем оказалась пассажирка — Патриция Хольман. Объединившись, они устраивают весёлое застолье.
После бурного празднования Роберт возвращается в своё логово — меблированные комнаты. Здесь живут люди, по разным причинам занесённые сюда судьбой. Супруги Хассе все время ссорятся из-за денег, Георг Блок упорно готовится в институт, хотя деньги, накопленные во время работы на руднике, давно кончились и он голодает, графа Орлова держит за горло прошлое — Роберт видел, как он побледнел однажды при шуме заводящейся машины — под этот шум в России расстреляли его отца. Но все они как могут помогают друг другу: советом, добрым отношением, деньгами… Рядом с пансионом — кладбище и недалеко кафе «Интернациональ». Роберт работал там некоторое время тапёром.
Роберт назначает встречу Патриции — Пат, как её окрестили друзья. Он ожидает её в кафе, потягивая коньяк. В кафе толчея, и они решают уйти в бар. Роберт пытается представить себе, кто она и как живёт. Хозяин бара Фред их приветствует, и Роберт начинает чувствовать себя увереннее. В зале один Валентин Гаузер, знакомый Роберту по фронту: он получил наследство и теперь его пропивает. Он счастлив оттого, что остался жив. Его девиз: сколько ни празднуй — все мало. Роберт объясняет, что это единственный человек, сделавший из большого несчастья своё маленькое счастье. У него никак не вяжется разговор с Пат. В конце концов ром делает своё дело, развязывает язык. Роберт провожает её домой и на обратном пути замечает, что пьян. Что наговорил? Досадуя на себя за такую оплошность, он возвращается к Фреду и наливается по-настоящему — от огорчения.
На следующий день по совету Ленца, «гроссмейстера в любовных делах», Роберт посылает Пат букет роз — без единого слова, как извинение. Пат все больше занимает мысли Роберта, заставляет задуматься над жизнью. Он вспоминает, какими они были, вернувшись с войны. «Молодые и лишённые веры, как шахтёры из обвалившейся шахты. Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое, — против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия, мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайших товарищей, не верили ни во что, кроме таких, никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля, но что из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось…
Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы, продажность, нищета». Новая встреча. Роберт и Пат решают покататься по городу. Пат никогда не водила машину, и на тихой улице Роберт сажает её за руль. Она учится трогаться с места, поворачивать, останавливаться, они чувствуют такую близость, «будто рассказали друг Другу историю всей своей жизни». Затем идут в бар. Встречают там Ленца и вместе отправляются в луна-парк, где установлены новая карусель и американские горки. Ленц ждёт их, и теперь они в павильоне, где набрасывают пластмассовые кольца на крючки.
Для друзей это детская забава. В армии во время передышки они месяцами убивали время, набрасывая шляпы на всевозможные крючки. Они выигрывают все призы от будильника до детской коляски. У второго владельца аттракциона все повторяется. Третий объявляет, что он закрывается. Друзья набрасывают кольца на бутылки с вином и все грузят в коляску. Болельщики толпой ходят за ними. Они весело раздают все призы, оставив себе вино и сковородку для мастерской.
Товарищи Роберта принимают Пат в своё сообщество. Они бережно относятся к чувству Роберта, потому что любовь — единственное стоящее на этом свете, «все остальное дерьмо».
Кестер записал «Карла» на гонки, и всю последнюю неделю друзья до глубокой ночи проверяли каждый винтик, готовя «Карла» к старту. Тео советует беречься его «Щелкунчика», а Ленц уверяет, что «Карл» задаст ему перца. Эта колымага заявлена по классу спортивных машин. Механики издеваются над развалиной. Ленц в ярости и готов вступить в драку, но Роберт успокаивает его. Машины мчатся по трассе. Собрались все — здесь и Пат. «Карл» ушёл со старта предпоследним. Теперь он уже третий. Ленц бросает секундомер. Треск моторов. Пат в восторге — Кестер уже второй! Перед финишем у Тео что-то стряслось с мотором, и Кестер, мастер обгона на поворотах, опережает его всего на два метра. Победа!
Друзья собираются кутнуть, но бармен Альфонс приглашает их к себе на бесплатное угощение, и они почитают это за честь. За ужином Пат пользуется слишком большим успехом, и Роберт предлагает ей незаметно исчезнуть. Они долго сидят на кладбищенской скамейке, окутанной туманом. Потом идут к Роберту, Пат рада теплу в его комнате. Она спит, положив голову на его руку. Он начинает понимать, что его любят. Он умеет «по-настоящему дружить с мужчинами», но не представляет, за что его могла бы полюбить такая женщина.
Работы нет, и друзья решают купить на аукционе такси и подрабатывать на нем по очереди. Первому приходится выйти в рейс Роберту. После драки и угощения водкой конкуренты становятся коллегами, и он принят в ряды таксистов, среди которых половина случайных людей. Один из них, Густав, становится его другом.
Он впервые в квартире Пат. Это бывшая собственность её семьи. Теперь Пат только съёмщица двух комнат, где все устроено со вкусом и напоминает о прошлом достатке. Пат угощает его ромом и рассказывает о своей жизни. О голоде, о годе, проведённом в больнице. Родных не осталось, денег тоже, и она собирается работать продавцом грампластинок.
Роберт в огорчении и некотором замешательстве: он не хочет, чтобы она от кого-то зависела. Но что он может сделать… Может, права его квартирная хозяйка, фрау Залевски, которая, увидев однажды Пат, заявила, что ей нужен другой мужчина — основательный и обеспеченный. Грустно, если это окажется правдой…
Роберт выгодно продаёт отремонтированный кадиллак удачливому дельцу Блюменталю. Получив чек, он ласточкой летит в мастерскую. Друзья ошарашены таким коммерческим успехом. Нечасто он выпадает на их долю. После удачной сделки Роберт берет двухнедельный отпуск, и они с Пат едут к морю. По пути останавливаются в лесу и валяются на траве. Пат считает вскрики кукушки и насчитывает сто лет. Вот столько бы она хотела прожить. Кестер предупредил хозяйку отеля фрейлейн Мюллер, у которой жил год после войны, об их приезде. Они устраиваются и отправляются к морю.
