Чему учит рассказ чей нос лучше бианки
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Бианки В. «Чей нос лучше» Читательский дневник, краткое содержание
Бианки В. «Чей нос лучше» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Виталий Валентинович Бианки
Название: «Чей нос лучше»
Жанр: Сказка
Тема произведения: природа.
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Мухолов считает, что его нос самый ужасный и бесполезный, в отличие от других. Когда птица выбирает: чей нос лучше, её ловит ястреб.
Сюжет — краткое содержание:
Мухолов-тонконос очень недоволен своим клювом. Он думает, что это самый ужасный нос. Дубанос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос показывают птице свои носы. Каждый из них уникален, и они этим гордятся. Мухолов решает выбрать, чей клюв лучше. Но он не успевает этого сделать, потому что его похищает ястреб.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод, где про свой нос рассказывает дятел. Благодаря клюву он может добывать мошек из коры и делать дупло на деревьях. Это очень полезная и трудолюбивая птица!
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Каждый из нас уникален по-своему.
Чему учит этот рассказ:
Нужно любить себя (в меру) и не завидовать окружающим, понимать и знать собственные достоинства, но не хвалиться ими.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень интересный рассказ! Я не только вынесла важный урок, но и узнала много нового о лесных птицах!
Новые слова и выражения:
Долото – плотничий или столярный инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов
Впроголодь – Без достаточного питания, не досыта, испытывая голод.
Тина – скопление живущих в воде растений
Пословицы к произведению:
На чужое богатство не надейся, свое береги
На чужое добро и глаза разбегаются.
Конспект урока по литературному чтению » В. Бианки «Чей нос лучше?»
Тема: Виталий Бианки. «Чей нос лучше?» 4 класс
Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Бианки о животных.
— познакомить учащихся с биографиев В.Бианки;
— познакомить учащихся с книгой В.Бианки «Лесная газета»;
— познакомить учащихся с жанром В.Бианки «сказки-несказки»;
— развивать умение работать с выставкой прочитанных книг;
— развивать умение ориентироваться в прочитанных книгах;
— развивать умение понимать смысл прочитанного произведения;
— воспитание интереса к произведения В.Бианки;
— воспитание бережного отношения к животным.
1) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Какой раздел изучаем?
Природа делится на ………….?
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей и испытаний, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Почему, когда хозяин увидел своего ослика в колодце развёл руками?
Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину… Продолжи.
Объясни концовку – наставление притчи (последний абзац). Чему учит притча?
2) Проверка домашнего задания
1. Как называется раздел, который мы начали изучать?
2.Кто автор произведения «Мороз-воевода»
3.Каково лексическое значение слова «воевода»?
4. Автором какого произведения является Н. Некрасов?
1. «Дедушка Мазай и волки»
2. «Дедушка Мазай и лисы»
3. «Дедушка Мазай и зайцы»
5. Некрасов Николай Алексеевич родился на берегу реки
6. На всю жизнь Н. Некрасов сохранил в своём сердце любовь
1. к родной природе и своим деревенским друзьям
7.В какой деревне Н. Некрасов познакомился с крестьянином Мазаем?
8. Первые стихи Н. Некрасов написал
— Подумайте, о чём или о ком будет новое произведение?
Задание. Отгадай загадку.
1. Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
А только лечит (Дятел)
Самая болтливая (сорока)
Крохи собирает (воробей)
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце (ласточка)
К темному платьицу –
Да шапочку шелкову (синица)
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит (кукушка)
2) Беседа об авторе.
Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох,так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть
Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.
Посмотри, мой юный друг,
И увидишь ты вокруг
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет
Травы росы умывают,-
Речка, лес, цветы, поля –
Сердцу милая земля
Нам в любое время года
Красоту дарит природа!
И земную благодать!
Без растений и животных,
Без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных
Жить не может человек!
Так давайте сбережем
Наш природный щедрый дом!
В.Бианки родился 12 февраля 1894 года в семье ученого-биолога- орнитолога. С детства он любил природу.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец его работал в Зоологическом музее, за стеклянными витринами которого замерли животные, привезённые со всего земного шара. Напротив музея находилась их квартира, в которой расположился небольшой зоопарк (СЛАЙД 14)
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной. (СЛАЙД 15)
Главным лесным учителем для Бианки стал отец. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. (СЛАЙД 16)
В течении почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг.
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты» (СЛАЙД 19)
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: « Лесные домишки», « Лесные разведчики», « Лесная газета». (СЛАЙД 23)
Последние свои произведения В.В. Бианки называл по-особенному: сказки-несказки.
Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.
