Чему учит произведение золотая рыбка
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке” Читательский дневник, краткое содержание
Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Название: “Сказка о рыбаке и рыбке”
Жанр: литературная волшебная сказка
Тема произведения жадность
Число страниц: 24
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Старик поймал и отпустил золотую рыбку, а та обещала выполнить его желание. Старуха стала просить у рыбки все больше и больше, и осталась у разбитого корыта.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда старик пошел к рыбке в последний раз. Он стал просить сделать старуху владычицей морской, а синее море было неспокойно. Огромные валы по нему катались, словно море тоже гневалось, как гневалась рыбка. И вернулся старик к старой лачуге и к разбитому корыту.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Во всем нужно знать меру.
Чему учит эта книга
Сказка учит не злоупотреблять чужой благодарностью, не жадничать и не хотеть слишком многого. Учит довольствоваться малым, тем, что имеешь. Учит доброте и состраданию. Учит не зазнаваться случайно приобретенным богатством.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Она написана очень простым и понятным языком, читать ее очень легко, многие фразы запоминаются с первого раза. Мне понравилось, что рыбка так долго терпела капризы старухи, ведь она чувствовала благодарность к старику. Но мне не понравилась жадность старухи и бесхребетность старика. Они не заслужили счастья.
Новые слова и выражения
Землянка — дом, выкопанный в земле.
Невод — рыбачья сеть
Светелка — чистая комната в доме.
Пословицы к произведению
Жадность последнего ума лишает.
Жадность всякому горю начало.
За большим погонишься, малое потеряешь.
Эссе «Чему учит нас «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа им. Н.В.Сутягина
Районный конкурс творческих работ
в рамках Недели детской и юношеской
книги «Здесь Пушкиным все дышит и живет…»
Номинация эссе «В гостях у сказки Пушкина»
Чему учит нас «Сказка о рыбаке и рыбке»
Руководитель Милютина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург и прозаик, реформатор русского литературного языка. Много регалий у Александра Сергеевича, но главное, что все мы его знаем и любим с раннего детства за замечательные сказки.
Каждый из нас знаком со сказками русского поэта А. С. Пушкина, строчки из его сказок запоминаются наизусть, поэтому иногда строчки из сказок великого поэта всплывают в памяти помимо нашей воли. И всегда поражаешься тому, как метко поэт подметил ту или иную особенность из жизни, обратил наше внимание на те или иные недостатки человечества.
Прошло много лет со дня смерти А.С.Пушкина, много свершилось перемен. Современное поколение детей и подростков не представляют свою жизнь без компьютера и многофункционального телефона, поэтому иногда задаешь себе вопрос: «Почему же сказки А.С.Пушкина до сих пор читаемы не только детьми, но и взрослыми? В чем загадка популярности сказок сегодня?» Попробуем в этом разобраться.
Я тоже очень люблю читать сказки, но особенно мне нравятся сказки А. С. Пушкина. Они привлекают меня не только потому, что интересны, поучительны, а потому, что написаны прекрасными стихами.
«Сказка о рыбаке и рыбке» оказала на меня неизгладимое впечатление, меня заинтересовали не только герои, сюжет, но и поэтика сказки. Если прочитать начало сказки, то уже первые слова тебя завораживают, интригуют, хочется читать дальше и дальше:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод… (Приложение 1)
Вот такой размеренный и спокойный темп повествования очаровывает, усыпляет, заставляет погрузиться в мир сказки, где много чудес, превращений, необъяснимых явлений.
Да и сюжет сказки интересен. В ней рассказывается о том, как бедный старик поймал золотую рыбку. Она была волшебная и могла исполнить любые желания. Но только старик был человеком добрым, ничего ему не надо было от рыбки:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Вот только в сказках помимо добрых людей есть всегда люди плохие, и у старика была очень злая и жадная жена, которая не давала ему покоя:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось…
Жаль старика, что покорился её воле, ходил к морю и просил рыбку исполнить все её желания. Старуха всем была недовольна, ругала, обзывала старика. Да и он не испытывал к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она: «Что ты, баба, белены объелась?» Так поэт подчеркивает взаимоотношения между супругами, значит, и до описываемых событий в их жизни было не все так гладко.
Поражает и то, как автор показал в своей сказке людскую алчность. Ведь, кажется, чего еще надо старухе: есть деньги, власть, положение… Нет, захотелось ей быть владычицей морскою, всем править, все себе подчинить. Вот и результат:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Пушкин этими словами нам хотел сказать, что не нужно быть жадными, алчными, жестокими и бессердечными, ведь настоящие ценности жизни заключаются в добре и взаимопомощи. Мне кажется, если бы старуха попросила рыбку только о доме, то и жила бы счастлива и долго.
Большой мудростью, по-моему, отличается «Сказка о рыбаке и рыбке», ведь она учит тому, что нельзя быть слишком жадным. Кто стремится любыми путями взять всё на свете, рано или поздно окажется, как злосчастная старуха, у разбитого корыта. А в сегодняшнее время, когда мелкие и крупные предприниматели регулируют нашу жизнь, хочется обратить их внимание на то, что мера должна быть во всем.
Сказки А. С. Пушкина можно перечитывать много раз. И при каждом новом чтении замечаешь в них всё новые и новые красоты, а помимо всего прочего хочется обратить внимание на то, что как был прозорлив А.С.Пушкин, ведь сколько лет прошло со дня его смерти, а тексты его произведений интересны до сих пор и поучительны. Каждый человек находит в героях Пушкина отрицательные черты своего характера или характера своих друзей и знакомых. А когда видишь недостатки других, хочется, чтобы этих отрицательных черт не было у тебя.
Я бы хотела, чтобы сказки А.С.Пушкина читали все и всегда, ведь в них столько мудрости, которой хватит на все времена.
Читательский дневник Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина
Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рыбак — старый и добрый мужчина.
Старуха — жадная и ненасытная.
Неблагодарная и злая.
Не ценит то, что имеет.
Рыбка — добродушная и мудрая.
Исполнила все желания старика.
Справедливая и мудрая.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.
Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.
Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.
Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.
С каждым разом всё чернее становилось море.
Всё больше гневалась рыбка.
И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.
А старик вернулся и увидел разбитое корыто.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.
Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.
Чему учит сказка
Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.
Учит не жадничать, ни завидовать чужому.
Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться.
Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.
Но любая благодарность имеет границы.
Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.
Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.
Она была доброй, благодарной, но справедливой.
Старуха была просто жадной.
А старик был слабым и бесхарактерным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.
Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Чему учит всем известная сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Старик не дождался рыбки и ушел домой, а придя домой, увидел, что все по-старому и старуха его сидит возле разбитого корыта.
В этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. В этой сказке олицетворением зла считается старуха. Ей характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает — рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством.
Поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться.
Я считаю, что если человек добился многого, то он может для себя, конечно, желать еще, но надо это делать так, чтобы это было не в ущерб себе и другим.
В этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. В этой сказке олицетворением зла считается старуха. Ей характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает — рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством.
Поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться.
Я считаю, что если человек добился многого, то он может для себя, конечно, желать еще, но надо это делать так, чтобы это было не в ущерб себе и другим.
Урок по литературному чтению во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка»
Соловьёва Татьяна
Урок по литературному чтению во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка»
Урок по литературному чтению
2 класс
Тема: «А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Учитель Соловьёва Татьяна Борисовна
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
• проявляют интерес к чтению литературных сказок,
• проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
• принимают и сохраняют учебную задачу;
• выполняют учебное задание по алгоритму;
• контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
• учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
• используют речевые средства для представления результата деятельности.
• определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
• описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
• сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
• читают осознанно, выразительно,
• составляют словесный портрет героев,
• составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
• технология критического мышления (приём составления кластера)
• технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
• технология оценивания учебных успехов
• средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
2. Речевая разминка.
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
— Прочитайте медленно хором.
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— А теперь скороговоркой.
3. Актуализация знаний
— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
4. Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А. Пушкина с народной сказкой.
Получение трудного задания, которое сам герой выполнить не может
Поучительный характер
Необыкновенно богатый язык сказки
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
— Вот он наш главный вопрос.)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
— Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
— Как вела себя рыбка?
— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
— Почему рыбка стала помогать старику?
— Как обращается старик к рыбке в тексте?
— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки (работа в паре по карточкам)
— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
— Покажите свои рисунки.
— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
— старику – сочувствует, жалеет …
— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6) Характеристика моря.
— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
— помутилось синее море
— видит на море чёрная буря
— море слегка разыгралось
— не спокойно синее море
— почернело синее море
— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
— Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
— Возвращаемся к нашей схеме.
— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
— Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
— На примере сказкиобъясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д. З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
Фотоотчет о проведении всероссийской викторины для дошкольников на МAAM «Сказка о рыбаке и рыбке» Фотоотчет о проведении всероссийской викторины для дошкольников «Сказка о рыбаке и рыбке». 10 мая в нашей группе было решено провести.
К Дню рождения А. С. Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: Углублять и расширять знания.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.
Мастер-класс поделки из бросового материала «Сказка о рыбаке и рыбке» Как и большинство воспитателей, я не выбрасываю упаковочную тару. А вдруг в работе пригодится? Так я долго присматривалась к овощной сетке.
Наше участие в всероссийской викторине для дошкольников «Сказка о рыбаке и рыбке» Любимый сайт радует нас новыми конкурсами,дипломами. И одним из таких новых подарков стала для нас возможность участвовать вместе со своими.
Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.
Практикум для родителей «Чему нас учит сказка «Курочка Ряба» Уважаемые родители! Как вы думаете, где еще кроме стихов, пословиц, поговорок, мы можем черпать истину семейных отношений? Конечно, в сказках.
Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.