Жаффе знакомит Роберта с историей болезни Пат и настаивает на повторном лечении в санатории. Он берет его с собой на обход и показывает больных. Многие выздоравливают. Только не показывать Пат своего беспокойства. Чтобы Пат не скучала, Роберт приносит ей чудного породистого щенка — это подарок Густава.
Пассажиров на такси совсем нет, и Густав затаскивает Роберта на скачки. Роберт чудом выигрывает. Новичкам везёт, и это весьма кстати! «Карла» готовят к новым гонкам, едут обкатывать его в горах. На их глазах происходит авария. Они доставляют раненых в больницу и договариваются о ремонте покорёженной машины.
Приходится отбивать заказ у четверых братьев, которые тоже видели аварию. Старший из них уже сидел за убийство. Жестокая драка, но братья побеждены. В мастерской они сразу начинают ремонт — так нужны деньги.
Похолодало, и непрерывно идёт дождь. Жаффе вызывает Роберта и просит немедленно отправить Пат в горы. В санатории он договорился со своим другом обо всем, и там её ждут. В горах синее небо, снег и солнце. В поезде много бывших пациентов, они едут повторно. Значит, отсюда возвращаются. Они пробыли вместе неделю.
А дома новая беда. Владелец машины, которую они с трудом отбили у братьев, обанкротился, и автомобиль со всем имуществом пущен с молотка. Машина не застрахована, так что они ничего не получат от страховой компании. Мастерскую придётся продать. У них нет иного выхода, как выставить на аукцион все имущество.
Город взволнован. На улицах демонстранты, перестрелки. Ленц с утра ушёл на митинг. Роберт и Отто, обеспокоенные, едут разыскивать его. Они попадают на митинг фашиствующих молодчиков. Послушав немного оратора, который «градом» сыпал обещания «на головы людей», друзья понимают, что люди эти — мелкие служащие, чиновники, бухгалтеры, рабочие заворожены тем, что кто-то думает о них, заботится о них, принимая слова за дело.
«Им не нужна политика, им нужно что-то вместо религии». На этом и играют фашисты. Друзья находят Ленца в толпе, уводят его от полиции и молодчиков. Все идут к машине. Неожиданно появляются четыре парня, один из них стреляет в Ленца. Кестер безуспешно пытается их догнать.
Погиб Ленц, который прошёл войну и умел так хорошо смеяться… Кестер клянётся отомстить убийце. Альфонс присоединяется к поискам подонка.
В пригородном кафе Роберт видит убийцу. Однако тот улизнул, прежде чем друзья решили, что надо предпринять. Кестер уезжает разыскивать убийцу. Роберта с собой не берет — из-за Пат. Однако первым выследил подонка Альфонс и прикончил его. Роберт находит Отто Кестера и сообщает, что возмездие совершилось. Вместе они едут в пансион, где их ждёт телеграмма Пат: «Робби, приезжай скорее…»
Денег мало, и они решают ехать на «Карле», это не просто машина, но верный друг. И снова он их выручает. В санатории врач рассказывает о чудесных выздоровлениях в самых безнадёжных случаях. Кестер молчит. Они слишком много испытали вместе, чтобы стараться утешать друг друга. В деревне, внизу, они обедают. Пат впервые за последнее время выходит из санатория, она рада свободе и друзьям. Они едут за деревню на гребень первого подъёма и оттуда любуются закатом.
Пат знает, что больше этого не увидит, но скрывает от друзей, как и они от неё. Ночью снегопад, и Кестеру надо возвращаться домой. Пат просит передать привет Готтфриду Ленцу, у них не хватило духу сказать ей о гибели друга. Пришли деньги от Кестера. Роберт понимает — Кестер продал «Карла». Он в отчаянии. Ленц убит, «Карл» продан, а Пат?
А Пат больше не может слушать врачей и просит Роберта позволить ей делать, что хочет. У неё одно лишь желание — быть счастливой в оставшееся время.
Март, и в горах начались обвалы. Больные не спят, нервничают и прислушиваются к грохоту в горах. Пат слабеет день ото дня, она уже не может вставать. Она умерла в последний час ночи. Трудно и мучительно. Сжимала его руку, но уже не узнавала. Настаёт новый день, а её уже нет…
Критика
«Три товарища» — третий роман Ремарка – писателя, который к моменту его выхода пользовался мировой известностью. Он стал голосом потерянного послевоенного поколения, неустроенного, разочарованного и циничного. Однако не всем этот голос нравился. Нацистам сентиментальные истории солдат вермахта явно не могли быть по нраву. Милитаристы по убеждениям отвергали мирный посыл автора, им казалось, что он портит общество, которому нужно собрать все силы для мести. Именно поэтому после публикации новой работы литератора лишили немецкого гражданства.
В США, куда он бежал от преследований, его творчество оценили выше. В Голливуде сразу же взялись за экранизацию романа, а такие литературные акулы пера, как Хэмингуэй, лично познакомились с эмигрантом и выразили свой восторг по поводу нового произведения. Ремарка благосклонно принимает пресса, рецензии на его работы исключительно положительные, зато в Германии за родственные связи с автором казнили (так, была убита его сестра, а ему по почте был прислан счет за проведенную казнь).
Автор: Владимир Прохоров
Интересно? Сохрани у себя на стенке!