В каком городе родился В. В. Бианки?
2) В Зоологическом музее были животные, привезённые из:
2. Со всего земного шара
3) Как называл Виталий Бианки своего отца?
4.) Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?
В.Бианки «Чей нос лучше?»
Оборудование: Клип (мой) В.Бианки «Чей нос лучше» (опубликован 12.10.2014г. на сайте http://viki.rdf.ru/author/623/), иллюстрации птиц, встречающихся в рассказе.
Повторить части тела птиц, сравнить с частями тела человека.
Можно показывать картинки, а можно задавать вопросы:
1. Ребята, отгадайте, у человека – руки, а у птиц (крылья), у человека – ноги, а у птиц (лапки), у человека – нос, а у птицы – (клюв), у человека – ногти, а у птицы – (когти), у человека – кожа, а у птиц (перья).
2. Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которую написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы В. Бианки. Всю свою жизнь он внимательно наблюдал и изучал мир птиц, животных, насекомых и растений. В. Бианки написал много рассказов и сказок и для детей, и для взрослых.
– Сейчас мы послушаем сказку «Чей нос лучше? Клип (мой) по сказке В.Бианки «Чей нос лучше?» (опубликован 12.10.2014г. на сайте http://viki.rdf.ru/author/623/) (Приложение 1)
– Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей)
Воспитатель показывает детям иллюстрированное издание сказки «Чей нос лучше?»
– Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Эта книга о птицах. Она называется «Чей нос лучше?»
– Как вы думаете, о чем в этой книге говорится? (Предполагаемые ответы детей).
– Как вы думаете, это рассказ или сказка?
– Как вы узнали, что это сказка? (Потому, что разные птицы разговаривают между собой)
– А эта сказка волшебная? (Предполагаемые ответы детей)
– Эта сказка правдивая. В ней рассказывает автор о настоящих птицах.
– О каких птицах вы узнали из сказки? (Ответы детей)
– Как мы назовём нос у птицы? (Клюв)
– У всех ли птиц клювы одинаковые? (Нет)
– Почему клювы у птиц разные? От чего это зависит? (Ответы детей)
– Правильно, это зависит от того, чем птица питается: мошками, жуками, рыбой и т.д.
– Чей клюв вам показался самым удивительным?
– Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.
– Почему птичку так называют?
– Её имя состоит из двух частей муха и ловить. У какой птицы в сказке имя тоже состоит из двух частей? (Дубонос – дуб и нос)
– Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (Чтобы расщелкивать орешки, шишки). Покажите на рисунке Дубоноса.
– А какой клюв у Клеста-Крестоноса? Почему Крестонос? (Нос и крест – нос крестом, т.е крест-накрест.)
– Для чего Бекасу-Долгоносу длинный и прямой клюв? (Чтобы легко козявок из тины доставать).
– Названия носам Клестонос, Долгонос, Шилонос, Серпонос, Сетконос дал автор сказки. Он назвал их так по внешнему признаку и по способу добывания пищи. Долгонос – длинный, долгий. Шилонос – очень тонкий как шило. Серпонос – изогнут как серп, а Сетконос напоминает сетку.
– Почему нос пеликана назвал автор Мешконосом, клюв дятла ––Долбоносом, а клюв ястреба – Крючконосом?
– Зачем Шилоносу такой клюв? (в воде живность поддевать). Клюв длинный и загнутый к верху.
– Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (Для того, чтоб червяков и букашек из травы легче доставать)
– А толстый как лопата нос у кого? (Широконоса)
– А в чём особенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (У него клюв и сетка и глотка)
– Какой клюв у Пеликана?
– Что делает своим клювом Дятел?
– Что стало с Мухоловом?
– Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (Воспитатель по желанию зачитывает понравившийся отрывок)
– Что вам показалось грустным в этой сказке? (Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед).
– Так чей же нос оказался лучше?
– Какой эпизод из сказки вам больше всего понравился? (Рассказы детей о самом интересном, смешном, грустном эпизодах). После ответов детей зачитывается соответствующий эпизод и договаривание детьми концовки предложений. (Приложение 2)
Утром встал гусак на лапки.
Утром встал гусак на лапки. Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо. Приседанье сделал справно. Клювиком почистил пух. Поскорее в воду – плюх! | Потянулись, руки вверх – вдох– выдох. Рывки руками перед грудью. Повороты влево–вправо. Приседание. Наклон головы к левому, правому плечу. Присели. |
– А какой клюв у гусака?
– Для чего ему такой клюв?
– Чем питается гусак?
– Как можно назвать гусака по-другому? (Гусь)
– А как мы назовём его деток? (Гусята).
