Чему учит рассказ бабушка с малиной астафьев
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
22.07.2019
Астафьев В. «Бабушка с малиной»
Главные герои рассказа «Бабушка с малиной» и их характеристика
Чему учит рассказ «Бабушка с малиной»
Рассказ учит помогать друг другу, не оставлять человека в беде. Учит действовать сообща, дружно. Учит сочувствию и состраданию. Учит делать добро.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бабушка с малиной»
На сто первом километре толпа дачников штурмовала поезд. Тот стоял всего минуту и люди с ягодой торопились забраться в вагон.
Возле одного из вагонов шумела толпа детворы, человек тридцать, которую разрезала старушка. Она добралась до подножки и стала лезть вверх. Кто-то попытался подсадить бабушку.
И тут случилась трагедия. Туесок с малиной перевернулся и вся малина высыпалась. Бабушка потрясенно смотрит на уплывающее вдаль пятно малины и вдруг кричит, прося остановить поезд.
Но поезд уже набрал ход. Старушка проходит в вагон, сердито задвигает туес под скамейку и сидит, молча смотря перед собой. На ее душе пусто.
Еще недавно она весело лазала по лесу, собирала малину, хвастала перед ребятами, что раньше она дюже ловкая была. И отказывалась, когда ей предлагали помочь занести туес в поезд.
И вот теперь она сидит с пустыми глазами, а туес тоже пуст.
На следующей станции в вагон зашли рыбаки. Они сели рядом с бабкой и затянули веселую песню, состоящую из названий станций. Один веселый рыбак предложил бабке подпевать, но та озлобилась и отвернулась.
Какой-то школьник прошептал на ухо рыбаку несколько слов. Тот задумчиво посмотрел на старушку, а потом созвал молодежь. У каждого были ведерки с копной, с верхом, и рыбак предложил школьникам поделиться с бабкой.
Те радостно согласились, схватили бабкин туесок, и стали насыпать его, кто ладошку, а кто и две.
Бабка причитала и охала, крича, что ей не нужно чужого, но рыбак резонно укорял ее, говоря, что чужих здесь нет, а есть ее внуки.
И вскоре довольная бабка, с полным туеском малины, задорно посмеивалась, слушая песню рыбаков.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Астафьева «Бабушка с малиной»
Главные герои рассказа Виктора Астафьева «Бабушка с малиной» — пассажиры поезда. На маленькой станции, где состав стоит всего одну минуту, в поезд садилось много людей, которые возвращались домой после сбора ягод. У дверей вагонов возникла толчея, все старались за одну минуту сесть в вагоны.
У одного из вагонов толпилось много детей. В эту толпу вклинилась юркая старушка с туеском, полным малины. Туесок был подвязан платком и висел у старушки на шее. Когда старушка, растолкав детей, стала карабкаться по ступенькам, туесок опрокинулся, и вся малина высыпалась на землю. Но собирать ее не было времени, поезд уже тронулся.
В расстроенных чувствах старушка прошла в вагон и уселась на свободном сиденье. Пассажиры, видя ее настроение, не вступали со старушкой в разговоры. А она ехала и вспоминала о том, как ловко собирала малину, как отвлекала разговорами тех самых детей, с которыми садилась в поезд, а сама во время разговора продолжала обирать кусты с малиной под носом у ребят. Еще она вспомнила, что дети предлагали ей помощь при посадке в вагон, но она отказалась.
На одной из станций вошли трое рыбаков, которые подсели к старушке. У рыбаков было хорошее настроение, и они стали петь песни. Они и старушке предлагали петь вместе с ними, но она лишь неодобрительно на них посмотрела. Потом кто-то из ребят потихоньку рассказал рыбакам про беду, которая приключилась со старушкой.
Тогда один из рыбаков встал и пошел по вагону. Он внимательно смотрел, у кого сколько малины собрано. Убедившись, что у всех малина набрана с горкой, он потихоньку подговорил ребят помочь старушке. Ребята стали подходить к туеску старушки и сыпать в него по горсти малины. Старушка пробовала отказываться, говорила, что ей чужого не надо, но рыбак ее урезонил, и сказал, что дети, которые делятся с ней малиной, все равно что ее внуки.
Вскоре туесок старушки наполнился доверху, и рыбак поставил его на колени хозяйке. Глаза старушки наполнились слезами, она только растерянно спрашивала, куда ей столько малины? А рыбаки вновь затянули свою песню, которую вслед за ними подхватили и ребята, поделившиеся малиной со старушкой. А старушка сидела и с улыбкой качала головой, восхищаясь песней.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Бабушка с малиной» заключается в том, что людям свойственно человеколюбие и сострадание. Тем, кто испытывает затруднение, надо помогать. Старушка при посадке в вагон опрокинула туесок с малиной, собранной в лесу. Но пассажиры вагона поделились с ней своей малиной, и старушка была этим счастлива.
Рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» учит не пренебрегать чужой помощью и не быть самонадеянным. При посадке в вагон дети предлагали помощь старушке, но она считала, что сама справится и опрокинула туесок, оставшись без малины.
В рассказе мне понравился рыбак, который быстро сообразил в чем дело. Он догадался, как помочь старушке, оставшейся без малины. Рыбак предложил детям, ехавшим в том же вагоне, поделиться со старушкой своей малиной. Не зря говорят: «Нет в жизни ничего лучше, чем помощь человека и взаимная радость».
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Бабушка с малиной»?
Спустя лето по малину не ходят.
С миру по нитке — голому рубаха.
Ближнему помогаешь — радость узнаёшь.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Астафьев «Бабушка с малиной» чему учит рассказ, главная мысль, отзыв какие?
Бабушка с малиной главная мысль
Виктор Астафьев бабушка с малиной отзыв
Виктор Астафьев бабушка с малиной вывод
Виктор Астафьев бабушка с малиной анализ
К счастью, нашлись отзывчивые люди, которые призвали окружающих помочь старушке и набрали опять ягоды.
Писатель призывает людей быть более милосердными, не проходить мимо чужого горя, а стараться помочь человеку, который оказался в беде. Особенно если речь идет о пожилом человеке. Ведь так мало надо сделать для того, чтобы человек просто улыбнулся.
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем интересный сюжет, он учит нас добру.
Я прочитала рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» очень быстро и мне он понравился. У Астафьева хоть и тяжелые рассказы, но всегда жизненные. Автор этого произведения учит нас быть милосердными к чужому горю и по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, в особенности пожилым людям, которых даже рассыпанная собранная малина может сильно расстроить. Школьники в силу возраста не поняли как бабушке помочь, а вот рыбаки сразу план придумали и в итоге бабушка снова оказалась с малиной, за что всех очень благодарила. Вторая мысль рассказав том, что надо быть не только отзывчивым, но и добрым как школьники, которые не пожалели отдать часть своего урожая несчастной старушке.
Советую всем «Бабушку с малиной» к прочтению.
Рассказ повествует о путешествии двух деревенских детей, старшей сестры и ее младшего брата, в другую деревню в гости к бабушке. Мне понравилось, что старшая сестра проявляет такую заботу о брате, несет его на руках, прикрывает голову своим платком. Но непонятно странное поведение детей, которые сбежали от бабушки, даже не поев блинов. Сестра пошла на поводу у брата, решив с ним вернуться домой. Этим они обидели бабушку. Началась гроза в поле, но дети не вернулись почему-то к бабушке. Они сильно промокли и были испуганы грозой. Спас их незнакомый дедушка, который донес их под дождем прямо до дома. Вот председатель колхоза поступил правильно, отругав отца детей за беспечное к ним отношение. Считаю, что нужно быть благоразумным в трудных ситуациях, не стоит рисковать, когда в этом нет необходимости.
Сергей Баруздин написал хороший рассказ, который называется «Как Алёшке учиться надоело».
Алёшке исполнилось семь лет и он пошёл учиться в школу. Алёшка оказался способным учеником и очень быстро научился писать и читать.
Однажды мальчик встал и пошёл с урока, а на вопрос учительницы куда же он пошёл ответил, что он идёт домой.
Дома Алёшка сказал своей маме, что больше не будет ходить в школу, ведь он уже умеет читать и писать и что он пойдёт работать.
На вопрос мамы кем же он будет работать он ответил, что он будет врачом, как и мама. Мама дала сыну задание выписать больному рецепт и тут Алёшка понял, что он не умеет писать на латинском языке и не знает названия лекарств.
Мальчик тогда решил быть как папа и дал ему папа задание найти ошибку на чертеже и снова мальчик ничего не понял. Решил мальчик тогда что пойдёт он учиться.
Рассказ очень поучительный, автор учит нас тому, что нужно учиться и тому что нельзя быть самоуверенным и нельзя без учёбы чему-нибудь научиться.
Всю свою жизнь мы чему то учимся, самосовершенствуемся и получаем новые знания.
Рассказ мне понравился тем, что на примере маленького мальчика Алёши можно получить для себя полезный урок. Просто научиться читать и писать этого очень мало, ведь в школе нас учат не только этому, нас учат многим другим наукам, а так же учат любить свою Родину, любить и уважать природу и старших, помогать старшим и не обижать маленьких.
Так же мне очень понравился мальчик Алёшка, который очень быстро научился читать и писать и получив урок от папы и мамы понял, что для того, чтобы чему-то научиться нужно учиться дальше.
Рассказ Льва Толстого «Лебеди» крохотный, но очень трогательный, познавательный и поучительный. В нем мы знакомимся со стаей лебедей, которая дружным строем летит туда, где будет тепло зимой.
