Чему учит произведение в списках не значился
Сочинения по произведению «В списках не значился»
Анализ повести «В списках не значился»
Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974‑м году. Поводом для её написания послужил один случай.
Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Борис Львович спросил её, что это за солдат. А она ответила: «в списках не значился». И писатель решил, что посвятит повесть солдату Николаю. И назовёт её «в списках не значился».
Произведение «в списках не значился» написана в жанре повести. Она разделена на пять частей. У частей нет названия. Нет глав. Каждая часть посвящена определённому эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.
Сокрушительным прицельным огнём уничтожили практически все склады боеприпасов и гарнизоны связи. Погибло много людей. Однако уже наследующий день после нападения, фашисты получили мощный отпор, что явилось для них полной неожиданностью.
Несмотря на активное сопротивление русских защитников, гитлеровцам всё же удалось захватить крепость. Сыграл роль фактор неожиданности и численное превосходство с немецкой стороны. Но и после того, как крепость была захвачена, оставшиеся в живых измученная горстка солдат, продолжала вести бой из развалин.
Николай Плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. Он окончил военное училище. Ему светила служба при этом училище. Но Николай захотел обыкновенной службы. Что бы он мог командовать настоящими солдатами, и есть с ними из одного котелка.
Желание его выполнили. Отправили на настоящую службу. Но поставили условие, что через год отзовут обратно в училище. Однако война изменила все планы.
Автор ставит героя в различные ситуации. В основном он характеризуется как отважный солдат, который ни за что не сдаст свои позиции. Но также описываются и моменты трусости. Два раза он сбежал с места битвы. И оба этих раза он спасал свою жизнь.
В первый раз они убегают вместе с товарищем сальниковым, оставляя сослуживцев справляться самих. За что получает нагоняй от старшего лейтенанта. Понимает, что получил заслуженно. Возвращается в костёл, именно оттуда они убежали с товарищем.
Второй раз он убежал, оставив сослуживца Сальникова сражаться одному против группы немцев. Но в этот раз он убегает, понимая, что ничем не сможет помочь товарищу. Очень сожалеет об этом. В этот раз он спасает жизнь себе, потому что хочет ещё воевать. Защитить родину от врагов.
Николай Плужников описывается как сочувствующий человек, который ради друзей и родных может сделать всё возможное. Так, во время боёв не хватало не только еды, но и воды. Воду использовали для пулемётов. Даже умирающим её давали «по столовой ложке». Плужников, зная об этом, всё равно приносит добытую в великой опасности воду, тяжело раненому товарищу Владимиру Денищику.
В другой раз, он не бросает на произвол судьбы хромоногую девушку, которая становится его любимой. К сожалению, девушке суждено погибнуть. Но Николай никогда этого не узнает.
Автор уважает своего героя. Ведь он остался один, потеряв товарищей и любимую. На протяжении многих месяцев один воевал против огромной армии фашистов. В конце он сам умирает. Но умирает как герой.
В повести, как и во многих произведениях военной литературы, затронута тема самоотверженности. Тема любви к родине. Полна боли, горечи, а вместе с тем почтения и славы героям того времени.
О чем повесть Васильева – сюжет
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.
Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы… являются результатом происков англо-французских империалистов”.
А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар”.
Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.
Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в “товарища командира”.
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа.
Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.
Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек…, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись… и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.
Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Сочинение Тема подвига (В списках не значился)
В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников. Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.
Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.
В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.
“В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны. Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Данное произведение описывает события самого начала Великой Отечественной войны. Первые затяжные бои, битва при обороне Брестской крепости, которая не пала под натиском захватчиков.
А также роман описывает понятия как любовь, долг, предательство и преданность. Ведь это все из чего состоит жизненный цикл обычного человека, а во время военных действий эти черты каждого человека просматриваются еще куда сильнее.
Роман нам повествует о молодом лейтенанте из училища, которого направили на службу в Брестскую крепость. Но, не успев доложить о своем прибытии на службу, началась война. Именно на пути в штаб Брестской крепости его и застает врасплох война.
Совсем еще юный и не знающий как вести себя в экстренных ситуациях, мальчишка принимает бой. Во время этих событий он однажды от испуга чуть не подается в бега, но сила воли, чести и отваги не позволили ему это сделать и он остается противостоять врагу.
Именно там он знакомится с боевыми товарищами. За очень короткий промежуток времени сам лейтенант превращается в мужчину, который уже прошел не одну войну. Его товарищи также были еще юнцами, но после нескольких месяцев обороны стали мужчинами с большой буквы. Но по воле случаев его оба товарища гибнут для того чтобы спасти ему жизнь.
Лейтенант впервые встречает маленькую девочку, которую зовут Мирра. Эти два молодых создания влюбляются друг в друга, но война рушит все их планы на совместное существование.
Эта любовь была так сильна и чиста, что могла бы одной своей силой только покончить с этой войной. Мирра попадает в плен и умирает от частых избиений охранников. И в последние мгновения своей жизни она не забывала думать о своем любимом и о ребенке, которого носила в себе.
Также роман очень хорошо описывает темные стороны человеческой сущности, которая готова на все, чтобы остаться в живых. Таких персонажей было несколько.
Один из них был еврейским заключенным, который просто покорился захватчикам и стал их рабом, чтобы сохранить свое существование хотя бы на день. И были предатели, решившие сдаться и с командующего круга, но главный герой пресек это на корню, убив предателя в спину.
Финал конечно очень печален после долгих месяцев сражений, ослепший, изголодавшийся и промерзший лейтенант сдается после того как узнает что Москва еще не взята фашистами. Но захватчики очень гордятся боевым духом, которого они так и не сломили.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.
Читайте также: Природа России – итоговые сочинения для 7–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Борис Васильев считается самым выдающимся писателем в стиле военной поэзии. Талант и опыт его очень ярко описывает всю тяжесть, и реализм военного времени. Быт того времени и приоритеты людей чтобы выжить.
Смысл произведения «В списках не значился» Васильева
Повесть «В списках не значился», принадлежащая перу советского писателя Борис Васильева, увидела свет в 1974 году. Это проникновенное произведение о Великой Отечественной Войне написано бывшим фронтовиком, который ушел на войну добровольцем.
Литературные произведения, посвященные судьбам отдельных людей на войне, вызывают в душах читателей гораздо больше откликов, чем описание боев или подробные рассказы о тех или иных операциях. Для этих целей есть мемуары, а художественная литература – она, прежде всего, о человеке, о том, как он ведет в такой страшной ситуации, какой является война.
Сюжет повести состоит в описании судьбы кадрового офицера Николая Плужникова, ставшего защитником Брестской крепости. В течение девяти месяцев обороны пограничного форпоста, которые легли в основу повествования, с главным героем происходят разные события, чаще всего трагические, послужившие основанием для раскрытия характера и души русского солдата, защищающего Родину.
Название повести выбрано не случайно. В нем заложен глубокий смысл. Однажды писатель был в Бресте и увидел женщину, возлагавшую цветы к мемориальной табличке с надписью «солдат Николай». Когда Васильев спросил ее, кто этот солдат, она ответила «в списках не значился».
Так и герой повести Николай Плужников, приехав проходить службу в Бресте, не успевает попасть в списки личного состава, поскольку неожиданно начинается война. Но так как офицер уже находится на территории крепости, он сразу же оказывается в пекле обороны Бреста.
История обороны Брестской крепости детально описана в разных источниках. Васильев вплетал в канву реальной войны судьбу вымышленного героя. За те девять месяцев, которые Плужников провел, защищая заставу, с ним происходили разные события, и не всегда он проявлял себя геройски.
Дважды он покидал поля боя, потому что ему было страшно. В первый раз он оставил своих сослуживцев на верную погибель, за что был наказан. В тот момент еще было, кому наказывать. Часть гарнизона оставалась боеспособной. В другой раз он бросает своего товарища, понимая, что если останется, то неминуемо погибнет. А в нем еще есть запал. Он чувствует в себе силу и готов воевать еще. Но муки совести его терзают в обоих случаях.
В отдельных эпизодах Плужников показан, как человек, готовый на все, чтобы помочь друзьям и сослуживцам. Например, желая облегчить страдания тяжело раненого товарища, герой с риском для жизни добывает воду и отдает тому, хотя знает, что вода требуется для охлаждения пулеметов.
В повести есть любовная линия. Непосредственно перед началом войны Николай знакомится с девушкой Миррой. Уже в обороняющейся крепости между ними вспыхивает чувство. Но когда перед Плужниковым встает выбор, что важнее долг или любимая, он выбирает первое. Мирра погибает, и Николай даже не узнаёт об этом.
На протяжении всего повествования автор ставит своего героя в сложные ситуации, когда нужно незамедлительно решать, что делать. При этом в душе Николая борются противоречивые чувства. Однажды он замечает, как его сослуживец идет сдаваться в плен. С одной стороны, герой понимает, что в сложившейся ситуации это может быть единственным выходом, но с другой – его возмущает, как предатель делает это – спокойно и с белой тряпкой в поднятых руках. Николай поступает импульсивно – он стреляет в сослуживца.
В то же время, когда ему приказывают расстрелять пленного немца, он не выполняет приказ, поскольку чувство жалости в его душе еще не умерло.
В конце концов из всех защитников Брестской крепости Николай остается один. Он продолжает бороться, несмотря на слепоту и отмороженные конечности. И он сдается, лишь узнав, что Москва взята гитлеровцами. Он умирает, не поняв, что его обманули. Когда он появляется из развалин, собравшиеся посмотреть на героя-одиночку немцы во главе с генералом, отдают ему честь. А на просьбу офицера-переводчика назвать свое имя и звание, Николай отвечает: «Я русский солдат».
Смысл повести «В списках не значился» по замыслу автора состоит в том, чтобы показать не лубочного героя без страха и сомнений, а живого человека со всеми его переживаниями, муками совести и страданиями, но, в то же время, готового стоять до конца и верить в окончательную победу над злом.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 25
Чему учит рассказ в списках не значился. Б. Васильев, «В списках не значился»: анализ произведения
Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.
«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины. ». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. «Непокоренному сыну непокоренной Родины «. Кто он, сумевший жить и умереть свободным,
Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!
Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».
И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.
Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.
Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.
Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».
Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».
На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:
Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?
Это были его последние слова».
Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…»
Живая память о беспримерном подвиге – книги советских писателей. Они передают эстафету памяти нам. Их произведения делают нас душевнее, человечнее, учат нас внимательнее относиться к людям, их страданиям. Мы благодарны им за это. Почти все произведения о войне, которые я читала, оставили в моей памяти неизгладимый след. Но наибольшее впечатление произвела повесть Б. Васильева «В списках не значился». Я считаю, что эта повесть не об одном герое, а обо всех неизвестных защитниках Брестской крепости.
Образ Николая Плужникова воплотил в себе черты характера всех солдат, которые стойко защищали каждую пядь земли, но имена которых остались неизвестными. Пусть имена их неизвестны нам, но подвиг их живет в наших сердцах. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».
Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Для меня Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. Николай Плужников, Андрей Соколов, Николай Кузнецов, миллионы других солдат. Откуда брались у них душевные силы выдержать нечеловеческие страдания, что дало им силы в борьбе? Вот как писал об этом П. Богданов: «Нас не учили, как под танк бросаться, И вражью амбразуру грудью как закрыть, И на врага живым тараном мчаться. Но нас учили Родину любить!» Да, любовь к Родине, к родной земле, к дому дала им силы победить. И Родина помнит своих сынов и дочерей, отдавших жизнь за ее свободу и независимость. Нет такого города или села, где бы не стоял памятник погибшим в Великой Отечественной войне. У подножия памятников и обелисков всегда лежат живые цветы.
Такие люди, как Николай Плужников, Андрей Соколов и многие другие, каждым часом своей жизни приближали Победу. Они всегда будут жить в сердцах наших людей. Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые её видели. И нам надо чаще встречаться с ветеранам и, чтобы понять, что такое война, чтобы не допустить ее повторения. Давно окончилась Великая Отечественная война, но остались еще солдаты, чьи имена неизвестны. И наш долг – сделать все, чтобы люди узнали о них. Ведя поисковую работу, мы сами становимся нравственно богаче, учимся сопереживать участникам событий. Нам очень интересно бывает с ветеранами. Часто мы приходим к ним домой, помогаем им, а потом слушаем их рассказы. У нас в школе ведется летопись Великой Отечественной войны. Часто к нам в гости приходят ветераны войны. Эти люди являются для нас примером. Мы помним о том, что они воевали для того, чтобы мы могли жить под мирным небом, чтобы наше поколение было счастливым.
Борис Львович Васильев талантливый художник, знающий о войне не понаслышке, сам прошел суровыми дорогами войны, оказавшись на фронте совсем молодым парнишкой. Его книги это драматическая летопись времени и поколения, на плечи которого легли тяжелые испытания.
Писатель провел своего героя через испытание любовью. Николай и здесь проявил себя достойно. Он любил и берег Мирру. Ему открылась прекрасная душа этой женщины. Сам Николай черпал в этом чувстве силы для борьбы. Драматична сцена прощания героев перед уходом Мирры. Судьба сжалилась над Плужниковым. Он не видел гибели любимой, а всего остального хватил в полной мере. Но лейтенант не сломался, даже оставшись один, он до последнего вел борьбу.
Страницы романа повествуют о подвиге и достойной гибели русского солдата, даже враги признают его превосходство, отдавая ему честь: Русского хотели отнести на носилках. Но он пошел сам… На вопрос немецкого офицера об имени и звании ответил: «Я русский солдат». Повернувшись к генералу, он спросил: «Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте» Немецкий лейтенант, немного помедлив, вскинул руку к фуражке. Солдаты вытянулись и замерли. Такое мужество и стойкость вызывают уважение даже у врагов. Но лейтенант Плужников был выше всех почестей, отдаваемых ему. Он был последним защитником так и не сданной крепости. Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям, Россия выстояла и победила фашизм. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. Борис Васильев помогает молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.
Чем дальше идет повествование, тем труднее становится понять и поверить, что в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести свою войну, а Плужников воевал, не давал покоя немцам.
Обессиленный, полуслепой от постоянной темноты, он говорит Свицкому, присланному немцами на переговоры: Теперь я могу выйти. Я должен выйти и посмотреть им в глаза… Скажешь нашим, что крепость я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я последняя ее капля… Какое сегодня число 12 апреля. Двадцать лет. А я просчитался на целых семь дней.
Свицкий не понял, какие двадцать лет. А ведь это лейтенанту Плужникову исполнилось только двадцать. В десять месяцев его войны уместилась вся жизнь Николая, поэтому у входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он пошел, высоко подняв голову, отрешенный от земных почестей, выше славы, выше жизни и смерти последний защитник так и не покорившейся крепости.
Снова и снова читая повесть, проникаюсь чувством гордости за свой народ, отстоявший свободу в кровавой и непомерно трудной войне
Среди книг о войне произведения Бориса Васильева занимают особое место. Причин тому несколько: во-первых, он умеет просто, четко и лаконично, буквально парой предложений, нарисовать объемную картину войны и человека на войне. Наверное, никто еще не писал о войне столь сурово, точно и пронзительно-ясно, как Васильев.
Во-вторых, Васильев знал то, о чем пишет, не понаслышке: его юные годы пришлись на время Великой Отечественной, которую он прошел до конца, чудом оставшись в живых.
Роман «В списках не значился», краткое содержание которого можно передать в нескольких предложениях, читается на одном дыхании. О чем он? О начале войны, о героической и трагической обороне Брестской крепости, которая, даже умирая, не сдалась врагу, – она просто истекла кровью, по словам одного из героев романа.
А еще этот роман – о свободе, о долге, о любви и ненависти, о преданности и предательстве, словом, о том, из чего состоит наша обычная жизнь. Только на войне все эти понятия становятся больше и объемнее, и человека, всю его душу видно, как через увеличительное стекло…
Главные герои – это лейтенант Николай Плужников, его сослуживцы Сальников и Денищик, а также юная девушка, почти девочка Мирра, волею судьбы ставшая единственной возлюбленной Коли Плужникова.
Центральное место автор отводит Николаю Плужникову. Только что получивший погоны лейтенанта выпускник училища прибывает в Брестскую крепость перед первым рассветом войны, за несколько часов до залпов орудий, навсегда перечеркнувших прежнюю мирную жизнь.
Образ главного героя
В начале романа автор называет юношу просто по имени – Коля – подчеркивая его юность и неопытность. Коля сам попросил руководство училища направить его в боевую часть, к особому участку – ему хотелось стать настоящим бойцом, «понюхать пороха». Только так, считал он, и можно обрести право командовать другими, наставлять и обучать молодежь.
Коля направлялся к начальству крепости, чтобы подать о себе рапорт, когда грянули выстрелы. Так он и принял первый бой, не попав в списки защитников. Ну, а потом уже было не до списков – некому и некогда было их составлять и сверять.
Тяжело далось Николаю боевое крещение: на каком-то моменте он не выдержал, бросил костел, который должен был держать, не сдавая фашистам, и попытался инстинктивно сберечь себя, свою жизнь. Но он преодолевает ужас, столь естественный в данной ситуации, и вновь идет на выручку товарищам. Непрекращающийся бой, необходимость стоять насмерть, думать и принимать решения не только за себя, но и за тех, кто слабее – все это постепенно меняет лейтенанта. Через пару месяцев смертельных битв перед нами уже не Коля, а закаленный боями лейтенант Плужников – жесткий, решительный человек. За каждый месяц в Брестской крепости он проживал словно десяток лет.
И все-таки юность еще жила в нем, еще прорывалась упорной верой в будущее, в то, что придут наши, что подмога близко. Надежда эта не угасла и с потерей двух обретенных в крепости друзей – веселого, неунывающего Сальникова и сурового пограничника Володи Денищика.
Они были с Плужниковым с первого боя. Сальников из хохмача-мальчишки превратился в мужчину, в такого друга, который спасет любой ценой, даже ценой своей жизни. Денищик опекал Плужникова, пока сам не оказался смертельно раненым.
Оба погибли, спасая Плужникову жизнь.
В числе главных героев обязательно надо назвать еще одно лицо – тихую, скромную, незаметную девочку Мирру. Война застала ее 16-летней.
Мирра с детства была калекой: она носила протез. Хромота заставила ее примириться с приговором никогда не иметь собственной семьи, а всегда быть помощницей другим, жить для других. В крепости она подрабатывала в мирное время, помогая кашеварить.
Война отрезала ее от всех любимых людей, замуровала в подземелье. Все существо этой молоденькой девушки пронизывала сильная потребность любви. Она ничего еще не знала о жизни, а жизнь сыграла с ней такую злую шутку. Так Мирра воспринимала войну, пока не пересеклись судьбы ее и лейтенанта Плужникова. Случилось то, что неизбежно должно было случиться при встрече двух юных существ, – вспыхнула любовь. И за короткое счастье любви Мирра заплатила жизнью: она погибла под ударами прикладов лагерных охранников. Ее последними мыслями были мысли только о любимом, о том, как уберечь его от страшного зрелища чудовищного убийства – ее и ребенка, которого она уже носила во чреве. Мирре это удалось. И в этом заключался ее личный человеческий подвиг.
Главная идея книги
На первый взгляд кажется, что основным желанием автора было показать читателю подвиг защитников Брестской крепости, раскрыть подробности сражений, рассказать о мужестве людей, которые несколько месяцев вели бои без подмоги, практически без воды и пищи, без медицинской помощи. Они воевали, сначала упорно надеясь на то, что наши придут, примут бой, а потом уже без этой надежды, просто сражались, потому что не могли, не считали себя вправе отдать врагу крепость.
Лейтенант Плужников не был включен в списки тех, кто нес службу в крепости. Но он сам дал себе приказ сражаться, без чьих-либо команд сверху. Он не ушел – он остался там, где ему приказал остаться собственный внутренний голос.
Никакие силы не уничтожат духовную мощь того, у кого есть вера в победу и вера в себя.
У романа «В списках не значился» краткое содержание запомнить легко, но без внимательного прочтения книги усвоить для себя идею, которую хотел донести до нас автор, невозможно.
Офицеры и солдаты продолжали воевать. Полуживые, с простреленными спинами, головами, с оторванными ногами, полуослепшие, они сражались, медленно уходя по одному в небытие.
Конечно, попадались и такие, в ком природный инстинкт выживания оказывался сильнее голоса совести, чувства ответственности за других. Они хотели просто жить – и ничего больше. Таких людей война быстро превращала в безвольных рабов, готовых на все просто ради возможности просуществовать еще хотя бы день. Таков оказался бывший музыкант Рувим Свицкий. «Бывший человек», как пишет о нем Васильев, попав в гетто для евреев, покорился своей участи сразу и бесповоротно: он ходил с низко опущенной головой, подчинялся любым приказам, не смел поднять глаза на своих мучителей – на тех, кто превратил его в недочеловека, ничего не желающего и ни на что не надеющегося.
Из других слабых духом людей война лепила предателей. Добровольно сдался в плен старшина Федорчук. Здоровый, полный сил мужчина, который мог бы сражаться, принял решение выжить любой ценой. Эту возможность у него отнял Плужников, уничтоживший предателя выстрелом в спину. У войны свои законы: здесь есть ценность большая, нежели ценность человеческой жизни. Эта ценность: победа. За нее умирали и убивали без колебаний.
Плужников продолжал делать вылазки, подрывая силы противника, до тех пор, пока не остался совсем один в полуразрушенной крепости. Но и тогда он до последнего патрона вел неравный бой против фашистов. Наконец те обнаружили убежище, где он скрывался много месяцев.
Конец романа трагичен – иного быть просто не могло. Из убежища выводят почти слепого, худого, словно скелет, человека с черными обмороженными ступнями, седыми волосами до плеч. Этот человек не имеет возраста, и никто бы не поверил, что по паспорту ему всего 20 лет. Убежище он покинул добровольно и только после известия о том, что Москва не взята.
Человек стоит среди врагов, глядя на солнце слепыми глазами, из которых текут слезы. И – немыслимое дело – фашисты отдают ему высшие воинские почести: все, включая генерала. Но ему уже все равно. Он стал выше людей, выше жизни, выше самой смерти. Он дошел, кажется, до предела человеческих возможностей – и понял, что они безграничны.
«В списках не значился» – современному поколению
Но ядро произведения – это все же не повествование о войне. Васильев предлагает читателю взглянуть на себя со стороны, прощупать все тайники своей души: а смог бы я так же? А есть ли во мне внутренняя сила – такая же, как у этих защитников крепости, только что вышедших из детства? Достоин ли я называться Человеком?
Пусть эти вопросы навсегда останутся риторическими. Пусть судьба никогда не поставит нас перед таким страшным выбором, перед каким оказалось то великое, мужественное поколение. Но давайте всегда помнить о них. Они умирали, чтобы жили мы. Но они умирали непобежденными.