5. Игра: «Назови птенца»
(Повторить с детьми названия детенышей птиц, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе)
Дети становятся в круг. У воспитателя в руках мяч.
Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет маму-птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца в единственном числе и во множественном числе.
Гусь — гусёнок — гусята.
Утка — утёнок — утята.
Курица – цыплёнок – цыплята.
Индюк – индюшонок – индюшата.
Пингвин – пингвинёнок – пингвинята.
Грач — грачонок — грачата.
Голубь – голубёнок – голубята.
Страус – страусёнок – страусята.
Аист — аистёнок — аистята.
Стриж — стрижонок — стрижата.
Журавль — журавлёнок — журавлята
Кукушка — кукушонок — кукушата.
Лебедь — лебедёнок — лебедята.
Скворец — скворчонок — скворчата.
Сорока – сорочонок – сорочата. (дети сказали саранчата– от саранчи спутали)
Сова – совёнок – совята.
– Какую птицу вы хотели бы нарисовать? (В течение дня или дома вы можете нарисовать понравившуюся птицу) (Приложение 3 – рисунки детей).
– Какую сказку вы прослушали? Понравилась ли она вам? (Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния).
– Что интересного вы узнали из этой сказки?
– Почему у разных птиц разные клювы?
– У В.Бианки очень много интересные рассказов и сказок.(«Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой», «Хвосты», «Кто чем поёт?», «Чьи это ноги?», «Где раки зимуют», «Синичкин календарь» и др.)
– Попросите родителей почитать их вам. Можно посетить библиотеку, если нужной книги нет дома.
Анализ сказки Бианки В.В. «Чей нос лучше», как написать?
Я прочитал сказку писателя В.В. Бианки. В ней птицы рассуждаютт про свои носы. Одни из них хвастаются, а другие наоборот недовольны.
Когда встает вопрос как правильно договоры или договора, то нужно искать проверочное слово.
Во множественном числе правильно будет говорить слово «договОры» с ударением на третий слог.
Это слово имеет древние корни и очень часто встречается в литературе именно в таком написании.
Из перечисленных в пояснении вариантов самым красивым, большим и наиболее мощным всемирно признан 50-метровый, с небольшим, водопад Ниагарский, точнее это комплекс падающей воды шириной 1245 метров:
Как понятно из названия он находится на реке Ниагара и отделяет американский штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио, наиболее грандиозное зрелище представляет с канадского берега, с которым США связывает Радужный мост перекинутый по ходу движения реки.
В глаголах, имеющих на конце корня буквы п, б, м, в, ф в форме 3 лица единственного числа и в однокоренных словах происходит корневое чередование:в // вл, п // пл, б // бл, м // мл, ф // фл, то есть появляется буква Л. Поэтому правильно писать и говорить нужно
кормить— кормЛю, кормЛение
Чтобы успешно написать сочинение на тему «Времена года», нужно составить краткий план и продумать структуру сочинения. Можно кратко написать о каждом времени года, а можно более подробно написать о том, которое является самым любимым.
Каждое время года по-своему прекрасно. Великие художники, поэты и писатели воспевали весну, пробуждающую природу; спокойную зиму, одевающую природу в чудесные белоснежные наряды; живописную осень и радостное лето.
На смену лету приходит осень. Иногда она угрюмая и дождливая, порой солнечная и теплая. Осень преображает природу, окрашивая ее в сочные краски. Природа готовится к зимнему сну, но засыпает она чудесно.
Холодная зима постепенно вступает в свои права, погружая природу в глубокий и прекрасный сон. Выпадает первый несмелый снег. Снегопады становятся частыми, белое покрывало застилает поля и леса. Природа становится тихой и молчаливой. Она ждет того времени, когда юная весна заставит холода отступить, тогда снова начнется долгожданный расцвет и возрождение.
Все времена года чудесны, нужно учиться видеть в каждом из них свою неповторимую красоту.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Чей нос лучше?» (по сказке В. В. Бианки) в старшей группе
Аннотация. Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по восприятию научной (правдивой) сказки «Чей нос лучше» известного писателя – природоведа В. Бианки
Цель НОД: Продолжать формировать интерес и потребность к восприятию познавательной сказки.
Пополнить литературный багаж детей познавательной сказкой В. Бианки «Чей нос лучше?»
• Расширять и систематизировать имеющиеся представления детей об окружающем мире птиц.
• Закреплять умения различать птиц по внешнему виду и правильно их называть.
• Формировать представления о взаимосвязи особенностей строения клюва птицы со способами добывания пищи.
• Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Птицы», упражнять лексико – грамматические навыки.
• Развивать умение рассматривать иллюстрации к произведению для последующего обсуждения.
• Побуждать детей к определению названия произведения по иллюстрациям на обложке книги.
• Развивать интерес к смыслу слова.
• Привлекать внимание детей к выразительности языка познавательной сказки.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
• Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.
• Воспитывать экологическое мышление.
• Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира.
Речевое развитие. Обогащение активного словаря. Развитие лексико – грамматических навыков.
Художественно – эстетическое развитие. Реализация самостоятельной творческой деятельности. (Рисование по следам воспринятого произведения)
Прием создания проблемной ситуации «….На книжной полке появилась новая книга с интересными иллюстрациями на обложке»
Предварительная работа. Наблюдения за птицами на территории детского сада. Рассматривание иллюстрированных изданий художественной природоведческой литературы. Восприятие художественной литературы. В. Бианки «Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой
Приемы совместной деятельности с детьми.
• Восприятие сказки В. Бианки «Чей нос лучше?»
• Беседа по содержанию сказки. Вопросы воспитателя.
• Рассматривание иллюстраций к произведению.
• Словесные зарисовки (детям предлагается вообразить себя художниками, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке)
• Чтение отрывков из сказки по просьбе детей.
• Рассказ детей о самом интересном эпизоде из сказки (смешном, грустном, после ответов детей зачитывается соответствующий эпизод.
• Чтение понравившегося отрывка и договаривание детьми концовки предложений.
Программное обеспечение. Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М. Васильевой).
Психологический настрой. (Создание положительной психологической атмосферы)
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение! Давайте расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, улыбнемся солнышку, улыбнемся друг другу.
Задача данного этапа заключается в организации направленного внимания детей. Создание ситуации эмоционального благополучия
Воспитатель. На нашей книжной полке появилась новая книга (обращает внимание детей на иллюстрированную книгу – познавательную сказку «Чей нос лучше?»)
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Эту сказку написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы В. Бианки, очень любил природу. Всю свою жизнь он наблюдал и изучал мир животных, насекомых, птиц, растений. В. Бианки написал много рассказов и сказок и для детей, и для взрослых.
Воспитатель. Мне лично очень нравится читать его интересные рассказы и сказки. А какие сказки или рассказы этого писателя вам знакомы?
(предполагаемые ответы детей: сказки «Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой»
Воспитатель. Показывает детям иллюстрированное издание сказки «Чей нос лучше?»
— Я предлагаю вам подумать, про кого она?
— Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Эта книга о птицах. Она называется «Чей нос лучше?»
— Как вы думаете, о чем в этой книге говорится?
(предполагаемые ответы детей)
Чтение воспитателем сказки.
Вопросы воспитателя по содержанию сказки.
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
— Как вы узнали, что это сказка?
(разные птицы разговаривают между собой)
— А эта сказка волшебная?
(предполагаемые ответы детей)
— Эта сказка правдивая.
— В сказке настоящие птицы.
— Названия каких птиц вы узнали из сказки?
Дидактическое упражнение «Назови птицу»
(с его маленьким носом – клювом ему приходится долго трудно добывать мошек)
-Чем Дубонос раскусывает орехи?
— Почему птицу клест писатель назвал клест – Крестонос?
— Для чего бекасу прямой и длинный нос?
— Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок?
— Как достает себе пищу дятел? (долбит дерево толстым клювом)
— Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель по желанию зачитывает понравившийся отрывок)
— Что вам показалось грустным в этой сказке?
(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед)
(родительный падеж множественного числа существительных
В наших лесах и парках много.
Синица – (много синиц,
Ворона – (много ворон)
Дятел – (много дятлов)
Пеликан – (много пеликанов, клестов, козодоев, журавлей, снегирей, скворцов, воробьев, ласточек, глухарей, тетеревов, рябчиков)
Воспитатель. Какую птицу вы хотели бы нарисовать? Я вам предлагаю нарисовать понравившуюся птицу в течение дня.
Заключительный этап. Задача – подведение итогов НОД.
— Как называется сказка, которую вы прослушали? Понравилась ли она вам?
— Что интересного вы узнали из этой сказки?
— Почему у разных птиц разные клювы?
Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния.
Список использованной литературы
1. Бианки В. В.Лесные разведчики: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки, Мн. : Юнатцтва, 1985.- 287 c.,ил.
3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 232 с.
4. Бианки В. Чей нос лучше? М, Издательство «Малыш», 1985
«Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок — колючий бок»» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок»»Задачи:.
Проект «Знакомство с творчеством Виталия Бианки» Актуальность: дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита.