Чему учит рассказ горбушка алмазова
Рассказ из сборника «Матросская лента».
Борис Александрович Алмазов
Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.
В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
— Ну как дела? — спросил он.
— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?
Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.
— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…
— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
— За что тебя наказали? — спросил он.
— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки ни дедушки?
— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…
— А почему их нет? — спросил папа.
— Они погибли на войне.
— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.
— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.
— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
— И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…
Папа достал фотографию.
— Ну, — сказал он, — найди меня.
Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
Я бы её никогда не узнал.
— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…
Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…
— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…
— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе по рассказу Б. Алмазова «Горбушка».
Мартиросова Татьяна Евгеньевна
воспитатель МБДОУ Детский сад №17, г. Чебоксары
Семенова Лариса Лаврентьевна
воспитатель МБДОУ Детский сад №17, г. Чебоксары
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе по рассказу Б. Алмазова «Горбушка».
Конспект НОД
по речевому развитию
в старшей группе по рассказу
Б. Алмазова «Горбушка».
2.Закрепить и обобщить знания детей о нелегкой жизни людей в годы войны, о защитниках страны в годы ВОВ.
Словарная работа: извещение, морской десант, «пал смертью храбрых, блокада,»хлеб с мякиной да с хвоей», «задрожал подбородок».
Материалы: фотография писателя Бориса Алмазова на мультимедийном экране.
-Как вы думаете, про что этот рассказ?
-Что такое горбушка?
-Почему рассказ называется «Горбушка»?
— Как по другому можно озаглавить рассказ?
— Кто главные герои рассказа?
— В каком городе происходят события?
— Что узнал мальчик из рассказа папы?
— Какие слова в тексте вам были непонятны? Какие новые слова вы услышали?
— О чем автор помог нам задуматься?
— Что было бы, если бы воспитатель не обратила внимание на поведение мальчика?
— Как должен был поступить воспитатель?
Сегодня мы с вами прочитали рассказ Бориса Алмазова «Горбушка», о мальчике, которому папа рассказал о жизни детей в годы войны.
Перед вами лежат разноцветные круги – красный и зелёный, возьмите зеленый круг, если вам было интересно на занятии, и вы узнали что- то новое; красный круг — не знаете, сомневаетесь. Дети выбирают круги и комментируют свой выбор.
Чему учит рассказ горбушка алмазова
Борис Александрович Алмазов
Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.
В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
— Ну как дела? — спросил он.
— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?
Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.
— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…
— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
— За что тебя наказали? — спросил он.
— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки ни дедушки?
— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…
— А почему их нет? — спросил папа.
— Они погибли на войне.
— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.
— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.
— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
— И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…
Папа достал фотографию.
— Ну, — сказал он, — найди меня.
Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
Я бы её никогда не узнал.
— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…
Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…
— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…
— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.
Чему учит рассказ горбушка алмазова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе по рассказу Б. Алмазова «Горбушка»
Автор: Мартиросова Татьяна Евгеньевна
Программное содержание:
2.Закрепить и обобщить знания детей о нелегкой жизни людей в годы войны, о защитниках страны в годы ВОВ.
3. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, внимание, формировать навыки сотрудничества.
Словарная работа: извещение, морской десант, «пал смертью храбрых, блокада,»хлеб с мякиной да с хвоей», «задрожал подбородок».
Материалы: фотография писателя Бориса Алмазова на мультимедийном экране.
Ход занятия:
1. Ребята, недавно мы отметили самый главный праздник нашей страны День победы. О войне мы знаем по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов войны и труда. Сегодня мы с вами прочитаем еще один рассказ про войну «Горбушка» писателя Бориса Алмазова.(показ фотографии писателя).
-Как вы думаете, про что этот рассказ?
-Что такое горбушка?
-Почему рассказ называется «Горбушка»?
— Как по другому можно озаглавить рассказ?
— Кто главные герои рассказа?
— В каком городе происходят события?
— Что узнал мальчик из рассказа папы?
— Какие слова в тексте вам были непонятны? Какие новые слова вы услышали?
— О чем автор помог нам задуматься?
— Что было бы, если бы воспитатель не обратила внимание на поведение мальчика?
— Как должен был поступить воспитатель?
Сегодня мы с вами прочитали рассказ Бориса Алмазова «Горбушка», о мальчике, которому папа рассказал о жизни детей в годы войны.
Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
«По тропам войны»
(чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка», используя технологию О. В. Чиндиловой «Технология продуктивного чтения»
Подготовила воспитатель первой
Вызвать интерес к истории одной страны, формировать умение анализировать текст, формировать умение формулировать мысли через слово (аргументировать свою точку зрения, поддерживать заинтересованное отношение к чтению, формировать умение придумать свои версии происходящего, приобщать к традиционным российским ценностям.
Продолжать развивать предпосылки смыслового чтения, развивать стремление понять прочитанное, развивать умение использовать речь для обмена чувствами.
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, в частности к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства.
Словарная работа: блокада, фашисты, мякина, тыл.
Материалы: медаль, мультимедийная презентация на тему «Великая Отечественная война», письмо президента В. В. Путина, колосья пшеницы и ржи.
Рассматривание иллюстраций про Великую Отечественную войну, беседа про Великую Отечественную войну, рисование на тему Великой Отечественной войны, слушание песен про Великую Отечественную войну, беседа о значении слова «тыл».
1. Рассматривание медали.
2. Беседа про медаль.
3. Рассказ воспитателей о ветеранах тыла.
4. Просмотр мультимедийной презентации про ВОВ.
5. Небольшое сообщение об авторе.
6. Рассматривание книги.
7. Чтение текста.
8. Игровое упражнение «Два мешочка».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть что-то интересное. Посмотрите, что это? (медаль, дети рассматривают медаль, желающим даю возможность потрогать).
За что людям дают медаль? (за спасение людей, за храбрость и т. д.)
Тоня, прочти, что написано на этой медали? (70 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.) Эту медаль вручили моей маме в честь семидесятилетия победы в Великой Отечественной войне по указу нашего президента В. В. Путина. Когда началась война, моей маме было 10 лет. Она была на три года старше вас. Она воевала? А за что ей дали медаль? (она работала в тылу).
Когда маме исполнилось 13 лет, война ещё не закончилась. Она жила в деревне с дедом и бабушкой. Они с дедом пасли коней, мама днём, дед – ночью. Однажды дед заболел и мама ночью одна посла коней. Она очень боялась волков и плохих людей, которые воруют лошадей, но домой не убежала – всю ночь просидела на коне. Как вы думаете, она заслуживает такую медаль? (да, заслуживает). Вот как работали люди в тылу для фронта.
Давайте сейчас посмотрим презентацию про Великую Отечественную войну.
Просмотр мультимедийной презентации, объясняя значения слов мякина, фашисты, блокада.
Мякина – это остатки колосьев, стеблей при молотьбе. (показываю настоящие колосья и какие остатки могут быть)
Фашисты – это те, кто считают свою нацию высшей. (и не смогли бы мы играть в те игры, что мы сейчас играем, фашисты заставляли бы играть в свои игры)
Ленинградская блокада – окружение города немцами.
Тяжело ли вам было смотреть на картины войны? (да) Мне тоже было тяжело.
Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Я хочу рассказать вам одну историю.
Борис Александрович Алмазов. «Горбушка»
Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли.
Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой (небольшая пауза, дети додумывают и доканчивают предложение) в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу. (вопрос воспитателя – что могло дальше произойти?Ответы детей: драка, воспитательница отругала. Выслушиваю детей, но не делаю обобщений)
В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
— Ну как дела? — спросил он.
— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом.
— Горбушкой?
— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
— За что тебя наказали? — спросил он.
— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?
— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого.
— А почему их нет? — спросил папа.
— Они погибли на войне.
— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел,как у папы задрожал подбородок:
(пауза, дети догадываются,от чего задрожал подбородок: от волнения, огорчения, печали) — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых.» — это один твой дедушка. Мой отец.А вот это: «Скончался от ран.» — это второй дедушка, мамин папа.
— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
— И всё. Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей. Блокадный.
Папа достал фотографию.
— Ну, — сказал он, — найди меня.
Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
Я бы её никогда не узнал.
— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб.Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные.Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда. А ты его на пол.
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым.
— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже (пауза с целью, чтобы дети догадались, кому рассказать) Гришке. (и даже Гришке)
— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.
Этот рассказ показывает лишь один фрагмент тяжёлой жизни во время Великой Отечественной войны. Наша страна победила эту войну благодаря солдатам и труженикам в тылу.
У меня два мешочка, зелёный и чёрный. Они собирают чувства. Если у вас весёлые, радостные чувства, то положите в зелёный мешок, грустные, печальные – положите в чёрный. Спасибо вам за всё.
Список использованной литературы.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М. :ТЦ Сфера, 2014.
3. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. Олма Медиа Групп,2011 г.
4. «Матросская лента» Борис Алмазов, «Малыш» Москва, 1985.
Чтение рассказа С. Оспанова «Саруар» Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательная область: Коммуникация Раздел: Художественная литература Тема:.
Конспект НОД по художественному чтению в подготовительной группе. Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки» Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки». Подготовительная группа Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной.
Конспект НОД по развитию речи «Чтение рассказа Юрия Коваля «Алый» Программное содержание: упражнять детей в соглосовании существительных с числительными в роде, числе, падеже; познакомить детей с военной.
Конспект НОД по Развитию речи в подготовительной к школе группе: Составление рассказа по картинке Цель: Развивать навык согласования прилагательных с существительными Задачи: Образовательные: 1. учить отвечать на вопросы развернутым полным.
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке» Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Развитие речи»: пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке». Образовательные.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи : Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.
Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи и чтение художественной литературы Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Развивать речевую.
Технологическая карта НОД Тема: «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух» Группа:.