Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 11 октября 2019 г.

Ушинский К. «Медведь и бревно»

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Медведь и бревно» и их характеристика

Чему учит сказка «Медведь и бревно»
Сказка учит сперва подумать, а потом что-то делать. Учит не переть напролом, а искать обходные пути. Учит не терять голову, не упираться лбом в непреодолимую преграду.

Отзыв на сказку «Медведь и бревно»
Мне понравилась эта сказка, но не понравились действия медведя. Он оказался слишком глуп, чтобы понять, что дерется сам с собой. Ему надо было схитрить, а медведь пер напролом и поплатился за свое упрямство.

Пословицы к сказке «Медведь и бревно»
На упрямых воду возят.
Нашла коса на камень.
Будь прям, да не упрям.
Всю ночь просижу, а ночевать не стану.
Упрямый урод все делает наоборот.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Медведь и бревно»
Шел по лесу медведь и увидел высокое дерево, а на дереве улей.
Решил медведь медом полакомиться и не обратил внимания, что под ульем на веревке бревно висело.
Полез медведь на дерево, долез до бревна, а дальше подниматься бревно мешает. Толкнул медведь бревно, то качнулось и ударило мишку. Рассердился медведь, толкнул бревно сильнее. Сильнее качнулось бревно и сильнее медведя ударило.
Рассвирепел медведь и давай с бревном бодаться. Изо всех сил бревно бьет, а то качается, сдачи дает. Уже и про мед медведь забыл, важно ему бревно победить, но и бревно не уступает.
Дрался медведь с бревном, дрался, да и свалился с дерева весь избитый. А под деревом колышки острые были натыканы. Напоролся на них медведь и остался без своей теплой шкурки.

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Медведь и бревно

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Рассказ Константина Ушинского «Медведь и бревно»

Константин Дмитриевич Ушинский является не только русским писателем, но и основоположником научной педагогики, при чём дошкольной. Именно Ушинский написал и издал первые книжки для дошколят, снабдив их своими рассказами. Этим и объясняется круг тем и форма изложения, которая присуща автору.

Писатель полагал, что уже с младых ногтей деток нужно знакомить с народной культурой, сказками, рассказывать про природу и мироустройство. Именно поэтому рассказы Ушинского — это короткие по формату произведения, где читатель встретит животных, растения, деревья, человека, описание природных явлений и времен года. Его рассказы понятны и интересны для самых маленьких. Речь автора в рассказах отличается певучестью, размеренностью, конструкция предложений – это короткие фразы с ясным построением. Всё это сделано для того, чтобы целевая аудитория – дошкольники и младшие школьники могли самостоятельно знакомится с рассказами. И читать учились, и одновременно узнавали что-то новое про окружающий мир.

Содержание и герои сказки

Незатейливая история знакомит нас с медведем. Однажды Мишка гулял по лесу в поисках чего-нибудь съестного. Учуял он своим носом аромат меда. Вверху на сосне косолапый приметил улей. Однако не заметил, что под этим пчелиным гнездом висит хитрая ловушка — гладкое бревно, свободно болтающееся на верёвке.

Полез косолапый на сосну, стал подниматься всё выше, пока не упёрся в это самое бревно. Не добраться из-за него медведю до лакомства. Толкнул наш герой бревно лапой — бревно качнулось назад и, конечно, вернулась обратно, хлопнув при этом медведя по голове. Тогда оттолкнул косолапый бревно ещё сильнее, и ещё сильнее ударило оно медведя.

Что было дальше легко предугадать: мишка всё больше злился, всё сильнее лупил по болтающейся деревяшке и, соответственно, всё сильнее бревно било героя в ответ.

Закончилась история достаточно грустно: разозленный медведь уже и думать забыл про мёд. Устав воевать с бревном, косолапый свалился с дерева, но здесь его ждал снова неприятный сюрприз: под деревом была ещё одна ловушка — это маленькие колышки. Так что поплатился медведь за свою глупость своей шкурой.

Анализ рассказа

Краткая по объему история, содержит явный морализаторский посыл — сказка обличает глупость, желание идти напролом, а также бездумное упрямство.

Первым делом нужно подумать и оценить ситуацию, а после уже принимать какие-то действия. Вот медведь не стал думать, а поступил с позиции силы и продолжал распаляться всё больше. В итоге ничего герой не добился ещё и сам битый остался.

Читайте рассказ сказку «Медведь и бревно» вместе с детьми, онлайн на нашем сайте, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

Источник

Сказка «Медведь и бревно»: краткое содержание для чит.дневника, что писать?

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Голодный медведь почуял и увидел пчелиный улей на сосне.

Но под ульем висело гладкое бревно, подвешенное на верёвке.

Медведь попытался оттолкнуть бревно, чтобы оно ему не мешало добраться до мёда, но подвижное бревно вернулось обратно и ударило медведя. Рассерженный мишка, очень сильно толкнул бревно, а то, в ответ, так сильно его ударило, что тот свалился с сосны на землю. Прямо на воткнутые в землю острые колья.

Так он поплатился за свою жадность и глупость.

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Забавная алтайская сказка «Горностай и заяц».

В читательский дневник для 1 класса можно записать:

Главные герои: заяц, горностай и медведь.

Краткое содержание. Как-то зимой горностай охотился, а ему на спину свалился заяц. С перепугу горностай укусил того за лапу, а косой пожаловался медведю. Медведь устроил суд и пригласил обоих зверьков к себе. В ходе разбирательства выяснилось, что они просто друг друга не заметили. Заяц не разглядел белоснежного горностая, а тот в свою очередь не узнал в белой горе зайца. Медведь подумал и сделал им отметины из сажи со своего котла: зайцу черные на ушах, а горностаю черную отметину поставил на хвост.

Заканчивается произведение такой фразой:

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Сказка учит быть более внимательными друг к другу, не обижать никого, мирно сосуществовать и различать зверей по их отметинам.

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Сказка написана в жанре литературной сказки о животных.

Краткое содержание сказки:

Лягушонок сидя на солнышке на берегу реки любовался как солнце спокойно плавает в голубой воде. Начался ветер и и солнышко пошло рябью в воде. Лягушонку эта картинка не понравилась. Ветер дул всё сильнее и сильнее. Лягушонок очень рассердился и и погнал ветер прутиком. Все наблюдали, как лягушонок бегает и машет прутиком и думали, что он гоняет пчёл, но оказалось что лягушонок пасёт ветер. Все считали лягушонка чудаком.

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Краткое содержание сказки:

Сказка Джанни Родари «Солнце и туча» о том, как солнышко катилось по небу и дарило всем свои тёплые лучи. Всем вокруг было тепло и весело. Но одна тучка очень злилась, она была грозовой. Тучка удивлялась зачем солнце раздаёт всем своё тепло и лучи, она считала что туча вс раздаст и ей самой ничего не останется. А солнце продолжало дарить свои лучи каждому кустику, каждой травинке. Туча сказала тогда солнышку, что у него к вечеру не останется ни одного луча, но ошиблось вечером солнце пересчитало все лучи и они оказались на месте. Туча до того злилась и не могла понять как такое может быть рассыпалась грозой и градом.

Для читательского дневника:

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Поучительный рассказ Ушинского «Кто дерет нос кверху» повествует о небольшом диалоге, который произошел между отцом и сыном.

Наблюдательный мальчик заметил, что некоторые колоски гнутся к земле, другие же стоят ровно и поинтересовался у папы, почему так происходит.

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Смотреть картинку Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Картинка про Чему учит произведение ушинского медведь и бревно. Фото Чему учит произведение ушинского медведь и бревно

Есть такая известная сказочка о жадности: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Начиналась она с избушки-развалюшки и старого корыта. И уж как Золотая рыбка не угождала стариковой старухе, что только для неё не делала, но в конце-концов разозлилась и.

Закончилась сказка той же избушкой-развалюшкой и старым корытом.

Какой приём здесь используется, сказать не могу, так как не литератор.

А вот мораль сей сказки, как сейчас говорят, такова:

Источник

Воспитательная роль сказок К.Д. Ушинского, их роль в современном чтении

Воспитательная ценность сказок К.Д. Ушинского, их роль в современном дошкольном чтении («Плутишка кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля»).

Педагогическая ценность сказки…………………………………….5

Роль сказок в современном дошкольном чтении…………………..6

Актуальность изучения сказки в работах К.Д. Ушинского..……. 7

Воспитательное значение сказок К.Д. Ушинского………………….9

Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей дошкольного возраста, их социализации, нравственного воспитания и др.. Думаем, что именно работа со сказкой, широко применяемая в системе дошкольного образования, способствует достижения данных целей.

Тема нашей работы заявлена как «Воспитательная ценность сказок К.Д. Ушинского, их роль в современном дошкольном чтении («Плутишка кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля»)».

Актуальность работы определяется тем, что сказка изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в культурной ситуации и преодолеть кризисные периоды дошкольного возраста.

Поставленная цель определила следующие задачи :

определить роль сказок в современном воспитании дошкольников;

выявить теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказок К.Д. Ушинского на дошкольников;

рассмотреть воспитательную ценность следующих сказок К.Д. Ушинского: « Плутишка кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля».

Данная тема достаточно разработана, существует множество исследований, рассматривающих роль сказок в дошкольном воспитании. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» [4].

В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [4, с. 93].

По мнению основоположника этнопедагогики Г.Н. Волкова, «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [5, с. 125].

Работы современных педагогов – Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной – раскрывают, как через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

Педагогическая ценность сказки

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему «. с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов… ничтожная часть их… как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»[10, 315]. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Они дают ответы на важные вопросы.

Роль сказок в современном дошкольном чтении

Как мы уже отметили, сказка является одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям. Она очень важна в жизни каждого человека, поскольку хранит в себе нравственные постулаты, передает их от сердца к сердцу. Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка. В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга» – самый сильный лесной зверь, его глупость – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть.

В сказках всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях. Такая ясность оценок в сказках существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки, дошкольники входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что дошкольники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.

Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько плохи зло, предательство, жадность.

Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и на подсознание дошкольника.

Актуальность изучения сказки в работах К.Д. Ушинского

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [6, с. 108–109]. Создавая сказки, К.Д Ушинский следовал своей концепции системы обучения родному языку, так как язык должен отражать многовековой опыт духовной жизни народа. Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке.

Он считал, что постижение родного языка в начальной работе с дошкольниками может организовываться и посредством сказки. Для реализации данной цели К.Д. Ушинский предлагал использовать разные способы, в том числе наглядные материалы (иллюстрации к сказкам) и чтение художественных произведений. Это лучший способ организовать «подготовительное обучение», так как оно должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным.

Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Данные идеи, предложенные К.Д. Ушинским, нашли отражение и в современной дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов.

Воспитательное значение сказок К.Д. Ушинского

Предложенные для анализа сказки написаны для детей дошкольного и младшего возраста: они невелики по объему, их тематика разнообразна, они развивают кругозор, дидактичны.

Они написаны простым языком, близким к народному, создавая поэтику народной речи, К.Д. Ушинский вводит в сюжет сказок народные пословицы, поговорки, присказки.

К сказкам о животных мы можем отнести следующие: «Плутишка кот», «Журавль и цапля», они повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, предусмотрительности, невежестве, отсутствии гостеприимства и т.д.

Так, работая со сказкой «Плутишка кот», дети могут расширить свой словарный запас, узнав, кто такой «плут» (кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек). Дети видят, как кот Васька ворует сметану, обманывает козла и барана, тем самым уговаривает их сбежать. Он вроде бы плохой герой, однако он позаботился о своих спутниках и на лугу развел костер, чтобы баран и козел грелись. Это характеризует кота как хорошего товарища, но при этом он всегда ищет свою выгоду (пригласил медведя, который просился на ночлег). Именно последний шаг и спас героев от волков.

Таким образом, мы видим, что из всех поступков Васьки (украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей) хороших больше, это проявляется и в авторской характеристике персонажа. Ушинский называет Ваську «кот – мурлышка», «серый – лобишко», «котик – коток», «серенький лобок», «серый кот», «бестолковый лоб», «котишка – мурлышка», «мурлыка». Мы видим, что ласковых слов больше, поэтому можно утверждать, что Васька не является «плутом» в полном смысле этого слова, он «плутишка», способный на обман, но всегда для общей выгоды.

Эта сказка учит нас любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать. Кроме этого, сказка учит товариществу и взаимной помощи.

Сказка «Журавль и цапля» также относится к сказкам о животных, так как действующие лица в ней сова, журавль и цапля. Сова непосредственно в действиях не участвовала, она лишь наблюдала за всем происходящим со стороны.

Главный герой журавль решил жениться на цапле, в то же время и цапля отправилась свататься к журавлю, однако они не могут договориться, все время отказывают друг другу. Именно поэтому у сказки нет финала, она заканчивается следующим: «Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

Дошкольники понимают, что все проблемы журавля и цапли от их нерешительности, неумении договориться. Они глупо и смешно выглядят со стороны. Часто люди, как и персонажи данной сказки не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу, из-за этого возникают конфликты и обиды, способные лишить человека счастья.

Сказки «Мена» и «Вареный топор» можно отнести к бытовым, в них рассматриваются ситуации, произошедшие в обыденной жизни, а главные герои – люди. Они также обладают большим воспитательным значением, помогают учиться на ошибках других людей, узнавать что-либо.

Так, например, в сказке «Мена» мы видим, как старик обменивает разные предметы, желая получить большую выгоду, однако остается ни с чем. Главный герой скромный и простодушный, все с легкостью его обманывают, забирая его добро себе, он не понимает ценности вещей, его обмен можно назвать неравноценным. Также мы можем сказать, что старик храбрый, так как он не побоялся спасти купца, именно за это он был вознагражден.

Педагог может объяснить детям, что именно в таком поведении заключается счастье героя. Эта сказка К. Д. Ушинского показывает, что не в деньгах счастье, а человеческой доброте, преданности друг другу, уважении, любви. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. К сказке подходит пословица «На что и клад, когда в семье лад».

Сказка «Мена» кроме непосредственно воспитательного значения, поможет педагогам показать красоту русского языка, так как там много устаревших слов: «баршник», «коробейник», «овчар», «плетень», «серячок».

Другая сказка «Вареный топор» также посвящена простому человеку, главный герой – солдат. Дошкольники узнают об истории нашего государства, педагог может сообщить им следующие факты: когда заканчивались войны, царь всегда распускал войско и солдаты самостоятельно добирались до родных мест. В дороге им приходилось и голодать, и попрошайничать, чтобы не умереть с голоду. В таких случаях всегда на помощь приходила народная смекалка. (Когда солдат, заходя в хату, начинал рассказывать хозяйке, какой он справный помощник и как можно сварить кашу из обыкновенного топора).

Мы видим, что ленивая, скупая и негостеприимная старуха оказалась глупой, она не поняла, что таким образом солдат выманил у нее все для каши. К сказке подходит пословица «Не жалей алтына, отдашь полтину» или «Скупой платит дважды». На примере этого текста дети узнают, что нельзя быть жадным и злым, нужно помогать нуждающимся, иначе все может закончиться плохо.

Сказка «Сивка-бурка» относится к волшебным сказкам, она учит детей быть смелыми, а также быть добрыми, и что важно – быть честными с собой и старшими. На примере Ивана-дурака автор показывает, что успех и счастье приходит к трудолюбивым и сообразительным людям. Братья Иванушки не захотели добросовестно стеречь пшеницу и проспали свое счастье. А Иванушка честно сторожил, не смыкая глаз, за это он и получил вознаграждение.

Далее, сказка учит быть скромными и не хвастаться. Иван не стал всем рассказывать о своей находке. Благодаря такому отцовскому подарку Иван-дурак смог завоевать сердце царской дочки. Автор учит читателя не лениться, быть честным, терпеливым, отзывчивым, слушать своих родителей. Такому человеку обязательно воздастся за его доброту.

К этой сказке можно подобрать следующую пословицу «Наше счастье в наших руках», «Добившись удач, об этом не судачь».

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.

2. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются примером искусства фольклорного слова.

3. Сказки способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.

4. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации дошкольников к чтению и дальнейшему изучению литературы.

5. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.

6. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1, с. 34].

7. В проанализированных нами бытовых сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки,

8. В сказках о животных могут воспеваться находчивость (плутовство), взаимопомощь и дружба.

9. Идеал человека, данный в волшебных сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель. [3, с. 5–6]

Список использованной литературы

Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка». Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1977.Т. XXXVI. № 3.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

Воспитательное значение сказок. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.detskiysad.ru/audioskazki/znachenie.html. Дата обращения 18.11.20017.

Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993.

Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2. Педагогика. Психология.

Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. / Под ред. Борликова Г.М. Элиста, 2003.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1997.

Ушинский К.Д. Сказки. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://skazkoved.ru/index.php?fid=2&sid=24. Дата обращения 18.11.20017.

Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *