Чему учит рассказ капустное чудо улицкой
Анализ рассказа Л. Е. Улицкой «Капустное чудо»
Анализ текста Л. Улицкой «Капустное чудо»
Человеческая жизнь богата историями и событиями. Наверное, именно поэтому она является предметом внимания писателей. Зачастую даже обычный поход в магазин – это сюжет для произведения на актуальную тему. Поучительный рассказ всегда поможет найти лучшее решение, ведь над ним кропотливо трудился писатель, хотевший, чтобы задумка, проблема, мысль были поняты людьми.
К числу литературных деятелей, которые пишут произведения на важные темы, относится и Л. Е. Улицкая. Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, в городке под названием Давлеканово, куда была эвакуирована ее семья. По национальности – еврейка. По профессии – биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы – человеческие жизни, судьбы людей. Многие произведения она связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце сороковых. Подтверждение тому – рассказ «Капустное чудо»
Данный рассказ был написан в 2003 году. По характеру содержания произведение относится к рассказам с бытовым содержанием, однако встречаются элементы сказочного. Темой автор избирает свершение чуда, скрытую привязанность людей друг к другу, которая познается в трудной ситуации. Мысль произведения можно выразить фразой: «Любите и цените друг друга». В основу сюжета рассказа положен поход детей за капустой: «Две маленькие девочки, обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь». Главные герои – сестры Дуся и Оля. Действие происходит осенью. Конец ноября. Послевоенные годы, сорок пятый – сорок шестой год, сопровождающийся разрухой, голодом, сиротством. Это тяжелое время, неуютный мир, который автор передает эпитетами: «позднее ноябрьское утро», «беспросветно-темная очередь», «тяжелые темно-красные флаги», «вьюжный ветер», «бурые промерзшие листья», которые помогают раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, ее беззащитности, разорванности, гонимости. Еще одна важная деталь – это картинка с нарисованным желтым зубастым японцем, которая как бы стала символом жестокости мира, насмешки судьбы, ее злой шуткой. С помощью приема олицетворения оживает десятирублевка: «измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой». Так писательница хотела сказать, что справедливость все чаще оттесняется неправдой, бесчестностью, несправедливостью. А добрый мир наполнен другими эпитетами: «белый снег», «бело-голубая капуста», «светло-голубые глаза», «бело-голубое сияние». Основные цвета – белый и голубой, как символ спокойствия и честности. Здесь снег оживает и превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».
Можно было бы сказать, что финал рассказа счастливый, но нет. Финал остается открытым, ведь герои не встречаются. Кроме того, в самом конце стоит многоточие. Этим автор не хочет нас обнадеживать. Жизнь настолько непредсказуема, что писательница боится дать нам пустую надежду и вселить в нас легковерие. Почему? Потому что легковерный человек слеп и никогда не сумеет обрести самого себя. А человек, не познавший самого себя, не сможет обрести бремя другого человека. Автор же несет бремя ответственности за читателя. Он должен научить его встрече с жизнью, но в жизни нет заведомо верных решений и абсолютно счастливых финалов. Я считаю, что необходимо ценить то, что мы имеем. Мне это произведение понравилось за поучительный сюжет, манеру написания и образы героев.
Смысл рассказа «Капустное чудо» Людмилы Улицкой
Рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо», написанный в 2003 году, возвращает нас к традиции святочных рассказов, начатой еще в 1840 году. Эта традиция предполагает особую смысловую структуру рассказа, начинающуюся с аллюзии на ад и заканчивающуюся попаданием героя в рай. В рассказе Уликой, пропитанном духом материализма, это тоже присутствует. Ее рассказ возвращает нас в послевоенное время, но заставляет задуматься о становлении и преображении души в результате чуда. По традиции святочных рассказов, дело в них происходит в канун Рождества. Здесь же автор выбирает канун Дня Октябрьской революции, что символично для эпохи СССР, и наделяет этот день всеми необходимыми для святочного рассказа мистическими атрибутами: в рассказе имеется образ идущего снега, который и дает ощущение чуда, образ света, который дает ощущение рая и перерождения.
Сюжет рассказа «Капустное чудо»
Сюжет рассказа незамысловат и очень прост. Главными героями рассказа являются две девочки, Ольга и Авдотья, которые в результате Великой Отечественной войны остались без родителей. Отец их умер на фронте, мать умерла спустя год, а сами девочки попали к их дальней родственнице, Ипатьевой, которая, хоть и заботилась о них, относилась к ним без теплоты и без привязанности.
При этом девочки помогали женщине и делали всю работу по дому: ей самой, в силу ее возраста, это давалось уже тяжело. Завязка рассказа начинается в тот момент, когда девочки идут купить капусту. У них есть лишь десять рублей, и этого должно хватить, но, пока девочки идут к фургону, купюру они теряют: она вываливается из дырки в кармане, и там остается только свернута бумажка с изображением ухмыляющегося японца. Эта бумажка как будто насмешка над девочками, которые не могут вернуться домой, ничего не купив, и очень из-за этого переживают.
Но судьба распорядилась иначе: девочкам везет и из уезжающего фургона выпадают два кочана капусты. И это чудо для девочек – всего лишь символ. Еще одно чудо случается в это день с Ипатьевой, которая к концу рассказа также видит и чувствует это чудо, но для нее этим чудом становятся сами девочки, в которых она наконец смогла разглядеть не просто детей, а чистые и невинные, искренние и любящие души. В то же время, хоть на первый взгляд произведение и кажется завершенным, финал рассказа все равно остается открытым.
Смысл произведения «Капустное чудо»
Произведение одновременно обращается к материализму и к религиозности, наполняя привычно материальный мир ощущением нематериального, мистического и сакрального, незримо присутствующего в рассказе. Вещи в этом рассказе обретают душу и жизнь даже бумажная десятка «обижается», выскальзывая из кармана главной героини. Весь мир в рассказе является отражением концепции ада и рая из традиционных святочных рассказов, но в этом произведении мистика присутствует незримо и неуловимо, остается лишь легким ощущением ожидания какого-то чуда. И это чудо случается.
В первую очередь чудо – это не счастливое получение девочками кочанов капусты, а то, как преображается вокруг них мир. Отдельным чудом можно назвать то классическое преображение, которое переживают герои в рождественских рассказах обычно, и которое показано и здесь. Ипатова, до этого относившаяся к девочкам холодно, в конце рассказа начинает испытывать к ним теплоту и понимать, насколько у нее славные воспитанницы. И, если для самих девочек чудо – это то, что они смогли достать капусту, то для Ипатовой чудом становятся сами девочки. И, хотя финал остается открытым и непонятно, окончательно ли женщина поменяла свое мнение, хочется верить, что она научится дарить главным героиням любовь и заботу.
Анализ рассказа «Капустное чудо» Л.Е.Улицкой.
Анализ рассказа «Капустное чудо» Л.Е.Улицкой.
. облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
Поход девочек за капустой, которую «было самое время ставить», становится основой сюжета рассказа. Так как «таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили», она дала детям «замызганную десятку» и велела купить «морквы с килограмм» и капусты столько, «сколько унесете».
С самого начала мы видим, что рассказ имеет композиционную инверсию, сюжет расположен нелинейно. Экспозиция, где приводится рассказ о том, как Дуся и Ольга попали к старухе, появляется после завязки, где девочки «ждали машину с капустой» перед «зеленым дощатым ларьком». Все вокруг девочек безрадостно, окрашено в темные, безжизненные, «бессветные» тона («беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро»), и во всем этом мире, лишенном жизни, «радовали только тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника».
Почти во всех рождественских рассказах главным героем является ребенок. (В нашем рассказе это девочки Дуся и Ольга.) Почему же именно ребенок? Само определение святочного рассказа отсылает нас к библейской истории о Рождестве Христовом, которое изменило весь мир. Оно не только дало начало новой религии, но и стало краеугольным камнем, с которого начал свое строительство Капитолий мировой литературы. Теперь, каждый год, люди собираются в своих домах, чтобы отметить этот Великий праздник – рождение Спасителя. В эту ночь все преображается, злые сердца смягчаются, а песни Ангелов слышны людям. В это самое время по преданиям небо и земля поклоняются Младенцу, лежащему в вертепе. Вот почему героем святочных рассказов в большинстве своем является ребенок (один или несколько).
Совершение чуда – еще одно правило традиционной рождественской истории. Намек на него чувствуется в самом названии рассказа – «Капустное чудо». Оксюморонное заглавие произведение неслучайно. Следствием использования этого приема является свержение таинства и загадочности происшедшего с девочками события, свершения чуда, которое намеренно снижается и приземляется. Чудо происходит на земле с людьми при их же помощи. Здесь отчетливо видно, что автор не дает нам покинуть определенную ступень мироздания – землю. Метод реализма держит на расстоянии как рай, так и ад, проявление которых заметно лишь в деталях-символах пейзажа и моральном состоянии героев. Та самая картинка с «нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты», которую Дуся приняла за десятку, есть символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка. Отсутствие света в первой части рассказа не что иное, как ад. Свет же в традиции святочной истории – символ Христа, чистоты, счастья и мира. Он появляется только под самое совершение «капустного чуда», пред тем, как девочки натолкнулись на упавшие с грузовика и катившиеся по снегу два кочана капусты ( «стало чуть веселее и светлее»).
Мотив ожидания, также традиционный для жанра святочного рассказа, более чем понятен. «Девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать» капусту, ведь «им и в голову не приходило уйти» без нее. Трогая «замерзшими пальцами» «десятку, скатанную трубочкой», девочки «топали озябшими ногами». Но десятка та – всего лишь картинка со злым японцем. Ожившая десятирублевка тоже элемент сказочного в рассказе. Словно бы живая, она «обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль по мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями». Уже вернувшись домой с «чудесными» кочанами капусты, девочки «сели, не раздеваясь, на стул и ждали…»
Кульминация рассказа очень быстро перерастает в развязку. В этом прослеживаются традиции творчества А.П.Чехова. Неслучайно, саму Л.Улицкую называют «современным Чеховым». Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова писательница переняла не только умение сокращать, но и простоту, душевность, непосредственность. Автор намеренно делает финал открытым, как бы бросает рассказ о своих героях в самый интересный и волнительный момент. У читателя остается только надежда, что все закончится счастливо. Что старуха Ипатьева вернется домой уже не Слонихой, а бабушкой, что девочки наконец то обретут семью, которая для них есть самая заветная мечта.
Так почему же именно этим девочкам, Дусе и Ольге, явилось «чудо»? Обрисованный Улицкой мир живет по незримым христианским законам, где смирение становится главной добродетелью, а ее носители поощряются Небесами. Выросшие в нищете, лишенные детской радостной жизни, девочки-сироты миролюбивы и кротки. Они не ропщут на судьбу, не жалуются на свою нелегкую и одинокую жизнь. Их смирение в высочайшей степени проявляется в долгом ожидании открытия ларька с капустой. И имена девочки носят символичные: Ольга – «святая» и Авдотья – «благоволение». (Благоволение в христианстве является одним из Божиих даров.В Ветхом и Новом заветах обозначены те люди, кто получил Божье благоволение, например Иосиф, Есфирь, Даниил и др.) Именно за немое смирение девочки и получают Небесное «чудо».
«Капустное чудо» не просто история о двух маленьких девочках, волшебным образом нашедших желанную капусту в сугробах, это история о теплой, искренней любви, о духовном перерождении и о поистине христианском подвиге
Улицкая «Капустное чудо»: краткое содержание, анализ, что писать?
Рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо»- это истории про послевоенное детство, трудное и очень тяжелое, автор сама пережила многие похожие события, так как родилась в 1943 году.
И именно поэтому поднимает похожие темы в своих произведениях, это ее жизненный опыт, рассказ «Капустное чудо» идет оттуда из детства.
Если говорить о содержание рассказа, то оно такое:
Две сиротки девочки, попадают в дом к своей дальней родственнице, она не слишком этому радуется, но так как дети спокойные и исполнительные их не гонит, но и особой любви не показывает.
Решив, что точно не найдут, дети идут домой и размышляют, что именно с ними сделает тетка, но тут внезапно из машины выпадают две огромные капустные головы.
Родственница потеряв девочек очень переживает, она успела к ним привязаться и полюбить, именно так происходят на самом деле, два капустных чуда.
Что, именно будет дальше неизвестно, в этом рассказе открытый финал, но так хочется надеяться на то, что и ребятишки и тетка нашли друг друга, что все будут счастливы.
Время послевоенное. Поздняя осень. Дуся и Оля, две сестры-сиротки идут к ларьку. Так начинается рассказ.
Старая Ипатьева послала их за капустой. Девочки остались сиротами, и соседка год назад привезла их к старухе, которая приходилась им дальней родственницей. Старуха не обрадовалась, некоторое время раздумывала, не сдать ли девчонок в детдом. Все же оставила. Были они смирные, хорошо справлялись с домашней работой.
Дуся периодически проверяла в кармане десятирублевку. Еще в кармане была картинка из журнала. Десятка выскользнула из дырявого кармана, а Дуся на ощупь приняла за нее скатанную в трубочку картинку.
Девочки очень долго стояли в очереди, замерзли. Ботинки были холодными, а валенки они не надели, потому что на них кошка спала.
Урок по родной (русской) литературе по теме: «Рождественский рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо» (7 класс)
Ф.И.О. Кузнецова Ирина Вячеславовна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени Виктора Александровича Стукалова
Предмет родная (русская) литература
Тема урока: « Рождественский рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо»»
Предметные цели: осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание рассказа, определить основную идею рассказа, композиционное и жанровое своеобразие произведения
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной литературой, поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение)
Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы
Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне
-На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу Л. Улицкой «Капустное чудо». Тема нашего урока: «Рождественский рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо»». Обратите внимание на эпиграф нашего урока:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса!
-Давайте сформулируем цель нашего урока, исходя из темы урока и эпиграфа
(Цель: выяснить, в чем художественное своеобразие рассказа Улицкой, что, по мнению писательницы, является чудом, как чудо может изменить жизнь человека)
-Запишите в тетради тему и эпиграф, к ним мы вернемся позже.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
-Л. Улицкая – известная писательница. Ее манеру повествования сравнивают с манерой А.П. Чехова. Лаконизм, емкость, внимание к деталям – вот некоторые черты, которые роднят рассказы Улицкой с рассказами Чехова.
-Сегодня нам с вами предстоит работа по исследованию рассказа Улицкой. Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
-В каком жанре написано произведение? (рождественский рассказ)
-Дома вы должны были из словаря выписать определение жанра рождественского рассказа. Дайте определение этому жанру (литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность)
-Выделите черты рождественского рассказа
1.Приуроченность событий к Рождественским праздникам
2.Описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя
4.Ведущий мотив – милосердие и сочувствие к ребенку
5.Наличие нравственного урока, морали.
-Какой рождественский рассказ мы уже проходили? (А.И. Куприн «Чудесный доктор»)
-Выделите черты рождественского рассказа в произведении Куприна.
-Почему рассказ Улицкой можно отнести к рождественским? (дело происходит вьюжным вечером, в жизни девочек происходит счастливый случай, финал светлый и радостный, добро торжествует)
-Улицкая продолжает традиции жанра, но вносит новые черты. Давайте составим таблицу
Действие происходит поздним вьюжным вечером
Случившееся – счастливое стечение обстоятельств, но для девочек это чудо, и для Ипатьевой это чудо. Она осознала, что девочки в ее жизни появились не зря
Светлый и радостный финал
Открытый финал. Читатель сам должен домыслить события
Не обязательным является время – Рождество. Мы должны делать добрые дела и в обычные дни
Цель автора – заставить читателя задуматься над своей жизнью, научиться сопереживать горю ближнего, работать над собой.
Реалистичность повествования, бытовые детали
-С какой целью автор выбрал жанр рождественского рассказа? (жанр рождественского рассказа помогает автору выразить основную идею: «чудо» оказывается наградой человеку за всю его жизнь, пусть даже такую коротенькую, ведь Дусе – 6 лет, а Ольга еще меньше)
Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
Выполним задания конкурса внимательного читателя:
-Какое прозвище было у старухи Ипатьевой? (Слониха)
-Когда девочек привезли к старухе? (в конце 1945 года)
-Что еще, кроме десятирублевой бумажки, лежало в кармане Дуси? (картинка с зубастым японцем)
-Почему девочки вместо валенок надели ботинки? (на валенках кошка спала)
-Сколько времени ждали грузовик с капустой в очереди? (40 минут)
-Где находилась Ипатьева, когда девочки с капустой вернулись домой? (у подружки Кротовой)
Учащиеся выполняют индивидуально на заранее напечатанных листочках, после выполнения задания меняются, проверяют под контролем учителя.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
-Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход девочек за капустой)
-Чьими глазами мы видим мир? (глазами сестер)
-Есть ли в тексте описание портретов главных героинь? (только детали)
-Почему? (Главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира, душевного состояния)
-В этом большую роль играет описание природы. Найдите пейзажные зарисовки и выразительно прочитайте их. Какова их роль? (передают бесприютность человеческой жизни, ее беззащитность, разорванность, быстрое взросление детей)
-Обрадовалась ли Ипатьева появлению в своей жизни девочек? (нет)
-Почему была мысль сдать сестер в детдом? (тяжелое послевоенное время, старость и болезни, старуха не чувствовала привязанности к девочкам)
-Почему всю работу по дому девочки делали сами? (рано стали самостоятельными, т.к. осиротели, старались во всем помочь старухе, т.к. она была больной, хотели, чтобы их помощь по дому оказалась незаменимой и Ипатьева почувствовала необходимость в сестрах)
-Почему переломным для Ипатьевой поступком, оставить ли детей у себя, назван поход в баню? (после похода в баню Ипатьева уложила их спать в кровать. Девочки поняли, что старуха решила их оставить у себя. До этого она спали на полу и понимали, что старуха еще не решила, оставит ли их у себя)
-Как стали называть Слониху Дуся и Оля, когда решилась их судьба? (баба Таня)
-Почему девочкам в голову не приходило уйти от ларька без капусты? (они боялись, что баба Таня разозлится на них и выгонит из дома, а девочки хотели обрести семью)
-Почему потеря десятки – горе для девочек? (они не представляли, что вернутся без капусты, т.к. баба Таня может их выгнать или сдать в детдом. Сохранить семью – главное для девочек)
— О каком чуде идет речь в рассказе Улицкой? (2 капустных кочана упали к ногам убитых горем сестер. Для девочек – это чудо)
-Почему баба Таня переживала из-за долгого отсутствия девочек? (она по-настоящему привязалась к девочкам и уже не представляла жизни без них)
Реализация проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
-Найдите эпизод «Девочки в очереди», выразительно прочитайте его
-Найдите слова и словосочетания, характеризующие мир взрослых
-Каким мы видим этот мир? (жестоким и равнодушным)
-Что заставляет взрослых поступать именно так? (черствость, отсутствие сострадания к окружающим)
-Оправдывает ли это взрослых? (нет)
-Можно ли так поступать с чужими детьми? (чужих детей не бывает)
-Кто должен быть сильнее? (взрослые сильнее, именно они могут протянуть руку помощи детям)
-Какую важную мысль хочет донести до читателей Улицкая? (нужно быть добрее, помогать ближнему, оказавшемуся в беде. А если это ребенок, то необходимо помочь ему, поддержать, хотя бы словом)
-Какие чувства вызвал этот отрывок текста? (сочувствие к девочкам и возмущение поведением взрослых)
-Найдите в диалоге глаголы, которые характеризуют отношение взрослых к девочкам? О чем они говорят? (о бессердечности и жёсткости)
-Что для девочек оказывается самым страшным? (равнодушие окружающих, беззащитность)
Первичное закрепление изученного
Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления
-Давайте составим таблицу «Линии сравнения»