В центр повествования автор поставил молодого лебедя, он и является главным героем рассказа. Поскольку он был молод и слаб, то пришлось ему отделиться от сородичей и спуститься к морю. Мне было очень жаль обессиленного лебедя, который вынужденно сел на воду и с тоской наблюдал за уносившейся стаей.
Лебедя прикачали волны и он задремал, а наутро проснулся и почувствовал прилив сил. Недолго думая, он собрался с силами и взмыл в воздух. Ему предстоит преодолеть в одиночку длинный путь, а если повезет, то и догнать стаю.
Денис, главный герой рассказа «Старый мореход», делится своими впечатлениями о гостье, которая часто бывает в их семье. Он описывает ее как полную женщину с разнообразными украшениями. Зовут ее Марья Петровна. Она часто приходит пить чай в дом мальчика.
Когда папа с Денисом читают книгу, они сравниваю их гостю с героем книги. Денис понимает, что Марья Петровна обманывает просто так, а герой книги делает это ради спасения своей жизни и ради своих друзей.
Рассказ очень поучительный. В нем содержится важный урок: не стоит обещать и не выполнять свои обещания, это очень разочаровывает других. В своем отзыве о рассказе можно подчеркнуть эту мысль. Можно также написать, что рассказ показался очень интересным. Немного жаль было Дениску, ведь он два раза испытал разочарование, его надежды были обмануты. Хорошо, что папа смог утешить его. Никогда не стоит давать пустые обещания, этому я научился из рассказа. Этот отличный рассказ я рекомендую прочитать всем свои друзьям.
Читательский дневник по рассказу, как его заполнить, можно посмотреть в другом вопросе на этом сайте.
Современные дети,к сожалению,не знают,каким трудом добываются материальные блага.Сегодня можно в магазине купить все,что душе угодно.Но мало кто задается вопросом: А каким образом появляются вещи,обувь,посуда,пр едметы быта и т.д.
В Древней Руси люди не могли купить в магазине даже полотно или какую-нибудь ткань,чтобы сшить одежду для своих деток.Они изготавливали все сами.И процесс создания какой-либо вещи занимал много времени,усилия,терпе ния и человеческого труда.
Вот какой ценой досталась Тане новенькая рубашечка,сколько времени потратилось на её создание.Она увидела весь процесс своими глазами,и,конечно же,она эту рубашечку будет ценить и беречь.
Этот рассказ учит тому,что к человеческому труду нужно относиться с уважением и понимать,что с неба ничего не падает.
Урок по литературному чтению «Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»», 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель: Попова Надежда Анатольевна
Тема: Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта» при работе с художественным текстом.
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Применяемые технологии: технология развития критического мышления.
-Добрый день. Урок литературного чтения. Я желаю успехов на сегодняшнем уроке.
Прочитайте тему урока. (Доброта)
— Составьте кластер. В центре слово доброта. Запишите все, что придет на ум, все, что для вас связано с этим словом! Каждый работает индивидуально.
— Нам сегодня предстоит дополнить, а может доказать правильность ваших фраз при работе с произведением Виктора Петровича Астафьева «Бабушка с малиной».
— Что знаем о писателе? Для этого даем ответ «Верно ли…»
2. «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления)
Астафьев родился в Краснодарском крае
Ему было семь лет, когда он потерял мать
Воспитывала его тетя?
Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях
После окончания войны он стал сразу писателем
Это один из самых известных российских писателей 20 века
Он писал о доброте, бескорыстии, честности.
3.Аналитическая беседа по прочитанному произведению.
— Вспомните сюжет произведения.
— Назовите главных героев произведения.
— Вернемся к кластеру. Фразы, которые вы назвали в кластере, это задания для работы в группах.
Задание для 1 группы: Доброта-это поступки и дела. Приведите примеры из текста к этой фразе.
Задание для 2 группы: Доброта-это чувства. Какие чувства испытывала главная героиня? (Ответ на вопрос помогут рисунки, которые надо разложить в правильном порядке).
Какие чувства вы испытали, читая рассказ?
Задание для 3 группы: Качества личности. Назовите качества личности, приведите примеры из текста.
1 группа: Доброе дело пассажиров в вагоне.
-Кто подал такую идею?
— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? (честная была, никогда не брала чужого)
-Почему ребята сразу не могли помочь бабушке?
-Чему научила их этому история?
-Почему рассказ назван «Бабушка и малина», можно было бы назвать, например, «Бабушка без малины»?
(Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)
2 группа: Доброта-это чувства
— Какие чувства к героине испытывали пассажиры? (проводница—жалость, сочувствие, гордость за ребят)
— Какие чувства испытала главная героиня?
(Радость, счастлива, что набрала полный туяс, трагедия, взялась за сердце, оцепенела, растерянность, горе, а ведь совсем недавно она была счастлива, радость, слезы радости текли по ее щекам)
— В чем же было бабкино счастье? (в том, что она лазила по чащебам и лесным завалам, быстро собирала малину, хвастала перед ребятами, которые встретились в лесу, что раньше была проворная…
— А сейчас она в расстроенных чувствах. Чего же жалко было ей? (жалко труда, целый день на солнышке, что нет той сноровки прежней, что она одна одинешенька….
— Когда у бабушки был полон туяс, почему же она вновь плачет? (От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.)
— Есть ли в рассказе олицетворение? (поезд, наделен человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, восклицания, повторы слов)
— С какой целью так пишет автор? (все рады тому, что бабушка едет с малиной, не только герои, но и неживые существа)
—Какие чувства вы испытали, читая рассказ?
3 группа: Качества личности. Примеры из текста.
Взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к старости
-Что еще автор изображает в рассказе? (фонарь, который висит в вагоне, никому не нужный, так как вагон освещен электричеством.)
-Что хотел донести до читателя этим эпизодом автор? (уважение к старости, к одинокому человеку, ведь бабушка одна осталась, весь свой род она пережила)
Вернемся к кластеру. В чем были правы? Что еще нужно дописать?
Поработайте в группах. Составьте Синквейн.
Напоминаю: 1 строчка существительное, 2 строчка – 2 прилагательных, 3 строчка- 3 глагола, 4 строчка- предложение или пословица на эту тему, 5 –синоним, который повторяет суть первого слова.
Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит …»
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Я верю, что вы станете настоящими людьми.
И закончить урок мне хочется так:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.
Краткое содержание Астафьев Бабушка с малиной
Урал. На платформе толпится народ ягодников с ведрами, корзинами и всякой утварью. Подъезжает поезд, который едет до Теплой горы и останавливается всего на минуту.
Толпа ягодников, толкаясь, пытается влезть в узкие двери тамбура. Среди пассажиров протискивается маленькая бабуля. Кто-то из ребят хватает ее под мышки и затаскивает вверх. В этот момент у старушки развязывается платок, и берестяной туес падает. Из него высыпается все ягоды малины.
Малина разлетелась по рельсам, щебенке, тамбуре. Старушка застыла, заохала. Поезд тронулся. Бабуля очнулась и закричала: «Подождите! Дайте собрать ягоды!». Но поезд уже набрал скорость.
Потрясенная старушка с трясущимися губами и руками вошла в вагон. Школьники, занявшие пол вагона, освободили ей, целую лавку.
Бабка сидела и, не двигаясь, смотрела на пролетавшие мимо фонари. Еще недавно она собирала ягоды и была счастлива. Встретившимся в лесу ребятам, она успела рассказать, что живет одна. Помянула внука Юру, который погиб на войне, бросившись на танк. И песню успела спеть про ягоду малину.
На остановке в вагон вошли рыбаки. Они расположились около старушки, потому что других мест не было, и запели веселую песню. Бабка озиралась на них. Один рыбак предложил ей подпеть. Старушка зло посмотрела и отвернулась к окну.
Школьник что-то тихо сказал рыбаку. Тот спросил бабку: «Что же вы такая неловкая?» Та встрепенулась и пригрозила мужчине кулаком.
Рыбак попросил ребят показать, сколько ягод они собрали. Школьники дружно открывали свои корзинки.
Рыбак взял бабкин туес и скомандовал ребятам насыпать по горсточки. Школьники с радостью согласились. Когда туес наполнился доверху, рыбак отдал его старушке. Она со слезами на глазах поблагодарила ребят.
Рыбаки снова затянули шуточную песню про бабку с малиной. Школьники подпевали им. Бабушка прижимала к себе туес и, качая головой, улыбалась в ответ на шутливую песню.
Рассказ учит тому, что добрые поступки приносят радость людям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Астафьев. Все произведения
Бабушка с малиной. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Известный Бунину критик Дерман приезжает в Москву из Севастополя. Он спасается бегством. Он говорит, что повсюду творятся бесчинства, что даже престарелого старика сожгли в паровозной топке.
Валька был в пионерском лагере «Рассветный». Каждый год в начале каждой новой смены барабанщики всех отрядов поднимались до восхода солнца, и все вместе шли встречать рассвет на берег реки
Гекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.
Жанровая направленность произведения представляет собой короткий сказочный рассказ о природе. Главной героиней рассказа является зима, представленная в образе злой старухи, отличающейся суровостью и морозным холодом.
Феридэ рано осталась без родителей, ее взяли на попечение родственники матери. Девочка учится и живет во французском пансионе, а на каникулы приезжает в семью тетки. Феридэ обожает лазить по деревьям